Что будет, если летом кататься на зимних шинах. Можно ли ездить летом на зимней резине без шипов

Многие автолюбители, желая сэкономить, используют в летний период автошины, предназначенные для зимы. Такие действия, по их мнению, экономят бюджет: нет необходимости покупать два комплекта автопокрышек (отдельно для зимы и для лета), а также не нужно заботиться об их хранении. Давайте разберемся можно ли ездить летом на зимней резине?

Рисунок 1.Торможение автомобилей, оснащенных различными типами шин по сухому асфальту при температуре окружающего воздуха +120С.

Использование резины, предназначенной для зимы, в летний период по-началу кажется очень заманчивым. Во-первых, нет необходимости тратить дополнительные денежные средства, во-вторых можно попытаться изношенную зимнюю авторезину применить летом, ведь для зимних покрышек высота протекторного слоя должна быть более 4 мм, а для летних - соответственно более 1,6 мм. Теперь давайте ознакомимся с негативными последствиями, которые возникают при езде на зимней авторезине в летний период:

  1. Уменьшение эксплуатационного периода шин. Для изготовления покрышек на зиму используют более мягкий резиновый состав. Производители зимних покрышек указывают, что применять такие изделия можно при температуре не выше 10 0 С в противном случае, происходит увеличенный нагрев шин, который может привести к потере управляемости автомобиля. От сильного перенагрева такие покрышки могут лопнуть, расплавиться, увеличивается риск ДТП. При производстве авторезины предназначенной для лета используют специальный резиновый состав, который благодаря своей структуре обеспечивает достаточную жесткость и термоустойчивость летним автопокрышкам.
  2. Возрастание расхода горючего. Автопокрышкам, разработанным на зиму для обеспечения нужного сцепления с асфальтированной дорогой нужно прикладывать дополнительное усилие. Получение нужного усилия сопровождается увеличением нагрузки на мотор, и как следствие, возрастает расход топливной смеси.
  3. Управляемость и устойчивость автомобиля. Производители автошин указывают, что авторезина, разработанная на зиму, обеспечивает нужное сцепление колес с дорожным покрытием при температуре не более +10 0 С. При большем высокотемпературном показателе управляемость и устойчивость машины снижается: автошины ведут себя непредсказуемо во время экстренного торможения и во время выполнения различных маневров.
  4. Ухудшается торможение. Во время тестирования зимних автошин на сухом асфальте при температуре окружающей среды +12 0 С торможение указанного типа покрышек ухудшается и тормозной путь возрастает примерно в два раза (смотрите рисунок 1).
  5. Снижается комфортность вождения. Езда на зимней резине в летний сезон создает дополнительные неудобства, даже если резина нешипованая, глубокий зимний протектор создает дополнительный шум.
  6. Увеличивается вероятность деформации авторезины. При нагревании зимние автошины могут деформироваться - это сказывается на комфорте вождения, плюс уменьшается ресурс ходовой части машины.
  7. Возникновение эффекта аквапланирования. Протекторный рисунок летних покрышек отличается от протекторного слоя зимних изделий, во втором случае при большом выпадении осадков возможность заноса машины увеличивается вдвое (смотрите рисунок 2).
  • есть вероятность вылета опасных шипов из гнезда крепления;
  • повреждение верхнего слоя покрытия дороги;
  • увеличение шумности автомобиля.

Задаваясь вопросом: «Допускается ли летом ездить на зимней резине?» взвесьте все за и против применения автошин не по сезону. Очевидно: применять зимние автошины в летний период не стоит в целях собственной безопасности. Учтите: авторезина, предназначенная для зимнего периода, очень плохо проявляет себя на мокрой поверхности дороги при высоких температурах окружающей среды, автомобиль становится практически неуправляемым.

Законодательные акты

Законодательными актами оговорена необходимость замены автошин в зависимости от сезона. Водителя могут оштрафовать в таких случаях:

  1. Использование машины, укомплектованной шипованной зимней резиной в летний сезон.
  2. Глубина протекторного слоя резины летом менее 1,6 мм.
  3. Автомобиль одновременно укомплектован зимними и летними покрышками, размещенными на одной оси транспортного средства.

