История появления такси. История такси Когда и где появилось первое такси

Табличку с таким текстом повесил на свою машину некий московский владелец в 1907 году.

Увы, с началом войны, а затем и революции, отечественный платный извоз пассажиров резко спал, а затем и вовсе сошел на нет.

В дни, когда российских таксистов срочно призывали в армию, а машины реквизировали для военных нужд, их французские коллеги совершили подвиг. Эта операция вошла в хрестоматии, ей посвящены миллионные тиражи сувениров, книг, бесчисленное множество газетных статей. Когда осенью 1914 года немцы прорвали оборону французов и возникла угроза захвата Парижа, за одну ночь 1200 таксомоторов перебросили на фронт у реки Марна свыше 6500 солдат. Столицу отстояли, "марнское такси" вошло не только в анналы национальной истории, но и стратегии как не предусмотренный никакими уставами способ переброски войск.

Что же до исконного назначения такси, как бы оно ни называлось в разные эпохи, то с французами, бесспорными лидерами в этой сфере в начале ХХ века, до сих пор спорят англичане. Франция настаивает, что само слово "фиакр", означавшее когда-то "наемный экипаж", пошло из городка Мо, а точнее, от местной часовни Святого Фиакра, покровителя цветоводов. Мол, именно на соседнем постоялом дворе некий Соваж завел в XVII веке двухместные конные повозки для перевозки земляков. А поскольку каждую украшало изображение святого, язык, всегда стремящийся к упрощению, окрестил экипажи "фиакрами".

Англия противопоставляет расплывчатому XVII веку точный год создания аналогичной службы - 1639-й. Тогда извозчики четырехколесных повозок, коучмены, получили лицензию на частный извоз. А в середине XIX столетия тяжелые кареты уступили место на улицах легкому двухместному открытому транспорту, кабриолетам, и производная от этого термина "кэб" в ходу по сей день. Помните сериал о Шерлоке Холмсе и высоко сидящего на козлах кэбмена? Ему пришлось расположиться так, чтобы различать на темных улицах Лондона таблички с номерами домов.

Впрочем, если в чем-то и сходятся позиции английских и французских историков такси, то компромисс выглядит так: родина наемного экипажа все-таки Англия, а уж Франции принадлежат лавры создательницы такси моторизованного. И англичане сквозь поджатую губу признают, что первым таксомотором в их столице была некогда французская машина марки Unic. Правда, замечают при этом, что одновременно в Лондоне работали 70 электрокэбов Bersey, предтечи всех нынешних электромобилей. С электотягой ничего путного тогда не вышло, но это, мол, потому, что она опередила свой век.

Когда стало ясно, что не всякий автомобиль подходит для службы в такси, настал звездный час компании Renault. Именно она стала массово выпускать таксомоторы ярких зеленого или красного цветов с таксометром, счастливо изобретенных немцем Вильгельмом Брюном. С закрытой пассажирской кабиной и открытой водительской. С водителями, одетыми в длинные непромокаемые кожаные пальто, с фуражкой почти армейского образца на голове. Если кто помнит, такого рода головной убор, да еще с угловатым покроем на манер фуражек нью-йоркской полиции, вдруг стали носить московские таксисты в 1970-х годах.

Возрождать такси Россия, ставшая уже советской, начала с 1925 года. Видимо идея наемного экипажа вместо частнособственнического, то есть вредного в бесклассовом обществе, пришлась хозяевам страны. Машины, понятно, пришлось покупать у капиталистов, у компаний Renault и Fiat. Поскольку стоил часовой проезд на таксомоторе 4 рубля 50 копеек при средней месячной зарплате чуть больше 21 рубля, удовольствие было не из дешевых.

Образцовой таксомоторной службой считается английская лондонская. Ее водители не только платят большие деньги за лицензию на частный извоз, но и сдают сложный экзамен на знание британской столицы. GPS-навигатором пользуются только 2-3 процента из них - настолько хорошо знают город. Консервативного вида "кэбы" обязаны без особых проблем отработать 10-12 лет и пробежать 800 тысяч километров. На деле же многие машины накрутили уже по миллиону километров и прослужили более четверти века.

Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет

Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» — довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века.

Кабриолет или фиакр?

Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники - Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату - 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз - и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney - «разъездная лошадь»). В 1840 - 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки - кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост.

Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximиtre - «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра - лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.

Плачу два счетчика

В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси.

Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед - первой стала компания Renault. Такси отличались цветом - чтобы выделяться в общем потоке движения - и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры - пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.

Эх, голуби!

