Схема электрооборудования. Схема электропроводки легендарной «Копейки»: доступно о главном Замок зажигания ваз 21011 схема

Электрооборудование ВАЗ 2101, 2102 выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой», которая выполняет функцию второго провода.

За время выпуска автомобилей ВАЗ-2101 в их схему вносились небольшие изменения. Так, в 1977 г. добавился фонарь 57 света заднего хода с выключателем 26 на коробке передач, бачок с датчиком 15 уровня тормозной жидкости. С 1980 г. стал устанавливаться ножной омыватель ветрового стекла со встроенным выключателем стеклоочистителя, и поэтому изменилась схема включения стеклоочистителя.

Большинство цепей включается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, стоп-сигнала, плафонов освещения салона и штепсельной розетки для переносной лампы.

Электрооборудование автомобиля защищено плавкими предохранителями (см. рис. Плавкие предохранители), установленными под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи зажигания и пуска двигателя не защищены предохранителями.

Плавкие предохранители ВАЗ 2101, 2102

Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, необходимо выяснить причину его сгорания и устранить ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть цепи, которые защищает данный предохранитель (см. табл. Цепи, защищаемые плавкими предохранителями).

Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля, т.к. это может привести к перегреву проводов и к пожару.

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями

№ предохранителя (см. рис. Плавкие предохранители)
Защищаемые цепи
1 (16 А) Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Лампы стоп-сигнала в задних фонарях
2 (8 А) Стеклоочиститель и его реле. Электродвигатель отопителя. Элек-тродвигатель омывателя ветрового стекла (на ВАЗ-21011)
3 (8 А) Левая фара (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света
4 (8 А) Правая фара (дальний свет)
5 (8 А) Левая фара (ближний свет)
6 (8 А) Правая фара (ближний свет)
7 (8 А) Левый подфарник (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света. Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения багажника. Фонарь освещения номерного знака*. Лампа освещения комбинации приборов
8 (8 А) Правый подфарник (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Подкапотная лампа. Лампа освещения прикуривателя
9 (8 А) Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольная лампа давления масла. Контрольная лампа включения стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Фонарь заднего хода. Лампа освещения вещевого ящика
10 (8 А) Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора

* На автомобилях выпуска 70-х годов одна лампа фонаря освещения номерного знака была защищена предохранителем 7, а другая – предохранителем 8.

Cхема электрооборудования автомобиля ВАЗ–21011, ВАЗ–21013


1 – фары; 2 – передние указатели поворота; 3 – боковые указатели поворота; 4 – аккумуляторная батарея; 5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 6 – реле включения ближнего света фар; 7 – реле включения дальнего света фар; 8 – генератор; 9 – стартер; 10 – подкапотная лампа; 11 – свечи зажигания; 12 – датчик контрольной лампы давления масла; 13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 14 – звуковые сигналы; 15 – распределитель зажигания; 16 – моторедуктор стеклоочистителя; 17 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости; 18 – катушка зажигания; 19 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 20 – регулятор напряжения; 21 – электродвигатель отопителя; 22 – лампа освещения вещевого ящика; 23 – добавочный резистор электродвигателя отопителя; 24 – штепсельная розетка для переносной лампы; 25 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 26 – выключатель сигнала торможения; 27 – реле-прерыватель укзателей поворота; 28 – выключатель света заднего хода; 29 – блок предохранителей; 30 – реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 31 – реле стеклоочистителя; 32 – переключатель электродвигателя отопителя; 33 – прикуриватель; 34 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 35 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 36 – плафоны; 37 – выключатель зажигания; 38 – комбинация приборов; 39 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 40 – контрольная лампа дальнего света фар; 41 – контрольная лампа наружного освещения; 42 – контрольная лампа указателей поворота; 43 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 44 – контрольная лампа давления масла; 45 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости; 46 – указатель уровня топлива; 47 – контрольная лампа резерва топлива; 48 – лампа освещения комбинации приборов; 49 – переключатель света фар; 50 – переключатель указателей поворота; 51 – выключатель звукового сигнала; 52 – выключатель омывателя ветрового стекла; 53 – переключатель стеклоочистителя; 54 – выключатель наружного освещения; 55 – выключатель освещения приборов; 56 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 – лампа освещения багажника; 58 – задние фонари; 59 – фонарь освещения номерного знака; 60 – фонарь света заднего хода

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ–2101, ВАЗ–2102


1 – фары; 2 – подфарники; 3 – боковые указатели поворота; 4 – аккумуляторная батарея; 5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 6 – генератор; 7 – стартер; 8 – подкапотная лампа; 9 – свечи зажигания; 10 – датчик контрольной лампы давления масла; 11 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 – звуковые сигналы; 13 – распределитель зажигания; 14 – электродвигатель стеклоочистителя; 15 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости; 16 – катушка зажигания; 17 – регулятор напряжения; 18 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла; 19 – электродвигатель отопителя; 20 – лампа освещения вещевого ящика; 21 – добавочный резистор электродвигателя отопителя; 22 – штепсельная розетка для переносной лампы; 23 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 24 – выключатель сигнала торможения; 25 – реле-прерыватель укзателей поворота; 26 – выключатель света заднего хода; 27 – блок предохранителей; 28 – реле- прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 – реле стеклоочистителя; 30 – переключатель электродвигателя отопителя; 31 – прикуриватель; 32 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 33 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 34 – плафоны; 35 – выключатель зажигания; 36 – комбинация приборов; 37 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 38 – контрольная лампа дальнего света фар; 39 – контрольная лампа наружного освещения; 40 – контрольная лампа указателей поворота; 41 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 42 – контрольная лампа давления масла; 43 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости; 44 – указатель уровня топлива; 45 – контрольная лампа резерва топлива; 46 – лампа освещения комбинации приборов; 47 – выключатель звукового сигнала; 48 – переключатель света фар; 49 – переключатель указателей поворота; 50 – выключатель наружного освещения; 51 – выключатель освещения приборов; 52 – переключатель стеклоочистителя; 53 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 54 – лампа освещения багажника; 55 – задние фонари; 56 – фонарь освещения номерного знака; 57 – фонарь света заднего хода; 58 – штепсельные колодки заднего пучка проводов автомобиля ВАЗ-2102; 59 – плафон освещения задней части салона автомобиля ВАЗ-2102

Рис.1

Cхема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21011,ВАЗ-21013

Рис.2

Cхема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2101,ВАЗ-2102

Рис.1,2:
1 . Фары; 2 . Подфарники; 3 . Боковые указатели поворота; 4 . Аккумуляторная батарея; 5 . Реле контрольной лампы заряда aккумуляторной батареи; 6 . Генератор; 7 . Стартер; 8 . Подкапотная лампа; 9 . Свечи зажигания; 10 . Датчик контрольной лампы давления масла; 11 . Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 . Звуковые игналы; 13 . Распределитель зажигания; 14 . Электродвигатель теклоочистителя; 15 . Датчик контрольной лампы уровня тормозной сидкости; 16 . Катушка зажигания; 17 . Регулятор напряжения; 18 . Выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла; 19 . Электродвигатель отопителя; 20 . Лампа освещения вещевого ящика; 21 . Добавочный резистор электродвигателя отопителя; 22 . Штепсельная розетка для переносной лампы;23 . Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 24 . Выключатель сигнала торможения; 25 . Реле-прерыватель укзателей поворота; 26 . Выключатель света заднего хода; 27 . Блок предохранителей; 28 . Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 . Реле стклоочистителя; 30 . Переключатель электродвигателя отопителя; 31 . Прикуриватель; 32 . Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 33 . Выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 34 . Плафоны; 35 . Выключатель зажигания; 36 . Комбинация приборов; 37 . Указатель температуры охлаждающей жидкости; 38 . Контрольная.лампа дальнего света фар; 39 . Контрольная лампа наружного освещения; 40 . Контрольная лампа указателей поворота; 41 . Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 42 . Контрольная лампа давления масла; 43 . Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости; 44 . Указатель уровня топлива; 45 . Контрольная лампа резерва топлива; 46 . Лампа освещения комбинации приборов; 47 . Выключатель звукового сигнала; 48 . Переключатель света фар; 49 . Преключатель указателей поворота; 50 . Выключатель наружного освещения; 51 . Выключатель освещения приборов; 52 . Переключатель стеклоочистителя; 53 . Датчик указателя уровня и резерва топлива; 54 . Лампа освещения багажника; 55 . Задние фонари; 56 . Фонарь освещения номерного знака; 57 . Фонарь света заднего хода; 58 . Штепсельные колодки заднего пучка проводов автомобиля ВАЗ-2102; 59 . Плафон освещения задней части салона автомобиля ВАЗ-2102.

СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

На всех автомобилях "Жигули" применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования, т.е. ко всем потребителям электроэнергии подходит только один провод. Вторым проводом, соединяющим по требителей с источниками электроэнергии, является кузов автомобиля или "масса". Такая схема позволяет значительно уменьшить количество проводов и упростить их монтаж. С массой соединяются отрицательные выводы источников электроэнергии и потребителей. При таком соединении уменьшается разъедание металлических деталей кузова из-за электрохимической коррозии.
Источниками электроэнергии на автомобиле являются генератори аккуму ляторная батарея, включенные параллельно. Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий мо жет колебаться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работоспособность.
Все электрооборудование автомобилей можно условно разделить на следующие основные системы:
1) система питания, включающая в себя аккумуляторную батарею и генератор с регулятором напряжения;
2) система пуска двигателя, куда тоже можно отнести аккумуляторную батарею, затем стартер и соответствующие контакты выключателя зажигания;
3) система зажигания, состоящая из катушки зажигания, распределителя и свечей зажигания, проводов высокого напряжения и соответствующих контактов выключателя зажигания;
4) система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле; 5) контрольные приборы с датчиками;
6) дополнительное электрооборудование, куда входят стеклоочиститель и, омыватель ветрового стекла, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковые сигналы.
Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключа тели и реле.Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Включаемые цепи при различных положениях ключа приведены в таблице 1.
Цепи питания тех узлов электрооборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся звуковые сигналы 12 (см. рис. 24), прикуриватель 31, нити ламп сигнала торможения в задних фонарях 55, штепсельная ро зетка 22 для переносной лампы и плафоны 34 освещения салона.
При эксплуатации автомобиля возможны случайные короткие замыкания как в проводах, так и самих узлах электрооборудования. Они вызывают резкое увеличение силы тока в короткозамкнутом участке цепи и, если не при нять защитных мер, могут привести к быстрому разряду аккумуляторной батареи, перегреву проводов, оплавлению их изоляции и к загоранию обивки салона автомобиля.
Цепи питания большинства узлов электрооборудования защищены деся тью плавкими предохранителями, установленными в пластмассовом блоке 27. Он расположен под панелью приборов с левой стороны рулевой колонки Предохранитель представляет собой тонкую пластинку из легкоплавкого ме талла, закрепленную на пластмассовой основе. Девять предохранителей (черного цвета) рассчитаны на максимальную силу тока 8 А, а один (зеленого цвета) - на 16 А. К этому предохранителю подсоединены указан ные выше цепи питания тех узлов электрооборудования, которые подключены непосредственно к источникам питания, минуя выключатель зажигания.
Для удобства работы с электропроводкой автомобиля при поисках неисправностей или замене проводов провода, присоединяемые к разным предохранителям, имеют определенный цвет.

Таблица 1

Положение ключа

Контакты под напряжением

Включено

Выключено

Зажигание

Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель* ветрового стекла, отопитель.

Система зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы, сигнализации поворота.

Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель* ветрового стекла, отопитель.

* На автомобилях ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013
Так, от первого предохранителя к потребителям идут красные провода, от второго желтые с черными полосками или голубые с черными полосками, от третьего - зеленые с черными полоска ми, от четвертого зеленый, от пятого - серый с черной полос кой, от шестого - серый, от седьмого - желтые провода, от восьмого - коричневые, от девятого - тонкие оранжевые прово да и от десятого толстый оранжевый провод. Единственное ис ключение: на автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 к девятому предохранителю присоединяется не оранжевый, а желтый про вод, идущий к выключателю 28 света заднего хода.
В таблице 2 приведены цепи, защищаемые плавкими предохранителями.
При перегорании какого-либо предохранителя рекомендуется просмотреть цепи, которые он защищает, устранить неисправ ность, вызвавшую его перегорание, а затем поставить новый предохранитель. Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля.
Наибольшее число предохранителей установлено в системе освещения, так как она имеет наиболее разветвленную и про тяженную сеть проводов и поэтому больше всего подвержена повреждениям и замыканиям с "массой". Для защиты фонарей принята перекрестная схема, т.е. предохранителем 7 защища ется левый подфарник и правый задний фонарь, а предохрани телем 8 - правый подфарник и левый задний фонарь.
Некоторые системы электрооборудования, работа которых требуется в аварийных ситуациях, не защищены предохраните лями.
Так, не защищена предохранителями система зажигания дви гателя, чтобы не вводить в нее лишний элемент, снижающий надежность системы в эксплуатации. При отказе системы зажигания перестает работать двигатель. Цепь пуска двигателя так же не защещина, что бы не снижать надежность пуска.

Таблица 2

№ предохранителя

Защищаемые цепи

Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Нити ламп сигнала торможения в задних фонарях.

Стеклоочиститель и его реле. Электродвигатель отопителя. Омыватель ветрового стекла*.

евая фара (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света.

Правая фара (дальний свет)

Левая фара (ближний свет)

Правая фара (ближний свет)

Левый подфарник (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света. Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения багажника. Фонарь освещения номерного знака". Лампа освещения комбинации приборов.

Правый подфарник (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный сеет). Лампа освещения прикуривателя. Подкапотная лампа.

Контрольная лампа давления масла. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольная лампа включения ручного тормоза и уровня тормозной жидкости. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Фонарь заднего хода. Лампа освещения вещевого ящика.

Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора.


*Для автомобилей ВАЗ-210211 иВАЗ-21013. **На автомобилях ВАЗ-21013 выпуска до 1983 г., а также на автомоби лях ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 одна лампа фонаря освещения номерного зна ка была защищена предохранителем 7, а другая - предохранителем 8 (к ней подходил коричневый провод).
Кроме того, не защищена предохранителями цепь заряда ак кумуляторной батареи, так как генератор соединяется с аккуму ляторной батареей коротким проводом и введение предохрани теля усложнило бы схему. На автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 еще не защищены предохранителями обмотки реле 6 и 7 (см. рис. 25) включения ближнего и дальнего света фар.
Провода, по которым идет ток от источников электроэнергии к потребителям, работают на автомобиле в тяжелых условиях. Они подвергаются воздействию вибраций и большого перепада температур. На них может попадать бензин и масло. Поэтому на автомобилях применяются гибкие низковольтные провода типа ПВА. Эти провода имеют эластичную поливинилхлоридную изо ляцию, стойкую к воздействию маа;з, бензина и работоспособ ную в интервале температур от -40 до +105 г. Гибкость прово дов обеспечивается за счет изготовления токопроводящей жи лы из большого числа мягких медных проволочек (от 19 для провода сечением 1 мм 2 до 84 для провода сечением 16 мм 2).
Для облегчения поиска необходимого провода в пучках, изо ляция проводов окрашена в разные цвета: белый, голубой, жел тый, зеленый, коричневый, красный, оранжевый, розовый, серый, и черный. Кроме тога, на поверхность изоляции могут быть нанесены продольные-или поперечные полоски белого, красного или черного цветов.
При прохождении тока по проводам происходит падение на пряжения и напрев проводов. Чтобы нагрев и падение напряже ния не превышали допустимых пределов, необходимо выбирать соответствующее поперечное сечение токопроводных жил про водов. Чем большей силы протекает электрический ток, тем должно быть больше поперечное сечение жилы провода. По этому на автомобилях применяются провода с разным сечени ем жилы: 16; 6; 4; 2,5 и 1 мм 2 .
Самыми толстыми проводами сечением 16 мм 2 соединяются с "массой" аккумуляторная батарея и двигатель, а также стартер с аккумуляторной батареей. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при пуске двигателя стартером. У провода, которым соединяется с "массой* двигатель, один наконечник приварен к кузову, а другой крепится болтом к кожуху сцепле ния. Наконечник провода, соединяющего аккумуляторную бата рею с "массой", крепится болтом к правому брызговику.
Аккумуляторная батарея и генератор соединяются проводом сечением 6 мм 2 , так как по этому проводу протекает тоже до вольно значительный ток при зарядке аккумуляторной батареи, а также при неработающем двигателе, когда от батареи питают ся все потребители.
Провода сечением 4 и 2,5 мм 2 приведены в таблице 3.
По остальным проводам, не указанным в таблице, протекает электрический ток сравнительно небольшой силы, и они имеют поперечное сечение жилы 1 мм 2 .
Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью удобных быстроразъемных штекерных соединений. Исключением является присоединение проводов к аккумуляторной батарее, к зажиму "30" генератора, к силовому болту стартера и к выводам низкого напряжения ка тушки зажигания. У этих ответственных соединений наконечни ки проводов зажимаются гайками для обеспечения максималь ной надежности соединений.
Для предохранения электрических соединений от воды и гря зи, задняя часть подфарников закрыта резиновыми чехлами. Защитными резиновыми колпачками закрыты наконечники про водов высокого напряжения, датчики температуры охлаждаю щей жидкости и давления масла, клемма "+" аккумуляторной батареи и клемма "30" генератора. Также закрыты колпачками патроны ламп боковых указателей поворота и фонарей освеще ния номерного знака.
Для облегчения монтажа все провода на автомобиле объеди нены в пучки. Отдельные пучки легче устанавливать на конвей ере и проще заменять при ремонте автомобиля. Провода в пуч ках обмотаны липкой лентой или заключены в пластиковые трубки. Между собой пучки соединены с помощью штепсельных разъемов, что уменьшает возможность перепутывания прово дов при монтаже. Пластмассовые колодки штепсельных разъе мов снабжены пружинными защелками, которые не допускают случайных рассоединений проводов от вибрации. Отверстия в кузове, через которые проходят провода, закрыты резиновыми уплотнителями, которые предохраняет провода от повреждения о кромки отверстий и не допускают проникновения через отвер стия воды и грязи.

