Маркировка датчика температуры охлаждающей жидкости ваз 2110. Датчик температуры охлаждающей жидкости как проверить на ВАЗ и иномарках? Вентилятор не включается

Датчик температуры охлаждающей жидкости или, в сокращении, ДТОЖ, представляет собой прибор, определяющий температуру антифриза в системе охлаждения и дающий сигнал на ее снижение посредством срабатывания вентилятора.

Его работоспособность – важный аспект нормального функционирования системы охлаждения и всего силового агрегата в целом, а потому в данной материале мы поговорим о том, какие признаки неисправности ДТОЖ помогают своевременно выявить неполадки в его работе и эффективно их устранить.

ДТОЖ – что это такое в машине?

Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле представляет собой компактное устройство, расположенное в корпусе радиатора или, нередко, во внешней части корпуса силового агрегата – так называемой «рубашке» системы охлаждения.

Назначение

Датчик предназначается для определения температуры охлаждающей жидкости, которая выводится на информационный индикатор, расположенный в панели приборов авто.

Также функцией датчика является активация включения вентилятора охлаждения, который понижает температуру антифриза в случае, если она превышает критические значения (более 80 градусов Цельсия). Делается это для того, чтобы избежать вскипания антифриза и, как результат, перегрева мотора.

Видео — нюансы, связанные с датчиками температуры охлаждающей жидкости на Фольксваген Пассат Б3:

Подобное назначение датчика было характерно для карбюраторных двигателей. Сегодня, с развитием инжекторных систем впрыска, на ДТОЖ возлагается значительно большее число функций. К ним можно отнести:

  • увеличение оборотов двигателя на этапе прогрева для оптимизации выхода мотора на рабочий режим;
  • открытие либо закрытие клапана рециркуляции выхлопных газов;
  • установка угла опережения зажигания и т.д.

Принцип работы

Функционирование ДТОЖ осуществляется на основе физических свойств материала датчика менять собственное электрическое сопротивление в зависимости от степени нагрева.

По сути, он состоит из двух электропроводящих контактов и конусообразного рабочего элемента из чувствительного материала. Изменение степени электропроводности фиксируется и, таким образом, датчик «выдает» информацию о температуре и достижении ее критических значений.

На современных авто за считывание такой информации «отвечает» электронный блок управления ЭБУ, который и отдает управляющие команды для системы зажигания, а также анализирует работоспособность самого датчика.

Виды

Условно можно выделить два типа ДТОЖ: механический и цифровой. В чем их сходство и отличия?

Механический

Механический ДТОЖ представляет собой простой узел, где передача информации об изменении сопротивления материала выполняется, так сказать, в «аналоговой» форме – посредством электрического сигнала. Такой датчик напрямую соединен с указателем температуры охлаждающей жидкости, который является, по сути, простым омметром со шкалой, проградуированной в градусах Цельсия.

С узлом соединено реле, которое замыкается при достижении критической температуры и вызывает срабатывание вентилятора охлаждения. Такие датчики встречаются на автомобилях с карбюраторными моторами, включая все отечественные «Жигули».

Цифровой

Цифровой ДТОЖ по своей конструкции не сильно отличается от механического, но передача сигнала происходит посредством шины непосредственно в цифровой блок управления ЭБУ.

Встроенный процессор производит первичный анализ информации, выводя данные о температуре на приборную панель, а также давая команды системе зажигания. Включение вентилятора в этом случае производится также посредством команды от ЭБУ.

На что влияет

Основной задачей датчика температуры охлаждающей жидкости является включение вентилятора охлаждения. Как результат, в случае его неисправности срабатывания вентилятора не происходит, а результатом этого может стать перегрев мотора или, как минимум, вскипание антифриза в системе.

Видео — как проверить ДТОЖ мультиметром:

Кроме того, на инжекторных двигателях неисправность ДТОЖ ведет к тому, что ЭБУ выставляет неверный угол опережения зажигания, и двигатель начинает работать в неблагоприятных условиях.

Совокупность этих факторов говорит о том, что своевременное определение поломки датчика и его замена является ключевым элементом, позволяющим избежать целого ряда проблем, а подчас и дорогостоящего ремонта двигателя автомобиля.

Основные причины и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Как правило, в виду простоты конструкции, поломки самого датчика охлаждающей жидкости относительно редки. Тем не менее, «поводов» для того, чтобы он стал давать сбои, весьма много, и к ним можно отнести следующие причины:

1. Низкое качество антифриза

В случае использования плохого нередки случаи, когда поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. В связи с этим температурное воздействие на датчик изменяется и, как результат, меняются его показания, как правило, в сторону занижения температуры. Это приводит к несвоевременному включению охлаждающего вентилятора, а также изменению режима работы силового агрегата.

2. Плохое качество исполнения самого датчика

К сожалению, на рынке имеется большое количество контрафактных запчастей, и ДТОЖ от no-name-производителя не всегда отвечает заводским параметрам. Также датчик может иметь незначительные повреждения, которые в процессе эксплуатации могут способствовать его выходу из строя.

3. Утечки антифриза через резьбовое соединение датчика

И, как результат, изменение его показателей. Такое явление встречается при нарушении целостности резьбы в случаях, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг либо имеется износ прокладки-вкладыша.