Рисунок 2. Различия протекторного слоя летней и зимней авторезины.

Штраф за применение не соответствующих сезону покрышек составляет полтысячи рублей, он может быть заменен устным предупреждением. При повторном правонарушении сумма, налагаемая на водителя, в виде штрафа не увеличивается.

Сумма штрафа небольшая, но при этом нужно учитывать: большинство страховых компаний не будет оплачивать материальную компенсацию, если виновником ДТП выступает водитель, применявший шины не по сезону. Конкретной даты замены авторезины в зависимости от сезона нет, но оговорено что не допускается применение зимних шипованных покрышек в период с июня по август. Местные органы управления, в зависимости от погодных условий могут продлевать сроки применения определенного типа автопокрышек, уменьшать установленный законом период они не могут.

Заключение

Не допускается ездить на зимней резине летом. Применение авторезины не по назначению несет потенциальную опасность для всех участников дорожного движения:

  • возрастает риск ДТП;
  • снижается управляемость машины;
  • ускоряется износ как автомобиля так и дорожного полотна.

Нарушители, могут быть оштрафованы работниками ГИБДД.

В ДТП с летальным исходом ужесточается мера наказания водителя, если доказано что причиной аварии стало использование автопокрышек не по сезону.

За своевременностью замены автопокрышек водителю нужно следить самостоятельно в целях собственной безопасности.

На этот вопрос многие автолюбители ответят утвердительно, сославшись на то, что ничего особо страшного не случится, ведь не прилипнет же автомобиль к асфальту, в самом деле. К сожалению, такое мнение глубоко ошибочно и что хуже всего, подобное безрассудство может быть даже опасным, и для самого водителя, и для пешеходов. Водители, эксплуатирующие летом зимнюю резину, поступают опрометчиво, учитывая что:

  • 1. Это опасно - при возникновении непредвиденной ситуации в условиях летней жары зимние шины с высокой вероятностью подведут вас.
  • 2. Это дорого - эксплуатация летом зимней резины обойдется вам значительно дороже любых возможных штрафов.
  • 3. Это неприятно - даже ультрасовременная иномарка в условиях жары на зимней резине будет плохо управляемой.

И на этом последствия необдуманной езды не заканчиваются. О прочих неприятностях, которые могут возникнуть, остановимся более подробно.

Аварийность

Зимняя резина совсем не рассчитана на эксплуатацию при температуре, превышающей +7 градусов, и об этом производители заявляют открыто и не дают гарантию на их надежность. На эту тему журнал «За рулем» неоднократно проводил испытания. В итоге: уже при температуре чуть более +10 градусов автомобиль на руль реагирует вяло, при маневрах заносит, ко всему прочему еще и плохо разгоняется. Тормозной путь значительно удлиняется (приблизительно на две длины корпуса).

Статистика ГИБДД неутешительна - поздней весной резко повышается случаи ДТП с летальным исходом для пешеходов, внезапно появляющихся перед машиной, вовремя не переобутой на летнюю резину. Летом ситуация еще более плачевная. В условиях жары зимняя резина имеет свойство размягчаться, и даже небольшой камешек на дороге, совсем незаметный для летней шины, приводит к такой неприятной ситуации как тотальный разрыв шины. И представьте себе, что это произошло на большой скорости, на оживленной трассе?

Расход топлива

Сам принцип устройства зимней шины предполагает применение дополнительного усилия, для максимальной сцепки шины с дорожным покрытием. Если выражаться образно, зимняя шина чем-то схожа с морским ежом с его подвижными шипиками. Где же взять это пресловутое «дополнительное усилие»? Естественно, от мотора, а ему в свою очередь для этого потребуется дополнительный расход бензина или дизтоплива.

