Что такое внедорожник автомобиль. Что такое кроссовер (автомобиль)? Внедорожники и кроссоверы

Статистика продаж автомобилей во всем мире однозначно свидетельствует о том, что наиболее популярным и лучше всего продаваемым на рынках большинства стран является такой вид легкового автомобиля, как кроссовер. Эта тенденция наблюдается уже в течение целого ряда лет, и поэтому можно смело говорить, что эти автомобили прочно и, по всей видимости, надолго вошли в моду.

Примечательно, что о том, что такое кроссовер, точно не знает большинство автомобилистов, причем не только начинающих, но и весьма опытных. Многие считают, что под этим термином обозначаются все автомобили внушительных размеров и имеющие увеличенный дорожный просвет.

На самом деле это совсем не так. Кроссовер - это вполне определенный подвид транспортных средств, для которого присущ целый ряд особенностей. Попробуем разобраться в этом вопросе, а также немного ознакомиться с теми кроссоверами, которые на сегодняшний день являются наиболее популярными в России.

Кроссовер (или CUV от английского Crossover Utility Vehicle) — это автомобиль, который рассчитан как минимум на пять человек, а также отличается повышенной проходимостью и вместительным багажником. Если же немного детализировать это определение, то можно выделить следующие основные черты, присущие именно этому типу легковых машин:

  • Значительный дорожный просвет;
  • Просторный салон;
  • Наличие полного привода;
  • Хорошее дорожное освещение.

В принципе, что касается полного привода, то к классу кроссоверов принято причислять и некоторые модели машин, у которых он отсутствует, но в полной мере наличествуют остальные из перечисленных признаков. При этом они являются несколько «неполноценными» в том смысле, что их эксплуатация в загородных условиях предполагается только с очень серьезными оговорками.

Следует также заметить, что кроссоверы принято подразделять на несколько подклассов, а именно:

  • Полноразмерные;
  • Среднеразмерные;
  • Компактные;
  • Малоразмерные;
  • Мини.

К полноразмерным кроссоверам относятся такие модели, как, например, Audi Q7 и BMW X5. Эти машины соответствуют определению этого типа автомобиля в самой полной мере. Они престижны и очень хорошо продаются даже несмотря на свою очень немаленькую цену.

Кроссоверы среднего размера, как нетрудно догадаться из самого названия пункта классификации, несколько поменьше по своим габаритам, чем полноразмерные. Наиболее типичными их представителями считаются Kia Sorrento и Volvo XC60. К компактному классу принято относить очень популярные в Российской Федерации Toyota RAV4 и Ford Kuga, малоразмерные - это тоже очень неплохо знакомые нашим автомобилистам Renault Duster, Nissan Quashkai и Kia Sportage, а к компактным относят довольно редко встречающиеся в РФ Toyota Avanza и Ford EcoSport.

Отличия кроссовера от внедорожника и паркетника

В принципе, по мере появления все новых и новых моделей автомобилей различия между их «устоявшимися» классами постепенно нивелируются, однако все же некоторые базовые принципы классификации остаются неизменными. Именно о них и стоит говорить тогда, когда речь идет о отличиях между кросоверами, внедорожниками и паркетниками.

Начать, пожалуй, лучше всего именно с внедорожников, поскольку они исторически появились существенно раньше, чем кроссоверы и паркетники. Их главной отличительной особенностью является рамная конструкция. Благодаря ей эти автомобили наилучшим образом приспособлены для эксплуатации в действительно тяжелых условиях реального бездорожья. Все внедорожники отличаются прекрасной проходимостью, а вот что касается размера, то среди них встречаются и весьма крупные (например, Nissan Pathfinder), так и миниатюрные (скажем, Suzuki Jimny). Нередко кроссоверы относят к внедорожникам, и эти классы машин действительно похожи, однако отнюдь не совпадают. Как уже было сказано, внедорожники обязательно имеют рамы, у кроссоверов же она отсутствует.

