Лосиный тест в исполнении Tesla Model X: как это было. Лосиный тест Назначение «лосиного теста»

Всем нам известно, что существует знаменитый , который проверяет автомобили на устойчивость при экстремальных маневрах. Во время этого теста специалисты проверяют как ведет себя тот или иной автомобиль при попытке объехать неожиданное препятствие на дороге. Например, этот тест имитирует неожиданное появление на дороге лося или любого другого крупного животного. К сожалению, не всегда маневренность машины помогает избежать столкновения. Ведь в первую очередь сможете ли вы объехать неожиданное препятствие зависит от вас. Дело в том, что от того как вы быстро среагируете не препятствие на дороге, зависит и безопасность ваших пассажиров. Вот пример что дикое животное на дороге- это очень опасно.

Например, вы должны знать, что выбежавший на дорогу лось- это опасность, которая может представлять угрозу всем участникам дорожного движения. Вот авария, которая произошла в Финляндии. К сожалению водитель автомобиля, который двигался в скоростной полосе не успел среагировать на выбежавшего на дорогу лося. В итоге лось попал под колеса и погиб. Но из-за его веса и скорости

Термин «Лосиный тест» изобрел журналист шведского популярного журнала «Teknikens Varld», сделав название фактически международным (в англоязычной литературе elk test или moose test). Во время проверки нового Mercedes-Benz А- класса в 1997 г под управлением журналиста Роберта Коллина, машина опрокинулась, что мгновенно вызвало большой резонанс в печати и вынудило концерн «Daimler Chrysler» доработать конструкцию и даже отложить производство другого «яйцеголового» – Smart.

Откуда взялось название?

Журналист мгновенно стал звездой эфиров все и во время очередного интервью ответил, что тест-переставка просто необходим, ведь порой такой маневр может спасти вам жизнь, допустим, если на дорогу неожиданно выпрыгнет лось. Таким образом, за этим тестом быстро закрепилось популярное название «лосиный тест».

В названии «лосиный тест» отдельные люди видят издевку, предполагая, что «лосем» считается любой придурок, который резко выскочил на дорогу перед автомобилем. Но это не так, ведь в многочисленных государствах, и в том числе и в России, сохатые представляют действительную угрозу. Они возникают на дороге неожиданно, часто ночью, весят вплоть до 600 кг (как небольшой автомобиль), и, самое главное, обладают длинными ногами, вследствие этого удар животного приходится, в основном, на верхнюю часть кабины. Летальные исходы для пассажиров и шофера не редкость в наше время, и в отдельных государствах (допустим, Швеции) существуют масштабные манекены лосей для выполнения крэш-тестов.

Смысл теста

Суть его состоит в том, что при объезде неожиданно возникшего на дороге препятствия на определенной скорости без торможения совершается резкий поворот руля налево, от «лося», после этого резко вправо, объезжая «лося», и вновь влево, на дорогу. Чем выше будет скорость при выполнении этого теста, тем больше шансов, что вы не улетите с дороги и не опрокинетесь - следовательно, тем выше показатель устойчивости и управляемости автомобиля. Журналисты любят этот тест и его легко можно встретить в рубрике практически любого солидного издания. Переворот в лосином тесте – более доступный метод пиара для автомобильных изданий. Впрочем, мнения о необходимости и адекватности этого теста у автомобилистов расходятся. Приверженцы видят в его результатах фактическую безопасность машины. В период прохождения теста автомобиль ни в коем случае не должен опрокинуться или встать на два колеса. Но это является проблемой для автомобилей с высоким центром тяжести. При прохождении данного теста знаменитые модели автомобилей Toyota Hilux, Renault Kangoo, Citroen Nemo немецкой компании ADAC кувыркались и «плясали». Для идеального прохождения теста машине необходимо иметь хороший баланс управляемости и точное рулевое управление.

«Лосиный тест», в отличие от абстрактной езды по гоночной магистрали, моделирует реальную дорожную ситуацию, когда шофер непроизвольно сворачивает от преграды и потом старается нырнуть назад в свою полосу. Больше всего невыполнение теста связано с неожиданно вялыми реакциями на руль и предрасположенностью машины к заносам.

