Чем прочистить систему. Чем промыть систему охлаждения двигателя

10 июня 2018

Перегрев автомобильного мотора случается по множеству причин – различные неисправности, заливка некачественного антифриза, протечки и так далее. На подержанных авто с приличным пробегом нередко возникает дополнительная проблема – банальное засорение узких протоков и тонких трубок радиаторов. Способ устранения неполадки относительно прост и не требует больших финансовых затрат – нужно промыть систему охлаждения двигателя. Работу можно сделать самостоятельно, прямо в собственном гараже или на улице.

О причинах и последствиях загрязнения

Мотор и элементы охладительной системы нового автомобиля абсолютно чистые. Теплообмен в радиаторах и водяной рубашке двигателя максимально эффективный. С течением времени на внутренних поверхностях каналов образуются отложения, ухудшающие передачу тепла от охлаждающей жидкости. Причины явления следующие:

  • естественное окисление и разложение антифриза;
  • заливка в систему неочищенной воды, богатой окислами металлов (солями);
  • использование тосола низкого качества;
  • трещина в прокладке между основным блоком мотора и головкой цилиндров (ГБЦ), через которую в каналы охлаждения проникает моторное масло.

Примечание. Циркулирующая горячая жидкость также взаимодействует с прокладками и различными герметиками, постепенно вымывая частицы материалов. Последние путешествуют по системе и засоряют самые узкие места – соты радиаторов.

Процесс разложения антифриза считается естественным и наблюдается на всех автомобилях. Результат – осадок в виде скользкого налета на внутренних стенках патрубков и протоков. Явление практически не влияет на теплообмен, пока изолирующий слой не станет слишком толстым (10–15 лет эксплуатации авто).

Остальные причины возникают из-за неправильного обслуживания транспортного средства либо поломок мотора. Отдельно стоит сказать о заливке обычной воды – от ее соприкосновения с холодной поверхностью трубок теплообменников образуется накипь. Это прочный теплоизолирующий налет, зачастую блокирующий проток жидкости через радиатор охлаждения двигателя.

Засор трубок охлаждающей системы вызывает перегрев силового агрегата. Дальше понятно – износ цилиндропоршневой группы резко ускоряется, автолюбителю приходится ремонтировать двигатель раньше положенного срока.

Когда делать промывку?

Удаление загрязнений из охлаждающей системы двигателя производится по мере необходимости, четко установленного регламента не существует. Если при эксплуатации машина правильно обслуживается, а водяная рубашка и теплообменники заполнены качественным антифризом, то выпадение осадка и накопление отложений остается минимальным. Пройдет 8–10 лет, прежде чем подобная необходимость возникнет.

На засорение элементов охлаждения авто указывает ряд признаков:

  • мотор постоянно работает при температуре, близкой к предельной, часто включается электрический вентилятор;
  • после заливки свежего тосола жидкость становится темно-коричневой буквально через несколько часов;
  • на внутренней поверхности крышек заливных горловин наблюдаются отложения;
  • теплообменник салонного отопителя слабо прогревает воздух;
  • антифриз быстро выкипает, его приходится часто доливать.

Примечание. Симптомы верно отражают картину лишь в том случае, когда помпа и термостат находится в исправном состоянии, а на соединениях отсутствуют протечки.

Как правило, перечисленные признаки проявляются одновременно, поскольку засоряющие частицы и соли распределяются по системе равномерно. Но в первую очередь «зарастает» именно салонный теплообменник – его трубки самые тонкие. Просто промыть радиатор недостаточно – нужно удалить отложения из всех каналов и агрегатов.

Используемые средства

Простейшее и самое дешевое средство – дистиллированная вода – применяется с целью профилактического промывания в процессе замены антифриза. Процедура крайне проста – исчерпавший свой ресурс антифриз сливается, охладительная сеть заполняется дистиллятом, после чего мотор прогревается до рабочей температуры. Затем систему повторно опорожняют и заполняют новой незамерзающей жидкостью.

Профилактика дает результат в случае постоянного применения – при каждой замене охлаждающей жидкости. Отмыть водой накипь, откладывавшуюся несколько лет, нереально. Для капитальной очистки опытные водители используют такие средства:

  • вода дистиллированная с добавлением слабых кислот (лимонной, уксусной);
  • то же с добавкой каустической соды либо гипохлорита натрия, больше известного под названием «Белизна»;
  • заводские химические средства для промывки системы охлаждения, продающиеся в автомобильных магазинах.

Заводские химикаты делятся на 2 группы – сильнодействующие и жидкости мягкой промывки. Выбор и применение зависит от степени засорения. Вопрос – как ее определить? Ведь снаружи загрязнение не увидишь. Здесь стоит ориентироваться по двум признакам: отложения на пробке основного радиатора и эффективность работы печки.