Несколько проще дело обстоит с паркетниками, хотя некоторые их модели нередко ошибочно причисляют к кроссоверам. Как считают солидные автомобильные эксперты, главной отличительной особенностью паркетника является просторный и комфортный салон. Что касается проходимости, то в этом отношении практически все они безнадежно уступают как внедорожникам, так и кроссоверам. Полный привод они практически никогда не имеют, да он им, собственно говоря, и не нужен: автомобили этого класса предназначены для передвижения по городу или же качественным загородным трассам. Откровенно говоря, «внедорожная» у них только внешность.

Самые популярные модели кроссоверов в России

Кроссоверы в России популярны ничуть не меньше, чем в других странах мира. Согласно данным статистики продаж за последний год, наиболее популярными у нас являются следующие модели:

  • Kia Sportage;
  • Nissan Qashgai;
  • Toyota RAV4
  • Renault Duster.

О каждом из этих авто имеет смысл рассказать несколько подробнее.

Kia Sportage

Полный привод, современный, мощный двигатель, разгон до 100 км/ч всего за 9,8 секунды - эти параметры делают модель действительно достойным выбором. К Ому же он располагает вместительным, достаточно комфортным салоном, весьма привлекателен внешне, при его заказе доступно немало полезных и нужных опций (за дополнительную плату, разумеется).

Nissan Qashgai

Этот компактный кроссовер способен спокойно вместить пятерых пассажиров и немалое количество багажа. Примечательно, что по желанию покупателя она поставляется или в полноприводном, или в переднеприводном исполнении. Одно из главных преимуществ Nissan Qashgai - это достаточно богатая базовая комплектация.


Отличия различных вариантов автомобилей в разных кузовах - это важный момент для покупателя, поскольку от качеств кузова зависят все особенности эксплуатации машины. Вопрос о том, чем отличается кроссовер от внедорожника, а также, что такое вообще паркетник, достаточно сложен. Просто посмотрев на фото и видео различных типов кузова, вы не найдете особой разницы, но отличия между этими понятиями есть, и они вполне конкретные.

Можно долго рассуждать, какая же все-таки разница между компактным джипом и полноценным кроссовером. Речь будет явно не в размерах, а в оснащении и конструкции. К примеру, кроссовер зачастую выполнен в виде несущего кузова, а настоящий внедорожник отличается рамной конструкцией. Правда, сегодня это уже не обязательно, классы начали перемешивать технические характеристики.

Классический джип - разбираемся с понятиями

Раньше говорили, что главное отличие кроссовера от внедорожника - это рамная конструкция, которой обладают только самые производительные джипы. Но, к примеру, Toyota Land Cruiser имеет несущий кузов, а числится в классе джипов. Сегодня отличие истинного внедорожника состоит в несколько иных понятиях:

  • обязательно наличие полного привода и систем блокировки дифференциала;
  • пониженный ряд передач - крайне желательная опция для внедорожника;
  • истинный джип еще имеет такое отличие, как высокий клиренс - явно выше 20 сантиметров;
  • между внедорожником и другими классами также можно заметить различие в форме управления функциями.

К классу внедорожников безоговорочно относятся все огромные представители сегмента, такие как Tahoe, Suburban, Ford Expedition или Cadillac Escalade . Также сюда относятся компактные джипы, которые отличаются особой коснтрукцией. Это Suzuki Jimny и Lada 4*4, к примеру.

Главные отличия кроссовера



Очень сложно отличать производительный кроссовер от не слишком качественного внедорожника. Тем не менее, есть определенные факторы, которые определяют отличия и определенную разницу между этими классами. Качественный кроссовер имеет такие важные особенности конструкции и технической части:

  • зачастую присутствует полный привод, но в базовых версиях может быть и передний;
  • раздатка и все переключения выполнены в электронных и даже имитирующих видах;
  • автомобиль не обладает слишком высоким клиренсом, он приспособлен к городу;
  • сложные вызовы бездорожья оказываются не по зубам такому типу транспорта.

Как видите, кроссовер намного менее производительный и уверенный автомобиль, чем истинный джип. Но это не говорит о том, что авто не имеет возможности покорения бездорожья. К этому сегменту относятся Nissan X-Trail, Honda CR-V, Toyota Highlander. Впрочем, многие называют эти авто и более обидным термином - паркетник.

