Как выбрать самое безопасное место в транспорте: то, что нужно знать каждому. Выбор места в автобусе

Самые безопасные места в автобусе

Участившееся в последнее время количество аварий с участием туристических автобусов заставило многих путешественников задуматься над тем, как не стать их жертвой. Поэтому сегодняшний материал будет посвящен тому, как выбрать самые безопасные места в автобусе.

Для начала спешим успокоить тех, кто уже собрался отказаться от автобусных поезок. Не стоит поддаваться панике, это даже не тенденция, а всего лишь сезонный всплеск, связанный с тем, что июль и август - традиционный пик сезона. Соответственно, загрузка большая, водителей не хватает, работают они зачастую по 12-15 часов в день и попросту засыпают за рулем.

В принципе, автобус считается достаточно безопасным видом транспорта . Из-за своего размера и веса ему практически нипочем встречи с менее габаритными собратьями, типа легковушек. Реальную угрозу представляют лишь большегрузные автомобили и потеря управляемости, которая может быть вызвана чем угодно и чревата опрокидыванием. Даже при самых худших раскладах жесткие стойки корпуса довольно надежно защищают пассажиров, особенно тех, кто предусмотрительно выбрал самые безопасные места в автобусе.

Но лучше, действительно, быть готовым! Предупрежден - значит вооружен!

Превентивные меры

Большинство автобусов дальнего следования оборудованы ремнями безопасности, которые многие пассажиры почему-то игнорируют. А зря. Ведь их использование в несколько раз снижает вероятность получения серьезных травм при столкновении.

Осмотрите аварийные люки и запасные выходы. Чтобы не показаться параноиком и не сеять панику, сделайте это незаметно для соседей. Поверьте, в критической ситуации вам будет некогда рассматривать инструкцию возле люка, а «выдернуть шнур и выдавить стекло» легко только в теории.

Документы и деньги в поездке нужно всегда держать при себе. Это аксиома, которую знают все. А вот тщательно приготовленную дома туристическую аптечку почему-то бросают на самое дно чемодана, который, естественно, находится в багажнике. А, между прочим, даже элементарный бинт или жгут, находящийся под рукой в случае аварии, может спасти чью-то жизнь. Поэтому возите аптечку в ручной клади.

Где же самые безопасные места в автобусе?

При лобовом ударе, который считается самым распространенным и опасным, меньше всего шансов выжить у пассажиров первых рядов, поэтому их отметаем сразу. В особенности следует избегать места справа от водителя. Во-первых, в огромное лобовое стекло часто влетают посторонние предметы и осколки летят прямо на вас. Во-вторых, при аварии вы будете первым претендентом на вылет через все то же стекло. И, в-третьих, в критической ситуации, когда водитель поймет, что столкновение неизбежно, он инстинктивно будет отводить удар от себя, подставляя под него вас. По этой же причине, единственно безопасными местами в передней части автобуса считаются кресла позади водителя. Если они, к тому же, расположены спинками вперед - так это вообще шикарный вариант.

  • Следующий по «популярности» - удар сзади зазевавшимся спонсором будущего ремонта автобуса. Хорошо, если это будет «Ока», а если кран со стрелой или трубовоз? Поэтому, для перестраховки, отбрасываем как опасные, не только места на последнем ряду, а всю «корму» целиком (3-4 ряда сидений). Вдобавок к этому, задние места нельзя назвать не только безопасными, но и комфортными. Там больше всего ощущается тряска и вдобавок попадают выхлопные газы.

  • Таким образом, у нас остается середина салона. Но не будем забывать о вероятности бокового удара. С какой стороны больше шансов его получить? Правильно, со стороны проезжей части, то есть, слева. Кто пострадает в первую очередь? Конечно же, сидящие у окна.
  • Вот так, методом исключения, мы и вычислили, какие места в автобусе самые безопасные. Ими являются всего несколько сидений, расположенных в середине салона, справа от прохода. Даже если, по невероятной случайности, удар придется именно в правый бок автобуса, у вас будет дополнительная защита в виде более любознательного пассажира, который, в ущерб безопасности, предпочел любоваться пейзажами за окном.
  • Дополнительным бонусом этих мест можно считать то, что, при потере управляемости, когда автобус швыряет в разные стороны, амплитуда здесь будет минимальной. А значит, у вас будет больше шансов «удержаться в седле», нежели у летающих по салону пассажиров передней и задней части. А если автобус большой и посередине есть дополнительная дверь - считайте, что это джекпот. Потому как занять самое безопасное место в автобусе - это только пол-дела, нужно еще суметь быстро выбраться из него в случае аварии.

