Урок по окружающему миру "виды транспорта". "какой бывает транспорт" Краткая история автомобиля

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №1» г. Почепа Брянской области

«Какой бывает транспорт?»

Разработала и провела

Чебанова Галина Васильевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

Города Почепа Брянской области

2012- 2013 уч. год

Конспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе

Тема: «Какой бывает транспорт?»

Цели:

– познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначении транспорта, учить высказывать своё мнение, учить обобщать, анализировать;

– развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся, совершенствовать умение работать с текстом учебника.

– воспитывать любознательность, интерес к работе, воспитывать бережное отношение к книге.

Планируемые результаты: учащиеся узнают, на какие виды можно разделить транспорт; учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб.

Оборудование: презентация видов транспорта, картинки с изображением разных видов транспорта, игрушечные машинки, стрелки из цветной бумаги сигнальные карточки.

Учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков

Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 2 класс А.А.Плешаков

Ход урока:

1 Организационный момент

Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Итак, начинаем наш урок! (доносятся гудки транспорта) Что это за сигналы звучат? Какие вы узнали?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Правильно!

Тема нашего урока: «Какой бывает транспорт?» Слово «Транспорт» пришло в русский язык из греческого языка. В переводе оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

Значение этого слова можно найти в толковом словаре С.И.Ожегова.

2 Мотивация учебной деятельности

Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

Какой транспорт использовали животные из сказки К.Чуковского «Тараканище»?

(Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, трамвайчик, метлу)

А какой транспорт вы знаете?

Молодцы! Вы много знаете! (слайд)

Посмотрите, какое разнообразие транспорта!

На уроках в первом классе вы уже подробно говорили о разных видах транспорта. Сегодня мы с вами должны систематизировать наши знания. Как вы думаете, мы можем разделим на группы этот транспорт?

Что нового мы сможем узнать на уроке? (Узнаем, на какие виды можно разделить транспорт.)

Ребята, наш любимый персонаж Муравей Вопросик снова поставил перед нами задачу. Давайте её прочтём. (слайд)

3. Работа по теме урока (слайд)

Ребята, Мудрая Черепаха пришла снова к нам на урок. Давайте ответим на её вопрос.

- Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда? (перевозить людей, грузы)

Где передвигается автомобиль? (по земле)

Какой это транспорт? (наземный)

Какой ещё наземный транспорт знаете?

Соотнесите мою форму с видом транспорта (учитель одевает форму железнодорожника) . Где я могу работать?

Где передвигаются поезда? (на земле и под землей) (слайд)

Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный- метро)

Посмотрите, пожалуйста, на слова и выделите лишнее: автобус, машина, экспресс, лодка. И почему? (Лодка - водный. Экспресс – поезд (или пароход, автобус), идущий с высокой скоростью и с остановками только на крупных станциях.)

А почему некоторые слова подчеркнуты? - ___ Написание этих слов нужно запомнить. Это словарные слова.

- Где передвигаются корабли? (по воде)

- Как называется такой транспорт? (водный)

- А какой транспорт мы ещё не назвали? (воздушный)

- Где передвигаются самолеты? (по воздуху)

- Какой ещё воздушный транспорт вы знаете? (вертолет, ракета,)

Таким образом, на какие виды делится транспорт? (ученик читает таблицу – (слайд)

Ребята, а для чего транспорт используется? Что на нем перевозят?

(Перевозить грузы, людей)

Как называют транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)

Как называют транспорт, который перевозит людей? (пассажирский)

Ребята, а как нужно переходить дорогу, если есть светофор?

А если не работает светофор, то кто поможет урегулировать движение?

Правильно, полицейский! (учитель одевает форму полицейского и проводит физ.минутку) (выключить презентацию)

4.Физ.минутка

Устали, наверное? Предлагаю отдохнуть.

«Запрещается – разрешается». Когда вы согласны с правилом, вы хлопаете, а когда не согласны – топаете ногами.

1) И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны! (Хлопок)

2) Шалить, играть на дороге (Топот ногами)

Запрещается!

3) Быть примерным пешеходом (Хлопок)

Разрешается!

4) Ехать «зайцем», как известно (Топот ногами)

Запрещается!