Знаменитый журнал «Авторевю» проводил свои собственные испытания, чтобы узнать для любой марки машины предельную скорость выполнения теста с высококлассным шофером, который сначала обдумывает, и только потом пытается найти лимит с учетом свойств машины. В определенном смысле создается искусственная ситуация, так как действительный водитель будет действовать рефлекторно, и у него абсолютно не будет времени на обдумывание ситуации.

Поэтому для чистоты эксперимента автомобиль испытывали по очереди пять волонтеров, которые пытались пройти данный тест с первой попытки при скорости 65 км/час, которая на 15-20 км/час больше предельно возможной. Очень любопытен тот факт, что на некоторых моделях автомобилей не проходил тест никто, или экстренный объезд преграды стал возможным только благодаря колоссальному опыту водителя или просто случайно. В особенности этим грешили фургоны и пикапы с их наклонами, высоким центром масс и слабой отдачей в руль, к примеру, тест не прошел автомобиль Mitsubishi L200.

Производители автомобилей этот тест недолюбливают, и источник ясен: постоянно существует угроза, что отыщется журналист, который выставит новую марку автомобиля как абсолютно небезопасную модель. Главным отличием данного теста от краш-теста является то, что он не является формальным и легкодоступен практически всем желающим. Неудача в этом тесте связана не только с маркой автомобиля и его особенностями, виноваты ведь могут быть и шины или любая неисправность.

Впрочем, актуальность лосиного теста подвергается сомнению со стороны простых автомобилистов.

Основные причины:

  1. «Лосиный тест» воссоздаёт абсолютно абстрактную дорожную ситуацию. Ведь во время прохождения теста водителями «Авторевю» предполагалось, что лось находится на дистанции порядка 20 метров. Самое интересное, что калькуляторы для расчета тормозного пути, которые используют при разборе ДТП, выдают приблизительно это же значение для торможения при скорости в 65 км/час. Это значит, что проще шоферу попробовать затормозить и он, скорее всего, это успеет сделать, а не проводить сложные маневры.
  2. Он дает парадоксальные результаты для различных автомобилей, которые не всегда отображают их реальную управляемость. К примеру, обычная «Mazda 3» при прохождении теста, показала свою предельную скорость при совершении данного маневра - 85,5 км/час, а вот знаменитая «Ferrari F430» - всего лишь 79,2 км/час.
  3. Лосиный тест в традиционном варианте подразумевает невероятно филигранный объезд водителем преграды в узких коридорах с гладким однородным покрытием. Как оказалось, габариты машины также имеют значение. Идеальный результат у журнала «Авторевю» в 99,9 км/час показал обыкновенный автомобиль, однако не благодаря тому, что он быстрее и лучше «Ferrari», а просто из-за своих габаритов он проедет везде. Тест абсолютно не учитывает тормозные свойства автомобилей, а ведь они имеют огромное значение. Не учитывает также и действия машины в миксте, когда колеса одного борта просто скользят по льду или по краю дороги.
  4. Тест со стороны воспитательной точки зрения очень плох тем, что подсознательно подталкивает шоферов на очень опасные маневры. Ведь схема переставки подразумевает выезд на встречную полосу и очень резкий возврат назад (уворот от встречной машины). В настоящей жизни этот маневр смотрится суицидальным, ведь в случае неудачи именно вы несете абсолютно полную ответственность за полученные результаты, в том числе, если вы станете жертвой чьей-то ошибки. ПДД не воспрещает лавирование, однако, если это закончилось трагедией – вы станете не жертвой, а виновником.
  5. Если испытатель не может с первой попытки пройти «лосиный тест» при скорости автомобиля 65 км/час, что тогда произойдет с обыкновенным шофером при скорости автомобиля 105 км/час?
Впрочем, «лосиный тест» все-таки очень полезный, так как дает возможность отсеять те машины, которые предрасположены к заносам или переворотам. Просто не стоит его проводить для того, чтобы выбрать себе при покупке идеальную машину и ни в коем случае не проводите его самостоятельно.