Такси в России было представлено извозчиками. Самые дешевые экипажи - ваньки - приезжали из деревень. Их клиентурой в основном были мелкие чиновники, небогатые мещане и приказчики. Другая категория - лихачи - имели хороших, справных лошадей и лакированные коляски на шинах-дутиках. Их услугами пользовались купцы, офицеры и кавалеры с дамами. Своих клиентов лихачи поджидали возле театров, гостиниц и ресторанов. Аристократией среди извозчиков были «голуби со звоном», или «голубчики». На своих экипажах они устанавливали поддужные мелодичные колокольчики. Название же пошло от знаменитого выкрика кучера: «Эх, голуби!»

У каждого извозчика имелся номер. Сначала он крепился на спине, потом его стали прибивать к облучку. Извозчик должен был иметь спецодежду: синий или красный (в зависимости от разряда экипажа) кафтан, невысокий цилиндр. Все экипажи делились на три разряда. Каждому был предписан цвет коляски и ночного фонаря. Первый разряд: рессорные крытые экипажи на дутых резиновых шинах - красный цвет. Второй: такие же экипажи, но без воздушных шин - синий. Все остальные экипажи - третий разряд.

Существовали и дорожные правила. Извозчиков обязали держаться правой стороны и ездить умеренной рысью - до десяти-двенадцати километров в час. С наступлением сумерек на экипажах зажигали специальные фонари. Нельзя было оставлять пролетку на улице без присмотра - извозчик должен был постоянно находиться на облучке. А ставить вдоль тротуаров пролетки можно было только в один ряд.

В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.

В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз. После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.

По некоторым историческим сведениям, таксистами-первопроходцами были древние римляне. Транспортом в те времена были колесницы, а в качестве «таксометра» использовали таз, закрепленный на оси повозки. В него, после каждых 200 метров падал камешек. Оплата за проезд равнялась количеству камешков в тазу по прибытии.

Первые признаки полноценного такси начали появляться во Франции в середине XVIII века. «Фиакры» прозванные в честь святого Фиакра, были первыми в мире общественными экипажами. Со временем, экипажи с лошадьми были вытеснены прогрессирующей техникой. Фиакры снабдили двигателем и рычагами для управления. Новоизобретенный таксометр был также интегрирован в такси. Это способствовало росту популярности у населения частного извоза.



Компания «Рено» первыми начала выпуск автомобилей заточенных под такси. Своей формой они походили на «фиакр», водитель находился спереди в открытой части машины, а пассажиры в задней, закрытые и защищенные от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выделялось среди остального автотранспорта города. Никакой службы приема заказов и вызовов не было, таксисты просто ездили по городу, привлекая внимание громкими сигналами.



В 1907 году в Англии и России появились первые частные извозчики. Теперь этот год считают днем рождения такси. В России зарождение такси, как отдельного вида транспорта началось из-за напряженной ситуации с людьми, приехавшими в столицу. Большое количество путешествующих нуждалось в доставке их с багажом в нужное место, а спрос на транспорт при этом был очень высок.



Начиная с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году. В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».



В 1948 году на такси повесили «шашечки», чтоб отличать их от потока других автомобилей на улице. С тех пор уже мало что изменилось. Лишь только сильно возросла необходимость в большом количестве такси в городах и деревнях. Поэтому, если вам нужно недорогое и удобное такси в Казани, выбирайте

Датой появления первого такси в Москве считается сентябрь 1907 года, когда новостная газета «Голос Москвы» сообщила о появлении на столичных улицах автомобиля американской марки Oldsmobile с вывеской «Извозчик. Такса по соглашению».



В период до 1917 года десятки предпринимателей в Санкт Петербурге, Москве и других городах пробовали свои силы в таксомоторном бизнесе, создавали гаражи, в которых работало от нескольких машин до нескольких десятков транспортных средств чаще всего французских или немецких марок. Именно в 10-е годы определились три вида коммерческих пассажирских автомобилей:

1) Такси - наемный автомобиль, проезд в котором оплачивается по показаниям счетчика-таксометра.

2) Прокатный автомобиль - наемный автомобиль, проезд в котором оплачивается по договоренности пассажира с водителем.

3) Моторный омнибус - многоместный автомобиль, прообраз автобуса и маршрутного такси.

В 20-е годы, когда Правительство Советской России объявило Новую экономическую политику НЭП, первым возродился бизнес прокатных автомобилей. В новой столице страны Москве существовало несколько гаражей прокатчиков, среди которых были как российские граждане, так и иностранцы. Они использовали машины дорогих европейских марок (Mercedes, Austro-Daimler, Talbot и др.). К концу 1924 года в столице работало примерно 150 прокатных машин. История московского таксиСоветская власть решила противопоставить частным предпринимателям, прокатчикам и конным извозчикам дешевое государственное такси. В результате, в начале 1925 года по решению Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, хозяйственная организация Москоммунхоз через контору «Автопромторг» начала покупать в кредит итальянские автомобили и французские Renault-KZ для «муниципального» такси. Конструкция машин FIAT вызвала у специалистов много претензий, и их закупки вскоре приостановили, а Renault на несколько лет стал основным московским такси. Это были автомобили черного цвета с кузовом типа «ландо», 4-цилиндровым двигателем объемом 2120 см3 мощностью 28 л.с., дисковыми колесами, левым рулем. Сначала эти машины базировались в общих гаражах со служебными и персональными автомобилями, позднее их вывели в отдельный гараж, ставший Первым таксомоторным парком. К 1930 году парков было уже два, а на линии работало примерно 200-300 автомобилей.

