АвтоКлондайк История корпорации Chrysler. История одной болезни или история концерна Chrysler

«Крайслер» (Chrysler Corporation), американская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей марок «Крайслер», «Додж», «Плимут», «Игл»и др., грузовиков «Додж», пикапов, а также разнообразных комплектующих.

Существуют финансовое и технологическое отделения корпорации; выпускается электронная и авиакосмическая продукция. Штаб-квартира находится в Оберн-Хиллз (штат Мичиган). С 1998 компания объединена с корпорацией «Даймлер-Бенц» в единый концерн «Даймлер-Крайслер».

История корпорации Крайслер уже, по существу, закончена. Сравнительно недавно произошло объединение Крайслер с Даймлер-Бенц и родилась корпорация Даймлер-Крайслер . Так что Крайслер утратил часть своей независимости, хотя и не потерял своей индивидуальности. Прошлое этой корпорации, безусловно, заслуживает внимания. За несколько лет Крайслер умудрился ворваться в Большую тройку и прочно занял там свое место.

Сегодня Крайслер стоит третьим среди производителей американских автомобилей, уступая лишь Ford и General Motors. Машины таких известных марок, как Chrysler , Dodge, Plymouth, Eagle и, конечно, Jeep, давно завоевали необыкновенную популярность среди потребителей. Рынок сбыта — в основном Северная Америка, но следует отметить, что даже в Беларуси появляется все больше автомобилей, представляющих Крайслер. Благодаря чему Крайслер достиг такого успеха в первые годы? Вообще-то правильнее было бы спросить — не благодаря чему, а благодаря кому. Действительно, история знаменитых фирм прежде всего связана не с оригинальными решениями, не с уникальным сервисом (это все второстепенно), а с их основателями и руководителями. Поэтому, когда мы говорим о Крайслере, мы не можем не вспомнить человека, давшего имя компании и вдохнувшего в нее жизнь: Уолтера Крайслера. Уолтер родился в 1875 году. Вот его захватывающая карьера: 17 лет — помощник машиниста, 24 — мастер-механик, 33 — суперинтендант на Западной железной дороге в Чикаго, 35 — менеджер Американской компании локомотивов. Вот тут в цепочке профессий Уолтера Крайслера намечается резкий поворот: в 1910-м он приобрел себе автомобиль.

Говорят, что Крайслер настолько был заинтригован самой конструкцией машины, что успел ее разобрать и собрать, прежде чем научился водить. Как видно, первая машина произвела большое впечатление, потому что через два года Крайслер устроился в Бьюик, а в 1917-м уже был президентом и генеральным директором этого отделения General Motors. Еще два года спустя Крайслер стал вице-президентом по производству в General Motors, однако оставался на этом посту недолго. Известно, что два человека с мощными административными способностями редко могут ужиться вместе. Вскоре между Вильямом Дюрантом (президентом GM) и Уолтером Крайслером возникли серьезные разногласия. Конфликт дошел до того, что Крайслер, посчитав себя достаточно обеспеченным, уволился в 1920 году. Его талант не остался невостребованным, и вскоре Уолтер работал на своеобразной должности восстановителя компаний. Вначале к нему обратилась Willy-Overland с просьбой помочь выбраться из финансового кризиса, потом пришло приглашение от Maxwell Motor Car. Эта компания была реанимирована с помощью уникального и очень действенного средства — автомобиля Крайслер 6, который Уолтер разработал сам с помощью трех инженеров. Эта машина предлагалась по невысокой цене, но отличалась комфортом и запоминающимся стилем. В один год было продано 32 тысячи автомобилей.

Наконец, в 1925 году родилась корпорация Крайслер , которая явилась наследником Maxwell Motor. Крайслер, ставший президентом новой компании, не терял времени даром. В том же году на рынок был выставлен Крайслер 4 Серия 58. В полном соответствии со своим названием машина развивала скорость 58 миль в час (93 км/ч). Скорость, безусловно, была бешеной для того времени, и вскоре около 4 000 дилеров продавали эти автомобили. Крайслер сделал мощный рывок, за год поднявшись с 57-го на 5-е место среди американских производителей автомобилей. Компания продолжала производить высокоскоростные модели. Следующая серия развивала скорость 130 км/ч, что почти в два раза превышало скорость знаменитой Модели Т компании Форд. К 1928 году прибыли стали достаточными для того, чтобы открывать новые отделения (De Soto, Plymouth) и даже купить Dodge Brothers. Все новые приобретения были на редкость удачными. Цены на De Soto и Plymouth колебались в пределах от 670 до 725 долларов. Таким образом, машины мог купить даже потребитель с небольшим доходом, что существенно расширило рынок сбыта. В то же время, приобретая Додж, Крайслер приобрел и репутацию очень надежного производителя. Именно братья Додж создали знаменитую машину, которая смогла заехать в Большой Каньон и выехать оттуда обратно. Уже к 1929 году Крайслер стал членом Большой тройки. Однако компания сильно пострадала. С гордостью представители Крайслера отмечают, что, несмотря на все трудности и форсированное снижение производственных расходов, затраты на науку и исследования не стали меньше. Это здорово помогло корпорации в 1933 году. Тогда она была единственным производителем, чьи продажи стали выше продаж 1929 года. В том же году Крайслер впервые обошел Форд по объемам продаж. Что ни говори, а это была настоящая победа.

Успех был закреплен в 1934 году выпуском серий Airflow (поток воздуха). На этих моделях Крайслер впервые поставил изогнутое ветровое стекло и АКПП. Во время второй мировой войны компания неплохо заработала. Среди популярной продукции, выпускаемой Крайслером, были танки Шермана М-4 (18 000 шт.), военные грузовики (500 000 шт.), моторы для самолетов В-29, пушки для самолетов и т. п. Всего к 1945 году Крайслер поставил военного оборудования на 3,4 биллиона долларов. После войны на вырученные средства были куплены 11 новых заводов. В то же время качественные преобразования не успевали за количественными. Если все производители представили множество новых моделей, то Крайслер ограничился лишь несколькими. В результате в начале 50-х корпорация опустилась на третье место среди американских автомобильных компаний. Зато было введено множество новшеств в технике. Во-первых, в 1951-м был представлен первый автомобиль с усилителем руля. Затем все машины были оборудованы ключом зажигания. Вскоре была усовершенствована система подвески. Наконец, в 1952 году Крайслер прорвался в космос. Победив в конкурсе NASA, ракеты Jupiter завоевали почетное право поднять двух подопытных обезьянок на высоту 350 миль. Неизвестно, что чувствовали обезьянки, но нетрудно предположить, как относились к корпорации Крайслер корейцы. После начала корейского конфликта в 1950 г. Крайслер вновь начал работать на оборонную промышленность.

В 1955 «Крайслер-Империал» выделяется в отдельную линию «Империал». Компания удается сделать очередной сильный рывок и на финансовом подъеме начинается скупка акции европейских автомобильных предприятий:

1963 — 40% акций испанской компании Barreiros Diesel

1964 — 30% акций британского авто-консорциума Rootes Group

1966-67 — около 80% акций французской компании «Симка».

Какое-то время эти фирмы носят названия соответственно «Крайслер Эспанья», «Крайслер Юнайтед Кингдом», «Крайслер Франс», а спустя некоторое врямя все они будут объединены в одно предприятие «Крайслер Европа».

После успешного сотрудничества с правительством во многих проектах корпорация заработала 1,1 биллиона долларов. На долгие годы запомнились автолюбителям два специально разработанных двигателя Крайслера. Во-первых, в 1951 году был разработан Hemi V8, обладавший уникальными свойствами. К сожалению, двигатель получился несколько дороговатым — его цена равнялась трети общей стоимости машины. Эта платформа послужила точкой опоры для создания легендарного 426 Hemi. Этот двигатель мощностью более чем 400 л. с. производился специально для спортивных машин. Всего их было произведено 11 тысяч, и некоторые ценители считают, что Hemi до сих пор остается одним из лучших. 426-й побеждал на различных соревнованиях, а в 1963 году на рынке появилась машина Турбина. Турбинный двигатель в автомобиле — это было что-то новенькое. Принцип его работы был очень похож на современные реактивные двигатели. Для предварительных испытаний было выпущено 50 машин, однако вскоре проект был закрыт и новым двигателем заинтересовались в Министерстве обороны, где и была произведена дальнейшая разработка. Вот только мы о ней пока ничего не знаем…

В 60-х годах Крайслер прочно держался на плаву, но сильно страдал от непродуманного руководства. Просчеты были допущены еще много лет назад. В начале 50-х Крайслер производил машины, похожие на комбинацию разнокалиберных прямоугольных коробок, представляя прямоугольный стиль, а все остальные компании производили модели с обтекаемыми формами. В начале 60-х компания запустила в производство маленькие машины, в то время как потребитель нуждался в роскоши и необъятном пространстве. Казалось бы, все ничего — ведь мы знаем, что скоро наступит нефтяной кризис и спрос на маленькие машины поднимется. Однако как раз перед началом кризиса Крайслер начал предлагать большие машины с малой топливной экономичностью. В результате, несмотря на то что в 1972 и в 1973 годах были поставлены рекорды по продажам, последствия кризиса все-таки сказались. Рынок был захвачен японскими производителями, которые смогли быстро перестроиться согласно новым запросам потребителей. Крайслер оказался на краю пропасти — потери были очень большими. В конце концов, для спасения компании был приглашен мистер Якокка с 32-летним опытом работы на компанию Форд.