Таблица 3

Цвет изоляции

Сечение, мм 2

Штекер "15" выключателя зажигания -штекер "10" блока предохранителей

Голубой с черной полоской

Зажим "30" генератора - штекер "30/1" выключателя зажигания

Коричневый

Зажим "30" генератора - штекер "А" блока предохранителей
Штекер "50" стартера - штекер "50" выключателя зажигания
Штекер "15" регулятора напряжения -штекер "L" блока предохранителей

Оранжевый

Штекер "А" блока предохранителей -штекер "30" выключателя зажигания
Штекер "4" блока предохранителей -штекер "87" реле включения дальнего света фар*
Штекер "6" блока предохранителей -штекер "87" реле включения ближнего света фар*

Голубой с черной полоской

Соединительная колодка - штекеры "30/51" - реле включения ближнего и дальнего света фар*

Коричневый

Штекер "67" генератора - штекер "67" регулятора напряжения
Выключатель сигнала торможения -штепсельная розетка для переносной лампы
Штекер "4" блока предохранителей - переключатель света фар
Штекер "6" блока предохранителей - переключатель света фар

Серый с красной полоской

Штекер "2" блока предохранителей -шитекер "Н" выключателя наружного осзещения
Штекер "1" блока предохранителей - вы-ключатель сигнала торможения
Штепсельная розетка для переносной пампы прикуриватель
Штекер "INT" выключателя зажигания штекер "Н" выключателя наружного ос вещения
Штекер "V" выключателя наружного ос вещения - переключатель света фар
Штекер "1" блока предохранителей - ле вый звуковой сигнал

*Дополнительные или измененные провода автомобилей ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013

Всего имеется пять пучков проводов: передний пучок, задний правый и левый пучки подфарников и боковых указателей пово рота и пучок проводов аккумуляторной батареи.
Основной пучок проводов - передний. Он имеет три ветви. Две из них находятся в отсеке двигателя, а третья - в салоне под панелью приборов. Из салона в отсек двигателя пучок проводов проходит сквозь резиновый уплотнитель и после выхода из негo разветвляется. Правая ветвь пучка проложена на щите передка и правом брызговике кузова, а левая - на левом брызговике. На щите передка и брызговиках провода крепятся стальными ско бами, приваренными к кузову, и пластмассовыми хомутиками. Крепление пучка должно быть таким, чтобы он был не слишком натянут, но и не болтался, так как это может привести к перети ранию проводов при тряске и замыканию их с “массой.”
В салоне автомобиля передний пучок проходит под панелью приборов и имеет небольшие ответвления, идущие к Блоку пре-дохранителей, блоку переключателей, к комбинации приборов, выключателю зажигания и другим узлам электрооборудования. Наконечник трех проводов (одного белою и двух черно-белых), идущих из пучка на "массу", закреплен на болту крепления рe ле-прерывателя указателей поворота.
С задним пучком проводов передний пучок соединен тремя штепсельными разъемами: одноштекерным (для провода к фо нарю света заднего хода), двухштекерным (для проводов к дат чику указателя уровня и резерва топлива) и шестиштекерным (для проводов к приборам освещения и световой сигнализации).
Задний пучок проходит назад по левой стороне пола кузова и; имеет ответвления к плафонам 34 освещения салона и к лампе 54 освещения багажника. Ответвление к правому плафону про ходит за задней поперечной балкой пола кузова. Провода пучка крепятся к полу кузова липкой лентой и пластмассовыми хому тиками.
Наконечники проводов (черных), соединяющих плафоны с "массой", крепятся к стойкам дверей самонарезающими винта ми. Наконечники провода, соединяющего с массой датчик 53 указателя уровня топлива, крепятся под винтами крепления датчика и правого заднего фонаря.
В течение десяти лет выпуска автомобилей ВАЗ-2101 в их схему вносились изменения, направленные «а улучшение каче ства автомобилей и экономию проводов. Поэтому схема авто мобилей ВАЗ-2101 последних лет выпуска несколько отличает ся от первоначальной. Например, с 1977 г, стал устанавливать ся фонарь 57 света заднего хода с выключателем 26 на коробке передач бачок с датчиком 15 уровня тормозной жидкости. К су щественным изменениям можно отнести введение с 1980 г. ножного омывателя ветрового стекла со встроенным выключа телем стеклоочистителя. В связи с этим изменилась схема включения электродвигателя стеклоочистителя.

Особенности схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2102


Схема электрооборудования передней части автомобилей и монтаж передних пучков проводов на автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 одинаковы. В связи с другой формой задней части ку зова на автомобилях ВАЗ-2102 изменен только задний пучок проводов. Вместо лампы 54 освещения багажника установлен плафон 59 для освещения задней части. Задние фанари 55 и фонарь 56 освещения номерного знака - другой конструкцииции.
Так же, как и на ВАЗ 2101,задний пучек проводов проходит сначала по левой стороне пола кузова и имеет ответвление к левому плафону 34. Затем за задней поперечной балкой пола кузова он разделяется на две ветви: одна - к правому плафону и правому заднему фонарю 55, а другая - к левому заднему фо нарю и к датчику указателя уровня и резерва топлива. От лево го заднего фонаря пучок идет вверх вдоль задней стойки кузова и около левой петли задней двери разделяется на две ветви. одна - вдоль задней кромки крыши к заднему плафону 59 осве щения кузова, а другая по двери спускается к фонарю 56 осве щения номерного знака. Наконечник черных проводов, соеди няющих с "массой" плафон 59 и фонарь освещения номерного знака, крепится самонарезающим винтом на задней кромке крыши на расстоянии 260 мм от плафона 59. Наконечники чер ных проводов, соединяющих с массой задние фонари, крепятся самонарезающими винтами к боковинам кузова на расстоянии 200 мм от фонарей.
За годы производства автомобилей ВАЗ-2102 одновременно с изменением схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2101 менялась и схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-2102. Поэтому у автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 одного года выпуска нет отличий в схеме электрооборудования передней части автомобилей. С 1983 г. у части выпускаемых автомобилей ВАЗ-2102 схема электрооборудования передней части автомо биля выполнялась по схеме автомобиля ВАЗ-21013.

