Моторное масло для нового двигателя. Как правильно подобрать моторное масло? Какое лучше использовать

Многих автовладельцев занимает вопрос, какое моторное масло наиболее благоприятно для двигателей с большим пробегом. Все детали и узлы автомобильных двигателей внутреннего сгорания нуждаются в постоянной качественной смазке. От качества моторного масла зависят эксплуатационные свойства и характеристики движка.

Влияние смазки на работу автомобильного двигателя

Правильный выбор марки моторного масла обеспечивает стабильность работы двигателя внутреннего сгорания каждого автомобиля, независимо от его модели и года выпуска. От того, как работает система смазки машины, зависят следующие эксплуатационные показатели:

  1. Общий расход горючего.
  2. Пробег автомобиля до очередного капитального ремонта.
  3. Расход смазочного материала.
  4. Время между полной заменой масла.
  5. Износоустойчивость деталей и узлов силового агрегата.
  6. Мощностные характеристики двигателя.
  7. Чистота выхлопных газов.

В представленный список включены не все параметры, зависящие от качества моторной жидкости, заливаемой в бак конкретного авто. Эффективность применяемого смазочного материала определяется состоянием рабочих поверхностей элементов мотора и стабильностью его работы.

Запуск двигателя на холодную, время разгона автомобиля, развиваемая скорость, мощность и прочие эксплуатационные характеристики напрямую зависят от правильного выбора моторного масла.

Выбор масла для автомобилей с большим пробегом

Производители смазочных материалов создают вещества, подходящие для различных ситуаций. Автопроизводители, со своей стороны, дают рекомендации, каким компонентам необходимо отдавать предпочтение в конкретных ситуациях.

Для новых автомобилей данный вопрос решается просто. Они находятся на гарантии, водители имеют возможность обращаться в авто сервисные компании в любое время, чтобы уточнить подходящую марку моторного масла. Кроме того, паспорт автомобиля содержит подробную инструкцию о подходящей смазочной жидкости для данной модели.

Однако, трудности с правильным выбором возникают, когда нужно приобрести машинное масло для двигателя с большим пробегом. В данном случае мероприятия по доливке и замене смазки существенно усложняются.

Критичность пройденного пути

Многих интересует, какая величина пробега является предельной для данного транспортного средства. Ведь термин «большой пробег» не дает полного представления о том, что двигатель внутреннего сгорания пора ремонтировать из-за произошедших изменений в его деталях и узлах (износ, разрушения).

Для определения, что пройдено много километров, нет однозначных показателей в цифрах. Считается, что отечественный движок, отработавший на 100 тыс. км, имеет большой пробег. В то же время, характеристики некоторых японских силовых агрегатов не изменяются после десяти тысяч километров пробега. Средний путь без необходимости капитального ремонта и риска поломки от износа для импортных движков составляет 150 - 200 тысяч км.

Если зарубежный мотор начинает отказывать раньше установленных норм пробега, значит он эксплуатируется с нарушениями:

  • использование некачественного топлива;
  • марка моторного масла не соответствует рекомендованной;
  • нарушение рекомендованного режима между сервисными заменами смазочного материала.

Большое значение имеет соблюдение установленных правил при проведении процедуры по замене моторного масла. Данные мероприятия рекомендуется доверять опытным сотрудникам в условиях автосервиса.

Особенности работы двигателей после длительных пробегов

Детали и узлы в двигателях внутреннего сгорания, прошедших длительный путь, обладают существенным износом. Особенно ему подвержены элементы цилиндро-поршневой группы. Износ поршней, цилиндров, уплотнений и клапанов приводит к следующим нарушениям в работе силового агрегата:

  1. Уменьшение компрессии двигателя.
  2. Увеличение расхода топлива.
  3. Ухудшение динамических показателей.
  4. Затруднения при запуске движка.
  5. Возрастание вредных воздействий окислительных процессов.
  6. Потеря эффективности присадок в смазке.

Переход на синтетику

Сразу уменьшается износ рабочих элементов мотора, нормализуется потребление горючего. При помощи синтетики металлические поверхности на долгий период защищены от окисления и коррозии.

Синтетическая смазка облегчает «холодный старт» силового агрегата. Невысокая вязкость придает ей дополнительную текучесть, благодаря чему коленчатый вал свободно прокручивается при низких температурах окружающей среды. При применении синтетики экономится топливо при включении двигателя. Запуск производится быстро, не позволяя деталям быстро изнашиваться.

Эффективность специальных присадок

В процессе эксплуатации автомобиля детали силового агрегата получают постоянный износ. Различают несколько состояний износа:

  • этап приработки;
  • режим установившийся;
  • аварийное состояние.

Детали и узлы двигателей с большим пробегом находятся на последнем аварийном этапе. Их износ быстро развивается, что может привести к скорой поломке. Для выхода из подобных ситуаций производителями моторных масел разработаны добавочные вещества - присадки в смазочную жидкость.

Благодаря наличию противоизносного бустера увеличивается толщина защитной пленки. Масляный слой оберегает детали от разрушающих сил трения, возникающих в процессе взаимного контакта движущихся поверхностей внутри мотора. Данная технология является наиболее эффективной защитой от износа.

Присадки, препятствующие образованию различных осадков и отложений, не позволяют парализовать работу двигателя внутреннего сгорания. Они активно смывают осадки, образованные ранее. В результате действия данных добавок мощность двигателя увеличивается, расходы масла и топлива сокращаются.

В любом случае изношенные моторы невозможно сделать новыми и молодыми. Опытные специалисты советуют использовать смазочные материалы, обладающие повышенной вязкостью. К примеру, если в паспорте на двигатель стоят рекомендации об использовании моторной смазки 5w 40, нужно заливать вместо него масло марки 5w 50.

Данное решение - временный компромисс. Оно поможет выровнять работу силового агрегата, но не улучшит его физическое состояние.

Работа двигателей с большим пробегом на полусинтетических смазочных материалах

При использовании полусинтетики в моторах с большим пробегом образуется несмываемая тонкая защитная пленка. Этот эффект возникает благодаря уникальным магнитным свойствам сложных элементов, входящих в состав данных смазочных веществ.

Заключение

Выбирая подходящий смазочный материал для своего автомобиля, необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителей. В инструкции содержится подробная информация о допустимой вязкости и других характеристиках моторного масла.

Вопрос о том, как выбрать масло для двигателя автомобиля правильно не является сложным. Период эксплуатации силовой установки во многом зависит от качества заливаемого масла. Замена смазочной жидкости зачастую становится задачей не только для начинающих автолюбителей. Необходимо рассмотреть типы масел и их характеристики. Это позволит сделать правильный выбор нужного масла двигателя.