Plymouth Reliant

Для воскрешения компании требовались немалые средства, и Крайслер попытался искать помощь у американского федерального правительства. Скорее всего, в помощи было бы отказано, если бы Якокка не провел серию выступлений. В своих речах он подробно описал, что произойдет после закрытия всех заводов корпорации. Несомненно, банкротство такой крупной компании нанесло бы сильный удар по американской экономике. В результате выступлений в 1979 году специальный Акт был проведен через Конгресс и подписан президентом Картером. Этот Акт обеспечивал Chrysler 1,5 биллиона американских долларов. Помощь подоспела как раз вовремя. В том же 1979-м доля продаж Крайслера на автомобильном рынке упала с 21% (1952) до 9%. Крайслер закрыл несколько заводов, уволил достаточно много сотрудников, перевел весь парк автомобилей на передний привод, удвоил показатель (км/литр). Как видим, восстановление удавалось. Лозунгом тех времен были слова Если ты можешь найти лучшую машину -… купи. Разработчики старались вовсю, чтобы лучших машин не было. В 1981-м начали производиться новые К-машины. Они помогли найти выход из финансового тупика. Dodge Aries, Plymouth Reliant завоевали рынок, обеспечили прибыль компании, что позволило Крайслеру уже в 1983-м выплатить долг правительству. В том же 1983 году Крайслер открыл новый сектор рынка, начав производство микроавтобусов. Это произвело революцию, изменив жизнь многих американских семей. И сегодня микроавтобусы Крайслер доминируют на американском рынке и составляют около 20% европейского. Рост прибылей, как всегда, вызвал расширение.

В январе 1983 в Детройте впервые в качестве прототипа был представлен Минивэн Chrysler Voyager/Town&Country — автомобиль, сочетающий в себе качества автомобиля повышенной комфортности и в тоже время являющийся фургоном. Осенью 1990 была произведена его модернизация, а в январе 1995 появилась совершенно новая модификация.

Новое поколение моделей Voyager предназначенных для европейского рынка было представлено в Детройте в январе 2000 года.

В 1985-89 «Крайслер» начинает разработку небольших экономичных автомобилей совместно с «Мицубиси Моторс» и «Рено».

В 1986 году выходит в свет модель Le Baron, которая не стала очень популярной и ей удалось продержаться на на американском рынке всего шесть лет. Приемником Le Baron стала Chrysler Stratus/Cirrus. Эта модель была впервые представлена публике в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994.

С 1988 выходит серия грузовиков и пикапов «Игл».

Cянваря 1992 начал свой путь Chrysler Concorde, который является «родителем» автомобилей, которые представлены в программе Chrysler как отдельные модели - LHS и 300M. Автомобили созданы на единой платформе и практически не изменились с 2000 года.

Chrysler Neon 1997

LHS — модель класса «Люкс» имеет стартовую цену $28,500 и отличается более богатым оснащением и мощным 3,5-литровым двигателем, развивающим 257 л.с. По сути это удлиненная версия Chrysler Concorde (в США — NewYorker). Появилась на свет в январе 1997.

Быстроходный 300М мало отличается от LHS, как по цене, так и по оснащению, но позиционируется как спортивный седан класса «люкс». Впервые представлен в Детройте в январе 1998.

Одно из самых популярных детищ компании — Chrysler Viper/GTS — супермощное, высокоскоростное спорт-купе класса «гран-туризмо» в исполнении «люкс», выполненное на базе родстера RT/10, впервые было представлено в качестве прототипа в Детройте в январе 1993. Выпуск серийных моделей начат летом 1996 года. Прототипом модели послужила знаменитая Cobra 1960-х гг.

Осенью 1993 года увидел свет компактный переднеприводный Chrysler Neon. Двигатель у этой модели располагался поперечно.

Chrysler Cirrus, экспортное название Stratus, (преемник модели LeBaron). Впервые был представлен публике в январе 1994. Это одна из лучших моделей компании, отличающаяся хорошей динамикой, управляемостью и богатой стандартной комплектацией.

В 1998 состоялось объединение с корпорацией «Даймлер-Бенц». Образованная путем слияний двух гигантов компания получила название «Даймлер-Крайслер».

В 2000 выпущен новый автомобиль Chrysler PT Cruiser, предназначенный для европейского рынка. На американских предприятиях производство приостановлено в 2000 году для переориентации на новые рынки из-за перенасыщенности американского.

Крайслер создал множество совместных компаний (в том числе и известную Diamond-Star вместе с Mitsubishi). В 1987-м была приобретена знаменитая компания Ламборгини. Так что самый быстрый автомобиль в массовой продукции — Дьябло — также относится к корпорации Крайслер. Пожалуй, самым большим и самым выгодным капиталовложением была покупка American Motors. Вместе с ней к Крайслеру перешли права на такие автомобили, как Eagle и Jeep. Эти марки, очевидно, представлять не надо. Достаточно оригинальной была совместная компания по производству компонентов трансмиссии, основанная в 1989 г. General Motors объединилась с Крайслером для ее создания. Это было первым объединением двух американских конкурирующих компаний. К концу 80-х Крайслер улучшил свой сервис. Корпорация давала 7-летнюю гарантию на свои машины. Гарантия касалась как самих компонентов двигателя, так и кузова машины. Специалисты Крайслера утверждали, что через 100 000 миль на кузове не должно появиться ржавчины. Заботясь о безопасности, в 1988-м Крайслер первым поставил подушки безопасности во все свои автомобили, сделав их стандартным оборудованием. Хотя в 1991 году компания потеряла около 800 миллионов долларов из-за спада в экономике, в том же году был заложен Большой технологический центр Крайслера, в 1992-м, после инвестиции в 1,6 биллиона долларов, был построен новый завод в Детройте. Интересно отметить тот факт, что завод был построен в самом Детройте, а не в сельской местности. Несмотря на то что такое расположение было менее выгодным с финансовой точки зрения, Крайслер заполучил доверие жителей Детройта — квалифицированной рабочей силы — и поддержал сам город. Финансовое процветание началось с 1994 года — компания вновь поставила рекорд, заработав 3,7 биллиона. В том же году были представлены новые седаны Chrysler Cirrus, Dodge Stratus. Кстати, Cirrus победил в почетном конкурсе Motor Trend и был назван Машиной года. В 1995-м в том же конкурсе впервые победил микроавтобус. Dodge Caravan стал Автомобилем года и самой продаваемой машиной. Невероятный спрос на продукцию Крайслера привел к тому, что компания получила еще 19 наград за продажи в том же году.

Grand Cherokee 2011

В 1996 году был построен главный офис Крайслера. В этом громадном здании, которое примыкает к Технологическому центру Крайслера, можно принимать важнейшие решения, разрабатывать дизайн, тестировать, строить и развивать производственные линии, выпускать сами машины. Под одной крышей было сосредоточено все автомобильное производство. Удобство здания и сокращение расходов на транспортировку привели к тому, что Крайслер достиг минимальных затрат среди производителей, что дало возможность получать максимальный доход с единицы продукции. Однако процветание не может продолжаться долго. Это доказала забастовка 1977 года, в результате которой были потеряны 450 миллионов долларов. Забастовка была самой длинной за тридцатилетнюю историю завода, она продолжалась месяц, и в ней приняло участие 1 800 рабочих. Корпорация продолжала свое международное сотрудничество с различными фирмами. Вскоре был заключен небольшой договор с компанией Даймлер-Бенц на производство микроавтобусов. Видимо, сотрудничество оказалось весьма плодотворным, потому что в 1998 году произо-шло слияние этих крупнейших компаний. Сложно сказать, какая судьба ждет Крайслер сегодня. С одной стороны, произошло укрупнение производства, что позволит нарастить мощности и завоевать более выгодное место на рынке. Но с другой, как мне кажется, новая корпорация, хотя и называется Даймлер-Крайслер, скорее все-таки Даймлер, чем Крайслер. Идет германизация корпорации, чем весьма недовольны американские рабочие. Тем не менее какие бы процессы ни проходили в сфере большого бизнеса, как бы ни сливались различные компании, все равно автомобили Крайслера останутся такими же популярными, как раньше. Эта корпорация подарила нам знаменитыe джипы Cherokee и Grand Cherokee, она разработала Dodge Viper, Chrysler 300M и многие другие.

