Ваз 2121 электрооборудование. Электрическая схема автомобиля нива

Каждый современный автомобиль сегодня оснащается электрической частью. Электрическая схема ВАЗ 21214 Нива инжектор позволяет при необходимости найти все элементы, заключенные в бортовую сеть, что особенно актуально при появлении неисправностей в проводке. Все, что нивоводу нужно знать об электрике в отечественных внедорожниках, описано в этой статье.

[ Скрыть ]

Индексные обозначения Нивы

Схема электропроводки может незначительно отличаться в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства.

Для начала рассмотрим индексные обозначения:

  1. ВАЗ 21213. Таким индексом обозначается транспортное средство, оснащенное карбюратором. Объем силового агрегата составляет 1.7 литров.
  2. 21214. В автомобилях ВАЗ 21214 схема подразумевает использование аналогичного двигателя с таким же объемом. Единственное различие — машина оснащается системой впрыска горючего.
  3. Есть еще одна модель с индексом 21213. В машинах ВАЗ 21213 схема электрооборудования включает в себя те же элементы, только в зависимости от года выпуска, авто может быть оборудовано мотором объемом 1.8 л.
  4. Версия 21073. Внедорожник оснащается или инжекторным мотором с форсунками, или карбюраторным ДВС «Солекса». Одной из особенностей этих авто является бесконтактная схема зажигания.
  5. 21215. Эти внедорожники изначально производились для экспорта, поэтому на наших дорогах данные авто трудно встретить. Стоит отметить, что они оснащались дизельными моторами Citroen.

Вначале статьи есть схема электрооборудования ВАЗ на примере модели Нива 2121. Если вы являетесь владельцем версии 2131 или любой другой, то разница в схеме цепи будет, но не принципиальной. Если речь идет о карбюраторных двигателях, то в данном случае схема , а также зажигания, не будут защищены (автор видео — Наиль Порошин).

Особенности электрооборудования

Электросхема ВАЗ модели 21213 имеет определенные различия с моделью 2121, в частности:

  1. В автомобилях 21213 в блоке предохранительных устройств используются более модернизированные предохранители на ножках. Разумеется, использование таких устройств привело к тому, что площадка блока также стала другой.
  2. Система питания этих транспортных средств дополнительно включает в себя устройство экономии холостых оборотов. Чтобы эта опция работала нормально, в подкапотном пространстве добавлен еще один разъем с проводкой.
  3. Еще одно отличие — в этих авто используется бесконтактная схема зажигания, основным элементом которой является микроконтроллер.

Следует отметить, что отличия в схеме Нивы могут заключаться как в генераторных узлах, так и в самой электрике.

Отличия в генераторах

В любом случае, отличия в схеме проводки моделей будут заключаться в первую очередь в зависимости от силового агрегата — карбюраторного или инжекторного.

Основные отличия в карбюраторах:

  • в моделях 21213 используется генераторный узел модели 371.3701;
  • в двигателях моделей 21214 производитель принял решение установить более мощное генераторное устройство, оно маркируется цифрами 9412.3701 (автор видео — Sergei Chekhonin).

И хотя эти генераторы разные, они имеют определенные схожести в конструктивном плане. В любом случае, это — синхронное устройство переменного тока. Кроме того, эти узлы обладают встроенным выпрямителем и регулирующим механизмом напряжения на выходе.

Отличия в проводке

Если говорить непосредственно о проводке, то в зависимости от модели авто, она также может иметь отличия. Следует отметить, что эти отличия значительно упрощают обслуживание и ремонт системы своими руками. Что касается именно инжекторных модификаций внедорожников, то в данном случае система оборудуется тремя выходами, предназначенными для установки электронного зажигания.

Кроме того, в автомобилях 21214 используется два вентилирующих устройства, выполняющих функцию охлаждения радиаторного узла. Соответственно, из-за использования дополнительных вентиляторов, проводка также претерпела пусть не значительные, но отличия. Разумеется, они не принципиальны.

Фотогалерея «Электросистемы внедорожников»

Подведение итогов

Необходимость разбираться в электросхеме проводки может возникнуть в том случае, если в работе системы возникли неисправности и их нужно устранить. Разумеется, сложные неисправности, связанные с работой генераторного узла и прочих непростых в плане конструкции устройств, решить в гаражных условиях без определенных знаний будет проблематично. Тем не менее, даже простое знание электроцепи и возможность расшифровки условных обозначений может во многом помочь автолюбителю при ремонте. Кроме того, необходимость разбираться в проводке также может возникнуть в том случае, если вы решили модернизировать акустику или установить более совершенную аудиосистему.

