Зарядка ниссан лиф от розетки. Обзор электромобиля Nissan Leaf: народный электрокар

Своими впечатлениями об использовании электромобиля Nissan Leaf поделился Евгений Муджири на страницах издания Autogeek.com.ua .

С какими трудностями сталкиваются владельцы электромобилей? Какие минусы в ежедневном использовании электрического автомобиля? Ради каких «фишек» в электрокаре можно отказаться от использования обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания?

На все эти вопросы я попытался ответить, в первую очередь – для себя. И потому с удовольствием принял предложение Александра Кравцова, директора компании ElectroCars поменяться машинами на несколько дней в формате «ключ на ключ».

У меня за спиной – годы опыта за рулем (с 2000 года) и десятки проведенных редакционных тест-драйвов (с 2008 года). Страх сесть за руль чужого автомобиля отсутствует как понятие.

Я так думал до минувшего вторника. Было очень стремно. Во-первых, мой Honda Jazz после заправки «до полного» редко показывает цифру запаса хода меньше 600 км. Тут же мне выдают автомобиль, который в лучшем случае будет готов катать меня 150 км, а потом – «ищи розетку».

Во-вторых, мне предстояло пережить два «челленджа»: доехать домой за город и поставить там электромобиль на ночную заправку. Но, как и предупреждали меня в автосалоне ElectroCars, все эти страхи проходят после первой ночной зарядки – когда понимаешь, что и батарею зарядил, и доехать на работу и обратно хватит.

Поездил я на электромобиле Nissan LEAF четыре дня и готов рассказать вам о своих впечатлениях. Начну, пожалуй, с 5 вещей, которые не понравились.

  1. Ограниченный 150 километрами запас хода. Пусть в среднем, я больше в режиме «с работы на работу» в день и не проезжаю, но бывает, что приходится покататься по городу. И тогда этого хватает впритык. Когда у меня остается четверть бака бензина, у меня уже начинает дергаться глаз – стараюсь заехать и залить до полного. А тут та же четверть – это «полный». Мне мало.
  2. Из-за этого ограничения в запасе хода приходится тщательно планировать свой маршрут. Желательно, чтобы он пролегал мимо какой-нибудь электрозаправки, где можно было бы подзарядиться, потратив время на небольшой кофе-брейк. Но тут, наверное, дело привычки.
  3. Отсутствие люка в крыше. Из-за этого страдает обзорность. Подъезжая аккурат под линию «стоп» на светофоре, сам светофор уже не видно. И это, пожалуй, «болячка» многих Nissan’ов.
  4. Нечетные частоты в радиоприемнике. Говорят, перепрошивка может стоить $100-150. Но изначально американский формат настройки не предполагает выбор частоты радиостанции «Голос столицы» FM 106,0, где я по понедельникам утром веду передачу «Автосервис». Можно выбрать или 105,9, или 106,1:(Как шутят сами электромобилисты-киевляне, именно поэтому им приходится слушать KISS FM – электронная музыка для электрического автомобиля (FM 106,5) :)
  5. Отсутствие круиз-контроля. Да, я понимаю, что у меня была не самая крутая комплектация, а обычная S-ка. Но, блин, неужели так сложно в электромобиль добавить две кнопки на руль? И такой мелочи как импульсные указатели поворотов (когда при легком коротком нажатии на рычаг указатель поворотов мигает три раза) тоже очень не хватало. Это ж все-таки Nissan, а не Renault какой-то. Oh, wait…

А теперь о том, что понравилось, и чего мне будет не хватать в моем «Джазике».

  1. Бесшумность и отсутствие каких-либо вибраций. Ты включаешь кнопку, как в ноутбуке, и едешь – все! Разве что по привычке ждешь, когда пешеходы отойдут с проезжей части на обочину, когда ты к ним приближаешься сзади.
  2. Крутящий момент с нуля. Спасибо за воспоминания из молодости, когда приходилось поездить на троллейбусе. Да-да, на «восемнадцатом». Динамика потрясающая, но Porsche Cayenne не рвет:) По крайней мере, я не пробовал.
  3. Отсутствие необходимости заезжать на заправку. Зарядка происходит ночью дома. Проезжая мимо всех этих придорожных комплексов с зарытыми под землю цистернами с топливом, на лице невольно появляется ухмылка.
  4. Климат-контроль (кондиционер) тянет не так много электричества, как мне казалось раньше. Запас хода уменьшается не в разы, а на 10, максимум – 15 км.
  5. По сравнению с «Джазом», LEAF мягче и комфортнее в езде. Он очень прикольно управляется, благодаря низкому центру тяжести (батарея под дном).

Вывод: – это очень круто в качестве второго автомобиля и при условии, что у вас есть, где его заряжать по ночам. Лучше, если это будет частный дом. Честно, были мысли продать Jazz (2011 года) и купить Leaf (2013 года). Тем более, что доплатить пришлось бы совсем немного. Но тогда пришлось бы отказаться от дальних поездок. А я пока не готов:)

Вот так, спустя ровно два года, как я впервые сел за руль электромобиля (спасибо, Константин Евтушенко), я уяснил для себя все плюсы и минусы этого транспорта в повседневном использовании.