5) Уступить старушке место (Хлопок)

Разрешается!

6) Переход при красном свете (Топот ногами)

Запрещается!

7) При зеленом даже детям (Хлопок)

Разрешается!

Молодцы! Вы знаете сигналы светофора и, я надеюсь, правила поведения на дорогах и в транспорте тоже будете выполнять!

А ЕСЛИ ВАМ НУЖНО вспомнить правила дорожного движения, то где можно найти информацию? (на стенде)

Ребята, мне нужна ваша помощь!

А на каком виде транспорта ездит полицейский? (полицейская машина

А что это за транспорт? (скорая и полиция, пожарная) (учитель показывает игрушки) (учитель вызывает учеников к доске

Этот транспорт называют специальный. Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

В каком случае мы обращаемся к этой службе? (когда что-то случилось)

Молодцы!

5. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 117

Какие машины изображены?

Проверьте: соответствует ли иллюстрация номеру телефона.

А как правильно показать стрелкой?

Выполните свою работу и проверьте у товарища.

Ребята, какую службу вызовем по номеру

01, 02, 03

Хорошо!. (проверьте –правильно ли вы выполнили это задание) (слайд)

(видео)

Ребята, посмотрите видео –ролик и подумайте: на какие группы мы разделим этот транспорт?

(Правильно! Это личный и общественный)

(презентацию закрыть)

6. Закрепление

1). - Послушайте загадки и скажите, где может передвигаться этот транспорт?

Что за чудо – желтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носи обувь из резины.

И питается бензином. (Автобус)

Ходит город – великан
На работу в океан. (Корабль)

Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт. (Самолёт)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)

2). Работа в рабочей тетради

Выполните задания в рабочей тетради на стр.42

Отметьте карандашами разного цвета наземный, водный, воздушный и подземный транспорт. Буквами П, Г, С отметь пассажирский, грузовой и специальный транспорт.

Итак, проверим задание. (таблицы открывают на доске)

У вас в каждом виде транспорта лежит маршрутный лист. Возьмите его и выполните задания.

7. Рефлексия

(Дети работают в группах по 6 человек. Каждой группе дается задание. Затем дают ответы на задания)

  1. Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный . (Не пассажирский, а воздушный.)
  2. Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный ,…(грузовой)
  3. К какому виду транспорта относится автобус? (К наземному, общественному.)
  4. Перечислите три вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина.)
  5. Исправьте ошибку: транспорт бывает пассажирский, специальный, воздушный . (Не воздушный, а грузовой.)
  6. Приведите примеры транспортных средств разных видов . (Воздушный –самолет, водный – лодка…)

Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

– У человека сердце, … (мотор)

– У человека ноги, … (колёса)

– У человека кровь, … (бензин)

– Человек вытирает руками, … (дворниками)

– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

– Человек может заболеть, … (ломается)

8. Итог урока .

(Оценивание)

Молодцы, ребята! Справились с заданиями.

Я прошу вас оценить нашу работу на уроке.

Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – поднимите зеленый сигнал светофора.

Кто в чем-то сомневается – жёлтый сигнал светофора.

А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – поднимите красный сигнал светофора.

Домашнее задание. (по выбору)

1) Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.

2) Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

(учитель включает музыку « Новогодние бубенцы. Упряжка деда Мороза.»

Ребята, а кто это к нам едет?

Правильно, Дед Мороз!

Кто знает, а каким видом транспорта пользуется Дед Мороз? (Сани с тройкой лошадей) (наземном, личном)

Дед Мороз дарит вам сюрпризы, чтобы в Новом году вы везде успевали! Мне приятно было работать с вами. Я поздравляю вас с наступающим Новым годом! Хороших оценок и верных друзей!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Какой бывает транспорт

Транспорт бывает наземный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный; личный и общественный.


Выполни задания.
1) Отметь (закрась кружок) разным цветом наземный водный, воздушный и подземный транспорт на с. 74 - 75.
2) Отметь на тех же страницах пассажирский, грузовой и специальный транспорт первыми буквами этих слов (впиши букву в квадратик).
В этих рамках расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом или буквой обозначен каждый вид транспорта.



