Как трогаться с места на машине с механической коробкой передач новичку.

В самом начале водительской практики многие автомобилисты сталкиваются с проблемой неправильного старта движения. Трогаться легко и гарантированно без вреда для агрегатов машины можно лишь на автоматической коробке передач, да и здесь существуют свои нюансы. Если речь идет о механике, вопрос с началом движения вызывает трудности не только в автошколе, но и в реальной практике.

Зачастую именно этого момента опасаются люди, сдающие практическую часть экзамена ПДД. Неправильно тронуться с места - значительно испортить мнение принимающего экзамен полицейского о своих навыках. Давайте разберемся, как правильно трогаться на механике и не навредить агрегатам машины.

Сцепление - главная проблема водителя на машине с МКПП

Механическая коробка передач требует самостоятельного управления сцеплением. Для этого присутствует специальная педаль, которая отвечает за сведение и разъем дисков, обеспечивающих совместную работу коробки передач и двигателя. Фактически, отпуская педаль сцепления, мы позволяем крутящему моменту от работы силового агрегата дойти до колес автомобиля. Именно в этой части возникает больше всего вопросов о том, как правильно трогаться на механике.

В тот момент, когда вы отпускаете сцепление с целью тронуться с места, один из дисков этого агрегата крутится. Поэтому нельзя допускать резкого контакта, все действия нужно проводить плавно. Резкое бросание педали сцепления приводит к следующим неприятностям:

  • автомобиль начинает дергаться, контролировать его в этот момент невозможно;
  • двигатель чаще всего глохнет после нескольких конвульсий;
  • происходит заметный износ коробки передач, сцепления и самого двигателя;
  • на перекресте такие действия могут вызвать неприятные ситуации.

Именно поэтому многих интересует вопрос, как правильно трогаться на МКПП, чтобы не причинить вреда своему автомобилю и окружающему транспорту. Многие покупатели дорогих иномарок на механике считают, что в зарубежных автомобилях таких симптомов бросания сцепления нет, но эти правила относятся ко всем авто, оборудованным ручной коробкой передач. Конечно, многие автомобили не заглохнут после такого действия, но назвать их поведение нормальных в момент резкого отпускания педали сцепления невозможно.

Эта проблема становится главной причиной мелких ДТП на дорогах больших городов. Несмотря на отсутствие опыта у некоторых водителей, движение в таких городах динамично, здесь не терпят долгих простоев.

Процесс старта поездки с механической коробкой передач

В автошколе все занятия по практике начинаются с описания процесса поездки. Важно с первого раза понять и усвоить алгоритм выполнения переключения передач, последовательность нажатия педалей и прочие параметры.

Процесс старта движения на автомобиле с механикой достаточно просто, но для его выполнения без усилий и труда необходимо немного опыта. В целом, приведение автомобиля в движение выглядит следующим образом:

  • водитель должен сесть на сидение, настроить под себя все органы управления и обзора, а также пристегнуться;
  • далее необходимо запустить двигатель, разогреть его до рабочих оборотов;
  • затем нужно выжать педали сцепления и тормоза, отпустив при этом ручной тормоз;
  • включить первую передачу с помощью рычага МКПП;
  • отпустить педаль тормоза и начать плавно отпускать педаль сцепления;
  • как только вы почувствуете легкий толчок, автомобиль начнет двигаться, нужно немного задержать педаль сцепления в данном положении;
  • на некоторых авто (старых карбюраторных) необходимо придать больших оборотов двигателю с помощью педали газа;
  • далее можно плавно отпустить педаль сцепления полностью и регулировать обороты педалью газа.

Видео:

При переключении передач задерживать сцепление в зоне его контакта не имеет смысла. Нужно просто плавно выполнять любые манипуляции с этой педалью, не спешить и не нервничать, особенно в начальной стадии своей практики.

Несколько сложнее трогаться, когда автомобиль стоит под уклоном. В данном случае вам придется начать отпускать педаль сцепления, пока тормоз будет выжат. Как только сцепление начнет входить в контакт, нужно быстро переместить ногу с педали тормоза на газ и плавно увеличить обороты. В ином варианты автомобиль откатиться назад и может задеть другие транспортные средства или столкнуться с препятствием.

Подводим итоги

Именно неправильный старт движения на автомобиле часто становится причиной многих неприятностей на дорогах. Для этого сотрудники ГИБДД рекомендуют помечать автомобили, на которых едет водитель без достаточного опыта, специальным обозначением с буквой «У». При возникновении проблем это даст окружающим понять, то за рулем неопытный водитель, что станет причиной более благосклонного отношения к ошибкам.

Учиться трогаться с места на автомобиле с механикой лучше на закрытой для другого транспорта территории. Если вы начнете обучение на оживленной дороге, придется справляться со стрессом и постоянным давлением других водителей, что значительно усложнит процесс получения нужных навыков.

Трогаться с места на машине с механической коробкой передач, поработайте с педалями и рычагом переключения передач при выключенном зажигании. Понажимайте поочередно левой ногой на педаль сцепления (слева) и правой – на педаль газа (справа). Это необходимо для того, чтобы ощутить степень жесткости педаль и научиться как нажимать их до упора, так и плавно отпускать при необходимости. Выжав педаль сцепления до упора, попробуйте поочередно переключить передачи рычагом, убедившись, что не путаете их.

Попробуйте тронуться с места на механике уже с заведенным двигателем. Для начала убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности, и на нем в целях безопасности установлен ручной тормоз. Слегка подергайте рычаг переключения передач – он должен занимать нейтральное положение. Теперь выжмите до конца педаль сцепления, вставьте ключ и поверните вправо для включения зажигания. Продолжая удерживать нажатой педаль сцепления, включите рычагом первую передачу. Опустите вниз ручной тормоз.

