Как «разводят» в автосервисах — самые простые способы. Сервис

Способы обмана, практикуемые сотрудниками станций технического обслуживания, систематизировать достаточно просто. Есть три основных типа такого рода жульничества: «развести» клиента на ненужный ремонт, заставить его заплатить за несделанное, или дважды продать одну запчасть.
Причем, что характерно, ждать удивительных фокусов можно от любого автосервиса: . От последнего, конечно, в меньшей степени, поскольку официалы ходят не только под буквой закона, но и под оком автопроизводителя.

Хотя принципиальных типов обмана меньше чем пальцев на одной руке, в жизнь они воплощаются с большой изобретательностью и разнообразием. Поэтому проще описать типичные случаи «разводов» и жульничества со стороны мастеров.

Это бизнес - ничего лишнего...
Для начала нельзя не сказать о достаточно безобидном способе развода клиента. Когда в заказ-наряд вписывают лишние расходные материалы. Автор этих строк, например, лично столкнулся с подобным, когда в заказ-наряде на небольшой кузовной в СТО официального дилера, помимо прочего, числилось 200(!) «баночек для смешивания красок»! В «высокие взаимоотношения» страховой компании и СТО лезть тогда не захотелось, но «намотать на ус» такую хитрость пришлось. Ведь в случае серьезного ремонта машины клиент может и не заметить подобную «мелочь». Вывод: всегда и дотошно контролируй, что мастера пишут в заказ-нарядах.

Лучшее - враг хорошего
Следующий способ, о котором стоит рассказать, заключается в замене вполне работоспособных запчастей на новые. Особенно любят такое дело в крупных СТО, имеющих свой склад запчастей. Метод хорош тем, что доказать жульничество кране сложно. Да и никто особо не пытается: работники автосервиса стараются «разводить» таким образом либо людей, не разбирающихся в машинах, либо легко внушаемых граждан. Стоит заметить, что данный метод очень любят практиковать работники . Меняют по гарантии якобы вышедший из строя узел на машине клиента на новенький. Снятый (вполне работоспособный) либо продают потом втихаря другому клиенту, у которого на уже сошедшей с гарантии машине аналогичная деталь вышла из строя по-настоящему.

Чтобы не «спонсировать» автомеханика своими запчастями достаточно слушаться не его советов, а собственный здравый смысл. Если деталь, которую «приговаривает» механик внешне выглядит нормально, срок ее регламентной замены не виден даже на горизонте, она не издает лишних звуков и вообще, ведет себя нормально при движении - можно смело отправлять сказочника из СТО в … ремзону, в общем.

Диагностика без диагностики
С вышеуказанным методом граничит другой, под названием «диагностика-пустышка». Он применяется, как правило, когда автовладелец приезжает на СТО с хрестоматийным «что-то стучит» (гудит, скрипит и т.д). Главное, чтобы он сразу оплатил диагностику и спокойно ушел в клиентскую или еще куда. Никто машину на самом деле не диагностирует, а клиенту потом говорят, что с ней все нормально. Или объявляют, что нужно «менять половину подвески» (перебирать двигатель, перебирать КП, менять рулевую рейку и т. п.) - как в вышеописанном случае. Избежать такого можно просто: не оплачивать за диагностику заранее и присутствовать при ее проведении лично.

Меняем сломанное на... сломанное
Причем, дорогостоящий ремонт может обернуться превращением более или менее исправной машины в по-настоящему сломанную. Например, в случае «менять подвеску» вполне работоспособные детали могут быть заменены на практически «убитые», но отмытые, покрашенные заново и с новыми «резинками». И пойди потом доказывай. Особенно любят промышлять подобным , когда клиенту зачастую главное - доехать до цели. Избежать такого рода «развода» не получится, даже если вы потребуете отдать снятые с вашей машины «старые» запчасти. Настоящие деньги за металлолом под видом «новых» деталей и их инсталляцию с вас уже и так взяли. Если не избежать, то, хотя бы, снизить вероятность попадания в такую историю можно только одним способом: следить за состоянием своей машины, проводить все регламентные работы и замены деталей в рекомендованный производителем срок. В общем, не рассчитывать на авось, не откладывать ремонт до момента «пока не сломается».