Термин «Лосиный тест» изобрел журналист шведского
пользующегося популярностью журнальчика «Teknikens Varld», сделав заглавие практически
интернациональным (в английской литературе
elk test либо moose test). Во
время проверки нового
Мерседес-бенз А- класса в 1997
г под
управлением журналиста Роберта
Коллина, машина опрокинулась, что
одномоментно вызвало большой резонанс в
печати и вынудило концерн «Daimler Chrysler»
доработать конструкцию и даже отложить создание другого «яйцеголового» –
Smart.

Откуда взялось заглавие?

Журналист одномоментно стал звездой эфиров все и во время еще одного интервью ответил,
что тест-переставка просто нужен,
ведь иногда таковой маневр может спасти
вам жизнь, допустим, если на дорогу внезапно выпрыгнет лось. Таким макаром, за этим тестом стремительно закрепилось пользующееся популярностью заглавие «лосиный тест».

В заглавии «лосиный
тест» отдельные люди лицезреют насмешку, предполагая, что «лосем» считается хоть какой придурок, который резко выскочил на
дорогу перед автомобилем. Но это не так, ведь в бессчетных государствах, и в том числе и
в Рф, сохатые представляют
действительную опасность. Они появляются на
дороге внезапно, нередко ночкой, весят прямо до 600 кг (как маленькой
автомобиль), и, самое главное, владеют длинноватыми ногами, вследствие этого удар
животного приходится, в главном, на высшую часть кабины. Смертельные финалы для
пассажиров и шофера не уникальность в наше время, и в отдельных государствах
(допустим, Швеции) есть масштабные
манекены лосей для выполнения крэш-тестов.

Смысл теста

Сущность его заключается в том, что при
объезде внезапно появившегося на дороге препятствия на определенной скорости без торможения совершается
резкий поворот руля влево, от
«лося», после чего резко на право,
объезжая «лося», и вновь на лево, на
дорогу. Чем выше будет скорость
при выполнении этого
теста, тем больше шансов, что вы не улетите с дороги и
не опрокинетесь — как следует,
тем выше показатель стойкости и маневренности автомобиля.
Журналисты обожают этот тест и его просто можно повстречать в рубрике фактически хоть какого приличного издания.
Переворот в лосином тесте – более доступный способ пиара для
авто изданий. Вобщем, представления о необходимости и
адекватности этого теста у
автомобилистов расползаются. Приверженцы лицезреют
в его результатах фактическую
безопасность машины. В период прохождения теста автомобиль ни при каких обстоятельствах не должен
опрокинуться либо встать на два колеса.
Но это является неувязкой для автомобилей с высочайшим центром масс. При прохождении
данного теста именитые модели
автомобилей Тоета Hilux, Рено Kangoo, Citroen Nemo германской компании
ADAC кувыркались и «плясали». Для
безупречного прохождения теста машине
нужно иметь неплохой баланс
маневренности и четкое рулевое.

«Лосиный тест», в
отличие от абстрактной езды по гоночной магистрали, моделирует
реальную дорожную ситуацию, когда шофер
непроизвольно сворачивает от преграды и
позже старается нырнуть вспять в свою
полосу. Больше всего невыполнение теста связано с внезапно
вялыми реакциями на руль и расположенностью машины к заносам.

Именитый журнальчик «Авторевю» проводил свои собственные
тесты, чтоб выяснить для
хоть какой марки машины предельную скорость выполнения теста с классным шофером, который поначалу обдумывает, и только позже пробует отыскать предел с учетом параметров
машины. В определенном смысле создается
искусственная ситуация, потому что действительный шофер будет
действовать рефлекторно, и у него полностью не будет времени на обдумывание ситуации.