Если салонный отопитель практически не греет либо нижняя часть радиаторной пробки покрыта грязным налетом, промыть систему лучше сильнодействующим двухкомпонентным составом в два этапа. Первый сделан на кислотной основе, второй – на щелочной, при очистке химикаты заливаются поочередно. В противном случае можно ограничиться жидкостью мягкой промывки.

Применение народного средства – подкисленного дистиллята позволяет сэкономить деньги и тоже дает эффект, но занимает гораздо больше времени. На удаление многолетней грязи необходимо выделить от 4 до 7 часов.

Способ мягкой очистки

Для выполнения работ своими руками потребуется минимальный набор инструментов:

  • ключи для откручивания сливных пробок;
  • шприц самого большого размера, какой сможете купить;
  • емкость для опорожнения водяной рубашки мотора;
  • перчатки защитные резиновые.

Заводские средства, предназначенные для мягкой прочистки, не разъедают прокладки, герметики и резинотехнические изделия. Кроме того, химикат позволяет сберечь до 90% залитого тосола, после операции менять его не придется.

Примером популярного химиката данного типа является жидкость российского производства «Моторесурс», испытанная многими автолюбителями на собственных машинах.

Промывку делают не снимая радиаторов и прочих деталей охлаждающего контура согласно инструкции:

  1. На непрогретом двигателе открутите крышку главного радиатора либо расширительного бачка. Оттуда шприцем возьмите антифриз в количестве 200 см 3 .
  2. Потряхиванием хорошенько размешайте состав в бутылке и залейте в открытую горловину. Установите пробку на место.
  3. Продолжайте эксплуатацию авто, пока не наездите 2000 км или увидите снижение рабочей температуры мотора – что наступит раньше.
  4. С прогретого двигателя слейте весь тосол, в том числе из радиатора печки. Дайте жидкости отстояться в течение 2 часов – за это время на дно емкости выпадет осадок.
  5. Аккуратно перелейте 80–90% антифриза обратно в систему охлаждения, отстоявшийся осадок не выливайте. Дополните охладительный контур жидкостью до нормы и спокойно эксплуатируйте машину.

Реагенты других производителей действуют аналогичным образом, только некоторые заливаются за 1–2 тыс. км до замены охлаждающей жидкости. Дополнительная промывка дистиллированной водой не требуется.

Как сделать капитальную очистку?

Если каналы покрыты изнутри толстым слоем налета, мягкая промывка системы охлаждения двигателя ощутимого результата не даст. В подобных случаях используется двухкомпонентное сильнодействующее средство и вода для промежуточной очистки. Технология применения выглядит следующим образом:

  1. Опорожните охладительный контур. Остатки тосола из печки удаляются путем выдувания через один из патрубков.
  2. Нагрейте нужный объем дистиллята, залейте в мотор и добавьте компонент №1. Запустите двигатель и прогрейте до рабочей температуры, дайте поработать в течение нескольких минут (период промывания указан на упаковке).
  3. Слейте загрязненный раствор, повторно заполните систему водой и прогрейте силовой агрегат.
  4. Снова удалите воду и залейте флакон №2 плюс дистиллят. Повторите операцию промывки и опорожните систему.
  5. Сделайте еще одну промывку дистиллированной водой, дабы вывести из радиаторов и двигателя остатки накипи. Заполните контур свежим антифризом.

Предупреждение! Прочищая каналы агрегатов сильнодействующей химией, будьте готовы к протечке теплообменников. Реагент вскроет затянутые грязью микротрещины, сквозь которые станет просачиваться тосол.

Промыть радиатор, двигатель и патрубки можно лимонной кислотой либо уксусной эссенцией. К объему 10 литров добавляется не более 100 грамм пищевой «лимонки» или литровый флакон «Белизны». Надо понимать, что подобные растворы довольно агрессивны и тоже способны вызвать течь теплообменников.

Технология очистки аналогична – сливается старый антифриз, делается промывка кислотой и дистиллятом. Разница в сравнении с заводским химикатом – слабая эффективность. Чтобы удалить сильный засор, потребуется несколько промывок, поэтому промежуточное использование дистиллированной воды становится бессмысленным.

Бывалые водители рекомендуют после прогрева мотора оставлять лимонную кислоту в двигателе на 1–2 часа. Цель – позволить химии взаимодействовать с накипью, пока жидкость не остыла. Если же решите чистить систему «Белизной» либо другим сильным средством, то сливайте ее сразу после обработки и быстро заполняйте агрегаты водой. Обязательно наденьте респиратор – пары хлора весьма едкие и вредны для здоровья.