Дьявол кроется в деталях
То есть в сомнительных СТО лучше постараться присутствовать в ремзоне при всех манипуляциях с вашей машиной. Хотя и это - не панацея. Нормальный автомеханик быстро поймет, кто перед ним: человек понимающий в машинах, строящий из себя профессионала профан, или , чьи познания имеют мало общего с практикой.
Есть, например, на некоторых моделях немецких авто некая операция по ремонту КП. Можно подлезть и выполнить ее снаружи, даже без демонтажа агрегата. А можно сделать все по правилам - разобрав половину машины и сняв «коробку». Соответственно и цена работ будет отличаться разительно. И человек, не знающий такой тонкости, обречен оплатить эту разницу. С такого рода расходами бороться можно лишь одним способом: повышая собственный уровень знаний о своей машине. В интернете сейчас можно найти массу полезной информации практически о любой более или менее массовой модели любой марки авто. Было бы желание.

Договор дороже денег
Вообще, цену и объем работ с машиной нужно обязательно согласовывать перед сдачей авто в ремонт, а не махать кулаками, рассматривая счет после его окончания. И требовать предварительного согласования при возникновении необходимости любых дополнительных работ. Например, поначалу мастер скажет, что замена свечей обойдется, скажем, в 1000 рублей. А по окончании ремонта вдруг выясняется, что для этого требуется снимать впускной коллектор двигателя. И эта операция стоит 3000 рублей. В такой ситуации не стоит сразу трясти мошной. Потребуйте вернуть все назад, как было до ремонта и, скорее всего, лишних денег с вас не возьмут.

Ключ - на старт!
Для владельцев дорогих или «спросовых» с точки зрения угонщиков моделей, не лишним будет помнить, что даже не особо грамотный в электронике автомеханик в состоянии «пришить» к сигнализации автомобиля дополнительный брелок или транспондер. В последствии с помощью этого «лишнего» ключика злоумышленники легко и непринужденно угоняют транспортное средство. С массовым внедрением автопроизводителями систем доступа к машине типа «keyless», опасность подобного развития событий, как говорится, «шагает в массы». Некой гарантией безопасности от такого рода неприятностей может стать обслуживание машины либо у «официала», либо в крупном и цивилизованном неофициальном . Такие организации, как правило, дорожат своей репутацией и связываться с уголовщиной им не с руки. С другой стороны там обычно четко фиксируется кто из автомехаников, когда и зачем имел доступ к машине. В случае чего это позволит вычислить злоумышленника. И потому последний, скорее всего, не станет так рисковать.

В заключение скажем, что старинная поговорка автомехаников гласит: «Сделал машину хорошо — потерял клиента». Ведь на совесть обслуженное авто требует только замены расходников, да регламентной замены запчастей. А любому автосервису выгодно, чтобы клиент приезжал на ремонт гораздо чаще. И для этого все способы хороши. Поэтому единственная возможность избежать неприятностей - пользоваться услугами одной и той же СТО. Той, где квалификация мастеров и цены вас устраивает. Персонал такого сервиса будет знать вас как постоянного, но знающего что почем клиента, с которым не стоит и пытаться проворачивать всякие «фокусы».

Обман в автосервисе: как не попасться на «развод»?

Как ни старайся бережно относиться к машине, но периодически ее все же нужно показывать специалистам - как для планового технического осмотра, так и для ремонта. Естественно, большинство из нас обращаются за этой услугой в автосервис. Как себя вести и что нужно знать, чтобы не только не переплатить, но и не быть обманутым?

текст: Олег Славин / 27.08.2018

Прежде чем раскрыть некоторые секреты сервисменов, вот о чем хотелось бы сказать. Как вы думаете, кого проще обмануть, женщину или мужчину? «Конечно же, женщину», - скажете вы и будете правы лишь отчасти. В сервис-центре обмануть могут любого, кто плохо или вовсе не разбирается в автомобилях, независимо от пола. Поэтому, если чувствуете, что в устройстве автомобиля вы полный профан и не можете отличить коленчатый вал от карданного, лучше возьмите с собой на предварительную диагностику хотя бы мало-мальски разбирающегося в машинах приятеля. Так риск быть разведенным на элементарщине будет меньше.