Приведите примеры транспорта, который одновременно является:

а) наземным, пассажирским, личным: легковой автомобиль, мотоцикл, велосипед
б) наземным, пассажирским, общественным: автобус, троллейбус, трамвай, пассажирский поезд
в) водным, пассажирским, личным: катер, лодка, водный мотоцикл
г) водным, пассажирским, общественным: пароход, лайнер, паром

Запиши номера телефонов, по которым вызывают: а) пожарных, б) полицию, в) "Скорую помощь", г) "Службу спасения"

Сравни размеры транспортных средств , изображённых на рисунке. В красных квадратиках пронумеруй их в порядке увеличения размеров, а в синих квадратиках - в порядке уменьшения размеров.

Составьте и запишите общий план рассказа об истории различных видов транспорта.
1) Появление первого транспорта в древности.
2) Изобретение парового двигателя.
3) Появление транспорта на двигателе внутреннего сгорания.
4) Появление авиации.
5) Полёты в космос.
6) Транспорт будущего.

Наш жизнерадостный Попугай предлагает тебе раскрасить воздушный шар так, чтобы он стал красивым и весёлым.


Приходилось ли тебе видеть настоящие воздушные шары? Если да, расскажи о своих впечатлениях.
Воздушные шары я видел на фестивале воздухоплавания. Это зрелищное шоу поднебесного парада воздушных шаров. Очень интересно наблюдать за этим ярким воздушным транспортом. Так и хочется самому прокатиться на нём. Подняться высоко в небо и посмотреть с высоты птичьего полёта на наш прекрасный край.

Подготовила и провела: учитель начальных классов Абакумова Ольга Ивановна

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта

Задачи: узнать, какие виды средств передвижения изобрёл человек, какие транспортные проблемы приходится решать в современном городе; каким бывает наземный, водный, воздушный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть, как их можно решить.

Выявить транспортные проблемы современного города. Каким бывает наземный транспорт, причиной каких экологических проблем он может быть. Транспорт, пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, общественный, личный; правила безопасного поведения на транспорте.

Умение проводить наблюдения, анализировать их; работать с блок-схемами алгоритмов.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

— Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Еду в нём на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колёса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром. (Самолёт.)

Под водой железный кит –
Днём и ночью он не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
По волнам дворец плывёт,
На себе людей везёт. (Корабль.)

— По каким признакам вы разгадали загадки?
— Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?
— Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим как влияет транспорт на окружающую среду.

3. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа.
— Что такое транспорт? (Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.)
— Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)
— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

2. Работа с текстом.

Виды транспорта.

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

  • Воздушный – к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.
  • Наземный – к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.
  • Водный – корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.
  • Подземный – к нему относится метро.

Каждый транспорт приносит пользу человеку. Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом.

— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?
— На какие еще группы можно разбить транспорт по его предназначению?

  • пассажирский,
  • грузовой,
  • специальный

— Скажите, по какому номеру можно вызвать специальные службы?(01,02,03,04)

  • общественный
  • личный

— Трудно представить нашу жизнь без транспорта. Мы ездим на автомобилях, поездах, мотоциклах, самолётах, кораблях. На транспорте перевозим грузы, путешествуем, ездим на работу и учёбу.
А представьте себе, что может случиться, если исчезнут машины скорой помощи, пожарные и другие специальные машины?
Всегда ли автомобили приносят пользу?
— Как автомобили вредят природе?
— Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?
— Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?
— Какую помощь можете предложить вы?
— Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду.
— Эти люди очень умные. А вы хотели бы быть такими изобретателями?
— Значит, надо хорошо учиться уже сейчас.

Закрепление изученного материала.

— В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

  1. Транспорт – это средство передвижения. (+)
  2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
  3. Корабль является наземным транспортом. (–)
  4. К подземному транспорту относится метро. (+).
  5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.
  6. Транспорт приносит только вред человеку. (–)
  7. Весь транспорт делится на группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
  8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)
  9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)
  10. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

— Проверим. Если у вас нет ни одной ошибки, то вы ставите «5», если 1-2 ошибки — «4», больше двух ошибок — «3».
Работа по ТПО с.34-35

Итог урока.