Новый автомобиль владельцу практически не доставляет никаких хлопот, необходимо лишь проводить техобслуживание, вовремя менять моторное масло в двигателе. Но со временем все узлы и агрегаты начинают изнашиваться и стареть, от грязи и дорожной пыли забиваются основной и печной радиаторы. Для освобождения от различного сора и шлака нужно промыть систему охлаждения двигателя, для этого используются разные составы, как промышленные, так и народные, существует множество всяких рецептов. Чистку системы профессионально производят специалисты на автомойках или в автосервисах, но ее также можно выполнить своими руками, не прибегая к услугам мастеров.

Любая система охлаждения двигателя (СОД) автомобиля состоит из водяных патрубков (шлангов), радиаторов (основного и отопительного), термостата, водяного насоса, который обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ). В результате постоянного взаимодействия с разогретым металлом, а также от старения, в жидкости (тосоле или антифризе) накапливаются различные отложения, и она начинает мутнеть. Также в тосол может попасть масло из двигателя, оно проникает в СОД вследствие негерметичности прокладки головки блока цилиндров.

Существуют разные методы промывки охлаждающих каналов и радиаторов, в целом они принципиально не отличаются между собой, разница заключается лишь в использовании составов и последовательности действий. Можно промыть систему охлаждения двигателя водой, не прибегая ни к какой химии, но это в том случае, когда она не слишком загрязнена, и в ней нет следов масла. Правильно промыть СОД – это значит, полностью избавиться от грязи или масла (эмульсии), при этом антифриз должен быть прозрачным, а двигатель иметь рабочую температуру (не перегреваться). И очень важно подобрать подходящий для промывания состав, который не навредил автомобилю, а пошел бы только на пользу!

Чем лучше промыть охлаждающую систему

Для промывки применяются промышленные и народные средства, эффективность которых устанавливается, исходя из опыта. Наиболее популярными «народными» составами для эффективной очистки каналов охлаждения считаются:

  • лимонная кислота;
  • состав для мытья посуды Fairy;
  • молочная сыворотка;
  • отбеливатель «Белизна»;
  • раствор уксуса;
  • солярка;
  • каустическая сода;
  • моющий препарат Cillit Bang.

Кто-то промывает СОД даже с помощью кока-колы, но не все составы безопасны, и нужно знать точную дозировку, порядок действий при прочистке. Из промышленных средств автовладельцы чаще всего советуют использовать специальную автохимию брендов:

  • Prestone;
  • Abro;
  • LAVR;
  • Hi Gear;
  • Liqui Moly;
  • Fenom;
  • WYNNS.

В некоторых ситуациях промывание СОД требуется после герметика (точнее, после его применения для устранения утечки антифриза), такая ситуация возникает, если дозировка не соблюдена, и в результате засорился печной радиатор. Здесь в ход идут уже и народные, и специальные промышленные препараты (целый комплекс), а если и они не помогают, тогда выход только один – снимать радиатор печки и прочищать.

Если в радиаторе охлаждения (РО) появляется эмульсия, это означает, что масло проникает в СОД из двигателя. Такой признак говорит о неисправности прокладки головки блока или самой ГБЦ, эксплуатировать машину с таким дефектом крайне не рекомендуется. Прежде чем промывать от эмульсии, необходимо устранить поломку, иначе ее образование будет продолжаться. Избавиться от масла в системе не так просто, в некоторых случаях приходится промывать несколько раз, использовать разные средства.

Лимонная кислота – высокоэффективный состав для вымывания грязи, в том числе и масляных остатков из РО, промывание производится несложно, но при сильной загрязненности внутренностей СОД такую операцию приходится повторять несколько раз. Рассмотрим на конкретном примере, как выполняется подобная процедура, необязательно все действия точно копировать, но сам принцип, надеемся, будет понятен:

  • берем пакетики с лимонной кислотой из расчета 100 г на 1,5-2 л тосола, заранее подготавливаем раствор, размешивая порошок с горячей водой в какой-нибудь таре, растворяем его;
  • если движок холодный, прогреваем его до рабочей температуры, затем глушим двигатель;
  • подставив внизу ведерко или пластиковую канистру, сливаем старую ОЖ из радиатора и блока цилиндров, открутив соответствующие пробки (открыв краники). Где находятся сливные отверстия, зависит от модели автомобиля;
  • не устанавливая пробок (не закрывая краников), в расширительный бачок заливаем чистую воду, проливаем систему до тех пор, пока из сливных отверстий не начнет выходить относительно чистая жидкость;

  • закрываем слив, сначала заполняем СОД обычной чистой водой, прогреваем мотор, глушим его, выливаем через краники воду;
  • затем уже наливаем в расширительный бачок раствор лимонной кислоты, подготовленный заранее, еще раз размешав его, после запускаем движок;
  • закрываем капот, садимся за руль, проезжаем на машине от 15 до 50 км, очень желательно, чтобы краник печки на автомобиле был открытым;
  • после поездки сливаем раствор, вероятнее всего, он будет мутного грязного цвета;
  • опять повторяем проливку водой, закрыв все пробки (краники), заправляем систему уже свежим тосолом.

