Перевозка автомобилей железнодорожным транспортом: цена, сроки и особенности доставки поездами РЖД. Путешествие на поезде с автомобилем Вагон платформа для перевозки легковых автомобилей

Завод-производитель осуществляет перемещение и транспортировку транспорта на длительное расстояние по суше. Для того чтобы транспортировать автомобили на дальние расстояние необходимы специализированные вагоны.

Поскольку автотранспорт может быть самым разным (это могут быть легковые автомобили, грузовые машины, транспорт для перевозки пассажиров, спецтехника и прицепы) то и железнодорожные вагоны должны соответствовать его характеристикам. Перевозиться могут не только легковые автомобили, но и грузовые машины, специальная техника и т. д.

Типы, марки и модели данных вагонов разные зависимо от вместительности, грузоподъемности, видом кузова и рамы, типа тормозной системы, ходового и ударно-тягового устройства.

Для того чтобы доставить автотранспорт или спецтехнику используют автомобилевозы и транспортёры, платформы, вагоны промышленного назначения. Но наиболее популярными для указанного типа транспорта являются такие вагоны:

  • четырехосный крытый вагон (используется для перевозок легкового, однако нетипового транспорта высотой до 5 метров);
  • универсальный грузовой вагон (используется для транспортировки легковых машин, вес которых не превышает 42 тонны);
  • специализированный двухъярусный вагон (имеет повышенную защиту и специализируется на перевозке легковых автомобилей). Страна-производитель - Финляндия);
  • усовершенствованный вагон – транспортер (предназначен для микроавтобусов);
  • вагон, который адаптирован под климатические условия России (занимается перевозкой легковых автомобилей);
  • специализированный грузовой вагон (сфера применения - перевозка транспорта общественного пользования, это могут быть троллейбусы, автобусы и т.д.). Его грузоподъёмность составляет 62,8 тонн;
  • двухъярусный крытый грузовой вагон-сетка (предназначается для легковых автомобилей);
  • одноярусный вагон-платформа (используется для транспортировки прицепов, автомобилей или полуприцепов);
  • двухъярусная полукрытая платформа (также используется для легкового автотранспорта);
  • четырехосная открытая платформа (имеет боковые борты из металла и предназначена для перемещения гусеничной и колёсной техники и автомобилей, которые не нуждаются в защите или укрытии от атмосферных осадков);
  • полукрытая платформа (используется для автомобилей с механизмом самоходной погрузки).

Для того чтобы правильно выбрать одну из вышеуказанных моделей необходимо учитывать основные характеристики автотранспорта (вес, объём, степень сохранности внешнего вида, массу, защиту от повреждений, число, длину перевозок.), а также условия транспортировки (расстояние, возможность самоходной погрузки или при помощи погрузчика), а также требования заказчика.

Преимущества использования такого вагона автомобилевоза заключается в том, что путешествовать необязательно без своего транспорта. Одновременно такой вагон может вместить в себя от трёх до пяти машин, в зависимости от их размеров. Он специально оборудован для того, чтобы автомобили были доправлены до пункта назначения в целости и сохранности. Такой способ наиболее оправдан, если нужно надёжно перевезти автомобиль. Считается, что это наиболее выгодный вариант во всех отношениях.

Например, если пункт назначения находится на достаточно дальнем расстоянии, то состояние дорог может не позволить доставить машину безопасно. Также большую роль играют её габариты, ведь пользуясь именно жд перевозкой, заказчик может сделать выбор в пользу той или иной модели вагона и подобрать наиболее подходящий для него вида транспорта.

Большинству людей при покупке автомобиля важна его стоимость. Как правило, мы можем найти автомобиль по приемлемой для нас цене на большом расстоянии от дома. Но это никогда не останавливало желающего купить себе «ласточку».

Раньше было довольно популярным перегонять машины из Германии и других стран ближнего зарубежья в силу их дешевизны там.

А вот в наше время, благодаря интернету, мы можем найти понравившуюся нам машину даже в противоположной части страны. И главным фактором станут отнюдь не километры, отдаляющие нас от продавца, а желание стать владельцем машины. Причем расстояния могут быть очень внушительными. Например от Крыма и до Дальнего Востока.

Перегон авто с помощью посредников

Не секрет, что есть такие люди, которые зарабатывают на перегоне чужих машин. Если мы лично не хотим или же не можем преодолеть это расстояние, да еще и в обе стороны, то нам предложат свою помощь опытные автоперегонщики.

Работают такие люди чаще всего в паре, потому что дорога долгая и не всегда простая. Благодаря чему, сумма за данную услугу, будет не маленькая.