Видео «Укладка проводки в спортивную версию Нивы»

Подробнее об этом процессе вы можете узнать из видео (автор — канал Suprotec Racing).

Появившись спустя 6 лет после начала работы завода в Тольятти, автомобиль ВАЗ 2121 на долгие годы закрепил за собой первенство внедорожной модели с большими возможностями. И хотя трансмиссия представляла собой достаточно революционное решение для отечественного автопрома, электрическая схема использовалась практически без изменений.

Как и большинство других деталей, внедорожник позаимствовал у своих легковых собратьев. В частности, электропроводка ВАЗ 2121 представляла собой проводку ВАЗ 2106 после небольшой доработки.

Фактически электросхема представляет собой:

  1. Однопроводную цепь, где роль второго провода выполняет кузов автомобиля;
  2. Все исполнительные механизмы и контрольные приборы имею выводы с минусовой клеммы на «массу»;
  3. Основные цепи защищены плавкими предохранителями.

За основу работы двигателя внутреннего сгорания, устанавливаемого на автомобиль ВАЗ 2121, взята классическая схема, видео работы которой демонстрируется на курсах вождения:

  1. Генератор вырабатывает электрический ток;
  2. Катушка зажигания повышает его мощность;
  3. Распределитель зажигания подает электрические импульсы на свечи в момент достижения поршнем ВМТ;
  4. Свечи производят поджиг топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя.

На фото представлены следующие компоненты:

  1. С поз. 3 по 12 – катушка зажигания и ее структура;
  2. С поз.13 по 20 – свеча зажигания;
  3. С поз.21 по 42 – распределитель зажигания (трамблер).

Справочно: Отдельно изображен бегунок трамблера, отвечающий за замыкание контактов с высоковольтными проводами, идущими на свечи каждого из цилиндров. На представленной схеме он обозначен поз. 41-45.

Модернизация двигателя

Полноприводная трансмиссия ВАЗ 2121 помимо существенных преимуществ, имела и недостатки бытового плана. В частности:

  1. Расход топлива был достаточно большим в сравнении с легковыми автомобилями (13,4 литра на 100 км в городских условиях и на бездорожье);
  2. Это отражалось на эксплуатационных расходах – цена 1 км обходилась владельцам намного дороже. Да и мощность существующего двигателя для суровых условий бездорожья была недостаточной.

Справочно: автопроизводитель за счет модернизации существующего двигателя, увеличил его технические параметры. В частности, объем вырос с 1480 куб. см до 1680 куб. см. Автомобили с таким силовым агрегатом получили заводской индекс ВАЗ 21214.

Увеличение рабочего объема двигателя и применение бесконтактной системы зажигания привело к необходимости модернизации электрической схемы в подкапотном пространстве. Замена проводки ВАЗ 2121 решала эту задачу сполна.

Модернизация системы зажигания

Поскольку за мощность искрообразования традиционно отвечает высоковольтная катушка, то автопроизводителем вносились изменения в ее работу. В частности, проводка на ВАЗ 2121 дополнялась жгутом, соединявшим коммутатор и остальные узлы системы зажигания.

Данная заводская инструкция содержит:

  1. Замок зажигания, выполняющий роль выключателя электрической цепи с выводами 30/1 и 15;
  2. Реле зажигания с выводами 85,86,30 и 87;
  3. Коммутатор с клеммной колодкой на 6 контактов;
  4. Модернизированная катушка зажигания с выводами «Б» и «К»;
  5. Трамблер (распределитель зажигания);
  6. Свечи.

Панель приборов

Для последующих модификаций ВАЗ 2121 была основательно переработана панель приборов. В частности изменился дизайн и расположение контрольных ламп, а также появились новые шкалы на указателях панели приборов.

Выводы: автомобиль ВАЗ 2121 владельцы часто обслуживали своими руками. А обслуживание электрических систем невозможно без оригинальных схем. Особенно это касалось модернизированных версий, где вносились изменения в схему работы узлов и агрегатов.