В какой сервис обращаться? Конечно, лучше всего в тот, который вам порекомендуют ваши знакомые, основываясь на положительном опыте общения с ним. Но если протекции нет, то лучше выбирать тот, при котором нет магазина запчастей. С одной стороны, это, конечно, неудобно - деталь для замены придется какое-то время ждать. Но именно в сервисе, где есть склад запчастей, вам, скорее всего, нароют больше неисправностей, причем тех, которые требуют «только» замены, а не переборки и регулировки. Запчасти-то нужно сбывать. К примеру, «закисшие» пальцы суппорта можно выкрутить, отчистить от ржавчины, смазать, поставить на место и тем самым полностью восстановить их работоспособность. А можно это сделать, поменяв тормозной суппорт целиком. Деньги это, сами понимаете, разные. За «раскачку» суппорта, скажем, Renault Logan мастер возьмет максимум 500 р. А новый суппорт на эту модель стоит уже порядка 3000 р. Так что выясняйте для начала, можно ли деталь восстановить, перебрав и смазав, а уж потом, если нет, соглашайтесь на новую.

Стоит также опасаться гаражей при рынках автозапчастей. Уж там вам не только найдут целый список подлежащих замене деталей, но и, будьте уверены, под видом новой втюхают старую, но доведенную до визуальной кондиции, деталь. Как бы ни был сейчас огромен рынок новых деталей, старые нет-нет, да и появляются в продаже. Подшаманят, неоригинальные резинки воткнут, уайт-спиритом натрут для блеска, а то и вовсе из баллончика подкрасят, и вот уже старый амортизатор – как только что из коробки.

Но вот приемлемый сервис найден, что дальше? Обязательно согласовывайте ремонт и его стоимость до начала работ. Сверьте заявленную стоимость с прейскурантом на работы, он, как правило, есть у мастера-приемщика. Нередко случается, что заявленная цена и та, что есть в прейскуранте, утвержденном директором СТО, разнятся не в вашу пользу. К тому же классный специалист после диагностики точно знает, что нужно менять, сколько времени потратить и сколько это стоит с расходниками, если таковые потребуются. Задумчиво произнесенное «вскрытие покажет» должно насторожить сразу. Да, бывают случаи, когда неисправность трудно диагностировать, но это редкость. Так, один автолюбитель обращался не в один сервис для выявления непонятного стука при движении автомобиля. Уж что только сервисмены – полагаясь исключительно на свою «интуицию» - не предлагали поменять, начиная с подшипников и заканчивая рулевой рейкой, какие только страхи не нагоняли, если прямо сейчас не заняться ремонтом. Но автовладелец был несгибаем и ездил от сервиса к сервису, пока его автомобилю не поставили точный диагноз: в четвертом или пятом месте добросовестный мастер-приемщик, проехав на машине несколько метров, осмотрел колеса, и обнаружил, что к одному из них прилип кусок свежего асфальта, он-то этот непонятный стук и издавал. Так что, если вам начинают называть предположительную причину, лучше отправиться в другой сервис. Поверьте, это будет дешевле, даже если в первом «сервисе» вы оставите какую-то сумму за невнятную диагностику.

Перед тем как отдать машину в ремзону, обязательно проведите совместный с приемщиком внешний осмотр с указанием всех косметических дефектов. Потом будет меньше поводов для разбирательств насчет появившейся вмятины или царапины. Зная это, на хорошем сервисе уже заготовлены карты осмотра, в которые заносят все дефекты и комплектность автомобиля, а сами машины, прежде чем отправить в ремзону, обязательно моют.

По возможности не оставляйте машину в сервисе без присмотра. Конечно, если речь идет о капитальном ремонте двигателя или кузовном ремонте, сделать это практически невозможно - такие дела за один день не делаются. Но если замена той или иной детали будет проводиться полчаса-час, то имеет смысл не отсиживаться в комнате для посетителей, а напроситься в ремзону. Кстати, зная, что поедете на ремонт, лучше оденьтесь поскромнее, чтобы не вымазать дорогой костюм о стойку подъемника. Как правило, в сервисе, который старается работать открыто, присутствие в зоне ремонта не запрещается, либо зона ремонта от комнаты для посетителей огорожена панорамным стеклом, откуда видно, что с вашей машиной делают.