Начните очень плавно нажимать правой ногой на педаль газа. Через 1-2 секунды медленно отпускайте сцепление, продолжая плавно газовать. Для удобства в это время можно наблюдать за стрелкой тахометра – оптимальное число оборотов двигателя при трогании с места составляет 1500-2500. Если вы все сделали правильно, машина начнет медленно двигаться прямо. После 2000-25000 оборотов двигателя плавно отпустите газ, выжмите сцепление и при необходимости переключитесь на вторую передачу, чтобы комфортно продолжить движение.

Рассмотрим ошибки, из-за которых у начинающих водителей не получается правильно трогаться на механике, чтобы не глохнуть. Автомобиль может заглохнуть, если вы слишком быстро отпустите (бросите) педаль сцепления, либо будете отпускать ее медленно, но при этом слишком слабо нажимать на газ. В этом процессе необходима полная синхронность движения ног, и если у вас не получилось с первого раза, не отчаивайтесь и тренируйтесь еще – постепенно навык улучшится и закрепится.

Некоторые водители в начале движения ошибочно включают не первую передачу, а третью, поскольку они расположены близко друг к другу. Запомните, что первая передача имеет практически крайнее левое положение, в то время как третья находится ближе к центру. Не забывайте снимать ручной тормоз, иначе автомобиль не сможет тронуться с места. Если же машина расположена на слегка или даже сильно наклоненной поверхности, попробуйте сильнее нажимать педаль газа, начиная еще более плавно отпускать сцепление через 3-4 секунды. Другой вариант – опустить ручной тормоз уже после того, как машина начнет слегка двигаться прямо.

Как трогаться на механике?

Водителям новичкам плавно тронуться с места на машине с механической коробкой передач бывает очень сложно. Для того чтобы облегчить себе процесс обучения, следует узнать, как правильно трогаться на механике, перед походом на первое практическое занятие.

Предварительная подготовка

Перед тем, как трогаться с места необходимо убедиться, что стояночный тормоз введен в работу. Для этого следует приподнять рычаг тормоза, если он оказался спущен. Это поможет держать автомобиль в неподвижном состоянии, в то время как рычаг будет находиться не под наблюдением водителя. Иначе могут произойти различные неприятные ситуации, например, неправильный запуск стартера при введенной в работу передаче, или спонтанное движение автомобиля по неровной либо наклонной поверхности. Не стоит также забывать проверить расположение рычага коробки передач. Он обязательно должен находиться в нейтральном положении . Что касается педали сцепления, то ее следует нажимать до упора. Только убедившись в том, что все приборы работают стандартно, разрешается включать зажигание и стартер, тем самым осуществляя запуск двигателя автомобиля.

Начинаем движение

Прежде чем трогаться с места необходимо внимательно посмотреть в зеркала и окна, и убедиться в том, что поблизости отсутствуют другие автомобили. После этого следует включить левый поворотник, сообщая другим автомобилистам о вашем намерении начать движение. Далее нужно выжать педаль сцепления до упора и передвинуть рычаг коробки передач в положение 1 передачи. Чтобы сделать это следует подвинуть рычаг в левую сторону и вперед. Затем, не убирая ногу с педали сцепления, необходимо опустить рычаг ручника и положить руки на руль (либо левой рукой удерживать руль, а правой по мере движения с места плавно отпускать ручник). Теперь очень плавно следует начать отпускать педаль сцепления, прислушиваясь при этом, как работает двигатель. Когда будет слышно, что частота оборотов коленчатого вала начнет понижаться, нужно немного задержать педаль сцепления в данном положении, нажимая синхронно на педаль газа. После этого автомобиль тронется с места, сцепление нужно будет плавно отпустить, но не прекращая нажимать на педаль газа.

Первые ошибки

Постарайтесь запомнить с первого раза, как трогаться на механике, чтобы в первое время совершать как можно меньше оплошностей. Так, многие новички не до конца выжимают педаль сцепления, а это в свою очередь создает проблемы и рывок при включении первой передачи. Иногда данный процесс может сопровождаться скрежетом, доносимым из коробки передач. Это крайне опасно и легко может вызвать ее повреждение. Также частой ошибкой новичков является неверное нажатие педали газа. Если слишком рано увеличить подачу горючего, то двигатель начнет реветь, а автомобиль не тронется с места из-за того, что сцепление не полностью отпущено. В случае, когда происходит чрезмерно поздняя подача топлива, автомобиль глохнет, осуществляя при этом рывок вперед. Это уже может вывести сцепление из рабочего состояния. Если же отпустить педаль сцепления слишком резко, то автомобиль начнет дергаться и глохнуть. Что также может привести к повреждению сцепления. Но если вовремя «добавить газа», машина, хоть и рывками, наберет необходимую скорость и обороты двигателя стабилизируются. Как правило, водитель верно определяет момент, когда следует начать увеличивать подачу горючего. Однако вместо того, чтобы размеренно ослабить сцепление он стремительно бросает педаль, что приводит к мгновенной остановке мотора. Другая оплошность – это слишком резкое увеличение подачи горючего. Данное действие приводит к тому, что машина стремительно, с визжанием шин слетает с места, вместо того, чтобы тронуться размеренно. На первый взгляд процесс начала движения может показаться новичкам-автомобилистам очень простым. Однако на практике это окажется совсем не так. Для того чтобы хорошо проработать данный процесс, рекомендуется на ровной поверхности выполнить ряд попыток тронуться с места с последующей остановкой.