Летом дела обстоят еще хуже: резина размягчается, от этого сцепляющие с поверхностью шипы ослабевают и требуется еще больше усилий, чтобы привести их в действие. Что мы имеем в итоге? Расход топлива закономерно увеличивается на 5-10 %, если дело касается шин-«липучек», и около 3% - на всесезонной резине. Теперь воспользовавшись простой арифметикой и зная расход топлива своего авто, вы можете подсчитать в какие затраты выйдет вам такая роскошь, как езда на зимней резине летом, и заодно сопоставить полученные значения со стоимостью работ по «переобуванию» вашего верного коня.

Можно ли ездить летом на зимней резине лишь изредка

Предположим, вы вовремя не заменили резину, а дела не терпят отлагательств. Если ехать аккуратно и совсем не часто, возможно ли избежать нежелательных последствий? Ну не облысеют же шины из-за разовой поездки на дачу!

Особенность износа зимней резины в условиях летней жары не ограничивается лишь только таким явлением, как «облысение». Если во время езды едва затронутый износом участок подвергается еще большему воздействию (скажем камень на дороге) запускается процесс так называемого креста напряжений на протекторе. В итоге, не проехав и 100 км, ваша шина может деформироваться и превратиться в «нечто» квадратной формы. Об уровне комфорта езды на таких шинах говорить не приходится. Тряска будет солидной. Плюс прямая угроза, для подвески и ходовой части. Итог, в целом предсказуем, когда вы решитесь и поменяете шины, с высокой степенью вероятности вам придется вплотную заняться устранением разнообразных дефектов, ну и заодно оплатой немаленьких счетов СТО.

Универсальные шины

На так называемых «всесезонках» (универсальных шинах) допускается езда круглогодично. С единственной оговоркой. Климатические условия должны соответствовать среднеевропейским, на этом базируется универсальность данной резины. По статистике уровень аварийности не превышает нормальные значения, если дело касается использования универсальных шин. Однако есть и свои минусы. Во-первых, стоят такие шины дороже, во-вторых, - изнашиваются по сравнению с сезонными шинами заметно быстрее. Говоря простым языком, универсальные шины - это выбор для тех, кто не любит трудности и живет в местах с довольно мягким климатом.

Немного о правовых аспектах вопроса

Запрещает ли езду на зимней резине летом закон? Нет. Пока не запрещает. Хотя в Думе уже подумывают, чтобы сделать такую езду противоправной и наказывать нарушителей штрафами до 2 500 рублей. И для этого есть весомые основания, ведь шипованная зимняя резина в условиях летнего зноя способна прямо-таки «съедать» асфальтовое покрытие (до 2 см за сезон). Добавьте сюда и увеличение случаев ДТП с летальными исходами.

Сегодня во избежание проблем с представителями ГИБДД, вам достаточно налепить на лобовое и заднее стекло наклейку в виде треугольника с литерой «Ш». Хотя, даже нарушив это простое правило, оштрафовать вас не имеют право, лишь только провести разъяснительную беседу и предупредить.

Шипованная резина. Езда летом на шинах с шипами не является явным нарушением закона. Наказывать за это вас не станут. Вы сами себя накажете. К концу сезона такие шины растеряют все свои шипы и, в итоге, станут и не летними, и не зимними, а непригодными для дальнейшей эксплуатации. А расходы на ремонт дорожного покрытия обременят непосредственно вас, дорогие налогоплательщики. Думается, более о шипованной резине на летних дорогах говорить не имеет никакого смысла.

Традиционно с приходом весеннего тепла и освобождением дорожного асфальта от ледяной корки приходит пора «переобувать» легковые автомобили. Многие водители сразу же, как только температура воздуха приближается к установленной нормативами отметке, меняют шины на летний вариант. Однако до сих пор среди российских автомобилистов остаётся немало тех, кто всерьёз задаётся вопросом, можно ли ездить летом на зимней резине. Кому-то приобрести летний комплект шин не позволяет материальное положение, некоторым банально лень этим заниматься, но есть и такие водители, которые не видят смысла в смене зимнего комплекта на летний.

