Самодельный датчик парктроника с камерой. Технология установки парктроника в автомобиль

Парктроник - это специальное вспомогательное устройство, дающее дополнительное удобство, особенно начинающему автолюбителю, при парковке благодаря расчету расстояния до ближайших к автомобилю препятствий и сигнализирующее о приближении к ним звуковыми и визуальными знаками. Все парктроники работают как радар, т.е излучают ультразвуковые волны специальными ультразвуковыми датчиками и анализируют отраженный от препятствий звуковой сигнал. Чем ближе автомобиль будет от препятствия, попадающего в зону действия ультразвуковых колебаний, тем короче будут звуковые паузы между сигналами, или тем меньшее расстоянии будет отображено на шкале индикации. Если препятствие совсем близко около 30 сантиметров прерывистый сигнал станет непрерывным, говоря о возможном столкновении.


Схема парктроника на цифровой микросхеме

Схема работает по принципу сонара. Ультразвуковой передатчик посылает импульсы, а приемник регистрирует их, если они отразятся от препятствий или преград. Генератор ультразвуковых импульсов, выполнен на элементах микросхемы К561ТЛ2 или ее аналоге. Генератор генерирует частоту около 40 кГц, но ее можно регулировать сопротивлением R14. Питание схемы парктроника происходит от бортовой сети автомобиля от аккумуляторной батареи, через стабилизатор.

Каждый новый импульс на передатчике TX генерируется каждый раз, когда десятичный счетчик К561ИЕ8 находится в состоянии сброса выход Q0. Другие выходы используются для визуализации расстояния от радара до преграды. Отраженный от другого автомобиля или бордюра сигнал улавливается приемником RX и усиливается транзисторами VT1-VT4 и временно переключает триггер на элементах DD1.1 и DD1.2 останавливая работу счетчика. На светодиодном индикаторе загорается соответствующий светодиод, говорящий расстояние до преграды. О самом большом расстояние говорит светодиод HL9, а о минимальном светодиод HL1 и при этом еще заработает звуковая сигнализация.

Регулировкой сопротивления R14 добиваются лучшей чувствительности с частотой около 40 кГц. Настройкой резистора R15 можно задать диапазон между светодиодами. Советую использовать максимальный диапазон на 90 см - по 10 см для каждого светодиода.

Схема парктроника состоит из таймера на микросборке (отечественный аналог КР1006ВИ1)к выходу которого подключен излучающий светодиод HL1; приёмного фотодиода HL2 с ОУ и детектором; трёх компараторов. Операционный усилитель и компараторы собраны на одной микросхеме LM324 (К1401УД2). Выходная световая сигнализация выполнена на светодиодах HL3-5, звуковое оповещение о препятствие выполнено на таймере LN555 и звуковом динамике Z1. Для стабилизации питания схемы использован стабилизатор напряжения на 15 вольт и конденсатор С5.

Работа схемы: Таймер 555 создает последовательность прямоугольных импульсов, частота следования которых задается цепочкой пассивных компонентов R1, R2, C1 и равна в данной случае 120 Гц. Излучающий инфракрасный светодиод HL1 постоянно посылает эти импульсы на препятствие перед автомобилем. Инфракрасный луч, отражается от них и попадает в приемник на фотодиоде HL2. С фотодиода HL2 сигнал следует на операционный усилитель.

Усиленный сигнал детектируется диодами D2-3 и идет на компаратор, собранный на трех ОУ. Напряжение на входах компараторов прямо пропорционально расстоянию до преграды. Делитель напряжения, собранный на сопротивлениях R7–R10 задает необходимый порог срабатывания компараторов. Через диоды D4–D5 и сопротивления R15–R17 сигнал с компараторов проходит на таймер VD3. К третьему выходу таймера подсоединен звуковой пьезоэлемент Z1 типа Зп-22. При расстоянии до преграды около 30см начинает светится первый светодиод и начинают звучать редкие звуковые сигналы - 1-2 раза в секунду. При расстоянии около 15 см - светится второй светодиод и слышны более частые 3-4 раза в секунду звуковые команды. При расстоянии в 7 см и менее– светится последний светодиод и слышны частые звуковые сигналы. Приведенные расстояния можно отрегулировать в зависимости от использованных в конструкции типов инфракрасных компонентов.

Схема парковочного радара выполнена на печатной плате. Инфракрасные фото и светодиоды можно взять почти любые, но обязательно разделить светонепроницаемой трубкой. Также требуется продумать защиту от солнечной засветки. Устанавливать излучающий и приёмный компоненты можно впереди или сзади транспортного средства.

Парковочный датчик своими руками на AN6884

Данная радиолюбительская разработка, это еще одна попытка создать простой парковочный датчик своими руками, сигнализирующего о приближении транспортного средства к препятствию. В схеме применяется отраженный ИК-луч, точнее инфракрасный светодиод излучает вспышки с частотой следования 5-6 кГц.

