Телескопические погрузчики - выбор профессионала. Выбираем телескопический погрузчик из китая Замена навесного оборудования

Здесь грузят все самое интересное

С некоторых пор в секторе разгорелась борьба за превосходство. Быстрый рост популярности этих машин как в Великобритании и Ирландии, так и во всем мире привлек интерес почти каждого производителя спецоборудования. Одни только цифры (в настоящее время количество телескопических погрузчиков в мире составляет, по примерным оценкам, около 56 тысяч единиц - и оно продолжает расти) заманили на этот рынок нескольких известных производителей, желающих получить хотя бы небольшую его часть. О последних разработках в этом быстро растущем и высоко конкурентном секторе мы сегодня и расскажем.

Исчезающая тенденция

Начнем с вопросов. Почему так подскочил спрос на телескопические погрузчики? И почему они захватили "исконную" нишу экскаваторного погрузчика, так популярного в Великобритании и Ирландии? Общий ответ состоит в том, что сегодня изменился подход к поставке материалов: по некоторым оценкам, более 80% материалов доставляются к месту назначения в виде грузовых пакетов. Поэтому-то телескопический погрузчик становится незаменимой машиной на любой строительной площадке.
Итак, какие именно новейшие разработки и типы машин мы увидим в этой области в ближайшее время? Сразу следует оговориться: североамериканских производителей со счетов сбрасывать не стоит, поскольку они твердо поняли одну вещь - чтобы машину покупали в Европе, ее нужно сделать специально для Старого Света. Так, например, компания Pettibone уже много лет выпускает в Америке телескопические погрузчики. И планирует продавать в Европе "необычные колесные погрузчики", поскольку понимает, что "традиционные американские погрузчики" никто в Европе не купит. Несколько линеек для американского рынка (например, Lull, Sky Trak и Gradall) есть у JLG. Но компания выпускает и ряд машин для Европы, что началось с приобретения Atlas. Ее успешный и активно развивающийся союз с Caterpillar также сосредоточил усилия на новой линейке машин Cat, предназначенных специально для европейского рынка. К сожалению, увидеть эти погрузчики мы сможем не раньше следующего года.
Но уже ясно, что тенденция последних лет к постоянному увеличению рабочей высоты пошла на спад на 30 метрах - видимо, эта высота дальше расти не будет. В то же время, на рынке появляются все более и более компактные машины. А главным приоритетом для всех производителей сейчас является безопасность - вне зависимости от размера (для телескопических погрузчиков синоним безопасности – круговой обзор).

(Великобритания)

На рынках большинства стран в сегменте телескопических погрузчиков самыми популярными брендами являются JCB и Manitou. Они борются между собой и за мировое лидерство в отрасли.
Недавно JCB представила для предварительного просмотра данные по телескопическому погрузчику JCB 515-40, названному "минископическим": высота подъема - 4 м, номинальная грузоподъемность - 2000 кг, грузоподъемность на максимальной высоте - 1500 кг. Модель предназначена для использования в ситуациях, требующих небольшой высоты подъема и малой опорной площади, - например, при восстановительных работах в зданиях. Согласно данным JCB, ключевые особенности "минископической" концепции: небольшие размеры (эти машины - более узкие и низкие, чем обычные погрузчики), гидростатическая полноприводная трансмиссия с задними рулевыми колесами и разносторонние возможности применения (как вилочный погрузчик или погрузчик на 0,5 кубометра).
Однако компания решила пока не показывать эту машину, а вместо нее представила два телескопических подъемника 535 HiViz с низкой стрелой. Эти машины имеют улучшенный задний обзор - на три четверти - благодаря понижению опорного шарнира стрелы на 235 мм. Кроме того, на 13% уменьшен общий размер секции стрелы, на 90 мм - задний свес и на 300 мм - радиус разворота. В довершение ко всему, машина имеет установленный сбоку двигатель JCB Dieselmax на 63 КВт, а также новые приборы и приборную панель. В конце этого года появится в продаже модель с двигателем Tier III на 74 КВт. Кроме того, JCB уверенно назвала себя мировым лидером на рынке телескопических подъемников - с 22 процентами акций.