Впрочем, даже если вы сможете присутствовать при ремонте автомобиля, будьте начеку. Дело в том, что тот или иной ремонт можно делать по-разному, то есть с демонтажем узла или агрегата или же достаточно его вскрыть. Если вы знаете, что предстоит, к примеру, замена переднего сальника коленвала, то поинтересуйтесь заранее в Интернете, как эта процедура выполняется на вашем автомобиле. Ведь от того, нужно будет, к примеру, вскрывать поддон картера или же достаточно снять ремни и шкив коленвала, зависит, сколько вам насчитают работы. На некоторых машинах, чтобы снять тот самый поддон, нужно приподнимать двигатель с подушек над передней балкой, иначе не подлезть. Зная это, многие слесаря при отсутствии ажиотажной записи на день вашего обращения специально затягивают элементарные процедуры, тем самым накручивая объем работ, чтобы вытряхнуть из вас дополнительные деньги.

Нередки случаи, когда обозначенная в заказ-наряде работа - не что иное, как приписка. К примеру, написано, что вам заменили ту или иную деталь, а она на самом деле даже не трогалась. Не стесняйтесь все уточнить. В конце концов, вы платите за это деньги. Попросите показать установленную на вашу машину новую деталь, фирменную упаковку от нее, а также предъявить демонтированную. Нередко мастер говорит, что деталь находится снизу, а машину уже сняли с подъемника, и теперь ничего не увидеть. Настаивайте, чтобы ее вновь подняли для осмотра. Настаивайте даже в том случае, если все подъемники заняты. В общем-то, посмотреть, что поменяли, можно, ненадолго подняв машину в промежутке между ремонтом следующей машины. Если мастер юлит и всячески отговаривается, есть повод призадуматься. Обычно в хорошем сервисе снятые с машины детали укладывают в коробки от новых деталей и оставляют в багажнике.

Случается, что мастер настоятельно рекомендует поменять дорогостоящую деталь, хотя по факту она свой ресурс даже наполовину не отходила. Для чего это делается? Да для того, чтобы потом продать ее как б/у на тот автомобиль, где она действительно уже пришла в негодность. В итоге и новая деталь вам продана, и мало б/у пристроена. И не ведитесь на то, что слесарь демонстративно выбрасывает вашу «неисправную» деталь в бак с металлоломом. Психологически на клиента это действует сильно, вот только в этом баке все заранее подготовлено так, чтобы «хлам» приземлился без повреждений. Так что если уж меняете что-то на новое, то старое обязательно забирайте.

Кстати, в особенности это касается отработавших свое катализаторов. Знаете, почему их так охотно оставляют себе слесаря. Потому как за каждый старый каталитический нейтрализатор, в зависимости от модели, они в специализированных пунктах приема выручают от 1500 до 3000 рублей. Там из них в дальнейшем извлекают благородные металлы, которыми они буквально пропитаны. Теперь вспомните, сколько с вас взяли за врезанный вместо спекшегося катализатора пламегаситель. А если бы вы сами сдали старую деталь в пункт приема, пламегаситель обошелся бы как минимум вдвое дешевле. То-то...

Признайтесь, что при любом посещении автосервиса (что дилерского, что неофициального, что «гаражного»), вы подспудно ожидаете подвоха – как бы не «развели на деньги», не заставили как «последнего лоха», оплатить совершенно не нужные вам и вашей машине в данный момент работы и услуги. Что ж, опасения не напрасны…

Вне зоны риска

Но сначала успокоим владельцев гарантийных машин. Их, как правило, не обманывают. По крайней мере, на первых трех ТО: стоимость запчастей в этом случае оплачивает производитель и напрягаться с клиентом смысла нет. Вне зоны риска, как в один голос уверяли Kolesa.Ru эксперты, находятся… те самые пресловутые блондинки! Эти априори никогда никому не верят. Точнее, свято верят в то, что их вечно обманывают. «Париться» с ними приемщикам не выгодно: лишняя трата времени, нервов с почти всегда нулевым результатом.