ИК светодиод должен быть направлен в сторону вероятного препятствия. Излученный им свет отражается от препятствия и принимается фотодиодом, на котором генерируется переменное напряжение с частотой идущих вспышек. Сила светового потока, попадающего на фотодиод прямо пропорционально расстоянию до преграды. Поэтому, чем она ближе, тем выше значение этого переменного напряжения. Схема представляет собой типовой двух каскадный усилитель переменного тока и индикатор уровня переменного напряжения на микросборке AN6884.

Индикация реализована на пяти светодиодах, чем больше их светится, тем ближе препятствие. Регулировкой подстроечного потенциометра на выходе фотодиода можно настраивать чувствительность приемного тракта, т.е дальность действия и индикации, чтобы получить наилучший результат.

Генератор ИК-импульсов состоит из ИК-светодиода, транзисторного токового ключа VT3-VT4 и генератора импульсов на двух элементах микросборки D1. В роли D1 подойдет любая КМОП микросборка, у которой имеется как минимум два инвертора. Импульсы с генератора следует на транзисторный ключ, который осуществляет коммутацию ток протекающего через ИК-светодиод.

Принимает отраженные вспышки фотодиод FD1. Эго можно позаимствовать от ПДУ старых телевизоров. Кроме ИК-света фотодиод фиксирует и солнечный свет, поэтому, чтобы отделить от них нужный сигнал применяется схема, в которой фотодиод включен как фоторезистор, через который протекает некоторый ток через R1. Напряжение в точке соединения R1-FD1 обладает постоянной составляющей, которая зависит от резистора R1 и солнечного излучения.

Затем, сигнал попадает на усилительный каскад на биполярных транзисторах VT1 и VT2, по схеме с ОЭ. Переменный резистор чувствительности R7 включен на входе усилителя, чтобы защитить усилитель от возможной перегрузки.

Степень близости к преграде оценивают по величине переменного напряжения на коллекторе биполярного транзистора VT2. Измеритель этого напряжения собран на микросборке AN6884 по типовой схеме. Чем выше уровень переменного напряжения, следует на восьмой вывод, тем большее горит светодиодов HL1-HL5.

Фотодиод и ИК-светодиод должны быть расположены в одной плоскости и ориентированы в одну сторону (не друг на друга, а на преграду). Расстояние между ними где то 30 мм. Между ними должна быть смонтирована непрозрачная перегородка, блокирующая попадание прямого света от HL6 на HD1. Сверху рекомендуется сделать подобный непрозрачный козырек, понижающий в разы количество солнечного света, идущего на датчик.

Парктроник на LM567 и LM555

ИК-датчик способен заметить препятствие на расстоянии до одного метра, при обнаружении он посылает импульсную посылку на детектор тонального сигнала, который запускает таймер типа LM555 генерирующий ШИМ-сигнала для пьезозуммера. По звуку этого зуммера водитель ориентируется, на каком расстоянии от транспортного средства имеется препятствие.


В роли ИК датчика в данном случае служат два ИК-светодиода LED1 и LED2 и фототранзистор Q1. Светодиоды создают луч, который при его отражении от препятствия идет на фототранзистор, тем самым, открывая его. Выходной сигнал с транзистора следует с частотой 20 КГц, поэтому мы используем детектор тонального сигнала LM567. Микросхема способна интерпретировать частоту, генерируемую другим элементом, и дать выходной сигнал в соответствии с текущим приложением. Поэтому, LM567 генерирует подходящий сигнал для запуска таймера на LM555, который собран по схеме нестабильного мультивибратора. Выходной сигнал таймера следует на светодиод для рабочей индикации и на пьезозуммер для звуковой сигнализации о наличии препятствия, а также идет через транзистор Q3 на лампу DS1 для световой сигнализации обнаружения преграды.

Собранная радиолюбительская конструкция легко встраивается в задний бампер автомобиля с заранее изготовленными отверстиями для светодиодов и фототранзистора ИК датчика. Пьезозуммер и лампа индикации монтируются в приборной панели перед глазами у водителя.

Этот или подобные вопросы задаются на автомобильных форумах, и не редко. Кто спрашивает? Спрашивают неугомонные мастера, которым доставляет удовольствие постоянно проводить тюнинг своего автомобиля. Если вы имеете понятие об основах электроники, умеете отличать резистор от транзистора, пользоваться паяльником, и вам это доставляет удовольствие, то сделать парктроник своими руками для вас не проблема.

Схема традиционного парктроника

Но, вначале давайте поймем суть вопроса. Парковочные устройства или парктроники являются хорошими помощниками для автовладельцев особенно в суматошно-смятых условиях городского движения и парковки. Без сомнений, при помощи парктроника намного облегчается процесс парковки. Но, не следует забывать, что парковочный радар – это не панацея, и тем более, в случае ЧП, объяснения о том, что у вас вышел из строя парктроник не помогут.

Именно поэтому к выбору парктроника, а тем более, если вы решили изготовить парктроник своими руками, нужно относиться очень и очень внимательно. Помимо подбора всех элементов, которые включает в себя схема парктроника, нужно обязательно учесть конструктивную особенность вашего авто. Речь идет о бамперах, куда, собственно, вы и будете устанавливать датчики или видеокамеры. Чтобы не оказалось после установки датчиков, что они «видят» только асфальт или только небо.