Типы масел для двигателя

Смазка для силовой установки в автомобиль подбирается в соответствии с его техническими характеристиками. Существует несколько основных стандартов, которые определяют типы масел для двигателей. К ним относятся:

  1. Отечественный стандарт 17479-2015 для стран СНГ. Он определяет уровень вязкости масляного раствора при различных температурах силовой установки, а также время года, в котором смазка применяется.
  2. SAE является международным стандартом. Он определяет показатели вязкости и температуры использования масляных жидкостей.
  3. АРІ составлен американским нефтяным институтом. Он указывает смазочную жидкость, которая необходима для разных типов двигателей, в зависимости года их изготовления и параметров.
  4. АСЕА составлен ассоциацией автомобильных производителей Европы. Его требования аналогичны нормативам АРІ, но величины характеристик несколько жёстче.

Согласно стандартов, смазочная жидкость разделяется на типы по сезону применения и способу изготовления.

По сезону применения смазка может быть зимней, летней или всесезонной. В зависимости от присутствующих добавок и наполнителей, способу изготовления, смазка бывает минеральной, синтетической или полусинтетической.

Чтобы знать, как правильно выбрать моторное масло для автомобиля, рекомендуется ознакомиться с требованиями перечисленных стандартов и знать типы масел, которые заливаются в мотор.

Смазка на минеральной основе

Такой тип смазочной жидкости изготавливается из минерального продукта – нефти, которая перегоняется, дистиллируется и проходит процесс рафинации. В результате такой обработки получается три вида минеральной смазки:

  1. Парафиновая;
  2. Нафтеновая;
  3. Ароматическая.

Эти виды отличаются между собой наличием углеводов, из-за которых парафиновая смазка более приемлемая для производства масляной жидкости.


Преимуществами минералки являются:

  • экологическая безопасность. Смазка имеет незначительное количество химических компонентов и вредных веществ;
  • приспособляемость. Используя присадки, можно увеличит уровень вязкости масляного раствора, уменьшить количество вредных компонентов и облегчить моторный пуск;
  • незначительная себестоимость и доступность. Можно выбрать в любом магазине автомобильных товаров по небольшой цене.

К минусам минеральной жидкости можно отнести несколько существенных показателей. Одним из них является то, что в конечном продукте находится значительное содержание серы, которая увеличивает окислительный процесс и плохо влияет на узлы и агрегаты пускового механизма. Вторым серьезным недостатком является низкая теплопроводность смазки. При высоких температурах масляная жидкость начинает подгорать и терять свои характеристики.

Для устранения недостатков, в минералку добавляют разные наполнители, повышающие устойчивость к коррозии, моющие и износостойкие показатели. Кроме этого, возможна подделка минералки в кустарных условиях.

Высокий уровень вязкости минеральной смазки позволяет успешно применять его на установках, работающих в тяжелых условиях и высоких нагрузках.

Синтетическая основа масла

Этот тип смазочного раствора вырабатывается из нефти, которая поддается органическому синтезу и перерабатывается до получения однородных молекул. Полученную базовую основу разбавляют добавками и присадками, которые повышают износостойкость, способствуют очистке силового агрегата, уменьшают выброс вредных веществ, снижают коррозию металлических деталей.

Изменяя процесс синтеза нефти, можно получить синтетические растворы, базой которых могут быть полиальфаолефины, гликоли, силиконы или сложные эфиры. Наиболее популярна синтетика на базе полиальфаолефинов. У нее хороший уровень вязкости, способствующий хорошему пуску силового агрегата в зимнее время. При эксплуатации в летнюю пору или высоких температурах такая синтетика защищает двигатель от перегрева.


К преимуществам синтетики можно отнести:

  1. Различные показатели вязкости, позволяющие применять смазочный материал в различных температурных условиях.
  2. Хорошая текучесть, позволяющая снизить трение деталей и расход топлива.
  3. Длительный период эксплуатации, который позволяет увеличить пробег машины и производить замену смазки при очередном техническом обслуживании.
  4. Высокие антикоррозийные и защитные показатели, моющие и очистные характеристики.

Существенным недостатком синтетики является ее себестоимость. Она обусловлена технологией производства материала.

Синтетическая масляная жидкость может использоваться в силовых установках любого назначения, работающих в любых условиях. Применение определенной марки синтетики для силового агрегата устанавливает производитель транспортного средства.

Полусинтетика и гидрокрекинг

Полусинтетический масляный раствор изготавливается в результате соединения минеральной и синтетической смазок. Пропорция соединения может быть различной, от 1 к 2 , до 2 к 1 минералки и синтетики. Если необходимо сделать полусинтетику самостоятельно, необходимо подбирать соотношение смазок, в зависимости от того, какой масляный раствор был в двигателе до этого, и в каких условиях происходила эксплуатация.

Гидрокрекинговая смазка отличается от других видов масляной жидкости. Процесс гидрокрекинга основан на технологии, при которой полученная минеральная смазка проходит гидроочистку и глубокую переработку. В результате такой процедуры, тяжелые атомы углеводорода распадаются под воздействием водорода и создают новую масляную базу с новыми смазочными характеристиками.


Полученная гидрокрекинговая смазка обладает показателями, которые значительно превосходят минеральную смазку, но несколько уступают синтетическому масляному раствору. Нужные показатели достигаются в результате наполнения гидрокрекинговой базы необходимыми добавками и присадками.

Добавки в масле

Добавки и присадки в автомасло необходимы для повышения периода эксплуатации силовой установки и ее узлов.

Масляные добавки классифицируются по виду и по группам. По виду добавки и присадки делятся на:

  1. Противодымные.
  2. Очищающие.
  3. Износостойкие.
  4. Противоокислительные.
  5. Восстановительные.
  6. Антисгущающие антифризы).
  7. Сгущающие.
  8. Противозадирные.
  9. Антифрикционные.

По группам добавки и присадки разделяются на:

  1. Изготовленные на плакирующей базе, позволяющей создать защитный слой в трущихся местах.
  2. Выполненные на минеральной базе, восстанавливающей металлическое покрытие.
  3. Произведенные их хлорпарафиновых и полиэфирных компонентов, преобразующих и удаляющих вредные отложения.


Правильно подобрать добавки в масляную жидкость можно в лабораторных условиях. По этому, выбирать смазку с присадками рекомендуется в соответствии с маркировкой на упаковке.

Подбор масла по классификации

Отечественная и зарубежная классификация смазочных растворов поможет разобраться, как правильно выбрать масло для двигателя.

  • Отечественный стандарт 17479.1-2015.

Согласно документа, разделение смазочных материалов проводится по вязкости и назначению. Вязкостный показатель обозначается цифрой, к зимнему показателю добавляется литера «З».

По назначению смазки для двигателей разделяются на категории, исходя из рабочего состояния пускового механизма. Каждый тип смазочного раствора обозначается соответствующей литерой:

  1. Обычные пусковые механизмы, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «А».
  2. Низко форсированные пусковики, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «Б1» — для бензиновых, «Б2» — для дизельных.
  3. Средне форсированные пусковики, работающие на бензине или дизельном топливе. Обозначаются литерой «В1» — для бензиновых, «В2» — для дизельных.
  4. Высоко форсированные пусковые агрегаты, работающие на бензине или дизельном топливе в любых условиях окружающей среды. Обозначаются литерой «Г1, Д1» — для бензиновых, «Г2, Д2» — для дизелей, «Е1, Е2» – для бензиновых и дизелей, у которых условия работы тяжелее, чем у Д1 и Д2.