PT Cruiser

Как уже отмечалось, PT Cruiser не поддается классификации и не имеет аналогов на автомобильном рынке обеих континентов. Cruiser сочетает в себе черты вэна и универсала, причем внешность у него — как у американских хот-родов 60-х или седанов далеких 30-х. Здоровущая фальшрадиаторная решетка, своей формой напоминающая старинные магнитолы, мощный бампер, оставшийся в наследство от родстера Pronto, плоская, практически отвесная задняя часть создают неповторимый облик автомобиля. Оригинальности добавляют каплеобразные скошенные передние фары и мощнейшие колесные арки, вместившие 5-спицевые колесные диски.

Самое интересное то, что в качестве конкурентов этому автомобилю (в серию он пошел в начале 2000 года) Chrysler, за неимением более подходящих вариантов, рассматривали Megane Scenic и Opel Zafira. Но ведь концепции-то у них совершенно разные! Если Scenic Zafira — однообъемные автомобили, то у Cruiser явно выражен моторный отсек, образующий объем, отдельный от кокпита. Высота Сruiser — 1,60 см, тогда как Scenic — 1,68 см. Машина имеет такую же длину, как Astra Caravan, однако на 10 см ниже. С вэнами Cruiser роднит объемное багажное отделение, задний ряд сидений при желании можно полностью убрать.

Интерьер полностью соответствует внешности. Его характеризуют круглые выпуклые объемы приборной панели, маленькое рулевое колесо и обивка сидений, выполненная в тон кузову. Построена машинка на платформе Neon, поэтому и двигатель первоначально ей предложат «неоновский». Это бензиновый 2-литровый мотор, выдающий 150 л.с. Позже (с середины 2000 года) начнется установка 2,4-литрового силового агрегата, а полгода спустя даст о себе знать сотрудничество с Mercedes: в программе моторизации появится 1,9-литровый дизель из Штутгарта. PT Cruiser, кстати, — первый автомобиль Chrysler, разрабатывавшийся больше для европейского, чем для американского рынка.

Несмотря на то, что Sebring внешне сильно походит на Stratus, изготовлена машина на принципиально другой платформе — Mitsubishi Galant. Автомобиль по своим параметрам несколько меньше Stratus — короче его колесная база, длина, меньше ширина. Вопреки скрывающейся под железом японской технике, дизайн автомобиля типично крайслеровский. Мощнейшие передний и задний бамперы, боковые накладки, утолщающие нижнюю часть кузова, высокая фальшрадиаторная решетка с заново изобретенной фирменной эмблемой позволяют безошибочно причислить этот автомобиль к семейству Chrysler. Тем не менее, японские черты в его облике все же угадываются. Это, к примеру, неопускаемые задние стекла, прикрывающие средние стойки. Стекла дверей не имеют рамок.
Автомобиль оснащается всего двумя моторами – 2- и 2,5-литровыми «движкамиЛ мощностью 141 и 166 л.с. Сил последнего достаточно, чтобы разогнать купе до максимальной скорости в 210 км/ч. Он работает в паре с автоматической коробкой передач, тогда как первый мотор агрегатируется с механической коробкой. Спортивное наследство Galant сказывается и на настройке подвески.

Concord является родоначальником тройки автомобилей, которые представлены в программе Chrysler как отдельные модели — LHS и 300M. Из них Concord — самый простой по комплектации. Машина впервые появилась в 1992 году, а через пять лет получила коренной рестайлинг. Выполнен он в духе современных спортивных машин, с характерными «косыми» фарами головного света и стремительным кузовом. Концепция cab forward делает передок автомобиля короче, чем обычно. При этом следует учитывать, что Concord — это 5,31-метровый седан с шестиместным салоном. «Семейная» концепция автомобиля входит в противоречие не только со спортивным дизайном, но и с «неспокойным» характером автомобиля, о чем свидетельствуют и двигатели. На Concord стандартен 2,7-литровый силовой агрегат V6, рабочая мощность которого равна 203 л.с. Он полностью выполнен из алюминиевого сплава и имеет 24-клапанные головки цилиндров. Второй мотор еще мощнее — 228 л.с., он позволяет автомобилю развивать максимальную скорость в 210 км/ч. Оба двигателя агрегатируются с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией. Несмотря на небольшую цену (базовая стоимость — 23 тысячи долларов), автомобиль относится к полноразмерным седанам и комплектуется широким спектром оборудования. Независимая подвеска на всех колесах и противобуксовочная система ведущих передних колес заботятся о дорожной устойчивости.

Stratus-Cirrus

Европейский Chrysler Stratus обладает самой выразительной в семействе Stratus-Cirrus-Breeze внешностью. Чего, например, стоит решенный в агрессивном стиле передок с мощными подштамповками решетки радиатора и узкими фарами! Семейство автомобилей имеет хорошую управляемость и устойчивость, чему в немалой степени содействует гидроусилитель руля с переменной чувствительностью (усилие на руле возрастает по мере увеличения скорости). В стандартную комплектацию всех моделей входят, по выбору, 133- либо 163-сильные силовые агрегаты, 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия и кондиционер. Европейская версия Stratus скромнее американской, но и ей предлагают две подушки безопасности, электропривод стекол и наружных зеркал, а также АБС на дисковые тормоза. Покупатель может заказать литые колесные диски. Преимущественно благодаря характерному и легкоузнаваемому дизайну, а также спортивному поведению, автомобиль завоевал поклонников и в Европе. Но до сих пор ни одна из европейских тюнинговых фирм не взялась за доработку этой модели.

Пусть история Крайслера уже написана и перевернута последняя страница. История новых автомобилей Chrysler только начинается, с конвейера на заводе Brampton, Канада, идут новые заднеприводные крайслеровские модели – «близнецы» 300C и Dodge Magnum. Известно, что на шасси и 300C, и Magnum нашли место многочисленные агрегаты и узлы от братской Mercedes. Как рассказывает Burke Brown, главный инженер Chrysler Group , — на добрые 20%. От старшего немецкого партнера поступают 5-скоростной гидромеханический «автомат», рулевой механизм, передняя и задняя подвески, главная передача с дифференциалом, остовы сидений – и разнообразная электроника. Но двигатели свои, крайслеровские: хорошо известные 2,7- и 3,5-литровые 24-клапанные V-образные «шестерки». И козырная карта – мощная 5,7-литровая «восьмерка» Hemi. Цельноалюминиевая, но вполне традиционная конструкция, столь дорогая сердцу американских автомобилистов. Hemi (hemisphere – полусфера) с полусферическими камерами сгорания, единственным центральным распредвалом и штанговым приводом клапанов (по 2 на цилиндр). Мотор из романтических 50-х; победы на треках NASCAR… Полный вперед – на заднем приводе!

В 2007 году Концерн DaimlerChrysler продал своё американское подразделение. Chrysler Group приобрела инвестиционная компания Cerberus Capital Management. По официальным сведениям, сумма сделки составила 5,5 миллиарда евро. В результате покупки будет создана новая компания Chrysler Holding LLC. Она станет владельцем 100 процентов акций Chrysler Corporation LLC, занимающейся производством и продажей автомобилей марок Chrysler, Dodge и Jeep, а также 100 процентов акций финансового подразделения Chrysler Financial Services LLC. Тем не менее, DaimlerChrysler не намерен полностью отказываться от второй части своего названия - концерн сохранил за собой 19,9 процента акций Chrysler Holding LLC, тогда как к Cerberus Capital Management отошло 80,1 процента. Большая часть дохода от сделки вложат в развитие бизнеса отделившегося Chrysler"а. Чистая прибыль DaimlerChrysler составит чуть больше полутора миллиарда долларов.

источники

http://www.chrysler.alt-p.ru

http://www.auto-run.ru

http://www.auto-infosite.ru

Не могу не напомнить вам в связи с этой темой про историю ну и за одним уж вспомните что это за чудо - Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

История корпорации Крайслер уже, по существу, закончена. Сравнительно недавно произошло объединение Крайслер с Даймлер-Бенц, и родилась корпорация Даймлер-Крайслер. Так что Крайслер утратил часть своей независимости, хотя и не потерял своей индивидуальности. Прошлое этой корпорации, безусловно, заслуживает внимания. За несколько лет Крайслер умудрился ворваться в Большую тройку и прочно занял там своё место.