Потому для чистоты
опыта автомобиль испытывали
по очереди 5 волонтеров, которые пробовали пройти данный тест с
первой пробы при скорости 65 км/час, которая на 15-20 км/час больше максимально вероятной. Очень любопытен тот
факт, что на неких моделях
автомобилей не проходил тест никто, либо
критический объезд преграды стал вероятным только благодаря колоссальному опыту водителя
либо просто случаем. В особенности этим грешили фургоны и пикапы
с их наклонами, высочайшим центром
масс и слабенькой отдачей в руль, например,
тест не прошел автомобиль Митсубиши
L200.

Производители
автомобилей этот тест недолюбливают, и
источник ясен: повсевременно существует угроза, что
отыщется журналист, который
выставит новейшую марку автомобиля
как полностью опасную модель. Основным различием данного теста
от краш-теста будет то, что он не является формальным и вседоступен
фактически всем желающим. Беда в
этом тесте связана не только лишь с маркой автомобиля и его
особенностями, повинны ведь могут быть и
шины либо неважно какая неисправность.

Вобщем,
актуальность лосиного теста
подвергается сомнению со стороны
обычных автомобилистов.

Главные
предпосылки:

  1. «Лосиный тест»
    воссоздаёт полностью абстрактную дорожную ситуацию. Ведь во время прохождения
    теста водителями «Авторевю» предполагалось, что лось
    находится на дистанции порядка 20
    метров. Самое увлекательное, что калькуляторы для расчета тормозного пути, которые
    употребляют при разборе ДТП, выдают примерно это значение для торможения при скорости
    в 65 км/час. Это означает, что
    проще шоферу испытать затормозить и он, вероятнее всего, это успеет сделать, а не проводить сложные
    маневры.
  2. Он дает
    парадоксальные результаты для разных автомобилей, которые не всегда показывают их реальную
    маневренность. Например, рядовая «Mazda 3» при прохождении теста, показала
    свою предельную скорость при совершении данного маневра
    — 85,5 км/час, а вот именитая «Ferrari F430» —
    всего только 79,2 км/час.
  3. Лосиный тест в классическом варианте предполагает неописуемо филигранный
    объезд водителем преграды в
    узеньких коридорах с гладким однородным покрытием. Как оказывается, габариты
    машины также имеют значение. Безупречный итог у журнальчика
    «Авторевю» в 99,9 км/час показал
    обычный автомобиль, но не благодаря тому, что он резвее и
    лучше «Ferrari», а просто из-за
    собственных габаритов он проедет
    всюду. Тест полностью не
    учитывает тормозные характеристики автомобилей, а ведь они имеют большущее значение.
    Не учитывает также и деяния машины в
    миксте, когда колеса 1-го борта
    просто скользят по льду либо по краю дороги.
  4. Тест со стороны
    воспитательной точки зрения очень плох тем, что подсознательно
    подталкивает шоферов на очень небезопасные маневры. Ведь схема переставки предполагает выезд на встречную полосу и очень резкий возврат вспять (уворот от встречной машины). В истинной жизни этот маневр смотрится суицидальным, ведь в случае беды конкретно вы несете
    полностью полную ответственность
    за приобретенные результаты, в том числе,
    если вы станете жертвой чьей-то ошибки.
    ПДД не запрещает лавирование,
    но, если это завершилось катастрофой –
    вы станете не жертвой, а виновником.
  5. Если испытатель не
    может с первой пробы пройти «лосиный тест»
    при скорости автомобиля 65
    км/час, что тогда произойдет с
    обычным шофером при скорости
    автомобиля 105 км/час?

Вобщем, «лосиный тест»
все-же очень нужный, потому что дает
возможность отсеять те машины, которые предрасположены к заносам либо
переворотам. Просто не стоит его проводить
для того, чтоб избрать для себя при покупке безупречную машину и ни в коем
случае не проводите его без помощи других.