Как трогаться на механике в горку

В данном случае не нужно придумывать ничего нового. В горку следует трогаться так же, как и на ровной дороге, но при этом еще и не забывать о ручном тормозе. Очень удобно удерживать машину ручником, чтобы она не скатывалась во время того, как вы будете трогаться под крутую горку. При этом педаль сцепления необходимо включать резче, а на педаль газа давить более уверенно. Трогаясь в горку, следует почувствовать момент, когда можно отпускать сцепление и нажимать на газ сильнее. Это чувство придет по мере привыкания к конкретному автомобилю. Видео «Как трогаться на механике» поможет лучше понять данный процесс.

Выбирая для себя автомобиль, будущие водители становятся перед выбором: какую выбрать марку машины, цвет, тип кузова, а также с механической коробкой передач, либо с АКПП.

Все зависеть будет от личных предпочтений и материальных возможностей. Ведь автомобили с МКПП будут стоить на порядок дешевле, нежели автомат. Но не все знают, как правильно ездить на механике.

Для чего нужно умение вождения авто с механической коробкой?

Некоторые автошколы предоставляют такие услуги, как обучение вождению исключительно на автомобили автомат. Это значит, что и права будут выданы соответствующие. То есть, потом сесть за руль МКПП не представится возможным без получения нового удостоверения.

Ситуации в жизни возникают различные, и иногда возникает острая необходимость управлять автомобилем с механической коробкой. Получив права, позволяющие это делать, всегда можно пересесть на автомат. Наоборот же, сделать не получится.

Покупка авто на механике является более выгодным приобретением. Помимо более низкой цены автомобилей, их эксплуатация выйдет также более экономичной. Как правило, расход топлива у них меньший, и ремонт некоторых деталей выйдет также менее дорогим.

В ситуации, когда оказывается разряженным аккумулятор, можно выйти из положения. Например, перекинуть провода из другого автомобиля для подзарядки. Либо же машина может завестись, с так называемого толкача. Эти варианты не подходят, если транспортное средство с автоматической трансмиссией.

Только используя механическую коробку, можно чувствовать полный контроль над автомобилем. Когда многие манипуляции выполняются на автомате, этого не происходит.

Основы езды на механике


Прежде чем узнать, как научиться ездить на механике, желательно понимать, с чем вообще придется иметь дело:

  1. Педали. При управлении ТС используется три педали: газ (крайняя правая), тормоз (по центру), сцепление (располагается слева). В отличие от автоматической трансмиссии, здесь используются в управлении обе ноги. Если водитель, севший за руль механики новичок, поначалу, это делать будет непривычно.
  2. КПП. При помощи смещения шестеренок в трансмиссии, происходит переключение скоростей. На многих автомобилях данный селектор оснащен подсказками, используя которые проще разобраться, какая передача выбрана.
  3. Тахометр. Располагается на панели приборов, и позволяет определить, сколько коленвал двигателя делает оборотов в минуту. При помощи него новички контролируют, когда необходимо переключаться на следующую передачу.

Разбираемся с передачами на МКПП

Механика тем и отличается от автомата, что требует постоянного контроля водителя, то есть, самостоятельного переключения скоростей. В основном ТС имеют 4 или 5 скоростей, и в дополнении к ним задняя. Чтобы понимать месторасположение каждой, необходимо знать их предназначение.


Коробка передач: инструкция для начинающих

  • Всякий раз движение начинается с выжима педали сцепления, таким образом, появляется возможность переходить на другую скорость. Вводить требуемую передачу допустимо в том случае, когда сцепление будет полностью выжато.
  • Когда избрана нейтральная передача, при выжимании газа, автомобиль не двинется с места. Когда селектор находится в данной позиции, возможно, выбирать желаемую скорость, включая заднюю.
  • Рабочей передачей считается вторая. На ней удобно передвигаться по наклонной местности, а также осуществлять езду в пробках. Первую же обычно используют для старта пути, затем, ускоряясь, переходят на вторую. Набрав еще большую скорость и обороты, можно переходить на третью.
  • Труднее освоить неопытным водителям как ездить на механике, на задней передаче . Используя ее, разгон происходит быстрее, нежели на первой, но все же, водить машину часто, таким образом, весьма опасно.

Прежде чем выезжать на автомобиле в город, необходимо хорошо ориентироваться, где какая передача расположена. Теория это хорошо, но в данном случае, необходимы практические навыки. Ведь во время езды отвлекаться и смотреть на селектор, выбирая нужную передачу, нельзя, поскольку это небезопасно. Первое время можно тренироваться на авто, в нерабочем состоянии, доводить до автоматизма включение передач.

Начало движения

Порядок действий:

  1. Прежде чем, повернуть ключ в замке зажигания, необходимо полностью выжать педаль сцепления левой ногой, а правой нажать на тормоз, и только после этого завести мотор. Мотор заведен, сцепление выжато, можно включать первую передачу (до этого селектор находиться в нейтральном положении). Чтобы автомобиль не заглох, нельзя отпускать левую ногу с педали. Когда машина работает, с тормоза, нога перемещается на педаль газа и одновременно необходимо начинать убирать ногу со сцепления, только плавно.
  2. Чтобы выполнить переход на следующую скорость, необходимо, чтобы стрелка тахометра приравнивалась к 3000 оборотам. Если переключиться слишком рано, то машина может заглохнуть.

Как выполняется переход:

  • Правая нога убирается с газа, а левой полностью выжимается сцепление, и в это время селектор переводится в необходимое положение,
  • Сцепление необходимо отпустить, а педаль газа нажать,
  • Далее в управлении участвует только правая нога, до перехода на следующую скорость или остановки.

Более опытные водители обычно не обращают внимания на показания тахометра, а ориентируются на звук двигателя.


Если автомобиль не разгоняется и слишком низкие обороты, то необходимо переключиться на скорость ниже. А если же обороты слишком высокие, то необходимо включение следующей скорости, чтобы не перегружать двигатель.