— Что такое транспорт?
— На какие виды мы разделили весь транспорт?
— Как человек использует транспорт в своей жизни?
— Как транспорт влияет на загрязнение окружающей среды?
— Каким должен быть транспорт, чтобы он не загрязнял воздух?
Д.З.
Учебник с 83-89, ТПО с.36-37
Придумать «экологически чистую» машину, зарисовать ее.

Технологическая карта

Учебный предмет:

Окружающий мир

УМК «Школа России» А.А Плешаков

Тема урока:

«Какой бывает транспорт»

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель урока:

Учебно- познавательные: познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Интеллектуально-развивающие: развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение порученной работы.

Планируемые результаты

Предметные:

    называть виды транспорта, определять их назначение, способ передвижения, принадлежность;

    знать специальный транспорт и телефоны экстренных служб;

    иметь первоначальное представление об истории развития транспорта;

Метапредметные:

    понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    работать в группах: составлять план ответа на вопрос и рассказ по плану;

    классифицировать виды транспорта по различным признакам;

    анализировать схемы, определять основания для классификации;

    делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

Личностные:

    уважать труд людей;

    проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (выбор транспортных средств, поведение в экстренных ситуациях)

Межпредметные связи:

Русский язык, история

Ресурсы:

Карточки с изображением транспорта, цветные карандаши, альбомные листы, толковый словарь, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point

Формы работы:

Фронтальная, групповая

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Читает стихотворение, создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают стихотворение, желают друг другу успешной работы на уроке.

Коммуникативные: слушают учителя.

Регулятивные: принимают учебную цель и задачу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся, развивать личностные УУД через развитие внимания, памяти, воображения

А урок мы начнем с прочтения отрывка из известной сказки К.И.Чуковского «Тараканище» Слайд 1

На чем ехали звери? Слайд 2

А как одним словом все это можно назвать? Слайд 3

А каким транспортом пользуемся мы с вами?

Создает условия для организации мыслительной деятельности обучающихся с помощью вопросов

Слушают учителя, строят понятные высказывания для собеседника и учителя

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют правильность ответов;

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

3.Формулирование темы урока и постановка цели.

Цель: организовать работу по определению темы урока учащимися; организовать постановку цели урока.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Тема нашего урока так и называется «Какой бывает транспорт»

А что бы вы хотели узнать о транспорте?

Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы в рамках урока мы ответить не сможем, поэтому мы возьмем только три вопроса. Слайд 4 (Что такое транспорт? История развития транспорта. Какой бывает транспорт?)

Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Составляют вопросы, с помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания)

Регулятивные: умение ставить цель урока

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные: умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями.

4.Этап приобретения учащимися новых знаний

Цель: формировать понятие «транспорт», познакомить с историей развития транспорта

Где или как мы можем получить ответ на первый вопрос?

Попробуем ответить на первый вопрос, а для этого поработаем в группах.

Что такое транспорт. (Дать

определение)

1 группа – работает со словарем

2 группа - составляет определение с помощью слов-помощников

3 группа – формулирует

определение самостоятельно

Транспорт – это многозначное слово, но в рамках урока интерес представляет следующее значение.

Слайд. 5

- Вот мы с вами и ответили на первый вопрос. А сейчас я предлагаю «окунуться» в историю развития транспорта и узнать с чего же все началось.

Подготовленные дети читают стихи Приложение 1

Слайд 6-12

Зачем человеку пришлось изобретать каждый раз новый вид транспорта? Для чего служит транспорт?

Организует, помогает, направляет, дает советы. Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию обучающимся

Дети добывают знания в соответствии с заданием, обсуждают в группе, докладывают на класс

Слушают историю развития транспорта в стихах, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации при решении задач; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: умение планировать последовательность выполнения действий.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

5.Физкультминутка

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся

«Самолет» Приложение 2

Организует выполнение движений

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях

Коммуникативные: умение выполнять физические упражнение по команде, все вместе

6. Самостоятельная работа. Первичное закрепление

Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, их особенностях

А теперь давайте ответим на последний вопрос. Предлагаю снова поработать в группах.