Конечно хорошо, когда у нас имеются личные знакомые, занимающиеся таким бизнесом, или «знакомые знакомых». Во всяком случае нужно, чтобы вы доверяли таким людям, и чтобы они были «проверены временем». Так же, написав соответственный запрос в строке поиска в интернете, можно получить много вариантов таких услуг.

К примеру они выглядят вот так:

«Бережно и аккуратно перегоню автомобиль кат. В, С, Д из Москвы в регионы. Активный стаж 13лет, опыт перегонов большой. Возможны перегоны из других городов»;

«Перегоню авто из Владивостока в центр России. Новосибирск, Москва и другие города».

Соответственно, рядом должна быть и контактная информация подавшего объявление.

Какой риск ожидает при работе с посредником

Первое, что нам приходит на ум при обдумывании рисков, связанных с этим делом, это наверное то, что у нас украдут машину. Особенно пугает тенденция к увеличению краж автомобилей.

Если раньше, согласно статистике, угоняли авто премиальных марок, то в наше время могут позариться и на более простые марки и модели машин.

Но, как правило, при покупке автомобиля в другом регионе, мы осмотрительно подходим к выбору перевозчика. Некоторые могут у исполнителя заказа попросить даже какой-либо документ в качестве залога, например определенную сумму денег, а уж только по завершению сделки, перевести нужную сумму на счет перевозчика. То есть, мы можем максимально обезопасить нашу сделку.

Но вот только угон авто — не единственный риск, который может сопутствовать сделке. Другим немаловажным фактором является риск . Ведь, чем скорее выполнит заказ выбранный нами перевозчик, тем раньше он получит гонорар и сможет искать нового клиента. А значит зачастую им присуща спешка и излишняя уверенность за рулем в силу многолетнего опыта работы в этой сфере.

Совет бывалых: не доверяйте ни в коем случае перегон машины первым попавшимся лицам, не прошедшим проверку!

Перегон с минимальными рисками

Бывает так, что решение нашей проблемы находится у нас «под руками», а мы и не замечаем этого. Но в нужный момент, мы либо сами находим подсказку, либо нас наводят на эту мысль.

Решением этих вопросов является перевозка машин с помощью ЖД транспорта. Так же несомненным плюсом и гарантом безопасности транспортировки железной дорогой станет то, что занимаются этим компании, а не частные лица.

Как правило, риск с угоном или же порчей машины сводится к минимуму . Ну, а если же произойдет форс-мажорное происшествие, и автомобиль пострадает, то нам не придется сильно ломать голову, как получить компенсацию.

Хочется отметить преимущества перевозки авто с помощью ЖД транспорта:

  • отсутствует риск ДТП;
  • машина не пострадает от ;
  • отсутствует риск угона автомобиля.

К тому же, проще найти компанию, которая занимается перевозом, нежели надежного перевозчика.

Примите во внимание: перевоз автомобиля посредством логистической компании застрахован.

Как осуществляется перевозка

Осуществляется доставка с помощью РЖД и компаний, сотрудничающих с ней.

Например, автомобиль могут отправить в контейнере 20 и 40 футов или же в специальном вагоне, предназначенном для того, чтобы переправить авто. Его называют «сетка».

Загвоздка может заключаться в том, что перевезти в таком вагоне нужно компании не менее восьми машин. Соответственно придется ждать, пока компания соберет нужное количество. Ну и вдобавок, направление ЖД перевозки должно быть довольно востребовано.

Например, одним из самых распространенных направлений является Москва - Владивосток. А уж после доставки в Москву или же другой ближайший город можно самостоятельно забрать и перегнать автомобиль в нужный регион.

Какой автовагон выбрать

Начнем с самого простого. Вагон автомобилевоз «железнодорожная сетка» привлекателен для нас своей дешевизной.

Но в то же время мы имеем и минусы таковой транспортировки:

  • воздействие атмосферных осадков;
  • длительность доставки.

А вот вагон цельнометаллический защитит наш автомобиль от всех нежелательных воздействий, да и к тому же, очень часто по многим направлениям осуществляют отправку ускоренным поездом с контейнерами.

Во сколько нам обойдется стоимость доставки, будет зависеть от многих показателей: от кампании и ее тарифов, от расстояния, от вида автомобиля: легковой или грузовой. Поэтому выбор логистической компании остается за вами.