4. Нарушение электрики

Этот фактор является основной причиной выхода из строя датчика и может быть вызван целым рядом причин – от резкого скачка напряжения в бортовой электросистеме авто до обычной коррозии контактов. Собственно, проверку контактов на наличие окисления следует осуществлять всегда при снятии или установке ДТОЖ.

5. Неисправность термостата .

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

В случае подозрений на неисправность ДТОЖ необходимо, в первую очередь, определить, касается ли поломка самого датчика или ее причиной являются сбои в электрической системе авто.

Для этого необходимо выкрутить датчик и провести его диагностику. Сделать это можно с использованием обычного бытового мультиметра.

Как проверить ДТОЖ мультиметром

Для замера сопротивления ДТОЖ при разной температуре на мультиметре следует включить режим омметра с соответствующим пределом измерений.

Значение сопротивлений должно быть в определенном диапазоне при конкретных температурах.

Для каждой модели силового агрегата и марки авто сопротивление датчика при разной температуре жидкости имеет собственные значения (!) и с ними следует ознакомиться заблаговременно в мануле!

Для проверки датчик следует снять и погрузить его в воду, нагретую до определенной температуры, подсоединив мультиметр к выходным контактам ДТОЖ. Если сопротивление датчика не соответствует значениям, указанным для двигателя вашего автомобиля, его следует заменить.

Видео — как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости с помощью мультиметра и электрочайника:

Кроме того, замер можно производить и непосредственно на автомобиле по мере прогрева двигателя при холостых оборотах.

В случае, если датчик работоспособен, искать причины поломки следует в электрике или термостате. При неисправности ДТОЖ его следует заменить.

Замена

Процедура замены ДТОЖ предельно проста и заключается в вывинчивании старого датчика и установке нового с последующем подсоединением к нему управляющих клемм.

Тем не менее, существуют и некоторые нюансы. В частности, замену имеет смысл совмещать с заменой охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля. В таком случае посадочное гнездо для датчика неплохо обработать графитовой смазкой, что позволит предохранить резьбу, обеспечить легкое вывинчивание и создать дополнительный слой герметизации.

Видео — замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2115:

Также во время замены датчика необходимо мелкой наждачной бумагой обработать электрические контакты, подходящие к нему. Если же ДТОЖ исправен, и вы не планируете его менять – имеет смысл для профилактики произвести его очистку, включая зашкуривание его контактов для улучшения электропроводности.

Заключение

Как видим, проверка и замена ДТОЖ – процедура довольно простая. Она не требует специализированных навыков и знаний, равно как и особого оборудования (за исключением упомянутого мультиметра).

Помните, что своевременная замена неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости позволит избежать целого ряда проблем, включая возможный перегрев силового агрегата вашего авто.

Видео — как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости на Шевроле Лачетти:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Как проверить Б/У авто перед покупкой


Как оформить полис ОСАГО онлайн за 7 минут

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Иван

    Узнать о том, работает ли ДТОЖ довольно легко, при условии, что у вас автомобиль с инжектором. Автомобиль при холодном запуске будет хорошо заводиться и работать, но как только двигатель прогреется, то начнется неровная работа двигателя, а запустить машину с горячим мотором будет практически невозможно из-за переобогащенной смеси.

    Антон

    В моем Пассате 2 датчика. Один для указателя на приборке — на работу двигателя не влияет, а другой дает сигнал на ЭБУ — это основной.

    Карина

    Т.к я только начинающий водитель, очень многого узнала, на самом деле это очень легко проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

    Максим

    В моей Corolla Fielder была неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, компьютер начал подстраивать работу двигателя под его показания, начались проблемы. В статье хорошо описано как его проверить! Помогло!

    Валерий

    Не знал, что настолько легко проверить датчик, пошел проверять, благо мультиметр в наличии имеется. Выкрутил, замерял, успокоился — исправен.

    Петр

    Если испортился датчик температуры охлаждающей жидкости нужно немедленно реагировать. Ведь грубо говоря именно он дает сигнал к запуску вентилятора охлаждения. И еще если неисправен датчик возрастет расход бензина. Я в этом случае проверяю всю электропроводку автомобиля и если удостоверюсь, что причина в датчике заменяю. Заменить его своими руками проще простого, необходимо только или раз увидеть или попробовать самому.
    Нужно вывинтить старый датчик, обработать гнездо графитовой смазкой и поставить на его место новый, управляющие клеммы тоже не забывайте присоединить. Главное чтобы было герметично.

    Андрей

    Первое, что нужно знать, это то, что в автомобиле не один датчик температуры. Их как минимум два, а в некоторых моделях и до 4-5. Второе — это то, где они расположены и конкретно за что каждый из них отвечает. Классическая схема — два датчика, один идет на стрелочный прибор панели в салоне (ну или в цифровом виде), а второй на вентилятор(ы) охлаждения. Соответственно и принципы работы их разные, проверять их надо по разному. Первый меняет свое сопротивление в линейной зависимости с температурой ОЖ (при этом мы видим изменение отклонения стрелки панели), а второй работает по принципу ВКЛ/ВЫКЛ при достижении определенной температуры ОЖ (соответственно включает и выключает вентиляторы).

    Алексей З.