Смазочная жидкость имеет буквенно-цифровое значение. Если на упаковке стоит марка М-4 з/ 10 Б1, то расшифровка будет означать, что М – масло, класс вязкости 4 для зимней эксплуатации, класс вязкости 10 для летней эксплуатации, применяется для малофорсированной бензиновой пусковой установки. Данный тип смазки сопоставим с европейским SАЕ аналогом 10w/30.

Стандарт SАЕ

Цифровое обозначение определяет наибольшую температуру, при которой масляный раствор сохраняет свои характеристики. Например, SАЕ 40 может заливаться при нагреве пусковика не выше +40 градусов. Добавление буквы W обозначает, что это смазка применяется в зимнее время. Например, 15 W. Двойное обозначение, к примеру, 10W/20, обозначает, что это двигательная смазка является всесезонной. В первой половине дроби значение для эксплуатации зимой, во второй – для летнего применения.

Соответствие параметров вязкости и температур между отечественным и SАЕ стандартами

Класс вязкости в странах СНГ Уровень вязкости при -18С Параметры вязкости при +100С Классификация SАЕ
минимум максимум
1200 3.8 5w
2500 4.1 10w
6100 5.6 15w
10500 20w
6 7.0 20
8 7.0 9.5 20
10 9.5 11.5 30
12 11.5 13.0 30
14 13.0 15.0 40
16 15.0 18.0 40
20 18.0 23.0 50
3з/8 1200 7.0 9.5 5w/20
4з/6 2500 5.5 7.0 10w/20
4з/8 7.0 9.5
4з/10 9.5 11.5 10w/30
5з/10 6100
5з/12 11.5 13.0
5з/14 13.0 15.0 15w/40
6з/10 10500 9.5 11.5 20w/30
6з/14 13.0 15.0
6з/16 15.0 18.0

Стандарт API

Обозначается двумя буквами, к примеру, SН или СD. Если в паре первая буква S (Сервис), то это смазка в бензиновый движок. Смазочная жидкость с первой буквой С (Комершил) в маркировке, применима для дизельного агрегата. Уровень качества масла определяется второй буквой в маркировке. Чем ниже буква в алфавите, тем ниже качественные показатели масляного раствора. Если применяется двойная маркировка, например SН/СD, то это комбинированная масляная жидкость, которая может заливаться в систему смазки бензиновой или дизельной силовой установки.

Стандарт API по маркировке и году выпуска масла обобщен в таблице:

Год выпуска Масляный раствор для дизельного силового агрегата Масляный раствор для бензинового силового агрегата
марка применение марка применение
1972 СD-2 моторы с турбонаддувом, топливо с большим количеством серы. SF моторы выпуска 1973 года.
1983 СЕ моторы с турбонаддувом выпуска 1983 года.
1990 СF-4 моторы с турбонаддувом выпуска 1990 года. SG моторы 1990 года выпуска, работающие в тяжелых условиях.
1994 СF моторы с турбонаддувом выпуска 1994 года. моторы 1994 года выпуска, работающие в тяжелых условиях.
1994 СF-2
1994 СG-4 Смазка улучшенного качества, с нормами токсичности для всех моторов с турбонаддувом, начиная с выпуска 1990 года.
1998 СН-4 Быстроходные скоростные турбодвигатели с высокими требованиями токсичности. SJ моторы 1998 года выпуска, работающие в тяжелых условиях. Смазка с высокими энергосохраняющими характеристиками.
2001 SL моторы 2001 года выпуска. Смазка с повышенным эксплуатационным сроком.
2004 СI-4 Высокоскоростные турбоагрегаты с рециркуляцией выхлопных газов. Смазка может заменять предыдущие марки. Улучшенная смазка с длительным периодом эксплуатации, устойчивая к окислению. Для моторов 2004 года выпуска.
2010 СJ-4 Силовые турбодизеля, оборудованные сажевым фильтром. Смазка может заменять предыдущие марки.

Цифровая приставка (2 или 4) в марке масла означает тип силовой установки, к которому смазка применима, двухтактная или четырехтактная.

Стандарт АСЕА

  1. Марка А/В. Смазочные жидкости для бензиновой или дизельной силовой установки легковых автомобилей, микроавтобусов.
  2. Марка С. Смазка новой классификации для бензиновой или дизельной силовой установки, отвечающая современным нормам экологической безопасности Евро4.
  3. Марка Е. Масляная жидкость для тяжелых машин с дизельными силовыми агрегатами, работающими в сложных условиях.

Каждая из марок смазки делиться на подкатегории:

Подкатегория Применение
Масла марки А/В
A1/B1 Стойкие к деструкции масла с длительным сроком замены, для всех типов моторов легковых транспортных средств.
A3/B3 Устойчивые смазки длительной эксплуатации. Для всех типов моторов легковых автомобилей, которые эксплуатируются при различных температурах, в сложных условиях.
A3/B4 Устойчивые смазки для всех типов высокофорсированных моторов легковых автомобилей с непосредственным впрыском топлива.
A5/B5 Смазка для легковых автомобилей с высокофорсированной бензиновой или дизельной силовой установкой. Снижает трение и имеет низкую вязкость при высокой температуре.
Масла марки С
С1 Устойчивые к механическому воздействию смазки. Для бензинового или дизельного легкового авто с сажевым фильтром или трехкомпонентным катализатором.
С2 Устойчивые к деструкции масляные жидкости для высокофорсированных моторов легковых автомобилей с сажевым очистителем.
С3 Масляная жидкость, аналогичная С2, но улучшенных характеристик.
С4 Смазка, разработки 2004 года, которое соответствует стандарту Евро4. Высокая устойчивость к деструкции, которая дает возможность продлить период эксплуатации катализатора и сажевого очистителя.
Масла марки Е
Е4 Смазка с присадками, удаляющими сажевые отложения, уменьшающими выхлопные газы. Имеет высокие показатели, позволяющие свести изнашивание трущихся деталей к минимуму.
Е6 Стойкая к старению смазка, обеспечивающая чистоту деталей шатунно-поршневой группы, минимальный износ и очистку от сажи.
Е7 Смазка, аналогичная Е6, с улучшенными показателями. Имеет высокую устойчивость к старению и износу. Кроме смазочных характеристик, обладает хорошими очистными свойствами.
Е9 Смазка для высокофорсированных турбодизелей, работающих в сложных условиях, оборудованных сажевым очистителем и системой рециркуляции выхлопных газов. Имеет хорошие смазочные и очистные характеристики.

Заключение

Как выбрать моторное масло для двигателя автомобиля, можно решить самостоятельно или воспользоваться рекомендациями специалистов. При выборе необходимо учесть, что длительная и стабильная работа силового агрегата зависти от качества смазки.