Особенности схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013.


С самого начала выпуска этих автомобилей они отличались конструкцией фар и подфарников. В фарах устанавливалась лампа габаритного света, а подфарник имел оранжевый рас-сеиватель и одну только однонитевую лампу, т.е. выполнял функцию переднего указателя поворота. Первоначально авто мобили ВАЗ-21011 отличались еще установкой фонаря света заднего хода и бачков с сигнализацией об уровне тормозной жидкости, но потом эти узлы стали устанавливаться и на авто мобили ВАЗ-2101, однако с другой схемой включения контроль ной лампы уровня тормозной жидкости. На автомобилях ВАЗ-21011 при низком уровне тормозной жидкости контрольная лам па горит постоянным светом, а на ВАЗ-2101 - мигающим.
Отличия имелись в схеме включения стеклоочистителя. Первоначально на автомобилях ВАЗ-21011 устанавливался ножной омыватель ветрового стекла с дополнительным выключателем стеклоочистителя, а на ВАЗ-2101 ручной омыватель. Затем ножной обыватель стал устанавливаться на автомобилях ВАЗ-2101, а на ВАЗ-21011 появился омыватель ветрового стекла с приводом от электродвигателя 19 (см. рис. 25).
С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-21011 на рулевой колонке стал устанавливаться трехрычажный переключатель, у которого третий рычаг предназначен для управления стеклоочистителем и омывателем ветрового стекла. В связи с этим был аннулирован клавишный переключатель стеклоочистителя. Одновременно стали устанавливаться реле 6 и 7 (см. рис. 25) включения ближнего и дальнего света фар.
Автомобили ВАЗ-21013 начали выпускаться в 1981 г. и с самого начала их схема имеет вид, показанный на рис. 25. Существенных изменений в схеме электрооборудования ВАЗ-21013 не проводилось.

Обширная территория Советского Союза тормозила техническое и социальное развитие страны. В открытой продаже отсутствовало необходимое количество легковых автомобилей для всех, кто мечтал о личном транспорте. Для удовлетворения спроса руководство страны приняло оригинальное решение: в качестве прообраза отечественного транспортного средства выбрана модель Fiat 124, как лучшего автомобиля 1967 года. Первая версия легковой машины именовалась ВАЗ 2101. Конструкция модели, основанная на дизайне итальянских инженеров Fiat, уже на стадии производства удостоилась международной премии «Золотой Меркурий» за вклад в развитие общества.

Схема электрооборудования ВАЗ 2101

Компактный седан ВАЗ 2101 отличается от итальянского собрата доработанной конструкцией под условия жёстких гравийных дорог. Для надёжной эксплуатации «копейки» инженеры подвергли преобразованиям трансмиссию, ходовую часть, тормозные барабаны и усилили корзину сцепления. Электрическое оборудование первой модели Волжского автомобильного завода сохранили от оригинала, так как оно соответствовало требованиям и техническим условиям эксплуатации.

Схема проводки ВАЗ 2101 (карбюратор)

Инженеры первых «Жигулей» использовали стандартную однопроводную схему подключения потребителей электрической энергии. Ко всем приборам, датчикам и лампам подходит «плюсовой» провод с рабочим напряжением 12 В. Второй «минусовой» провод от аккумулятора и генератора соединяет потребителей тока через металлический кузов автомобиля.

Состав системы электрооборудования

Основные элементы:

  • источники электроэнергии;
  • потребители тока;
  • реле и выключатели.

Из этого перечня выделяют широкий комплекс основных источников и потребителей тока:

  1. Система питания с аккумулятором, генератором и регулятором напряжения.
  2. Система запуска мотора электрическим стартером.
  3. Система зажигания, сочетающая несколько элементов: катушка зажигания, контактный прерыватель, коммутатор, свечи и свечные провода.
  4. Освещение с лампами, выключателями и реле.
  5. Контрольные лампы на панели приборов и датчики.
  6. Прочее электрооборудование: омыватель стёкол, стеклоочистители, электродвигатель отопителя и звуковой сигнал.

Номера позиций элементов электрической цепи на общей схеме ВАЗ 2101:

  1. Фары.
  2. Передние указатели поворота.
  3. Боковые указатели поворота.
  4. Аккумуляторная батарея.
  5. Реле контрольной лампы заряда аккумулятора.
  6. Реле включения ближнего света фар.
  7. Реле включения дальнего света фар.
  8. Генератор.
  9. Стартер.
  10. Подкапотная лампа.
  11. Свечи зажигания.
  12. Звуковые сигналы.
  13. Распределитель зажигания.
  14. Моторедуктор стеклоочистителя.
  15. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости.
  16. Катушка зажигания.
  17. Электродвигатель омывателя ветрового стекла.
  18. Регулятор напряжения.
  19. Электродвигатель отопителя.
  20. Лампа освещения вещевого ящика.
  21. Добавочный резистор электродвигателя отопителя.
  22. Штепсельная розетка для переносной лампы.
  23. Выключатель сигнала торможения.
  24. Реле-прерыватель указателей поворота.
  25. Выключатель света заднего хода.
  26. Блок предохранителей.
  27. Реле стеклоочистителя.
  28. Переключатель электродвигателя отопителя.
  29. Прикуриватель.
  30. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей.
  31. Выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей.
  32. Плафоны.
  33. Выключатель зажигания.
  34. Комбинация приборов.
  35. Контрольная лампа дальнего света фар.
  36. Контрольная лампа наружного освещения.
  37. Контрольная лампа указателей поворота.
  38. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
  39. Указатель уровня топлива.
  40. Лампа освещения комбинации приборов.
  41. Переключатель света фар.
  42. Переключатель указателей поворота.
  43. Выключатель звукового сигнала.
  44. Выключатель омывателя ветрового стекла.
  45. Переключатель стеклоочистителя.
  46. Выключатель наружного освещения.
  47. Выключатель освещения приборов.
  48. Лампа освещения багажника.
  49. Задние фонари.
  50. Фонарь освещения номерного знака.
  51. Фонарь света заднего хода.

Работа электрических систем зависит от контакта источников и потребителей тока между собой. Плотный контакт обеспечивают быстроразъёмные штекеры на концах проводов. Максимальное прилегание контактных групп исключает проникновение воды и влаги. Ответственные точки присоединения проводов к аккумуляторной батарее, кузову, генератору и стартеру зажимаются гайками. Надёжное соединение исключает окисление контактов.

Источники напряжения

В общей цепи электрических элементов аккумулятор и генератор - это основные источники напряжения в автомобиле. Без аккумулятора не заведётся двигатель, без генератора перестанут работать все источники освещения и электрические приборы.

Работа всех систем начинается с аккумуляторной батареи. При повороте ключа мощный поток энергии протекает по проводам от аккумулятора до тягового реле стартера и по кузову, используемому в качестве «массы» электрической схемы.

При включении стартер потребляет значительную силу тока. Не следует длительно удерживать ключ в положении «стартер». Это исключит разряд аккумулятора.

После запуска двигателя ток от генератора питает прочих потребителей. Напряжение тока, выдаваемого генератором, зависит от числа оборотов коленвала, сила тока - от количества включённых потребителей. Для поддержания требуемых параметров тока установлен регулятор напряжения.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения генератора:

  1. Аккумулятор.
  2. Обмотка ротора генератора.
  3. Генератор.
  4. Обмотка статора генератора.
  5. Выпрямительный блок генератора.
  6. Регулятор напряжения.
  7. Дополнительные резисторы.
  8. Термокомпенсирующий резистор.
  9. Дроссель.
  10. Выключатель зажигания.
  11. Блок предохранителей.
  12. Контрольная лампа заряда.
  13. Реле контрольной лампы заряда.

При неисправности стартера запуск двигателя невозможен. Обойти это повреждение в системе ВАЗ 2101 можно, если придать достаточное вращательное ускорение коленвалу путём ручного проворачивания, скатившись с пригорка или разогнавшись при помощи другой машины.