(Франция)

Компания Manitou, называющая себя мировым лидером в сегменте вездеходных автопогрузчиков, построила их более 236 тысяч - и явно лидирует во всем секторе. Кроме того, Manitou - не желая трубить об этом, подобно своему британскому конкуренту - уже тише называет именно себя ведущим производителем телескопических погрузчиков (26-процентная доля на этом рынке).
Среди новейших машин Manitou можно назвать поворотные телескопические MRT "Privilege" (от 18 до 25 м), прошедшие полную переработку, в результате которой они были оснащены двигателями Mercedes Euro III, обеспечивающими дополнительные 13% мощности. Что касается рабочего места оператора, то на машинах установлена новая кабина самой современной конструкции – более просторная, с улучшенным обзором навесного оборудования через изогнутое ветровое стекло.
Из последних событий в компании отметим запуск в серийное производство модели MRT 3050 (высота подъема 30 м, максимальная грузоподъемность 5 т), впервые представленной в прошлом году на выставке Intermat. Пятисекционная телескопическая стрела пятиугольного сечения имеет повышенную жесткость, особенно в горизонтальном положении. Доступны варианты с лебедкой и подъемной, а также рабочей платформами (рабочая высота - до 40 м).

(Франция)

Новичок этого сектора Haulotte создал "с нуля" линейку из пока двух машин: Top Lift HTL 4014 и HTL 4017. Оба погрузчика имеют максимальную грузоподъемность 4 т и высоту подъема 14,1 и 17,2 м соответственно. Одна из главных особенностей этих подъемников – более чем вдвое увеличенная устойчивость. Кроме того, система безопасности отличается наличием нескольких визуальных и звуковых индикаторов, а также механизмов блокировки. Наконец, в этих моделях используется единое многофункциональное устройство управления, позволяющее с высокой точностью совершать как простые, так и сложные движения, используя только одну руку.
По словам главы Haulotte Александра Собо, целью создания HTL 4014 и HTL 4017 было не просто добиться максимальной высоты подъема, выполнения машинами своих функции в любых условиях, под управлением любых операторов, которые, в свою очередь, всегда могут допустить нарушения в эксплуатации. Собо также отметил, что в этом году удастся построить не более 1000 таких машин. При том, что для экономической жизнеспособности необходимо производить около 3000 телескопических погрузчиков в год.
Тем не менее, в жесткой конкуренции с многими производителями, занимающими прочное положение, Haulotte оптимистично планирует со временем добиться доли рынка около 10%, что примерно соответствует 5000-6000 машин в год. Компания рассматривает рынок телескопических погрузчиков в качестве важного трамплина на пути к диверсификации, и взаимопроникновение рынков подъемного оборудования и аренды телескопических погрузчиков ей на руку. Впрочем, когда наступит это время - не ясно. Ведь только усилия, затраченные на то, чтобы выйти на этот рынок, уже отрицательно сказались на новых продуктах, а дальнейшая разработка автоподъемников, скорее всего, будет отложена из-за проблем с соответствием дорожному законодательству и новым требованиям к двигателям.

(Италия)

А вот Faresin, освободившийся от партнерского соглашения с Haulotte, ассортимент расширяет быстрыми темпами. Среди новых моделей – компактный "6.25" (1,9 м в высоту и 1,8 м в ширину, высота подъема 6 м, грузоподъемность - 2,5 т), а также первые полноповоротные модели "15.45" и "18.45" (высота подъема - 15 и 18 м соответственно, грузоподъемность - 4,5 т, возможность поворота на 360°). Эти модели весьма современны: в них используется система управления грузоподъемностью и устойчивостью Canbus, электронная интегрированная активная система безопасности система EISAS для отслеживания положений грузов, а также двигатель Iveco Tier III на 94 КВт, установленный по центральной оси шасси, что повышает удобство технического обслуживания.

(Германия)

Новая линейка телескопических погрузчиков Liebherr уже хорошо известна в немецкоговорящем мире. Серия из четырех моделей включает в себя машины с высотой подъема от 10 до 13 м и максимальной грузоподъемностью от 3500 до 4500 кг. Первоначально она состояла из TL4 35/10, TL4 35/13, TL4 42/13 и машины промышленного типа TL4 45/10. Овальная стрела этого погрузчика смотрится довольно необычно - в ней проявился опыт компании в разработке крановых стрел: при относительно небольших размерах и низком расположении опорного шарнира, они имеют хороший задний обзор. Несколько таких машин уже поступили в британский арендный парк техники Liebherr.