  • Врезной датчик – от 2-х до 8-ми. Естественно, чем больше датчиков, тем больший захват площади.
  • Индикатор расстояния: с одной шкалой, ЖК-индикатор, с двумя шкалами и т.д. Вплоть до вывода видеосигнала на лобовое стекло. Прогресс – он неумолимо движется вперед.
  • Электронный блок управления всей этой системой.

Если речь идет о самом элементарном устройстве, коим и может стать ваш самодельный парктроник, то 2-3-х датчиков вполне достаточно для схемы парктроника.

Если вы собираетесь изготовить парктроник своими руками, то должны понимать, что все комплектующие для него должны быть только высокого качества. А схема парктроника собрана идеально. Отказывают или дают сбои даже самые продвинутые парктроники, но этот факт никоим образом не освобождает водителя от ответственности в случае ДТП.

Комплектующие для сборки самодельного парктроника

На примере опыта одного из «кулибиных» мы покажем, что нужно, чтобы собрать самодельный парктроник. Более подробные схемы парктроника можно найти на соответствующих радиоэлектронных ресурсах сети.

Итак, комплект самодельного парктроника:

  • Контроллер Arduino Duemilanove – это и есть та самая аппаратная вычислительная платформа, по сути – мозг вашего самодельного парктроника.
  • Ультразвуковые сонары (датчики) расстояния: Ultrasonic Range Finder
  • Пластиковый корпус (бокс)
  • Макетная плата
  • Светодиод, желательно трёхцветный
  • Провода, соответствующие длине прокладки
  • Источник питания – АКБ 9В

Сборка самодельного парктроника

Плату контроллера устанавливаете в пластиковый корпус на силикон или клей, затем запитываете контроллер и ультразвуковой датчик. Определив, какие выводы светодиодов отвечают за какой цвет, присоединяете их к соответствующим выводам контроллера.

Настройку программы контроллера производите в соответствие с его инструкцией, увеличив или уменьшив сигнал посылок к датчику. Установку парктроника на автомобиль производите исходя из его конструктива. Датчики следует устанавливать с минимальной «мертвой зоной». Прежде, чем применить свой самодельный парктроник, проведите тестирование, и не одно.

Если вы уверены в своих знаниях и умении собрать парктроник своими руками, то делайте это. Если нет, то проще купить заводской парктроник, и установить его на авто самостоятельно. Безопасность автомобиля, как своего, так и чужого, дело ответственное. Взвесьте все «за» и «против».

Удачи вам в изготовлении парктроника своими руками.

Для того чтобы передвижение на автомобиле было максимально безопасным, комфортным и удобным, люди придумали разные устройства и приборы. Одним из них является парктроник, облегчающий маневрирование транспортного средства в стесненных условиях. Эта опция особенно необходима автовладельцам, проживающим в крупных городах, где плотность машин на стоянках особенно велика. Сегодня многие автопроизводители уже в базовой комплектации устанавливают всевозможные устройства и системы, облегчающие движение задним ходом. А если в машине ничего подобного не предусмотрено, то поможет установка парктроника своими руками.

Конечно, не все автовладельцы решаться на выполнение такой работы. Но если следовать рекомендациям специалистов, то даже новичкам и хрупким девушкам по силам осуществить такой монтаж самостоятельно.

Принцип действия и устройство парктроника

Парктроником у нас стали называть парковочный радар, который является электронным устройством для комфортного и безопасного маневрирования в городских условиях. Главной задачей этого прибора становится предупреждение водителя о приближении к таким препятствиям, как автомобиль, бордюр, столб и т. д.

Парковочный радар состоит из нескольких основных элементов.

  1. Датчики или сенсоры в количестве 2-8 штук монтируются или только в заднем, или в обоих бамперах транспортного средства. Чем больше этих электронных деталей, тем лучше обзор парктроника. Датчики посылают ультразвуковые волны, которые отражаются от препятствия и возвращаются обратно.
  2. Обработкой информации, поступающей с датчиков, и дальнейшей ее передачей на дисплей занимается электронный блок управления или ЭБУ.
  3. В зависимости от вида дисплея водитель получает звуковое, визуальное или комплексное оповещение о расстоянии до препятствия. Сегодня наряду с привычными «пищалками» парковочные радары комплектуются ЖК мониторами и видеокамерами.

Выбор парктроника

У каждого автовладельца имеются свои требования к парковочному радару. Одних водителей вполне устраивает подача звукового сигнала, а другим автомобилистам хочется видеть своими глазами происходящую обстановку в «мертвой зоне». Кто-то захочет приобрести такой же прибор, какой установил себе друг, сосед, начальник и т. д. Для кого-то важно мнение экспертов на многочисленных интернет-порталах. В любом случае стоит обратить внимание на несколько моментов при выборе устройства.