Электросхема автомобиля ВАЗ-2121 и его двух модификаций - ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214. Схемы цветные, в отличном качестве и предоставляются для просмотра совершенно бесплатно.

Электросхема ВАЗ 2121

1. Боковые указатели поворота.
2. Передние фонари.
3. Фары ВАЗ-2121.
4. Электродвигатели очистителей фар.
5. Звуковые сигналы.
6. Реле включения очистителей и омывателя фар.
7. Реле включения ближнего света фар.
8. Реле включения дальнего света фар.
9. Электродвигатель омывателя фар ВАЗ 2121.
10. Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.
11. Штепсельная розетка переносной лампы
12. Датчик контрольной лампы давления масла.
13. Датчик указателя давления масла ВАЗ 2121.
14. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
15. Распределитель зажигания.
16. Свечи зажигания.
17. Электродвигатели стеклоочистителя.
18. Катушка зажигания.
19. Генератор ВАЗ 2121.
20. Запорный клапан карбюратора.
21. Стартер ВАЗ-2121.
22. Электродвигатель омывателя ветрового стекла.
23. Регулятор напряжения.
24. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.
25. Аккумуляторная батарея.
26. Реле стеклоочистителя ВАЗ 2121.
27. Дополнительный блок предохранителей.
28. Основной блок предохранителей.
29. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.
30. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала.
31. Выключатель света заднего хода.
32. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора.
33. Выключатель стоп-сигнала.
34. Электродвигатель отопителя.
35. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.
36. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя.
37. Выключатель освещения приборов.
38. Переключатель света фар.
39. Переключатель указателей поворота.
40. Выключатель звуковых сигналов.
41. Переключатель стеклоочистителя.
42. Выключатель омывателя ветрового стекла.
43. Выключатель зажигания.
44. Выключатель наружного освещения.
45. Переключатель отопителя.
46. Выключатель очистителей и омывателя фар.
47. Прикуриватель.
48. Выключатель аварийной сигнализации.
49. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей.
50. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления.
51. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива.
52. Тахометр.
53. Контрольная лампа стояночного тормоза.
54. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
55. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
56. Спидометр ВАЗ-2121.
57. Контрольная лампа наружного освещения.
58. Контрольная лампа указателей поворота.
59. Контрольная лампа дальнего света фар.
60. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза.
61. Контрольная лампа уровня тормозной жидкости.
62. Контрольная лампа блокировки дифференциала.
63. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
64. Плафоны.
65. Датчик указателя уровня и резерва топлива.
66. Задние фонари.
67. Фонари освещения номерного знака.

Дополнение: на схеме электрооборудования не правильно обозначено подключение осветителей номерного знака - они должны быть подключены к габаритам, а на данной схеме подключены к стоп-сигналам.

Электросхема ВАЗ 21213


1. Передние фонари.
2. Фары.
3. Электродвигатель очистителя фар ВАЗ 21213.
4. Звуковой сигнал.
5. Электродвигатель омывателя фар.
6. Электродвигатель омывателя ветрового стекла.
7. Генератор ВАЗ 21213.
8. Боковой указатель поворота.
9. Акумулятор ВАЗ 21213.
10. Электродвигатель отопителя.
11. Дополнительнцй резистор электородвигателя отопителя.
12. Реле-прерыватель очистителя ветрового стекла.
13. Стартер.
14. Электродвигатель очистителя ветрового стекла.
15. Концевой выключатель карбюратора.
16. Электромагнитный клапан карбюратора.
17. Блок управления ЭПХХ.
18. Коммутатор ВАЗ 21213.
19. Свечи зажигания.
20. Распределитель зажигания.
21. Датчик давления масла.
22. Датчик температуры ВАЗ 21213.
23. Розетка переноски.
24. Катушка зажигания.
25. Датчик уровня тормозной жидкости ВАЗ 21213.
26. Реле включения очистителей и омывателя фар.
27. Реле включения обогрева заднего стекла.
28. Реле дальнего света фар ВАЗ 21213.
29. Реле ближнего света фар.
30. Реле включения зажигания.
31. Реле включения стартера ВАЗ 21213.
32. Выключатель лампы блокировки дифференциала.
33. Переключатель наружного освещения.
34. Прикуриватель.
35. Выключатель стоп-сигнала.
36. Выключатель света заднего хода.
37. Реле-прерыватель указателя поворотов и аварийной сигнализации.
38. Основной блок предохранителей.
39. Дополнительный блок предохранителей.
40. Лампа подсветки рычажков отопителя.
41. Выключатель заднего противотуманого фонаря.
42. Выключатель обогрева заднего стекла.
43. Переключатель электродвигателя отопителя.
44. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла.
45. Выключатель аварийной сигнализации.
46. Выключатель зажигания.
47. Контрольная лампа воздушной заслоки карбюратора.
48. Регулятор освещения приборов.
49. Подрулевой рычажный переключатель.
50. Выключатель контрольной лампы заслонки карбюратора.
51. Электродвигатель омывателя заднего стекла.
52. Дверной выключатель плафонов.
53. Плафоны освещения салона.
54. Комбинация приборов.
55. Фонари освещения номерного знака.
56. Выключатель лампы ручника.
57. Датчик уровня бензина ВАЗ 21213.
58. Задние фонари.
59. Электродвигатель очистителя заднего стекла.
60. Обогрев заднего стекла.