Ранние модели включали кривошип (в народе «кривой стартер»), позволяющий завести двигатель путём ручного вращения коленвала, если батарея разрядилась.

Кстати, автора этого текста не один раз выручал «кривой стартер» в зимний период. Летом мощности аккумулятора с лихвой хватает для проворачивания коленвала. Зимой же, когда на улице температура -30 0 С, прежде чем заводить автомобиль, я рукояткой прокручивал двигатель. А если вывесить колесо и включить передачу, то можно провернуть коробку передач и разогнать застывшее трансмиссионное масло. После недельной стоянки на морозе автомобиль с небольшим натягом запускался самостоятельно без посторонней помощи.

Видео: заводим ВАЗ 2101 без стартера

Система зажигания

Следующие по значимости электрические приборы - это катушка зажигания и распределитель с роторным прерывателем контактов. Эти устройства содержат наиболее нагруженные контакты в устройстве ВАЗ 2101. При неплотном соприкосновении контактов высоковольтных проводов в катушке зажигания и распределителе происходит рост сопротивления и обгорание контактов. Провода передают импульсы высокого напряжения, поэтому снаружи они изолированы пластиковой изоляцией.

Большая часть электрических приборов в устройстве ВАЗ 2101 включается поворотом ключа в замке зажигания. Функция выключателя зажигания заключается во включении и отключении конкретных электрических цепей и запуске двигателя. Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:

  • плафон салона;
  • звуковой сигнал;
  • прикуриватель;
  • стоп-сигнал.

Таблица: перечень включаемых цепей при разном положении ключа в замке зажигания ВАЗ 2101

Для оперативного управления ВАЗ 2101 снабжён контрольно-измерительными приборами. Их надёжная работа обеспечивает водителя информацией о состоянии автомобиля.

Комбинация панели приборов содержит отдельные индикаторы с широкими стрелками, на шкалах присутствуют цветовые зоны для выделения пограничных режимов. Показания индикаторов выдерживают вибрацию, сохраняя стабильное положение. Внутреннее устройство приборов малочувствительно к изменениям напряжения.

Схема проводки ВАЗ 2101 (инжектор)

Классическая система карбюраторного питания имела широкое распространение в автомобильных кругах российского производства. Простота устройства карбюраторных систем и минимальное количество датчиков обеспечивали доступные настройки разных режимов работы двигателя для любого автолюбителя. Например, карбюратор модели «Солекс» вполне удовлетворял требованиям автовладельцев при разгоне и стабильном движении. Отсутствие технических разработок и дорогие зарубежные детали для систем впрыска топлива долгое время не позволяли специалистам завода осуществить переход на инжекторную подачу топлива. Поэтому ВАЗ 2101 в условиях завода с инжектором не выпускался.

Но, прогресс и тем более зарубежные покупатели требовали наличия «инжектора». Электронная система исключала недостатки механического управления зажиганием и карбюраторной подачи топлива. Много позже, модели с электронным зажиганием и одноточечной системой впрыска от General Motors выпускались на экспорт в комплектации с двигателем 1,7 л.

Электронный блок управления собирает информацию от датчиков и контролирует работу исполнительных механизмов для оптимальной работы мотора при заданном уровне параметров

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме с моновпрыском:

  1. Электровентилятор системы охлаждения.
  2. Монтажный блок.
  3. Регулятор холостого хода.
  4. Контроллер.
  5. Октан-потенциометр.
  6. Свечи зажигания.
  7. Модуль зажигания.
  8. Датчик положения коленчатого вала.
  9. Электробензонасос с датчиком уровня топлива.
  10. Тахометр.
  11. Контрольная лампа CHECK ENGINE.
  12. Реле зажигания.
  13. Датчик скорости.
  14. Колодка диагностики.
  15. Форсунка.
  16. Клапан продувки адсорбера.
  17. Предохранитель системы впрыска.
  18. Предохранитель системы впрыска.
  19. Реле зажигания системы впрыска.
  20. Реле включения электробензонасоса.
  21. Реле электроподогревателя впускной трубы.
  22. Электроподогреватель впускной трубы.
  23. Предохранитель подогревателя впускной трубы.
  24. Датчик кислорода.
  25. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
  26. Датчик положения дроссельной заслонки.
  27. Датчик температуры воздуха.
  28. Датчик абсолютного давления.

Автолюбителям, желающим самостоятельно оборудовать транспортное средство ВАЗ 2101 инжекторной системой подачи топлива, следует понимать сложность процесса работы и необходимость материальных затрат. Для ускорения процесса замены карбюратора на инжектор стоит приобрести полный комплект впрыска топлива для классических автомобилей ВАЗ со всей проводкой, контроллером, адсорбером и иными деталями. Чтобы не мудрить с заменой деталей лучше приобрести комплект головки блока цилиндров от ВАЗ 21214 в сборе.

Видео: инжектор на ВАЗ 2101 своими руками

Подкапотная проводка

Электрическая схема культового автомобиля отличается простым размещением и надёжной эксплуатацией. Провода подключаются к соответствующим датчикам, приборам и узлам. Плотность соединения обеспечивают удобные быстроразъёмные штекерные соединения.

Всю систему электрической проводки можно разделить на шесть пучков проводов:

  • передний;
  • задний;
  • правый и левый;
  • пучки фар и боковых указателей поворота;
  • провода аккумуляторной батареи;
  • провода панели приборов.

К подкапотной проводке можно отнести передний пучок проводов, провода для указателей поворота и аккумулятора. В моторном отсеке расположены основные датчики и приборы:

  • аккумулятор;
  • стартер;
  • генератор;
  • модуль зажигания;
  • высоковольтные провода и свечи зажигания.

В качестве питающего органа для этих приборов служат самые толстые провода, соединяющие кузов автомобиля с аккумуляторной батареей и двигателем. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при запуске двигателя. Для предохранения электрических соединений от воды и грязи провода снабжены резиновыми наконечниками. Для исключения разброса и перепутывания все провода собраны в жгуты и разделены на отдельные пучки, которые проще заменить при необходимости.

Жгут обмотан липкой лентой и закреплён на корпусе, что исключает свободное свисание и захватывание отдельных проводов подвижными частями силового агрегата. В месте расположения конкретного прибора или датчика жгут разделяется на самостоятельные нити. Жгуты обеспечивают определённый порядок подключения приборов, который отражён в электрической схеме.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения фар ВАЗ 2101:

  1. Фара.
  2. Аккумулятор.
  3. Генератор.
  4. Блок предохранителей.
  5. Переключатель света фар.
  6. Выключатель.
  7. Замок зажигания.
  8. Сигнализатор включения дальнего света.

Защёлки на пластиковых колодках штепсельных разъёмов обеспечивают надёжное соединение, предотвращая случайную потерю контакта от вибрации.

Жгут проводов в салоне

Передний жгут проводов, расположенный в моторном отсеке, является основным в системе электрического обеспечения. В салон автомобиля передний пучок проходит через технологическое отверстие с уплотнителем под панелью приборов. Электрическая система передней части соединяется с проводами панели приборов, блоком предохранителей, переключателями и зажиганием. В этой части салона основные электрические цепи защищены предохранителями.

Блок предохранителей расположен слева от руля. За блоком на кронштейне закреплены вспомогательные реле. От исправного функционирования электрических приборов и реле зависит надёжная работа ВАЗ 2101. Плавкие предохранители защищают электрические цепи ВАЗ 2101 от короткого замыкания.

Перечень электрических узлов, защищаемых предохранителями:

  1. Звуковой сигнал, лампы стоп-сигналов, плафоны внутри салона, прикуриватель, розетка переносной лампы (16 А).
  2. Электродвигатель отопления, реле стеклоочистителя, двигатель омывателя ветрового стекла (8 А).
  3. Дальний свет левой фары, контрольная лампа дальнего света (8 А).
  4. Дальний свет правой фары (8 А).
  5. Ближний свет левой фары (8 А).
  6. Ближний свет правой фары (8 А).
  7. Габаритный свет левого подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, контрольная лампа габаритов, лампа подсветки панели приборов, фонарь подсветки номерного знака, лампа освещения внутри багажника (8 А).
  8. Габаритный свет правого подфарника, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа прикуривателя, лампа освещения моторного отсека (8 А).
  9. Датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик уровня топлива и контрольная лампа резерва, лампа давления масла, лампа стояночного тормоза и указатель уровня тормозной жидкости, лампа уровня заряда аккумулятора, указатели поворотов и их контрольная лампа, фонарь освещения заднего хода, лампа вещевого отделения («бардачок») (8 А).
  10. Генератор (обмотка возбуждения), регулятор напряжения (8 А).