Что такой паркетник - новый термин в мире внедорожников

Если с большей или меньше ясностью можно понять, чем отличается тот самый кроссовер от производительного джипа, то вот понятие паркетника для большинства людей остается загадочным. Стоит охарактеризовать это как городской автомобиль в кузове хэтчбек с дизайном, похожим на кроссовер. Отличается этот автомобиль следующими важными чертами:

  • отсутствие полного привода или его наличие только для красоты комплектации;
  • дорожный просвет несколько выше, чем у обычных авто, только в косметических целях;
  • салон не слишком просторный, но водитель сидит выше обычного;
  • колеса немного больше, чем у хэтчбеков подобного класса и размера.

К такому сегменту автомобилей относятся Renault Sandero Stepway, KIA Soul, Chery Indis и многие другие автомобили, которые на ценнике гордо называются кроссоверами. На самом деле, эти авто созданы исключительно для городских условий. Паркетники получили особое распространение в России в силу любви к кузову внедорожников, но отличаются от них они довольно серьезно. В мире этот тип джипа не слишком приживается из-за высокой цены и малой технической отдачи.

Подводим итоги

Качественные автомобили сегодня являются одним из способов получить вполне адекватные условия поездки. Сегодня можно легко приобрести авто в любом кузове с хорошей проходимостью, выбор просто невероятен. Чтобы понимать, чем отличается кроссовер от внедорожника или простого городского паркетника, стоит провести несколько дней за рулем различных моделей. Тогда вы сможете оценить преимущества каждого класса.

По техническим же параметрам все сегменты техники с повышенной проходимостью примерно сопоставимы и обладают определенными пересечениями. Сегодня бывает даже сложно отнести определенную модель к тому или иному классу. Тем не менее, для покупателей это не всегда имеет столь большое значение, ведь класс машины менее важен, чем ее реальные возможности и функционал.

В условиях современного мира внедорожники и кроссоверы пользуются особой популярностью, что обуславливается их высокой степенью безопасности и проходимости. Однако далеко не многие знают, чем отличается кроссовер от внедорожника, принимая данные типы кузовов за одно и то же, хотя между ними имеются существенные различия, которые заключаются в характеристиках, особенностях конструкции, потреблении топлива, а также сферах применения.

Особенности кроссоверов

Кроссоверы представляют собой новое поколение внедорожников, за основу создания которых берутся автомобили легковой категории. , а их характерные признаки - это:

  • высокая посадка;
  • высокий потолок;
  • полный привод;
  • большой просвет дороги, размер которого составляет 165-190 мм;
  • экономичность;
  • отсутствие рамы, что является одним из главных отличий кроссовера от внедорожника;
  • отсутствие раздаточной коробки;
  • относительная мощность подсветки, которая значительным образом уступает таковой у джипов и является аналогичной у автомобилей легковой категории;
  • небольшой размер кузова.

В процессе разработки и создания кроссоверов производители прибегают к использованию конструкций, отличающихся современностью и высокой технологичностью. Наиболее популярные представители семейства классиков представлены:

  • Volkswagen Tiguan 2019

  • Toyota RAV4 2019

  • Mitsubishi Outlander 2019

  • Hyunday Santa-Fe 2019

  • Honda CR-V 2019

Также в последнее время можно все чаще услышать о таком автомобильном кузове, как паркетник, который достаточно часто путают с кроссовером. Чтобы понять, чем отличается паркетник от кроссовера, следует заглянуть внутрь первого. Салон паркетника отличается повышенным комфортом и большим пространством, что имеет направленность на семейные пары. Кроссовер же больше ориентирован именно на езду по бездорожью.

Область применения кроссоверов

Популярность кроссоверов обуславливается их универсальностью, когда возникает необходимость периодического преодоления бездорожного расстояния, но при этом основная езда осуществляется по асфальтированной поверхности. Иными словами, основные отличия в том, что кроссовер - идеальный вариант для жителей крупных и густонаселенных городов, периодически выезжающих за пределы мегаполиса.