Каждый, у кого имеется железный конь, особенно, те, кто приобрел автомобиль недавно, интересуются, как обеспечить долгую и надежную работу двигателя. Одним из ключевых моментов в этом не слишком сложном деле является своевременная замена масла. Особенно это важно знать тем, кто или же, напротив, тем, чья новенькая и блестящая машинка собирается на первое ТО. Обширный ассортимент масел скорее вводит автомобилиста в ступор, глаза его разбегаются и мысли путаются. Но в этом вопросе важно сделать правильный выбор, ведь масло обеспечивает долгую и счастливую жизнь двигателя.

Виды моторных масел

Перед тем как что-то посоветовать МирСоветов предлагает разобраться с тем, какое бывает моторное масло, и познакомиться с общепринятой классификацией и условными обозначениями. И начнем с видов масел.
Минеральное масло производится путем перегонки и очистки нефти, синтетическое создается синтезом газов. Полусинтетическое, как следует из названия, является их смесью. Существует еще гидрокрекинговое масло, ему мы уделим внимание чуть позже.
Минеральные (можно встретить название нефтяные) масла производятся из нефти путем рафинирования и дистилляции. Они содержат много присадок, и довольно быстро теряют свои свойства. Есть три вида минеральных масел – парафиновые, нафтеновые и ароматические. Они различаются строением входящих в их состав углеводородов (парафины, нафтены, ароматические соединения). Наиболее пригодны для производства смазочных масел парафиновые базовые масла, у них лучше характеристики по вязкости и температуре.
Сера, которая также содержится в исходном сырье, отвечает за окислительные свойства масла. Если содержание серы составляет до 1%, то интенсивность износа деталей двигателя будет меньше. Если серы больше, то ее нужно удалять из исходного сырья, что приводит к удорожанию конечного продукта.
Это самый дешевый вариант, хотя и требует частой замены. Из-за не слишком хороших своих качеств, данный вид моторного масла рекомендуется применять, если только не подразумевается работа двигателя в тяжелых условиях. На старых отечественных автомобилях применение «минералки» целесообразно, поскольку она более вязкая, следовательно, не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников.
Синтетическое масло производится путем синтеза определенных химических соединений для придания продукту желаемых свойств. «Синтетика» обладает рядом значительных преимуществ перед «минералкой»:
  • большая текучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива;
  • низкая температура прокачивания, т.е. двигатель будет исправно и без перегрузок работать при низких температурах;
  • высокая температура испарения, т.е. масло не будет чувствительно к нагреву и перегреву;
  • химическая стабильность масла – его эксплуатационные характеристики не меняются, поскольку масло в процессе работы двигателя не окисляется и не парафинизируется;
  • большой срок службы.
Все эти несомненные достоинства приводят к тому, что синтетические масла в разы дороже минеральных. Применение «синтетики» оправдывает себя там, где условия эксплуатации далеки от идеальных: низкие и высокие температуры, большие нагрузки на автомобиль.
Компромисс между этими двумя видами моторных масел – это полусинтетические (иначе говоря, частично синтетические) и гидрокрекинговые масла . Частично синтетическое получают смешиванием качественных минеральных (нефтяных) и синтетических базовых составляющих. В результате будет масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное. Применение «полусинтетики» целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках.
Еще один вариант улучшения характеристик минерального масла – это гидрокрекинг, при котором происходит «выпрямление» углеводородов, путем перегруппировки атомов, что приводит к получению изомеров. Недостаток метода заключается в том, что изомеризация идет и в обратном направлении, поэтому гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике», но и быстро стареет, теряет свои свойства. Недобросовестность производителя может привести к тому, что Вы приобретете такое масло, считая его синтетическим, хотя, по сути, оно является минеральным, с улучшенной структурой молекул и комплексом присадок. Запутаться очень легко, особенно учитывая, что например масло с вроде бы единым названием Castrol TXT Softec Plus может быть и синтетическим, и на минеральной основе (т.е. получено путем гидрокрекинга). Мы советуем просто быть внимательнее при покупке и тщательно изучить этикетку.

Классификация моторных масел

Выбирая масло («синтетику», «полусинтетику», «минералку»), помните о рекомендациях производителя Вашего автомобиля. Масла классом выше рекомендуемого могут быть несовместимы с неновой конструкцией мотора.

Вязкость масла – это одна из основных его характеристик. От нее зависит в первую очередь легкость холодного пуска в морозы. Данная спецификация является международным стандартом и применяется повсеместно. Она определяет три рода моторных масел по вязкости: зимнее, летнее и всесезонное.

  • Зимнее масло обозначается литерой «W» и числом перед ней (от англ. «winter» – зима): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
  • Летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
  • Всесезонное, как Вы уже, наверное, догадались – это комбинация обозначений летних и зимних видов, например, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40.
«Зимний» индекс обозначает, до какой минимальной температуры рекомендуется использовать масло. Здесь нужно воспользоваться простой формулой: из зимнего индекса вычитаете 35 и получаете эту самую минимальную температуру. Например, для моторного масла с индексом SAE 10W40 нижний предел температуры (-25 градусов). Это правило справедливо для минерального моторного масла, и неактуально для синтетики.

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам
Вообще говоря, есть две системы – американская и европейская. Обе они определяют области использования моторных масел, но вторая более строгая. Принадлежность масла к определенному классу устанавливается с помощью испытаний в двигателях или стендах, моторных установках. Оцениваются моющие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и др. свойства сертифицируемых масел.

Классификация API
Классификация API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти) имеет две категории масел: «S» (service) и «С» (commercial). Для бензиновых двигателей предназначены масла категории «S», а для дизельных, соответственно – категории «C». В условных обозначениях на этикетке вы увидите двухбуквенное значение: первой будет «S» или «C», вторая – буква латинского алфавита используется для обозначения качества моторного масла (чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло). Устаревшие на сегодня классы масел (SA, SB, SC, SD, SF – для бензиновых и CA, CB, CC, CD – для дизельных) на сегодня встречаются крайне редко, а с маркировкой «A», «B» вообще не производятся. Масла, относящиеся к этим перечисленным классам, обладают относительно низкими эксплуатационными показателями, и выпускались для двигателей, которые были менее требовательны к качеству масла. Нет ничего страшного в том, что вместо масла класса SD или SF вы зальете масло классом выше, например, SG. Классификация выпускаемых на сегодня моторных масел по API выглядит следующим образом:

  • Для бензиновых двигателей: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004) – в скобках указано, для двигателей начиная с какого года выпуска рекомендуется данный класс масел.
  • Для дизельных двигателей: CD (1955), CD-II (1987), CE (1987), CF (1994), CF-2 (1994), CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4(2002). Цифры 2 и 4 обозначают, что масло предназначается для двух и четырехтактных двигателей соответственно.
Если на этикетке нанесено сразу обе маркировки (SJ/CH-4), значит масло является универсальным и может применяться как в бензиновых, так и дизельных двигателей. Кроме этого в классификации API используется маркировка EC1, EC2 – так обозначаются масла, обладающие энергосберегающими свойствами, и чем больше цифра, тем выше процент экономии топлива.