  • Число датчиков может быть разным. Многие опытные автомобилисты склоняются к следующей схеме. В заднем бампере монтируется 4 сенсора, а спереди достаточно установить 2 датчика.
  • Парктроники могут активироваться по-разному. Есть модели с принудительной функцией включения и выключения. Часто прибор автоматически включается при нажатии на педаль тормоза или при перемещении рычага коробки передач. Можно сделать ручное управление родаром. Тогда он будет активироваться только по желанию водителя.
  • В каком виде принимать сигнал с электронного устройства, зависит от опыта и мастерства водителя. Начинающим автовладельцам лучше получать комплексную информацию (визуальную и звуковую), а профессионалам достаточно только звуковой подсказки.
  • При покупке парктроника следует убедиться в том, что в комплекте имеются все элементы устройства, фреза для врезки датчиков в бампер, а также инструкция по установке и эксплуатации на родном языке.

Технология установки парктроника своими руками

Установка парктроника на ваш автомобиль, потребует небольшой арсенал инструментов и материалов для правильного монтажа своими руками. При подготовке к работе необходимо вооружиться простым набором привычных инструментов, начиная от отверток и заканчивая гаечными ключами. Также понадобится электрическая дрель или аккумуляторный шуруповерт, рулетка и маркер. Из дополнительных материалов следует купить малярную и изоляционную ленту, а также силиконовый герметик или клей.

  1. Начинать работу можно в любой последовательности. Например, сначала найти и освободить в багажнике место для установки электронного блока. Он может монтироваться при помощи штатного кронштейна или приклеиваться с помощью двустороннего скотча, герметика и т. д.

  2. Самым ответственным и сложным этапом установки парктроника будет внедрение в бампер таких инородных тел, как датчики. Именно поэтому в комплекте должна быть специальная насадка для электродрели или шуруповерта, диаметр которой совпадает с размерами сенсоров. Чтобы выполнить эту работу максимально аккуратно, лучше демонтировать бампер и очистить его от загрязнений.

  3. Для точного проведения установки датчиков требуется сделать разметку при помощи рулетки и маркерного карандаша. Лучше всего на поверхность бампера наклеить малярную ленту, после чего на нее наносить необходимые метки.

  4. Сначала делаются отметки в закруглениях бампера (габаритные точки). После этого расстояние между этими двумя точками делится на три равные части. На границе раздела делаются еще две отметки. В результате получаем разметку для 4 датчиков.
  5. При выполнении разметки необходимо учесть такой важный параметр, как высота нахождения сенсора от земли. Оптимальное расстояние следует искать в инструкции, но обычно оно составляет 0,5 м. Разметка должна учесть и то обстоятельство, что положение датчиков на автомобиле при окончательной установке бампера на место должно быть строго горизонтальным.
  6. Теперь придется оснастить дрель или шуруповерт фрезой и приступить к сверлению отверстий под сенсоры. Работу необходимо вести на небольших оборотах электроинструмента.

  7. После предварительной примерки, датчики устанавливаются в отверстия, предварительно на посадочные гнезда наносится слой герметика или клея. Необходимо пометить сенсоры, чтобы правильно подключить их в дальнейшем к блоку управления.
  8. Когда внутри бампера завершится монтаж датчиков, провода собираются в один жгут и связываются изолентой. После этого бампер возвращается на автомобиль, а проводка протягивается в багажный отсек.

  9. Аналогично проводится установка сенсоров в переднем бампере. Только провода необходимо провести через моторный отсек в багажник.
  10. Когда провод от каждого сенсора будет соединен с соответствующим гнездом ЭБУ, останется подключить к блоку управления монитор. Сам дисплей крепится к лобовому стеклу или панели приборов при помощи двустороннего скотча. Он обычно имеется на опорной части экрана.
  11. Установку парктроника можно считать завершенной только после тестирования прибора во дворе. Когда водитель будет понимать, на каком расстоянии до препятствия подается тот или иной сигнал, можно смело отправляться в дорогу

Следует отметить, что установка парктроника своими руками делается не только ради экономии денежных средств. Когда автовладелец самостоятельно установит и испытает прибор, он будет понимать все его сигналы, а также получит настоящее удовольствие от проделанной работы. Теперь он станет почти экспертом в данном вопросе и сможет давать советы своим друзьям или знакомым.

Один из наиболее сложных маневров при управлении автомобилем – это задний ход. Но хотим мы того или нет, применять подобный режим движения приходится постоянно, особенно при парковке авто. Чтобы обезопасить управление машиной при такой ситуации, и родился парктроник.

Что он собой представляет, и каково устройство парктроника

У подобного устройства много названий. Его называют и парктроник, и парковочный радар, и парковочный сонар. Из этих названий становится ясен принцип его работы – обнаружение препятствия, измерение расстояния до него и предупреждение водителя. Происходит подобное следующим образом – когда включается задний ход, начинает излучать генератор ультразвука, входящий в состав парктроника.

В случае появления по пути движения автомобиля или рядом препятствия, от него появляется отраженный сигнал, который воспринимает схема парктроника. По времени запаздывания такого сигнала система определяет расстояние до препятствия и предупреждает об этом водителя авто с помощью средств сигнализации и индикации , предусмотренных конструкцией изделия.