Электросхема ВАЗ 21214


1. Левый передний фонарь.
2. Фары.
3. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
4. Звуковой сигнал.
5. Датчик положения дроссельной заслонки.
6. Датчик массового расхода воздуха ВАЗ 21214.
7. Электромагнитный клапан продувки адсорбера.
8. Форсунки.
9. Правый передний фонарь.
10. Боковые указатели поворота.
11. Аккумуляторная батарея ВАЗ 21214.
12. Электродвигатель отопителя.
13. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя.
14. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала.
15. Реле очистителя ветрового стекла ВАЗ 21214.
16. Стартер.
17. Электродвигатель очистителя ветрового стекла.
18. Генератор ВАЗ 21214.
19. Электродвигатель смывателя ветрового стекла.
20. Модуль зажигания ВАЗ 21214.
21. Свечи зажигания.
22. Контроллер ВАЗ 21214.
23. Регулятор холостого хода.
24. Индикатор состояния АПС ВАЗ 21214.
25. Датчик указателя температуры.
26. Датчик контрольной лампы давления масла.
27. Штепсельная розетка для переносной лампы(*).
28. Выключатель контрольной лампы уровня тормозной жидкости.
29. Колодка диагностики ВАЗ 21214.
30. Реле включения обогрева заднего стекла.
31. Реле включения дальнего света фар.
32. Реле включения ближнего света фар.
33. Электробензонасос с датчиком уровня топлива.
34. Реле включения стартера ВАЗ 21214.
35. Дополнительный блок предохранителей.
36. Основной блок предохранителей.
37. Реле - прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.
38. Выключатель света заднего хода.
39. Выключатель стоп - сигнала.
40. Прикуриватель.
41. Переключатель наружного освещения.
42. Лампы подсветки рычагов управления отопителем.
43. Выключатель заднего противотуманного света.
44. Выключатель обогрева заднего стекла.
45. Переключатель электродвигателя отопителя.
46. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла.
47. Выключатель аварийной сигнализации.
48. Выключатель зажигания ВАЗ 21214.
49. Выключатель освещения приборов.
50. Переключатель очистителя ветрового стекла.
51. Выключатель омывателя ветрового стекла.
52. Выключатель звукового сигнала.
53. Переключатель указателей поворота.
54. Переключатель света фар.
55. Реле электробензонасоса ВАЗ 21214.
56. Датчик скорости автомобиля.
57. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей.
58. Плафоны освещения салона.
59. Электродвигатель омывателя заднего стекла.
60. Комбинация приборов.
61. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.
62. Главное реле ВАЗ 21214.
63. Задние фонари.
64. Фонари освещения номерного знака.
65. Электродвигатель очистителя заднего стекла.
66. Элемент обогрева заднего стекла.
67. Датчик положения коленчатого вала.
68. Датчик детонации.
69. Датчик кислорода ВАЗ 21214.
70. Реле электровентиляторов.
71. Электровентиляторы ВАЗ 21214.
72. Блок предохранителей системы впрыска.
73. Плафон освещения салона.
74. Выключатель плафона освещения в двери водителя.
75. Блок управления АПС ВАЗ 21214.

СХЕМА ВАЗ-2121

Ваз 2121 "нива", разработан и выпускается с 1979 года.

