Устройство и конструкция, технические характеристики, техническое обслуживание. Устройство и конструкция, технические характеристики, техническое обслуживание Способы подключения стеклоочистителей

Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.

На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым.
При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.

На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.

Способы подключения стеклоочистителей.

Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.

При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.

Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.

Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.

На схеме представлено подключение привода стеклоочистителя с электродвигателем от постоянных магнитов и имеющего две скорости работы. Разница оборотов в данной схеме обеспечивается смещением одной из плюсовых щёток относительно физической централи якоря электродвигателя.

Схема стеклоочистителя работа.

Нулевое положение.

Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.

Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.

Первое положение.

При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.

Второе положение.

Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.

admin 31/08/2011

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» "Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

Стеклоочиститель, устройство

На автомобиле могут быть установлены стеклоочистители СЛ-191А или СЛ-191Б, имеющие различное крепление рычагов щеток. У СЛ-191А они крепятся пружинной пластиной, а у СЛ-191Б - гайкой. В стеклоочистителях СЛ-191А используется электродвигатель МЭ-241, а в СЛ-191Б МЭ241 или МЭ-241А. В 1970-1972 гг. применялись также стеклоочистители СЛ-191. Они имели электродвигатель МЭ-241А и крепление рычагов щеток с помощью пружинной пластины.

На автомобилях BA3-2103 применяются стеклоочистители СЛ-193. От стеклоочистителей автомобиля ВАЗ-2101 они отличаются установочными размерами, рычагами щеток и самими щетками, которые имеют меньшее аэродинамическое сопротивление. Кроме того, стеклоочиститель СЛ-193 несколько отличается конфигурацией очищаемой зоны стекла. Эти стеклоочистители оснащены электродвигателями МЭ-241.

В схеме включения стеклоочистителя на автомобиле BA3-2103 добавлен включатель в насосе омывателя ветрового стекла (см. рис. 336, б).

Стеклоочиститель состоит из электродвигателя, рычажного механизма, щеток с рычагами и устанавливается под капотом в коробке воздухозаборника (рис. 331). Усилие прижатия щеток к стеклу составляет 400-500 гс, а частота качания рычагов щеток находится в пределах 50-70 двойных ходов в минуту. Оси рычагов щеток вращаются в металлокерамических втулках, пропитанных маслом, и при эксплуатации смазки не требуют.

Электродвигатель МЭ-241

(рис. 332) - постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. В один узел с электродвигателем объединен червячный редуктор.

Рис. 330. Электрическая схема реле РС528 включения звуковых сигналов на автомобиле BA3-2103

Рис. 331. Общий вид электродвигателя стеклоочистителя, установленном на автомобиле: .1 - электродвигатель; 2 - крышка редуктора; 3 - штепсельная колодка

Рис. 333. Электродвигатель МЭ-241А: 1 - крышка; 2 - панель; 3 - толкатель включателя; 4 - контактный диск включателя; 5 - кулачок; 6 - шестерня редуктора; 7 - картер редуктора; 8 - ось; 9 - кривошип; 10 - вал якоря; 11 - подпятник; 12 - корпус; 13 - обмотка статора; 14 - полюс статора; 15 - якорь; 16 - щеткодержатель; 11 - войлочное кольцо; 18 - втулка; 19 - упорная шайба; 20 - стяжной винт

Электродвигатель имеет стальной штампованный корпус 16, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных магнита 11, образующие вместе с корпусом статор. В пазах сердечника якоря, набранного из стальных пластин, уложена волновая обмотка, выводы секций которой припаяны к медным пластинам коллектора.

Вал якоря 12 вращается в двух металлокерамических втулках 15. Вокруг втулок помещены войлочные кольца 13, пропитанные маслом. Поэтому в процессе эксплуатации подшипники вала якоря смазки не требуют. Осевое усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается текстолитовой шайбой 14, в которую упирается задний конец вала. Передний конец вала поджимается подпятником 6 с пружиной.

Корпус электродвигателя закрывается крышкой 4, являющейся одновременно картером редуктора. С внутренней стороны к крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель 9 с двумя графитовыми щетками, а в картере редуктора находится пластмассовая червячная шестерня 3 с кулачком 8. Шестерня напрессована на ось 5. Другой конец оси имеет конусную накатанную поверхность, на которую надевается и крепится гайкой кривошип. Ось вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку.