    Вообще трудно представить, как плохой тосол или антифриз могут повредить датчик температуры, за двадцать лет не видел ничего подобного. Корпус датчика как правило выполнен из медного или латунного сплава, который практически не реагирует с охлаждающей жидкостью. А вот выход из стоя по причине некачественного изготовления — явление не редкое. Если те датчики, которые иду на машине с завода служит по нескольку десятков лет, то те которые поступают в запчасти очень часто не отрабатывают и трех. Парадокс, но и те и эти выпущены на одном заводе. По этому часто покупатель предпочитает взять датчик с разборки, нежели купить новый.

    Артём

    Датчик охлаждения жидкости в нужный момент включает вентилятор и поэтому если он неисправен это чревато серьезными сбоями и поломкой. Причин для поломки может быть несколько это и некачественный антифриз и дешевенький датчик. Иногда датчик может быть и исправен, в некоторых случаях нужно проверить электропроводку и контакты. Надо выкрутить датчик и проверить его, погрузив в воду и взяв мультиметр. Не так всё сложно, достаточно один раз заменить в присутствии знающего человека или найти информацию в интернете и будете это делать сами. Если датчик неисправен нужно заменить его, только не забудьте прочистить контакты и клеммы.

    Сан Саныч

    На самом деле мультиметры типа D830/DT830 (тысячи их) позволяют с приемлемой погрешностью определять и температуру. В качестве контрольных точек для проверки можно использовать только начавший таять водный лёд (гарантировано что-то около 0 градусов) и закипевший этиловый спирт (~78,37 градусов). Закипевший спирт удобен ещё и тем, что это _та самая критическая точка_, при которой датчик температуры охлаждающей жидкости должен стабильно срабатывать, дабы не получилось выкипания антифриза. И как уже верно заметили в комментариях, если датчик при указанных температурах показывает сопротивление в допустимых пределах (об этом подробно рассказано во втором видео), то неисправность кроется либо в некачественной проводке, либо в некачественном антифризе.

    Максим

    Я приноровился менять неисправные датчики не сливая охлаждающей жидкости. Для этого его необходимо предварительно «сорвать», иногда, за десяток лет резьба так прикипает, что лучше использовать головку или на худой конец накидной ключ. Затем аккуратненько тремя пальцами вывернуть, следя за количеством вытекающей жидкости. После резко убрать датчик и заткнуть отверстие пальцем. Перевести дух, взять свободной рукой заранее приготовленный новый ДТОЖ, поднести к отверстию, которое держим пальцем и энергично (резко) заткнуть им отверстие убрав палец. Далее вкручиваем по резьбе. Потери жидкости — 200 — 300 грамм, а экономия времени — несколько часов! Иногда даже доливать не приходится, уровень не опускается до минимума.

    Сергей

    При проверке ДТОЖ еще учитываются технические характеристики автомобилей по соответствующим таблицам к различным перепадам сопротивлений, но нормированных показаний нет. При небольших отклонениях от показателей датчик менять не стоит, необходимо найти другую причину сбоев в работе двигателя. Датчики различных производителей всегда выдают разные показания при одинаковых температурах жидкости. Перед тем как устранять неполадки с заменой датчика, необходимо подобрать подходящий вариант для вашей машины. Если покупаете на рынке, то обязательно проверяйте сертификат. Что бы исключить подделок сфотографируйте данный документ, для дальнейшего предъявления в соответствующие органы. В основном при таких действиях продавец не будет продавать вам подделку.

    Макарий

    Когда последние модели автомобиля Волги стали оборудоваться вентиляторами охлаждения жидкости, работающими от электропитания, с эксплуатацией таких автомобилей возникла проблема быстрого перегрева двигателя при работе автомобиля в ритме городского движения. То ли датчик так неразумно настраивался на заводе, то ли потому, что двигатели стали более высоко оборотистыми, и работа их допускалась не при 80 градусах тепла как раньше, а уже при 90. Водители придумали ручное принудительное включение вентилятора, которое осуществлялось непосредственно из кабинки водителя. Водить опережал команду датчика на включение, и таким образом улучшал устойчивость работы автомобиля в пробках.

    Николай

    Родной прослужил 7 лет. В прошлом году пришлось заменить. Речь веду о датчике, который включает дополнительный вентилятор (Нива Шевроле). Первый раз вообще не понял, что случилось. Лето, жарко, температура поднимается быстро и вентилятор включается часто, особенно при езде в городе. Однажды обратил внимание, что вентиляторы в паре работают слишком шустро. Утром, на холодном движке, второй включился буквально через пару минут. Грешил на реле, поменял, но проблему не решил. Поковырялся в книге, нашел этот датчик возле помпы, заменил и забыл про проблему.

    Олег

    Выход из строя датчика температуры ОЖ может привести к поломке двигателя и очень большим финансовым потерям, по сравнение с его стоимостью. Поэтому если есть сомнения в его исправности, лучше себя обезопасить. Я проверял свой датчик не снимая его с авто. Просто запустил холодный движок и подсоединил к его клеммам мультиметр. Менял, предварительно слив охлаждающую жидкость (потом её заменил). А по поводу использовать мультиметр в качестве измерителя температуры не согласен: точности никакой, все зависит от чистоты жидкости. И ещё, чтобы не оказаться с перегретым движком при выходе из строя датчика температуры, установил выключатель вентилятора в салон для подстраховки.