Если работа производится летом, можно для достижения лучшего эффекта на какое-то время залить дистиллированную воду и проездить так несколько дней. В дальнейшем нужно будет обязательно заправить рекомендованную для данного типа автомобиля охлаждающую жидкость, главное, не забыть об этой смене. Еще при попадании эмульсии в охлаждающую жидкость можно промыть систему охлаждения двигателя соляркой, хотя дизельное топливо не очень эффективно удаляет шлак, зато хорошо борется с масляными отложениями.

Как промыть радиатор от ржавчины в домашних условиях

Ржавчина в охлаждающей системе чаще всего образуется в результате эксплуатации автомобиля на воде, которую заливают в СОД летом с целью экономии, но зимой переходить на тосол все равно необходимо. Прежде чем заправлять машину новой ОЖ, следует произвести промывку, а признаком наличия ржавчины являются рыжие пятна на расширительном бачке, темно-рыжий цвет жидкости внутри самой емкости.

Промывка в таких случаях совершается в стандартном режиме: также необходимо нагреть мотор до рабочей температуры, затем остановить движок, выключив зажигание, слить всю грязную жидкость. В домашних условиях нет возможности загнать машину на яму или подъемник, поэтому обычно подобная процедура выполняется на ровной площадке где-то на дворовой территории. Разумеется, сливать ржавую смесь рекомендуется в заранее приготовленную тару, лучше всего для этого подходит плоская канистра с вырезанной боковиной.

Промываем несколько раз систему проточной водой, затем используем раствор лимонной кислоты, также можно применить раствор уксуса. Перед заправкой свежим тосолом рекомендуется некоторое время поездить на дистиллированной воде, затем уже заправлять машину охлаждающей жидкостью. Нужно отметить, что от ржавчины избавиться достаточно трудно, в некоторых случаях приходится несколько раз сменить антифриз, прежде чем он станет чистым, без мутного осадка.

Стоит ли промывать систему охлаждения после применения герметика для радиаторов

При утечке охлаждающей жидкости через неплотные соединения в патрубках достаточно часто собственники авто используют специальный герметик, предотвращающий течь ОЖ, для этого в радиатор добавляется специальный состав. Во многих случаях средство действительно помогает избавиться от подтеков антифриза, но неправильная дозировка герметика нередко приводит к засорению печного радиатора. В результате перестает нормально греть печка, что является довольно серьезной проблемой. Возникает вопрос, как промыть с минимальными потерями времени и денег, чтобы восстановить работоспособность отопителя.

Наиболее частые советы по этой теме, которые можно услышать от автолюбителей:

  • произвести стандартную промывку с помощью лимонной кислоты;
  • использовать в качестве промывочного средства молочную сыворотку;
  • залить в охлаждающую систему для промывания фанту или кока-колу;
  • применить фирменную автохимию Хай-Гир.

Конечно, попытаться воспользоваться здесь можно любым из предложенных способов, но, к сожалению, в данной ситуации они не всегда работают, особенно, если герметика было добавлено много. Самый верный вариант – снимать оба радиатора (основной и печной), а затем прочищать и промывать детали, продувать их сжатым воздухом.

Очистка СОД с помощью «Белизны»

Охлаждающая система может засориться из-за смешения двух разных ОЖ, несовместимых по характеристикам, из-за этого происходит свертываемость жидкости, получается своего рода «каша». Вымыть из РО такую жижу легко не получится, очень редко помогает здесь и промышленная автохимия. Народные умельцы для промывки берут чистящее средство «Белизна», обладающее прекрасным очищающим эффектом. Как выглядит применение этого состава на практике:


Теперь расширительный бачок можно заправить свежим тосолом, а по ходу эксплуатации машины желательно следить за цветом ОЖ. По отзывам владельцев авто, «Белизна» эффективно удаляет грязь из радиаторов, но у нее есть свои недостатки – это сильный запах, еще средство разъедает алюминий. Поэтому при промывке после использования чистящего средства его остатки нужно тщательно вымывать во избежание коррозии металла.

Эффект от промывания охлаждающей системы кока-колой

Еще одно совсем необычное решение – промыть СОД кока-колой, только почему-то многим кажется странным, что напиток способен разъедать грязь. Но объяснение все же это химической реакции есть: в составе «газировки» содержится ортофосфорная кислота (регулятор кислотности). По утверждению некоторых водителей, Coca-Cola действительно способствует отмыванию внутренних стенок радиатора и является не самым плохим промывочным средством. Но перед использованием этого состава обязательно нужно открыть бутылки с жидкостью и дождаться, пока из них полностью не выйдет газ.

Для промывки напиток Coca-Cola не разбавляется водой, заливается целиком, значит, для заправки 10-литрового РО необходимо покупать пять больших бутылок лимонада. Но стоит ли экспериментировать со столь необычным для автомобиля средством, когда есть масса проверенных составов, а также сертифицированного товара, специально предназначенного для этих целей?