Также недолюбливают в сервисах «просто женщин», которые сами заработали на свою «ласточку», а не приняли её в подарок от родителей и разного рода бой-френдов. Таких здесь вычисляют «на раз» по ухоженности машины, регулярности прохождения ТО. И еще хороший шанс уйти от «допов» имеют автовладельцы, коротко, четко и ясно излагающие причину своего визита на сервис и, если у них есть вопросы, столь же ясно и спокойно их формулирующие.И в обязательном порядке дополнительные «услуги» навяжут людям в дорогих костюмах и ботинках, с хорошими часами, с полным отсутствием свободного времени, которые все делают на бегу: авто сдают мастеру, бросив ключи; не глядя подписывают предложенные бумаги и небрежно цедят на прощание: «Вечером машинку заберу». Им, во-первых, изначально запишут лишнего в заказ-наряд, а затем в процессе работ «напоменяют» и «нарегулируют» как минимум в два раза больше запланированного. Впрочем, от последнего не застрахованы ни «блондинки», ни «ясномыслящие», ни «просто женщины», да и вообще никто! Но с этим можно успешно бороться.
Ремонт без согласования

При сдаче машины в ремонт, владелец подписывает документ, в котором указана итоговая сумма за необходимые работы. И любая дополнительная, любой выход за пределы оговоренной цены должны согласовываться с клиентом по телефону. А каждый такой разговор записывается. И если подобных бесед не было, но, возвращая авто, вам выкатят итоговую сумму, скажем, не в 10 000 оговоренных, а в 17 000 рублей, имеете полное право не оплачивать несогласованные работы. Хоть снимайте то, что поставили! Однако тут есть нюансы.

Во-первых, подписывая бумаги при сдаче машины, обратите внимание, содержится ли в них пункт об обязательном согласовании работ. Нет, и не хотят внести? Разворачивайтесь и уезжайте. И, во-вторых, «согласовательных» звонков не должно быть много. Точнее, всего один: «С вашей машиной такая-то проблема, сделать нужно то-то, стоит столько-то». Если же звонки следуют один за другим, а машина – изначально «не убитая», это должно насторожить. В лучшем случае вас действительно «разводят» на необязательные работы. В худшем – вы попали в лапы непрофессионалов...
Все свободны

Большой соблазн «поиграть с клиентом на деньги» возникает у сервисменов при наличии свободного времени. И если девочка на телефоне, выказывая полную доброжелательность, лояльность и стремление угодить, сообщает, что «все мастера свободны, приезжайте, когда хотите» – выберите другой сервис. Ведь будут или не будут «грузить» клиента дополнительными работами зависит, помимо прочего, от того, насколько у мастеров есть время этим заниматься. Потому что когда приезжает машина за машиной – особо не попрыгаешь, «лишнюю неисправность» не обнаружишь и не придумаешь – и так весь в мыле. Особенно если автовладелец предупреждает, что станет ждать авто в техцентре.

А коли человек оставил машину и уехал – уже можно чем-то позаниматься дополнительно. А если есть ночной сервис, так это вообще «гуляй, рванина»: все что угодно можно сделать! И проверить или опротестовать большинство выполненных работ практически невозможно («отмазка» железная – ну не могли же мы вас в половине третьего утра беспокоить!).
Знание – сила!

А вообще, при любой поломке, прежде чем обращаться в СТО, стоит прошерстить Интернет. Как правило, есть нюансы, о которых другие владельцы машин той или иной марки (особенно объединенные в клубы) прекрасно знают. Они и с приемщиком говорят иначе. Так что человека, впервые столкнувшегося с той или иной неполадкой, в сервисах видят издалека и начинают на нем «упражняться» по полной программе. Хотя проблема может выеденного яйца не стоить!

Характерный пример. Владельцы Honda Jazz в свое время сталкивались с проблемой сильных подергиваний машины при старте. Компьютер при подключении выдавал «ошибку датчика коленвала». Люди в массовом порядке покупали эти датчики, за какие-то безумные деньги его устанавливали, несмотря на то, что он никогда не ломается.
На самом же деле в моторе Джаза тех лет – 8 свечей и второй ряд катушек – «дожигающий». Он стоит слишком близко к моторному щиту, перегревается и со временем просто перестает работать. Ремонт нужен, конечно, не копеечный, но если вычесть из финальной суммы датчик коленвала, получится в несколько раз дешевле. А по времени процедура замены катушек занимает максимум 20 минут.