Если столкновение неизбежно…

Первый признак приближающейся катастрофы - автобус начинает смещаться в сторону обочины или встречной полосы. Первым делом, нужно окликнуть водителя, не уснул ли он. Если нет - значит, он уже видит угрозу и пытается ее избежать. За оставшиеся секунды вам нужно успеть сгруппироваться и принять наиболее безопасное положение.

  • Слегка наклонитесь вперед и упритесь едва согнутыми в локтях руками в спинку переднего сидения. Голову наклоните к рукам, как можно ближе. Выпрямите ноги и упритесь ими в пол, стараясь при этом не сильно засовывать их под переднее кресло. Именно в такой позе у вас больше всего шансов выжить и не получить серьезных травм.
  • Если автобус «остался на ногах» и сохранил работоспособность - считайте, что отделались легким испугом. Если же он лежит на боку или крыше - самое интересное еще впереди. В любой момент может вспыхнуть пожар и в считанные минуты салон превратится в пепелище. Не нужно поддаваться общей панике и ломиться в заблокированную дверь, создавая давку.
  • Помните, в самом начале мы осматривали аварийные выходы и люки? Вот теперь самое время ими заняться. Если и они не поддаются - нужно разбить стекло. Только не пытайтесь сделать это ногой или, тем более, рукой, как это делают в кино. В лучшем случае - зря потеряете время, в худшем - получите травму. Если авария была действительно серьезной (а, судя по раскладам, так оно и есть), то, оглядевшись, вы найдете куски поручней, обломки стоек или другие увесистые металлические предметы. Ими и лупите по стеклу, предварительно зажмурив глаза.
Помогите выбраться раненным, отойдите на недосягаемую в случае взрыва дистанцию, и ждите спасателей, размышляя о том, что ваше путешествие на самом безопасном месте в автобусе могло закончиться намного хуже…

Завсегдатаи автобусных туров при покупке билетов в первую очередь обращают внимание на расположение мест. Почему это важно? Объясним на примере.

Представьте, что вы долго планировали путешествие, продумали маршрут, выбрали, как вам казалось, хорошее место – с прекрасным обзором, посередине автобуса, недалеко от двери. А потом оказалось, что оно чуть ли не единственное, которое не раскладывается. Все бы ничего, но только когда пассажиры впереди откидывали кресла, вы оказывались зажатыми с двух сторон. В результате то, что грезилось как замечательное путешествие, превратилось в пытку.

Обо всех нюансах, которые нужно учесть при выборе места в автобусе, чтобы не попасть в подобную историю, расскажем в статье.

Автобусы дальнего следования – хорошие и разные

Если считаете, что достаточно знать номер места, чтобы понять, насколько оно удобное, вы глубоко заблуждаетесь. Парк современных автобусов дальнего следования (АДС) настолько разнообразен, что пока не увидишь схему салона, выводы делать преждевременно.

К примеру, вам досталось кресло № 14. В туристическом МАНе на 59 мест это начало салона, 4-й ряд; но в салоне этой же модели на 45 мест кресло № 14 находится перед дверью и, скорее всего, не откидывается. В 20-местном «Мерседесе» тот же 14-й номер расположен слева у окна в конце салона, а в 45-местном – справа у прохода, 4-й ряд. И таких примеров можно привести массу.

Даже типовая схема конкретной модели не всегда точна, так как перевозчик имеет право внести конструктивные изменения – добавить санузел, кухню, часть сидений (например, задний ряд) убрать, оборудовав спальный или грузовой отсек.