Плюсы и минусы промывки охлаждающей системы

Чистка СОД, безусловно, дает положительный эффект, у нее есть свои преимущества:

  • улучшается циркуляция охлаждающей жидкости;
  • уменьшается риск перегреть двигатель;
  • меньше корродирует металл радиаторов, соответственно, детали служат дольше.

Но у промывки все же есть и некоторые недостатки, особенно, если она выполняется неграмотно или с применением недопустимых средств. От неправильно подобранной концентрации или состава промывочного раствора могут разъедаться патрубки, течь сальник водяного насоса, возникнуть коррозия металла. В некоторых вариантах прочистка банально не дает никаких результатов, получается потеря времени и денежных затрат. Также и не хвалят отдельные образцы фабричной продукции, например, промывочное средство Felix. Согласно некоторым мнениям, препарат не приносит никакой пользы, вдобавок разъедает резину.

Обслуживание системы охлаждения

В процессе эксплуатации транспортного средства антифриз (тосол) постепенно теряет свои качества, от постоянной циркуляции, нагрева и взаимодействия с металлом начинает мутнеть. Периодичность замены ОЖ зависит от многих факторов, но в целом рекомендуется менять охлаждающую жидкость через каждые 40-50 тыс. км пройденного пути или с регулярностью один раз в 2 года (в некоторых вариантах – 5 лет). Также жидкость заменяется:

  • при ее помутнении (почернении);
  • при попадании в нее масла;
  • при появлении пены, хлопьев.

Если ОЖ приобрела рыжий цвет, причиной тому является образование ржавчины, здесь затягивать с заменой антифриза нельзя, и необходимо выяснить, что является причиной ржавления. Если вовремя производить замену жидкости (согласно регламенту), не допускать ее помутнения, скорее всего, глобальная промывка и не понадобится, достаточно при смене тосола промывать систему дистиллированной водой.

Видео: Как и чем промыть радиатор и систему охлаждения двигателя автомобиля

Чтобы система охлаждения двигателя не вышла из строя раньше срока, необходимо проводить профилактические работы. Такой профилактикой является промывка системы, с целью очищения ее от накипи, песка, грязи и других вредных отложений, которые накапливаются на решетке радиатора, внутри трубок, уменьшая, тем самым, их диаметр. Если своевременно не чистить систему охлаждения, то вскоре можно столкнуться со следующими неприятными последствиями:

  • , вплоть до полного прекращения работы;
  • может прийти в неисправность подогреватель тосола;
  • может выйти из строя водяной насос;
  • начнет плохо работать печка в салоне автомобиля.

Когда следует промывать систему охлаждения?

Рекомендуется делать промывку системы охлаждения не реже, чем 1 раз в год. Эту процедуру допустимо делать и своими руками – особой науки здесь нет. Ниже смотрите видео «Промывка системы охлаждения на Рено Логан, Сандеро»

Чем промывать?

Для промывки охлаждающей системы автомобиля, в условиях домашнего гаража, автовладельцы любят использовать лимонную кислоту и столовый уксус (не эссенцию!).

Обычной прохладной водой можно промывать только при слабой степени загрязнения, если отсутствуют следы накипи и ржавчины. Нужно понимать, что чистая вода, без добавления кислой среды, способна удалить только обычную грязь и песок. А вот если в воду добавить кислоту, то такой раствор способен разъедать ржавчину и накипь и очищать от них стенки деталей.

Таким образом, чем промывать систему охлаждения автомобиля, будет зависеть от того, насколько загрязнена система.

Определяем степень загрязнения системы охлаждения

Нужно слить охлаждающую жидкость и посмотреть, какого она цвета, и содержатся ли в ней частицы ржавчины. Если жидкость будет темная, значит, загрязнение значительно, и для промывки нужно использовать кислоту – лимонную или уксусную. Можно прикупить специальное средство для промывки.

Если слитый тосол или антифриз будет светлый, без осадка, то можно сделать промывку предварительно прокипяченной и остывшей водой.

Промывка охлаждающей системы автомобиля водой

Подготовьте воду для промывки системы: доведите ее до кипения и дайте остыть до комнатной температуры. Можно, вместо кипяченной, использовать дистиллированную воду. Наденьте предварительно резиновые перчатки, чтобы защитить кожу рук от контакта с ядовитой жидкостью.

  1. Слейте антифриз, как это сделать, подробно .
  2. Воду залейте в расширительный бачок, в соответствии с обычной нормой.
  3. Заведите двигатель и дайте ему поработать минут 20, на холостых оборотах.
  4. Слейте воду и посмотрите на ее цвет. Если вода мутная и грязная, то требуется повторная промывка. Промывать систему нужно до тех пор, пока вода не станет чистой.
  5. Залейте новую охлаждающую жидкость.