    Дмитрий

    В авто датчик всегда рядом с термостатом для наибольшей точности измерения. Когда датчик выходит из строя, а приборы в машине когда-нибудь ломаются, могут возникнуть следующие проблемы: увеличится расход топлива, повышается выброс СО2, может заглохнуть двигатель, будет медленный прогрев авто, может перегреваться движок.
    На работу датчика может влиять старая проводка, коррозия, а датчик может быть исправен. Поэтому лучше не жаться, а купить новый датчик и сразу отбросить сомнения в причинах проблем.
    Но лучше всего не скупиться и приобрести новый датчик, который обеспечит безопасное и приятное вождение без каких-либо проблем.
    Если имеются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Если есть желание то можно провести его диагностику, но в начале убедитесь в исправности проводки. На датчик должно подаваться 5 вольт, что можно проверить при запущенном движке. Если 5 вольт есть, то проверяем датчик.
    При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем. Проверить можно с помощью электрочайника. Замеряем температуру +10,+15, +20.и записываем сопротивление датчика.
    Если показания отличаются от данных для датчика (можно найти в инете), значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и требуется заменить. Менее точно, но более просто это без термометра, а по кипению воды – она кипит при 100 градусах. Это будет контрольная точка. Сопротивление при кипении – около 210-190 Ом.

    Олег

    Датчик температуры охлаждающей жидкости порождает при своем отказе ряд проблем, основные и наиболее опасные из них следующие:
    Выход температуры двигателя за рамки допустимых режимов;
    Нарушение стабильности работы двигателя;
    Повышенный расход топлива;
    Падение оборотов и самопроизвольная остановка двигателя.
    При возникновении подозрений на нестабильную работу датчика температуры, во первых надо проверить наличие охлаждающей жидкости и ее уровень.
    Далее проверяем качество контактов, на предмет их окисления.
    Если все сказанное выше в порядке, то надо проверить сам датчик, для чего его надо снять.
    Берем датчик и опускаем его в стакан кипятка и меряем его сопротивление, конкретные данные можно найти в интернете для каждого датчика. Если данные соответствуют, значит датчик в норме. В противном случае меняем датчик.

    Николай

    Датчик температуры охлаждающей жидкости менял неделю назад. Стою в пробке в Москве и чисто случайно посмотрел на панель приборов (у меня Шеви Нива) и обомлел. Прибор показывает около 110 градусов и тишина — вентиляторы не работают. Включил аварийки и на обочину. Сначала думал движок вентилятора, подал напряжение прямо на движок — он работает. Подсоединил двигатель вентилятора к аккумулятору и пока ехал по Москве он у меня молотил постоянно. Выехал на М2 и отсоеденил вентилятор. Дальше до дома. В гараже снял не проверяя датчик температуры и поставил новый. Запустил двигатель и подождал прогрева — все работает.

    Иванович

    Датчик нагрева охлаждающей жидкости прибор очень важный для нормальной работы двигателя. Он оберегает двигатель от перегрева, путём включения и отключения охлаждающего вентилятора. В своей практике мне несколько раз приходилось сталкиваться с проблемой его неисправности. В наших отечественных автомобилях, с механической системой зажигания, применялись аналоговые датчики. И вот если такой датчик внезапно отказывал в работе, он в нужный момент не включал вентилятор и вода в радиаторе закипала. Ехать в такой ситуации невозможно и чтобы понять причину поломки мы, прежде всего, проверяли исправность работы электродвигателя вентилятора, подсоединяли его клеммы к источнику питания минуя датчик. Если двигатель работал, причиной его не включения могла быть, лишь поломка датчика. Датчик нужно было менять, и чтобы доехать до автосервиса или гаража, практиковали включение вентилятора напрямую, так и ехали с постоянно работающим вентилятором. В современных инжекторных автомобилях принцип работы самого датчика такой же, лишь управление работой вентилятора идет через блок управления электронного зажигания.

    ua9ukh

    Датчик температуры при проверке мультиметром сопротивление будет в норме и при нагреве в горячей воде будет всё нормально в термостате будет давать сбои показания температуры будет плавать на один или два градуса не постоянно и двигатель будет троить на горячею на холодную когда скачки температуры будут на 10 или на 20 градусов плавать при этом включится вентилятор и будет ошибка р1336 пропуск зажигания во всех цилиндрах

Если вы хотите, чтобы ваше транспортное средство всегда было на ходу, необходимо соблюдать определенные условия эксплуатации тех или иных элементов. К примеру, если на ВАЗ 2110 выходит из строя датчик температуры охлаждающей жидкости, автовладелец может столкнуться с серьезными неисправностями. В этой статье мы расскажем автомобилистам все, что необходимо знать об этом устройстве.

[ Скрыть ]

Описание устройства

Если вам необходимо узнать, где находится и как работает датчик температуры хладагента на 16- или 8-клапанных двигателях автомобилей ВАЗ 2110, для начала ознакомьтесь с основной информацией по устройству. Ниже описан принцип работы регулятора и типичные для этого элемента неполадки.