Критерии выбора места

О вкусах, как известно, не спорят, поэтому критерии выбора удобного места у каждого могут быть свои. Опытные туристы рекомендуют в первую очередь учитывать такие параметры, как:

  • безопасность;
  • расположение кресел по отношению к двери;
  • сегмент салона (начало, середина, конец).

Остановимся на них подробнее.

Опасные и безопасные

Сообщения о дорожных инцидентах с участием АДС появляются с пугающей периодичностью, поэтому задача № 1 каждого путешественника доехать до места назначения целым и невредимым.

Какие места потенциально опасны?

  • Первый ряд, особенно справа от прохода. При лобовом столкновении они первыми попадают под удар.
  • Последний ряд может пострадать, если удар придется сзади. К тому же при резком торможении у пассажиров заднего ряда выше риск травмироваться, вылетев в проход.
  • Кресла у окна левой части салона. У нас правостороннее движение, поэтому этим боком автобус всегда повернут к потоку машин.

Наиболее безопасные места в автобусе дальнего следования следующие.

  • В середине салона с правой стороны. Но даже в этой относительно безопасной зоне лучше садиться не у окна, а возле прохода.
  • Кресла сразу за водителем. Считается, что водитель, инстинктивно уклоняясь от опасности, выводит эту зону из-под удара, а правую сторону, наоборот, подставляет.

«Коварные» – рядом с дверью

Особым «коварством» отличаются места, расположенные в непосредственной близости к двери.

Если они находятся за нею, зимой и осенью – это зона холодных потоков воздуха, которые попадают на пассажиров каждый раз, когда открывается дверь. Кстати, летом приток свежего воздуха, скорее, можно отнести к плюсам.

Если кресла находятся с правой стороны перед дверью в середине салона, они не откидываются. Так задумано, чтобы не мешать людям выходить на остановках. Обычно такие места стоят дешевле, но пассажиры не всегда до конца осознают причину бонуса.

Зона рядом с дверью не лишена достоинств. Вы первыми выйдете из автобуса на стоянке, соответственно, быстрее попадете в буфет, туалет или просто успеете покурить.

Недостатки задних рядов

Последний ряд в АДС мало кто любит. И на это есть основания.

  • Здесь сильнее трясет, а людей с морской болезнью укачивает.
  • Спинки кресел не откидываются, значит, нет возможности расслабиться, подремать.
  • Если для охлаждения воздуха используют не систему климат-контроля, а общий кондиционер, сзади сильно дует.
  • Если телевизор один, с заднего ряда его не видно и не слышно. То же самое и с гидом во время экскурсии.

Некоторые туроператоры обычно продают на последний ряд, состоящий из 5 кресел, два билета. Тогда у их обладателей будет возможность не только сесть, но и полноценно лечь.

Особенности выбора места в двухэтажном автобусе

В турфирме вам могут предложить поездку на двухэтажном автобусе. У этого транспортного средства другая схема расположения мест и свои особенности.


Чтобы определиться, что вам больше подходит, изучите плюсы и минусы каждого этажа.

Достоинства первого этажа:

  • просторный салон;
  • людей меньше, чем наверху;
  • удобные столики;
  • рядом санузел, кухня, кулер с водой, холодильник.

Из минусов

Салон по отношению к дороге расположен низко, поэтому полюбоваться панорамными пейзажами не получится.

Будьте готовы к тому, что вечером водители продолжат общаться, а возможно, слушать музыку или смотреть фильм.

Преимущества второго этажа

  • великолепный панорамный обзор;
  • тишина в вечернее время, т. к. водители – внизу.

Минусы тоже есть

Здесь теснее, чем на первом этаже, что особо ощутят высокие и тучные пассажиры.

Будьте готовы каждый раз спускаться, чтобы воспользоваться удобствами или во время стоянок. Второй этаж – не для людей с ограниченными возможностями.

И вместо заключения. Выбрав место по душе, убедитесь, что оно официально указано в ваучере (с билетом все понятно), иначе получится, как в том анекдоте – кто раньше встал, того и тапки.