(США)

Успешно - возможно, гораздо успешнее, чем могла ожидать Cat - развивается альянс по производству погрузчиков Caterpillar и JLG. Производство началось прошлой осенью, и все дилеры довольны качеством техники, выпускаемой на бельгийском заводе JLG. Впрочем, машины нового поколения этих двух компаний можно будет увидеть не раньше следующего года, но клиенты и дилеры Caterpillar ждут их с нетерпением. Главы альянса JLG-Cat Майк Рафии (JLG) и Клаус Укенс (Cat) в один голос утверждают, что в первый год основной задачей была интеграция двух компаний. А после того, как в октябре прошлого года началось производство машин Cat под маркой JLG, можно попробовать и проектирование новых моделей. А в компании Oshkosh - новом владельце JLG - этот альянс называют "очень привлекательным", "мы рады поддержать любые начинания JLG". Тем временем JLG выпустила для европейского рынка новую модернизированную серию PS из девяти машин. Эти модели в стандартной комплектации имеют трансмиссию с полным силовым переключением передач, обеспечивающую повышенное тяговое усилие. Чувствительный к нагрузке насос с переменным рабочим объемом теперь объединен с новым компенсационным клапаном. По словам производителя, это обеспечивает более послушное и сбалансированное пропорциональное управление - за счет сокращенного времени цикла гидросистемы, - а также более эффективное использование мощности с общим повышением производительности и экономией топлива. Кроме того, в трансмиссию с силовым переключением передач встроена отключаемая функция выключения сцепления с помощью педали тормоза. Наконец, улучшена система взаимоблокировки стабилизатора и шасси, что уменьшило время установки в требуемое положение при погрузочных работах.

(США)

Компания Genie пополнила европейскую линейку еще одной машиной – GTH-6025R Giro. Высота подъема этой полноповоротной модели составляет 24,8 м, а максимальная досягаемость спереди – 20,85 м при грузоподъемности 6000 кг. Полноприводная машина управляется двумя электропропорциональными ручками (типа "четыре в одном") с кнопкой, позволяющей переключать трансмиссию на ходу. Расширенное применение электроники заметно по наличию индикатора техобслуживания и черному ящику, записывающему "параметры работы и отклонения". Определить местонахождение машины позволяет также модуль GPS, который устанавливается при необходимости. Энергию обеспечивает расположенный сбоку (что облегчает доступ к нему) четырехцилиндровый двигатель Cummins на 165 л/с с турбоохладителем.

(Италия)

Merlo имеет репутацию компании, применяющей в разработке телескопических погрузчиков самые передовые технологии, поэтому просто выпуск нового продукта – это уже ответственная задача. Машина Panoramic P 55.9 CS с высотой подъема 8,6 м и грузоподъемностью 5500 кг имеет новую конструкцию корпуса, а также более низко расположенный опорный шарнир, что увеличивает задний обзор. Новейшая гидропневматическая подвеска кабины обеспечивает оператору еще больший комфорт. Есть и другие новшества. Среди них можно назвать оси Merlo с эпициклоидными редукторами и четырехцилиндровый двигатель Tier III 140 HP, который, по некоторым данным, производит меньше шума. В Merlo придерживаются мнения, что большей высоте подъема клиенты предпочли бы увеличение грузоподъемности. В рамках этой философии выпущена линейка компактных погрузчиков Roto, в которой представлены усовершенствованные версии моделей K и KS (максимальная грузоподъемность - 5000 кг). Высота подъема при этом не превышает 16 метров. Новые модели имеют пределы поворота 415°, при этом общая ширина уменьшена на 50 мм, а длина – на 130 мм.