Система оплаты в такси 20-х годов была принята та же, что существовала до революции - поездка нескольких пассажиров оплачивалась по повышенному тарифу. Действовали также отдельные повышенные тарифы на проезд пассажиров с багажом, на поездки ночью и за город, тогда за границы Коммер-Коллежских валов. Помимо Renault, в конце 20-х в таксомоторную службу поступали более мощные и дорогие автомобили Steyr с 6-цилиндровыми двигателями. Они обслуживали Интурист и прочих важных клиентов по повышенному тарифу.

В 1929 году Всесоюзный совет народного хозяйства подписал соглашение с Генри Фордом и его концерном Ford motor company о строительстве автозавода в Нижнем Новгороде. По одному из пунктов советская сторона обязывалась закупить 72 тысячи машино-комплектов для сборки и готовых автомобилей Ford - деньги за эти машины входили в оплату строительства завода. Так в таксомоторные парки начали поступать автомобили Ford-A образца 1928-1929 годов с закрытым кузовом Fordor Sedan Briggs, который в таксомоторной модификации отличался отсутствием переднего пассажирского сиденья и перегородкой, отделявшей водителя. Машины отличались пестрой двухцветной окраской, за что получили прозвище «сорока».

Наступившие в «год великого перелома» перемены во внутренней политике поставили крест на частном такси прокатчиков. Монополию на пассажирские перевозки получили городские таксомоторные парки. В них до 1934 года поступали только машины марки Ford-A модернизированной модели (второго поколения) образца 1930-1931 годов, тоже седаны Fordor. На смену этой американской машине пришел первый автомобиль-такси отечественного производства ГАЗ-А. По устройству основных агрегатов он не отличался от Ford-A 1930-1931 годов, но кузов у него был открытый, по типу другой американской модификации Standard Phaeton 35B. В Горьком серийно не выпускалась закрытая модификация ГАЗ-А. Московский кузовной завод «Аремкуз» создал оригинальный седан на шасси ГАЗ-А, но он получился значительно дороже обычного «Газика». Правда, фаэтон ГАЗ-А немногим проигрывал американскому седану. Брезентовый верх и пристегивающиеся боковины вместо стекол дверей в 30-х оставались обычным явлением для многих автомобилей, у закрытого Ford не было отопления салона. Зато ГАЗ-А стал первым такси, в котором пассажир мог сесть рядом с водителем.

В 1936 году появилась новая горьковская легковая модель ГАЗ-М1, у которой закрытый кузов седан сделали базовым. Эта машина, вошедшая в историю под народным прозвищем «Эмка», стала самым массовым в довоенном СССР легковым автомобилем, и в течение ближайших 10 лет, самым распространенным такси. У ГАЗ-М1 по сравнению с Ford-A и ГАЗ-А заметно увеличился ресурс агрегатов. Салон остался неотапливаемым, зато получил продуманную систему вентиляции. По-прежнему, как у ГАЗ-А, у «Эмки» отсутствовал багажник. Специальная модификация М1 такси, разработанная ГАЗом, распространения не получила, большинство «Эмок» такси отличалось от остальных только счетчиком.

Вторым такси конца 30-х стал ЗИС-101. Объемы выпуска лимузинов были большие, что позволило поставлять их в таксопарки крупными партиями. Помимо линейного такси, ЗИСы работали в качестве маршрутного. Эти автомобили окрашивали не в черный, а в синий, голубой, бежевый, вишневый и, возможно, другие цвета. Машины ЗИС использовались не только в городе, но и на маршрутах из Москвы до Ногинска и Бронниц.

Тариф за проезд на ГАЗ-М1 с конца 30-х составлял 1 рубль за километр, а на ЗИС-101 - 1 рубль 40 копеек за километр. В общей сложности до июня 1941 года в столице было сформировано шесть таксопарков: Первый, Третий, Четвертый, Десятый, Тринадцатый, Семнадцатый. Также существовала площадка безгаражного хранения автомобилей в районе метро «Аэропорт». Помимо этого, в Одиннадцатом и Двенадцатом парках базировались грузовые такси (их количество с 1936 по 1941 годы выросло с 36 до 860 машин).