Его основным достоинством является основа легкового автомобиля, которая способствует значительному снижению веса кроссовера, а также повышению точности управления. Большой дорожной просвет, выступающий одним из главных отличий кроссовера от внедорожника, позволяет осуществлять длительные путешествия на дальние расстояния, выезды на природу, что особенно важно и ценно для семей с детьми.

Проходимость

В процессе создания кроссоверов производители стараются не обделять вниманием внешний вид автомобиля, избегая, как правило, рубленых свесов и задранных носов, вследствие чего такие машины отличаются низкими подъемными и спусковыми углами. В отличие от внедорожника, у кроссоверов отмечается более низкий клиренс.

Трансмиссия

В данном случае становится возможным прочувствовать в полной мере все возможности полного привода:

  • подключение по мере необходимости;
  • распределение крутящего момента посредством электронных систем, оповещающих о пробуксовке, или устройств механического характера.

Сразу вспоминается автомобильный гигант «Honda Motors», который прибегает к использованию гидравлической блокировки двухконтурного типа, перераспределяющей через муфту крутящий момент в сторону буксующего моста. Данный процесс происходит в случае имеющейся разницы в давлениях.

Кузов

Как неоднократно говорилось выше, кроссовер, по сути, представляет собой легковой автомобиль с широкой областью эксплуатации, что прямым образом сказывается на кузове, который лишен рамы, но при этом обладает высокой степенью жесткости на кручение.

Подвеска

При работе над подвеской производители, в первую очередь, руководствовались комфортным управлением на разбитых дорогах. Как результат - независимые передняя и задняя подвески. При этом категорически не рекомендуется длительная езда по бездорожью.

Колеса

В подавляющем большинстве случаев колеса на кроссоверы устанавливаются низкопрофильного вида, основное предназначение для которых сводится к эксплуатации автомобиля по асфальту.

Особенности внедорожников

Под » внедорожником » имеется в виду весьма широкое понятие, в которое входят разные виды транспортных средств, характеризующихся высокой степенью проходимости. Предназначение таких автомобильных категорий сводится к их эксплуатации на автомагистралях, имеющих особое значение, а также бездорожье. Любая категория внедорожников отличается посредством следующих характерных признаков:

  • рамной конструкции;
  • наличием различных возможностей привода, составляющих оптимальный набор для внедорожников, в виде блокировок между колесами или осями и других;
  • пониженным ряд передач.

Наиболее яркие представители внедорожников - это:

  • Toyota Land Criuser-200 2019

  • Range Rover 2019

  • Nissan Patrol 2019

  • Lexus LX-570 2019

  • Jeep Grand Cherokee 2019

Область применения внедорожников

К основным функциям внедорожников стоит отнести:

  • преодоление любых видов препятствий;
  • езда по сложному бездорожью;
  • буксировка.

В процессе производства «вездеходов» представленные характеристики становятся основополагающими, что отрицательным образом сказывается на . Также стоит отметить, что даже посредством современных высоких технологий в области автомобилестроения отсутствует возможность создания точного управления внедорожниками на асфальтированной поверхности.

Что касается комфорта, то в случае с внедорожниками, далее понятие становится относительным в сравнении с большим и просторным размером кузова. Во многом высокая степень комфортабельности достигается за счет дороговизны автомобиля. Внедорожники идеально эксплуатировать в качестве транспорта для работы или путешествий по местам, отличающихся неровным рельефом.

Проходимость:

  1. Благодаря минимальным передним и задним свесам кроссовера обеспечивается большой угол съезда и подъема на возвышенные пространства.
  2. Идеальная геометрия данных типов автомобилей позволяет с легкостью преодолевать высокие неровности рельефа.
  3. Устойчивые колесная база и колея способствуют преодолению неровностей проскочили вывешивания одного из колёс.