Прочие

Соблазнительный рост рынка телескопических погрузчиков привлек и менее известных производителей, которые тоже попытались занять этот "плацдарм". Например испанская компания MZ Imer уже выпустила модели и со стационарным корпусом, и полноповоротные. А недавно представила еще и симпатичную на вид машину MZ-2706-Lift. Построенный на заводе в Сарагосе, этот погрузчик имеет максимальную высоту подъема 6 м и максимальную грузоподъемность 2700 кг (на высоте 3,5 м при полностью выдвинутой стреле максимальная грузоподъемность - 800 кг). При размерах всего 2x1,845 м, он оснащен двигателем Yanmar и имеет максимальную скорость 25 км/ч. По официальным данным, у машине очень хорошие отзывы, и она поступит в продажу уже в конце этого года.
Португальская компания Galmax выпустила погрузчик несколько меньших размеров – компактный 6516 Giraffe, который поступит в продажу в конце этого года. Общая высота машины - меньше двух метров, ширина - всего 1,53 м, максимальная высота подъема - 5,2 м, но максимальная грузоподъемность – всего 1,6 т.
Китайский производитель Sunward также "смотрит на Запад" и надеется найти там дилеров. Первый телескопический погрузчик этой компании - 13,65-метровый SWTH 3514 - способен поднять до 3500 кг, оборудован двухступенчатой трансмиссией и развивает скорость до 35 км/ч при движении по дороге, способен буксировать грузы весом до 6 т и преодолевать 60-процентный уклон с полной нагрузкой. Представители компании отметили, что все насосы, моторы и клапаны поставляются группой компаний Rexroth Bosch.
Последняя модель телескопического погрузчика Bobcat - компактный T2250 - по словам представителей компании, обладает функциями и преимуществами машины с бортовым поворотом, коленчатого колесного погрузчика и телескопического погрузчика одновременно. С общей высотой всего 1,97 м и шириной 1,8 м, T2250 имеет такие же размеры, как у самых больших моделей погрузчиков Bobcat с бортовым поворотом. И при этом, по заявлению компании, обладает производительностью, сравнимой с коленчатым колесным погрузчиком такого же размера. Учитывая то, что в Великобритании рынок погрузчиков с боковым поворотом традиционно статичен, а рынок телескопических погрузчиков все еще растет, компания Bobcat очень заинтересована в том, чтобы расширить свою нишу на последнем.
Быстро развивающийся итальянский производитель Dieci продолжает добавлять модели в свою и так немаленькую линейку. Производство компании недавно переехало на новый завод, что позволило практически удвоить объем выпускаемой продукции - почти до 2400 единиц в год. Мощности двух заводов позволяют производить до 5000машин в год, что означает хорошие перспективы в будущем. В числе недавно выпущенных моделей можно назвать компактный Apollo 25-6 с модернизированным двигателем на 85 л/с с турбонаддувом и мощный полноповоротный Pegasus 70-11 (11 м/7000кг). Машины оборудованы новыми кабиной, креслом, приборной доской и переработанным распределительным устройством. Несколько меньший по грузоподъемности полноповоротный Pegasus 60.16 способен поднимать до 6000 кг и имеет рабочую высоту до 16 м. Он был выпущен прошлой осенью и имеет много общего с 70-11. Еще одна новая линейка от Dieci - Atlante (высота подъема от 6 до 11 м). Эти машины имеют трансмиссию с силовым переключением передач (четыре передних и три задних). По заявлению компании, это сделано в ответ на запросы клиентов. Доступны такие модели, как 30-6, 30-9, 33-11 и Zeus 38-10 большей грузоподъемности.

В этом году рынок телескопических погрузчиков оказался активен как никогда прежде. Если спрос останется на предполагаемом уровне, будет интересно посмотреть, удастся ли таким признанным производителям, как JCB, Manitou, JLG и Merlo сохранить или увеличить имеющуюся долю рынка, либо он будет разделен - с выпуском новых моделей Caterpillar, Liebherr и Haulotte (последняя возлагает на новые машины особые надежды). Так или иначе, у тех, кто покупает телескопические , еще никогда не было столь богатого выбора. Так что следующий год в этом отношении может быть даже интереснее, чем нынешний. Следите за этим сектором!

Cranes & Access rus, №2 (Ноябрь, 2007)

Интенсивное развитие строительной индустрии, карьерных разработок полезных ископаемых, складов, портов и сельскохозяйственных предприятий требует применения современной погрузочно-разгрузочной техники. Перед менеджментом предприятий не один раз возникает вопрос – стоит ли покупать телескопический погрузчик из Китая? Соответствует ли он своему предназначению, насколько удобен в работе и насколько надёжен?