Остановка и парковка

Чтобы заглушить автотранспорт можно использовать два варианта:

  1. Переключение на пониженные передачи, вслед за тем, необходимо выжать педаль тормоза.
  2. Надавить сцепление и переместить селектор в нейтральную позицию, затем устранить ногу со сцепления и поднажать, если есть надобность, тормоз.

Чтобы износ коробки был меньшим лучше использовать второй способ, и не забывать помимо тормоза обязательно выжимать сцепление.

Припарковав свой автомобиль всегда необходимо использовать ручной тормоз, особенно, если поверхность с наклоном. Также всегда стоит помнить о положении колес во время стоянки. Их требуется выворачивать таким образом, чтобы в случае внезапного движения, машина не очутилась на проезжей части.

Также для большей безопасности советуют переставлять селектор на первую передачу. Это поможет подстраховать авто от случайного скатывания. Но при возобновлении движения, нужно помнить, что селектор требуется переместить в нейтральное состояние. И только потом начинать выжимать сцепление.

На сегодняшний день, некоторые автолюбители новички отдают предпочтение автомобилям с АКПП, считая их более простыми в управлении. Но стоит помнить о том, что механика была и остается наиболее надежной. Наибольший контроль над транспортным средством, увеличенная мощность и экономия в топливе, вознаградят своего владельца за выбор именно МКПП. И приобретя опыт, езда на таких машинах, будет доставлять удовольствие.

Видео инструкция по вождению на МКПП

Инструкция

Работа механики основывается на сцеплении. Этот механизм соединяет коробку передач, которая находится в салоне вашего автомобиля, с двигателем внутреннего сгорания. После чего транспортное средство готово тронуться с места.

Найдите подходящую площадку с ровной поверхностью для ваших первых уроков. Подготовьте автомобиль: настройте зеркала заднего вида, откройте окна, чтобы лучше слышать мотор автомобиля. Обязательно пристегнитесь, так как неудачный опыт может привести к резкому рывку машины и, следовательно, к травме.

Вспомните назначение каждой педали. Первая слева - сцепление, посередине - тормоз, справа - газ. Чтобы удачно тронуться на механике, необходимо проверить, не западает ли педаль сцепления, можете ли вы ее «выжать» до конца (если нет, отрегулируйте сиденье автомобиля).

Переставьте коробку передач (передвиньте рычаг) в нейтральную позицию. В нейтральном режиме рычаг должен свободно двигаться в левую и правую сторону.

Заведите мотор, повернув ключ, и полностью выжмите педаль сцепления левой ногой, а в этот момент правую держите на тормозе (педали газа и тормоза всегда нажимаются правой ногой поочередно). Поставьте первую скорость.

Потихоньку отпускайте первую педаль. В один из этих моментов вы должны почувствовать сцепление (обороты двигателя начнут падать). Также этот момент можно засечь при помощи тахометра - стрелка сделает резкое движение. В эту секунду, слегка надавите на педаль газа, продолжая отпускать педаль под левой ногой. Если ваши действия окажутся верными, вы тронетесь с места.

Умение правильно трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач позволит долго сохранять в хорошем состоянии диски сцепления. На учебных машинах в автошколах, пока курсанты осваивают технику вождения, эта деталь чаще всего выходит из строя. Как же правильно начинать движение?

Инструкция

Автомобиль стоит на ручном тормозе. Это обязательное условие на стоянке, ведь не зря второе название его – «стояночный тормоз». Сядьте в отрегулированное под вас водительское кресло, расслабьтесь, проверьте свободу движения ног и рук. Проверьте и, если необходимо, переведите рычаг переключения передач – перед запуском двигателя он должен быть в нейтральном положении.

Как трогаться на механике?

Водителям новичкам плавно тронуться с места на машине с механической коробкой передач бывает очень сложно. Для того чтобы облегчить себе процесс обучения, следует узнать, как правильно трогаться на механике, перед походом на первое практическое занятие.

Предварительная подготовка

Перед тем, как трогаться с места необходимо убедиться, что стояночный тормоз введен в работу. Для этого следует приподнять рычаг тормоза, если он оказался спущен. Это поможет держать автомобиль в неподвижном состоянии, в то время как рычаг будет находиться не под наблюдением водителя. Иначе могут произойти различные неприятные ситуации, например, неправильный запуск стартера при введенной в работу передаче, или спонтанное движение автомобиля по неровной либо наклонной поверхности. Не стоит также забывать проверить расположение рычага коробки передач. Он обязательно должен находиться в нейтральном положении. Что касается педали сцепления, то ее следует нажимать до упора. Только убедившись в том, что все приборы работают стандартно, разрешается включать зажигание и стартер, тем самым осуществляя запуск двигателя автомобиля.

Начинаем движение

Прежде чем трогаться с места необходимо внимательно посмотреть в зеркала и окна, и убедиться в том, что поблизости отсутствуют другие автомобили. После этого следует включить левый поворотник, сообщая другим автомобилистам о вашем намерении начать движение. Далее нужно выжать педаль сцепления до упора и передвинуть рычаг коробки передач в положение 1 передачи. Чтобы сделать это следует подвинуть рычаг в левую сторону и вперед. Затем, не убирая ногу с педали сцепления, необходимо опустить рычаг ручника и положить руки на руль (либо левой рукой удерживать руль, а правой по мере движения с места плавно отпускать ручник). Теперь очень плавно следует начать отпускать педаль сцепления, прислушиваясь при этом, как работает двигатель. Когда будет слышно, что частота оборотов коленчатого вала начнет понижаться, нужно немного задержать педаль сцепления в данном положении, нажимая синхронно на педаль газа. После этого автомобиль тронется с места, сцепление нужно будет плавно отпустить, но не прекращая нажимать на педаль газа.