Классификация ACEA
Классификация ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей), появившаяся в 1996 году более полно характеризует области применения моторных масел и уделяет больше внимания противоизносным свойствам масел. Масла маркируются буквой (А – для бензиновых двигателей, В и Е – для дизельных) и цифрой (чем она больше, тем лучше характеристики масла). Через дефис указывается год утверждения или изменения спецификации. Спецификации приведены ниже, группы перечислены по мере улучшения эксплуатационных характеристик:

  • Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002.
  • Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002.
  • Масла для двигателей тяжелых грузовиков, автопоездов: E1-96, E2-96, E3-96, E4-98, Е4-99, Е5-99.
Начиная с 2004 года в ACEA появился новый класс масел C, подходящий для использования и в бензиновых, и в дизельных двигателях.

Так какое же масло выбрать?

Итак, существует несколько видов масел, разделяемое по принципу его производства (минеральные, синтетические, полусинтетические и гидрокрекинговые). Кроме того, каждый из видов классифицируется их по вязкости и эксплуатационным свойствам. Чтобы не запутаться во всем этом и выбрать подходящее масло, обычно советуют обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля – часто производители указывают, какими характеристиками должно обладать масло для двигателя вашего авто.
Конечно, нужно стремиться подобрать масло, по своим свойствам максимально близкое к рекомендуемому, но при этом важно ориентироваться и на конкретный мотор, его возраст, условия эксплуатации. Поэтому нужно учитывать:
  • тип двигателя, а также год создания двигателя (не путайте с годом выпуска автомобиля);
  • условия эксплуатации автомобиля, которые могут быть:
    • средние (стандартные умеренные нагрузки «город-трасса» в умеренном климате);
    • тяжелые (перевозки грузов, бездорожье, спортивные состязания, тропический или северный климат);
  • степень износа двигателя (либо ориентируясь на пробег) может быть:
    • сезначительной – до 75 тыс. км;
    • средней – 100-150 тыс. км;
    • повышенный износ более 150-200 тыс. км.
  • совместимость примененных в двигателе материалов с конкретными видами масел.
Например, в старых моторах ВАЗа сальники и прокладки, выполненные из нитрильной резины, не совместимы с современными синтетическими маслами. Если заменить эти детали аналогами из более совершенных материалов, то можно попробовать залить и «синтетику».
Здесь МирСоветов подчеркнет те моменты, которые часто не учитывают и потому совершают ошибки при выборе моторного масла. Согласитесь, нелепо брать зимнее масло, если в холодное время года Ваш автомобиль стоит в гараже. Важно принимать во внимание время работы и состояние мотора – нет смысла лить «синтетику» в двигатель «на последнем издыхании» – это его не реанимирует, нужны другие средства. И, конечно же, жалко применять дешевую «минералку» для современного и мощного двигателя.
Если рекомендуется масло 10w-40, то залить 10w-50, в принципе, можно, но помните, что оно будет более вязким при высоких температурах (когда двигатель прогрелся и работает). А это в свою очередь приведет к недостаточному смазыванию определенных элементов механизма, и как следствие – повышенный и ускоренный износ двигателя в целом. Использование масла 15w-40 может привести к затруднениям при пуске двигателя в морозы, но если Вы живете в теплой стране, где минимальная температура не опускается ниже -5 градусов – использование такого масла допускается.
Вообще говоря, использование моторного масла намного более вязкого, чем рекомендовано, чревато нежелательными последствиями, когда оно (неважно, при пуске, либо в рабочем режиме) будет хуже прокачиваться масляным насосом по системе смазки к частям, испытывающим большое трение. Это так называемое «масляное голодание» мотора. Если же взять более текучее масло, чем рекомендует производитель, то следствием этого будет повышенный износ (хуже смазывающие свойства) и возможные утечки масла через зазоры конструкции.
Поэтому автопроизводитель, как правило, указывает средние значения класса вязкости SAE и часто приводит поправку на условия эксплуатации.
Бывает и так, что в руководстве по эксплуатации указывается конкретная марка масла, как например, оригинальное масло Toyota для одноименных автомобилей или спецификации производителей, например, GM 6094M (General Motors), WSE-M2C 9 (Ford). Что делать в таких случаях? Если ваша техника находится на гарантии, лучше найти масло указанного типа у дилера или в сервисном центре, чтобы не иметь впоследствии проблем бюрократического характера по гарантии. Если же гарантийный срок истек, можно заливать и другие марки масел с подходящими характеристиками. При этом двигатель нужно будет предварительно промыть – как при переходе на другой тип масла.

Условия и особенности эксплуатации

Моторное масло должно сохранять свои вязкостные свойства в определенном диапазоне температур и при конкретных условиях эксплуатации. Большинство масел сейчас всесезонные, но возможно выбирать отдельно для зимы и для лета.
При выборе сезонного масла ориентируемся, как обычно на рекомендации производителя и делаем поправку на климат.
Зимнее масло должно обеспечивать запуск двигателя в холодное время года, следовательно, хорошо прокачиваться по системе смазки при низких, чаще всего, отрицательных температурах. Наилучшим с этой точки зрения является масло класса вязкости 0W, оно сохраняет лучшую текучесть при низких температурах. Применение такое масла допускается, за исключением тех случаев, когда это не рекомендуется самим производителем автомобиля. Также при выборе масла, нужно ориентироваться на условия эксплуатации, хранения: если автомобиль ночует в теплом гараже, и холодный пуск в -30 ему не грозит, можно заливать масло не SAE 0W, а более вязкое.
При выборе «летнего» масла упор делается на способность масла сохранять вязкость и хорошо смазывать и охлаждать трущиеся детали двигателя. Это предотвращает усиленный износ и снижает вероятность перегрева и заклинивания двигателя в жару, в пробках (когда двигатель не обдувается и температура возрастает еще сильнее). Производители автомобилей рекомендуют обычно класс 40 – среднее по характеристикам масло для средней полосы России, Европы. В тяжелых условиях эксплуатации, например, в экваториальных и тропических областях рекомендуется использование масел с «летним» классом 60.
Сезонное масло сейчас встречается редко, и производители (например, Audi) рекомендует его использование только в качестве временного варианта. В большинстве же случаев рекомендуется использование всесезонных моторных масел с индексами 10W-40 или 5W-30.
Смешивать разные масла не рекомендуется по причине возможной их несовместимости. Но при этом МирСоветов хотел бы подчеркнуть, что если вы хотите перейти после зимы с масла с индексом 5W-40 на масло 10W-40 и обратно – такое сочетание возможно (если масло одного типа, и желательно от одного и того же производителя).
И еще один момент, который также отнесем к особенным условиям. Многие машины сегодня в целях экономии на стоимости топлива оснащаются газобаллонным оборудованием. Кроме того, что природный газ существенно дешевле бензина, он позволяет увеличить пробег между заменами масла в полтора-два раза, за счет того, что в нем отсутствует «жидкая составляющая», приводящая к изменению свойств моторного масла. Для использования в таких двигателях лучше выбрать масло с «летним» классом повыше (например, SAE 50).