P.S. О том, как однажды я подвез пассажиров на Nissan LEAF, я написал у себя в

Прежде всего необходимо заметить, что Nissan Leaf — это не новый автомобиль. Он появился в 2009 году, а серийно выпускается с 2010-го. За это время компании удалось реализовать свыше тридцати тысяч автомобилей. Основным рынком сбыта являются страны с теплым климатом и развитой соответствующей инфраструктурой — Америка, Япония и европейские страны. Поскольку в России нет ни первого, ни второго, Leaf у нас пока что официально не продается, а у представительства Nissan Russia «конкретных планов на автомобиль нет». Примечательно, что еще до начала продаж головной офис Nissan получил около шести тысяч предварительных заявок на Leaf в Японии.

Сейчас стоимость этого автомобиля в странах Евросоюза составляет около 35 тысяч евро; для американского покупателя цена электрокара будет существенно ниже — около тридцати тысяч долларов, с учетом федеральной и региональной дотаций на электромобили. Несложно догадаться, что цена на Leaf в России, скорее всего, будет начинаться от полутора миллионов рублей.

⇡ Экстерьер

Описать Leaf несложно. Представьте себе компактвэн Nissan Note со скошенным и почему-то очень маленьким капотом, причудливой передней оптикой и немного покосившейся задней дверью. Вуаля, это и есть электрокар, название которого переводится с английского как «лист». Тот самый, который растет на деревьях.

Nissan Leaf — вид спереди

Обычно создатели электрокаров хотят сделать свои автомобили максимально футуристичными, необычными, диковинными. Чтобы они моментально выделялись в потоке однотипных бензиновых самоходных повозок, загрязняющих атмосферу. Вспомнить хотя бы одноместный Renault Twizy — чем не будущее? Да даже ситикар BMW i3 — и тот выглядит очень самобытно. К Leaf это не относится, дизайн машины довольно скромен. Тем не менее внимание соседей по потоку она привлекает довольно часто и отвечать на традиционные вопросы «Сколько жрет? Сколько прет?» нам приходилось не раз.

Nissan Leaf — вид спереди

Nissan Leaf — вид сзади

За вычетом пары деталей это вполне классический пятидверный хетчбэк класса С. Размеры у него соответствующие: длина почти четыре с половиной метра, колесная база сосредоточена в пределах 2,7 метра, а в высоту электрокар достигает полутора метров. Весит автомобиль тоже немало — с водителем около 1600 килограмм. Кузов автомобиля очень обтекаемый — явная дань аэродинамике.

Nissan Leaf c открытыми дверьми

Автомобиль довольно просторный. Сзади комфортно двум взрослым с ростом 180 сантиметров. Между ними вполне усядется ребенок, а еще двух можно положить в багажник. Его объем — 330 литров. Задние сиденья складываются по частям, за счет чего полезное пространство можно чуть увеличить.

Nissan Leaf — передняя оптика

Отсылкой к названию автомобиля можно считать форму передних фар, напоминающих сложенный лист. Фонари спроектированы таким образом, что они отклоняют воздушный поток от зеркал заднего вида, что, опять же, положительно сказывается на аэродинамике и уменьшает шум от встречного ветра. К тому же фары очень энергоэффективны — они потребляют в десять раз меньше энергии в сравнении с обычными фонарями.

Nissan Leaf — задняя оптика

Единственным указанием на отсутствие выбросов C0 2 являются шиьдики Zero Emission на багажной и пассажирской дверях и синий цвет логотипов Nissan. В остальном, как мы говорили, это обычный пятиместный хетчбэк.

Nissan Leaf — шильдик Zero Emission

⇡ Технические характеристики по данным производителя

Nissan Leaf
Двигатель
Тип двигателя Электрический
Компоновка Переднемоторная
Мощность 109 л.с./80 кВт
Крутящий момент Постоянный, 280 Н·м
Запас хода 175 км
Время полной зарядки Около девяти часов
Динамика
Разгон до 100 км/ч 11,9 с
Максимальная скорость 145 км/ч
Трансмиссия
Коробка передач Одноступенчатый редуктор
Привод Передний
Ходовая
Передняя подвеска «Мак-Ферсон», со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная
Тормоза Вентилируемые диски
Диски Легкосплавные, 6,5 J x 15
Размер шин 205/55, R16
Усилитель руля Электро
Кузов
Габариты, длина/ширина/высота/база 4450/1770/1550/2700 мм
Масса 1525 кг
Объём багажника (VDA) 330 л
Стоимость автомобиля в Европе: от 35 тысяч евро

Необычности мы рассчитывали увидеть под капотом, но даже здесь все вполне стандартно. Электромотор прикрыт вполне типичной крышкой, из-за чего его легко по невнимательности перепутать с двигателем внутреннего сгорания. Рядом с ним находится вполне привычный 12-В аккумулятор. От него питается вся электроника — центральный замок, габаритные огни и прочее. Так что если электрокар и «разрядится», водитель сможет открыть или закрыть машину и даже включить радио в ожидании помощи. А вот климатическая установка питается от основной аккумуляторной батареи и, соответственно, не может быть использована в этом случае.