Первые ошибки

Постарайтесь запомнить с первого раза, как трогаться на механике, чтобы в первое время совершать как можно меньше оплошностей. Так, многие новички не до конца выжимают педаль сцепления, а это в свою очередь создает проблемы и рывок при включении первой передачи. Иногда данный процесс может сопровождаться скрежетом, доносимым из коробки передач. Это крайне опасно и легко может вызвать ее повреждение. Также частой ошибкой новичков является неверное нажатие педали газа. Если слишком рано увеличить подачу горючего, то двигатель начнет реветь, а автомобиль не тронется с места из-за того, что сцепление не полностью отпущено. В случае, когда происходит чрезмерно поздняя подача топлива, автомобиль глохнет, осуществляя при этом рывок вперед. Это уже может вывести сцепление из рабочего состояния. Если же отпустить педаль сцепления слишком резко, то автомобиль начнет дергаться и глохнуть. Что также может привести к повреждению сцепления. Но если вовремя «добавить газа», машина, хоть и рывками, наберет необходимую скорость и обороты двигателя стабилизируются. Как правило, водитель верно определяет момент, когда следует начать увеличивать подачу горючего. Однако вместо того, чтобы размеренно ослабить сцепление он стремительно бросает педаль, что приводит к мгновенной остановке мотора. Другая оплошность – это слишком резкое увеличение подачи горючего. Данное действие приводит к тому, что машина стремительно, с визжанием шин слетает с места, вместо того, чтобы тронуться размеренно. На первый взгляд процесс начала движения может показаться новичкам-автомобилистам очень простым. Однако на практике это окажется совсем не так. Для того чтобы хорошо проработать данный процесс, рекомендуется на ровной поверхности выполнить ряд попыток тронуться с места с последующей остановкой.

Как трогаться на механике в горку

В данном случае не нужно придумывать ничего нового. В горку следует трогаться так же, как и на ровной дороге, но при этом еще и не забывать о ручном тормозе. Очень удобно удерживать машину ручником, чтобы она не скатывалась во время того, как вы будете трогаться под крутую горку. При этом педаль сцепления необходимо включать резче, а на педаль газа давить более уверенно. Трогаясь в горку, следует почувствовать момент, когда можно отпускать сцепление и нажимать на газ сильнее. Это чувство придет по мере привыкания к конкретному автомобилю. Видео «Как трогаться на механике» поможет лучше понять данный процесс.

Автомобиль — самое популярное в современной жизни средство передвижения. Однако езда на современных авто требует определённых навыков, которые приобретаются на курсах вождения (как правильно трогаться на "механике", например). Опытные эксперты-преподаватели посвятят вас в премудрости таинства укрощения стального коня.

Коробка-"автомат" - это просто

Учитывая современные тенденции мирового автомобилестроения, все больше машин, которые попадают к нам на рынок, оснащены автоматической коробкой передач. Такое техническое устройство в значительной мере упрощает весь процесс - от обучения до вождения.

Водителю не нужно осваивать сложные комбинации переключения рычагов и педалей, как это происходит в случае с механической коробкой. Он может полностью сосредоточить свое внимание на более важных аспектах обучения: ситуации на дороге, чтении знаков движения и т. п. Поэтому довольно большой процент современных потребителей покупает автомобиль именно с автоматической коробкой передач, чтобы не учиться, как ехать на "механике".

Коробка-"автомат" - это недешево

Но здесь нужно учитывать несколько малоприятных в финансовом плане нюансов. Во-первых, изначальная стоимость такой машины существенно больше по сравнению с точно такой же, но оснащённой механической коробкой передач. Причем уровень комфортабельности такого автомобиля может отличаться только этим моментом. Во-вторых, факт наличия в вашем авто автоматической коробки существенно отразится на показателях расхода топлива. И как бы вас ни убеждали в автосалоне в обратном, ссылаясь на современные топливные системы, все равно посещать бензоколонки вы будете намного чаще владельцев аналогичных машин на "механике".

Поэтому если вы хотите сэкономить на первоначальной цене, которую предстоит заплатить в автосалоне, и не нести дополнительных расходов на топливо в процессе эксплуатации, лучше остановиться на варианте авто с механической коробкой передач. Тем более что понять, как быстро трогаться на "механике", не так уж сложно.

"Механики" бояться - за рулем не сидеть

Многих пугает возможная сложность управления таким автомобилем. Попытаемся рассмотреть и развеять основные страхи, связанные с "механикой".

Самый сложный процесс, связанный с осваиванием механической коробки, заключается в моменте начала движения. "Как научиться трогаться на механике?" - в панике думают будущие водители, и выбирают машину с "автоматом".

Новичкам действительно довольно сложно научиться контролировать свои руки и ноги одновременно. А именно эти движения нужны, чтобы начать движение. Не стоит забывать и про дорожную обстановку, ее тоже необходимо контролировать, одновременно нажимая педали и переключая селектор коробки передач.

Шаг первый: помним о сцеплении

Итак, как научиться трогаться на "механике"? Начнём с запуска двигателя. Перед включением зажигания крайне важно убедиться в том, что ручка переключения передач находится в нейтральном положении. Для этого необходимо отжать крайнюю левую педаль, которая называется сцеплением, до упора. После этого правой рукой переведите кулису в нейтральное состояние.

Никогда не пытайтесь "поставить на нейтралку" с неотжатым сцеплением. Это может серьезно повредить коробку передач. Ваша левая нога практически всегда должна быть готова нажать на эту педаль. В этом заключается сущность управления механической коробкой.