Это имитация объезда внезапно появившегося препятствия с возвращением на свою полосу. Представьте себе, что на дорогу выбежало крупное животное (именно животные появляются внезапно) и его надо объехать. Стоп, стоп! Давайте разберемся в этой непростой ситуации. Недавно я встретил соседа, который был в ошейнике из гипса. «Хотел объехать собаку, но угодил в кювет и перевернулся», – объяснил он. Вот вам и объезд препятствия. Мораль: никогда не пытайтесь объехать животных, внезапно оказавшихся на дороге. Правильным решением будет применение экстренного торможения. Во-первых, после торможения, которое значительно снизит скорость, удар о животное уже не будет таким сильным. Во-вторых, опасность вылета с дорожного полотна будет сведена к минимуму. А как же «лосиный тест»? Оставим его профессионалам.

Правда, профессионалы-испытатели, как только оказываются «в руле», так и норовят продемонстрировать своим коллегам свой высокий класс и проделать упражнение на очень высокой скорости.

Рис. 47. «Лосиный тест» – это имитация объезда внезапно появившегося препятствия с возвращением на свою полосу.


Рис. 48. «Лосиный тест», или переставка по методике VDA (Verband der Automobilindustrie), выполняется на скорости 60–80 км/ч с отпущенной педалью газа, то есть водитель работает только рулем, стараясь удержать автомобиль на траектории. Эти условия имитируют объезд препятствия в городских условиях. Эксперты стараются смоделировать действия обычных водителей и резко крутят руль влево-вправо, как сделал бы это обычный среднестатистический водитель при объезде внезапно появившегося препятствия.

Это неправильно. Выполнение «лосиного теста» – это не соревнование, а проверка управляемости автомобиля в критической ситуации. Я наблюдал в качестве пассажира, как этот тест проделывает эксперт одного немецкого автомобильного журнала. Подъехав к имитирующим препятствие пластиковым конусам, он резко крутанул руль влево и тут же так же резко вправо, машина чудом вписалась в створ между конусами. Я спросил его, почему он действует, как «чайник»? Эксперт ответил: «А как ты думаешь будет действовать в этой непредвиденной ситуации среднестатистический водитель? Именно так – неумело». Действительно, подумал я, эксперт абсолютно прав.


Рис. 49. Схема теста ISO на управляемость. При выполнении этого упражнения эксперты активно работают не только рулем, но и тормозом и газом. Начальная скорость прохождения ворот – 120 км/ч. Работа газом нужна, чтобы удержать автомобиль под контролем, иначе он может потерять управление.

Так или иначе, но если в вашем распоряжении есть площадка достаточных размеров, попробуйте свои силы в выполнении этого маневра. Для этого привожу размеры переставки, как у нас называют «лосиный тест» (см. рис. 48). Это упражнение выполняется с отпущенной педалью газа и тормоза – в распоряжении водителя только руль. Задача – объехать воображаемое препятствие. Более скоростное упражнение, или тест на управляемость по методике ISO (International Organisation for Standarnisation), имитирует выезд на встречную полосу, которую нужно как можно скорей покинуть. Оно состоит в прохождении с максимально возможной скоростью ровного участка дороги длиной 125 метров. При этом наравне с рулем задействуются педали газа и педали тормоза. Разметка при выставлении конусов – другая. (Схема изображена на рис. 49.).

Журналиста, который совершил сальто на бэби-бенце, звали Роберт Коллин. Конечно, он стал звездой и дал много интервью. В одном из них въедливые коллеги насели на него, дескать, зачем вообще нужен этот тест-переставка - есть ли в нем практический смысл? И Роберт, защищая свою позицию, ответил, что иногда такой маневр спасает жизни, к примеру, если на дорогу выскочит лось. Так за маневром закрепился термин «лосиный тест».

Фактически, речь идет об объезде внезапно возникшего препятствия на определенной скорости без торможения. Журналисты обожают этот тест, и он есть в меню практически каждого солидного издания. В душе каждый испытатель хочет повторить подвиг Роберта Коллина, ведь нет ничего приятнее, чем поймать кого-то на ошибке, тем более - крупного автопроизводителя. Переворот на лосином тесте - наиболее доступный способ пиара для автомобильных изданий.

Схема классического лосиного теста приведена ниже. Некоторые издания проводят тест с полной загрузкой автомобиля. ESP обычно остается активированной.