Nissan Leaf — под капотом

Под днищем автомобиля, в пределах колесной базы расположены литий-ионные батареи емкостью 24 кВт и общей массой 300 килограмм. За счет них центр тяжести электрокара сместился вниз по сравнению с бензиновыми «одноклассниками». Электродвигатель выдает максимум 109 лошадиных сил и постоянные — доступные при любых оборотах мотора — 280 Н*м крутящего момента. В представительстве Nissan подмечают, что «тяга» у этого мотора как у трехлитрового бензинового V6. Если верить цифровому спидометру, электродвигатель ускоряет экологичный хетчбэк до первой сотни меньше чем за десять секунд, а максимальная скорость ограничена 159 км/ч. Официальные данные чуть скромнее: 11,9 секунды до 100 км/ч и 145 км/ч — предел.

Производитель уверяет, что на одном полном заряде батарей Nissan Leaf способен преодолеть 175 километров пути. Цифра эта, надо сказать, весьма условна. Число километров, которые способен преодолеть Leaf, очень сильно зависит от стиля вождения, использования климат-контроля, рельефа местности и возраста батарей. В реальности водитель может рассчитывать на 100-120 км в обычном городском потоке, а любители поиграть в шашки на дороге и приверженцы агрессивного стиля вождения смогут разрядить электрокар еще быстрее. Впрочем, приобретать Leaf, чтобы гонять на нем, — решение явно не из лучших. За его стоимость можно стать владельцем вполне спортивного бензинового авто.

Nissan Leaf — разъемы для подключения зарядного устройства

Перед капотом расположен люк, скрывающий два разъема для подключения зарядных устройств. Тот, что слева, предназначен для «быстрой» зарядки стандарта CHAdeMO от постоянного тока напряжением до пятисот вольт; второй — от обычной розетки 220 В. При использовании «быстрых» зарядок батареи Leaf восполнятся от 0% до 80% за полчаса. Если питать электрокар от стандартной сети, на полный цикл зарядки уходит около девяти часов. Сейчас в Москве есть только одна сеть «быстрых» зарядных станций. Ее «электрозаправки» работают, к сожалению, не всегда. В общем, сейчас владельцам eco-friendly автомобилей и владельцам Nissan Leaf в частности приходится заряжать машины от 220 В. Сделать это можно в гараже, на парковке (мы, например, питали авто на перехватывающей парковке у метро рядом с домом), в крайнем случае протянуть удлинитель из окна во двор.

⇡ В салоне

Внутри Leaf — это типичный Nissan. Та же эргономичность, те же кнопки, те же материалы отделки. В салоне легко увидеть черты уже знакомого Juke Nismo , пусть это совершенно разные автомобили.

Nissan Leaf — руль

Опять же, присущей электрокарам футуристичности здесь нет. Абсолютно привычные мультимедийные кнопки на руле, обычные клавиши стеклоподъемников, стандартные кнопки обогрева руля и отключения системы стабилизации.

Впрочем, за одну особенность глаз все-таки цепляется. Уж слишком необычный у «Лифа» селектор псевдокоробки передач. Он выполнен в форме шайбы. Чтобы поехать, необходимо перевести ее к себе (установить в Neutral) и потянуть назад, в «драйв». Повторный перевод в режим Drive переключит автомобиль в Eco, а если потянуть к себе и вперед — включится реверсивная передача. Трансмиссия у Nissan Leaf реализована с помощью одноступенчатого редуктора. Рядом с селектором находится рычажок ручного тормоза с электроприводом.

Nissan Leaf — «шайба» выбора передач

Еще одна достопримечательность — приборная панель. Она здесь полностью цифровая, а вместо привычной пары спидометра и тахометра — индикаторы запаса хода и температуры батареи. В верхней части панели с помощью специальных «кругляшков» отображается, насколько экономично пользователь передвигается на автомобиле. В остальном на приборную панель выводятся стандартные сведения — общий пробег, пробег за поездки A и B, выбранный режим движения, горящий свет, открытые двери, непристегнутый ремень и другая информация.

Nissan Leaf — приборная панель

Цифровой спидометр расположен выше приборной панели и ближе к ветровому стеклу. Такое положение позволяет не отрывать глаза от дороги — своеобразный аналог проекции данных о скорости на лобовое стекло , которую мы видели у BMW 5-Series GT.

Nissan Leaf — цифровой спидометр

Рядом со скоростью отображается время, температура на улице, сигналы поворота и условные (в виде спасенных деревьев) знаки экономичного движения. Чем скромнее водитель едет, чем чаще задействует рекуперативное торможение — тем быстрее появляются новые деревья.

Nissan Leaf — место водителя

На центральной панели расположен сенсорный дисплей, с помощью которого осуществляется управление мультимедийными функциями и навигацией. На него же выводятся подробные данные об энергопотреблении.

Nissan Leaf — центральный дисплей

Экран наклонный. За ним скрываются слоты для карточки памяти microSD, навигационной «флешки» и разъем для CD-дисков. Дисплей откидывается по нажатии кнопки Open/Tilt.