Степень износа двигателя

Важно знать, что в различное время своего жизненного цикла мотору требуется различное масло. Так, для обкатки двигателя, когда детали «притираются», на заводе заливается специальное масло, менять которое не рекомендуется до определенного срока. Обычно это не самое лучшее масло, однако в него добавляют специальные присадки, которые улучшают приработку деталей. В период обкатки лучше применять менее качественное масло, в том числе минеральное – это способствует лучшей приработке, чем на хорошей «синтетике», поскольку обеспечивается большее трение.
После обкатки наступает время переходить на более качественное по вязкости и температурной устойчивости масло, ведь это продлит ресурс двигателя. Затем, придется снижать характеристики моторного масла, поскольку при большом износе расход менее вязкого масла будет неуклонно увеличиваться из-за протечек.
Таким образом, вязкость выбираемого масла должна соответствовать не только рекомендациям производителя и условиям эксплуатации, но и состоянию мотора: чем сильнее изношен двигатель, тем более вязкое масло придется использовать (кроме стадии обкатки).

Замена, доливка масла

В процессе эксплуатации автомобиля периодически приходится менять и доливать масло. Обычно пробег автомобиля на одной заправке масла должен составлять 10000 км. Чаще придется менять масло, если двигатель дизельный или при агрессивной езде, либо в условиях коротких зимних поездок. Масло может потерять свои свойства раньше времени в изношенном моторе («постареть» в результате попадания пыли, продуктов износа, частицами, образовавшимися в результате сгорания топлива), и тогда его также придется заменить до срока. Но есть также и масла с маркировкой LongLife (буквально – «долгая жизнь»), его нужно менять после 15000-25000 км. Напомним, что моторное масло нужно менять при смене сезона (если у Вас не залита соответствующая «всесезонка»). Также придется произвести замену масла, если Вы приобретаете подержанную машину; а если не знаете, что именно использовалось прежним хозяином, то лучше дополнительно промыть (для этого также существуют специальные масла).
Нужно следить за уровнем масла в двигателе и по мере необходимости доливать – лучше всего то же самое. Как уже говорилось на МирСоветов, смешивать моторные масла разных производителей не рекомендуется, хотя и допустимо в крайних случаях. При этом доля нового, доливаемого масла не должна превышать 15%, и эту смесь необходимо как можно быстрее заменить. И уж тем более нельзя смешивать между собой масла разных видов: синтетическое с минеральным (исключительно в самых безвыходных случаях). Свойства масел при подобных смешиваниях могут ухудшиться, либо стать непредсказуемыми из-за несовместимости присадок. Допустимо смешивать синтетическое масло с другими типами масел от одного производителя, только если он прямо это разрешает.

Где купить

Конечно же, лучше всего покупать в специализированном магазине. Еще лучше – у официального партнера производителя масел. Так есть хоть какая-то гарантия, что Вы убережете себя и свой автомобиль от подделок, которые наводнили рынок. С одной стороны, покупать нужно продукцию проверенных фирм (BP, Castrol, Elf, Esso, Mannol, Mobil, Shell, Total, Лукойл, ТНК – и это еще не все!), с другой стороны – их же и охотно подделывают. Так что нужно при выборе проявить максимум бдительности, и если есть хоть малейшие сомнения, то лучше перестраховаться и приобрести моторное масло в другом месте.
Стоимость минерального моторного масла начинается примерно от $3 за 1 литр, полусинтетического – от $6, синтетического – от $11. Это минимальные цены, и тут же приходится ориентироваться на свои финансовые возможности, так оптимальное моторное масло для Вашей машины может стоить $20 и более за 1 литр.

Специалисты утверждают, что маслом мотор не испортишь. А мы уточним – правильно подобранным.

В России официально представлены десятки автомобильных марок, сотни моделей и тысячи двигателей. И под каждый необходимо правильно подобрать масло, ориентируясь на многообразие допусков автопроизводителей и вязкостей моторных масел. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд, если просто ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, которые, в свою очередь, базируются на двух основных моментах: тип двигателя и температура окружающей среды.

ВЯЗКОСТЬ

В обозначение вязкости масла по SAE входят две цифры. Первая, рядом с буквой W, обозначает низкотемпературную вязкость (0W, 5W, 10W, 15W, 20W). Чем ниже этот показатель, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. В средней полосе России достаточно класса вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера, где температура может опускаться ниже –30° С, рекомендуется использовать масло с классом вязкости 0W-X.

Вторая цифра в обозначении класса вязкости - это высокотемпературная вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Двигатели различных автопроизводителей имеют самые разные требования к этому параметру. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие масла, как, например, японские и корейские автомобили. А некоторые, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40. В любом случае при выборе класса вязкости необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ» И «ОДОБРЕНИЯХ»?

Автопроизводители могут иметь самые разные требования к маслам. Европейские и американские зачастую имеют собственные допуски на масла и разрешают заливать в свои двигатели только продукцию, получившую одобрение и прошедшую тестирование в независимых или собственных лабораториях. Японские, китайские и корейские автопроизводители не имеют собственных допусков для моторных масел, но требуют наличия соответствия требованиям международных классификаций API или ILSAC.

Чтобы получить допуск автопроизводителя, необходимо провести ряд стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях. На основе успешных испытаний выдается допуск на масло, подтверждающий уровень эксплуатационных свойств, и автомобильная компания вносит масло в список официально одобренных. Наличие официального одобрения от автопроизводителя гарантирует исправную работу масла в двигателе. Если какая-либо поломка все же произошла, и ее причиной стало именно масло, заявленное как одобренное, то автопроизводитель обязан компенсировать расходы на ремонт.

МАСЛО ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИ И СЕРВИСНОЙ ЗАЛИВКИ

Первое масло в двигатели автомобилей заливают на сборочном конвейере и, как правило, требования, которые автопроизводители к нему предъявляют, выше, чем к маслам сервисной заливки. Такие масла обладают меньшей вязкостью, чтобы излишне не препятствовать «сглаживанию» трущихся поверхностей при обкатке и стендовых испытаниях двигателя. После того как мотор обкатан, он с залитым маслом отправляется на сборочную линию.

Масло, которое попадает в двигатель при его гарантийном обслуживании, принято называть маслом сервисной заливки. Многие считают, что необходимо использовать исключительно оригинальные моторные масла в таре с этикеткой автопроизводителя. Однако стоит отметить, что сейчас ни одна автомобильная компания не занимается самостоятельным производством масел, а прибегает к помощи специализированных компаний. Поэтому масло в фирменной упаковке отличается лишь логотипом на этикетке и завышенным ценником. Соответственно, при замене масла можно использовать продукт любого бренда при наличии необходимого допуска и уровня эксплуатационных свойств, рекомендуемых автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к автомобилю.