Принцип работы

Регулятор температуры охлаждающей жидкости на 16- или 8-клапанном автомобиле ВАЗ 2110 представляет собой устройство простого термистора. Термистор представляет собой резистор, который обладает особенностью менять показатели сопротивления в зависимости от температурного режима, в котором он функционирует. На инжекторе 8 или 16 клапанов устройство установлено непосредственно в ГБЦ. Через шланг, в котором установлен регулятор, осуществляется циркуляция антифриза.

Предназначение датчика температуры охлаждающей жидкости на карбюраторе или инжекторе 16 клапанов ВАЗ 2110 заключается в мониторинге этой температуры. Если показатель превышает нормированный, устройство сообщает об этом блоку управления, в результате чего осуществляется включение вентилятора. Следует отметить, что включение вентилятора осуществляется принудительным путем. Без включения вентилятора мотор может перегреться.

Бытует мнение, что во всей схеме устройств 16-клапанного инжектора ВАЗ 2110 этот элемент является наиболее надежным. Тем не менее, поломки все равно имеют место. На приборной панели расположен регулятор с указателем, на который поступает сигнал от прибора. Если элемент работает верно, то указатель сигнала всегда будет показывать точную температуру.


Типичные неполадки

Проблем, которые связаны с выходом из строя датчика на двигателе инжекторе 16 клапанов ВАЗ 2110, достаточно много. Как правило, суть неисправности заключается в отсутствии контакта на внутренних компонентах прибора. Также неисправность может заключаться в проблемах с изоляцией кабелей вокруг самого регулятора, в частности, если тросик педали газа висит свободно. В том случае, если регулятор работает некорректно, он не сможет предоставлять правильную информацию блоку управления, соответственно, со временем могут проявиться проблемы с запуском ДВС. Кроме того, если на 16-клапанном инжекторе ВАЗ 2110 некорректно работает устройство, расход топлива может быть увеличен.

Если устройство будет посылать неверные сигналы, включение вентилятора будет невозможным, а без включения вентилятора, как сказано выше, охладить мотор не получится. Иногда бывает такое, что включение вентилятора осуществляется постоянно — если регулятор фиксирует повышенную температуру, а по факту она нормальная. Тогда включение вентилятора производится постоянно, в принципе, это ничем не грозит автолюбителю, но это может стать причиной высокого потребления энергии АКБ (автор видео — Василий Калугин).

Терморезистор, который установлен внутри устройства контроля температуры охлаждающей жидкости на 16-клапанном инжекторе ВАЗ 2110, представляет собой электронную систему. Эта система характеризуется отрицательными показателями температурного режима. В том случае, если элемент греется, уровень сопротивления начинает снижаться, и наоборот, если устройство охлаждается, сопротивление растет. Кстати, показатель сопротивления считается достаточно важным. Оптимально рабочая температура инжектора ВАЗ 2110 составляет до 130 градусов, в этом случае уровень сопротивления падает до 70 Ом.

Наиболее низкий температурный предел, составляющий 40 градусов мороза, позволит повысить сопротивление до самого высокого показателя — 107 Ом. Когда контроллер работает, он по схеме пропускает на регулятор напряжение коло пяти вольт. Показатели температуры охлаждающей жидкости в денном случае определяются ЭБУ. Блок управления считает этот параметр по разности напряжений на приборе. Всегда учитывайте тот факт, что температурный уровень влияет на функционирование многих механизмов транспортного средства.

Датчик массового расхода воздуха

Если с датчиком охлаждающей жидкости все понятно, то перейдем к прибору массового расхода воздуха. В отличие от регулятора жидкости, этот датчик предназначен для анализа объема воздуха, который мотор потребляет при нормальном функционировании. Именно этот показатель напрямую влияет на расход топлива двигателем ВАЗ 2110.


Сам по себе датчик расхода воздуха двигателя представляет собой прибор в виде пленки, на которой расположены сами регулятора, а также резистор нагрева. Посредине элемента расположен специальный участок, уровень нагрева которого мониторится регулятором. На обратной стороне пленочной поверхности находятся еще несколько термических датчиков. В том случае, если воздушные потоки отсутствуют, эти регуляторы, в том числе датчик расхода воздуха, будут выдавать указателем сигнала одинаковые параметры.

Когда воздушный поток есть, первый прибор будет охлаждаться, а что касается второго, то его показатели будут теми же, поскольку воздух в любом случае будет нагреваться при работе двигателя. Уровень сигнала с обоих регуляторов составит пропорциональную массу воздушного потока, а электросхема, в свою очередь, преобразует данный параметр в напряжение. Датчик расхода воздуха двигателя всегда должен быть чистым, в противном случае показатели, которые прибор будет выдавать, окажутся неверными. Соответственно, в работе тех или иных механизмов двигателя машины могут возникнуть проблемы, поэтому периодически необходимо проверять и следить за чистотой самой пленки. Автор видео о том, как произвести диагностику в домашних условиях, — В гараже у Сандро.

Проверка работы

Как осуществляется проверка прибора в домашних условиях? Чтобы проверить элемент, необходимо замерять его уровень напряжения, только в том случае, если он не работает. Проверка напряжения осуществляется при выключенном моторе, показатели для проверки можно измерить с применением мультиметра. Необходимо максимально аккуратно проколоть цепь рядом с разъемами регулятора и измерить уровень напряжения между третьим и пятым контактами.