Какой бывает система парктроник

Для понимания, что собой представляет подобное устройство, достаточно взглянуть на рисунок:
В его состав входят:

  • электронный блок;
  • датчики, размещаемые на бампере авто;
  • устройство отображения и индикации.

Это достаточно укрупнённое изображение, но оно позволяет понять, что собой представляет изделие. Существующие виды парктроников достаточно разнообразны и многочисленны. Можно определить такие признаки, по которым они различаются между собой:

Число подключаемых датчиков. Их может быть два, а может быть и восемь. От количества зависит возможность обнаружения препятствия при маневрировании задним ходом и стоимость самого парктроника. Если авто оборудовано двумя датчиками, то вероятность того, что препятствие останется незамеченным, довольно велика. Если же устройство содержит восемь датчиков, то вероятность ошибки минимальная.


Способ отображения расстояния. Система может использовать индикаторы расстояний с одной шкалой, с двумя шкалами и цифровым отображением расстояния до препятствия.

Средство отображения информации. У парктроника данные, которые получает устройство в результате его работы, могут отображаться на:

  1. специальном устройстве;
  2. жидкокристаллическом дисплее;
  3. ветровом стекле;
  4. зеркале заднего вида авто.

Способ передачи информации к электронному блоку управления от датчиков. Такая система, как парктроник, может использовать для этих целей передачу данных как по кабелю, так и по радиоканалу.

Применение дополнительных устройств. Есть специальные системы, которые в своей работе используют дополнительно видеокамеру, обеспечивающую отображение пространства сзади авто в зеркале заднего вида. Считается, что такой парктроник с камерой заднего вида создает возможности для наиболее безопасных условий при маневрировании задним ходом. При этом не стоит забывать, что хотя на автомобиле установлен парктроник, зеркало заднего вида так же, с не меньшей эффективностью, позволяет вовремя оценить наличие препятствий позади машины.

Места расположения датчиков. Первоначально планировалось располагать их только на поверхности заднего бампера авто, но в последующем система парктроник стала использовать и датчики, установленные на переднем бампере.

Как подключить парктроник

Задача эта ответственная, но ее вполне возможно выполнить собственными силами, следуя инструкции. Как правило, схема подключения требует соединить датчики, устройство отображения и электронный блок. Его обычно устанавливают в багажнике авто на любом удобном месте.


Следующей задачей схема подключения предполагает установку датчиков. Если их планируется больше двух, то в первую очередь устанавливаются крайние, на радиусах изгиба заднего бампера, затем ставятся остальные на одинаковом расстоянии. Перед их установкой подготавливают поверхность, очищая ее от пыли и грязи, и уже после этого на ней производят разметку на поверхности заднего бампера, где они будут располагаться. Система обычно предусматривает определенное расположение датчиков заднего вида, в том числе, как правило, необходимо выдержать расстояние от земли пятьдесят сантиметров.


В намеченных местах заднего бампера просверливаются отверстия, в которых затем устанавливаются датчики. Чтобы система в дальнейшем работала надежно, их дополнительно крепят к бамперу при помощи клея или герметика. После этого надо подключить датчики к блоку управления, как предусматривает схема парктроника. Если устройство отображения планируется располагать на передней панели или на зеркале заднего вида, то провода для подключения надо будет прокладывать под обшивкой салона, для чего придется ее снимать.

Все провода, использованные для подключения датчиков заднего вида, лучше всего объединить в единый жгут с помощью хомутов, в местах переходов через отверстия надо принять дополнительные меры защиты от повреждения. После того, как схема подключения всех устройств будет выполнена, парктроник должен быть протестирован. Для этого система парктроник проверяется в разных условиях на возможность обнаружения препятствий при маневрировании. Если изделие работает правильно, своевременно обнаруживает и предупреждает о наличии препятствий, то значит, у вас получилось подключить парктроник.

Парктроник для авто, его возможные отказы и неисправности

Как правило, причинами неисправностей парктроника служат отказы датчиков и проводов в жгутах. Конечно, не исключено, что отказ произошел в электронном блоке управления, из-за чего сама система парктроник или прекратила работать, или работает с нарушениями. Но такой отказ является достаточно редким.

Например, внешним проявлением отказа порой может служить продолжительный писк, который выдает система без всяких видимых поводов. В этом случае возможной причиной может быть забрызгивание датчика заднего вида грязью, после устранения загрязнения парктроник сможет работать, как раньше. Другой причиной может служить замыкание отдельных проводов, которыми выполнено подключение к центральному блоку датчиков. В этом случае правильная схема работы изделия будет нарушена, и для восстановления его работоспособности потребуется проведение диагностики.

Так же будет проявляться замыкание влагой проводов для подключения датчиков, вследствие чего правильная схема прохождения сигналов нарушится. Однако после просушки проводов, работоспособность должна восстановиться.