Видео: замена старого блока предохранителей ВАЗ 2101 на современный аналог

Коммутация приборов в салоне выполнена низковольтными проводами с эластичной масло- и бензостойкой изоляцией. Для облегчения поиска неисправностей изоляция проводов выполнена в разной цветовой гамме. Для большего различия на поверхность изоляции наносят спиральные и продольные полоски, чтобы исключить в жгутах наличие двух проводов одинаковой расцветки .

На рулевой колонке расположены контакты переключателей указателя поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала. В условиях сборочного цеха контакты этих переключателей смазаны специальной токопроводящей смазкой, удалять которую при ремонте запрещается. Смазка уменьшает трение и предотвращает окисление контактов и вероятное искрение.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме подключения указателей поворота:

  1. Подфарники.
  2. Боковые указатели поворота.
  3. Аккумулятор.
  4. Генератор.
  5. Замок зажигания.
  6. Блок предохранителей.
  7. Реле-прерыватель.
  8. Сигнализатор включения.
  9. Переключатель.
  10. Задние фонари.

Прерывистый сигнал поворотников определяется реле-прерывателем. Соединение с «массой» обеспечивают провода чёрного цвета, соединения с «плюсом» - розовые или оранжевые провода. В салоне автомобиля провода соединяют:

  • панель приборов и подсветку индикаторов;
  • пучки фар;
  • указатели поворота;
  • освещение в салоне;
  • стеклоочиститель;
  • ножной омыватель ветрового стекла.

По левой стороне салоне под ковриками проходит задний жгут проводов. От него отходит нить к выключателю плафона в стойке двери и выключателю лампы стояночного тормоза. Ответвление к правому плафону проходит за задней балкой по полу кузова, там же расположены провода, соединяющие датчик указателя уровня и резерва топлива. Провода в пучке закреплены липкой лентой к полу.

Замена проводки самостоятельно

При многочисленных проблемах в электрической системе автомобиля, следует задуматься о полной замене проводки, а не отдельных участков. При прокладывании новых проводов не рекомендуется объединять в один жгут провода низкого напряжения с высоковольтными. Надёжное крепление к корпусу исключит пережатие проводов и повреждение изоляции. Соответствующие штепсельные колодки обеспечат плотный контакт, что исключит возникновение пробоя и окисления.

Замену проводки самостоятельно по силам осуществить автолюбителю, имеющим поверхностные знания об электрике.

Причины замены

От степени значимости причины зависит объём работы:

  • сбои в работе осветительных приборов;
  • перебои в работе электроники;
  • значительное окисление контактов;
  • частое отсутствие тока в проводах;
  • разряд аккумулятора;
  • многочисленные повреждения изоляции проводов;
  • множество скруток.

Для замены части электрической проводки в салоне необходимо подготовить:

  • схему подключения электрических узлов;
  • провода с различным сечением и цветной изоляцией;
  • изоленту;
  • соединительные колодки;
  • клеммы для проводов;
  • обжимные клещи.

Этапы замены

До начала работ следует зарисовать расположение проводов и распиновку колодок.

Замену проводки следует проводить в соответствии с правилами безопасности и электрической схемой:

  1. Отключить аккумулятор.
  2. Снять декоративные пластиковые элементы в салоне.
  3. Определить место прохождения требуемого пучка проводов.
  4. Отметить на схеме провода подлежащие замене.
  5. Отсоединить колодки и аккуратно, не дёргая, извлечь старые провода.
  6. Уложить новые провода.
  7. Подключить колодки.
  8. Убедиться в расположении проводов согласно схеме.
  9. Установить декоративные элементы.
  10. Подключить аккумулятор.

При замене проводки на панели приборов следует руководствоваться схемой подключения.

Номера позиций элементов электрической цепи на схеме контрольных приборов:

  1. Датчик контрольной лампы давления масла.
  2. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
  3. Датчик указателя уровня и резерва топлива.
  4. Контрольная лампа резерва топлива.
  5. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости.
  6. Контрольная лампа давления масла.
  7. Указатель уровня топлива.
  8. Комбинация приборов.
  9. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
  10. Блок предохранителей.
  11. Выключатель зажигания.
  12. Генератор.
  13. Аккумуляторная батарея.
  14. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза.
  15. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.
  16. Датчик уровня тормозной жидкости.

Чтобы избежать значительной путаницы в проводах и нудного выявления повреждений, стоит задуматься о приобретении комплекта жгута проводов для данной модели со всеми колодками, штекерами и коннекторами.

Видео: замена проводки и монтаж панели приборов от ВАЗ 2106

Неисправности электрики ВАЗ 2101

Статистический анализ выявленных неисправностей утверждает, что 40% отказов карбюраторных двигателей приходится на комплексную работу системы зажигания.
Отказ электрооборудования определяется визуально, наличием напряжения на соответствующих контактах: ток либо есть, либо его нет. Неполадки невозможно определить заранее: по стуку, скрипу или увеличенному зазору. В случае неисправности вероятно возникновение короткого замыкания в проводке и узлах электрооборудования. Появление возможной неисправности можно выявить по нагретым проводам и оплавленной изоляции.

Аккумулятор является потенциальным источником пожарной опасности. Расположение батареи 6 СТ-55 П в подкапотном пространстве ВАЗ 2101 соседствует с выхлопным коллектором, поэтому возможен нагрев банки аккумулятора с клеммой «+», что приведёт к «кипению» электролита. Установка асбестовой защиты между аккумулятором и выпускным коллектором исключит выкипание электролита.

Автолюбителю стоит понимать, что работа потребителей электричества зависит от надёжного крепления генератора и стартера к корпусу двигателя. Отсутствие одного болта или недостаточный момент затягивания гайки приведёт к деформации валов, заеданию и поломке щёток.

Неисправность генератора

Неполадки в работе генератора выражаются в недостаточной мощности электрического тока. При этом падает напряжение и загорается контрольная лампа. Повреждение генератора влечёт за собой разряд аккумулятора. Обгорание коллектора и износ щёток исправляются водителем самостоятельно путём замены щёток и зачисткой коллектора шлифовальной шкуркой. Замыкание обмоток статора ремонту не подлежит.

Таблица: вероятные неисправности генератора

Неисправность Причина неисправности Способ устранения
Не горит лампа контрольного заряда
  1. Перегорела лампа.
  2. Обрыв цепи.
  3. Замыкание обмотки.
  1. Заменить.
  2. Проверить соединение.
  3. Заменить неисправную деталь.
Периодически загорается лампа
  1. Проскальзывает ремень привода.
  2. Повреждено реле сигнализатора.
  3. Обрыв цепи питания.
  4. Износ щёток.
  5. Замыкание в обмотке.
  1. Отрегулировать натяжение.
  2. Заменить реле.
  3. Восстановить соединение.
  4. Заменить щёткодержатель со щётками.
  5. Заменить ротор.
Недостаточный заряд аккумулятора
  1. Проскальзывает ремень.
  2. Окислены клеммы.
  3. Неисправен аккумулятор.
  4. Неисправен регулятор напряжения.
  1. Отрегулировать натяжение.
  2. Зачистить выводы и контакты.
  3. Заменить батарею.
  4. Заменить регулятор.
Повышенный шум при работе генератора
  1. Ослабло крепление шкива.
  2. Повреждены подшипники.
  3. Скрип щёток.
  1. Подтянуть гайку.
  2. Заменить деталь.
  3. Зачистить место прилегания щёток в направляющих тряпкой, смоченной в бензине.