Сегодня Крайслер стоит третьим среди производителей американских автомобилей, уступая лишь Ford и General Motors. Машины таких известных марок, как Chrysler, Dodge, и, конечно, Jeep, давно завоевали необыкновенную популярность среди потребителей. Рынок сбыта - в основном Северная Америка. Благодаря чему Chrysler достиг такого успеха в первые годы? Вообще-то, правильнее было бы спросить не «благодаря чему», а «благодаря кому».

Действительно, история знаменитых фирм прежде всего связана не с оригинальными решениями, не с уникальным сервисом (это всё второстепенно), а с их основателями и руководителями. Поэтому, когда мы говорим о Крайслере, мы не можем не вспомнить человека, давшего имя компании и вдохнувшего в неё жизнь: Уолтера Крайслера (Walter Chrysler). Уолтер родился в 1875 году. Вот его захватывающая карьера: 17 лет - помощник машиниста, 24 - мастер-механик, 33 - суперинтендант на Западной железной дороге в Чикаго, 35 - менеджер Американской компании локомотивов.

И тут в цепочке профессий Уолтера Крайслера намечается резкий поворот: в 1910-м он приобрёл себе автомобиль. Говорят, что Крайслер настолько был заинтригован самой конструкцией машины, что успел её разобрать и собрать, прежде чем научился водить. Как видно, первая машина произвела на него большое впечатление, потому что через два года Крайслер устроился в Buick, а в 1917-м уже был президентом и генеральным директором этого отделения General Motors.

Ещё два года спустя Крайслер стал вице-президентом по производству в General Motors, однако оставался на этом посту недолго. Известно, что два человека с мощными административными способностями редко могут ужиться. Вскоре между Вильямом Дюрантом (William Durant) (президентом GM) и Уолтером Крайслером возникли серьёзные разногласия. Конфликт дошёл до того, что Крайслер, посчитав себя достаточно обеспеченным, уволился в 1920 году.

Его талант не остался невостребованным, и вскоре Уолтер работал на своеобразной должности восстановителя компаний. Вначале к нему обратилась Willy-Overland с просьбой помочь выбраться из финансового кризиса, потом пришло приглашение от Maxwell Motor Car. Эта компания была реанимирована с помощью уникального и очень действенного средства - автомобиля Chrysler 6, который Уолтер разработал сам с помощью трёх инженеров. Эта машина предлагалась по невысокой цене, но отличалась комфортом и запоминающимся стилем. В один год было продано 32 тысячи автомобилей.

Наконец, в 1925 году родилась корпорация Крайслер, которая явилась наследником Maxwell Motor. Крайслер, ставший президентом новой компании, не терял времени даром. В том же году на рынок был выставлен Chrysler 4 series 58. В полном соответствии со своим названием машина развивала скорость 58 миль в час (93 км/ч). Скорость, безусловно, была бешеной для того времени, и вскоре около 4000 дилеров продавали эти автомобили. Chrysler сделал мощный рывок, за год поднявшись с 57-го на 5-е место среди американских производителей автомобилей. Компания продолжала производить высокоскоростные модели.

Следующая серия развивала уже 130 км/ч. К 1928 году прибыли стали достаточными для того, чтобы открывать новые отделения (De Soto, Plymouth) и даже купить компанию братьев Dodge. Все новые приобретения были на редкость удачными. Цены на De Soto и Plymouth колебались в пределах от 670 до 725 долларов. Таким образом, машину мог купить даже потребитель с небольшим доходом, что существенно расширило рынок сбыта. В то же время, приобретая Dodge, Chrysler приобрёл и репутацию очень надёжного производителя. - считались сиононимом качества. Ведь именно братья Dodge создали знаменитую машину, которая смогла заехать в Большой Каньон и выехать оттуда.

Уже к 1929 году Chrysler стал членом Большой тройки автопроизводителей, вместе с концернами Ford и General Motors. Однако компания сильно пострадала в ходе Великой депрессии. Представители Chrysler с гордостью отмечают, что, несмотря на все трудности и форсированное снижение производственных расходов, затраты на науку и исследования не стали меньше. Это здорово помогло корпорации в 1933 году. Тогда она была единственным производителем, чьи продажи выросли с 1929 года. В том же году Chrysler впервые обошёл Ford по объёмам продаж. Что ни говори, а это была настоящая победа.

Успех был закреплён в 1934 году выпуском серий Airflow («поток воздуха»). На этих моделях Chrysler впервые поставил изогнутое ветровое стекло, значительно улучшающее аэродинамику, и АКПП. Во время второй мировой войны компания неплохо заработала. Среди популярной продукции, выпускаемой Chrysler, были танки Sherman М4 (18 000 шт.), военные грузовики (500 000 шт.), моторы для самолётов В-29 , пушки для самолётов и т.п. Всего к 1945 году Chrysler поставил военного оборудования на 3,4 миллиарда долларов.

После войны на вырученные средства были куплены 11 новых заводов. В то же время качественные преобразования не поспевали за количественными. Если все производители представили множество новых моделей, то Chrysler ограничился лишь несколькими. В результате в начале 50-х корпорация опустилась на третье место среди американских автомобильных компаний. Зато было введено множество новшеств в технике. Во-первых, в 1951-м был представлен первый автомобиль с усилителем руля. Затем все машины были оборудованы ключом зажигания. Вскоре была усовершенствована подвеска. Наконец, в 1952 году Chrysler прорвался в космос. Победив в конкурсе NASA, ракеты Jupiter завоевали почетное право поднять двух подопытных обезьянок на высоту 350 миль.


Двигатель Hemi V8 мощностью 426 л.с. ставился под капоты множества масл-каров. Сейчас немногочисленные сохранившиеся экземпляры этих монстров стоят до нескольких миллионов долларов.

Неизвестно, что чувствовали обезьянки, но нетрудно предположить, как относились к корпорации Chrysler корейцы. После начала корейского конфликта в 1950 г. Chrysler вновь начал работать на оборонную промышленность. После успешного сотрудничества с правительством во многих проектах корпорация заработала 1,1 миллиарда долларов. На долгие годы запомнились автолюбителям два специально разработанных двигателя Крайслера.

В 1951 году был разработан Hemi V8, обладавший уникальными свойствами. К сожалению, двигатель получился несколько дороговатым - его цена равнялась трети общей стоимости машины. Эта платформа послужила точкой опоры для создания легендарного 426 Hemi. Этот двигатель мощностью более чем 400 л.с. производился специально для спортивных машин.

Всего их было произведено 11 тысяч, и некоторые ценители считают, что Hemi до сих пор остаётся одним из лучших. 426-й побеждал на различных соревнованиях, а в 1963 году появилась машина Turbine. Турбинный двигатель в автомобиле - это было что-то новенькое. Принцип его работы был очень похож на современные реактивные двигатели. Для предварительных испытаний было выпущено 50 машин, однако вскоре проект был закрыт, и новым двигателем заинтересовались в Министерстве обороны, где и была произведена дальнейшая разработка. Вот только мы о ней пока ничего не знаем…


В 60-х годах Chrysler прочно держался на плаву, но сильно страдал от непродуманного руководства. Просчёты были допущены ещё много лет назад. В начале 50-х Chrysler производил машины, похожие на комбинацию разнокалиберных прямоугольных коробок, представляя прямоугольный стиль, а все остальные компании производили модели с обтекаемыми формами. В начале 60-х компания запустила в производство маленькие машины, в то время как потребитель нуждался в роскоши и необъятном пространстве.

Казалось бы, всё ничего - ведь мы знаем, что скоро наступит нефтяной кризис и спрос на маленькие машины поднимется. Однако как раз перед началом кризиса Chrysler начал предлагать большие машины с низкой экономичностью. В результате, несмотря на то, что в 1972 и 1973 годах были поставлены рекорды по продажам, последствия кризиса всё-таки сказались. Рынок был захвачен японскими производителями, которые смогли быстро перестроиться согласно новым запросам потребителей. Chrysler оказался на краю пропасти - потери были очень большими.


В конце концов, для спасения компании был приглашён мистер Ли Якокка с 32-летним опытом работы на компанию Ford. Для воскрешения компании требовались немалые средства, и Chrysler попытался искать помощи у американского федерального правительства. Скорее всего, в помощи было бы отказано, если бы Якокка не провёл серию выступлений. В своих речах он подробно описал, что произойдёт после закрытия всех заводов корпорации. Несомненно, банкротство такой крупной компании нанесло бы сильный удар по американской экономике. В результате выступлений в 1979 году специальный акт был проведен через Конгресс и подписан президентом Картером. Этот акт обеспечивал Chrysler 1,5 миллиарда американских долларов.

Помощь подоспела как раз вовремя. В том же 1979-м доля продаж Chrysler на автомобильном рынке упала с 21% (1952) до 9%. Chrysler закрыл несколько заводов, уволил достаточно много сотрудников, перевёл весь парк автомобилей на передний привод, удвоил показатель экономичности. Как видим, восстановление удавалось. Лозунгом тех времён были слова «Если ты можешь найти лучшую машину - купи».