Шаг второй: включаем передачу

Вы завели двигатель, и теперь готовы начать движение. Комбинация, которую вы проделываете затем, довольно проста. Левая нога выжимает педаль сцепления до упора, при этом правой рукой вы включаете первую передачу.

Желательно, чтобы в этот момент левой рукой контролировался руль вашего автомобиля. Итак, вы включили первую передачу. Напомним, что схема включения, как правило, расположена на рычаге переключения. Чтобы усвоить, как правильно трогаться на "механике", неплохо потренироваться включать передачи без включённого двигателя, доведя это действие до автоматизма.

Шаг третий: отпускаем сцепление, начинаем газовать

Передача включена, левая нога отжала сцепление. Следующее действие - постепенное отжатие педали сцепления. При медленном и плавном ходе отжимаемой педали автомобиль начинает медленное движение. В этот момент вы получаете ответ на вопрос о том, как плавно трогаться на "механике".

Здесь все зависит от настройки механизма сцепления конкретного автомобиля. Как правило, сцепление "подхватывает" в самом начале или в середине хода педали.

Когда автомобиль начал движение, правой ногой необходимо начинать нажатие педали газа. Именно начинать - это не случайная описка. В отличие от педалей сцепления и тормоза, педаль газа довольно чувствительна, и резкое ее нажатие может привести к остановке мотора. Поэтому правой ногой необходимо постепенно увеличивать обороты двигателя, а левой все больше отжимать педаль сцепления.

Ни в коем случае при начале движения нельзя резко бросать педаль сцепления. Это тоже может привести к незапланированной остановке двигателя или неприятным рывкам. Именно эти рывки, как правило, вызывают опасения у новичков, которые не знают, как правильно трогаться на "механике".

Согласованная работа обеих ног при нажатии педалей газа и сцепления является залогом плавного движения с места. Руки после переключения селектора КПП должны находиться на руле, а внимание быть сосредоточено на лобовом обзоре или зеркалах.

А как остановиться?

Когда вы освоите, как правильно трогаться на "механике", вспомните о торможении. В этом случае задействованы педали сцепления и тормоза. Для того чтобы остановить автомобиль, его надо снять с текущей передачи. Это достигается нажатием педали сцепления и переводом правой рукой селектора КПП в нейтральное положение. Потом следует нажать педаль тормоза. Если возникнет потребность в экстренном торможении, то его можно осуществить путем одновременного нажатия педалей сцепления и тормоза.

Правильное трогание с места обеспечивает уверенный старт автомобиля практически в любых ситуациях.

Во второй и третьей частях данного раздела вы узнали, как нужно и ознакомились с правильными . Пришло время начинать движение. Но перед тем, как вообще куда-нибудь тронуться, следует всегда подготавливать автомобиль к началу движения. Мы же будем считать, что горючего достаточно, двигатель уже прогрет, фары и указатели поворотов работают, зеркала настроены, давление в шинах в норме. Автомобиль стоит на ровной площадке.

Что необходимо сделать, как только вы сели за руль? Правильный ответ — пристегнуться ремнем безопасности (это можно сделать позднее, но к началу движения вы должны быть пристегнуты). Следующее наше действие будет пуск двигателя. Для этого выжимаем сцепление (если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, следите, чтобы рычаг переключения передач находился в положении «Р»-парковка) и поворачиваем ключ в замке зажигания. Запускаем двигатель. Пока никуда не едем – можно отпустить педаль сцепления. Теперь мы готовы к тому, чтобы тронуться с места.

Как трогаться с места правильно?

Для этого есть два правила, соблюдение которых позволит вам гарантированно начать движение, более того, эти правила обязательны для выполнения зимой :

  • Во время старта передние колеса автомобиля должны находиться в положении «прямо». Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление движению. Чем больше угол их поворота, тем сложнее им зацепиться за дорогу. Большая вероятность, что на скользком участке они забуксуют.
  • Первый оборот ведущих колес должен пройти без проскальзывания, или без пробуксовки. Главная задача в начальный момент движения – покатиться, а не заскользить. Если на старте колеса сразу забуксовали, то машина так и останется стоять на месте, буксуя, или ее потащит в сторону.

Чтобы избежать пробуксовки колес при трогании с места нужно кратковременно задерживать педаль сцепления в точке схватывания. Сначала рассмотрим вариант как трогаться без использования ручного (стояночного) тормоза. Действия будут такие:

  1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза (если дорога имеет подъем или уклон) и выжимаем левой ногой педаль сцепления до пола;
  2. Выжимаем левой ногой до упора сцепление и включаем первую передачу;
  3. Плавно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания, удерживая нажатой педаль тормоза;
  4. В момент схватывания (обороты двигателя станут чуть ниже, появится легкая вибрация) отпускаем педаль тормоза и переносим ногу на педаль газа. Левая нога продолжает удерживать педаль сцепления в точке схватывания;
  5. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин и одновременно отпускаем педаль сцепления до конца ее хода. Автомобиль начнет движение;
  6. Для остановки выжимаем сцепление до упора и нажимаем на педаль тормоза.

Теперь, как трогаться с места с использованием стояночного тормоза (ручника). Двигатель, предположим, запущен и автомобиль стоит на ровной площадке. Стояночный тормоз включен.

  1. Выжимаем левой ногой сцепление до упора и включаем первую передачу;
  2. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин, одновременно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания (появится легкая вибрация, обороты двигателя начнут падать);
  3. Выключаем стояночный тормоз. Для этого правой рукой нажимаем фиксатор ручника и отпускаем ручник вниз, одновременно чуть-чуть приотпуская педаль сцепления. Автомобиль начнет движение;
  4. Полностью отпускаем педаль сцепления до конца хода и плавно добавляем «газу» – автомобиль поехал.