А чаще всего автовладельцев-незнаек большинства марок и моделей «догружают» чисткой и адаптацией дроссельной заслонки (требуется через 60 000 – 70 000 км пробега при активной езде и в интервале 40 000 – 50 000 при пассивной); промывкой радиатора (рекомендуют на слишком малом пробеге при том, что реально его нужно мыть раз в 2-3 года, даже если тополиный пух «выпадает» круглый год); заменой свечей (хотя периодичность плановой замены прописана в сервисной книжке); заменой сложноустанавливаемого топливного фильтра (если вас устраивает, как едет машина, а до плановой замены далеко – смело отказывайтесь); регулировочными работами, не предписанными при данном пробеге. Но что самое забавное, в ваших интересах в чём-то сознательно дать слабину и быть-таки «разведённым»!
Уроки дипломатии

Как считают консультанты Kolesa.Ru, на что-то из предложенных дополнительных работ всегда лучше согласиться. Чистая психология. Когда человек жестко настаивает: выполните только то, что положено, и ничего больше, приемщик делает вывод, что перед ним крохобор, с которым лучше не связываться. В итоге ему и плохо не сделают, но если реально нужно еще что-то подрегулировать – пройдут мимо.

Если же на что-то согласиться, то и положенные работы выполнят с душой, и «навязанную», и еще какую-то другую – реальную проблему решат, причем иногда – в подарок (пусть и маленький). Например, вы вычитали в Интернете, что с такой машиной, как у вас, на определенном пробеге случаются определенные неполадки. И мастер-приемщик рекомендует принять превентивные меры (хотя можно еще подождать) прямо сейчас. Почему бы не согласиться?
…И запомните: сервисов, где клиентов так или иначе не обманывают, – не бывает. Прежде чем куда-то ехать, почитайте отзывы коллег, уже посетивших ту или иную станцию. При этом имейте в виду, что хороших отзывов на порядок меньше негативных, – обычно пишут только про всякую гадость. Но в зависимости от того, как сотрудники СТО выходят из конфликтных ситуаций, можно делать определённые выводы. Например, если клиент всегда неправ и за все должен платить, это повод насторожиться.

Чем быстрее автосервис поймет, что если ничего не скрывать и не обманывать клиента, то выстроится очередь до Луны, тем ему лучше. Но соблазн «наварить» здесь и сейчас велик - мало кто сегодня разбирается в ценах и устройстве автомобиля.

Поэтому среди автосервисов Москвы и отдельно взятых мастеров встречаются откровенные «разводилы». Они готовы пожертвовать репутацией и обмануть вас в мелочах или по-крупному. Разберем десять частых уловок столичных техцентров и СТО, с помощью которых наживаются на клиентах.

Завысить цену

Самое простое.

Часто клиент автосервиса слабо ориентируется в ценах. А выяснять их некогда - поломки случаются всегда не вовремя и устранить их хочется как можно быстрее. Отсюда появляется спешка и звонок в первый попавшийся сервис (далеко не у всех есть свой проверенный мастер). Клиент просто не успевает оценить стоимость аналогичных предложений на рынке. Этим и пользуются. В итоге простая замена гаек и болтов выливается в кругленькую сумму. Но работа уже выполнена и за нее придется заплатить.


Как бороться. Смотрите цены на агрегаторах сервисов. Это что-то типа доски объявлений. В одном месте за пять минут можно ознакомиться со стоимостью конкретной услуги во многих автосервисах региона. Там же найдете отзывы и рейтинги организаций, ориентируясь на которые сможете выбрать подходящий вариант.

Несуществующие проблемы

Предположим, что у вас застучало что-то в подвеске.

И вы слабо разбираетесь в ее устройстве. Приезжаете на сервис, мастер видит, что вышел из строя копеечный сайлентблок. Вместо того, чтобы честно выполнить замену сайлентблока, сервисмен начинает громко охать и говорить, что заодно придется менять и сам рычаг - он сильно люфтит. Может даже подергать за него, чтобы продемонстрировать стук. Конечно, рычаг будет люфтить и стучать, пока не заменили сайлентблок. Если сам рычаг не имеет деформаций, стук уйдет и без его замены.