Разработчики старались вовсю, чтобы лучших машин не было. В 1981-м начали производиться новые машины. Они помогли найти выход из финансового тупика. Dodge Aries и Plymouth Reliant завоевали рынок, обеспечили прибыль компании, что позволило Chrysler уже в 1983-м выплатить долг правительству. В том же 1983 году Chrysler открыл новый сектор рынка, начав производство микроавтобусов. Это произвело революцию, изменив жизнь многих американских семей. И сегодня микроавтобусы Chrysler доминируют на американском рынке и составляют около 20% европейского. Рост прибылей, как всегда, вызвал расширение. Chrysler создал множество совместных компаний (в том числе и известную Diamond-Star вместе с Mitsubishi).

В 1987-м была приобретена знаменитая компания Lamborghini. Так что самый быстрый серийный автомобиль своего времени - Diablo - также относится к корпорации Chrysler. Пожалуй, самым большим и самым выгодным капиталовложением была покупка American Motors. Вместе с ней к Chrysler перешли права на такие автомобили, как Eagle и Jeep. Эти марки, очевидно, представлять не надо. Достаточно оригинальной была совместная компания по производству компонентов трансмиссии, основанная в 1989 г. Для её создания General Motors объединилась с Chrysler. Это было первым объединением двух американских конкурирующих компаний.


К концу 80-х Chrysler улучшил свой сервис. Корпорация давала 7-летнюю гарантию на свои машины. Гарантия касалась как самих компонентов двигателя, так и кузова машины. Специалисты Chrysler утверждали, что через 100 000 миль на кузове не должно появиться ржавчины. Заботясь о безопасности, в 1988-м Chrysler первым поставил подушки безопасности на все свои автомобили, сделав их стандартным оборудованием.

Хотя в 1991 году компания потеряла около 800 миллионов долларов из-за спада в экономике, в том же году был заложен Большой технологический центр Chrysler, в 1992-м, после инвестиции в 1,6 миллиарда долларов, был построен новый завод в Детройте. Интересно отметить тот факт, что завод был построен в самом Детройте, а не в сельской местности. Несмотря на то, что такое расположение было менее выгодным с финансовой точки зрения, Chrysler заполучил доверие жителей Детройта - квалифицированной рабочей силы - и поддержал сам город. Финансовое процветание началось с 1994 года - компания вновь поставила рекорд, заработав 3,7 миллиарда долларов.

В том же году были представлены новые седаны Chrysler Cirrus и Dodge Stratus. Кстати, Cirrus победил в почётном конкурсе Motor Trend и был назван Машиной года. В 1995-м в том же конкурсе впервые победил микроавтобус. Dodge Caravan стал Автомобилем года и самой продаваемой машиной. Невероятный спрос на продукцию Chrysler привёл к тому, что компания получила ещё 19 наград за продажи в том же году. В 1996 году был построен главный офис Chrysler. В этом громадном здании, которое примыкает к Технологическому центру Chrysler, можно принимать важнейшие решения, разрабатывать дизайн, тестировать, строить и развивать производственные линии, выпускать сами машины. Под одной крышей было сосредоточено всё автомобильное производство. Удобство здания и сокращение расходов на транспортировку привели к тому, что Chrysler достиг минимальных затрат среди производителей, и это дало возможность получать максимальный доход с единицы продукции.

Однако процветание не может продолжаться долго. Это доказала забастовка 1997 года, в результате которой были потеряны 450 миллионов долларов. Забастовка была самой длинной за тридцатилетнюю историю завода, она продолжалась месяц, и в ней приняло участие 1 800 рабочих. Корпорация продолжала своё международное сотрудничество с различными фирмами. Вскоре был заключен небольшой договор с компанией Daimler-Benz на производство микроавтобусов. Видимо, сотрудничество оказалось весьма плодотворным, потому что в 1998 году произошло слияние этих крупнейших компаний.


Сложно сказать, какая судьба ждёт Chrysler сегодня. С одной стороны, произошло укрупнение производства, что позволит нарастить мощности и завоевать более выгодное место на рынке. Но, с другой, как нам кажется, новая корпорация, хотя и называется Daimler-Chrysler, скорее всё-таки Daimler, чем Chrysler. Идет германизация корпорации, чем весьма недовольны американские рабочие. Тем не менее, какие бы процессы ни проходили в сфере большого бизнеса, как бы ни сливались различные компании, все равно автомобили Chrysler останутся такими же популярными, как раньше. Эта корпорация подарила нам знаменитые джипы Cherokee и Grand Cherokee, она разработала Dodge Viper, Chrysler 300M и многие другие. Пусть история Chrysler уже написана и перевернута последняя страница. История новых автомобилей Chrysler только начинается.

Разработанный дизайнером Брайаном Несбиттом стильный хэтчбэк Chrysler PT Cruiser не только стал настоящим хитом, но и законодателем мод в дизайне - именно после него увлечений ретро-стилем стало массовым явлением у производителей. За ним последовало и стильное купе Crossfire. Как раз сейчас с конвейера на заводе Brampton, Канада, сходят новые заднеприводные крайслеровские модели - «близнецы» 300C и Dodge Magnum и Charger.

Известно, что на шасси и 300C, и Magnum нашли место многочисленные агрегаты и узлы от братского Mercedes. Как рассказывает Burke Brown, главный инженер Chrysler Group, - на добрые 20%. От старшего немецкого партнёра поступают 5-скоростной гидромеханический «автомат», рулевой механизм, передняя и задняя подвески, главная передача с дифференциалом, остовы сидений - и разнообразная электроника. Но двигатели свои, крайслеровские: хорошо известные 2,7- и 3,5-литровые 24-клапанные V-образные «шестёрки». Козырная карта - мощная 5,7-литровая «восьмёрка» Hemi. А с недавнего времени Chrysler всерьёз взялся и за спортивные модели, обозначаемые как SRT (Street and Racing Technologies).

Тот же Chrysler 300C в версии SRT-8 получил двигатель Hemi, формированный до 425 л.с. Это цельноалюминиевая, но вполне традиционная конструкция, столь дорогая сердцу американских автомобилистов. Hemi (hemisphere - полусфера) с полусферическими камерами сгорания, единственным центральным распредвалом и штанговым приводом клапанов (по 2 на цилиндр). Мотор из романтических 50-х и 60-х; победы на треках NASCAR… Полный вперёд - на заднем приводе!


По материалам Интернет-журнала Drive.ru (http://www.drive.ru/ )

Любые запчасти со склада в Москве для автомобилей марки Chrysler Вы всегда можете приобрести в компании Джип-Автоклондайк.

Американская компания Chrysler Group LLC - дочернее предприятие, входящее в состав итальянского концерна Fiat Chrysler Automobiles, который занимает седьмое место по производству автомобилей в мире. Компания состоит из нескольких подразделений, которые производят автомобили и продукты под марками: Chrysler, Dodge, Ram Trucks, Jeep, SRT, MOPAR.

По своей сути автомобили этих марок совмещают в себе такие отличительные черты, как качество, уникальный дизайн, производительность, эффективность, инновации в технологии, и все это по очень доступной цене. Компания Крайслер стала пионером в разработке таких узлов автомобиля, как гидравлические тормоза, усилитель руля, электронная система зажигания, электронный регулятор напряжения, компьютерная навигация и многих других.

История Chrysler

Основателем компании Крайслер стал американский промышленник и автомобилестроитель Уолтер Перси Крайслер.

Родился Уолтер в семье инженера-железнодорожника, с ранних лет увлекся механикой, поэтому рано начал свою карьеру, с успехом продвигаясь по служебной лестнице в железнодорожной промышленности.

В 1910 году Уолтер приобрел себе первый автомобиль. Эта покупка стала переломной в жизни Крайслера. Конструкция машины настолько произвела на него впечатление, что поменял место работы и занялся автомобилестроением.

Устроившись в Бьюик в 1912 году менеджером по производству автомобилей, через 7 лет он уже стал вице-президентом компании Дженерал-Моторс. Конфликтные отношения с президентом компании привели Крайслера к решению оставить компанию, став за эти годы достаточно обеспеченным человеком.

Имея солидный опыт управленца в автомобильной промышленности, он успешно реанимировал несколько компаний.

Организовав команду из трёх знаменитых автоконструкторов и руководя ею, Уолтер собрал свой первый автомобиль Chrysler Six, с которого и началась история Крайслер. Огромный успех данной модели позволил Крайслеру в 1925 году создать на базе Maxwell Motor свою компанию Chrysler, которая со временем расширилась за счет покупки Dodge, Plymouth, De Soto.