Между шестерней и картером установлены стальная и текстолитовая шайбы. Снаружи ось уплотняется резиновым кольцом, потом расположены текстолитовая шайба и стальная упругая волнистая шайба. Затем устанавливается водоотражательное кольцо и пружинное стопорное кольцо. Передаточное отношение редуктора составляет 51:1.

Рис. 334. Электрическая схема электродвигателя МЭ-241А: 1 - якорь; 2 - шунтовая катушка обмотки статора; 3 - тормозная катушка обмотки статора; 4 - сериесная катушка обмотки статора; 5 - включатель электродвигателя Обозначение цвета проводов: Г - голубой; ГБ - голубой с белыми полосами; ГЧ - голубой с черными полосами; 3 - зеленый; К - красный

Картер редуктора закрывается пластмассовой панелью 2 и крышкой 1. В панели находятся контактные стойки, к которым припаиваются провода и крепится пружинная пластина 7 с контактами выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки находятся в нижнем положении. Контакты пружинной пластины прижимаются к нижней стойке (на рисунке), соединенной с источником питания. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он отжимает ее от нижней стойки и прижимает к верхней стойке, соединенной с массой.

Электродвигатель МЭ-241А (рис. 333) имеет электромагнитное смешанное возбуждение.

Корпус 12 электродвигателя изготовлен из стальной трубы. Внутри него винтами закреплены два стальных полюса 14 с катушками обмотки 13 статора. Одна (сериесная) катушка 4 (рис. 334) включена последовательно с обмоткой якоря, а другая (шунтовая) 2 - параллельно ей. Кроме того, имеется еще одна катушка - тормозная 3, размещенная вместе с сериесной на одном полюсе. Она включается только при выключении электродвигателя, создает магнитный поток, направленный навстречу потоку сериесной катушки и, таким образом, обеспечивает быструю остановку якоря.

Пазы якоря - спиральные, а коллектор расположен со стороны задней крышки. Осевое перемещение вала 10 (см. рис. 333) якоря устраняется с помощью нейлонового подпятника 11 с пружиной. Червяк редуктора - двухзаходный, а передаточное отношение - 34: 1.

Кривошип 9 приклепан к оси 8 шестерни, а крутящий момент от шестерни к оси передается через стальной штампованный кулачок 5.

Между шестерней и картером редуктора установлена одна стальная шайба, а между картером и кривошипом помещены одна текстолитовая, две стальных и волнистая стальная шайба.

Включатель электродвигателя состоит из толкателя 3 с контактным диском 4 и двух контактов, приклепанных к панели 2. Контактный диск пружиной прижимается к контактам и замыкает их. Когда кулачок 5 нажимает на толкатель, то контактный диск отодвигается и размыкает контакты.

Реле стеклоочистителя (рис. 335) служит для получения прерывистой работы стеклоочистителя. Оно установлено под панелью приборов с левой стороны.

Реле имеет эластичный пластмассовый кожух и гетинаксовое основание, к которому приклепан сердечник 3 с обмоткой и ярмом 4 электромагнита. К ярму с одной стороны винтом прикреплена пластмассовая опора с двумя парами неподвижных контактов, а с другой стороны на ярме качается якорь 2. Токонесущая пластина якоря замыкает верхнюю или нижнюю пару контактов. Пружина оттягивает якорь от сердечника, и поэтому верхняя пара контактов является нормально замкнутой, а нижняя - нормально paзомкнутой.

Рис. 335. Электрическая схема реле РС514 Обозначение цвета проводов: Г - голубой; ГБ- голубой с белыми полосами; Ж - желтый; К - красный

На основании закреплен также прерыватель 1, имеющий биметаллическую пластину с обмоткой из нихромовой проволоки. Под основанием установлен резистор 5, предназначенный для уменьшё ния искрения между контактами прерывателя.