МАСЛО В ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД

В постгарантийный период, когда пробег автомобиля может достигать более 100–200 тыс. км, в первую очередь увеличиваются зазоры между стенкой цилиндра и поршнем. Если продолжать использовать маловязкие масла, то создаваемой толщины масляной пленки может оказаться недостаточно, и будет происходить прорыв газов сгорания в масляный картер. В этой связи, имеет смысл перейти на более вязкие масла, которые будут обеспечивать большую толщину масляной пленки и продлят жизнь двигателя.

КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО?

На вопрос «Когда менять масло?» нельзя ответить однозначно, поскольку этот момент зависит от большого количества факторов - от условий эксплуатации до качества топлива. В руководстве по эксплуатации автомобилей, как правило, приведены несколько заниженные цифры - до 15 тыс. км. На самом деле качественные масла от крупных компаний, имеющие официальные одобрения автопроизводителей, вполне могут проработать гораздо дольше. Поэтому ничего страшного не произойдет, если затянуть с заменой масла на 500–1000 км. Но делать этого все же не следует, так как в случае поломки автопроизводитель имеет право отказать в гарантийном ремонте.

Большое влияние на ресурс моторного масла оказывает режим, при котором эксплуатируется автомобиль

ИТОГИ

Итак, для того чтобы самостоятельно правильно подобрать моторное масло, нужно выполнить следующие действия:

  1. Проверить руководство по эксплуатации своего автомобиля и найти раздел с требованиями к маслу.
  2. В зависимости от типа двигателя и режима эксплуатации определить требуемый уровень свойств моторного масла.
  3. Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от температуры окружающей среды, в которой эксплуатируется автомобиль, и пробега автомобиля.
  4. Выбрать желаемый бренд масла, внимательно изучить заявленные уровни свойств, допуски и соответствия требованиям автопроизводителей.
  5. По возможности проверить наличие у производителя масел лицензий и одобрений онлайн или запросить официальные документы.

«За рулём». Проводили экспертизу специалисты совместно с сотрудниками одной известной лаборатории.

Рейтинг, полученный с помощью четырёхшариковой машины

Были проведены незаменимые исследования свойств синтетических масел отечественного и зарубежного производств. Все основные испытания проводились на автомобиле марки ВАЗ, хотя некоторая часть замеров произведена была в лаборатории. Использовалась для испытания и специальная четырёхшариковая машина трения, предназначенная для определения нагрузок сваривания трансмиссионных масел.

Хотя, как утверждают некоторые эксперты в этой области, такой агрегат не предназначен для тестирования автомобильного . Подобных нагрузок в двигателе внутреннего сгорания просто нет, и с тестированием в состоянии справиться только EP присадки, изготовленные на основе фосфора и серы. А если вспомним, они с 1996 года не используются.

Что касается испытаний на четырёхшариковой машине трения, то такие эксперименты желательно проводить для трансмиссионных и индустриальных видов смазок.

Итак. Какое же масло можно назвать качественным и хорошим? Оказывается, по сути, такого понятия, как хорошее смазочное средство для , а вернее, наиболее качественное, - нет. Каждый из видов должен подходить под ваш двигатель. Понятно, что имеются в виду смазки от производителей, а не подделки.

Ну допустим. Пришла пора выбирать моторную смазку. Что делать? Как её выбрать? Вот и попытаемся дать некоторые полезные советы.

Правильный подход - первый шаг при выборе

Главное при выборе хорошей смазки для двигателя - это правильный подход. Следует уметь определять критерии и знать некоторые секреты. И самое важное, чтобы моторное масло соответствовало по своим характеристикам тем показателям и требованиям, которые выдвигает автопроизводитель.

Если действовать при выборе смазки, как человек простой, то бишь, узнавая у друзей и знакомых, то ничего дельного из этого не выйдет. Ведь каждый льёт масло разное и хвалит его. Что же делать?

Может порыскать в или лучше открыть соответствующий вопросу форум? Задать вопрос прямо: а какой вид смазки лучше заливать в двигатель? При этом не указывать ни марку автомобиля, ни возраст, да и вообще ничего, кроме вопроса. Большинство ответов будут содержать массу полезных советов по конкретным маслам, но лишь десять процентов поинтересуются, а какая у вас, вообще, машина, уважаемый? Указав марку, опять окажешься в окружении массы ответов, содержащих множество абсолютно разных мнений.

Инструкция, где всё чёрным по белому написано

Тупик, что делать? Как правильно и грамотно выбрать смазку для своей машины?

Если быть честным, то в первую очередь необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией для автомобиля. Именно там чёрным по белому написано, какой вид смазки следует использовать для двигателя. И какое автомобильное масло лучше, здесь не так важно. Но если автомобиль достался вам без сервисной книжки, то информацию можно найти у официальных представителей марки автомобиля.

Хотя допуски определённого масла разрабатываются для мотора, а не для марки автомобиля в целом. Так, некоторые производители автодвигателей предлагают заливать в их мотор несколько видов смазок, а не одну.

Обычно, допуск к маслу для определённой марки автомобиля состоит из специального кода - набора цифр и букв. К примеру, для этот код выглядит следующим образом: MB 228,3, а для Audi - VM 501.01.

Некоторые из автопроизводителей в своих запросах несколько скромны и в виде рекомендаций дают кодировку только по международным классификациям. Например, SAE, ILSAC, API.

Некоторые водители, особенно новички, могут спросить: а чем выбор смазки настолько важен? Ответ на этот вопрос лежит в области состава некоторых присадок, используемых в моторных маслах. Благодаря этим самым присадкам, их химическому составу, они имеют разные условия эксплуатации. И если выбрать смазку неправильно, то это грозит снижением мощности двигателя, повышенным и другими «барабашками» в автомобиле. В итоге это приведёт к выходу из строя двигателя, чего боится каждый водитель транспортного средства, ведь мотор - это сердце машины.

Идём дальше. Теперь необходимо оценить качество залитого до этого масла. Другими словами, нужно узнать, какой вид смазки находится в картере вашего автомобиля. Обычно, опытные водители спрашивают об этом у предыдущих владельцев. Но в некоторых случаях владелец не помнит или не желает давать подобную информацию. Ничего, это не беда! Промывка двигателя всё поставит на свои места, хотя это и обернётся лишними затратами.

Ещё одним важным параметром для будущих изысканий становится угар масла, то бишь его расход. Понятно, что расход нулевым быть не может по определению, ведь всё равно какое-то количество смазки сгорает в любом случае. Но вот сколько?

Анализирование - ещё один правильный шаг при выборе

Узнав, какое масло залито в двигатель вашего авто и какой у него расход, нужно провести небольшое исследование. Сравнить оба показателя с теми, что рекомендует производитель. Соответствует, к примеру, угар смазки параметрам, выдвигаемым автопроизводителем, или нет. Одним словом, если разницы нет или она небольшая, менять марку не стоит, так как это грозит лишними сложностями.