В 1955 году выделяется отдельная линия моделей Chrysler - «Imperial». Компания Крайслер одна за другой покупает европейские автопредприятия.

В 70-е годы из-за непродуманной производственной политики на фоне энергетического кризиса финансовое состояние компании пошатнулось и в 1978 году европейским отделением «Крайслера» стал руководить «Пежо—Ситроен». Для восстановления былого успеха Крайслер был приглашен выдающийся менеджер Ли Якокку, который успешно провел ряд изменений в управлении компании. В 1983 году появляется принципиально новая модель минивэн Voyager, а 1984 году выпускает кабриолет LeBaron, вернув бренду блестящий стиль и элегантность. В 1987 году Крайслер покупает Lamborghini и American Motors.

В 1998 году происходит слияние Крайслера с концерном Daimler-Benz, что дает новое название компании DaimlerChrysler. В этот период появляется большое количество популярных моделей Chrysler 300C, PT Cruiser Cabrio, Crossfire и др. В этом же году автомобили Крайслер официально начали продаваться в России.

Где собирают «Chrysler»

Логотип chrysler

Собственно говоря, эта история уже закончена. Не так давно компания Крайслер объединилась с Даймлер-Бенц. На свет появилась корпорация Даймлер-Крайслер. Крайслер стал менее независим. Правда, своей индивидуальности он не утратил.

Прошлое этой корпорации очень интересно. В наши дни Крайслер находится на третьем месте среди автомобилестроительных фирм Америки. Такие марки, как Dodge, Chrysler и, коенчно же, Jeep, среди автолюбителей пользуются огромной популярностью. Как же фирма смогла добиться такого успеха?

Конечно, как уникальный сервис, так и оригинальные решения очень важны для успеха фирмы. Но в истории всех известных фирм огромную роль сыграли их основатели и руководители. Организовал фирму Крайслер и буквально вдохнул в нее жизнь Уолтер Крайслер (Walter Chrysler). Он же дал фирме и имя. Крайслер родился в 1875 году. Начав свою карьеру в 17 лет помощником машиниста, в 35 лет он стал менеджером Американской компании локомотивов.

1933 Chrysler cl sport phaeton, 1933

В 1920 году Крайслер приобретает свой первый автомобиль. Его так заинтересовала конструкция, что прежде чем начать водить, Крайслер полностью разобрал, а затем собрал ее. Видимо, это очень впечатлило Крайслера. В 1911 году он устраивается в Buick и в 1917 году становится генеральным директором и президентом этой фирмы.

Еще через два года Крайслер становится вице-президентом по производству в General Motors, в состав которой входил и Buick. Но на этом посту он задерживается недолго. Как известно, двум медведям в одной берлоге не ужиться. Между президентом компании Вильямом Дюрантом и Уолтером Крайслером стали постоянно возникать серьезные конфликты. Все кончилось тем, что в 1920 году Крайслер уволился, считая, что он уже достаточно обеспечен.

Но талант его не остался не замеченным. Вскоре Крайслер стал работать на несколько необычной должности восстановителя компаний. Сначала он помог преодолеть финансовый кризис фирме Willy-Overland, потом его пригласила фирма Maxwell Motor Car. Эта фирма была оживлена очень действенным способом. Крайслер вместо с тремя инженерами разработал автомобиль Chrysler 6. у машины был очень оригинальный стиль, она отличалась комфортностью и, в то же время, невысокой ценой.

В 1925 году на свет появилась корпорация Крайслер. Ее можно считать наследницей фирмы Maxwell Motor. Президентом этой компании стал Крайслер. В том же году был представлен автомобиль Chrysler 4 series 58. Как можно судить уже по названию модели, скорость ее достигала 58 миль в час (93 км в час). Для того времени это была огромная скорость. Продажей этого автомобиля очень скоро стали заниматься около 4000 дилеров. За год фирма поднялась среди американских производителей с 57 на 5 место. Компания продолжала ориентироваться на скорость автомашин.

Скорость следующей серии достигала уже 130 км в час. Прибыль компании увеличивалась, и в 1928 году фирма смогла открыть новые отделения (Plymouth и De Soto) и даже купить компанию Dodge. Это были очень удачные приобретения. Цены на автомобили De Soto и Plymouth позволяли приобретать автомобиль даже тем, у кого доход был невелик. Это очень значительно увеличило рынок сбыта. Но в то же время вместе с приобретением самой фирмы Dodge, фирма Chrysler приобрел и репутацию производителя, которому можно верить.

В 1929 году фирма Chrysler вошла в первую тройку производителей автомобилей вместе с концернами General Motors и Ford.

В годы Великой депрессии фирма понесла значительные убытки. Но это не заставило ее уменьшить затраты на исследования и науку. К 1933 году такая политика стала приносить свои плоды. Корпорация к тому времени была единственной, чьи продажи увеличились с 1929 года. В этом же году по объему продаж Ford остался позади.

В 1934 году появилась на свет серия Airflow («поток воздуха»). Эти модели отличались тем, что ветровое стекло в них впервые было изогнуто. Это значительно улучшило АКПП и аэродинамику. Крайслер занимался разработкой и продажей как автомобилей для гражданских лиц, так и военной техники. Фирма до 1945 года выпустила военные грузовики (500 000 шт.), танки Sherman М4 (18 000 шт.), пушки для самолетов, моторы для самолётов В-29 и многое другое. Это составило почти 3,4 миллиарда долларов.

На все эти средства после войны были приобретены еще 11 заводов. Но изменения качества несколько отставали от количества. Почти все производители представили очень много новых моделей. У Крайслера их было очень немного. Это привело к тому, что в начале 50-х годов корпорация перешла на третье место среди американских компаний. Но в технике появилось очень много нового. 1051 год ознаменовался появлением первого автомобиля с усилителем руля. У всех автомобилей появились ключи зажигания. Несколько позже было произведено усовершенствование подвески.

После того, как началась война в Корее, фирма снова стала работать на военную промышленность. На этом удалось заработать около 1.1 миллиарда долларов. Автолюбители хорошо запомнили два двигателя, специально разработанные фирмой.

В 1951 году был разработан двигатель Hemi V8. Свойства его были поистине уникальными. Недостатком его была дороговизна. Но именно этот двигатель послужил основой для создания знаменитого 426 Hemi. Это был очень мощный двигатель. Его изготовляли специально для спортивных машин.

Был разработан еще один двигатель - Chrysler Turbine. Но он не пошел дальше этапа испытаний. Некоторые знатоки до сих пор уверены, что Hemi – один из лучших двигателей.

В 1963 году был представлен автомобиль Turbine. В нем был установлен турбинный двигатель, что для того времени было новинкой. Работал этот двигатель по принципу, очень похожему на нынешние реактивные двигатели. Было изготовлено 50 машин. Но проект заинтересовал военных, и вскоре разработки перешли в их ведение. Дальнейшая судьба двигателя не известна.

В течение шестидесятых годов фирма очень прочно стояла на ногах. Но несколько непродуманное руководство приносило большие неприятности. Все началось еще много лет назад. Началось это еще в начале 50-хгодов. Все фирмы производили автомобили обтекаемой формы. Chrysler же выпускал машины прямоугольной формы, очень напоминавшие комбинацию прямоугольных коробок. В начале 60-х годов потребитель хотел получить большие и комфортные автомобили. Компания же начала выпускать небольшие машины.

Конечно, довольно скоро спрос на небольшие машины увеличился. Это было связано с известным всем нефтяным кризисом. Но фирма не почувствовала веяний времени. Как раз накануне кризиса начинается выпуск больших автомобилей с очень низкой экономичностью. В результате этого рынок наводнили японские автомобили. Японцы почувствовали веяние времени и очень быстро начали выпускать то, что быо нужно в данный момент потребителю. Перед фирмой Chrysler встал призрак финансового краха.

Для того, чтобы спасти положение, компания пригласила Ли Якокка. До этого он работал на компанию Ford почти 32 года. Для того, чтобы найти средства для оживления работы компании, фирма попробовала обратиться к правительству Америки. В этом очень помогли выступления Якокка. Он очень подробно описал, что будет в том случае, если все заводы корпорации будут закрыты. Все понимали, что это далеко не лучшим образом отразится на состоянии экономики всей страны. Результатом всех этих действий сталспециальный акт, проведенный через Конгресс и подписанный президентом. Chrysler получил 1.5 миллиарда долларов.

Это было очень вовремя. К тому времени доля продаж фирмы на рынке Америки составляла уже не 21%, как в 1952 году, а всего 9%. Многие заводы были закрыты, сотрудники уволены. Все автомобили стали изготовлять с передним приводом. Это позволило удвоить показатель экономичности.