Схема электрооборудования ВАЗ-2121 :

1. Передние фонари,
2. Фары,
3. Электродвигатель очистителя фар,
4. Звуковой сигнал,
5. Электродвигатель омывателя фар,
6. Электродвигатель омывателя ветрового стекла,
7. Генератор,
8. Боковой указатель поворота,
9. Аккумулятор ваз-2121,
10. Электродвигатель отопителя,
11. Доп.резистор электородвигателя отопителя,
12. Реле-прерыватель очистителя ветрового стекла,
13. Стартер,
14. Электродвигатель очистителя ветрового стекла,
15. Концевой выключатель карбюратора,
16. Электромагнитный клапан карбюратора,
17. Блок управления ЭПХХ,
18. Коммутатор,
19. Свечи зажигания,
20. Трамблер (распределитель зажигания,
21. Датчик давления масла,
22. Датчик температуры,
23. Розетка переноски,
24. Катушка зажигания,
25. Датчик уровня тормозной жидкости,
26. Реле включения очистителей и омывателя фар,
27. Реле включения обогрева заднего стекла,
28. Реле дальнего света фар,
29. Реле ближнего света фар,
30. Реле включения зажигания,
31. Реле включения стартера,
32. Выключатель лампы блокировки дифференциала,
33. Переключатель наружного освещения,
34. Прикуриватель ваз-2121,
35. Выключатель стоп-сигнала,
36. Выключатель света заднего хода,
37. Реле-прерыватель указателя поворотов и ав.сигнализации,
38. Основной блок предохранителей,
39. Дополнительный блок предохранителей,
40. Лампа подсветки рычажков отопителя,
41. Выключатель заднего противотуманого фонаря,
42. Выключатель обогрева заднего стекла,
43. Переключатель эл.двигателя отопителя,
44. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла,
45. Выключатель аварийной сигнализации,
46. Выключатель зажигания,
47. Контрольная лампа воздушной заслоки карбюратора,
48. Регулятор освещения приборов,
49. Подрулевой рычажный переключатель,
50. Выключатель контрольной лампы заслонки карбюратора,
51. Электродвигатель омывателя заднего стекла,
52. Дверной выключатель плафонов,
53. Плафоны освещения салона,
54. Комбинация приборов ваз-2121,
55. Фонари освещения номерного знака.

Схема электрооборудования ВАЗ-21213 :

1. Боковые указатели поворота.
2. Передние фонари.
3. Фары ваз-21213.
4. Электродвигатели очистителей фар.
5. Звуковые сигналы.
6. Реле включения очистителей и омывателя фар.
7. Реле включения ближнего света фар.
8. Реле включения дальнего света фар.
9. Электродвигатель омывателя фар.
10. Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.
11. Штепсельная розетка переносной лампы
12. Датчик контрольной лампы давления масла.
13. Датчик указателя давления масла.
14. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
15. Распределитель зажигания.
16. Свечи зажигания.
17. Электродвигатели стеклоочистителя.
18. Катушка зажигания.
19. Генератор.
20. Запорный клапан карбюратора.
21. Стартер ваз-21213.
22. Электродвигатель омывателя ветрового стекла.
23. Регулятор напряжения.
24. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.
25. Аккумуляторная батарея.
26. Реле стеклоочистителя.
27. Дополнительный блок предохранителей.
28. Основной блок предохранителей.
29. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.
30. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала.
31. Выключатель света заднего хода.
32. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора.
33. Выключатель стоп-сигнала.
34. Электродвигатель отопителя.
35. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.
36. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя.
37. Выключатель освещения приборов.
38. Переключатель света фар.
39. Переключатель указателей поворота.
40. Выключатель звуковых сигналов.
41. Переключатель стеклоочистителя.
42. Выключатель омывателя ветрового стекла.
43. Выключатель зажигания.
44. Выключатель наружного освещения.
45. Переключатель отопителя.
46. Выключатель очистителей и омывателя фар.
47. Прикуриватель.
48. Выключатель аварийной сигнализации.
49. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей.
50. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления.
51. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива.
52. Тахометр.
53. Контрольная лампа стояночного тормоза.
54. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
55. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
56. Спидометр.
57. Контрольная лампа наружного освещения.
58. Контрольная лампа указателей поворота.
59. Контрольная лампа дальнего света фар.
60. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза ваз-21213.