Специализированные шины для езды по зимней дороге появились более полувека назад. В них использовалась та же резина, что и для летнего варианта шин, но рисунок протектора был более глубоким и снабжённым шипами. Однако спустя несколько лет во многих государствах Европы шипованные шины были запрещены из-за ущерба, который они наносят дорожному покрытию.

Тем не менее, работы по созданию шин, создающих надёжное сцепление с зимней дорогой, не прекращались. После многих проб и ошибок наиболее удачным был признан результат добавления в резиновую смесь силики (кремниевой кислоты). Шины с силикой сохраняли упругость при низкой температуре, а коэффициент сцепления с дорогой в зимнее время вырос с 0,05 до 1,1, что являлось отличным результатом.

Прототип современных зимних шин был создан в 1982 году, когда резина с силикой была использована в сочетании с новой ламельной технологией. В этом направлении производство резиновых шин развивается вплоть до настоящего времени.

Виды современных покрышек

Шинная промышленность предлагает современным водителям три вида покрышек:

  • летние, предназначенные для езды в тёплое время года;
  • зимние, адаптированные к низким температурам и ледовому покрытию дорог;
  • всесезонные, не меняющие своих свойств при колебаниях температуры.

Некоторые автовладельцы отдают предпочтение всесезонным шинам, однако следует учитывать, что летом они не так хороши, как летняя резина, а зимой уступают по качеству зимним шинам. По безопасности и управляемости машины сезонные покрышки значительно опережают универсальную резину.

Состав резины и температура

Основное различие между летними и зимними покрышками заключается в составе резины и её свойствах, меняющихся при повышении и понижении температуры.

Летняя резина. Резина летних шин оптимально подходит для эксплуатации при плюсовых температурах, с учётом прогрева асфальта до 50-60 градусов во время температурных пиков. В этом интервале покрышки демонстрируют наилучшее сцепление с дорожным покрытием, сочетающееся с высокой износостойкостью. Если же температура опускается ниже 7 градусов тепла, а тем более – пересекает точку замерзания воды, летние шины «дубеют», теряют эластичность, а их коэффициент сцепления с дорогой резко снижается. Машина не столько едет, сколько скользит по первому снегу на негнущихся, окоченевших шинах.

Зимняя резина. Основной задачей исследователи, разрабатывающие зимнюю резину, ставят сохранение эластичности при отрицательных температурах. Для этого в состав резины вводится большое количество соединений кремния и множества других компонентов-присадок. Благодаря тщательно подобранному составу резина сохраняет мягкость даже в сильный мороз, что позволяет улучшить сцепление с покрытием дороги. Позитивные качества начинают работать при падении температуры от 7 градусов тепла и ниже.

Температура выше 7 градусов заставляет зимние шины стать ещё более мягкими, но эта мягкость негативно сказывается на устойчивости машины, а износ шин заметно возрастает. Автомобиль легко уходит в заносы, что создаёт опасные ситуации и угрожает благополучию как самого водителя, так и его «соседей» по дороге.

Рисунок протектора шины

Немаловажная роль в формировании устойчивости шин принадлежит рисунку протектора, который обладает массой различий в зимнем и летнем вариантах.

Летняя резина. Задача летних шин – обеспечение сцепления с нагретым шершавым покрытием дороги. Для этого используются продольные узкие выемки, обеспечивающие отвод дождевой воды. В остальном же рисунок протекторов не обладает высокой рельефностью и выразительностью. Наоборот, его можно назвать довольно сглаженным, так как шины, постоянно контактирующие с твёрдым шероховатым покрытием, должны обладать высокой износостойкостью.

Зимняя резина. В зимнее время дорога часто покрыта снегом или льдом, поэтому зимним шинам необходим протектор, обеспечивающий максимальное сцепление с дорогой. Эта задача решается многочисленными разнонаправленными выемками и выступами, формирующими глубокий, выразительный рисунок. Широкие канавки должны цепляться за малейшие неровности, чтобы удерживать машину от заносов. Кроме того, из-за своей ширины они не забиваются снегом и грязью, которая выпадает из выемок при движении. Большая площадка, контактирующая с дорогой, позволяет увеличить коэффициент трения, что приводит к повышению устойчивости.