Разработчики вовсю старались, чтобы их машины были лучшими. В 1981 году начался выпуск новых автомобилей. Это позволило преодолеть финансовый тупик. На рынке появились такие автомобили, как Plymouth Reliant и Dodge Aries. Прибыль компании была такова, что уже в 1983 году долг правительству был полностью выплачен. В этом же году фирма начала производить микроавтобусы. В наши дни микроавтобусы Chrysler составляют порядка 20% европейского рынка. На американском же рынке равных им нет.

Все это позволило расширить сферу деятельности. Было создано большое количество совместных компаний, например, Diamond-Star совместно с Mitsubishi.

В 1987 году концерн приобрел известную всем компанию Lamborghini. Но самой крупной и выгодной покупкой было приобретение American Motors. Приобретя эту фирму, Chrysler приобрел права на такие марки, как Jeep и Eagle. В 1989 году была образована довольно оригинальная совместная компания по производству компонентов трансмиссии. Для того, чтобы создать ее, Chrysler объединилась с General Motors. Это был первый случай объединения двух конкурентов.

К концу 1980 года Chrysler значительно улучшает свой сервис. На все машины стали давать гарантию на 7 лет. Это касалось и кузова машины, и всех компонентов ее двигателя. В 1988 году фирма начала устанавливать в свои автомашины подушки безопасности. С тех пор они становятся стандартным оборудования автомобилей фирмы.

Спад в экономике в 1991 году привел к тому, что фирма потеряла около 800 000 000 долларов. Но в том же году Chrysler закладывает Большой Технологический Центр. В 1992 году был построен новый завод в Детройте. Он отличался тем, что построен был не в сельской местности, а в самом городе. С точки зрения финансов это было не очень выгодное расположение завода. Но таким образом было завоевано расположение жителей города, а они были основной квалифицированной рабочей силой. Да и сам город получил очень хорошую поддержку.

С 1994 года начинается процветание компании. В этом году увидели свет новые седаны Dodge Stratus и Chrysler Cirrus. В почетном конкурсе Motor Trend автомобиль Cirrus стал абсолютным победителем и получил почетный титул «Машина года». В этом же конкурсе в 1995 году впервые победа досталась микроавтобусу. Спрос на продукцию Chrysler был просто огромный. Это привело к тому, что в том же году компания получила 19 наград за продажи. 1996 год ознаменовался постройкой главного офиса. Все автомобильное производство было сконцентрировано под одной крышей. Это существенно сократило расходы на транспортировку. Затраты Chrysler стали меньше, чем у всех других производителей. С каждой единицы продукции фирма стала получать максимальный доход.

Но любое процветание когда-то кончается. В результате забастовки 1997 года фирма потеряла 450 000 000 долларов. Это была самая длинная забастовка за всю историю фирмы. Но и после забастовки корпорация продолжила сотрудничество с различными фирмами по всему миру. Достаточно быстро был заключен небольшой договор о производстве микроавтобусов с компанией Daimler-Benz. В 1998 году эти компании объединились.

Трудно сказать, что ожидает фирму в дальнейшем. Конечно, произошло значительное укрупнение производства. Это позволяет завоевать на рынке выгодные позиции и нарастить мощности. Но сейчас создается впечатление, что, хоть корпорация и называется Daimler-Chrysler, но это скорее не Chrysler, а Daimler. Рабочие Америки очень недовольны тем, что наблюдается явная тенденция к германизации фирмы.

Но что бы ни происходило, автомобили Chrysler не теряют своей популярности. Вполне возможно, что в истории фирмы уже перевернута последняя страница. Но история новых автомобилей Chrysler только еще начинается.

Дизайнер Брайан Несбитт разработал очень стильный хэтчбек Chrysler PT Cruiser. Это автомобиль стал настоящим законодателем мод в дизайне. Именно после его появления производители стали увлекаться ретростилем. Сейчас появились новые модели с задним приводом - Dodge Magnum, Charger и 300C. На заднем приводе – и полный вперед!

Уолтер Крайслер родился в 1875 году. Вот его захватывающая карьера: 17 лет - помощник машиниста, 24 - мастер-механик, 33 - суперинтендант на Западной железной дороге в Чикаго, 35 - менеджер Американской компании локомотивов. Вот тут в цепочке профессий Уолтера Крайслера намечается резкий поворот: в 1910-м он приобрел себе автомобиль. Говорят, что Крайслер настолько был заинтригован самой конструкцией машины, что успел ее разобрать и собрать, прежде чем научился водить.

Как видно, первая машина произвела большое впечатление, потому что через два года Крайслер устроился в Бьюик, а в 1917-м уже был президентом и генеральным директором этого отделения General Motors. Еще два года спустя Крайслер стал вице-президентом по производству в General Motors, однако оставался на этом посту недолго. Известно, что два человека с мощными административными способностями редко могут ужиться вместе. Вскоре между Вильямом Дюрантом (президентом GM) и Уолтером Крайслером возникли серьезные разногласия. Конфликт дошел до того, что Крайслер, посчитав себя достаточно обеспеченным, уволился в 1920 году. Его талант не остался невостребованным, и вскоре Уолтер работал на своеобразной должности восстановителя компаний. Вначале к нему обратилась Willy-Overland с просьбой помочь выбраться из финансового кризиса, потом пришло приглашение от Maxwell Motor Car. Эта компания была реанимирована с помощью уникального и очень действенного средства - автомобиля Крайслер 6, который Уолтер разработал сам с помощью трех инженеров. Эта машина предлагалась по невысокой цене, но отличалась комфортом и запоминающимся стилем. В один год было продано 32 тысячи автомобилей.

Наконец, в 1925 году родилась корпорация Крайслер, которая явилась наследником Maxwell Motor. Крайслер, ставший президентом новой компании, не терял времени даром. В том же году на рынок был выставлен Крайслер 4 Серия 58. В полном соответствии со своим названием машина развивала скорость 58 миль в час (93 км/ч). Скорость, безусловно, была бешеной для того времени, и вскоре около 4 000 дилеров продавали эти автомобили. Крайслер сделал мощный рывок, за год поднявшись с 57-го на 5-е место среди американских производителей автомобилей. Компания продолжала производить высокоскоростные модели. Следующая серия развивала скорость 130 км/ч, что почти в два раза превышало скорость знаменитой модели Т компании Форд. К 1928 году прибыли стали достаточными для того, чтобы открывать новые отделения (De Soto, Plymouth) и даже купить Dodge Brothers. Все новые приобретения были на редкость удачными. Цены на De Soto и Plymouth колебались в пределах от 670 до 725 долларов. Таким образом, машины мог купить даже потребитель с небольшим доходом, что существенно расширило рынок сбыта.

В то же время, приобретая Додж, Крайслер приобрел и репутацию очень надежного производителя. Именно братья Додж создали знаменитую машину, которая смогла заехать в Большой Каньон и выехать оттуда обратно. Уже к 1929 году Крайслер стал членом Большой тройки. Однако компания сильно пострадала. С гордостью представители Крайслера отмечают, что, несмотря на все трудности и форсированное снижение производственных расходов, затраты на науку и исследования не стали меньше. Это здорово помогло корпорации в 1933 году. Тогда она была единственным производителем, чьи продажи стали выше продаж 1929 года. В том же году Крайслер впервые обошел Форд по объемам продаж. Что ни говори, а это была настоящая победа.

Успех был закреплен в 1934 году выпуском серий Airflow (поток воздуха). На этих моделях Крайслер впервые поставил изогнутое ветровое стекло и АКПП. Во время второй мировой войны компания неплохо заработала. Среди популярной продукции, выпускаемой Крайслером, были танки Шермана М-4 (18 000 шт.), военные грузовики (500 000 шт.), моторы для самолетов В-29, пушки для самолетов и т. п. Всего к 1945 году Крайслер поставил военного оборудования на 3,4 биллиона долларов. После войны на вырученные средства были куплены 11 новых заводов.

В то же время качественные преобразования не успевали за количественными. Если все производители представили множество новых моделей, то Крайслер ограничился лишь несколькими. В результате в начале 50-х корпорация опустилась на третье место среди американских автомобильных компаний. Зато было введено множество новшеств в технике. Во-первых, в 1951-м был представлен первый автомобиль с усилителем руля. Затем все машины были оборудованы ключом зажигания. Вскоре была усовершенствована система подвески. Наконец, в 1952 году Крайслер прорвался в космос. Победив в конкурсе NASA, ракеты Jupiter завоевали почетное право поднять двух подопытных обезьянок на высоту 350 миль. Неизвестно, что чувствовали обезьянки, но нетрудно предположить, как относились к корпорации Крайслер корейцы.