В том случае, если компонент рабочий и не требует замены, показатель напряжения составит около 0.996 вольт. Разумеется, если элемент не рабочий, он будет демонстрировать неверные показатели, которые составят более 1.7 вольт. Если это действительно так и при диагностике вы выявили такой параметр, деталь нуждается в замене. Для замены компонента не нужны какие-либо знания или опыт, все довольно просто.

Инструкция по замене

Итак, как же осуществляется замена компонента на новый? В случае с автомобилями ВАЗ 2110 вся процедура в целом простая, ее выполнение будет под силу даже начинающему автомобилисту.

Чтобы все сделать правильно, выполните следующие действия:

  1. В первую очередь необходимо отсоединить отрицательный провод от АКБ.
  2. Следующим этапом будет слив рабочего расходного материала из радиатора.
  3. Затем осуществляется снятие воздушного фильтра. Его замена не нужна, но демонтировать элемент необходимо для получения удобного доступа к самому регулятору.
  4. После этого отсоединяется пластиковый фиксатор, с помощью которого крепится колодка кабелей от самого регулятора. Завершающим этапом замены будет снятие устройства и монтаж нового датчика. Сборка конструкции производится в обратной последовательности.

Видео «Процедура замены датчика МРВ на автомобиле ВАЗ»

Как на «десятке» своими силами произвести замену регулятора в домашних условиях — узнайте из видео (автор видео — В гараже у Сандро).

Оптимальный режим работы двигателя ВАЗ-2110 обеспечивается целым рядом датчиков, устройств и оборудования. Отдельного внимания заслуживает система охлаждения силового агрегата (ДТОЖ).

Оптимальный режим работы двигателя ВАЗ-2110 обеспечивается целым рядом датчиков, устройств и оборудования. Отдельного внимания заслуживает система охлаждения силового агрегата (ДТОЖ). Темой сегодняшней статьи является датчик температуры охлаждающей жидкости.

В процессе работы двигателя образуется тепловая энергия, которую устраняет система охлаждения. Если она выходит из строя, то могут возникнуть серьезные последствия для силового агрегата. Кроме этого, система охлаждения выполняет ряд других опций:

  • обеспечивает оперативный прогрев двигателя до необходимой, оптимальной температуры;
  • осуществляет охлаждение системы смазки двигателя;
  • обеспечивает прогрев воздуха в салоне;
  • охлаждает продукты окисления и неполного сгорания топлива.

В модели 2110 предусмотрен жидкостный тип системы охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости используется антифриз или тосол. Также в транспортных средствах используется воздушная и комбинированная система ОС. В последнем случае речь идет об охлаждении системы с помощью обдува воздухом и жидкостью.

Датчик температуры представляет собой термосопротивление, полупроводниковый резистор с отрицательным коэффициентом. Он установлен на корпусе термостата. Показания термосопротивления зависит от температуры в системе.

Достаточно часто неопытные водители путают датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 с указателем. В действительности, речь идёт о двух совершенно разных датчиках, выполняющих отдельные функции.

Функциональность датчика указателя не отражается на работе силового агрегата. Он предназначен исключительно для того, чтобы информировать водителя о температуре мотора. Устройство расположено непосредственно на панели приборов.

В свою очередь, ДТОЖ монтируется на термостат в патрубке блока цилиндров. Устройство вкручивается внутрь патрубка. Поэтому оно взаимодействует с охлаждающей жидкостью, что позволяет реагировать на изменения температуры. В устройстве предусмотрено 2 контакта. Стоит отметить, что на указатель датчика, расположенный на панели, идёт только один контакт.

ДТОЖ определяет температуру, и передают информацию на электронный блок управления. Затем система определяет объем тепловоздушной смеси и длительность впрыска на форсунки. Именно благодаря этому контроллеру включается вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. В том случае, если мотор не прогрелся до необходимой температуры, на форсунки подается обогащенная смесь.

При выходе из строя рассматриваемого контроллера электронный блок управления получает некорректную информацию. В результате этого вентилятор не включается или же работает в произвольном режиме, что приводит к перегреву двигателя и повышенному расходу топлива.

Для обеспечения передачи достоверной информации на ЭБУ, регулятор ОЖ должен быть правильно установлен. Наконечники устройства должны контактировать с охлаждающей жидкостью.

Практика показывает, что ДТОЖ ВАЗ 2110 достаточно часто демонстрирует некорректную работу в результате неправильного монтажа.

Даже непрофессиональный автомобилист с помощью ряда «симптомов» сможет самостоятельно определить, что контроллер вышел из строя. Об этом свидетельствуют следующие признаки:

  • увеличился расход горючего;
  • силовой агрегат работает некорректно;
  • возникают сложности с запуском мотора;
  • датчик на панели сигнализирует о перегреве силового агрегата;
  • ухудшается качество отработанных газов;
  • на панели отображается код ошибки.

Обычно в таких ситуациях водители сразу же приступают к замене контроллера. Но достаточно часто на ВАЗ 2110 признаки перечисленных неполадок обусловлены плохими контактами и повреждениями проводки.