Руснок протектора на летней и зимней резине.

Почему нельзя ездить летом на зимней резине

Температура воздуха днём превысила 7 градусов тепла, а водитель продолжает ездить на зимней резине? К сожалению, ни к чему хорошему это не приведёт. Под действием высокой температуры шины ещё более размягчаются, следствием чего становится падение их износостойкости. С каждой поездкой они всё больше истираются об асфальт, приближая неприятный момент необходимости смены покрышек из-за крайнего износа. Мало того, в экстренной ситуации, когда возникает опасность заноса, машина может буквально поплыть на плавящейся резине собственных покрышек. Тормозной путь возрастает в два-три раза, а значит, увеличивается опасность серьёзной аварии.

Не следует забывать и о том, что площадь соприкосновения зимней шины с дорогой в тёплое время года ещё более возрастает, а значит, увеличивается коэффициент трения. Получается, что зимние шины вместо продвижения машины вперёд начинают её тормозить, а это приводит к повышению расхода топлива. Убытки от несвоевременной замены зимних шин могут оказаться значительно выше, чем «сэкономленные» на отказе от покупки летнего комплекта средства.

Когда закон предписывает менять шины?

До 2014 года в нашем законодательстве не было норм, которые бы запрещали водителям ездить летом на зимней резине. В действующем на текущий момент законодательстве водителям предписывается обязательное использование сезонной резины в зимнее и летнее время. Это означает, что в период с июня по август машина должна быть «обута» в летний комплект шин, а с декабря по февраль – в зимний комплект. Если водитель игнорирует это требование, он должен быть оштрафован. Весной и осенью разрешается выбирать шины по своему усмотрению.

Одной из причин, подтолкнувших российских законодателей к принятию этой нормы, стали столичные многочасовые пробки. Нередко они возникали из-за аварий, к которым приводило использование водителями несезонной резины, что создавало проблемы не только им, но и другим участникам движения.

То что летние шины нельзя использовать в зимний период начинающий водитель убеждается очень быстро. Для этого достаточно попробовать проехать на них после небольшого снегопада. Неуправляемое движение автомобиля занос и невозможность сразу остановиться убедит в этом кого угодно. А вот в том, что на зимней резине передвигаться летом также не безопасно, скептиком убедить сложнее. Мы попробуем это сделать наглядно при помощи тестов.

С наступлением потепления и началом сезона смены резины цоканье шипов от потока постепенно сменяется мягким качением по асфальту. Но даже летом периодический гул, характерный для шипованных шин, доносится от соседних автомобилей. Все потому что у ряда водителей сложилось твердое мнение: летом уместно ездить и на зимней резине, особенно если она уже потеряла изрядную часть шипов.

Профессионалы знают, что это неправильно, а главное небезопасно. Специально, чтобы продемонстрировать недопустимость использования зимних шин летом (причем любых), издания и эксперты проводят наглядные тесты, сравнивая поведение зимних и летних шин в теплое время года.

К сезону 2014 года финский исследовательский центр Test World сравнил поведения двух нешипованных покрышек для зимних условий: Continental ContiWinterContact TS850 - для мягкой, европейской зимы и Michelin X-ice Xi3 - скандинавской покрышки. Эксперты специально выбрали «асфальтовые» модели, ведь некоторые водители считают, что «липучка» подходит для летней езды. На самом же деле любая зимняя шина априори неприменима для лета. Почему?