Nissan Leaf — разъемы для мультимедианосителей

⇡ Бортовой компьютер

Интерфейс бортового помощника выполнен вполне дружественно по отношению к пользователю — привыкаешь к нему довольно быстро, а запутаться в клавишах практически невозможно. Основные функции активируются с помощью аппаратных кнопок, расположенных по бокам от экрана, остальные — с помощью виртуальных. К сожалению, система не переведена на русский язык, поскольку Leaf у нас не продается.

Nissan Leaf — интерфейс бортового компьютера

Впрочем, отсутствие локализации — это только верхушка айсберга. Самым неприятным сюрпризом оказалось отсутствие системы навигации для России. На это можно было бы не обратить внимания, если бы речь шла об обычной машине — благо, stand-alone навигаторы изобрели давно. Но «Лифу» без собственной навигации приходится тяжко. Точнее, его владельцу.

Nissan Leaf — параметры навигации

Пожалуй, самым полезным разделом бортового помощника является меню Zero Emission, отвечающее за энергопотребление. С его помощью можно увидеть подробные отчеты о расходе и восполнении (рекуперации) электроэнергии и настроить авто на более экономичный режим работы.

Nissan Leaf — главное окно Zero Emission

В соответствующем разделе отображается энергопотребление мотора и рекуперация электричества при движении накатом или торможении. Здесь же отмечается, сколько энергии уходит на климатическую установку и другие элементы автомобиля. Бортовой компьютер заботливо подсказывает, что отключение «печки» (или кондиционера — в зависимости от сезона) увеличит запас хода на десяток-другой километров.

Nissan Leaf — отчеты об энергопотреблении

Поскольку система климат-контроля довольно «прожорлива» в плане энергопотребления, водитель может установить таймер, чтобы она работала с перерывами. Всего в памяти бортового компьютера может храниться две карты работы климат-контроля.

Nissan Leaf — таймер климат-контроля

Автомобиль оснащен системой CARWINGS, которая позволяет удаленно контролировать его состояние и выполнять ряд функций. Соответствующее клиент-приложение устанавливается на смартфон или планшет на операционной системе Android или iOS. С его помощью можно увидеть процент заряда батарей, начать их зарядку (разумеется, если автомобиль подключен к сети), включить климат-систему (приятно прогреть или охладить машину заранее), установить таймеры и напоминания, найти ближайшие станции «электрозаправок» и многое другое. Зайти в систему CARWINGS можно, используя обычный браузер

Nissan Leaf — CARWINGS

В меню настроек основное внимание уделено, опять же, станциям подзарядки и сообщениям об ошибках. Очевидно, производитель всеми силами хочет избежать ситуации, когда электрокар полностью разрядится посреди дороги — отсюда такие богатые возможности «кастомизации».

Nissan Leaf — настройки

Наконец, Leaf оснащен камерой заднего вида. Она включается автоматически, после переключения на реверсивную передачу. Бортовой компьютер умеет отрисовывать траекторию движения автомобиля в зависимости от положения рулевого колеса — стандартная опция, и снова никакой футуристичности.

Nissan Leaf — камера заднего вида

⇡ Отсебятина — личные впечатления редакции

Демоверсия


Алексей Дроздов
Эксперт тестовой лаборатории
Ездит на BMW 125i

Честно говоря, от встречи с «Лифом» я ничего не ожидал. Городской 110-сильный электрокар для неспешной езды в правых полосах по заранее определенным и известным до километра маршрутам — это явно не подходит под мой спонтанный и взрывной (по крайней мере на дороге) характер. Я не ждал от этого автомобиля ничего, кроме зачаточной демоверсии технологий будущего. И я был приятно удивлен, когда Nissan Leaf показал мне нечто большее.

За счет низкого центра тяжести и постоянно доступных 280 ньютон-метров крутящего момента этот автомобиль позволяет резвиться в городском потоке и доезжать до работы с ветерком. Разумеется, он не для «прямых», а вот поиграть в шашки — легко! Для переднеприводного хетчбэка Leaf очень хорошо управляется и почти не кренится в поворотах на средних скоростях. В общем, едет автомобиль очень неплохо. Пожалуй, единственный его недочет — чуть недостаточная информативность рулевого колеса с электроприводом, ему самую малость не хватает обратной связи.

В общем, как демоверсия Nissan Leaf мне понравился. К сожалению, реальные 100-130 километров пробега от одного заряда батареи — ощутимое ограничение свободы передвижений. Да и если ехать быстро, Leaf попросится на зарядку еще раньше. Когда я сделал первый километр на нем с педалью «в пол», бортовой компьютер уменьшил остаточный запас хода на (внимание!) пятнадцать километров. Ожидаемо — после условного порога в 70 км/ч мотор расходует энергию чуть ли не с удвоенной силой. Хочется верить, что батареи следующего поколения позволят ездить дольше.