Смотрите видео, в котором на примере конкретной компании показаны особенности перевозки автомобилей на железнодорожном транспорте:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

Причин для транспортировки автомобиля по железной дороге на удивление много. Помимо доставки автомобилей с завода крупными автоцентрами, к услуге прибегают и индивидуальные владельцы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Покупка авто у дилера в небольшом городе, перевозка подержанного японского автомобиля с Дальнего Востока – вот далеко не полный перечень случаев, чтобы выбрать для транспортировки железнодорожный вагон.

Способы транспортировки

При выборе способа транспортировки следует учитывать ряд факторов, которые прямо повлияют на стоимость доставки и сроки осуществления перевозки:

  1. Популярность направления. Одним из наиболее востребованных маршрутов считается из Владивостока в Москву. До столицы авто дойдет максимально быстро, где его легко быстро перегнать в любой город.
  2. Компания перевозчик. При выборе исполнителя заказа стоит доверять крупную компанию с отлаженной работой, сотрудничающей с максимальным числом перевозчиков.
  3. Используемый тип вагона. При необходимости полного заполнения вагона время ожидания повлияет на сроки. Следует прибегать и к машины.

При использовании специальных вагонов-автовозов, минимальная загрузка составляет 8 автомобилей. В то же время, при задействовании контейнеров, используются различные по длине устройства – 20 или 40 футов, загрузить которые проще. Время в пути многих составов при контейнерных перевозках также будет сокращаться.

Технические характеристики используемой техники

Для транспортировки автомобилей разработана широкая линейка специализированных вагонов. Преимущественно транспортные компании используют следующие основные типы транспорта, представленные в таблице.

Таблица 1. Специализированные вагоны для перевозки авто транспорта.

В транспортной линейке компании «Российские железные дороги также встречаются и специализированные вагоны для перевозки микроавтобусов и пассажирского транспорта, а также прицепов.

Преимущества и недостатки

Выбор способа транспортировки автомобиля по железной дороге в целом обусловлен повышением безопасности и сохранности транспортного средства.

Хотя это преимущество связано с более локальными факторами:

  1. Отсутствует риск повреждения машины в дорожно-транспортном происшествии. Авто, конечно, в случае железнодорожной катастрофы имеет риск пострадать, но он намного меньше, а сам объект обязательно страхуется.
  2. Нет риска угона автомобиля. Угнать автомобиль с вагона невозможно, если только не вместе с составом.
  3. Сохранение технических характеристик авто. При дальнем перегоне возрастает риск повреждения подвески, других элементов ходовой части и силового агрегата.

Среди некоторых слабых сторон такого способа выделяются большие временные затраты. Сюда относят затраты времени на организацию перевозки и длительность транспортировки по железной дороге.

Не стоит забывать и о возможности повреждения авто от внешних факторов, например, от атмосферных осадков или сторонних предметов. Поэтому не лишним будет предпочесть закрытый тип вагона или контейнер.

Доставка по России

Для осуществления транспортировки автомобиля в железнодорожном вагоне следует обратить внимание на такие компоненты такой транспортировки:

  1. Организация перевозки. Следует определиться с компанией для исполнения заказа, что не всегда означает поиск перевозчика. В этой категории также придется познакомиться с тарифами, сроками доставки авто.
  2. Оформление услуги. Документальное оформление включает ряд документов, которые помогут обеспечить сохранность авто, законность его перевозки, подстрахуют от возможного ущерба.
  3. Подготовка автомобиля. Следует уделить достаточное внимание чистоте автомобиля, фиксации любых повреждений кузовных панелей и других элементов авто. Это проводится с целью последующей идентификации возможных появившихся повреждений, полученных при погрузке-разгрузке и транспортировки транспортного средства.

По итогам осмотра автомобиля и фиксации всех особенностей его состояния составляется приемно-передаточный акт. Дополнительно транспортная компания, возможно, предъявит дополнительные требования к готовности транспортного средства для перевозки.

Среди наиболее типичных позиций выделяются:

  • с крыши автомобиля убираются все дополнительные элементы, как багажник, различные крепления;
  • в баке автомобиля оставляют минимум топлива (5-10 л) для загрузки и выгрузки, а в некоторых случаях требуется полное осушение резервуара;
  • салон очищается от личных вещей, сиденья укрываются, боковые стела частично оставляют открытыми;
  • днище автомобиля осматривают на предмет отсутствия течей технических жидкостей;
  • подвеска авто в случае адаптивной конструкции выставляется в транспортное положение.

Все дополнительные нюансы согласуются отдельно на стадии составления .

Стоимость перевозки машины ЖД транспортом по России

Конечную стоимость любой доставки удастся рассчитать с учетом индивидуальных особенностей, после того, как будет рассмотрена . Однако предварительная цена заявлена большинством .