Итак, вам наверное интересно - что же это за автобусы, на которых вы будете совершать Ваши замечательные путешествия по разным городам и странам?
Это специально предназначенные для туризма машины, которые выпускаются самыми различными фирмами. Некоторые Вы, безусловно, знаете, например, Mercedes, Neoplan, но большинство фирм, выпускающих туристические автобусы (Van-Hool, Setra), обычно малоизвестны среди людей, не связанных с туристическим бизнесом, но в то же время - эти фирмы являются "монстрами" в своей области.

Отойдя от стереотипов и громких имен, давайте выясним, какие существуют автобусы для туристических поездок? В первую очередь, их можно разделить на одноэтажные, полуторные и двухэтажные. В приличных фирмах, которые заботятся о своих клиентах используются только полуторные и двухэтажные автобусы, которые считаются максимально удобными для туристических целей.

Различия между полуторо- и двухэтажными автобусами

Отличие этих автобусов заключается в том, что в полуторном автобусе этаж с пассажирами приподнят относительно уровня расположения водителей и является единственным пассажирским этажом, тогда как на 2этажном автобусе есть первый этаж, где тоже могут сидеть пассажиры. Теперь перейдем к салону автобуса. Он достаточно стандартен, хотя и может отличаться некоторыми не очень существенными деталями. Сиденья располагаются всегда одинаково, как показано на фотографии, различается только расстояние между ними.

Салон современного автобуса

Оно зависит от класса автобуса - чем больше звезд, тем больше расстояние между сиденьями и тем меньше в нем посадочных мест. Но в любом случае - места хватает, кроме того, вы всегда можете откинуть спинку, или раздвинуть кресла друг от друга.Что касается количества мест в автобусе, то в зависимости от фирмы производителя количество мест слегка меняется, но в среднем для полуторного автобуса это 42 места, а для двухэтажного - 62 места. Также в автобусах есть места со столиком, в зависимости от типа автобуса их может быть разное количество.

Кроме внешних данных и количества мест, автобусы отличаются комплектацией, т.е. наличием акустической системы (музыки), видео-системы (комплект: цветные мониторы подвешенные к потолку, обычно 2, 3 или 4, и видеомагнитофон), кондиционера, био-туалета (хотя туалет присутствует всегда).

Так выглядят теперь телевизоры в салоне

И напоследок, стоит добавить, что к несомненным достоинствам туристических автобусов относится багажное отделение, которое вмещает очень большое количество самого разнообразного багажа.

Итак, это то основное, что можно рассказать о тех автобусах, которые предлагают туристические фирмы.

Автобусные туры - хорошая школа для начинающих путешественников. Поучаствовав пару раз в таких поездках, многие потом решаются на самостоятельные путешествия. И это не удивительно: обычно за одну двух недельную поездку турист проезжает до 5-6 тысяч километров, видит много разных городов и даже стран, но после поездки нередко появляется желание снова поехать в тот или иной город, но остановиться в нем подольше и посмотреть его "с чувством, с толком, с расстановкой". Это и заставляет многих двигаться дальше и учиться путешествовать самостоятельно.

Как лучше подготовиться к автобусному туру

Вначале потренируйтесь
Если вы никогда прежде не были в длительном автобусном туре, то стоит сначала испытать себя – проехаться по Золотому кольцу или просто съездить на день-два в Новгород или Тихвин. Если вам комфортно так передвигаться по миру – значит, это ваш вид туризма. Смело двигайтесь на дальние расстояния. Если даже такой путь был не комфортен, то далее испытывать себя не стоит. При всех плюсах, у автобусного туризма есть и минусы – надо постоянно быть начеку, чтобы не опоздать к положенному времени. А это нелегко, если вы в незнакомом городе в незнакомой стране. Замки, дворцы, статуи и реки мелькают так быстро, что турист потом с трудом даже может сказать, в какой стране сделал ту или иную фотографию, а уж назвать город или название и вообще затруднительно…