Ключевое отличие летних и зимних шин - в материалах. А если быть точным - в резиновых смесях. Для зимних шин производители используют более мягкие сорта каучука и резины. Для летних - более твердых. Именно потому в холодную погоду летние шины твердеют и теряют сцепные свойства. Обратный процесс происходит с зимней резиной летом. Из без того мягкие шины становятся еще мягче. И не важно - с шипами они или без. Излишняя мягкость наделяет автомобиль вялыми реакциями и на руль, и на тормозную педаль. В итоге машина неуклюже выполняется команды, что в экстренных обстоятельствах решает все. И цифры, полученные в Test World наглядно демонстрируют это.

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 29.5

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 34.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 43.7



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.8

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 44.7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 47.8

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.3

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 38.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 42.7

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 79.4

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 80.8

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 69.5



Летние

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 4



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 10

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 6

Как известно, с помощью цифр можно доказать все, что угодно. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что использование зимней резины летом недопустимо. Достаточно взглянуть лишь на цифры результатов тестов, и станет все ясно. Зимние шины - зимой, летние - летом.

Текст: Роман Харитонов


Можно ли ездить летом на зимней резине? Этим вопросом задавался не один начинающий автомобилист, ведь никому не по душе тратить лишние деньги. Чтобы разобраться, давайте выяснять принципиальные отличия зимней резины от летней.

Зимние шины

Данный вид автомобильной «обуви» предназначен для отличной работы вашего стального коня в холодных условиях. Зимние шины обеспечивают хорошее на заледеневшей дороге. Помимо этого, протектор (это небольшие углубления) на зимней резине имеет довольно своеобразный узор, что помогает колесам побыстрее освободиться от каши из грязи и снега. Все эти особенности обеспечиваются благодаря специальному химическому составу зимних шин, который кардинально отличается от состава летней резины. Зимние шины подразделяются на четыре подвида, в зависимости от страны использования. В наиболее суровых условиях используются шины с шипами, в умеренном климатическом поясе - шины из резиновой смеси средней жесткости. Если кто-то спросит: «Можно ли ездить летом на зимней резине?», то ответ будет однозначно отрицательным. Во-первых, зимняя резина не обеспечит достаточного сцепления с дорогой на сухом асфальте. Во-вторых, шина будет достаточно быстро изнашиваться, ведь рисунок протектора зимних шин не выдерживает нагрузок на сухих поверхностях. В-третьих, ваша зимняя шина «поплывет» на раскаленном асфальте, такой уж он имеет химсостав. Это далеко не полный перечень всех проблем, с которыми придется «подружиться», если вы решите сэкономить на покупке еще одного квартета шин. Так что вопросы о том, откидывайте сразу!

Летние шины

Летняя резина, как и зимняя, придумана не «злостными бизнесменами, которым палец в рот не клади, а дай разбогатеть на честных людях», а специально для вашего комфорта и безопасности. И опять свое весомое слово говорит химический состав, обеспечивающий идеальное сцепление автомобиля с сухой дорогой. Благодаря ему летняя шина становится более жесткой, что обеспечивает хорошее торможение, чего не скажешь о зимней резине, использующейся летом: на одинаковой скорости увеличивается на практически два корпуса автомобиля, поэтому летом на зимней резине ездить чрезвычайно опасно. Также очень сильно отличается рисунок протектора: он имеет скругленный переход к боковинам. Это еще одна причина, почему на вопрос: «Можно ли ездить летом на зимней резине?», нужно отвечать отрицательно. В отличии от зимней резины, летняя имеет большую износостойкость, что позволяет ей дольше служить своему владельцу. Хотя, опять же, летняя резина не заменит вам качества зимней шины на скользкой дороге.

Выводы

Зимние и летние шины - кардинально отличающаяся друг от друга автомобильная «обувь», каждая из которых имеет свое предназначение. На данных составляющих экономить нельзы, ведь пытаясь сохранить свои деньги, вы сэкономите на своей безопасности, жизни окружающих и нервах вашей семьи. Во всех европейских странах автолюбители очень скрупулезно относятся к процессу замены шин, поэтому и нам нужно брать пример такого поведения. Тогда вопрос о том, можно ли летом ездить на зимней резине, отпадет сам по себе. И помните поговорку: скупой платит дважды!