У вас на столах картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы, для этого на конвертах даны основания для разбиения на группы.

1группа – в зависимости от того где работает транспорт

2 группа – в зависимости от того какую работу выполняет

3 группа – в зависимости от количества пассажиров и владельца транспорта.

Слайд 14-16

- А что значит «специальный» транспорт?

Вспомните, по каким телефонам вызывают эти машины

Слайд 17

Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет. Организует проверку

Дети работают в группах, затем один представитель от группы докладывает на класс.

Познавательные: умение самостоятельно разобрать способ решения; умение обосновывать выбор своего решения; осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; умение вносить необходимые дополнения и коррективы.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении задания.

7.Этап включения изученного в систему знаний

Цель: закрепить знания о видах транспорта; описать транспорт по определенной схеме

Сейчас мы еще раз поработаем в группах и закрепим полученные знания. А для этого вы выполните мини-проект.

Каждая группа получает картинку с транспортом. Описывают свой транспорт по определенному плану, красочно оформляют проект.

Слайд 18

Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет.

Применяют полученные знания и выполняют проект, выходят к доске и выступают

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: строить рассуждения, понятные для собеседника; умение использовать речь для регуляции своего действия.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать новое содержание урока.

Достигли ли мы цели, поставленные в начале урока? Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые нас интересовали?

Закончите предложения.

Я узнал…..

Я научился…

Мне понравилось….

Организует итоговую беседу; организует самооценку учебной деятельности; организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя; подводят итог урока и ставят задачи к следующему; дают самооценку своей деятельности на уроке; рассказывают что узнали.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками; умение давать оценку деятельности на уроке; умение выявлять и осознавать то, что усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9.Этап сообщения домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения

Инструктаж выполнения домашнего задания

Придумайте и нарисуйте необычное транспортное средство, опишите по уже известному плану

Дает комментарий к домашнему заданию

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Приложение 1

Когда был каменный век

Весь груз на себе носил человек.

А если он что-то не мог унести,

То звал он на помощь, чтоб помогли

Потом он подумал и в помощь себе

Груз решил возить на слоне.

Также лошадки и даже ослы

В этом деле ему помогли

Потом, для того чтоб ходить по морям,

Он лодку и парус придумал сам.

Под ветром лихим он ходил далеко

И грузы большие возил он легко

Затем он небо решил покорить

И шар он воздушный решил смастерить.

На шаре он много грузов перевез,

Но двигатель все же придумать пришлось.

Двигатель он изобрел для машины,

Потом паровоз, колеса, турбины

Так появился транспорт на свете

Знайте историю транспорта дети!

Приложение 2

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны)

Появился самолет. («Полетели» как самолет)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны вправо-влево)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево - вправо)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево – вправо)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (Опустили руки)

И на место все садись! (Сели на места)

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Какой бывает транспорт» УМК «Школа России» 2 класс

Учитель начальных классов Быстрова Татьяна Валентиновна

Тип урока:

Открытие нового знания

Цель урока:

Обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития

Планируемые результаты:

Учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа

Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания

Оборудование урока :

учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, «Мультимедийный продукт для интерактивных досок» (ООО «Экзамен-Медиа») в начальной школе; карточки для индивидуальной работы, игрушечный транспорт, игрушечный телефон, карточки с номерами телефонов 101, 102, 103, 112.

Организация работы на уроке :

фронтальная, парная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся на уроке

УУД

1. Организационный момент

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Тут затеи и задачи,

Игры, всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Мотивационный момент

Цель:

Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

Какой транспорт использовали животные из сказки К.Чуковского «Тараканище»?

(Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, трамвайчик, метлу)

Личностные:

проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

формулируют учебную задачу

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока: «Какой бывает транспорт?» Прочитайте определение слова «Транспорт».

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из греческого языка. В переводе оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

Значение этого слова можно найти в толковом словаре С.И.Ожегова.

А какой транспорт вы знаете?

Как много вы знаете! (слайд)

Посмотрите, какое разнообразие транспорта!

Ребята, наш любимый персонаж Муравей Вопросик снова поставил перед нами задачу. Давайте её прочтём в учебнике на стр 116.

Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

4. «Открытие» нового знания

Цель:

организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

5. Физ. минутка.

Цель: создание условий для отдыха и сохранения здоровья

Вспомните зачем нужны автомобили и поезда и д ля чего служат корабли, самолеты? (перевозить людей, грузы)

Где передвигается автомобиль? (по земле)

Какой это транспорт? (наземный)

Какой ещё наземный транспорт знаете?

Где передвигаются поезда? (на земле и под землей) (слайд)

Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный- метро)

- Где передвигаются корабли? (по воде)

- Как называется такой транспорт? (водный)

- а какой транспорт мы ещё не назвали? (воздушный)

- Где передвигаются самолеты? (по воздуху)

- Какой ещё воздушный транспорт вы знаете? (вертолёт, ракета,)

Таким образом, на какие виды делится транспорт? (ученик читает таблицу – (слайд)

Ребята, а для чего транспорт используется? Что на нем перевозят?

(грузы, людей)

Как называют транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)

Какой грузовой транспорт вы знаете?

Как называют транспорт, который перевозит людей? (пассажирский)

Какой пассажирский транспорт знаете?

Самолет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)

А на каком виде транспорта ездит полицейский? (полицейская машина

А что это за транспорт? (скорая, полиция, пожарная)

Этот транспорт называют специальный.

Прочитайте определение слова «специальный» в учебнике. В переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

В каком случае мы обращаемся к этой службе? (когда что-то случилось)

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, в результате анализа делают вывод, работают со схемой.

Коммуникативные:

способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные:

имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

6. Первичное закрепление

Цель: оценивание результатов своей деятельности

Откройте учебник на странице 117.

Какие машины изображены?

Проверьте: соответствует ли иллюстрация номеру телефона.

Ребята, какую службу вызовем по номеру 101, 102, 103

Проверьте –правильно ли вы выполнили это задание (слайд)

Работа по карточкам:

КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ

1. Приведи по три примера.

Личный транспорт - ___________________

Грузовой транспорт - ___________________

Водный транспорт - ____________________

Пассажирский транспорт - ____________

Сам не едет, не идет,

Не подержишь- упадет,

А педали пустишь в ход – он помчит тебя вперед

Была телега у меня, да только не было коня,

И вдруг она заржала, заржала, побежала.

Глядите - побежала телега без коня

Рукастая, зубастая, идет бредет по улице,

Идет и снег грабастает, а дворник только щурится,

А дворник улыбается: снег без него сгребается

Носит хобот, а не слон. Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет. Без лопаты, а копает

Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить!

Не летит, не жужжит- жук по улице бежит,И горят в глазах жука два блестящих огонька.Это дал завод ему: и огни –глядеть во тьму,

И колёса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

Работа в парах : ученики рассаживаются по парам. выбирают игрушечное транспортное средство (самолет, пароход, автомобиль) и составляют описание – к какому типу транспорта данное ТС относится, как называется, для чего используется.

Затем представляют выбранное ТС классу.

И гра «Кто быстрее?» по игрушечному телефону нужно вызвать специальный транспорт и в определенном порядке назвать: происшествие, адрес, имя вызывающего.

Познавательные:

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя,

достаточно полно и точно выражает свои мысли.

Регулятивные:

формируют умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения, контролируют свою речь при выражении своей точки зрения.

Личностные:

развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

Фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

Игра «Что у кого?»

У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

У человека сердце, … (мотор)

У человека ноги, … (колёса)

У человека кровь, … (бензин)

Человек вытирает руками, … (дворниками)

Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

Человек может заболеть, … (ломается)

Вы справились со всеми заданиями. Молодцы.

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

На все ли интересующие вопросы вы нашли ответы?

Что бы вы ещё хотели узнать о транспорте?

Я прошу вас оценить нашу работу на уроке.

Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрасьте зеленый сигнал светофора.

Кто в чем-то сомневается – жёлтый сигнал светофора.

А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – закрасьте красный сигнал светофора.

Регулятивные:

оценивают результаты своей деятельности.

9.Выставление отметок.

Домашнее задание

Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

Коммуникативные УУД.