Вот такой алгоритм, но нужно дать некоторые пояснения почему все эти действия, начиная с запуска двигателя, нужно выполнять так, как написано выше, а не иначе. А заодно рассмотрим пару важных упражнений, которые помогут быстро овладеть сцеплением и «газом».

Самое важное на первых этапах обучения, это запомнить расположение всех рычагов управления автомобилем. Не просто запомнить, а осознать: где и какая находится педаль, где рукоятка КПП, где ручной тормоз, где включаются фары, где переключатели поворотов.

Вы садитесь в машину, регулируете кресло под себя, принимаете правильную и, мысленно или вслух произнося названия органов управления, переносите на них руки и ноги. Смотреть во время этого упражнения нужно вперед, можно в сторону. Важно добиться того, чтобы руки и ноги на уровне рефлекса, одним движением принимали правильное положение.

Следующий шаг – запуск двигателя. Казалось бы, ничего сложного в этом нет – повернул ключ в замке и заводи. Но, сначала следует убедиться, что ручной тормоз включен и рычаг КПП находится в положении нейтральной передачи. Зачем? Если на дороге есть уклон, ручник нужен для того, чтобы автомобиль не покатился, когда выжмите сцепление, нейтралка – чтобы он не поехал, когда после запуска двигателя отпустите сцепление. И опять же, все внимание на правильное положение рук и ног.

Левая нога выжимает сцепление до упора в «пол», т.е. сцепление полностью выжато (выключено). Для чего? Это нужно для облегчения работы стартера, соответственно, для снижения нагрузки на аккумулятор. В зимнее время, например, сцепление необходимо выключать для разъединения КПП с двигателем, потому что замерзшее масло в коробке передач создает огромное сопротивление вращению коленвала. После запуска двигателя на замерзшей машине сцепление придется отпускать очень медленно, чтобы «раскрутить» масло в коробке, иначе, если отпустить педаль резко, то двигатель заглохнет.

Итак, для чего нужно выжимать сцепление при запуске двигателя – выяснили. Теперь – положение правой ноги. Правая нога находится . В большинстве случаев, во время запуска двигателя, газом даже не придется «работать». Например, на инжекторных двигателях есть система увеличения оборотов холодного двигателя. На карбюраторных двигателях для этой цели есть «подсос», но в каких-то случаях возможно придется немного нажать на педаль газа, а после пуска поддержать работу двигателя на устойчивых оборотах.

Как научиться плавно отпускать сцепление.

Чтобы научиться плавно, без рывков, отпускать сцепление, есть одно несложное упражнение. Оно выполняется на заведенном двигателе и включенном ручнике. Отпуская сцепление, важно поймать момент схватывания, когда появляется легкая вибрация и начинается падение оборотов. Если у автомобиля передний привод, то «задок» начинает стремиться как бы «присесть». , в статье «Управление автомобилем. Часть 3. Педали», это положение 2 . В этой точке необходимо просто остановить ногу. Остановить и держать! Потому как дальнейшее отпускание всего на 10 миллиметров приведет автомобиль в движение. Нужно добиться, чтобы отпуская ногу до этой точки, двигатель не глох.

Ну и еще одно упражнение на этом этапе – работа «газом». На заведенном двигателе нужно потренироваться плавно нажимать на «газ», постепенно увеличивая значение оборотов до 1500—2000об/мин, стараясь запомнить на слух звук работы двигателя.

Для автомобиля с автоматической коробкой передач все несколько проще, работать сцеплением не нужно. «Автомат» все сделает за вас:

  1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза.
  2. Переводим рычаг выбора передач в положение «D» (или «R», если нужно поехать назад)
  3. Плавно отпускаем педаль тормоза – автомобиль начнет движение, можно добавить «газ»
  4. Для остановки нажимаем на педаль тормоза. Если дальше не едем – переводим рычаг передач в положение «Р» парковка.

Мы рассмотрели только лишь как трогаться с места на ровной дороге. Если дорога имеет небольшой уклон, то начало движения автомобиля значительно упрощается. Можно тронуться даже без добавления «газа». Достаточно будет включить передачу и отпустить педаль сцепления до точки схватывания. Машина тронется. А как быть, если тронуться с места нужно на подъеме? Это упражнение будущим водителям придется сдавать . Всех остальных водителей этот экзамен ждет на дороге. А зимой этот экзамен приходится «сдавать» очень часто.

Как трогаться с места на подъеме.

Ключевой момент здесь – опять же задержка педали сцепления в точке схватывания. Для удержания автомобиля на подъеме, чтобы не скатиться вниз, используется либо педаль тормоза либо стояночный тормоз (ручник). Если на подъеме отпустить педаль сцепления в точку схватывания и задержать ее там, а затем убрать ногу с тормоза, то машина будет стоять на месте. Если подъем крутой и машина все-таки покатилась назад – ничего страшного, нужно опять нажать на тормоз и отпустить педаль сцепления чуть больше. Машина останется стоять на месте. Нужно поймать так называемую точку равновесия. Далее, плавно добавляем «газ», чуть больше отпускаем педаль сцепления и машина поехала.

Если автомобиль удерживается на подъеме ручником и нужно тронуться с места (во время требуют трогаться с ним), то в этом случае действия будут следующие:

  1. Выжимаем левой ногой педаль сцепления. Если двигатель не работает – запускаем двигатель.
  2. При выжатом сцеплении включаем первую передачу.
  3. Плавно выжимаем педаль сцепления до момента схватывания.
  4. В момент схватывания, удерживая педаль сцепления в этой точке, плавно добавляем «газу», чтобы стрелка тахометра поднялась примерно до 1500 об/мин.
  5. Выключаем стояночный тормоз. Для этого нажимаем на фиксатор на рукоятке ручника и опускаем рычаг вниз до упора. Машина начнет движение.
  6. Полностью отпускаем педаль сцепления и плавно добавляем «газу». Машина продолжит движение.
  7. Для остановки выжимаем до упора педаль сцепления и нажимаем на педаль тормоза.