Трансмиссия

К отличительным признакам истинного внедорожника стоит отнести:

  1. Постоянный полный привод. В некоторых случаях в качестве альтернативы используется полный привод, имеющий августе свойство к подключению и отключению. Однако «включение» второго моста классического варианта внедорожника должно осуществляться ручным способом вместо активации вискомуфт.
  2. Дифференциал между осями или колесами, отличающийся возможностью блокировки механического типа. Межколесный вариант отличается наибольшей оптимальностью.
  3. Понижающая передача. Настоящий внедорожник должен быть оснащен пониженным рядом передач, что является обязательным условием беспрепятственного преодоления жесткого бездорожья. Идеальный вариант раздаточной коробки - понижающая и прямая виды передач.

Кузов

Чтобы лучше понять, чем отличается джип от кроссовера, необходимо обратить внимание на особенности кузова. Классический вариант внедорожника характеризуется обязательным наличием конструкции рамного типа. Однако в настоящее время производители все чаще делают выбор в пользу других элементов, поддерживающих необходимую степень жесткости кузова.

Подвеска

Все внедорожники характеризуются наличием зависимой подвески частичного или полного типа, что не самым приятным образом сказывается на комфорте в процессе езды. Однако посредством данных видов подвески достигается высокая степень безопасности. Также рассматриваемая техническая особенность внедорожников должна иметь определенный запас прочности. У большого количества автомобилей, предназначенных для езды по бездорожью, отмечается значительно больший ход подвески, что напрямую связано с необходимостью удерживания колеса на поверхности вне зависимости от положения кузова.

Колеса

Минимальный размер диаметра колес у внедорожников составляет 30 дюймов. Также отличительным признаком является наличие у колес заметной боковины.

Преимущества и недостатки

Для более полного понимания того, в чем разница кроссовера и внедорожника, целесообразно провести сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон каждого типа автомобильного кузова. Итак:

1. Сфера применения:

  • Внедорожник показывает уверенную управляемость на бездорожье, которая в определенной степени теряется в процессе езды в пределах города или по асфальтированной поверхности.
  • Кроссовер - отличный вариант передвижения по городским дорогам, который в случае необходимости может с лёгкостью справиться с легким бездорожьем. Однако при наличии серьёзных препятствий может оказаться бесполезным.

2. Комфорт:

  • Подавляющее большинство внедорожников характеризуются просторным, но при этом некомфортным внутренним пространством, что во многом обуславливается большими размерами автомобиля.
  • При создании кроссоверов больший упор делается на комфорте, что прямым образом сказывается на ощущениях автовладельцев.

3. Коробка передач:

  • Внедорожники оснащаются пониженной передачей, что выступает несомненным достоинством в случае необходимости преодоления жесткого и сильного бездорожья.
  • Поскольку кроссоверы являются больше городскими автомобилями, в них не предусмотрено наличие раздаточной коробки передач.

4. Подвеска:

  • Джипы характеризуются наличием зависимой подвески, имеющей большой ход, что делает возможным беспрепятственное преодоление самых глубоких ям и глубин. Однако при этом страдает мягкость езды.
  • Подвеска кроссоверов отличается большей прочностью и усиленностью в сравнении с легковыми автомобилями, но не дотягивает до повсеместной езды «по ухабам и оврагам».

5. Колеса:

  • Диаметр колес внедорожников начинается с размера в 30 дюймов, что снова-таки позволяет преодолевать самые сложные поверхности.
  • Кроссоверы же оснащаются низкопрофильными колесами, больше предназначенными для езды по городу.

Как видно, между внедорожниками и кроссоверами мало общего. Единственное - внешний вид, который, впрочем, тоже может встать под сомнение, если в дело вмешается опытный автовладелец. Кроссовер - машина для города, с трудом справляющаяся с сильным бездорожьем. Внедорожник - тот же самый вездеход, ориентированный исключительно на езду по неровным местностям.

Внедорожники — большие и впечатляющие автомобили, обладающие высокой проходимостью. На сегодняшний день данный вид автомобиля является популярным так же, как и Toyota Corolla – самая продаваемая машина мира. Что особенного в этих громоздких машинах – спросите вы.

Все просто:

  1. Удобный салон;
  2. Большое количество пространства;
  3. Повышенная проходимость;
  4. Экономность.