Сетка наиболее востребованных направлений сформирована. Ориентировочные затраты на доставку автомобиля приведены в таблице.

Таблица 2. Ориентировочная стоимость на транспортировку автомобилей по ЖД.

Станция отправки Пункт назначения Способ перевозки Вид авто Сколько стоит (ориентировочно), руб.
Москва Магадан контейнер 120 000
135 000
170 000
Южно-Сахалинск контейнер легковой кроссовер микроавтобус 110 000
120 000
135 000
Новосибирск вагон легковой кроссовер микроавтобус 40 000
42 000
43 000
Красноярск контейнер легковой кроссовер микроавтобус 55 000
60 000
65 000
Хабаровск вагон легковой кроссовер микроавтобус 65 000
70 000
75 000
Мурманск вагон легковой кроссовер микроавтобус 35 000
38 000
40 000
Калининград вагон легковой кроссовер микроавтобус 35 000
40 000
45 000
Хабаровск Москва вагон легковой кроссовер микроавтобус 45 000
50 000
55 000
Хабаровск Крым вагон легковой кроссовер микроавтобус 85 000
93 000
100 000

Как правило, стоимость определяется с учетом фиксированного времени на осуществление транспортировки. При этом километраж не является определяющим фактором.

К примеру, при поездке из Москвы в Красноярск стоимость составила 55 тыс. рублей – равна доставке в Иркутск, и всего на 10 тыс. стоит больше путешествие авто в Хабаровск. Популярные направления также оцениваются недорого.

К примеру, для легковой машины из Москвы в Сочи затраты составят 28 тысяч , а из Москвы в Санкт-Петербург и вовсе 12 тыс. рублей . Отмеченные тарифы не будут сильно изменяться в меньшую сторону. Предложение низкой цены не стоит рассматривать.

Возможная экономия достигается не за счет низкой стоимости перевозки, а на качестве оказания сопутствующих услуг – погрузка и разгрузка, работы логистов, информационное сопровождение груза.

Транспортировка машины в Европу

Актуальная услуга позволяет сэкономить время на дорогу, например, при самостоятельном путешествии. Ведь одновременно с транспортировкой автомобиля в вагоне-автовозе, его владелец с комфортом вправе разместиться в соседнем вагоне.

Примерная стоимость доставки автомобиля в другие страны приведена в таблице.

Таблица 3. Стоимость перевозки авто в Европу по железной дороге (легковой автомобиль).

Во многих случаях тарифы не установлены. Популярность автоперевозки по железной дороге в Европу только набирает ход. В любой компании ответят, сколько стоит доставить машину в Ростов-на-дону.

А вопрос доставки транспортного средства до Парижа потребует проработки. При необходимости транспортировки мотоцикла обычно расчет стоимости производят как для авто минимальной массы (1050 кг).

Для провоза транспортного средства потребуется следующий пакет документов:

  1. Документы на машину – СТС или ПТС, что зависит от цели перевозки.
  2. , за исключением использования авто в выставочных целях.
  3. Документы сторон (отправителя и получателя) для составления договора.

При путешествии владельца автомобиля в качестве пассажира в составе поезда для перевозки авто не забудьте про личные документы – загранпаспорт с визой.

Как отследить процесс доставки

В случае транспортировки транспортного средства внутри страны компания перевозчик отслеживает перемещение при помощи внедренной системы ГЛОНАСС. Даже если по маршруту движения поезда отсутствует покрытие оператором сотовой связи, связь будет обеспечена.

Стоит напомнить, что каждый блок ГЛОНАСС по правилам перевозки имеет и GPS модуль. При отправке машины в страны Европы используется только GPS сигнал, получаемый через спутник. Узнать о месте нахождения автомобиля владельцу удобно через встроенную форму на информационном ресурсе компании-перевозчика:

Подводные камни

При заключении договора на услугу не стоит переживать за страхование авто. Стоимость страховки включена уже в стоимость по тарифу.

При выборе компании для транспортировки авто следует учесть некоторые нюансы:

  1. Наличие собственных вагонов. Этот фактор прямо влияет на оперативность доставки.
  2. Использование нескольких видов транспорта. Компания сможет обеспечить доставку «от двери до двери» только при сочетании железнодорожного транспорта и автовозов.
  3. Отсутствие ряда дополнительных услуг. Перевозчик, не предоставляющий возможность отслеживания авто, услуги по погрузке-выгрузке, не должен рассматриваться в качестве надежного.