Само по себе такое устройство, как парктроник, нельзя считать обязательным элементом автомобиля, но тем не менее, оно оказывается полезным при выполнении сложных маневров, особенно для начинающих водителей. Парктроник может быть разного вида и конструктивного исполнения, но в любом случае для его работы требуется подключение датчиков заднего обзора.

Парктроник автомобиля – это электронный ультразвуковой парковочный радар, позволяющий водителю во время парковки оценивать расстояние между бампером автомобиля и препятствием. Наличие парктроника в автомобиле повышает безопасность парковки в ограниченном пространстве и в условиях плохой видимости.

Принцип работы и виды парктроников

Принцип работы парктроника заключается в обработке электронным блоком полученных от беспроводных приемо-передающих датчиков, установленных на бампере автомобиля сигналов, и представлении их на дисплее в удобном для водителя виде.

В самых простых парктрониках информация представляет собой прерывистый звуковой сигнал, частота прерывания которого увеличивается по мере приближения автомобиля к препятствию.

В наиболее распространенных парктрониках информирование звуковым сигналом дополнено монитором или дисплеем, на котором в графическом или в графическом и цифровом виде выводится расстояние до препятствия в метрах. Структурную электромонтажную схему такого радара вы видите на фотографии. В дорогих моделях парктроников дополнительно имеется видеокамера, объектив которой постоянно приходиться протирать от грязи, что на практике сводит на нет все ее преимущество.

Датчики измерения расстояния в парктрониках применяются двух типов – ленточные и ультразвуковые. Ленточные датчики представляют собой металлическую ленту, закрепленную с внутренней стороны бампера, детектируют препятствие только на расстоянии менее 30 см и плохо работают в условиях влажной среды, поэтому практически не применяются.

Существуют виды беспроводных парковочных радаров, в которых сигнал от электронного блока на монитор передается с помощью радиосигнала. Цена такого парктроника на порядок выше, а кажущаяся простота монтажа обманчива, так как все равно к устройствам необходимо подводить с помощью проводов питающее напряжение, что практически сводит на нет рекламируемое преимущество. В дополнение такая система подвержена радиопомехам, что снижает стабильность работы проковочного радара в целом. От покупки такого парктроника я сразу отказался.

Устройство и принцип работы
ультразвукового датчика парктроника

Ультразвуковые датчики парктроника неприхотливые и способны уверенно обнаружить любое препятствие, находящееся на удалении от автомобиля ближе 2 метров. Ультразвуковой датчик подобен телефонной гарнитуре, только динамик и микрофон установлены в одном корпусе.


Работает датчик следующим образом. С электронного блока на излучатель датчика периодически подается пачка импульсов частотой 40 кГц. Если на пути импульса встречается препятствие, то он отражается и улавливается микрофоном. Далее передается в электронный блок обработки сигнала, который измеряет промежуток времени между моментом излучения импульса и времени его возврата от препятствия. Чем дальше находится препятствие, тем больше нужно времени для возврата сигнала к датчику. Таким простым путем и определяется расстояние. Электронному блоку остается только преобразовать время путешествия импульса в метры и вывести информацию на дисплей.

Расстояние, на котором парктроник может обнаружить препятствие зависит от мощности излучаемого импульса и чувствительности микрофона.

Угол излучения импульсов ограничен, поэтому для полного перекрытия слепой зоны на бампер требуется установить не менее четырех ультразвуковых датчика.

Какой парктроник выбрать и где дешевле купить

При движении автомобиля вперед все препятствия видны и так хорошо, поэтому нет смысла устанавливать датчики парктроника на передний бампер. Исходя из выше сказанного для самостоятельной установки в свой автомобиль, я выбрал парктроник с четырьмя ультразвуковыми датчиками для установки на задний бампер, с оповещением звуковым сигналом и выводом графической и цифровой информации на дисплей.


После определения конфигурации радара удовлетворяющей моим требованиям и поиска парктроника в Интернете, нашел подходящий по цене и качеству в китайском интернет-магазине AliExpress. В результате, с учетом самостоятельного монтажа и стоимости материалов, мои затраты на установку парктроника в автомобиль составили чуть больше $11.


На фотографии представлен набор комплектующих для установки парктроника в автомобиль. В наборе есть даже специальная фреза, для сверления отверстий в бампере для монтажа ультразвуковых парковочных датчиков.

Проверка парктроника перед установкой в автомобиль

Перед установкой парктроника в автомобиль, для исключения неожиданностей, необходимо проверить его на работоспособность. Для этого нужно, в соответствии с выше приведённой структурной схемой, подключить к электронному блоку управления все датчики, дисплей и подать на него соблюдая полярность питающее напряжение +12 В постоянного тока от блока питания, рассчитанного на ток не менее 0,3 А или аккумулятора . Ошибиться тут невозможно, так как все разъёмы разные, за исключением разъемов для подключения парковочных датчиков. Но при проверке очередность подключения датчиков значения не имеет, так как они взаимозаменяемые.


Если датчики оставить лежащими на столе, то проверить парктроник в работе будет невозможно. Поэтому нужно сымитировать их установку на бампер автомобиля. Для этого в листе гофрированного картона или любого другого листового материала нужно просверлить фрезой из комплекта четыре отверстия и установить в них ультразвуковые датчики, как показано на фотографии. Расстояние между отверстиями должно быть более 10 см.