Существует несколько типов и подвидов внедорожников, каждый из которых имеет свои существенные отличия. Перед тем, как покупать данный (для определенной цели) автомобиль, ознакомитесь со всеми его характеристиками и видами. Купить внедорожник можно .

Ответить на данный вопрос несколько сложно. Прежде всего – это автомобиль, имеющий высокий дорожный просвет, устойчивый, подключаемый полный привод, а так же необычно большие колёса (шины). Все, упомянутые особенности, и делают внедорожник автомобилем повышенной проходимости.

Отдельная модель, которая на сегодняшний день считает внедорожником – кроссовер, правда между ними есть существенные различия, как в характеристиках, так и, в применяемом топливе, секретах конструкции, а главное сферах применения. Особенность кроссоверов – возможность передвигаться по городским дорогам. Это более современный и технологический вариант «больших авто». Самые популярные внедорожники –кросссоверы представлены такими моделями: Volkswagen Tiguan 2016, Mitsubishi Outlander 2016, Hyunday Santa-Fe 2016.

Вернемся к изначально оригинальным внедорожникам. Все автомобили ездят по дорогам, конечно же, описываемая машина не исключение, правда следует уточнить по каким именно дорогам она ездит. Сложные дороги с необычным покрытием, например, песок, поля, сопки, тундра – они предназначены именно для данного вида авто. Следует отметить, что далеко не все автомобили способны на преодоления такого типа покрытия, поэтому внедорожники обладают особенными характеристиками, существенно отличающимися от обычных легковых автомобилей.

Особенности характеристики внедорожников

Двигатель и крутящий момент. Две основные детали, образовывающие сердце и душу автомобиля. Двигатель отличается своей необычной мощностью и устойчивостью. Крутящий момент же в свою очередь имеет изрядно больше положительных изменений. Деталь была сконструирована таким образом, что стала преобразовывать в самых своих максимальных значениях малые обороты. Это дало возможность использовать всю мощность автомобиля без сильной нагрузки и напряжения коленчатого вала, что очень важно для внедорожника. Такой крутящий момент чаще представлен на дизельных двигателях, позволяющий достигать (в максимальных значениях) не более 1500- 2500 оборотов коленчатого вала. Ещё одна особенность – начинка двигателя. В конструкции не используются сложные устройства, например, электронные, турбины и т.д.

Трансмиссия. Коробка передач – тема, требующая отдельной статьи. Её особенности делятся на несколько важных пунктов:

  • Коробка является механической;
  • Сцепление с усиленными свойствами;
  • Раздаточная коробка с добавляющей понижающей передачей;
  • Дифференциал, включающий систему блокировки.

Ходовая часть . Колеса большого объема с грунтозацепным протектором;

Своеобразность кузова. Несущий кузов неприемлем для внедорожных автомобилей, так как они обладают рамой, являющейся его основой. Такая конструкция снижает воздействия всех нагрузок. В результате появляется возможность с легкостью, без малейшего урона преодолевать все, как природные, так и неприродные препятствия. Например, если случится так, что автомобиль заедет в болото, то вытащить его будет не так сложно: кузов не расползется по швам, исключится вероятность его перегиба или перекручивания. Улучшенная система амортизации, в отличие от других автомобилей, позволит не ощущать каждые попавшиеся ямки или выбоины.

Не нужно основываться только на внешнем виде автомобиля, ведь все особенности спрятаны внутри. Увидеть настоящий внедорожник на городских дорогах большая редкость. Самые популярные марки таких внедорожников являются: Jeep Wrangler, ВАЗ 2121, УАЗ Хантер и т.д. Что такое внедорожник? Это прочность, мощность и практичность.

Типы внедорожников

Внедорожники различаются своей конструкцией, применяемым топливом, производителем и типом проходимости.