Китай в данный момент выпускает довольно много машин подобного класса. Выбор китайского телескопического погрузчика – дело не простое и требует учета многих факторов. Этим занимаются фирмы-производители, специализирующиеся на машиностроении. Подход к созданию машин у китайских инженеров известен всем – берется пользующаяся спросом машина из Европы или Америки и создается копия с незначительными изменениями.

На начальном этапе качество машин, не только китайских телескопических фронтальных погрузчиков, но и остальных конструкций было довольно невысоким. Если сравнивать с оригиналами, но в последнее время появились и оригинальные китайские разработки, и машины стали получше. Многие европейские фирмы выносят производство в Китай, где машины собираются под руководством их инженеров.
Однако, пока основное преимущество китайских автопогрузчиков – это цена.

Основные модели телескопических погрузчиков производимых в Китае

В стране производством телескопических погрузчиков занимается ряд известных и малоизвестных фирм. Среди них можно выделить:
  • ТОТА;
  • TITAN;
  • SDLG (LINGONG);
  • XCMG;
  • SEM (SHANDONG) и другие.
ТОТА выпускает два вида телескопических погрузчиков - SCZ25-4 и SCZ35-4 грузоподъемностью 2500 и 3500 кг соответственно. Собственная масса машин составляет 7100 и 8000 кг. Телескопические китайские погрузчики ТОТА строятся на шасси с поворотом только задних колес. Размер задних и передних колес различен, но все равно радиус поворота очень большой – 12,5 м (у SCZ25-4). Максимальная высота подъема груза – 6 м с грузом в 1 тонну.

Самостоятельно передвигаться эта модель может со скоростью 28 км/ч. Система трансмиссии – гидростатическая. Оснащен погрузчик двигателем Cummins 4BT3.9-C80 мощностью 60 л.с. Стоит упомянуть, что эти двигатели весьма надежны и экономичны. Аналогично устроена и вторая модель, но она обладает большей грузоподъемностью на несколько большую - 6020 см высоту, но и радиус поворота у нее больше на три метра.

Погрузчики телескопические TITAN представлены тоже двумя моделями – ТТН 45100Н и ТТН 3060 мощностью 131 и 82 л.с. соответственно, и грузоподъемностью 4,5 и 3 тонны. Оснащены машины теми же дизелями Cummins. ТТН 45100Н может поднимать груз в 2 т на высоту 10 метров, а его собрат на 6 м. Гидростатическая трансмиссия обеспечивает скорость хода до 25 км/ч и плавное изменение направления движения. Управление колесами возможно в двух режимах – только передние и все четыре, что позволяет обеспечить минимальный радиус поворота чуть больше 4 метров.

Навесные агрегаты могут применяться самые различные

  • ковши с гидравликой и без;
  • вилы с разным количеством ножей;
  • люльки;
  • захваты для труб и бочек;
  • крюки.
Замки на оголовке выдвижной стрелы универсальные – можно применять много навесных агрегатов иных производителей.

Вилочные погрузчики с телескопической стрелой из КНР

Среди предлагаемых моделей погрузчиков много вилочных. Ярким примером служит XCMG XT680-170. Это телескопический погрузчик массой 13600 кг с вылетом выдвижной стрелы вперед 12,6 м и высотой подъема груза почти 17 м. Максимальная грузоподъемность машины составляет почти 4700 кг. На нем установлен дизель Камминз мощностью 84 кВт. Поворачиваются все колеса, что определяет радиус разворота 4,5м (при собственной длине 6680см). Небольшая высота мощной машины и ее маневренность позволяют применять ее в закрытых помещениях и на строительных площадках весьма ограниченной площади.

Применение телескопических погрузчиков зависит от установленного оборудования. XT680-170 может комплектоваться практически всем шлейфом навесок.

Следует указать, что управление китайскими фронтальными погрузчиками аналогично управлению европейскими, но оборудование кабины и число опций для удобства оператора еще очень отстает. Это касается и электронных систем безопасности, которые присутствуют, но в работе учитывают гораздо меньше параметров, чем европейские аналоги. Полного соответствия китайских машин европейским моделям установить не удалось, поэтому можно считать их, хотя бы частично, собственными разработками.

Телескопические погрузчики более универсальны, чем обычные. Именно поэтому они очень распространены. Их используют во многих сферах, от строительства до аграрного сектора. В России пользуются спросом модели около десяти ведущих компаний со всего мира. Преимущественно это европейские бренды.