С 1934 года в Москве действовала диспетчерская служба заказа такси по телефону. Машина ехала по вызову с выключенным счетчиком, пассажир выплачивал шоферу два рубля за вызов - они приплюсовывались к стоимости поездки. Также было широко распространено предоставление услуг такси организациям по заявкам. Например, инкассаторов возили не специальные машины, а такси. Таксомоторы иногда заменяли служебный транспорт даже Наркомату обороны. Среди постоянных клиентов были такие организации, как Интурист, Москонцерт. Иностранным гостям обычно подавали ЗИСы. А «Эмки»-такси использовали в качестве повседневного транспорта многие ученые, писатели, артисты, не имевшие личного транспорта, так как до войны приобрести автомобиль в собственность было очень сложно. Кстати, для таких клиентов даже ввели «лимитные» книжки - попавший в эту категорию пассажир расплачивался с водителем не наличными, а отрывным талоном из специальной книжки.

Во время Великой Отечественной войны машины ЗИС поставили на консервацию, большинство ГАЗ-М1 реквизировали для армии. Закрылись все парки, осталась только одна колонна старых изношенных «Эмок». Эти машины использовали, например, для перевозки денег в сберкассы и выручки магазинов. В конце войны и в первые послевоенные месяцы рынок пассажирских перевозок заняли частные владельцы трофейных автомобилей и шоферы служебных машин, которых прозвали «леваками». Их бизнес был незаконным, но репрессии эффекта не давали. Обрушить промысел «левых» водителей смогло только возрождение дешевого государственного такси.

В 1944 году возобновил работу Первый таксомоторный парк, в который после войны начали поставлять новые автомобили «Победа» ГАЗ-М20 и ЗИС-110. На этих автомобилях ввели специальную окраску такси - светло-серый верх и темно-серый низ, впервые появились шашки на борту и сигнал «свободен» в виде зеленого огонька. Но к середине 50-х от единой серой окраски отказались, и в парках появились разноцветные автомобили.

Самым распространенным такси стала «Победа». Ее салон стал больше в ширину, чем у «Эмки», у машины были отопитель и вместительный багажник. Двигатель развивал такую же мощность, как у ГАЗ-М1 (50 л.с.) при меньшем на литр рабочем объеме. Радикально переменилась аэродинамика кузова. Эти конструктивные решения снизили расход бензина.

Количество ЗИСов в такси исчислялось десятками автомобилей. Они р аботали как на линии, так и в качестве «маршруток». Высокая стоимость этих машин сделала их нерентабельными. Сначала 110-е пробовали применять на маршрут ах от города до аэропортов, затем ЗИСы выпустили на междугородные маршруты, связавшие Москву с Владимиром, Рязанью и даже с Симферополем. В столице действовал экскурсионный маршрут от Центра до Ленинских гор, на котором ходили кабриолеты ЗИС-110Б.

Еще одним типом такси ста ли маршрутные «полуторки» ГАЗ-ММ с открытым пассажирским кузовом для 10 человек. Они курсировали между вокзалами, компенсируя послевоенную нехватку автобусов.

К началу 1952 года в Москве уже работало около трех тысяч такси в пяти парках. Помимо «Победы» и ЗИСа, в такси с 1950 года поступали ЗИМы ГАЗ-12, также служившие в качестве линейных машин и маршруток. Кроме того, из ЗИМов в Первом таксопарке сформировали специальную колонну для обслуживания делегатов партийных съездов, сессий Верховного совета, международных конференций и совещаний.,

Следующее обновление парка последовало в 1956-1957 годах. Сначала МЗМА выпустил новый «Москвич-402», а затем ГАЗ - первую «Волгу». С конца 1957 года «Победы» в таксопарках начли массово заменять «Волгами», из них формировали новые колонны и целые парки. «Волга» выгодно отличалась от «Победы» более просторным салоном, увеличенной до 70 л.с. мощностью двигателя, возросшим ресурсом. В такси поступали сначала ГАЗ-21 первого выпуска «со звездой», затем модернизированные «Волги» «второго выпуска». От базовой модели они отличались приборной панелью со встроенным счетчиком и отсутствием радиоприемника. На первых «Волгах» начали внедряться системы мобильной радиотелефонной связи с диспетчерской.

В такси работало около 150 «Москвичей», но вскоре для этих автомобилей нашлась новая работа. Правительство Н.С.Хрущева решило создать службу проката автомобилей без водителя. Первый пункт проката открыли при 12-м таксомоторном парке в 1956 году. Рядовым пользователям выдавали «Москвичи», профессиональным водителям и проверенным клиентам, не попадавшим в аварии, доверяли «Волгу». Прокат нес большие убытки из-за аварий и кражи запчастей, и в 1964 году был закрыт. Часть «Москвичей», оставшихся после ликвидации проката, использовали в линейном такси, как например, автомобиль, снимавшийся в фильме «Зеленый огонек».