Начнем с особенностей конструкции. Существуют:

  1. Ранее упомянутые, рамные внедорожники. Они обладают высокой износостойкостью и продуктивностью. Полный привод отличается впечатляющей массой и количеством, расходываемоготоплива. Отлично приспосабливается к всевозможным условиям дороги, удивляет своей прочностью.
  2. Кузовные внедорожники известны своей простотой управления с гарантируемой высокой безопасностью авто, что и заставляет большинство покупателей сделать выбор в их пользу, так как рамные автомобили не могут похвастаться эффективной зоной деформации, но здесь все зависит от того, для каких именно поездок будет использоваться те или иные виды внедорожников.

За используемым топливом автомобили делятся на дизельные и бензиновые. Большая часть водителей отдает предпочтения топливу ДТ. Рассмотрим основные плюсы и минусы двух заправляющих средств.

Бензин

Положительные характеристики:

  1. Обслуживание не требует больших затрат;
  2. Хорошая динамичность: быстрое ускорение и увеличенная скорость;
  3. Нет заметных шумов.

Отрицательные характеристики:

  1. Большой расход топлива;
  2. Небольшая тяга;
  3. Уменьшенная продуктивность мотора и других деталей.

Дизель

Положительны качества:

  1. Невысокие цены продукта;
  2. Повышенная продуктивность, безопасность;
  3. Большая тяга.

Отрицательные качества:

  1. Немаленькая масса;
  2. Необходимое употребление только качественного топлива;
  3. Дорогостоящие обслуживание;
  4. Большая скорость с противоположным ускорением.

Какой из представленных вариантов выбрать, должен определиться сам водитель, ведь нельзя с точностью сказать, что будет лучше, дизель или бензин. Единственное стоит учесть: дизель больше подходит для покорения трудных дорог, автомобилей, где важны только большие тяговые способности и высокая проходимость, бензин в свою очередь подойдет для любителей быстрой езды по более менее ровным покрытиям.

Часто такие автомобили называют «джипами», «кроссоверами» или «внедорожниками», считая эти слова, в общем-то, синонимами. Однако бывает, что технические характеристики различных представителей «сообщества больших легковых автомобилей» отличаются вполне радикально.

Дело в том, что автомобиль, как правило, предназначен все же для дорог. Пусть для проселочных, лесных, заснеженных или разбитых, но - дорог. Слово же «внедорожник», по своему смыслу, должно обозначать транспортное средство, способное передвигаться по тем поверхностям, где вообще отсутствуют какие-либо дороги. Это, например, сопки, тундра, горы, болото, снежная целина, ручьи и реки, овраги, зарастающие березняком поля. Автомобиль, для которого все перечисленное составляет его «родную стихию» наверняка должен обладать особыми техническими характеристиками. Подбирая машину, на которой не страшно свернуть с дороги в нетронутые цивилизацией просторы и ландшафты, следует обратить внимание на следующие моменты.

Кузов

Эксплуатация транспортного средства в условиях постоянного преодоления ям, валунов, пней, крутых склонов подразумевает высокую прочность кузова. Нередки случаи, когда после прыжков или вывешивания по диагонали у автомобилей появляются складки на крыше или вылетает лобовое стекло. Защитить кузов от скручивания, перегиба и, вообще, от расползания по швам помогает рама. К ней же обычно крепятся все агрегаты подвески, трансмиссии и силовой установки, что, кстати, упрощает их обслуживание и ремонт. Наличие рамы положительно сказывается на управляемости и комфорте при движении по поверхностям типа «стиральная доска», позволяет прилагать значительные усилия при вытаскивании машин из грязи, не опасаясь за разрыв кузова.

Геометрия

Следующим параметром, который можно оценить даже по внешнему виду, является общая геометрия автомобиля. Короткая база, высокий клиренс, минимальные свесы позволяю продвигаться через каменные и лесные завалы, съезжать в ямы с отвесными стенками, форсировать горные речки. Предпочтение следует отдать тем конструкциям, где легкоповреждаемые элементы подвески, топливной системы или трансмиссии практически не выступают из общей плоскости днища, надежно защищены или отсутствуют. Стоит иметь в виду, что геометрия автомобиля не всегда дает представление о распределении нагрузки на колеса, раму и кузов. Нагрузка должна быть равномерной. Соответствующую информацию стоит поискать в техническом описании той или иной модели и модификации. Необходимо отметить и тот факт, что слишком короткая база уменьшает устойчивость: автомобиль легко переворачивается через капот или «козлит», а слишком поднятый центр тяжести уменьшает крайне необходимую внедорожнику боковую устойчивость.