О необходимости замены устройства свидетельствует отложения и ржавчина на его поверхности. Поэтому даже визуальный осмотр позволяет определить актуальность замены. Оптимальный вариант – проверка сопротивления с помощью измерительного прибора. Автомобилисту понадобится вольтметр. Данные должны соответствовать следующим значениям:

  • при горячем двигателе - 0,5 В;
  • холодном - 2 В.

Если проверка датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 свидетельствует о том, что устройство не пригодно к дальнейшей эксплуатации, необходимо выполнять замену.

Работа происходит в следующей последовательности:

  • полное охлаждение двигателя;
  • слив ОЖ ниже уровня контроллера;
  • отключение АКБ;
  • для удобства, рекомендуется демонтировать воздушный фильтр;
  • снятие разъема контроллера;
  • демонтаж устройства. Для этого используется ключ на 19. Вместе с контроллером, необходимо демонтировать уплотнительное кольцо;
  • установка качественного изделия осуществляется в обратном порядке.

На завершающем этапе необходимо завести силовой агрегат и обратить внимание на плотность прилегания датчика. Если подтекает тосол, необходимо сильнее вкрутить датчик.

Таким образом, контроллер температуры играет для десятки очень важную роль. При этом автомобилистам хорошо известно, что выход из строя рассматриваемой детали – достаточно распространенное явление.

Преимуществом процедуры замены является то, что работу может выполнить любой водитель, даже тот, который не имеет соответствующих навыков. Для ремонта необходимо приобрести уплотнительное кольцо и новое устройство.

В целом, на ремонт понадобится потратить несколько сотен рублей. Из инструментов автомобилисту понадобится только ключ «на 19» Ремонт можно выполнить ремонт своими руками или обратиться в мастерскую. Обычно работа выполняется на высоком уровне и с гарантией. При этом, работники автосервиса часто предлагают владельцу пройти дополнительные мероприятия, причём большинство из них оказывается ненужными.

Каждый должен решить сам: обращаться в сервис и платить за это деньги или потратить один час, осуществляя замену датчика температуры охлаждающей жидкости собственноручно.

Самое важное, что нужно знать о датчике температуры Ваз 2110, это то, что он не один. Ваз 2110 имеет два датчика температуры:
— Датчик температуры указателя охлаждающей жидкости. Это датчик, предназначенный для вывода информации о температуре двигателя на панель приборов. Он ни на что больше не влияет, никуда не заведен — влияет только на указатель температуры на панели.
— Датчик температуры охлаждающей жидкости, подключенный к ЭБУ. Данный датчик кардинально влияет на работу двигателя автомобиля.
Именно по нем управляющая программа знает температуру двигателя и задает длительность впрыска на форсунки. Именно по этому датчику опять же ЭБУ включает вентилятор системы охлаждения двигателя Ваз 2110. Поэтому при большом расходе топлива, кипящем моторе, неработающем вентиляторе нужно проверять именно этот датчик.

Датчик температуры — термосопротивление, то есть сопротивление, изменяемое в зависимости от температуры двигателя. Датчик установлен в выпускном патрубке головки блока цилиндров возле термостата. Он закручивается внутрь патрубка и его чувствительная часть взаимодействует непосредственно с охлаждающей жидкостью. Датчик заведенный на инжектор имеет два контакта, на указатель температуры — только один контакт.

Как правило проверка датчика температуры Ваз 2110 сводится к замеру его сопротивления при разной температуре. Датчик имеет два контакта — сопротивление между ними и нужно измерять мультиметром.
Проверка датчика температуры Ваз 2110:
1) На холодно двигателе снимаем разъем с датчика, проверяем не окислен ли он. Затем с помощью мультиметра меряем сопротивление. Одеваем разъем на место.
2) Заводим двигатель и прогреваем его. Если указатель температуры корректно работает от своего датчика температуры, то он будет показывать нам правильную температуру.
3) Глушим двигатель, опять снимаем разъем и меряем сопротивление датчика температуры. Оно должно стать меньше, чем было на холодном двигателе.
На холодном двигателе при температуре около 0 градусов сопротивление датчика должно быть около 10 кОм. При температуре 90 градусов, сопротивление датчика будет 240 Ом.
4) При сопротивлении датчика температуры менее 240 Ом, ЭБУ должен запустить вентилятор системы охлаждения. Чтобы это проверить необходимо взять резистор номинала 100 Ом и им замкнуть на контакты разъема датчика температуры. В момент замыкания сопротивлением контактов разъема вентилятор начнет вращаться, при размыкании выключится.
5) Если сопротивление датчика не поменялось в зависимости от температуры двигателя, то датчик неисправен, его нужно заменить.
6) Если вентилятор системы охлаждения не включается даже на горячей машине и замыкая контакты разъема датчика сопротивлением в 100 Ом вентилятор тоже не запускается, то надо проверить предохранитель, реле вентилятора на колодке слева от пассажирского сидения под бардачком. Там где установлено ЭБУ.
7) Кому интересно могут слить тосол, выкрутить датчик и занести его домой. Там опустить в кипяток и измерять сопротивление — должно быть 100-200 Ом. Хотя тоже самое можно проделать на машине.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости сильно жизнь не портит, однако все равно он должен быть исправен. Проверка его аналогична описанной выше методике — замер сопротивления при различной температуре охлаждающей жидкости Ваз 2110.