К середине 50-х годов в Москве восстановилась система грузового такси, а в Горьком наладили выпуск специальной модификации грузовика ГАЗ-51 с высокими бортами кузова, поднимаемым или опускаемым тентом, лавками вдоль бортов и дверью-калиткой в заднем борту. По шасси, кабине и двигателю он ничем не отличался от базовой бортовой машины, правда, часть грузовых такси оснащали газобаллонной аппаратурой.

От ЗИС-110 московское такси отказалось в 1958 году. «Победы» использовались (например, в Седьмом парке) до 1962 года, ЗИМы - до середины 60-х. В 1965 году московский институт ВНИИТЭ предложил проект специального автомобиля-такси на агрегатах «Москвича-408». Эта машина не вписывалась в требования набиравшей силу индустрии парков-гигантов, и осталась в единственном экземпляре.

Многим пассажирам необходимо было везти вещи, которые не влезали в обычное такси - велосипеды, телевизоры, радиолы, небольшую мебель, детские коляски. В 50-х они нанимали ЗИСы и ЗИМы. ГАЗ создал компромиссную модификацию «Волги»-такси, у которой вместо дивана устанавливали раздельное переднее сиденье - кресло шофера и страпонтен пассажира, который можно было сложить при перевозке крупного багажа. Внедрение этого решения совпало в 1962 году с модернизацией «Волги», появлением «третьей серии» ГАЗ-21. До 1970 года ГАЗ-21Т с новой внешностью и раздельным сиденьем становится практически единственным линейным такси в стране. В 1968 году Моссовет принял решение выделить таксомоторы в потоке, окрашивая крышу в красно-оранжевый цвет. Сначала так называемую «красную шапку» получили машины прошедшие капремонт, затем ее внедряли на новых автомобилях, но началом перехода к такси ГАЗ-24 проект «заглох».

В 60-х радикально изменился облик маршрутного такси. На смену ЗИМу пришли микроавтобусы семейства РАФ-977Д, которые с 1962 года серийно выпускала Рижская автобусная фабрика. На дороге и стоянке РАФ занимал не больше площади, чем «Волга». При этом за счет вагонной компоновки, в салоне помещалось 11 пассажиров. Так как все узлы сохранили максимальную унификацию с ГАЗ-21, микроавтобусы можно было без затрат эксплуатировать и ремонтировать в одних гаражах с «Волгами». Проезд в автобусе в Москве 60-70-х стоил 5 копеек, а в маршрутке - 15 копеек. Километр поездки в обычном такси в 60-х обходился в 10 копеек.

В конце 50-60-е годы в Москве было открыто более десятка парков, в том числе расположенных под Новоарбатским и Большим Краснохолмским мостами. Для новых парков в «спальных» районах среди типовых жилых пятиэтажек и девятиэтажек, иногда в промзонах, возводили многоэтажные гаражи. Нумерация новых парков, как и прежде, шла не по порядку, а произвольно.

15 июля 1970 года ГАЗ полностью заменил базовую модель «Волги», и сразу же освоил новое такси ГАЗ-24-01. Оно отличалось от базовой модели дефорсированным двигателем, чтобы вместо нового высокооктанового бензина АИ-93 заливать распространенный дешевый А-76.бы вместо нового высокооктанового бензина АИ-93 заливать распростаобусная фабрика. От идеи возить багаж рядом с водителем отказались навсегда, а проблему перевозки багажа решили в 1973 году, выпустив на линию такси с кузовом универсал ГАЗ-24-04. Полный переход от ГАЗ-21 к ГАЗ-24 в таксопарках завершился в июне 1975 года. В конце 70-х обновился парк маршрутных такси - на смену РАФ-977ДМ пришли микроавтобусы новой серии РАФ-2203.

В 60-70-е годы такси в Москве и других крупных городах СССР превратилось в настоящую индустрию. В столице действовал 21 таксопарк. В больших городах было по нескольку парков, а небольших городах появились колонны автомобилей такси при пассажирских автотранспортных предприятиях. В 1970 году в Москве работало 14500, а в 1975-м - уже 16000 линейных такси. В 80-х общее число такси достигло 18-19 тысяч. Парки превратились в огромные транспортные предприятия с многоэтажными гаражами, конвейерными линиями по техобслуживанию и ремонту автомобилей. В 1968 году образована городская транспортная компания «Мосавтолегтранс», объединившая все таксопарки и пять автокомбинатов легкового транспорта. Поймать такси стало возможно в любое время суток, действовали десятки стоянок такси во всех районах, где парковались свободные машины, работала диспетчерская вызова такси по телефону. Тарифы с годами повышались, но оставались доступными - на уровне 15-20 копеек за километр. Как и прежде, таксомоторы не только обслуживали частных клиентов, но и работали по путевкам - заказам организаций, иногда оплачивавшим проезд по безналичному расчету.