Ну вот, собственно, и все, что нужно знать о технике трогания с места. Если во время старта все же произошла пробуксовка колес (это часто случается на скользкой дороге) – ничего страшного, в такой ситуации нужно снова выжать педаль сцепление и снова отпустить педаль до точки схватывания. Возможно, начнет получаться не сразу, потребуется время чтобы приобрести навык. И всегда нужно помнить, что правильные действия за рулем – основа безопасного управления автомобилем.

В следующей, раздела «Управление автомобилем» рассмотрим как выполняется разгон автомобиля. Для этого нам потребуется умение переключать передачи. Если на автомобиле установлена «коробка-автомат», то вопросов никаких не возникает. Автоматическая коробка все будет делать за вас. Но если автомобиль оборудован механической КП, то потребуются некоторые навыки. До этого момента, для того, чтобы тронуться с места, мы использовали только первую передачу. Включение остальных тоже не представляет большой сложности. Порядок расположения передач для любого автомобиля есть в их руководствах по эксплуатации, от вас потребуется запомнить лишь несколько правил:

  1. Переключение выполняется только при полностью отключенном сцеплении (педаль сцепления нажата до пола).
  2. Передачи переключаются без лишнего усилия (не нужно заламывать рычаг, если он сразу «не нашел» свое место). Если передача не включилась с первого раза, требуется отпустить педаль сцепления в нейтральной передаче, нажать на нее снова и повторить попытку.
  3. При переключении передач необходимо примерно на 0,5-1 секунду задерживать рычаг в нейтральном положении.

Вот такие требования к переключению передач. Когда начнете ездить, у вас все будет получаться автоматически.

Навигация по серии статей

Вовремя тронуться иногда важнее, чем вовремя остановиться. Хотя это понимают не все начинающие водители, но мудрость приходит с опытом. Поймут позже. А пока остается наихитрейшей хитростью просто привести в движение автомобиль самостоятельно, да еще так, чтобы у инструктора или пассажиров остались целы зубы, а учебной девятке не пришлось бы менять сцепление. На самом деле все просто. И сейчас мы в этом убедимся.

Слышать двигатель

Единственное, чего ни в коем случае нельзя делать при управлении автомобилем, особенно первых 3-4 года, думать, что уже все умеешь. Ничего подобного. Самый большой процент ДТП происходит именно по вине таких полупрофессионалов со стажем 3 года. Первый год новичок с мокрой спиной всматривается в каждый дорожный знак и в каждую колдобинку, а после, если ничего плохого не случилось, приходит невероятная уверенность в своих силах. Это опасная самоуверенность, и мы не зря начали этот разговор. Для того, чтобы понять, как правильно трогаться на механике, нужно много чего знать, чему учат в автошколе, и чему не учат, тоже. Так вот в этом случае, самоуверенность должна присутствовать в любом случае.

Автомобиль и водитель - это один организм. Если относиться к машине, как набору железок с прикрученным рулем и тремя педалями, не прислушиваться к его работе и прямым советам, дела не будет. Это будет вечная борьба технологичного механизма и хомо сапиенса, который не считает нужным принимать во внимание подсказки, которые машина дает сама. И первая из них - звук двигателя. Учится трогаться нужно не с самого процесса плавного отпускания сцепления, а с умения определять на слух, по вибрации обороты двигателя, нагрузку, которую он несет. Даже контрольные приборы не так важны. Слушайте двигатель.

Это второй этап правильного трогания с места. Он не менее важен, чем умение оценивать и чувствовать обороты мотора. Педали и ручка коробки передач, это главные средства связи между водителем и машиной. Современные конструкции автомобилей отдаляют всю автомобильную механику от водителя, но полностью изолировать человека от нее нельзя. Чувствовать нужно очень четко, как педаль акселератора влияет на обороты, как быстро обороты падают, когда водитель убирает ногу с педали, с какой интенсивностью происходит набор оборотов на холостом ходу, если нажимать на педаль с разным усилием и скоростью.

Только и этого недостаточно, чтобы правильно трогаться с места. Коробка передач, механическая КПП - сложное и технологичное устройство. Сейчас нам совсем необязательно знать тонкости ее работы, тем более, что на учебной девятке она работает так, а папином Пассате эдак. неважно. Главное, что нужно понять, каким образом мотор с коробкой взаимодействуют, когда происходит разрыв контакта, когда он полный. Только в этом случае можно осознанно управлять коробкой передач, что тоже не так просто, как кажется.

Трогаемся с места

Мы не станем сейчас говорить о правильных положениях рук и ног за рулем и о том, что трогаться нужно только с ручного тормоза, девять раз повторив про себя статью 56.44 ПДД. Этому научат в школе. Если правильно освоить те азы дружбы с автомобилем, которые мы назвали тут и отнестись к ним серьезно, плавно начать движение можно с первого раза. Для этого нужно:


Вот и все. Теперь можно пробовать играть с педалью сцепления, находя моменты и обороты, при которых двигатель будет подхватывать веселее, но не резко, иначе можно порвать корзину, можно найти такие обороты, при которых даже китайский Чери Кью-кью будет стартовать с пробуксовкой, но самое главное, довести до автоматизма плавное, но достаточное интенсивное начало движения.

Теперь только тренировка и внимательное отношение к автомобилю доведут навык до автоматизма и отшлифуют его со временем. Не бросайтесь сцеплением, и удачных всем дорог!