Далее направить лист с датчиками в пространство, свободное на два метра от препятствий и включить парктроник. Осталось для проверки походить перед датчиками и посмотреть, что отображается на мониторе. Если все работает, то можно приступать к монтажу радара в кузове автомобиля.


Для интереса и оценки качества парктроника вскрыл блок управления, его печатная плата на фотографии. Наличие маркировки элементов, аккуратность монтажа, высокое качество паек и запас по напряжению у электролитических конденсаторов порадовали.

Выбор места установки монитора и электронного блока парктроника

При парковке задним ходом обычно водитель смотрит в боковые зеркала и зеркало заднего вида. Взяв в руки монитор парктроника и усевшись в водительское кресло автомобиля, я начал искать наиболее рациональное место его установки. В результате, с учетом необходимости прокладки провода к электронному блоку, было принято решение закрепить монитор сверху на зеркало заднего вида.

Ультразвуковые датчики парктроника устанавливаются в заднем бампере, а питающее напряжение проще всего подать от фонаря заднего хода, так как работать парктроник должен только при включении задней передачи. Поэтому электронный блок было решено установить в непосредственной близости от датчиков – в багажном отсеке.


В результате сложилась представленная на фотографии электромонтажная схема ультразвукового парковочного радара. Теперь все вопросы по установке парктроника проработаны и можно приступать к его монтажу в автомобиле.


Каждый ультразвуковой датчик парктроника, в зависимости от места установки на бампере должен подключаться к своему разъему электронного блока. Поэтому на разъемы нужно заблаговременно нанести маркировку в соответствии с надписями на корпусе электронного блока.

Инструкция по установке парктроника на автомобиль
своими руками

Технология монтажа радара на автомобили разных производителей и моделей мало чем отличается и поэтому приведенная инструкция для самостоятельной установки парктроника на примере автомобиля Хендай Гетц будет полезна владельцу любого автомобиля.

Прокладка провода от монитора к электронному блоку

Кабель от монитора к электронному блоку парктроника было решено протянуть между обшивкой потолка и крышей автомобиля. Это самый короткий путь, не требующий снятия обшивки.


Обшивка потолка у зеркала заднего вида была на пару сантиметров отведена вниз и в образовавшийся зазор, для удобства работы был вставлен кусок пенопласта.

У потолка двери багажника обшивка была освобождена от резинового уплотнителя и тоже отведена на пару сантиметров вниз. Далее была осуществлена попытка протянуть стальную проволоку диаметром около двух миллиметров через образовавшиеся зазоры от багажника к зеркалу заднего вида. Но, к сожалению проволока во что-то упиралась и несмотря на многочисленные попытки продеть ее не получилось.


Проблему решил путем протаскивания проволоки в несколько этапов. Сначала от зеркала заднего вида в зазор, который сделал, освободив от резинового уплотнителя обшивку потолка у верха водительской двери, затем через второй зазор у левой задней двери и далее через зазор в багажнике. С помощью проволоки сначала была протянута веревка.


Для исключения повреждения разъема монитора он был прикреплен к веревке с помощью изоленты, как на фотографии. Осталось потянуть аккуратно за веревку и провод легко пройдет за обшивкой к багажнику. Эту работу я выполнил на стоянке во дворе дома за 15 минут.

Снятие пластиковых панелей

Для скрытой прокладки проводов от ультразвуковых датчиков и подачи на электронный блок питающего напряжения необходимо освободить левую часть багажника от пластиковой панели.


На первом шаге нужно запрокинуть задние кресла и снять напольное покрытие багажника. Оно закреплено с помощью нескольких саморезов и клипс. Снимается без трудностей.

Далее нужно снять пластиковую панель задней стенки багажника. Для этого вывинчиваются все видимые саморезы и болты, и панель со значительным усилием сдвигается вверх. Она держится на четырех клипсах и снимается хорошо.

Для начала установки парктроника осталось только снять боковую левую панель багажника. Опять нужно вывинтить все видимые винты. Далее со стороны левой двери оттянуть ее от корпуса автомобиля и когда освободятся две клипсы потянуть панель на себя.

Установка ультразвуковых датчиков парктроника на бампер

Производители радаров рекомендую устанавливать датчики заднего парктроника на высоте 50-70 мм от поверхности дороги. Таким образом, датчики можно было установить на черный молдинг или на верхнюю часть бампера. Я выбрал второй вариант.


Так как диаметр датчиков составлял 22 мм, то от верхней линии бампера был сделан отступ 40 мм. Центры сверления отверстий были нанесены непосредственно на поверхности бампера с помощью спиртового маркера.


Так как торцевая фреза имела в центре сверло, то точно просверлить отверстия с помощью электродрели не составило труда. Кромки отверстий получились аккуратными, без заусенцев. Для сверления можно воспользоваться и аккумуляторным шуруповертом.