Последней новой моделью советского такси стала модернизированная в 1985 году «Волга» ГАЗ-24-11, модификация ГАЗ-24-10. Также во второй половине 80-х в парках работало несколько сотен автомобилей «Москвич-2140».

Наступившая на рубеже 80-90-х годов эпоха рыночных отношений подорвала действовавшую систему таксомоторного транспорта, приватизация привела к закрытию и разорению ряда парков. Конкуренцию такси составили частные владельцы автомобилей. С середины 90-х годов таксомоторный транспорт стал возрождаться в виде многочисленных частных, акционерных и муниципальных транспортных компаний, большинство которых выросло на базе старых советских таксопарков.Только маршрутное такси с появлением микроавтобусов «Газель» достигло небывалого расцвета и сумело частично вытеснить с рынка пассажирских перевозок традиционный общественный транспорт. Но современный таксомоторный бизнес развивается уже по иным законам, чем такси советского времени.

В конце 20 века автомобили работавшие в Московском такси в 90 е годы: это автомобили ГАЗ-31029, «Москвич-2141», и обновленный Москвич - 2141 Святогор, и последняя из

отечественных автомобилей Волга ГАЗ 3110.

В новом столетии парк автомобилей такси в Москве составляют в основном «иномарки». Самые популярные автомобили Рено Логан, Форд Фокус, Ситроен Берлинго, Шевроле Лачети, Хундай Соната, Шкода Октавия. Также помимо малого и среднего класса появились автомобили бизнес класса (Ниссан Теана, Форд Мондео, Тойота Камри) и автомобили премиум класса (Мерседес-бенц Е класса).

Современное Московское такси представляет собой огромное количество перевозчиков, в том числе и нелегальных. В 2011 году был принят новый закон о такси. Теперь для осуществления услуг такси, необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности. Остается лишь надеяться на то, что в итоге Московское такси приобретет новый статус, статус который будет определяться безопасностью, высококачественными услугами и сервисом.

История московского такси-современное такси

29 июня 2012 в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького состоялось открытие выставки, приуроченной к 105-летию московского такси. Посетителям представили прошлое и будущее столичного таксомотора.

Изобретателем предшественника таксометров считается древнегреческий математик, физик и механик Герон Александрийский, который в первом веке до нашей эры рассчитал остроумный прибор одометр – счетчик числа оборотов колёс простейшей повозки. Его реальная конструкция остаётся неизвестной, а идея одометра заключалась в совпадении отверстий в крышке прибора и в горизонтальном диске, который от оси тележки проворачивала точно просчитанная система шестеренчатых и червячных передач.

Предположительная конструкция одометра доисторического изобретателя Герона из Александрии​

В определенный момент в приёмный ящик падали ранее заготовленные шарики или камушки, и по их количеству определялась длина пройденного пути и соответственно величина оплаты за проезд. В последующих конструкциях диск вращал цифровые цилиндрики, указывавшие пройденный километраж.

Первые в мире таксометры и такси

Через десятки веков эти древние изобретения реанимировали, многократно переделывали и придумали им понятное на весь мир слово «таксометр», означающее просто «счётчик цены». Это были механические приборы с несколькими цифровыми барабанами для измерения пройденного пути и определения таксы – стоимости проезда. Поначалу их устанавливали на наёмных конных повозках, которые затем сменили особые легковые машины, оборудованные таксометрами – таксомоторы или попросту такси.

Вторичное изобретение таксометра состоялось в 1889 году, когда немецкий инженер Фридрих Вильгельм Густав Брюн (Bruhn) разработал и собрал первый одометр для конных экипажей, запатентованный в ноябре 1892-го.


Первый в мире выдвижной одометр для конных повозок конструкции Фридриха Брюна. 1893 год

Важнейшим результатом его деятельности стал первый в мире автомобиль-такси Taxametr Droschke на шасси четырехместной самоходной повозки Daimler Motorkutsche с таксометром и четырехсильным мотором заднего расположения. Машину заказывал местный владелец конных колясок и в мае 1897-го продемонстрировал её на улицах Штутгарта.


Первый в мире самоходный наёмный экипаж-дрожки Motor Taxametr Droschke с таксометром на шасси Daimler. 1897 год

Кроме того, Брюн впервые стал оснащать таксометры ручными откидными рычажками с табличками, сообщавшими пассажирам о том, свободен или занят данный самоходный аппарат. В последующие годы немецкий изобретатель получил ряд патентов на новые конструкции своих массивных таксометров прямоугольной и цилиндрической формы, демонстрировал их в разных странах и затем основал несколько фабрик для их массового выпуска.