Или вот - был реальный случай, когда далекий от механики парень приехал на сервис. У него в бачке омывателя отломался щуп для проверки уровня жидкости. Вместо того, чтобы достать его и заменить крышку, клиенту заменили бачок. Рассказали, что хвостик не достать из старого бачка, а он может проскочить в двигатель и застрять в коробке. АКПП сломается, и ее придется менять. А это очень дорого… В итоге покупка нового бачка вместо копеечной крышки с щупом.


Как бороться. Во-первых, нужно хоть немного интересоваться своим автомобилем. Если что-то сломалось, погуглите 10 минут - это может сэкономить вам тысячи рублей. Во-вторых, если вы полный «чайник» в этом деле, возите с собой знакомого, который разбирается в починке автомобилей. Если такого приятеля нет, проведите частичную диагностику автомобиля на двух разных автосервисах, прежде чем принимать решение о ремонте.

Фиктивная замена исправных деталей

Очень часто, если при автосервисе есть собственный магазин запчастей, а клиент не присутствует при обслуживании автомобиля.

Смысл аферы - диагностика выявляет несуществующую поломку исправной запчасти, которая еще поработает пару-тройку лет. Но вам говорят, что ее нужно заменить. И по чеку, вроде бы, меняют. Но вы не получаете на руки старую деталь - «мы ее уже выкинули, потеряли, сразу утилизировали по закону, уронили в кратер вулкана...»

Конечно потеряли, потому, что она осталась внутри автомобиля на том же месте.

А новая деталь со склада списывается, как проданная, и уходит на повторную продажу «налево».

Вариация обмана. Деталь могут действительно заменить на новую, а старую показушно при вас выкинуть в мусорку со словами, что она больше никуда не годится. Вы уезжаете с сервиса, а вашу слегка пользованную деталь достанут из мусорки, сдуют пыль и продадут как недорогой аналог, или б/у запчасть.



Как бороться. Требуйте, чтобы вам возвращали старую запчасть.

Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (ред. от 31.01.2017), в пункте №35 содержат следующие строки:

«После исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения исполнитель обязан выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо с согласия потребителя уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали»

Закон "О защите прав потребителей" тоже на вашей стороне. В статье №35 этого закона говорится, что исполнитель обязан представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

Не стесняйтесь требовать свое по праву.

Частичный долив масла по цене полной замены

СТО часто грешат показной заменой масла.

Вместо полного слива отработки, промывки двигателя, замены масляного фильтра и заливки свежего масла, мастер делает по-своему - просто доливает масло до необходимого уровня и меняет масляный фильтр. Это мало похоже на правильную смену масла в двигателе.

Делается это с целью перепродажи неизрасходованного масла из канистры, особенно, если это масло премиального класса.



Как бороться. Наблюдайте за процедурой замены масла. Если это невозможно, обязательно проверьте масляный щуп после окончания процедуры. Сажа с грязью на нем тонко намекнет вам о том, что масло не менялось. Свежее масло в чистом двигателе должно быть без примесей и иметь золотистый оттенок.

Намеренная порча сайлентблоков

Одна из уловок столичных техцентров и СТО при диагностике подвески.

Когда автослесарь находит реальную проблему с рычагами подвески или стойками стабилизаторов, он демонтирует их. Вместе с ними снимают сайлентблоки, которые мастер незаметно для клиента режет или пережигает. Зачем? Чтобы показать поломку клиенту и развести его еще и на дорогую замену сайлентблока.


Как бороться. Можно в процессе ремонта внимательно следить за инструментами в руках автослесаря, чтобы там не появилась паяльная лампа. Если обратились с подвеской, лучше самому осмотреть сайлентблоки, когда машину поднимут.

Симуляция серьезных повреждений АКПП

Все боятся поломки АКПП. Все думают, что это дорого. Но бывают случаи, когда ремонт отдельных элементов коробки стоит копейки. И мастерам это не нравится. Возни много - денег мало. Хочется большего.

Поэтому бывает, что при сливе масла из КПП аккуратно подсыпают металлическую стружку в сливную тару. Потом показывают опилки в отработанном масле - это гарантирует неизгладимое впечатление. И вот уже клиент верит в то, что коробка нуждается в капитальном ремонте или, если повезет сервису, в полной ее замене.