ШТРИХИ-ПОМОЩНИКИИногда можно видеть мотоцикл или мотороллер, движущийся днем с включенным или ночью с не соответствующим обстановке освещением. Часто причина в том, что водитель, пользуясь переключателем П-25А, установленным на некоторых мопедах, мотороллерах и мотоциклах, не может быстро определить, в каком положении стоит рычажок переключателя. Опасная ситуация возникает, когда такой переключатель используется для включения световых сигналов поворота без контрольной лампочки.татов не дала, видимо, потому, что в этом месте поверхность вала имела дефекты. Течь удалось устранить установкой двух сальников вместо одного. Для этого гнездо в гайке углублено до 18 мм, как показано на рисунке. С такой доработкой мотоцикл прошел 30 тысяч километров. и в защитном колпаке не появилось ни капли масла. _ __ . —Е. ВОЛЬПЕОмск-34, 27-я Северная, 16/34ЭЛЕКТРОПРИВОД ВМЕСТО МЕХАНИЧЕСКОГОНа «Москвичах» моделей 402, 407 и 403 привод стеклоочистителя механический — гибким валом через специальный редуктор от двигателя. Такая система неудобна и ненадежна. Во всех случаях, когда двигатель работает на малых оборотах или на холостом ходу, движение щеток «дворников» резко замедляется, и они перестают очищать лобовое стекло от воды или снега. «® К ЗМУЗЖГНЯАКА ИА Иi«а«*в,гФ3иОчень помогут определить положение рычажка штрихи, которые надо нанести на крышке переключателя и самом рычажке, как показано на рисунке. Это можно сделать белой краской на крышке и черной — на рычажке (если рычажок белый). Совмещение штриха на рычажке с левым штрихом на крышке показывает включение ближнего света (или поворот налево), со средним — положение «выключено», с правым — включение дальнего света (или поворот направо).В. З ЫКИНШШШ//Л05жКировская область, г. Нолинск, почта, до востребования...И ТЕЧИ НЕТ После 5—8 тысяч километров пробега на мотоциклах тяжелого класса (моем и моих товарищей) появилась течь масла из-под сальника ведущей шестерни глав-Рис. 2. Электросхема стеклоочистителя: 1 — обмотка возбуждения двигателя; 2 — якорь; 3 — сопротивление; 4 — концевой выключатель: 5 — биметаллический предохранитель; 6 — выключатель. Положение а — большая скорость (соединены клеммы 1. 2. 5. 6); положение б — выключено; положение в — малая скорость (соединены клеммы 1, 2, 3, 4). Рис. 3. Кривошип Рис. 1. Кронштейн: а — отверстия М4 для крепления сопротивления (сверлить по месту); б — два отверстия (диаметром 4,1) крепления предохранителя; в — центр крепления редуктора; г — три отверстия (диаметром 5,1) крепления редуктора. Предлагаемая переделка позволяет изменить систему привода стеклоочистителя с механической на независимую от двигателя, электрическую (двухскоростную). Для этого берут комплект привода «дворников» от «Москвича-408» или «Волги». В него входят электродвигатель МЭ-14-А, редуктор ЦА-4, биметаллический предохранитель, дополнительное сопротивление обмотки возбуждения и концевой выключатель. Все это монтируется на специальном стальном кронштейне (рис. 1). Изготовление кронштейна — наиболее сложная часть работы. На выходной вал редуктора крепится кривошип (рис. 3), который также делают из стали. Рычаги, боковые редукторы и щетки остаются без изменений. На рис. 2 представлена электрическая схема подключения привода стеклоочистителя для случая, когда при переделке будет использован выключательтумблер ВТЗ.602.014. легко устанавливаемый на место старого выключателя. Можно взять и стандартный выключатель «дворников» «Волги» или «Победы» (они лучше «смотрятся» на приборном щитке). Весь механизм в сборе показан на рис. 4.1YZvv-, 1 ЯН5)2ж5СО1s@ l*jvSШ/s18 сальники; 2 — гайка. ной передачи. Оно забрызгивало коляску, заднее колесо и ноги пассажира. Замена сальника положительных резульРис. 4. Механизм в сборе: 1 — правая тяга; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — кривошип: 5 — кронштейн; 6 — левая тяга; 7 — сопротивление и концевой выключатель; 8 — биметаллический предохранитель; 9 — выключатель (ВТЗ.602.014). Момент остановки щеток (концевым выключателем) следует отрегулировать пока не закрыт доступ к механизму привода, иначе поводки могут оставаться при выключении в верхнем или промежуточном положении.А. Р АТЦг. Арзамас, ул. Калинина. 1, кв. 520