Массивный навороченный автомобильный таксометр, применявшийся в Санкт-Петербурге. 1906 год

Цилиндрической таксометр с цифровыми цилиндриками работы безымянной компании из Берлина

Первые шаги таксометров и такси​

В первое время, когда не существовало специальных автомобилей-такси, единственным примером для подражания являлись конные повозки, конструкция которых была отлажена веками. Французы приняли за основу свои легендарные фиакры, англичане – высоченные чопорные кэбы, в странах центральной Европы – дрожки, в России – извозчичью пролётку. Проблема переделки их в самоходные коляски решалась довольно просто: из конного экипажа выпрягали лошадь, заменив ее лёгоньким бензиновым движком и приводом на задние колеса. И вот вам моторное такси!

Автомобильные такси конца XIX-го и начала XX веков внешне почти ничем не отличались от обычных легковых машин, не считая торчавших с разных сторон таксометров, и по старинке их называли моторными фиакрами, кэбами, дрожками. Они оснащались разными видами двигателей, открытыми или закрытыми кузовами с козырьками или навесами для защиты пассажиров и «моторного извозчика» от солнца и непогоды. Считалось, что возница должен был иметь свободу движения, хорошую обзорность и возможность общения с пешеходами, полицейскими и другими извозчиками.


Французская «пролётка» Unic 12/14CV образца 1908 года английской сборки в городском музее Лондона (фото автора)
На улицах Берлина автомобили-такси Opel 10/20PS с круглыми таксометрами рядом с сиденьями возниц. 1907 год
Британский наёмный кэб Rational 10/12HP с горизонтальным мотором и планетарной коробкой передач. 1909 год

Эти не слишком удобные и комфортные самоходные коляски небольших габаритов отличались легкостью, маневренностью и вмещали достаточно много багажа – на площадке за местом шофёра, на подножках, задней стенке кузова или на крыше.

Из огромного количества всевозможных такси особой знаменитостью стала лёгкая машина Renault AG-1 с 12-сильным моторчиком и ярко-красным четырехместным кузовом, выпускавшаяся в 1907-1914 годах.


Парижские такси Renault AG-1 с таксометрами на левой кромке кузовов достигали скорости 50 км/ч

Это был хрупкий и сугубо гражданский автомобиль, волею судеб повлиявший на ход крупного военного сражения и ставший известным как Марнское такси. В сентябре 1914-го на таких машинах удалось срочно перебросить на фронт большое число резервистов, защитивших Париж от немецких войск, которые уже форсировали реку Марна.


Водитель парижского такси Renault AG-1 готов выехать на линию фронта на Марне. 6-7 сентября 1914 года
Нереставрированное Марнское такси AG-1 хранилось в Парижском музее армии близ гробницы Наполеона

В дореволюционной России сторонникам создания службы такси пришлось начинать с борьбы за сферы влияния с извозчиками, которые бурно процветали во всех городах. Официальный таксомоторный промысел в Санкт-Петербурге был открыт в мае 1907-го, в Москве одно из первых моторных такси появилось в сентябре. Для них использовали только импортные легковушки мелких и более известных западных компаний.


Работавший в Санкт-Петербурге автомобиль Laurin-Klement GDV с таксометром и 18-сильным моторчиком. 1910 год

Редкие исключения в области такси составляли пробные электромобили (рассказ о них впереди), машины с передними ведущими колесами и горизонтальными моторами, а также английские и французские такси-кэбы с высоким расположением места водителя, сидевшего «на облучке» за крытым пассажирским салоном.


Оригинальное британское низкопрофильное такси Pullcar 12/14HP с приводом на передние колёса. 1906 год

Британский такси-кэб Vauxhall, собранный в 55 экземплярах для туристических поездок по Лондону. 1905 год

Одноместная прогулочная коляска с повышенным расположением места водителя. 1910 год


Французское крытое такси Roval с высоким расположением шофера и органов управления. 1909 год

Тяжелые и массивные таксометры постепенно уступали место компактным цилиндрическим конструкциям, которые устанавливали в особых гнёздах в местах, где их одновременно могли видеть водитель и пассажир: перед лобовым стеклом, в дверных проемах, на спинках сидений и т. д.

Такси на пути возмужания

В 1920-е годы в Западной Европе состоялся окончательный переход от конных пассажирских экипажей к достаточно прочным, совершенным и практичным автомобилям-такси на базе серийных легковушек, внешне отличавшимся лишь вынесенными в сторону от кузова таксометрами. В трудный межвоенный период стремление к приобретению самых дешевых машин привело к созданию миниатюрных и недорогих народных такси известных марок Renault, Citroёn, Hanomag, Dixi и других.


Примитивный уникум Hanomag Kommissbrot по прозвищу «черствая горбушка» в варианте такси. 1927 год (фото автора)
Французский такси-кэб для осмотра Парижа на микролитражке Citroёn С2 с местом водителя за кабиной. 1923 год
Немецкая 24-сильная малолитражка-такси Dixi 6/24HP с кузовом ландоле развивала 80 км/ч. 1924 год

Для облегчения посадки и высадки на ряде машин устанавливали трансформируемые кузова, но они не прижились.