Схема теста издания Teknikens Varld

Однако мнения насчет адекватности и нужности этого теста расходятся. Сторонники видят в его результатах прямое указание на активную безопасность автомобиля. Во время теста автомобиль не должен встать на два колеса и тем более перевернуться, а для машин с высоким центром тяжести, даже современных, это нередко оказывается проблемой. На лосиных тестах немецкой компании ADAC «плясали» и даже кувыркались весьма уважаемые модели автомобилей: Renault Kangoo , Toyota Hilux , Citroen Nemo .

В отличие от абстрактной езды по гоночной трассе, тест имитирует реальную дорожную ситуацию, когда водитель рефлекторно отворачивает от препятствия и стремится нырнуть обратно в свою полосу. О том, насколько часто подобная необходимость возникает при обычной езде, вы можете судить хотя бы по нашей подборке видео из рубрики «Нарушения месяца».

От машины требуется хороший баланс управляемости и точное рулевое управление. Чаще всего невыполнение теста связано со склонностью автомобиля к заносам и неожиданно вялыми реакциями на руль.

«Авторевю» выясняет для каждой машины максимальную скорость выполнения переставки с профессиональным водителем за рулем, который сначала пристреливается, а затем пытается отыскать лимит с учетом особенностей машины. В некотором смысле это искусственная ситуация, ведь реальный водитель будет рулить на рефлексах, и у него не будет времени подумать: «Так, так… У этого автомобиля при повороте руля реактивное усилие отстает от боковых перегрузок, поэтому поверну-ка я его на пять градусов посильнее…»

Поэтому затем автомобиль седлают по очереди пять добровольцев, которые пытаются пройти тест с первой попытки на скорости 65 км/час (обычно это на 15-20 км/час ниже предельно возможной). Интересно, что на некоторых машинах преуспевают ноль человек из пяти, то есть экстренный объезд препятствия возможен лишь случайно или благодаря колоссальному опыту ездока. Особенно этим грешат пикапы и фургоны с их высоким центром масс, кренами и слабой реакцией на руль. К примеру, «авторевюшный» тест завалил пикап Mitsubishi L200. А вот видео теста Dacia Duster : переворота не было, но с конусами - полный сенокос.

Производители этот тест ненавидят, и причина ясна: всегда есть риск, что найдется умник, который выставит твою машину в дурном свете (речь ведь про святое - активную безопасность), к тому же этот умник может оказаться очень уважаемым главредом, которого просто так не заткнешь. В отличие от краш-теста лосиные тесты не так формализованы, зато доступны фактически всем желающим, так что риск неудачи присутствует всегда. Виноваты вообще могут быть шины или неисправность конкретного авто, но в газетных заголовках будет бренд автопроизводителя.

Впрочем, необходимость лосиного теста подвергают сомнению и обычные автомобилисты. Вот их основные тезисы:

1. «Лосиный тест» воспроизводит совершенно абстрактную дорожную ситуацию, которую уместно назвать «сферическим лосем в вакууме». Посмотрите схему теста «Авторевю»: если предположить, что лось находится в середине фигуры, дистанция до него с момента начала маневра составляет порядка 20 метров. Забавно, что калькуляторы для расчета тормозного пути, которыми пользуются при разборе ДТП, выдают примерно это значение для замедление со скорости 65 км/час. Другими словами, любой нормальный водитель будет тормозить, а не маневрировать, и есть вероятность, что успеет.

2. «Лосиный тест» дает парадоксальные результаты для разных машин, которые не всегда отражают их реальную управляемость. К примеру, Ferrari F430 показала предельную скорость в 79,2 км/час, а обычная Mazda3 - 85,5 км/час. С одной стороны, результат адекватен поставленной задаче, но тут мы приходим к другому вопросу: а адекватна ли сама задача?