Вполне понятно, почему Nissan пока не хочет продавать Leaf в России. Ведь у нас принято ездить на работу с одного конца города на другой, простаивая в многокилометровых пробках. Представьте — в погоне за каждым потенциальным километром вы даже не сможете включить в дорожном заторе кондиционер. Ужас! В Америке, если Leaf разрядился, приедут специально обученные люди и помогут. А в России придется самостоятельно везти его на эвакуаторе в гараж или на одну из немногочисленных «электрозаправок». В общем, к сожалению, мы пока не готовы к будущему, и к Nissan Leaf в частности. А жаль — автомобиль получился хорошим.

Любишь кататься...


Денис Нивников
Главный редактор 3DNews
Ездит на Ford C-Max

Шутливое продолжение этой пословицы — «люби и катайся» — в этот раз не про меня. Мне предстоит саночки возить, то есть изучать вопросы подзарядки электрокара после того, как на нем покатались коллеги.

Увы, совершить отчаянный поступок и открыть дачный сезон на Leaf не удалось (а можно было попробовать, всего 50 км до дачи даже по пробкам электромобильчик должен был одолеть), а значит, собственный гараж с розеткой мне недоступен. Окно редакции на шестом этаже, квартиры — на третьем. Но даже если решиться на эксперименты с многометровыми удлинителями — сторожить автомобиль, удлинитель и открытые окна от вандалов девять часов подряд (столько Leaf заряжается от бытовой сети) я не готов. Значит, остается только два варианта — стоянка с благосклонными охранниками или московская сеть электрозаправок Revolta.

Признаюсь честно, я рассчитывал подзарядить автомобиль совсем бесплатно. Но добиться благосклонности охранников одной лишь увлекательной болтовней о чудесной машинке и ее характеристиках не удалось, так что доступ к парковочному месту вблизи от будки охранников и расположенной в ней розетки пришлось оплатить. Впрочем, совсем недорого — сумма эквивалентна стоимости примерно пяти литров бензина. Зато машина под присмотром, так что я был спокоен за оставленный включенным в электросеть «прибор».

А вот попытка зарядиться на заправке сети Revolta не удалась, причем по причине совершенно неожиданной. Пусть таких заправок пока очень немного, но подобрать ближайшую подходящую легко с помощью карты на сайте. А если возникнут вопросы по доступным форматам зарядных разъемов — вежливые и доброжелательные специалисты технической поддержки дадут исчерпывающую рекомендацию. Смарт-карточка для доступа к электрозаправкам стоит всего 200 рублей, а за саму заправку на большинстве станций денег и вовсе не берут. В точках с разъемом CHAdeMO автомобиль можно зарядить до 80% всего за полчаса. Но подобраться к установленной на тротуаре электроколонке не удалось из-за… припаркованных рядом автомобилей. А пытать счастья при почти севшей батарее мы не стали. Продолжим эксперименты на другом электрокаре, а пока… Снова здравствуйте, доброжелательные охранники!

Тем не менее динамичный, юркий и абсолютно бесшумный Nissan Leaf понравился моей жене настолько, что мы всерьез приценились к нему как к варианту на роль нашего следующего семейного автомобиля. И очень быстро спустились с небес на землю. К сожалению, завести второй автомобиль только для города нам пока не по карману, а в качестве универсального транспортного средства Nissan Leaf использовать невозможно. Хотя бы потому, что мы, пусть и нечасто, но все-таки ездим на расстояния больше 150 км.

⇡ Заключение

Так для кого же предназначен Leaf? Его бензиновых одноклассников обычно приобретают семейные люди для поездок на работу и дачу — как один универсальный автомобиль на каждый день. Допустим, аналогичная «Лифу» машина на двигателе внутреннего сгорания стоит 750 тысяч рублей, в то время как цена электрокара не может быть меньше полутора миллионов рублей — и это по очень оптимистичным прогнозам. Впрочем, поставляемый в Россию электромобиль одного из конкурентов стоит ровно 1 млн рублей, а «праворукий» годовалый Leaf во Владивостоке можно приобрести за 600—700 тыс. руб. Если закрыть глаза на отсутствие гарантии и правый руль — примерный паритет с бензиновыми машинами того же класса.

Чтобы полностью зарядить 24-кВт аккумуляторную батарею, придется израсходовать около 30 кВт из электросети. Если заряжать Leaf только ночью по соответствующему тарифу — 1,16 рубля за киловатт-час, — то стоимость полного электробака составит около 40 рублей. Если же доступен только дневной тариф — 4,5 рубля, то потратить придется уже около 140 рублей. Примерно столько же будет стоить зарядить автомобиль и на охраняемой автостоянке. Этого хватит, чтобы проехать около ста километров. Чтобы проехать столько на бензиновом автомобиле, который можно заправлять АИ-92, с расходом примерно 10 литров на «сотню», нужно потратить вдвое больше — около трехсот рублей.

При пробеге 15 000 км за год владелец Nissan Leaf потратит на электричество около 20 тысяч. Водитель бензинового хетчбэка — уже 50 тысяч рублей. Выгода, безусловно, заметная. Но в случае приобретения нового электромобиля, чтобы отбить разницу в стоимости машин, понадобится почти 10 лет! И это если вам повезет и не придется менять батареи, гарантийный срок которых — пять лет.