Компании - производители

В России наибольшим спросом пользуются телескопические погрузчики следующих компаний:

  • Gehl;
  • Manitou BF;
  • MustangManufacturingCo;
  • Sky Trak.

Эти бренды являются лидерами по поставкам такой техники в нашу страну. Погрузчики, которые выпускаются этими компаниями, востребованы повсюду.

MustangManufacturingCo принадлежит компании Gehl. Это американская компания, которая выпускают телескопические погрузчики разной грузоподъемности. Именно Gehl принадлежит знаменитая модель DL, которая имеет функцию быстрого присоединения навесных орудий. Благодаря ей на стрелу можно установить даже платформу для подъема рабочих. Поэтому модель нашла свое применение не только в строительстве, но и в различных монтажных и высотных работах.

У Gehl есть также модель Caterpillar, отличающаяся от всех других типов погрузчиков тем, что оснащена джойстиком, который делает многие функции системы автоматическими.

Отличительная особенность техники Gehl в том, что при покупке телескопического погрузчика клиент может самостоятельно выбрать длину стрелы.

JCB

JCB - это английская компания. В отличие от своих конкурентов, фирма не ограничивается двумя - тремя моделями погрузчиков. Сегодня в линейке бренда 12 моделей, и в скором времени могут появиться новые. Одна из моделей JCB известна тем, что имеет длину стрелы около 17 метров.

Управлять инструментами в технике JCB очень просто. Это можно сделать одним поворотом рычага. Разработчики специально создавали системы, которые могли бы давать возможность быстрой замены рабочего инструмента. Навесные орудия на погрузчиках меняются очень просто и легко прямо в рабочих условиях.

Преимущество техники JCB в ее устойчивости. В компании предусмотрели различные неприятные происшествия, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации.

Manitou BF

Manitou BF - французская фирма, которая известна своими вилочными погрузчиками. Однако она выпускает и телескопическую технику, но только под маркой Maniscopic. Модели французского бренда можно определить по низкой посадке, которая обеспечивает им предельную устойчивость. Погрузчик Gradall G6-42P имеет уникальное рулевое управление, которое сегодня не встречается практически нигде.

Низкая посадка (профиль) погрузчика при небольшой высоте машины и клиренсе 460 мм делают эту технику очень заметной. При этом надо учесть, что у агрегата рулевая передача.

Sky Trak

Sky Trak производит телескопические погрузчики Terex. У компании есть ряд патентов, один из которых - уникальная система стабилизации заднего моста. Использование этой системы повышает устойчивость техники даже при высоких нагрузках.

Другие фирмы

В России есть телескопические погрузчики и других компаний. Например, тут можно встретить даже модели белорусской фирмы "Амкодор-Ударник". Поставляют в страну свои изделия также бренды, которые производят не только телескопические, но и простые погрузчики. Так, среди погрузочной техники можно встретить достаточно популярные установки от Bobcat, Sennebogen и Merlo.

Bobcat - американская компания, которая поставляет на мировые рынки мини-спецтехнику. Бренд производит и реализует экскаваторы, погрузчики, мини-погрузчики и другое оборудование для строительства и сельского хозяйства. В том числе среди изделий Bobcat можно найти и телескопические погрузчики. Это аккуратные небольшие установки, которые очень компактны и обладают функцией быстрой смены навесного оборудования. Они очень востребованы при строительстве, особенно когда речь идет о небольших сооружениях.

Merlo известна своими аграрными моделями погрузчиков, которых всего две:

  • Multifarmer;
  • Turbofarmer.

Turbofarmer имеет большую грузоподъемность и длину стрелы. Эта модель имеет восемь модификаций. Multifarmer менее грузоподъемная модель, у которой всего четыре модификации.

Sennebogen производит гусеничную технику. На российских рынках можно найти краны этого бренда, автокраны, перегружатели и другие установки. Подъемная техника Sennebogen известна своей надежностью и функциональностью. Она очень долговечна, потому что каждая деталь любой установки проходит предварительное заводское тестирование.

Среди множества марок и моделей потребитель может запутаться. Как выбрать надежный телескопический погрузчик? Известно, что правильно выбранный агрегат уже за пару лет может полностью окупить себя. А срок службы без ремонта у него длительный.