При организациижелезнодорожной перевозки автотранспортазаказчику предоставляется выбор из нескольких используемых для этой цели видов ж/д вагонов:

  • Вагоны-сетки вместимостью до 10 автомобилей;
  • Вагоны-автомобилевозы вместимостью 8-10 автомобилей;
  • Универсальные 20 и 40 футовые контейнеры вместимостью 1 и 2 автомобиля соответственно;
  • Контейнеры-автомобилевозы вместимостью 3-4 автомобиля.

В зависимости от выбранного типа подвижного состава стоимость транспортировки может увеличиться на 15-40%, но при этом пропорционально цене возрастает и надежность доставки.

Максимальную защиту доставляемых грузов обеспечиваютконтейнерные перевозки по железной дороге. Это выгодно отличает их от бюджетных вариантов: открытые платформы и вагоны-сетки не способны полностью оградить перевозимые автомобили от атмосферных и некоторых иных внешних воздействий.

Крытые вагоны для перевозки автомобилей

Высоким остается число заказчиков ООО «Бэст Логистика», желающихотправить автомобильк пункту назначения по железной дороге в крытом вагоне. Специально для перевозок по РЖД разработано несколько версий соответствующего подвижного состава. Из них наибольшее распространение получили 4-осные вагоны-сетки модели 11-287, адаптированной под климатические условия большей территории РФ, модели 11-835 и модели 11-1804 с увеличенной грузоподъемностью.

В сравнении с открытыми платформами и вагонами-сетками крытый вагон-автомобилевоз имеет важное преимущество, сопоставимое с достоинствамиконтейнерной перевозки: высокий уровень защиты от негативных внешних воздействий. В то же время скорость доставки машин в вагонах меньше контейнерной на 40-80% при минимальной разнице в стоимости услуги.

Конструктивно крытый вагон-автомобилевоз представляет собой:

  • 4 колесные пары;
  • цельнометаллический корпус;
  • внутреннее пространство, поделенное на 2 яруса: высота нижнего 1820-1950 мм, верхнего - 1850-1950 мм.

Грузоподъемность вагонов колеблется в диапазоне 15-25 тонн. Как правило, наша компания перевозит автомобили в крытых вагонах-автомобилевозах вместимостью 8-10 машин.

Крепление автомобиля в вагоне выполняют при помощи съемных колесных упоров, смонтированных в специальных щелевых пазах вдоль аппарелей. Колесные упоры плотно обжимают каждое из четырех колес и надежно препятствуют их смещению по любой оси. Для фиксации автомобилей массой до 1,9 т используют 4 упора, для более тяжелых применяют 8 упоров.

Выбор контейнера для перевозки авто в вагоне

Основной критерий, по которому выбирают ж/д контейнеры - размеры. Наиболее распространены 20- и 40-футовые модели, используемые при мультимодальной схеме перевозки. Это означает доставку контейнера «от дверей до дверей» с участием различных видов транспорта - автомобильного, речного или морского, железнодорожного.

Особым удобством отличается перевозка автомобилей вконтейнере 40 футов SHC. Благодаря увеличенной высоте и наличию прогрессивной системы крепления TrаnsRak вместимость контейнера увеличена до 4 автомобилей. Также в него войдет автобус высотой до 2,95 метров.

Наши контакты:

Перевозка автомобиля в контейнере подразумевает собой взятие на себя ответственности за сохранность и целостность транспорта по прибытию в конечную точку. Поэтому мы весьма тщательно подходим к выполнению каждого этапа работ. Состав для перевозки автомобилей охраняется на всем пути его следования.

ВНИМАНИЕ, АКЦИЯ!
Для всех клиентов трансфер от нашего офиса до ст. м. «Павелецкая»

БЕСПЛАТНО!

Либо платформу , с двумя ярусами для увеличения вместимости, у них относительно большая масса при низкой грузоподъёмности .

Крытые вагоны

4-осные крытые автомобилевозы отличаются от других крытых вагонов большей высотой (около 5 метров от головки рельса против 4-4,5 метров) и длиной (21-25 метров по краям автосцепки против 11-24 метров) .

Платформы

Платформы имеют существенный недостаток - они не защищают груз от внешних воздействий, в том числе вандализма. Обе модели 4-осные:

Эксплуатация

Погрузка осуществляется в десять-пятнадцать сцепленных вагонов, подготовленных под погрузку, в них открываются торцевые двери, и автомобили, въезжая с эстакады, последовательно заполняют все вагоны для этого обеспечивается беспрепятственный проезд машин по всему составу. Так же важна высокая надежность переходных площадок и фиксации автомобиля на платформе.

Напишите отзыв о статье "Вагон-автомобилевоз"

Примечания

Отрывок, характеризующий Вагон-автомобилевоз

Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.