По сути, смена заливаемого в двигатель масла - это прямой вред мотору и его внутренним деталям, уже привыкшим работать на старом. Хотя, если расход смазки слишком завышенный, менять марку смазки всё-таки придётся. Напомним, что это относится к ситуации, когда сервисной книжки автомобиля нет, и вы не смогли узнать, какой вид смазки рекомендует использовать производитель.

Наконец, последним шагом при выборе становится информация списка такой продукции, знание марок и производителей. Зная марку смазки, подходящей для вашего автомобиля, вы всё равно встанете перед выбором, ведь видов одной и той же марки множество. Какой же лучше?

Можно сделать и так: ввести допуск смазки в поисковик интернета и придёт список нужных.

Но вот в чём дело. Оказывается, не все производители публикуют информацию о сертификации по допускам в . Получается, что добраться до этой информации будет сложно. Хотя трейдеры, торгующие разными марками смазок, практически всегда публикуют информацию.

Получается, что самым главным при выборе является допуск смазочного материала, означающий набор присадок и стандарт качества? Да. И конечно же, комплексный подход к выбору смазки, представленный выше в виде определённых, поэтапных шагов.

Классификация и виды

Теперь попробуем разобраться в широком ассортименте моторных масел, представленных на рынках сегодня. Узнаем про классификации моторных масел и многое другое.

Минеральное

Одним из видов моторного масла является минеральное, получаемое в результате смешивания стандартных дистилляционных и остаточных масел. Можно ли сказать, что это самое лучшее автомобильное масло? Вряд ли. Как и было сказано выше, всё зависит от марки автомобиля, вида его двигателя.

Стоит отметить, что минеральные масла имеют довольно узкий круг применения и стоят намного дешевле.

Если смешать минеральное масло с синтетическим, что делают часто, получится полусинтетическое автомобильное масло. Оно применяется практически во всех моторах и значительно экономит топливо. Также такой тип масла имеет прекрасные технические характеристики.

Синтетическое

Для его получения используется сырьё дорогое. Кроме того, чтобы получить синтетическое автомобильное масло, нужно применять дорогостоящее оборудование. Оно обладает высокими эксплуатационными характеристиками и используется при любых погодных условиях, а также в любое время года.

Классификация моторных масел по вязкости (SAE)

Кроме типа масел, существует ещё такой параметр, как его вязкость. Это самая важная его характеристика и придумана она американским обществом автомобильных инженеров. Шифруется вязкость кодировкой SAE. И по этой классификации абсолютно все масла делятся на летние, зимние и всесезонные.

Летние виды различают по числовым кодировкам. Например, автомобильное масло SAE 40 или SAE 50. Что касается зимнего масла, то его кодируют следующим образом: SAE 0w или SAE 15w. И, наконец, всесезонные смазки обозначаются двумя знаками.

Чем больше цифра летнего вида масла, тем больше его вязкость при высоких температурах. Другими словами, смазывание двигателя при высоких температурах проходит надёжнее.

Чем меньше цифра в зимнем виде масла, тем меньше его вязкость при низкой температуре. Другими словами, холодный пуск двигателя происходит намного легче.

Классификация масел по API

Существует ещё одна версия классификации масел автомобильных. Так, классификация API делит автомобильные масла на два типа: предназначенные для и предназначенные для бензиновых моторов. Какое хорошее из них, значения не имеет.

Рейтинг моторных масел

Понятно, что объять необъятное невозможно, и масла для всех автомобилей в одной статье описать не получится. Однако в наших силах сделать сводное сравнение наиболее известных брендов, представленных на российском рынке. В качестве основы для сопоставления мы возьмём ресурсный тест масел, упомянутый выше, а также данные ряда автомобильных экспертов и простых автолюбителей. Такой сводный рейтинг поможет вам выяснить, на какой бренд лучше обращать внимание при покупке смазочного материала.

Никаких сомнений

Масло, выпущенной японской корпорацией ZIC, можно рекомендовать каждому автолюбителю. Несмотря на высокую стоимость, оно действительно помогает экономить немало денег. Среди его положительных черт стоит отметить минимальный износ силового агрегата и отсутствие серьёзного нагара после длительной эксплуатации. Кроме того, исследование, проведённое после слива масла, показало, что этот смазочный материал пригоден к эксплуатации даже после выработки положенного ресурса. Если вы случайно забудете вовремя сменить масло в моторе, серьёзных последствий ждать точно не придётся.

Продукция компании Shell всегда считалась одной из лучших - это подтверждается как результатами лабораторных исследований, так и отзывами. Единственным недостатком можно назвать большой расход на угар при работе мотора в предельных режимах - активным водителям придётся покупать небольшой флакон для доливки в процессе эксплуатации. Масла Shell не оставляют нагара и позволяют очищать мотор. Однако стоит быть осторожным - для старых автомобилей рекомендуется использовать минеральное масло этого бренда, которое не приводит к повреждениям мотора в результате вымывания всех отложений, заполняющих поры металла. Ещё одним минусом можно назвать огромное количество подделок масла, которые заведомо не соответствуют никаким нормам.

Смазочный материал, выпускающийся под знаменитым брендом Motul, показал лучшие результаты в области и работы при высокой температуре. При испытании спорткаров с этим маслом был достигнут минимальный показатель выработки компонентов мотора. Однако есть у масла Motul существенный недостаток - при активной эксплуатации автомобиля оно теряет свои свойства быстрее, чем описанные выше аналоги. Тем не менее показатели скорости старения позволяют уложиться в нормативные интервалы, установленные производителями транспорта.

Оптимальный баланс

Масло французского концерна Total ценят за сочетание умеренной цены и превосходного качества. Конечно, по показателям долговечности и стабильности физических характеристик ему далеко до мировых лидеров, однако все характеристики при замене укладываются в актуальные нормы. Существенным плюсом смазочного материала является возможность борьбы с грязью - все отложения вымываются уже после 3–5 тысяч километров. Кроме того, радует минимальный расход на угар, который сокращает расходы автомобилиста и уменьшает вред для окружающей среды.

Чуть меньше стоит масло Elf, однако его параметры назвать идеальными нельзя. Несмотря на то что все показатели уложились в действующие стандарты, наблюдались проблемы с расходом на угар при движении в городе. Кроме того, отклонение от периодичности замены масла может нанести существенный ущерб компонентам двигателя - оно стареет достаточно быстро. Однако существенный плюс продукции этого французского бренда - минимальный объем отложений, образующихся при длительной работе мотора.

Масла международного концерна British Petroleum хорошо известны российскому потребителю благодаря сотрудничеству с корпорацией ТНК. Они хорошо защищают двигатели от повреждений и ускоренного износа, а также образуют минимальный объём отложений. Однако длительная работа при высокой температуре заставляет масло сильно густеть, что обусловлено особенностями его химического состава. Поэтому такой смазочный материал лучше не выбирать владельцам спорткаров и других динамичных автомобилей.

Надеемся, что эта статья поможет вам подобрать то масло для двигателя, которое станет родным для него и значительно повысит мощность и срок эксплуатации.