Как бороться. Только контрольная диагностика коробки на другом СТО, либо ваша внимательность.

Б/у деталь вместо новой

Классика, хоть и встречается чаще в придорожных сервисах, где клиент оказался случайно, проездом и по экстренной необходимости. Там и так знают, что клиент к ним больше никогда не вернется. И ему можно подсунуть вместо новой запчасти старую, но хорошо отмытую и даже крашеную. По цене заводского оригинала.

Как бороться. Проверять чек, смотреть на номенклатуру и название детали, которую пробили. Проявить бдительность, если в чеке неопределенное «товар 1» или «услуга N». Следите за четким заполнением заказа-наряда. Проверяйте наличие ФИО мастера и описание гарантии, либо наличие отдельного гарантийного талона.

Лучше всего вовремя проводите плановое ТО автомобиля. Не тяните с заменой изношенных запчастей до того момента, когда поломка настигнет вас на трассе и придется заезжать в придорожный сервис.

И если обнаружили обман, знайте, что на вашей стороне 10 статья Закона о правах потребителей, которая гласит: «Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом»

Навязывание услуг, которые всплыли во время ремонта

Любимая тема для сотрудников московских (да всех в мире, наверное) СТО.

Клиент отдает автомобиль для замены подшипника ступицы, а в процессе работы мастер (не от прямоты рук) ломает саму ступицу. В конце ремонта заявляет, что эту деталь пришлось поменять - она была негодная. Хотя изначально это не оговаривалось и вопрос замены ступицы не стоял в листе заказа-наряда.

В итоге, представители СТО настаивают на том, что ступицу придется оплатить клиенту, иначе он не получит обратно свой автомобиль.

Как бороться. Платить только за то, что оговаривалось изначально. И смело забирать автомобиль. Если работники автосервиса препятствуют этому, звоните в полицию. Если есть возможность уехать без машины, обращаетесь в суд и выигрываете его (со 100-процентной вероятностью) с компенсацией за причиненный ущерб - посчитайте, сколько дней вы были без своего транспорта, какую выгоду потеряли, сколько денег могли бы заработать в это время, если бы были «на колесах».

Закон на вашей стороне.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. В соответствии с ч. 3 той же статьи Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Дополнительные расходники

Чаще всего эта проблема встречается у официалов. Они пытаются заработать буквально на всем. Особенно там, где при ремонте был затрачен всего один баллон WD-40 или любой другой смазочной или очищающей жидкости, они с радостью впишут в заказ-наряд три таких баллона.



Как бороться. Основываясь только на внутренних ощущениях, которые вам подсказывают, что восемнадцать баночек ступичной смазки на один подшипник - это перебор. Можете попробовать поскандалить и потребовать предоставить пустую тару.

Водила-разводила

Подвох директора компании, в которой есть штатный водитель. Этот человек в один момент может решить, что вы ему мало платите. Он может задумать заговор с работниками автосервиса, на котором постоянно обслуживается ваш служебный автомобиль.

Далее события могут развиваться всеми описанными способами. Только обманывать вас будет СТО через посредника (вашего водителя), который заверит, что там работают грамотные ребята и он полностью им доверяет. А то, что обращения на сервис стали еженедельными, так это от того, что автомобиль просто уже очень старый.

Водитель с мастерами СТО находится в доле. Ему выгодно «ремонтировать» автомобиль все чаще.



Как бороться. Контролируйте расходы на содержание автомобиля. Если они растут - это косвенный признак обмана. Следите за поведением водителя. Если у него на сервисе появились закадычные друзья-товарищи, с которыми он все чаще встречается и упоминает в разговорах - тоже звоночек.

Появились подозрения - смените сервис. Загоните автомобиль на диагностику в любой другой сервис и попросите присутствовать при осмотре.

Как себя вести на автосервисах

    Погуглите проблему и сравните цены

    Требуйте старые запчасти

    Если можно, присутствуйте при ремонте (даже если это бесит мастера)

    Проверяйте чеки, следите за номенклатурой

    Требуйте гарантию

    Платите только за то, на что договаривались

    Делайте контрольный осмотр в разных сервисах