Промывка охлаждающей системы кислотой

Как уже говорилось, при наличии в слитом антифризе (тосоле) осадка, промывать систему следует водой с добавлением уксусной или лимонной кислоты.

ЛИМОННАЯ КИСЛОТА

  1. Подготовить раствор из расчета 100 г кислоты – на 5 литров воды, это оптимальная пропорция.
  2. Слейте антифриз (как это сделать – ссылка выше).
  3. Залейте раствор с лимонной кислотой в расширительный бачок.
  4. Дайте прогреться двигателю и проедьте примерно 2 км. За это время раствор разогреется до температуры 70°C, как минимум, и начнется реакция по расщеплению ржавчины и накипи. Двигатель должен работать не менее полу-часа.
  5. Слейте раствор. Если требуется, можно сделать повторную промывку – раствором с меньшей концентрацией лимонной кислоты, чем в первый раз.
  6. После промывки кислым раствором, залейте в бачок простую воду и промойте ею детали системы охлаждения, чтобы полностью удалить с них следы кислоты.

СТОЛОВЫЙ УКСУС

  1. Подготовить раствор из расчета пол-литра столового уксуса (9%) – на 10 литров воды.
  2. Слейте антифриз и залейте раствор в бачок.
  3. Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
  4. Заглушите двигатель двигатель и оставьте автомобиль, с залитым в него раствором, стоять – как минимум, на 8 часов, а можно и на целую ночь.
  5. Слейте раствор. Если нужно, можно сделать повторную промывку.
  6. В завершение, после слива уксусного раствора, промойте систему охлаждения двигателя прохладной водой.

После промывки

После завершения промывки, когда вы уже залили новую охлаждающую жидкость, может оказаться так, что в системе охлаждения автомобиля остался воздух. Отдельно читайте и смотрите видео, . После удаления пузырьков воздуха, остается только долить антифриз до нужного уровня.

Видео: Промывка системы охлаждения на Рено Логан, Сандеро

Если видео не показывает, обновите страницу или

Всем привет! С Вами снова , и я хочу предложить новую интересную тему для обсуждения на страницах моего блога. Различные твердые и мягкие частицы накапливаются в трубопроводах, которые предназначены для транспортировки рабочих жидкостей в двигателе автомобиля. Со временем они мешают нормальной циркуляции и даже приводят к разрушению деталей и потере эксплуатационных свойств. Чем промыть систему охлаждения двигателя - спрашивает один из постоянных читателей блога. Я изучил информацию и решил предложить несколько решений на эту тему.

Многие из отечественных автолюбителей пренебрегают промывкой и совершенно напрасно. Процедура не относится к трудоемким и ее вполне можно выполнить в гараже собственными силами. Владельцы автомобилей ВАЗ много лет делают это самостоятельно, как, впрочем, и другие виды ремонтных работ. Все рекомендации вполне справедливы и выполнимы и для обладателей импортных транспортных средств.

Радиатор и трубопроводы засоряются в процессе эксплуатации. В них откладываются продукты разложения , всевозможные масляные и жировые отложения, частицы ржавчины и другая различная накипь. Вследствие этого работоспособность радиатора и всей системы охлаждения снижается. Лучше вовремя провести промывку, и дальше я расскажу, как это сделать.

Неисправности радиатора могут послужить причиной дорогостоящего ремонта, а то и замены комплектующих. Существует достаточно много способов, которые помогут избавиться от ржавчины и других видов налета и загрязнения. Процедуру промывки с одновременной заменой антифриза рекомендуется делать хотя бы раз в пару сезонов. Окончательная периодичность зависит от условий эксплуатации конкретного транспортного средства.

Традиционные подручные средства для промывания

Лимонная кислота относится к числу наиболее популярных средств для очистки. Важно правильно приготовить ее раствор, и в таком случае он не причинит вреда резиновым комплектующим системы и заодно хорошенько ее промоет. Для этого возьмем 100 граммов кислотного лимонного порошка и разведем его литром теплой воды.

Чтобы не навредить системе, оптимально делать промывку за несколько этапов. Это позволит избежать откалывания массивных кусков накипи. При отсутствии кислоты можно заменить ее молочной продукцией - сывороткой. Считается, что подобное средство еще более щадяще к деталям охлаждающей системы, которые изготовлены не из металла.

Еще один вид чистящих препаратов можно встретить в холодильнике практически любой семьи. Это любимый многими напиток «кока кола». Благодаря наличию в нем ортофосфорной кислоты можно удалить практически любую накипь. Однако известно, что эта кислота способна повредить мягкие резиновые комплектующие.

Кроме того, в составе напитка есть сахар, засоряющий систему. Вот почему после промывки колой нужно пропустить через систему дистиллированную воду, помогающую растворить и вывести сахар. Еще один совет - перед использованием колы, из бутылки нужно выпустить газ. Расширение такого газа на работающем моторе может привести к нежелательным последствиям.