3. Некоторые говорят, что нет. Ведь лосиный тест в классическом виде предполагает невероятно филигранный объезд препятствия в узких коридорах с ровным однородным покрытием. Значение имеют габариты машины - к примеру, лучший результат у «Авторевю» в 99,9 км/час показал обычный карт, но не потому, что он лучше и быстрее «Феррари», а просто эта блоха просочится везде. С тем же успехом можно бить машины о полуприцеп фуры, и когда карт проскочит снизу, присвоить ему титул самой безопасной машины года. Тест не учитывает тормозные свойства машин, а они могут иметь решающее значение. Он оставляет за рамками поведение машины на миксте, когда колеса одного борта скользят по обочине или льду.

4. Тест «плох» и с воспитательной точки зрения, поскольку подсознательно толкает водителей на весьма опасные маневры. Посмотрите еще раз схему переставки: она предполагает выезд на встречную полосу и столь же внезапный возврат назад (уворот от встречки?). В реальной жизни такой маневр, честно говоря, выглядит суицидальным, а главное, в случае неудачи на вас ляжет полная ответственность за последствия, даже если вы стали жертвой чьей-то ошибки. Ибо «…при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Пункт 10.1 ПДД не запрещает маневрирование, но вот если оно было проведено без торможения и закончилось аварией - вы становитесь из жертвы соучастником.

5. Если испытатель мучается на скорости 80-90 км/час, что будет с обычным водителем на 110 км/час?

Впрочем, если хотите мое мнение, лосиный тест очень полезен. Не стоит пользоваться им для выявление самого-самого автомобиля - вот это действительно бессмысленно. И конечно, don"t try it at home - не пытайтесь повторять (кроме тренировочных заездов и совсем уж безнадежных ситуаций).

Зато он позволяет отсеять аутсайдеров, склонных к перевороту или сильному заносу. Как краш-тест EuroNCAP не воспроизводит всех нюансов реальных аварий, «лосиный тест» дает лишь некоторое представление об активной безопасности машины. Причем он выявляет особенности, которые совершенно не проявляются при обычной езде, поэтому очень часто субъективно управляемый авто показывает неважные результаты в экстренной ситуации.

Кстати, именно лосиный тест привел к массовому внедрению ESP, и на видео с переворотом Citroen Nemo его брат Peugeot Tepee спасся благодаря системе стабилизации.

Но если честно, мне все время хочется немного приблизить его к реальности, добавив в начало маневра интенсивное торможение. Даже если лось выбежал на дорогу внезапно, в первую очередь ты ударишь по тормозам, и лишь затем начнешь вертеть руль. Это очень важный нюанс: при торможении меняется баланс управляемости, и большое значение приобретает работа ABS, которая есть почти у всех машин, в отличие от ESP. И даже если с рулением вышла лажа, скорость наезда на лося будет меньше…

Про лосей

В названии «лосиный тест» некоторые видят насмешку, полагая, что под лосем понимается какой-то придурок, выскочивший на дорогу. На самом деле во многих странах, и в России в том числе, сохатые представляют реальную опасность. Они появляются на дороге внезапно, весят до 600 килограммов (то есть, как небольшой автомобиль), и главное, имеют длинные ноги, поэтому удар от лося приходится в верхнюю часть кабины. Фатальные исходы для водителя и пассажиров не редкость, и в некоторых странах (той же Швеции) есть полноразмерные манекены лосей для проведения крэш-тестов. В июле, к примеру, в Подмосковье погиб 37-летний водитель после наезда на сохатого.

Почему переворачиваются машины?

Большинство автомобилей проектируется так, что при слишком сильном повороте руля на скорости машина начинает скользить шинами раньше, чем опрокидывающий момент ставит ее на два колеса.

Например, перевернуть на ровной дороге исправный автомобиль гольф-класса очень и очень сложно. Однако есть факторы, увеличивающие склонность машины к перевороту, и обычно кувырок происходит по совокупности причин:

  1. Неправильное давление в шинах.
  2. Неровная дорога и склонность машины к сильным заносам.
  3. Большая загрузка (особенно, если центр тяжести изначально располагался высоко).
  4. Слишком резкая работа рулем в разных направлениях (ситуация лосиного теста).
  5. Неисправные или просто слабые амортизаторы.
  6. Рельеф местности.
  7. «Помощь» других машин.