Телескопическе погрузчики различаются грузоподъемностью и длиной стрелы. Кроме того, к каждому из них прилагается навесное оборудование.

При выборе надо обратить внимание на ряд деталей. В первую очередь, надо решить, в каких условиях будет использоваться устройство и какие характеристики грузоподъемности ему необходимы. Стрела выбирается точно так же. Кроме того, надо обратить внимание на кабину. В ней должно быть комфортно и удобно. Никакие детали не должны мешать обзору.

Экономичность погрузчика тоже имеет очень большое значение.

Покупателю нужно смотреть как на расходы в настоящем (стоимость самого погрузчика), так и на расходы при эксплуатации и возможном ремонте.

Например, надо узнать, каков у погрузчика расход топлива. Все ведущие бренды сегодня поставляют надежную технику, но выбирать ее надо под конкретные нужды.

Телескопический погрузчик - сравнительно молодой вид техники, разработанный в конце 50-х годов прошлого века. И только через 20 лет компания JCB начала активно развивать этот новый тип машин. Позднее инициативу британцев поддержали многие производители с мировым именем, среди которых отметим такие компании как Manitou, Merlo, Caterpillar, John Deere, Terex, Liebherr, Case, New Holland и многие другие. Популярность телескопических погрузчиков во всем мире объясняется в первую очередь их универсальностью - они могут заменить и воплотить в себе функции сразу нескольких машин, к примеру, небольших автокранов, фронтальных и вилочных погрузчиков.

Не вдаваясь глубоко в историю, отметим, что основой пополнения российского рынка телескопическими погрузчиками служат импортные поставки из стран дальнего зарубежья. На постсоветском пространстве выпускают рассматриваемую технику белорусский «Амкодор» и «ЧЕТРА» - зарегистрированная торговая марка холдинга «Концерн «Тракторные заводы». Белорусские партнеры ежегодно отгружают российским потребителям порядка 10-15 машин. Количество техники, проданной российским производителем, остается неизвестным (по крайней мере, комментариев о ее количестве у представителей завода получить не удалось), при том, что первый экземпляр телескопического погрузчика ЧЕТРА ПТС 4012-201 был презентован еще на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010». Хочется верить, что при всех заявленных преимуществах перед импортными аналогами, данный проект получит свое развитие в самое ближайшее время.

А пока перейдем к показателям импорта, на базе которого, собственно, и формируется отечественный парк телескопических погрузчиков. Динамика развития рынка рассматриваемых машин в период с 2008 года схожа с общим трендом развития рынка строительной техники, за исключением, пожалуй, первых трех кварталов 2013 года. После резкого спада показателей в посткризисном 2009 году сразу на 70%, уже с 2010 года можно было наблюдать постепенное восстановление объемов импорта, которые в этом же году увеличились на 160%, в 2011 году импорт увеличился еще в 2 раза относительно данных по ввозу телескопических погрузчиков за 2010 год. Далее в 2012 году темпы роста снизились до 9%. Не менее 5% роста стоит ожидать и по итогам 2013 года, что позволит превысить докризисные показатели импорта телескопических погрузчиков 2008 года более чем в 2 раза. А если говорить о первых трех кварталах минувшего года, то объемы ввоза в каждом из них находятся на максимально высоком уровне относительно аналогичных периодов прошлых лет. Второй квартал 2013 года стал наиболее успешным по показателям, которые сопоставимы с данными по импорту за весь 2010 год, уступая им 18%.

Динамика российского импорта телескопических погрузчиков в 2008- сентябре 2013 гг., шт.

Год назад, при анализе рынка телескопических погрузчиков («Основные Средства» №02/2013), развитие конкурентной борьбы между марками JCB и Manitou - лидерами отрасли, было разделено на два этапа: до 2008 г., когда пальма первенства попеременно переходила от одной марки к другой, и посткризисный период, начиная с 2009 г., когда британская марка JCB вышла в лидеры. В настоящее время, видимо, можно говорить уже о следующем этапе, ведь по итогам всего 2012 года под маркой Manitou в Россию было ввезено на 2 телескопических погрузчика больше, чем под маркой JCB, а уже по итогам трех кварталов 2013 года это преимущество увеличилось до 50 единиц техники. Лидер первых трех кварталов 2013 года Manitou ввез в нашу страну на 31% телескопических погрузчиков больше, чем в аналогичном периоде 2012 года, что позволило марке занять треть импортного рынка по итогам рассматриваемого периода. Меньший прирост, равный порядка 6%, обеспечил JCB вторую позицию.