Каустическая сода хорошо размягчает накипь, осевшую на стенках трубопроводов и внутри радиатора. Однако она требует тщательного соблюдения пропорций, и злоупотреблять этим порошком нежелательно. Берем 5% раствор такой соды и растворяем 50–60 граммов в литре подогретой воды. Желательно, чтобы двигатель поработал в течение нескольких часов. После этого содовый раствор из системы удаляется.

Применение профессиональной автокосметики и ее разновидности

Кроме традиционных бытовых приемов для очистки радиатора, существуют профессиональные чистящие средства. Они отличаются различным составом и концентрацией, но их можно найти на полках любого автомагазина.

Можно ли избавиться с их помощью от налета и отложений? Конечно да, но каждое из них может иметь в основе различные активные вещества:

  • кислотные средства агрессивны к резиновым и пластиковым деталям. Они хорошо растворяют неорганическую накипь и позволяют быстро избавиться от масла, если оно попало в систему при пробивании прокладки ГБЦ;
  • препараты щелочного типа эффективно борются с органическими отложениями. Их не нужно разводить, т.к. они продаются в консистенции, пригодной для использования;
  • кислотно-щелочные содержат в себе разные активные вещества. Заливают их в систему последовательно и после прогрева мотора они успешно почистят охлаждающую систему.

Некоторые автолюбители предпочитают сэкономить и промывают радиатор с трубопроводами водой. Несмотря на доступность, лучше не делать этого в домашних условиях. Дело в том, что в воде содержатся соли, которые осядут на стенках. Из-за появившейся накипи придется чистить охлаждающую систему повторно. В крайнем случае, можно пользоваться для данной процедуры водой, но только дистиллированной.

Сегодняшнее обсуждение подошло к концу. А если Вы сомневаетесь нужно ли промывать двигатель при замене масла, то Вам . Если Вы еще не успели подписаться на обновления моего блога, рекомендую сделать это, как можно скорее. Так Вы не пропустите новые интересные материалы, которые ожидают всех нас уже в ближайшее время. До новых встреч, друзья!

Многие водители знают, что в тёплый период времени в системе охлаждения автомобиля используется вода, а в холодный - антифриз. Но очень редко используют очищенную обработанную воду, довольствуясь лишь обычно водопроводной. А ведь качество водопроводной воды является крайне низким. И это значит, что использование такой воды, при высоких температурах, приводит к образованию отложений в виде накипи на патрубках и в каналах системы охлаждения. Антифриз напротив не образует накипи, но имеет способность разлагаться, в результате чего возникает ржавчина.

Возможные последствия в результате загрязнения

Очевидным является важность промывки системы охлаждения двигателя. Водители, которые не понимают важность процесса промывки системы, лучшим транспортом будет для них - гужевой.

Одним из основных элементов каждого автомобиля является система охлаждения, особенно, если она жидкостная. Нарушение её работы приводит к необратимым последствиям:


Предупреждение! Нарушение работы системы охлаждения во многом зависит от загрязнения радиатора и водяных проёмов в блоке цилиндров.

Эффективные способы промывки

Эффективными способами промывки водяной системы охлаждения являются:

  1. Промывка дистиллированной водой.
  2. Промывка кипячёной водой.
  3. Промывка подкисленной водой.
  4. Применение специальных средств.

Каждый применяемый способ промывки зависит от степени загрязнённости.

Определение степени загрязнённости

Для определения степени загрязнённости следует слить антифриз и, если в нём наблюдается присутствие частиц ржавчины, жирных пятен или цвет жидкости тёмный или чёрный, это говорит, что загрязнение системы - высокое. В таком случае необходимо выбрать способ промывки подкисленной водой или с использованием специальных средств.

Совет! Если цвет антифриза имеет более светлый оттенок и не наблюдается присутствие частиц, то при промывке можно использовать кипячёную или очищенную (дистиллированную) воду.

Промывка кипячённой или дистиллированной водой

В процессе промывки системы охлаждения, возможно попадание на кожу рук вредной жидкости. Чтобы избежать этого, необходимо использовать резиновые перчатки. Перед промывкой необходимо слить охлаждающую жидкость, для этого нужно открыть капот автомобиля и снять крышку расширительного бачка. Для слива жидкости с двигателя нужно открутить болт на блоке цилиндров и открыть краник на радиаторе для его опустошения.

После полного слива, необходимо всё вернуть в исходное состояние: пробку на блоке цилиндров и краник на радиаторе. После этого - залить кипячёную или очищенную, обработанную воду через расширительный бачок и закрутить крышку. Запускаем двигатель и даём поработать до 20 мин. на низких оборотах.