Корректная работа автомобильного двигателя возможна только при рабочем состоянии электрики и оборудования. Неисправности, связанные с проводкой, могут привести к невозможности езды на автомобиле, особенно если речь идет об отечественных машинах. Разберем, что представляет собой электросхема ВАЗ 2121 и в чем заключается отличие между сетью в карбюраторных и инжекторных авто.

[ Скрыть ]

Различия электросхем

В зависимости от модели автомобиля, схемы электрооборудования могут отличаться между собой.

Индексные обозначения

О чем свидетельствует индекс в названии модели:

  1. 21213. Этоавтомобиль, оборудованный карбюраторным силовым агрегатом. Объем двигателя равен 1,7 л. Авто с таким индексом могут оснащаться 1,8-литровым ДВС.
  2. 21214 и 212140. В этих моделях используется такой же мотор с аналогичным объемом, однако транспортное средство оборудуется системой впрыска топлива.
  3. 21215. Эта модель отечественных авто разработана для экспорта, в основном такие машины продавались за рубежом. В отличие от транспортных средств, выпускающихся для стран СНГ, 21215 оборудовались дизельными двигателями от производителя Ситроен.
  4. 21073. Основное отличие заключается в наличииинжекторногодвигателя сфорсунками, но эта же модель может оснащаться карбюраторными агрегатами «Solex». Различиеэлектросхемытакже заключается в использовании БСЗ — бесконтактного зажигания.
  5. 2131 и 21310. Эти модели могут оснащаться разными двигателями, но их основное отличие от другихНивзаключается в удлиненном пятидверном кузове.

Канал Нивоводство в своем ролике показал, как можно сделать дополнительную массу в электросети автомобиля Нива.

Основные отличия

Каково различие электрических схем старого и нового образца в моделях:

  1. В Нивах 21213 устанавливается монтажный блок предохранителей, в которых используются устройства на ножках. Изменилась рабочая площадка блока.
  2. Различие заключается в наличии механизма экономии холостых оборотов, которым комплектуется система питания. Для нормального ее функционирования в моторном отсеке располагается дополнительный штекер с проводами.
  3. Использование бесконтактной системы зажигания. Важным компонентом БСЗ считается микроконтроллер.
  4. Разные модели авто оборудуются различными генераторными устройствами, все зависит от типа силового агрегата.
  5. Модель 21214 оснащается двумя вентиляторами охлаждения радиатора. Из-за этого электросхема также имеет отличия.

Схемы на Ниве с карбюраторным двигателем

Ниже приведено фото схемы автомобиля с двигателем карбюратор в хорошем качестве.

Электрическая схема Нивы с карбюраторным мотором

Разберемся с описанием электросхемы:

  1. Фонари боковых поворотных указателей.
  2. Передняя оптика.
  3. Форы головного освещения.
  4. Электродвигатели системы очистки передней оптики.
  5. Устройство звуковых сигналов.
  6. Реле, предназначенное для активации механизма очистки оптики.
  7. Реле активации фонарей ближнего освещения.
  8. Реле, использующееся для активации фар дальнего освещения.
  9. Электрический мотор системы очистки лобового стекла.
  10. Электрический контроллер, который определяет недостаток тормозной жидкости.
  11. Специальная розетка для подключения переносной лампочки.
  12. Контроллер индикатора недостаточного давления моторной жидкости.
  13. Контроллер определения давления смазочного вещества.
  14. Электрический регулятор указателя температуры хладагента в системе охлаждения, выводит показания на приборную панель в салоне машины.
  15. Устройство распределителя зажигания.
  16. Свечи, расположенные в моторном отсеке.
  17. Электрический мотор системы стеклоочистки.
  18. Катушка системы зажигания, устанавливается в моторном отсеке.
  19. Непосредственно генератор. Поломка реле регулятора, а также обрыв приводного ремешка приведут к неработоспособности устройства. Пока генератор не будет отремонтирован, все электрооборудование питается от аккумулятора. Когда батарея сядет, запуск двигателя осуществить не получится.
  20. Запорный элемент карбюраторного устройства.
  21. Стартерный механизм.
  22. Еще один электрический мотор системы очистки оптики.
  23. Регуляторное устройство напряжения. Его поломка приведет к скачкам тока в бортовой сети.
  24. Устройство реле контроля индикатора заряда аккумулятора.
  25. Реле, защищающее электрическую цепь системы очистки стекла.
  26. Вспомогательный монтажный блок с предохранительными элементами.
  27. Главный предохранительный блок.
  28. Устройство деактивации контрольного индикатора ручного тормоза.
  29. Устройство деактивации светового индикатора устройства блокировки дифференциала.
  30. Механизм отключения освещения, которое включается при активации заднего хода.
  31. Устройство деактивации светового индикатора воздушной заслонки карбюратора. Значок загорается на приборной панели автомобиля при включении подсоса.
  32. Устройство деактивации стоповых огней.
  33. Электрический моторчик системы отопителя. Его поломка приведет к нерабочему состоянию печки.
  34. Реле поворотных указателей, а также световой сигнализации.
  35. Вспомогательный резистор устройства электрического мотора печки.
  36. Устройство деактивации освещения контрольного щитка.
  37. Механизм переключения освещения оптики. Задействуется, когда водитель переходит с габаритных огней на ближний, дальний свет, и наоборот.
  38. Устройство отключения звуковых сигналов.
  39. Механизм переключения системы стеклоочистки. Его активация позволяет изменить скорость работы дворников.
  40. Устройство отключения системы очистки лобового стекла.
  41. Замок зажигания.
  42. Устройство отключения внешнего освещения.
  43. Механизм переключения печки, задействуется, когда необходимо изменить скорость работы отопительного устройства.
  44. Устройство отключения механизмов очистки и омывателя оптики.
  45. Прикуриватель.
  46. Механизм отключений световой сигнализации.
  47. Устройство отключения источников освещения, которые находятся в стойках дверей.
  48. Контроллер давления смазочной жидкости с индикатором нехватки давления в системе.
  49. Контроллер уровня горючего в бензобаке с индикатором резерва. Выводит показания на контрольный щиток автомобиля. Индикатор задействуется, когда в системе остается мало горючего.
  50. Тахометр. Позволяет водителю узнать, с какой скоростью вращается коленчатый вал мотора.
  51. Контрольный индикатор ручного тормоза.
  52. Индикатор аккумулятора. Включается, когда АКБ разряжается. Говорит о необходимости заряда либо ремонта батареи.
  53. Световой индикатор воздушной заслонки карбюраторного устройства.
  54. Спидометр, показывает скорость передвижения на авто.
  55. Индикатор активации внешнего освещения.
  56. Индикатор указателя поворотных огней.
  57. Индикатор дальнего освещения оптики. Включается на приборной панели при ее активации.
  58. Устройство реле индикатора ручного тормоза. Выводит показания на приборную панель.
  59. Индикатор уровня тормозной жидкости. Загорается при ее нехватке.
  60. Световой индикатор системы блокировки дифференциала.
  61. Световой индикатор температуры хладагента.
  62. Плафоны освещения в салоне автомобиля.
  63. Контроллер указателя уровня горючего и оставшегося резерва.
  64. Задняя оптика.
  65. Лампочки освещения автомобильного номера.

Схемы на Ниве с инжекторным двигателем

Принципиальное отличие карбюраторной электросхемы от инжекторной заключается в использовании усовершенствованной системы управления силовым агрегатом.

Схема системы управления двигателем инжекторной Нивы

Рассмотрим интерактивную схему СУД инжектора на 8 клапанов:

  1. Устройство продувки адсорбера.
  2. Дроссельный механизм.
  3. Контроллер, определяющий температурный режим двигателя, его показания основаны на температуре хладагента в системе охлаждения.
  4. Вентилирующее устройство радиатора, расположенное справа от двигателя.
  5. Такой же вентилятор, только установленный слева от силового агрегата.
  6. Катушка системы зажигания, располагается в моторном отсеке.
  7. Свечи с подключенными высоковольтными проводами.
  8. Контроллер расхода воздушного потока, поступающего для формирования горючей смеси.
  9. Контроллер положения коленвала. При его выходе из строя двигатель не запустится.
  10. Жгут с проводами, подключенный к контроллеру концентрации кислорода.
  11. Управляющий контроллер кислорода.
  12. Регулятор фаз или датчик распределительного вала.
  13. Контроллер детонации. Влияет на частоту холостых оборотов.
  14. Жгут, подключенный к проводке подключения форсунок.
  15. Непосредственно сами форсунки системы.
  16. Обозначение педали газа, расположенной в салоне.
  17. Жгут с проводкой, подключенной к контрольному щитку.
  18. Основное реле.
  19. Защитный элемент правого вентилирующего устройства.
  20. Аналогичный компонент, защищающий электроцепь левого вентилятора.
  21. Реле, обеспечивающее рабочее состояние цепи бензонасоса. Его поломка приведет к тому, что насосное устройство не сможет работать, в результате запуск двигателя невозможен.
  22. Предохранительный элемент, отвечающий за насос.
  23. Соединительный разъем, к которому подключен бензонасос в модуле.
  24. Диагностический разъем, используется для поиска неисправностей в работе разных систем автомобиля.
  25. Штекер подключения электропроводки к заземлению.
  26. Монтажный блок с предохранительными элементами, обеспечивающими рабочее состояние системы управления силовым агрегатом.
  27. Разъем, к которому подключена электропроводка контрольной лампы рабочей состояния АПС.
  28. Разъем с подключенной проводкой катушки связи этой же системы.
  29. Управляющий модуль машинной сигнализации, с его помощью осуществляется настройка противоугонного устройства.
  30. Разъем с подключенной колодкой проводки, идущей от диагностического контроллера концентрации кислорода.
  31. Диагностический контроллер.
  32. Центральный модуль управления мотором. В этих моделях авто используются ЭБУ Бош 17.9.7.

Также на схеме есть символ А — в этом месте жгут с проводкой переходит из подкапотного пространства в салон автомобиля.

1. Схема жгута на приборной панели авто 2. Задняя часть схемы инжекторной Нивы

Причины неисправности электрооборудования

Разберем основные причины, по которым электрооборудование может не работать:

  1. Разряженный или вышедший из строя аккумулятор. По причине поврежденной АКБ завести двигатель автомобиля получится только «с толкача». Неисправность аккумулятора можно определить по загоревшемуся на приборной панели индикатору разряда в виде батареи. При поиске неполадок рекомендуем в первую очередь проверить внешнее состояние устройства - на нем не должно быть дефектов или повреждений, которые способствуют утечке электролита. Также надо проверить объем рабочего раствора внутри АКБ - жидкость должна покрывать все банки. При необходимости в аккумулятор добавляется дистиллированная вода. Проверяются клеммы - иногда причина нерабочего состояния АКБ заключается в отключении контактов, связанном с вибрацией при тряске, а также их окислении.
  2. Поломка генераторного устройства. Если генератор ломается, он не сможет обеспечить рабочее состояние электрического оборудования. Все приборы будут питаться от аккумулятора, пока тот впоследствии окончательно не разрядится. Для поиска неисправности генератор придется демонтировать и разбирать, поврежденные элементы подлежат замене.
  3. Скачки напряжения. Причин такой проблемы может быть множество. Часто скачки напряжения происходят в результате выхода из строя реле регулятора или использовании оборудования, которое не соответствует рабочим характеристикам электрической цепи. К примеру, если установить в прикуриватель разветвитель, это приведет к скачкам напряжения и выходу из строя устройства.
  4. Перегорание предохранительных элементов. Устройства используются для защиты электрических приборов от перенапряжения. Если в сети происходят скачки, предохранители выходят из строя первыми. Нельзя менять детали на устройства, сделанные своими руками. Иногда автовладельцы заменяют предохранители на монетки или перемычки, сделанные из проволоки. Не советуем этого делать, чтобы не допустить перенапряжения.
  5. Обрыв проводов. Чаще всего такой неисправности подвержены электроцепи, которые уложены в районе движущихся частей кузова. Происходит перегибание проводов, в результате чего они не могут проводить электрический ток.
  6. Выход из строя самого оборудования, к примеру, лампочек в фарах, магнитолы, электрического двигателя печки. Источники освещения подлежат замене, а такие устройства, как электромотор или автомагнитола, можно попробовать отремонтировать. Лучше доверить эту процедуру квалифицированным электрикам.
  7. Утечка тока. Такая проблема происходит при повреждении изоляции проводов. Необходимо найти ту часть электроцепи, где нарушен изоляционный слой и заново ее обтянуть изолентой.
  8. Повреждение контактов либо их окисление. Если в работе оборудования появляются проблемы, проверяйте контактные элементы на разъемах с проводкой. При их обгорании требуется диагностика электрических цепей на предмет наличия скачков напряжения. Если контакты окислились, то их надо просто зачистить.