В задней стенке багажника имелось отверстие, через которое проходил провод от задней противотуманной фары. Через него и было решено проложить провода от ультразвуковых датчиков. Резиновое уплотнительное кольцо было снято и с помощью стальной проволоки, продетой через просверленное отверстие рядом с противотуманной фарой, была протянута веревка.



К веревке с помощью изоляционной ленты, как показано на фотографии, был закреплен разъем датчика и за него провод протянут в багажник. Протяжку нужно выполнять без усилий, чтобы не повредить провода и разъемы датчиков.

Для исключения перетирания проводов датчиков о стальные края кузова автомобиля и герметизации, в уплотнительном кольце ножом была сделана прорезь, через которую продеты провода. Далее уплотнение было установлено на место.

При установке датчиков в бампер необходимо их сориентировать таким образом, чтобы стрелка, нанесенная на их корпусах, указывала в верх.

Попытка закрепить ультразвуковой датчик в бампере с первого раза не увенчалась успехом. Датчик не хотел держатся. Оказалось, что силиконовые фиксаторы были рассчитаны для крепления на тонкой стенке, а толщина бампера составляла 2,5 мм. Пришлось с помощью ножа удалить часть каждого фиксатора, чтобы зазор между ними и фланцем датчика составлял 2,5 мм. После доработки датчики зафиксировались крепко. Ногтем пальца вытащить их было невозможно. Поэтому клей не понадобился.


После закрепления ультразвуковых задних датчиков на бампере автомобиля идущие от них провода были стянуты с помощью пластиковых хомутов с проводами, идущими от противотуманной фары.

Монтаж электропроводки парктроника в багажнике автомобиля

Установка монитора и ультразвуковых датчиков завершена и для проверки осталось только подключить провода питания к бортовой сети автомобиля.

Так как парктроник должен включаться только при заднем ходе автомобиля, то его удобно подключить к проводам, подающим питающее напряжение на фонари заднего хода. Они включаются только при положении рычага переключения скоростей в положении R. Разъем для подключения задних фонарей как раз находился рядом с запланированным местом установки электронного блока управления парктроника.

Если не известны цвета изоляции проводов, то их можно определить с помощью мультиметра, включенного в режим измерения постоянного напряжения . Для этого нужно включить зажигание и не запуская двигатель, установить рычаг переключателя скоростей в положение заднего хода. Далее прикоснувшись отрицательным щупом мультиметра к оголенному корпусу автомобиля, положительным по очереди прикасаться к выводам разъема, пока прибор не покажет наличие напряжения +12-14 В. Далее положительный щуп оставить соединенным с найденным контактом, а отрицательный отсоединить от корпуса, и найти ним в разъеме контакт массы. При этом прибор должен опять показать +12-14 В. После этого нужно запомнить цвета изоляции проводов, вынуть ключ из замка зажигания и установить рычаг в нейтральное положение.


Присоединять провода питания парктроника лучше всего методом пайки. Для этого нужно нагрев паяльником изоляцию в нужных местах снять ее. Далее обвить присоединяемые провода вокруг штатных и пропаять паяльником . На фотографии приведен пример подсоединения для автомобиля Хендай Гетц. Белый провод является плюсовым, а черный – отрицательным (массой).

После пайки оголенные участки проводов необходимо покрыть тремя слоями изолирующей ленты. Для того, чтобы исключить перетирание припаянных проводников провод, идущий к электронному блоку нужно примотать к штатному жгуту изолентой, как показано на фотографии ниже.


Монтаж проводов выполнен и теперь перед установкой панелей на место нужно проверить работу парктроника. Для этого подсоединить все разъемы к электронному блоку, соблюдая порядок подключения датчиков. Включить зажигание и заднюю передачу. Возводя препятствие перед датчиками убедиться, что монитор показывает правильное расстояние до препятствия.

Электронный блок парктроника я не стал прятать под обшивку, так как в случае нарушения работы парктроника без снятия панелей невозможно будет провести диагностику и ремонт. Поэтому решил его установить в кармане багажника. Для этого было просверлено с помощью имеющейся фрезы отверстие в кармане боковой панели.


Через сделанной в кармане отверстие были продеты провода парктроника и боковая панель установлена на место. Далее разъемы были вставлены в электронный блок парктроника.

К вертикальной задней стенке кармана электронный блок был приклеен с помощью двухстороннего скотча, который был в комплекте.


Как видно на фотографии, наличие ультразвуковых парковочных датчиков на бампере, с моей точки зрения, даже улучшило внешний вид автомобиля.


После установки парктроника я не стал сразу приклеивать монитор на зеркало, а немного поездил. В результате самым удобным, не мешающим обзору оказалось место правее стойки крепления зеркала к лобовому стеклу. Там и был приклеен монитор с помощью двустороннего скотча из комплекта от производителя.

Как показала практика эксплуатации радара, он оправдал ожидания. Сдавать задним ходом, особенно в многолюдных местах стало безопаснее и от этого гораздо спокойнее. Теперь я не боюсь, что один из непоседливых малышей случайно попадет под колеса моего автомобиля.