Не по пути
Не бойтесь ехать в одиночку – это не проблема. В автобусном туре легко найти себе новых друзей. К тому же, можно попросить сфотографировать вас – тоже плюс. А вот детей до 5,5-7 лет в такие туры лучше не брать, им будет трудно. Взрослым, у которых есть хронические заболевания, тоже надо подумать, особенно тем, что страдает в серьезных стадиях гипертонией, варикозным заболеванием вен, остеохондрозом, диабетом или просто часто простужается. Но даже и здоровым поездка на 2-2,5 тысячи км с редкими ночевками в гостиницах может оказаться сложной. Ищите туры, где меньше или совсем нет ночевок в автобусе. Автобус делает технические остановки каждые 3-4 часа, их продолжительность - около 45 мин. Не теряйте время, обязательно выходите и разминайтесь!

Что взять с собой
- Лучше всего брать такую одежду, которую можно легко надеть поверх другой, что-то типа комплекта: футболка – теплая футболка – кофта или свитер – куртка, причем каждая из частей в зависимости от погоды может быть верхней. Это особенно важно весной-осенью, когда погода может изменяться в довольно широких пределах.

Обувь должна быть удобной и уже проверенной, лучше всего кроссовки или сандалии на липучках. Не стоит брать ту, которую купили недавно.

Стоит взять плед – им приятно укрыться ночью, хотя обычно в автобусах тепло. Но в дороге всякое бывает, лишним не будет.

Пригодится и подушечка под голову в виде большой подковки - надувная или тряпичная.

Обязательно нужно взять с собой аптечку – йод, бинт, лейкопластырь, средства от головной боли, укачивания, желудочно-кишечных расстройств, уголь (из расчета 5-7 таблеток на один прием) и др.

Если собираетесь брать сигареты, узнайте правила ввоза. Например, в Эстонию можно ввозить только две пачки сигарет. В Польшу также нельзя ввозить больше 2 пачек сигарет, а также шоколад и шоколадные конфеты, ещё, как обычно, ни йогурты, ни колбасы... На границе заставляют открывать показавшиеся подозрительными чемоданы и сумки.

Вещи кладите в разные сумки: в одну то, что нужно в автобусе, в другую, которую поставите в багажник, все остальное.

Где сидеть
Первые сидения обычно занимает гид и второй водитель. Удобнее всего сидеть в серединке – где-то на 15-23 местах. Впрочем, многие предпочитают в конце автобуса. Имейте в виду, что откидываются спинки не всех кресел. Это места перед кофеваркой и самые последние в автобусе. Это очень неудобно ночью, да и днем тоже. Старайтесь их избегать. Бывают места, как в купе - два кресла напротив двух кресел, а между ними - столик. Кушать, играть, читать удобно, но ноги девать некуда, да и постоянно быть «на глазах» соседей очень утомительно.

Еда и питье
Металлическая кружка и кипятильник, по-прежнему, лучшие друзья голодного туриста. Приехав поздно вечером в отель, можно вскипятить чая или «сварить» кашку. В дорогу не стоит брать мясные и рыбные копчености, они быстро портятся. А в некоторые страны и вообще их ввозить нельзя. В дорогу стоит взять сухофрукты, фрукты, печенье, мюсли, а также продукты, для приготовления которых нужен только кипяток – каши, вермишель, супы, кофе и др. Например, бывалые туристы рекомендуют пакетики с гречкой. Хотя на них и написано варить 15 минут, но можно заливать кипятком и ждать минут 20, эффект такой же. Разумеется, автобус будет делать стоянки у придорожного общепита, но выбор там обычно невелик и на любителей здорового образа жизни не рассчитан. А на экскурсиях вряд ли будет время бегать по продуктовым магазинам. Также имейте в виду, что не все туалеты по пути вашего следования будут бесплатными – возьмите мелочь для оплаты.

Неумолимая статистика вещает, что каждый год тысячи видов транспорта автомобили и автобусы, поезда и самолеты разбиваются в авариях. Настало время, когда каждая поездка может оказаться роковой. Знаем ли мы, как выбирать безопасные места в транспорте или ищем теплое комфортное местечко? Не мы ли просим кассиров дать нам билет у окошка или в первый вагон?