После начала корейского конфликта в 1950 г. Крайслер вновь начал работать на оборонную промышленность. После успешного сотрудничества с правительством во многих проектах корпорация заработала 1,1 биллиона долларов. На долгие годы запомнились автолюбителям два специально разработанных двигателя Крайслера. Во-первых, в 1951 году был разработан Hemi V8, обладавший уникальными свойствами. К сожалению, двигатель получился несколько дороговатым - его цена равнялась трети общей стоимости машины. Эта платформа послужила точкой опоры для создания легендарного 426 Hemi. Этот двигатель мощностью более чем 400 л. с. производился специально для спортивных машин. Всего их было произведено 11 тысяч, и некоторые ценители считают, что Hemi до сих пор остается одним из лучших. 426-й побеждал на различных соревнованиях, а в 1963 году на рынке появилась машина Турбина. Турбинный двигатель в автомобиле - это было что-то новенькое. Принцип его работы был очень похож на современные реактивные двигатели. Для предварительных испытаний было выпущено 50 машин, однако вскоре проект был закрыт и новым двигателем заинтересовались в Министерстве обороны, где и была произведена дальнейшая разработка. Вот только мы о ней пока ничего не знаем...

В 60-х годах Крайслер прочно держался на плаву, но сильно страдал от непродуманного руководства. Просчеты были допущены еще много лет назад. В начале 50-х Крайслер производил машины, похожие на комбинацию разнокалиберных прямоугольных коробок, представляя прямоугольный стиль, а все остальные компании производили модели с обтекаемыми формами. В начале 60-х компания запустила в производство маленькие машины, в то время как потребитель нуждался в роскоши и необъятном пространстве.

Казалось бы, все ничего - ведь мы знаем, что скоро наступит нефтяной кризис, и спрос на маленькие машины поднимется. Однако как раз перед началом кризиса Крайслер начал предлагать большие машины с малой топливной экономичностью. В результате, несмотря на то, что в 1972 и в 1973 годах были поставлены рекорды по продажам, последствия кризиса все-таки сказались. Рынок был захвачен японскими производителями, которые смогли быстро перестроиться согласно новым запросам потребителей.

Крайслер оказался на краю пропасти - потери были очень большими. В конце концов, для спасения компании был приглашен мистер Якокка с 32-летним опытом работы на компанию Форд. Для воскрешения компании требовались немалые средства, и Крайслер попытался искать помощь у американского федерального правительства. Скорее всего, в помощи было бы отказано, если бы Якокка не провел серию выступлений. В своих речах он подробно описал, что произойдет после закрытия всех заводов корпорации. Несомненно, банкротство такой крупной компании нанесло бы сильный удар по американской экономике. В результате выступлений в 1979 году специальный Акт был проведен через Конгресс и подписан президентом Картером. Этот Акт обеспечивал Chrysler 1,5 биллиона американских долларов.

Помощь подоспела как раз вовремя. В том же 1979-м доля продаж Крайслера на автомобильном рынке упала с 21% (1952) до 9%. Крайслер закрыл несколько заводов, уволил достаточно много сотрудников, перевел весь парк автомобилей на передний привод, удвоил показатель (км/литр). Как видим, восстановление удавалось. Лозунгом тех времен были слова «Если ты можешь найти лучшую машину -... купи». Разработчики старались вовсю, чтобы лучших машин не было. В 1981-м начали производиться новые К-машины. Они помогли найти выход из финансового тупика. Dodge Aries, Plymouth Reliant завоевали рынок, обеспечили прибыль компании, что позволило Крайслеру уже в 1983-м выплатить долг правительству.

В том же 1983 году Крайслер открыл новый сектор рынка, начав производство микроавтобусов. Это произвело революцию, изменив жизнь многих американских семей. И сегодня микроавтобусы Крайслер доминируют на американском рынке и составляют около 20% европейского. Рост прибылей, как всегда, вызвал расширение. Крайслер создал множество совместных компаний (в том числе и известную Diamond-Star вместе с Mitsubishi). В 1987-м была приобретена знаменитая компания Lamborghini. Так что самый быстрый автомобиль в массовой продукции – Diablo - также относится к корпорации Крайслер.

Пожалуй, самым большим и самым выгодным капиталовложением была покупка American Motors. Вместе с ней к Крайслеру перешли права на такие автомобили, как Eagle и Jeep. Эти марки, очевидно, представлять не надо. Достаточно оригинальной была совместная компания по производству компонентов трансмиссии, основанная в 1989 г. General Motors объединилась с Крайслером для ее создания. Это было первым объединением двух американских конкурирующих компаний. К концу 80-х Крайслер улучшил свой сервис. Корпорация давала 7-летнюю гарантию на свои машины. Гарантия касалась как самих компонентов двигателя, так и кузова машины. Специалисты Крайслера утверждали, что через 100 000 миль на кузове не должно появиться ржавчины.

Заботясь о безопасности, в 1988-м Крайслер первым поставил подушки безопасности во все свои автомобили, сделав их стандартным оборудованием. Хотя в 1991 году компания потеряла около 800 миллионов долларов из-за спада в экономике, в том же году был заложен Большой технологический центр Крайслера, в 1992-м, после инвестиции в 1,6 биллиона долларов, был построен новый завод в Детройте. Интересно отметить тот факт, что завод был построен в самом Детройте, а не в сельской местности. Несмотря на то, что такое расположение было менее выгодным с финансовой точки зрения, Крайслер заполучил доверие жителей Детройта - квалифицированной рабочей силы - и поддержал сам город.

Финансовое процветание началось с 1994 года - компания вновь поставила рекорд, заработав 3,7 биллиона. В том же году были представлены новые седаны Chrysler Cirrus, Dodge Stratus. Кстати, Cirrus победил в почетном конкурсе Motor Trend и был назван Машиной года. В 1995-м в том же конкурсе впервые победил микроавтобус. Dodge Caravan стал Автомобилем года и самой продаваемой машиной. Невероятный спрос на продукцию Крайслера привел к тому, что компания получила еще 19 наград за продажи в том же году. В 1996 году был построен главный офис Крайслера. В этом громадном здании, которое примыкает к Технологическому центру Крайслера, можно принимать важнейшие решения, разрабатывать дизайн, тестировать, строить и развивать производственные линии, выпускать сами машины. Под одной крышей было сосредоточено все автомобильное производство. Удобство здания и сокращение расходов на транспортировку привели к тому, что Крайслер достиг минимальных затрат среди производителей, что дало возможность получать максимальный доход с единицы продукции.

Однако процветание не может продолжаться долго. Это доказала забастовка 1977 года, в результате которой были потеряны 450 миллионов долларов. Забастовка была самой длинной за тридцатилетнюю историю завода, она продолжалась месяц, и в ней приняло участие 1 800 рабочих. Корпорация продолжала свое международное сотрудничество с различными фирмами. Вскоре был заключен небольшой договор с компанией Даймлер-Бенц на производство микроавтобусов. Видимо, сотрудничество оказалось весьма плодотворным, потому что в 1998 году произошло слияние этих крупнейших компаний.

Сложно сказать, какая судьба ждет Крайслер сегодня. С одной стороны, произошло укрупнение производства, что позволит нарастить мощности и завоевать более выгодное место на рынке. Но с другой, новая корпорация, хотя и называется Даймлер-Крайслер, скорее все-таки Даймлер, чем Крайслер. Идет германизация корпорации, чем весьма недовольны американские рабочие. Тем не менее какие бы процессы ни проходили в сфере большого бизнеса, как бы ни сливались различные компании, все равно автомобили Крайслера останутся такими же популярными, как раньше. Эта корпорация подарила нам знаменитыe джипы Cherokee и Grand Cherokee, она разработала Dodge Viper, Chrysler 300M и многие другие.

Пусть история Крайслера уже написана и перевернута последняя страница. История новых автомобилей Chrysler только начинается, как раз сейчас с конвейера на заводе Brampton, Канада, идут новые заднеприводные крайслеровские модели – «близнецы» 300C и Dodge Magnum. Известно, что на шасси и 300C, и Magnum нашли место многочисленные агрегаты и узлы от братской Mercedes. Как рассказывает Burke Brown, главный инженер Chrysler Group, - на добрые 20%. От старшего немецкого партнера поступают 5-скоростной гидромеханический «автомат», рулевой механизм, передняя и задняя подвески, главная передача с дифференциалом, остовы сидений – и разнообразная электроника. Но двигатели свои, крайслеровские: хорошо известные 2,7- и 3,5-литровые 24-клапанные V-образные «шестерки». И козырная карта – мощная 5,7-литровая «восьмерка» Hemi. Цельноалюминиевая, но вполне традиционная конструкция, столь дорогая сердцу американских автомобилистов. Hemi (hemisphere – полусфера) с полусферическими камерами сгорания, единственным центральным распредвалом и штанговым приводом клапанов, по 2 на цилиндр. Мотор из романтических 50-х; победы на треках NASCAR.