Очевидно, приобретать Nissan Leaf ради экономии на топливе — не самая лучшая идея. Особенно если вспомнить, что за эту экономию придется заплатить ограниченным дневным пробегом. Например, до дачи, расположенной в 200 км от дома, доехать уже просто не получится — придется делать остановку для подзарядки, а так как найти за городом быструю электрозарядку нереально, то остановка займет минимум 4 часа. В условиях российской зимы пробег снизится еще больше из-за уменьшения отдачи АКБ и более активного применения печки.

В общем, Nissan Leaf — это демонстрационная версия технологий будущего, и предназначен он для обеспеченных энтузиастов, любителей всевозможных гаджетов или тех, кому транспортное средство нужно только для передвижения по городу в режиме дом — работа — дом. Рассматривать его как автомобиль на каждый день пока что сложно. По крайней мере здесь. И сейчас.

Как известно, тяговую батарею Leaf заряжают через специальный порт, размещенный на носу автомобиля и упрятанный за небольшим лючком с эмблемой Nissan. Ввиду такой конструктивной особенности с этой дверцей нередко возникают проблемы – так как привычного ДВС в Leaf нет, то из-за отсутствия тепла лючок нередко обмерзает и при необходимости открыть его не получается. Знающие люди советуют в холода во избежание неприятностей использовать средства от обмерзания «антилед».

В зависимости от года выпуска и модификации Nissan Leaf может быть оснащен разными разъемами для зарядки. Во всех «электричках» есть порт для стандартной и ускоренной зарядки, но не во всех автомобилях встречается сверхмощный порт CHAdeMO, с помощью которого тяговая батарея набирает 80% зарядки всего в районе 30 минут!

Зарядный порт, спрятанный за красной дверцей, – для стандартной зарядки, а более крупный с черной дверцей – для ускоренных зарядок CHAdeMO.

Быстрая зарядка – зло?……

Некоторые владельцы электромобилей и в частности, Nissan Leaf, считают, что ускоренные зарядки с помощью сверхмощного порта CHAdeMO сокращают срок службы батареи. Отметим, что в частности, производитель рекомендует выполнять не более одной подобной зарядки в день. А вот консультировавшие нас специалисты службы такси рассказали, что свои автомобили они, практически всегда заряжают именно через CHAdeMO и их батареи до сих пор находятся в полностью рабочем состоянии. Правда, при таком режиме эксплуатации важно соблюдать маленькие хитрости: при регулярном использовании сверхмощной зарядки, нужно обязательно раз в неделю подпитывать «акум» медленной зарядкой, при которой происходит его калибровка, а при использовании CHAdeMO – очень важно не допускать перегрева «акума».

Не менее важный узел для электромобиля – зарядное устройство. У Leaf оно встроенное и бывает разной мощности: в базовых версиях S оно на 3,6 кВт, а у более дорогой SV и топовой SL – на 6,6 кВт. Лучше, конечно, приобретать версии подороже – ведь при ускоренной зарядке со станций мощностью 10-20 кВт (размещены на некоторых АЗС и возле крупных супермаркетов) полностью зарядить 24-киловатную батарейку «электрички» можно за 3-4 часа, тогда как у базовых версий время подпитки будет практически вдвое больше. А вот время зарядки от бытовой электросети с напряжением 220В и силой тока 16А (максимум 3,5 кВт) у всех версий Leaf будет одинаковым и составит около 7-8 часов. Как правило, именно таким образом и происходят у владельцев ночные «кормежки» батареи. Кстати, обратите внимание – зимой время зарядки, особенно вне теплых гаражей увеличивается на 30-40%.

Как правило, зарубежом, да и в Украине сверхмощные зарядные станции CHAdeMO расположены в публичных местах: парковках торговых супермаркетов, развлекательных центров, в центральной части города и т.п.

Многие автомобилисты, которые примеряются к покупке Leaf, ошибочно думают, что его можно будет заряжать от обычной домашней или офисной розетки. Это неверно – поскольку даже при медленной зарядке «электричка» потребляет ток в 3,5 кВт и такое напряжение нередко приводит к перегреву штатных розеток и как следствие – оплавлению электроконтактов и проводки. Нередко при том портится еще и зарядный кабель автомобиля (напоминает увеличенный «шнурок» для зарядки ноутбука), а он стоит недешево – около $300.

Кстати, довольно часто подержанные Leaf приезжают в Украину без этого важного девайса и владельцам приходится его докупать. Для американских кабелей требуется еще и специальный переходник под евророзетки. Во избежание проблем специалисты советуют всем владельцам Leaf специально подготовить бытовую электросеть для беспроблемной его зарядки (выделить отдельную линию с мощной проводкой, розеткой и предохранителем).

Главные враги запаса хода

Напомним, что в движение электромотор приводит тяговая литий-ионная батарея, которая на большинстве Leaf развивает мощность в 24 кВт и при оптимальных условиях предоставляет запас хода в 135 км (EPA). Более дорогие версии (SV и SL), выпущенные с 2016 года получили более мощную батарею на 30 кВт, которая способна предоставить пробег в 172 км (EPA) или 250 км по европейскому циклу замера NEDC. Хотя версий у усиленным аккумулятором в Украине немного.