Что касается остальных участников ведущей пятерки, то и здесь мы видим перестановки. С третьего на пятое место переместились телескопические погрузчики марки Claas, объемы импорта которых сократились на 17%, а доля упала с 9 до 6% по итогам января-сентября 2013 года. Отличные показатели демонстрирует марка Dieci, темп прироста импорта которой в сравниваемых периодах 2012 и 2013 года равнялся 61%, что позволило закрепиться в тройке лидеров. И наконец, отметим неплохой 45%-ый прирост ввоза погрузчиков под маркой Merlo, расположившейся на четвертой позиции.

Из остальных отметим JLG, объемы импорта телескопических погрузчиков которой увеличились с 5 единиц в январе-сентябре 2012 до 30 единиц в рассматриваемом периоде 2013 года. Также неплохие показатели роста продемонстрировали марки Bobcat, Haulotte, Ausa, New Holland. По большинству остальных отмечается спад.

Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе-сентябре 2013 года, % .

В географическом распределении стран, выпустивших телескопические погрузчики для российского импорта, лидирует Франция во главе с маркой Manitou. И это несмотря на то, что более 100 погрузчиков было произведено на итальянском заводе Manitou, где выпускаются погрузчики с поворотной кабиной серии MRT, а также «тяжелые» (повышенной грузоподъемности) машины серии MHT. Среди остальных марок французской сборки отметим Bobcat, Haulotte, Case и Massey Ferguson.

Великобритания представлена в рейтинге двумя производителями - JCB и Caterpillar, под марками которых было произведено и впоследствии импортировано в Россию за первые три квартала 2013 года 398 и 4 телескопических погрузчика соответственно. Кроме уже ранее упомянутой Manitou, в Италии, которая в рейтинге расположилась на третьем месте, были собраны погрузчики еще девяти различных марок, из которых основная доля принадлежит Dieci, а далее идут Merlo, New Holland, Faresin и другие. Германия и Бельгия замыкают наш рейтинг ведущих стран с показателями в 95 и 39 собранных погрузчика соответственно.

Лидером среди получателей телескопических погрузчиков, импортированных в Россию по итогам рассматриваемого периода, как и год назад, является ООО «Джей Си Би Раша». При росте объемов ввоза в 17%, доля компании осталась на уровне 20% за счет большей активности остальных участников рынка.

В ведущей пятерке получателей один новый участник - ООО «Универсал-Спецтехника». Таким образом, число представителей марки Manitou в лидирующей группе увеличилось до трех компаний, из которых ООО «Маниту Восток» является лидером, увеличившим свои показатели сразу на 58%. Следом за ней, на третьей позиции расположилось ООО «Мировая техника» (прирост 17%), на четвертой - ООО «Универсал-Спецтехника (прирост 174%). Общее количество импортеров техники французского производителя составило 41 компанию. Всего в импортных операциях приняло участие 143 российских предприятия, при этом 16 из них выступили получателями погрузчиков двух и более марок.

Замыкает группу лидеров ООО «Клаас Восток» на 11,5% сокративший свой объем поставок телескопических погрузчиков в Россию за январь-сентябрь 2013 года. На 10% уменьшилось количество поставок рассматриваемой техники ЗАО «Лонмади», что отодвинуло российско-британскую компанию на шестую позицию.

Основные получатели телескопических погрузчиков январе-сентябре 2013 года, %.

Рынок телескопических погрузчиков в России достаточно молод и далек от насыщения. А универсальность и многофункциональность данных машин объясняет довольно сильную заинтересованность отечественного потребителя, сопровождающуюся ростом покупок. В этой связи динамика, которая наблюдается на рынке телескопических погрузчиков, безусловно, идет вразрез с общим трендом на рынке строительной техники, который в 2013 году имеет скорее выжидательный характер, вследствие чего, показатели по некоторым позициям находятся либо ниже уровня 2012 года, либо не намного превышают их. Ожидаемые темпы прироста рынка телескопических погрузчиков в 2014 году составят не более 10%.

Ловков Андрей, аналитик ID-Marketing для журнала «Основные Средства»