Подкисленная вода при промывке системы охлаждения

Кислота лимонная

Трёхосновная карбоновая кислота или в простонародье называют лимонной кислотой. Часто используется как дополнительный компонент при промывке охлаждающей системы. При образовании реакции лимонной кислоты необходима высокая температура 70-90 градусов по Цельсию. При промывке лимонной кислотой, необходимо правильно приготовить раствор. Это нужно для того, чтобы не повредить резинотехнические изделия и металл.

Для приготовления раствора нужно соблюдать следующие пропорции, они являются оптимальными:

  • 100-120 гр. лимонной кислоты разбавить в 5 литрах воды;
  • 80-100 гр. лимонной кислоты разбавить в 4 литрах воды.

После, производим полный слив системы охлаждения, вливаем подготовленный раствор через расширительный бачок. После этого запускаем двигатель и доводим температуру жидкости системы охлаждения до 90 градусов по Цельсию.

При достижении требуемой температуры начинается процесс реакции лимонной кислоты. Общее время работы двигателя автомобиля, должно составлять до 40 минут. После слива промывочного раствора, необходимо дополнительно промыть кипячёной или дистиллированной водой, для удаления остатков лимонной кислоты.

Промывка при помощи столового уксуса

При промывке системы охлаждения столовым уксусом, также необходимо соблюдать рекомендованные пропорции для подготовки раствора.

Для правильного приготовления нужно 500 мл столового уксуса разбавить в 10 литрах воды. Содержимое вливаем в систему охлаждения, запускаем двигатель и доводим до рабочей температуры. По достижению, выключаем двигатель и оставляем минимум на 8 часов. После, сливаем жидкость и оцениваем результат, при недостаточно хорошем результате, необходимо повторить процедуру. По окончании финальной промывки, нужно дополнительно промыть систему дистиллированной водой.

Совет! При использовании чистой уксусной кислоты будьте осторожнее, она имеет концентрацию 70%.

Промывка системы охлаждения молочной кислотой

Этот способ даёт положительный результат, но при правильном приготовлении раствора. Одной из главных проблем применении такого способа, является то, что молочную кислоту проблематично найти. Многие люди находят её на автомобильных форумах, где можно выйти на соответствующих поставщиков.

Для промывки системы охлаждения нужна молочная кислота с концентрацией 6%. Концентрат молочной кислоты составляет 36%. Чтобы добиться необходимой концентрации, нужно пропорционально разбавить концентрат в дистиллированной воде. При расчётах получается соотношение 1:6, т. е. 1 кг концентрата разбавляем в 6 литрах воды, при этом мы получим наши требуемые 6%.

При приготовленном растворе, на ваше усмотрение можно поступить двумя способами:

  1. Залить приготовленный раствор в систему охлаждения и подождать какое-то время, пока перестанет выделяться углекислый газ. После, необходимо слить промывочную жидкость.
  2. При залитом растворе проехать некоторое количество километров, после чего нужно слить отработанную жидкость.

Некоторые водители предпочитают ездить с таким промывочным раствором сутки, затем сливают, смотрят на результат и при необходимости повторяют процедуру.

Важным моментом после такой промывки, следует провести нейтрализацию остатков молочной кислоты, путём промывки дистиллированной водой. Двигатель при этом должен быть в запущенном состоянии и оставаться в нём до 20 минут.

Использование Coca-Cola при промывке системы охлаждения

Как бы это странно ни звучало, но раньше Coca-Cola использовалась при промывке системы охлаждения и давала положительный результат. Он зависел от ортофосфорной кислоты, которая содержалась в Coca-Cola. В данный момент эту кислоту не используют в напитке и прошлого эффекта очистки ожидать не стоит. Но почему бы не попробовать? Ведь вред двигателю Coca-Cola уж точно не нанесёт.

Промывка с использованием специальных средств

Большое преимущество такого способа заключается в том, что специальные химические средства направлены на выполнение эффективной очистки системы охлаждения.

При их изготовлении и применении учитывается тот факт, что для двигателя такие средства не представляют никакого вреда. В алюминиевых радиаторах используют одни средства, а в медных другие. Также существуют универсальные средства.

Наружная чистка радиатора

Если произошла чистка системы охлаждения изнутри, то наружная чистка тоже является необходимой. И не уделять ей особого внимания, является большой ошибкой. Ваша система охлаждения не даст вам должного эффекта, если на радиаторной решётке накопилось много различного мусора в виде: пыли, пуха, грязи и т. д.

Для эффективной чистки радиатора необходима мощная подача воды или воздушного потока. Для этой задачи прекрасно справится мойка фирмы «Karcher». При её использовании не следует очень близко подносить шланг, т. к. можно повредить пластины на радиаторе. Иногда используют обыкновенный домашний пылесос совместно со щёткой.

После такой комплексной очистки системы охлаждения, нет необходимости, беспокоится за перегрев и закипание вашего двигателя.