Говоря о том, какой пробег можно проехать на полностью заряженной батарее важно обязательно упомянуть, что же влияет на ее разряд. Самые главные враги – динамичная езда, а также – система отопления и кондиционирования салона. Мощные старты со светофоров и движение с утопленной в пол педалью «газа» активно съедают остаточный запас хода. То же касается использования «печки» и кондиционера. Нередко владельцам Leaf приходится мириться с тем, что для экономии заряда летом приходится обливаться потом, а зимой – мерзнуть.

Наличие двух дополнительных режимов езды позволяют эффективнее расходовать заряд тяговой батареи. В положении селектора КП «B» (Brake) рекуперация энергии происходит ощутимо сильнее, чем в штатном D (Drive). Режим ЕСО, который включается кнопкой на рулевом колесе, препятствует динамичной езде.

Впрочем, есть техническая возможность не только беречь заряд батареи, но и даже пополнять ее. Так, Leaf предлагает несколько режимов езды. Обычный режим трансмиссии – положение шайбы селектора D (Drive), второй – экономичный положение B (Brake), при котором рекуперация энергии происходит ощутимо сильнее – автомобиль начинает активно замедляться сразу после того, как водитель убрал ногу с педали «газа». Этот режим позволяет пополнять заряд батареи, накапливая энергию на спусках и при замедлении перед светофорами. Есть и еще один режим ЕСО, который активизируется с помощью кнопки на руле. Он препятствует активному использованию «электрички», снижая интенсивность разгона при нажатии педали акселератора и позволяя прибавить примерно 5% к запасу хода.

Резюме

Активный опыт эксплуатации Nissan Leaf в качестве такси показал – этот электромобиль оказался вполне надежным и неприхотливым. У специалистов нет серьезных замечаний к его автомобильным качествам и к надежности электрической начинки. Частым владельцам этой модели не стоит также бояться ускоренных зарядок с помощью сверхмощного порта CHAdeMO – при соблюдении несложных правил такой режим не приносит особого вреда тяговой батареи. Хотя, перед приобретением Nissan Leaf его владельцу нужно лучше всего обустроить домашнее место для зарядки, где он сможет без проблем, в спокойном режиме и без риска перегрева батареи каждую ночь восполнять ее заряд.

Итоги «АЦ»

При соблюдении определенных правил зарядок через сверхмощный порт CHAdeMO можно не бояться. Наличие специальных режимов езды позволяют экономить заряд батареи.

– Базовые версии S оснащены слабеньким встроенным зарядным устройством на 3,6 кВт, ввиду чего ускоренные зарядки батареи требуют больше времени, чем у более дорогих модификаций. Чаще всего обычная бытовая сеть не выдерживает зарядки батареи и требует специальной подготовки. Быстрая езда, использование кондиционера и «печки» существенно влияют на разряд батареи. Подержанные авто часто приезжают в Украину без зарядных кабелей, а они стоят дорого. Американские «шнуры» требуют дополнительной покупки переходников под евророзетки.

Слабые места Nissan Leaf

Чаще всего обычная бытовая сеть не выдерживает зарядки батареи – приводит к перегреву проводки, предохранителей, розетки и переходников зарядных кабелей.

Встроенное зарядное устройство базовых версий слабое из-за чего ускоренные зарядки батареи требуют больше времени и соответственно такие авто обходятся в эксплуатации дороже.

Работа «печки», кондиционера и быстрая езда сильно разряжают батарею.

Редакция благодарит компанию «Окси-Такси» за помощь в подготовке материала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

стоимость 1 кВч электроэнергии * 20

С двух-зонным счетчиком заряжая батарею ночью возможно ещё больше сэкономить.

Американское зарядное устройство

В случае если Nissan Leaf из США, то зарядное устройство скорее всего будет предназначено только для подключения к «американской сети», и для того, чтобы подключится к обычной розетке, данное устройство нужно немного модифицировать.

Модификация заключается в замене вилки, но необходимо сохранить датчик температуры, который находится внутри и контролирует температуру электропроводки.

Переделать «американское» зарядное устройство поможет сэкономить, но если работа проведена неправильно и исключен процесс контроля заземления — появляется большой риск угрозы жизни пользователя и дорогостоящей ремонт высоковольтной части Ниссан Лиф.

Зарядная станция ускоренного типа

Второй способ зарядки — зарядная станция ускоренного типа. Для того, что бы с её помощью заряжаться, нужно для начала станцию установить у себя дома, стоимость бюджета на такую станцию европейского производства составляет ~ 1000 Евро. Или же воспользоваться такой станцией в общественном месте.

Такие станции возможно найти с помощью сервиса PlugShare. На данном сервисе размещена карта зарядных станций, но их большая часть является платной.

Воспользоваться такой станцией возможно после приобретения абонемента, для этого нужно зарегистрироваться у собственника зарядной станции и получить доступ.