Порядок проверки неисправного генератора

Когда на работающем двигателе горит лампа контрольного заряда аккумулятора следует произвести элементарные манипуляции на проверку генератора:

  1. Открыть капот.
  2. Одной рукой увеличить обороты двигателя, нажимая на рычаг дроссельной заслонки.
  3. Другой рукой снять провод с клеммы «--» аккумулятора на две секунды, предварительно ослабив крепление.
  4. При неработающем генераторе двигатель заглохнет. Это означает, что все потребители питаются от аккумулятора.

При необходимости движения на ВАЗ 2101 без генератора надо вынуть предохранитель № 10 и отсоединить чёрный провод реле контрольной лампы заряда аккумулятора на штекере «30/51». Система зажигания будет работать при падении напряжения до 7 В. При этом не стоит пользоваться освещением, тормозом и указателями поворота. При включении стоп-сигналов заглохнет двигатель.

При неисправном генераторе нормально заряженный аккумулятор позволяет проехать до 200 км.

«Минус» аккумулятора подключается к кузову, а «плюс» – к контакту «30» генератора. Ошибочное обратное подключение вызовет повышенный ток и повредит генератор

На первые модели ВАЗ 2101 устанавливался электромагнитный регулятор напряжения РР-380. В настоящее время эта модификация регулятора снята с производства, в случае замены устанавливаются современные аналоги. Регулятор не подлежит регулировке при эксплуатации. Для проверки его функционирования следует использовать вольтметр. Простая процедура предоставит информацию о его соответствии заявленным характеристикам корректировки напряжения в бортовой системе:

  1. Запустить двигатель.
  2. Выключить всех потребителей тока.
  3. Вольтметром замерить напряжение на клеммах аккумулятора.
  4. Нормальной работе регулятора соответствует напряжение 14,2 В.

Неисправность стартера

Стартер обеспечивает начальное вращение коленвала. Простота его устройства не отрицает факт значимости в работе общей системы автомобиля. Изделие подвержено загрязнениям и износу деталей. Большая тяговая сила отражается на состоянии крепёжных соединений и контактных групп.

Таблица: вероятные неисправности стартера

Неисправность Причина неисправности Способ устранения
Стартер не работает
  1. Разряжен аккумулятор.
  2. Обрыв в замке зажигания.
  3. Отсутствие контакта в цепи питания.
  4. Отсутствие контакта на щётках.
  5. Обрыв обмотки.
  6. Неисправно реле.
  1. Зарядить батарею.
  2. Устранить неисправность.
  3. Проверить соединение, зачистить контакты.
  4. Очистить место прилегания щёток.
  5. Заменить стартер.
  6. Заменить реле.
Стартер слабо вращает двигатель
  1. Низкая окружающая температура (зима).
  2. Окисление контактов на батарее.
  3. Разряжен аккумулятор.
  4. Плохой контакт в электрической цепи.
  5. Обгорание контактов реле.
  6. Плохой контакт щёток.
  1. Прогреть двигатель.
  2. Зачистить.
  3. Зарядить батарею.
  4. Восстановить контакт.
  5. Заменить реле.
  6. Заменить щётки.
Стартер работает, коленвал не вращается
  1. Пробуксовка привода втягивающего реле.
  2. Тугое перемещение привода.
  1. Заменить привод.
  2. Очистить вал.
При включении слышны щелчки
  1. Обрыв цепи удерживающей обмотки.
  2. Разряжена батарея.
  3. Окислены провода.
  1. Заменить реле.
  2. Зарядить аккумулятор.
  3. Проверить соединения.

Перед снятием стартера для замены или ремонта следует убедиться в отсутствии второстепенных причин, указанных в таблице: разряд аккумулятора, окисление клемм и контактов, обрыв проводов.

Один раз я использовал стартер как движущую силу автомобиля. «Копейка» заглохла посередине дороги. Сломался бензонасос. Чтобы не мешать другим участникам движения решил сдвинуть автомобиль на несколько метров к обочине. Выходить, чтобы толкнуть, побоялся. Поэтому включил вторую передачу и, не нажимая сцепления, повернул ключ на стартер, используя его как электродвигатель. Дёргаясь, машина тронулась. Так, потихоньку съехал на обочину. Производитель не рекомендует использовать стартер для передвижения, но ситуация заставляет.

Прочие неисправности

При обгорании боковых электродов в крышке распределителя зажигания следует произвести их зачистку и припаять пластины для обеспечения оптимального зазора между электродом и контактом ротора. В случае появления трещины на корпусе распределителя от центрального электрода к боковым стоит залить трещину эпоксидным клеем.

Неисправность контрольных ламп в щитке приборов и ламп освещения проявляется не только при перегорании нити накаливания, но и при отсутствии надёжного соединения с «массой». Холодные нити ламп обладают пониженным сопротивлением. В момент включения по нити проходит большой электрический заряд, моментально её разогревая. Любая встряска может привести к обрыву нити из-за пониженной механической прочности. Поэтому фары рекомендуется включать в неподвижном состоянии.

Обгорание контактов происходит по двум причинам:

  1. Несоответствующие параметры тока, протекающего по нитям ламп и через контакты приборов (напряжение, сила тока, сопротивление).
  2. Некорректное соприкосновение контактов.

При работе с электрооборудованием автомобиля следует отсоединять провод с минусовой клеммы аккумулятора.

На момент производства автомобиль ВАЗ 2101 соответствовал принципам комфорта, надёжности, технологичности. Серьёзное внимание при разработке конструкции способствовало снижению затрат при обслуживании в процессе эксплуатации. С точки зрения водителя, модель обладает достойной экономичностью и динамикой. Компактное расположение деталей и наличие приборов контроля облегчают управление и обслуживание. Внедрение новых технологий в электрическую схему автомобиля ВАЗ 2101 представлено сложным комплексом проводов и электрических приборов, работа которых взаимосвязана. Выход из строя одного из приборов и нарушение контакта повлечёт за собой неисправность всей системы.


1. Фары. 2. Подфарники. 3. Боковые указатели поворота. 4. Аккумуляторная батарея 5. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. 6. Реле включения ближнего света фар ваз 2101. 7. Реле включения дальнего света фар. 8. Генератор ваз 2101. 9. Стартер ваз 2101. 10. Подкапотная лампа. 11. Свечи зажигания ваз 2101. 12. Датчик контрольной лампы давления масла. 13. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 14. Звуковые сигналы ваз 2101. 15. Распределитель зажигания. 16. Электродвигатель стеклоочистителя ваз 2101. 17. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости. 18. Катушка зажигания ваз 2101. 19. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. 20. Регулятор напряжения ваз 2101. 21. Электродвигатель отопителя ваз 2101. 22. Лампа освещения вещевого ящика. 23. Добавочный резистор электродвигателя отопителя. 24. Штепсельная розетка для переносной лампы. 25. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. 26. Выключатель сигнала торможения. 27. Реле-прерыватель указателей поворота ваз 2101. 28. Выключатель света заднего хода. 29. Блок предохранителей. 30. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза. 31. Реле стеклоочистителя ваз 2101. 32. Переключатель электродвигателя отопителя ваз 2101. 33. Прикуриватель. 34. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей. 35. Выключатели плафонов, расположенный в стойках передних дверей. 36. Плафоны. 37. Выключатель зажигания ваз 2101. 38. Панель приборов ваз 2101. 39. Указатель температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 40. Контрольная лампа дальнего света фар 41. Контрольная лампа наружного освещения. 42. Контрольная лампа указателей поворота ваз 2101. 43. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. 44. Контрольная лампа давления масла ваз 2101. 45. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. 46. Указатель уровня топлива ваз 2101. 47. Контрольная лампа резерва топлива. 48. Лампа освещения панели приборов. 49. Переключатель света фар. 50. Переключатель указателей поворота ваз 2101. 51. Выключатель звукового сигнала. 52. Выключатель омывателя ветрового стекла. 53. Переключатель стеклоочистителя. 54. Выключатель наружного освещения. 55. Выключатель освещения приборов. 56. Датчик указателя уровня и резерва топлива. 57. Лампа освещения багажника. 58. Задние фонари ваз 2101. 59. Фонарь освещения номерного знака. 60. Фонарь света заднего хода.