Если вам дорога ваша жизнь, узнайте, какие места в транспорте гарантируют безопасность дают шанс выжить.

Читайте в этой статье:

Выбираем безопасное место в транспорте

Маршрутка

На сегодняшний день транспорт довольно популярный и востребованный тем, что:
1. Не привязан к жесткому графику (расписанию).
2. Стоимость почти как в автобусах или троллейбусах.

Однако, машина типа «Газель» – одна из самых опасных среди общественного транспорта.

Какое безопасное место выбрать в маршрутке

Выбирайте место «спиной по ходу движения». Может, кого и укачает, но шансы выбраться из аварии невредимым, высоки. Если маршрутка резко затормозит, пассажиры со своих мест «полетят» вперед, а вас прижмет к спинке сиденья. Еще один плюс, в «Газели» такие места располагаются за водительской кабиной. Исследования доказывают, что в момент аварии он инстинктивно станет спасаться и выкрутит руль так, чтобы авто с его стороны меньше пострадало. Второе безопасное место в середине салона и оно находится чуть дальше от окон.

Внимание — опасность

Самые опасные – это места на заднем ряду и рядом с водителем. В случае лобового столкновения или если кто-то на скорости впишется в заднюю часть, можно погибнуть.

Автобус

В списке видов пассажирского транспорта он также небезопасен. Причем как городской, так и междугородный. Особенно высок риск зимой с ее гололедицей, метровыми сугробами. Но безопасные места есть и в нем:

Безопасное место выбрать в автобусе

Лучшие по безопасности места в салоне – середина правого ряда по ходу движения, которые далеки от встречного транспорта.

Безопасное место и в проходе. В случае аварийной ситуации можно быстро покинуть салон и не быть травмированным осколками.

Места опасные для пассажиров в случае ДТП

Опасными считаются три ряда первые и три последние. При столкновении есть вероятность, что пассажиров выбросит через лобовое стекло. При ударе сзади – «сплющить» в буквальном смысле.

Также нежелательно садиться у окна. При аварии, разбившееся стекло может нанести ранения в область лица, рук, перерезать жизненно важную артерию.

Поезд

Безопасного места в поезде как такового назвать нельзя из-за разных причин. Удар в аварии непредсказуем, как и форс-мажорные ситуации. Но дать совет можно.

1. Не берите билеты в первый вагон и последний.
2. Наиболее безопасные места в центральных вагонах.
3. Также и купе нужно выбирать в центре вагона.
4. Заказывайте место, чтобы полка была расположена по направлению движения поезда.
5. При резком торможении пассажир прижмется к перегородке. Тот, кто будет занимать противоположную полку, окажется на полу.

Самолет

Обычно авиакатастрофы происходят и при взлете, и при посадке. Пассажиры в значительной степени погибают от угарного газа, так как на борту происходит воспламенение и пожар. Главное, выбраться из салона до того, как остановится дыхание. Потому нужно выбирать места на одном из пяти рядов, расположенных близко к аварийному выходу.

Нет принципиальной разницы, сидеть у прохода или окна. И в том и другом случае выживает около 60% пассажиров.

Рассудительно выбирать места в передней части лайнера – выживаемость 65%. Есть шанс выжить на местах в «хвосте» – 53%.

К примеру, статистика выживания в самолетах США такова:
над крылом – 56%;
в «хвостовой» секции – 69%;
в передней секции (бизнес-класс) – 49%.

Большие самолеты имеют над крылом два выхода и здесь шансы выжить повышаются, в отличие от «хвоста» и передней части салона. В то же время, над крылом обычно размещено авиационное топливо. А это опасность его возгорания.

Увы, единых инструкций от бед еще не существует, но оплошать себе дороже выйдет, а на кону бесценная жизнь. Никому не запрещается выбирать себе место, и эти советы могут . Как говорится, прочитали и передайте другим. Берегите себя и тех, кого вы любите.

Эти советы от размещены в рубрике «Скорая помощь», из которой вы узнаете, как сохранить жизнь себе и другим.