Для того чтобы подключится к такой станции, достаточно вставить разъем зарядного устройства в соответствующий порт, после чего связаться с оператором компании/владельцем зарядной станции и получаем питание.

В зависимости от того, каким модулем энергосбережения оборудован Nissan Leaf, время зарядки, а так же стоимость на платных станциях может отличаться.

Зарядка батареи на 100 км пробега в Ниссан Лиф с модулем который может обеспечить максимальное потребление батареи до 6,6 кВт займет около 3 часов, и так как на таких станциях возможна поминутная оплата — конечная стоимость одного полного заряда выйдет довольно дорогой.

Не сложно догадаться, что если автомобиль оборудован модулем, максимальная мощность которого ограничена на 3,3 кВт — потребуется больше времени, соответственно и два раза больше денежных средств.

Благодаря сервису PlugShare возможно найти и бесплатные станции. Они в основном расположены на территории заправочных станций, но для их использования Вам потребуется специальный кабель, которого скорее всего на заправочной станции — не окажется, поэтому лучшим решением будет покупка кабеля, стоимость которого составляет около 200 Евро.

Так же как и в случае со штатной зарядкой, в случае с кабелем — нужно сначала подключить одну его часть к блоку станции, после чего подключится к порту штатного заряда автомобиля.

Быстрая зарядка «SuperCharge»

Третий способ — с помощью быстрой зарядной станции SuperCharge. Данная станция имеет более массивный внешний вид, силовой кабель большего сечения и другой разъем для подключения к порту зарядки.

Портом быстрой зарядки комплектовались не все Nissan Leaf (ZE0) первого поколения

В зависимости от того, сколько автомобиль потребляет энергии, время зарядки может варьироваться по-разному.

Если заряд батареи производится от зарядной станции с высокой мощностью — рекомендуется контролировать температуру высоковольтной батареи на панели приборов, так как ее перегрев может привести к преждевременному выходу из строя.

Как НЕ заряжать автомобиль

Ниже приведены способы заряда батареи автомобиля, к которым лучше вовсе не прибегать или делать это как можно реже:

  • не заряжаться зарядными станциями и устройствами «кустарного» производства — последствия непредсказуемы как для владельца, так и его автомобиля;
  • постоянно пользоваться платными станциями, так как смысл содержания экономичного электрического автомобиля — исчезает;
  • заряжать батарею с помощью буксировки — данный режим не предусмотрен длительную зарядку автомобиля и это вполне может привести к выходу из строя высоковольтной части;

    Nissan LEAF - не забудьте зарядить машину April 12th, 2014

    Дорогой, включи чайник, выключи духовку и воткни машину в розетку...!!!

    Как-то раз, приехав к аэропорту Paine Field в городе Everett фотографировать самолеты, я увидел непривычную мне картину. На стоянке стоял автомобиль, воткнутый в розетку!!!

    Я сделал несколько снимков. Мне так было интересно, что, вернувшись домой, я залез в интернет и стал читать про это чудо. Мне говорили, что в мире уже ездят автомобили полностью на электрической тяге. Но одно дело, когда кто-то говорит. И совсем другое, когда вот он перед тобой стоит заправляется заряжается.
    1.

    И так это Nissan LEAF - электромобиль японского концерна Nissan, серийно выпускаемый с весны 2010 года. Нельзя сказать, что это первый автомобиль с полностью электрическим мотором, запущенный в серийное производство. Машины на электротяге появились еще в начале прошлого столетия.
    2.

    Первые вопросы, которые приходят в голову: сколько он заряжается и сколько он проедет после этого?

    Машина оборудована литий-ионной батареей весом примерно 300 кг и расположенной под сидениями водителя и пассажиров. При полной зарядке пробег машины должен быть около 160 км. При этом жизненный цикл батареи рассчитан на 5 лет.

    Зарядка аккумулятора может производиться двумя способами. От бытовой электросети с напряжением 220 вольт и силой тока 30А. Длительность полной зарядки при этом составляет примерно 8 часов. Второй вариант - это на специальном зарядном устройстве с напряжением 480 вольт и силой тока 125 ампер. 80 % емкости аккумулятора восполняются за 30 минут. Однако, в США старые бытовые электросети ограниченны 10A и 120В. Поэтому время перезарядки может занимать до 20 часов.

    Для зарядки автомобиль оборудован двумя гнездами для зарядных устройств в передней части машины: одно для стандартной и другое для ускоренной подзарядки.
    3.

    Места для зарядки электромобилей в США имеют специальный знак. И, как видно на этом примере, ограничения по времени парковки на этом месте (не более 2 часов).
    4.

    Такие места обозначены зелеными квадратами.
    5.

    И оборудованы зарядными устройствами. Оплата зарядки производится кредитными картами. К сожалению я не знаю сколько выходит по деньгам полная зарядка аккумулятора.
    6.

    Конечно, у машины есть и плюсы и минусы. Но, я думаю, это очередной шаг к снижению расходов нефтепродуктов. Чтобы оценить машину нужно на ней поездить. Как только у меня появится такая возможность, я напишу свои впечатления.
    7.


    8.