Второй вариант электрооборудования ВАЗ 2101

1 - боковой указатель УП140 поворота с трубчатой лампой (4 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета.
2 - передний габаритный фонарь ПФ140 (подфарник) с двухнитевой лампой (5 + 21 Вт) для обозначения габарита и указания поворота.
3 - датчик ММ120 контрольной лампы о падении давления масла в двигателе ВАЗ 2101.
4 - датчик ТМ106 электрического указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе.
5 - фара ФП40 с двухнитевой лампой (45+40 Вт) дальнего и ближнего света.
6 - катушка зажигания Б117.
7 - прерыватель-распределитель зажигания Р125 с центробежным регулятором опережения зажигания и октан-корректором.
8 - электрические звуковые сигналы высокого и низкого тона С305 и С304.
9 - свеча зажигания А7.5ХС или А7.5БС с резьбой М14Х1.25.
10 - подкапотная лампа ПД140 с кнопочным включением.
11 - электрический стартер СТ221 (1,77 л. с.) со смешанным возбуждением.
12 - электромагнитное тяговое реле включения стартера.
13 - генератор переменного тока Г221 (500 Вт, 42 А) со встроенным кремниевым выпрямителем.
14 - аккумуляторная батарея 6-СТ-55 ЭМ.
15 - автоматический, двухступенчатый, электромагнитный регулятор напряжения РР380.
16 - реле РС702 контрольной лампы сигнализации о прекращении зарядки аккумуляторной батареи.
17 - резистор (добавочное сопротивление - 1 Ом) электродвигателя вентилятора отопителя.
18 - электродвигатель МЭ240 вентилятора отопителя.
19 - реле-прерыватель РС492 контрольной лампы сигнализации о включении ручного тормоза.
20 - электромагнитное реле РС514 стеклоочистителя ВАЗ 2101.
21 - электродвигатель МЭ241 (МЭ241А) стеклоочистителя СЛ191.
22 - реле-прерыватель РС491 указателей поворота ВАЗ 2101.
23 - включатель ВК412 сигнала торможения.
24 - блок плавких предохранителей ПРИ 2 (девять вставок по 8 А и одна - 16 А).
25 - лампа ЛВ211 освещения вещевого ящика.
26 - лампа (4 Вт) освещения гнезда прикуривателя.
27 - электроприкуриватель ПТ10.
28 - трехпозиционный переключатель ВК408 электродвигателя отопителя.
29 - включатель ВКЗЗЗ (замок) зажигания и стартера или ВК347 с противоугонным устройством.
30 - трехпозиционный переключатель стеклоочистителя.
31 - включатель освещения щитка приборов.
32 - включатель наружного освещения.
33 - включатель (кнопка) звукового сигнала.
34 - переключатель П135 света фар и световой сигнализации миганием света.
35 - переключатель П135 указателей поворота.
36 - щиток (комбинация) контрольных приборов КП191.
37 - патрон ПС500 переносной лампы.
38 - включатель ВК409 контрольной лампы ручного тормоза.
39 - датчик БМ150 уровня и запаса топлива в баке.
40 - кнопочный выключательВК407 плафона передней двери.
41 - кнопочный выключатель плафона задней двери.
42 - плафон ПК140 с трубчатой лампой (5 Вт) освещения салона автомобиля.
43 - лампа ЛБ218(4 Вт) освещения багажника.
44 - фонарь ФП141 освещения номерного знака с двумя лампами (по 5 Вт).
45 - стоп-сигнал торможения и габаритный фонарь с двухнитевой лампой стоп-сигнала (21 Вт) и обозначения габарита (5 Вт) с рассеивателем красного цвета.
46 - задний фонарь П140.
47 - задний указатель поворота с лампой 21 Вт с рассеивателем оранжевого цвета.

Электрическая схема на любом транспортном средстве позволяет соединить воедино все . Если в работе оборудования наблюдаются проблемы, первое, что должен проверить автовладелец — это проводку. В этой статье приведена основная информация об электроцепи ВАЗ 2101 — подробная электросхема, а также неисправности системы приведены ниже.

[ Скрыть ]

Что входит в электросхему?

Для начала рассмотрим основные элементы электросхемы и их описание для ВАЗ 21011 или ВАЗ 21013.

Важные компоненты системы электропроводки:

  • аккумуляторная батарея, предназначенная для питания электрооборудования при отключенном двигателе;
  • стартерный узел;
  • генераторное устройство, предназначение которого заключается в питании оборудования и электроприборов авто, а также зарядке аккумулятора во время движения;
  • блок с предохранительными устройствами, позволяющими защитить элементы электрической схемы ВАЗ;
  • выключатель зажигания.

Это только основные элементы электросхемы, общая же схема на ВАЗ включает в себя множество систем:

  • система зажигания;
  • система соединений стартерного узла;
  • система активации оптики, габаритных огней, световой сигнализации и поворотников;
  • стелоочистителя лобового стекла;
  • звуковых сигналов;
  • электромотора отопительного узла;
  • приборная панель.

Распространенные неисправности

Если в работе электрической схемы имеются сбои, машина может вести себя по-разному:

  1. Автомобиль не едет и не заводится. Разумеется, причин такой поломки может быть очень много, начиная от аккумулятора и заканчивая двигателем. Поэтому сначала следует произвести диагностику батареи, трамблера, а также стартерного узла. На практике чаще всего автовладельцы сталкиваются с разрядом аккумулятора, значительно реже ломается генератор, но его также надо проверить.
  2. Автомобиль едет, однако один или несколько компонентов сети функционируют некорректно. Например, не работает головное освещение, дворники, система обогрева заднего стекла. В таком случае сначала производится диагностика блока с предохранительными устройствами для обнаружения сгоревших элементов. Если все предохранители целые, то необходимо прозвонить проводку. Значительно реже выходят из строя потребители — лампочки оптики или приборной панели, система обогрева стекла, электродвигатель дворников и т.д.

Если машина вовсе не заводится, то действовать нужно следующим образом:

  1. Как сказано выше, в первую очередь производится диагностика АКБ — может быть, батарея просто разряжена.
  2. Далее, нужно проверить участок цепи, который идет от катушки зажигания до генератора. Если на этом участке есть обрывы, провода нужно будет заменить, если окислились контакты, то они просто зачищаются, для этого можно использовать строительную железную щетку. Менять контакты нужно в том случае, если они начали осыпаться.
  3. Также нужно проверить свечи — проходит ли через них искра или нет. Для этого нужно вытащить один высоковольтный провод и поднести его к массе — кузову машины или головке блока цилиндров. Когда ключом поворачивается стартер двигателя, между проводом и массой должна появиться искра.
  4. Если искры нет, то проблему нужно искать либо в катушке, либо в свечах. Для проверки катушки нужно будет продиагностировать напряжение на ее выводах. Что касается свечей, то на них не должно быть следов повреждений, а также нагара. О причинах появления нагара и очистке свечей зажигания можно подробно узнать в этой (автор видео — Денис Хафизов).

Меры профилактики

Чтобы схема проводки ВАЗ 2101 всегда работала без сбоев, необходимо руководствоваться определенными мерами профилактики:

  1. В первую очередь, используете только те предохранители, которые соответствуют номиналу. Если гнездо рассчитано на 10 ампер, в него нельзя ставить предохранители на 15А или 20А, это приведет к их ускоренному выходу из строя. Также не нужно ставить менее мощные предохранители, разве что в качестве исключения, чтобы доехать до магазина и купить нужную деталь.
  2. При установке тех или иных девайсов, а также ремонте проводки, проследите за тем, чтобы провода были уложены правильно и не соприкасались с движущимися частями. В противном случае, это может привести к их притиранию и, соответственно, дальнейшей поломке.
  3. Не используйте разветвитель прикуривателя, подключая к нему множество различных гаджетов. Сам прикуриватель рассчитан на определенную мощность, а если вы используете разветвитель на 2 или больше гнезд, нагрузка на устройство увеличивается в разы. Хорошо, если в итоге перегорит предохранитель, вам нужно будет его заменить, однако результатом может быть и замыкание проводки, что может привести к возгоранию.