Смелые эксперименты с такси Renault KJ1 для удобства пассажиров. 1924 год

Для быстрого обнаружения такси в городском потоке их стали окрашивать в яркие цвета, а кузова снабжали жёлтой отличительной полосой или особыми поясными лентами с черно-белыми квадратиками – «шашечками». Говорят, их придумал какой-то шутник, принявший за образец шляпную ленточку, которую носили женщины лёгкого поведения, чтобы привлечь к себе внимание.


Американский автомобиль-такси Checker, на котором впервые появилась шахматная лента по бортам. 1922 год
Роскошное австрийское такси Steyr XII с крупными «шашечками» по бокам пассажирского салона. 1928 год

По окончании расчетов с пассажирами на большинстве такси включался откидной рычажок со словом «Свободен» на разных языках. На таких табличках и вдоль бортов часто наносили надпись For Hire (наёмный), и загорались привлекательно яркие световые огоньки разных цветов.

Механический световой таксометр с двумя лампочками разного цвета. 1924 год

Английский прибор Argo с поворачивавшимся флажком с надписью For Hire. 1936 год

В 30-е годы в Великобритании началось мелкосерийное производство просторных и солидных так называемых «лондонских такси», выкрашенных только в черный цвет. Со временем они завоевали первенство в Европе по специальным и экзотичным машинам с оригинальной планировкой салона, внутренней перегородкой, открытым местом для крупных вещей и съёмной решёткой на крыше.


Одно из первых лондонских такси Austin 12/4 с кузовом Mulliner и боковым багажником. 1933 год
Серийное такси Morris Commercial G2SW с местом для погрузки крупного багажа прямо с улицы. 1937 год

Их главной новинкой был вместительный багажный отсек с полностью открытым снаружи доступом, размещенный с передней левой стороны машины. Во Франции выпускали подобные такси с расширенными дверями.


Французское такси Renault KZ11 с распахивавшейся на 180 градусов передней дверью. 1933 год (фото автора)

С прекращением Первой мировой войны свою деятельность начала крупная многопрофильная компания Beardmore из Шотландии, выпускавшая сразу четыре типа вместительных такси спорной внешности, предназначавшихся для обслуживания дорог с твердым покрытием и отличавшихся высоким дорожным просветом.


Шотландский автомобиль-такси Beardmore Mk II с клиренсом в 254 мм развивал скорость 110 км/ч. 1923 год

В начале 20-х выпуском собственных такси начала заниматься небольшая американская компания Checker, к которой вскоре добавилась фирма Yellow Cab, применявшая серийные шасси корпорации General Motors. Обе представляли собой уникальный в автомобильной истории случай, так как практически полностью специализировались на выпуске оригинальных многоместных такси исключительного желтого цвета.


Типичное американское такси Checker с узким пояском из «шашечек» и множеством фонариков. 1933 год

В июне 1925-го на улицы Москвы выехали первые 15 легковушек Renault KZ, которые за свою странную внешность и блестящую черную окраску называли «утюгами» или «браунингами». Пассажиров, никогда не видавших ничего подобного, больше всего интересовал ящик с бегающими цифрами (таксометр): их удивляло, как лихо и точно он считает, не сбиваясь; спрашивали, как ящик отгадывает, сколько вёрст уже пройдено.


Показ французских пятиместных «браунингов» Renault KZ на шасси легковой модели Vivaquatre. 1925 год
Диковинная 35-сильная машина-такси Renault KZ длиной более четырех метров развивала скорость 85 км/ч

В 1932-м Горьковский автозавод приступил к выпуску легковушек-такси ГАЗ-А с перегородкой в салоне, средним откидным сиденьем и местом для багажа рядом с водителем. За ним категорию такси пополнила «эмка» ГАЗ М-1 с таксометром, установленным над лобовым стеклом, задней откидной багажной решеткой и фонарем со световой надписью «Такси».


«Эмка»-такси с багажником, увеличенным за счет перестановки запасного колеса на левую подножку. 1936 год

К концу межвоенного периода появились более совершенные и компактные механические таксометры, которые предоставляли расширенный набор сведений (дата, время посадки и завершения поездки, пройденное расстояние и т. д.). Для их привода служили мягкие валики или гибкие тросики, передававшие крутящий момент от коробки передач через специальные редукторы. Небольшие таксометры стали переселяться внутрь кузова и обосновались на панели приборов, где вместе со спидометрами образовали единый прибор с двумя самостоятельными функциями. Снаружи их заменяли световые табло на крыше с надписью Taxi, создававшие впечатление полного отсутствия таксометров.

На заглавной фотографии – живописная сценка на лондонском вокзале: погрузка чемоданов в открытый багажный отсек и на крышу автомобиля-такси Morris Commercial G1 образца 1929 года