Замена датчика температуры Ваз 2110:
1) Замену датчика температуры производим на холодном двигателе. Откручиваем крышку расширительного бачка и сливаем тосол до уровня датчика температуры.
2) Выкручиваем датчик ключом на 19. На его место вворачиваем исправный датчик.
3) Доливаем тосол до прежнего уровня, надеваем разъем на датчик, закрываем крышкой расширительный бачок.
4) Заводим двигатель и смотрим не подтекает ли тосол через датчик температуры.
На что обратить внимание:
Не нужно путать между собой датчики температуры Ваз 2110. Датчик, который заведен на ЭБУ — установлен выше,на выпускном патрубке. Датчик указателя температуры — ниже, ввернут в корпус двигателя в районе головки блока цилиндров.
Для можно пользоваться резисторами различного номинала. Замыкая его на контакты датчика стрелка на панели должна показывать разную температуру. 10 кОм — 0 градусов, 240 Ом — 90 градусов, 100 Ом — 130 градусов.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости, является важнейшим условием для нормальной работы силового агрегата автомобиля. Такой контроль осуществляется датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). И если такой датчик выходит из строя, возникают сбои и неполадки в работе двигателя. В этой статье мы рассмотрим типичные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, а также расскажем о том, как его проверить и заменить.

ДТОЖ на ВАЗ-2114

В первую очередь нужно сказать, что помимо датчика температуры охлаждающей жидкости, существует датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и это два разных по своему назначению прибора. Если первый, предоставляет информацию электронному блоку управления двигателем, то второй, банально информирует водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Соответственно и поломка первого датчика – проблема более серьезная.

По своему устройству, ДТОЖ это терморезистор. Другими словами, датчик сконструирован так, что при изменении температуры окружающей среды, меняется его сопротивление электрическому току. Вот эти-то изменения и фиксируются электроникой автомобиля и на их основании отдаются те или иные команды. Соответственно, неправильная информация, полученная от ДТОЖ или вообще ее отсутствие, нарушают нормальные алгоритмы работы двигателя и всей системы автомобиля.

Рассмотрим основные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости:

  • падение оборотов или вообще самопроизвольная остановка мотора на холостом ходу;
  • длительное прогревание автомобиля;
  • частый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима;
  • повышенный расход топлива;
  • снижение общей управляемости автомобиля;
  • темный дым из выхлопной трубы;
  • нарушения стабильной работы мотора;

Как видите, перечень проблем, которые порождает отказ датчика температуры охлаждающей жидкости, весьма солиден. А потому, пренебрегать данной проблемой, категорически не рекомендуется.

Как проверить ДТОЖ

В первую очередь нужно помнить, что для того, чтобы правильно указывать температуру охлаждающей жидкости, датчик должен быть погружен в эту самую жидкость. А потому, регулярно проверяйте наличие хладагента и его уровень в системе. Это, пожалуй самое первое, что следует предпринять при возникновении подозрения на неадекватную работу данного измерителя.

Если же с уровнем антифриза в системе охлаждения, полный порядок, то возможно окислены контакты или имеются другие нарушения в подключении датчика температуры охлаждающей жидкости. Проверить его подключение можно и самостоятельно. Как правило, но не всегда, такой датчик устанавливается рядом с термостатом. В некоторых двигателях, ДТОЖ не один. Поэтому, уточните количество датчиков и их расположение, правильные именно для вашего автомобиля. Когда же вы нашли датчик температуры охлаждающей жидкости и установили, что с его подключением все в порядке, нужно проверить само устройство. Для этого, ДТОЖ необходимо демонтировать, поскольку проверять его нужно при помощи погружения в стакан с кипятком.

И так, берете свой датчик, опускаете его в стакан с кипятком и замеряете сопротивление на выходе. В общем-то, каких-то единых показателей изменения сопротивления не существует. Датчики для разных машин, от различных производителей, будут показывать различные перепады сопротивления. Правильные величины при тех или иных температурах, конкретно для вашего датчика, нужно найти в интернете.

Соответственно, если показатели сопротивления датчика и эталонные величины совпадают или имеют минимальную погрешность, значит датчик температуры охлаждающей жидкости, вполне исправен. Ну а если показатели сопротивления различаются — датчик требуется заменить. Собственно сама его конструкция, как и принцип работы, не предусматривают какого-либо ремонта. Поэтому, других альтернатив просто нет.

Видео о ДТОЖ

В итоге

Датчик температуры охлаждающей жидкости, это очень важный компонент силового агрегата, а потому, его отказ или неправильные показания, могут стать причиной серьезных проблем и нарушений в работе автомобиля. Симптомы неполадок в ДТОЖ, красноречивы и разнообразны, но перед тем, как демонтировать датчик, а в современных авто, как правило, таких датчиков два и более, стоит проверить уровень антифриза.

Поскольку по своей сути, ДТОЖ, это терморезистор, то об изменении температуры окружающей среды, он сообщает изменением электрического сопротивления. Приборы от различных производителей выдают разные перепады сопротивления при одной и той же температуре, а потому, приобретая новый датчик, следует убедиться в том, что он подходит для вашего авто.