Силовой агрегат

Тяговитый, выносливый неприхотливый двигатель с высоким моторесурсом - абсолютно необходимый признак машин для бездорожья. Самое главное, мотор должен иметь хороший крутящий момент на низких и средних оборотах, а его номинальная мощность и объем не так уж важны. Как правило, лучше всего в концепцию внедорожника вписывается дизель. Желательно, чтобы силовая установка имела отдельную систему масляного охлаждения, датчики его температуры и давления.

Стоит учесть, что цепные и шестеренчатые передачи газораспределения, скрытые от воды и грязи внутри мотора, несравнимо надежней ремней. Кроме того, желательно выбирать по возможности модификацию автомобиля с наиболее простым не форсированным атмосферным двигателем с минимумом сложной автоматики и без нагнетательных турбин, балансировочных валов, электронных систем газораспределения. Стоит обратить внимание на то, насколько высоко расположены под капотом такие электроприборы, как аккумулятор, генератор, стартер. В наивысшую точку подкапотного пространства обычно выводятся и сапуны КПП, раздаточных коробок, главных передач. Приемный патрубок воздушного фильтра (шноркель) и выхлопные трубы лучше вывести на уровень крыши.

Излишняя мощность увеличивает вес всего транспортного средства, снижает проходимость. Полутора-двухлитровый дизель вполне достаточен для внедорожника и может быть достаточно экономичным.

Трансмиссия

Конечно, трансмиссия внедорожника должна быть устроена так, чтобы водитель был предоставлен полный спектр возможностей управлять потоком передачи мощности и крутящего момента от двигателя колесам. Крайне необходимыми в этом плане являются механическая коробка переключения передач с понижающим набором шестерен или демультипликатором, устройства блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. Автоматические коробки передач, системы автоматического подключения переднего (заднего) моста и электронные антибуксовочные системы не могут считаться сколь-нибудь серьезной альтернативой соответствующих систем ручного управления. Силовое выносливое сцепление логично дополнит этот набор поверенных временем и бездорожьем агрегатов.

Ходовая часть

На автомобили повышенной проходимости, как правило, устанавливаются колеса размеров от 30 дюймов и выше. Длинноходовая подвеска должна обеспечивать их свободное беспрепятственное перемещение относительно рамы и кузова. Для зависимой подвески важной характеристикой является максимальный угол скрещивания мостов. На внедорожниках с независимой подвеской системы привода в силу конструкционных особенностей зачастую защищены лишь резиновыми чехлами (шрусы) или вообще открыты для влаги, песка, грязи и ударов (крестовины). Кроме того, смазку в шаровой опоре, к примеру, практически нельзя заменить, а конструкция шкворней, напротив, предусматривает регулярное обслуживание. Элементы трансмиссии, спрятанные в стальной корпус моста, в картер главной передачи и поворотный кулак, и зависимая подвеска на рессорах - вот классический вариант для болотного и горного автомобиля.

Салон

Немаловажным параметром внедорожника считается его безопасность. Широкий люк, крепкая «капсула», удобные двери, надежная система отопления - могут стать решающими факторами выживания водителя. Отделка салона не должна быть потенциально травмоопасной. Надежность тормозов, наличие гидроусилителя, эффективность оптики - вот факторы, непосредственно влияющие на безопасность передвижения по бездорожью.

Подводя итог, можно перечислить следующие необходимые признаки настоящего покорителя удаленных от городов и асфальта пространств: выносливый двигатель, прочная рама, механическая трансмиссия с понижающими передачами и блокировкой дифференциалов, длинноходовая подвеска, живучая электрика, доработанные системы питания и выхлопа. Комплекс перечисленных параметров делает транспортное средство не просто «большим автомобилем», а действительно, вездеходом-внедорожником.