Как сменить масло в двигателе. Не умеешь – не лей: как правильно заменить моторное масло

Регулярная замена масла - процедура необходимая, рекомендуется проводить ее хотя бы 2 раза в год. Многие автомобилисты делают замену осенью, ведь в холода машина подвержена большим нагрузкам. Если ваш автомобиль часто «пылится» без дела, вы ездите по «бездорожью», в сильные морозы или при повышенной влажности, часто используете прицеп или перевозите грузы, то увеличивается и нагрузка на мотор, а значит, масло сгущается и окисляется быстрее, менять его нужно с большей периодичностью.

Когда нужна замена масла в двигателе?

Сроки замены варьируются в зависимости от типа масла:

  • минеральные масла меняют каждые 6000-7000 км. пробега,
  • полусинтетические - 9-12 тысяч км,
  • синтетические смеси выдерживают до 15 тыс.км.

Не последнюю роль играет и тип двигателя:

  • на дизеле меняют масло чаще (каждые 7-9 тыс.км),
  • на бензиновых агрегатах - реже (примерно каждые 12-15 тыс.км).

Что касается коробок передач , интервал замены таков: автомат - 50-70 тыс.км, механика - 60-90 тыс.км.

Как поменять масло в двигателе?

  • Прогреваем двигатель, ждем минут 5-7, чтобы находящееся в нем масло остыло, и сливаем остатки в емкость. Для этого на картере двигателя торцевым ключом откручиваем пробку и сразу подставляем тару для масла. На пол под баком кладем тряпки или газеты;
  • Сам процесс слива займет не более 5 минут, 2-3% масла останется на стенках двигателя - это не страшно, однако если вы планируете сменить производителя, придется мотор промывать;
  • Посмотрите, нет ли в масле посторонних примесей - если есть ржавчина, осадок и прочее - нужно делать промывку двигателя, после этого можно залить новое масло. Обратите внимание на цвет: светлое масло пригодно к использованию, коричневая жидкость, похожая на цвет кока-колы требует срочной замены;
  • Заливая масло в мотор, контролируйте уровень, используя щуп: сначала залейте 80% от объема, а потом доливайте, сверяясь с отметками на щупе. Помните, что недолив чреват быстрым износом рабочих деталей, а при переливе оно начнет вспениваться (из-за работы коленчатого вала), и также будет нарушать работу трущихся деталей;
  • Масляный фильтр меняют обязательно, поскольку если он засорен, масло пропускается мимо него. По статистике, после 10 тысяч км пробега фильтр забит, неочищенное масло идет напрямую, и двигатель будет изнашиваться быстрее. Желательно сразу долить масло в фильтр и смазать (а лучше заменить) уплотнительную резинку;
  • Берите только качественное масло от проверенных производителей, оно должно соответствовать типу двигателя и топливной системе автомобиля;
  • Вакуумная замена масла - вещь быстрая и доступная, но такой «экспресс слив» не должен быть постоянным, поскольку в двигателе остается больше старого масла, чем при ручной системе слива;
  • Не ленитесь делать замену масла, даже самые качественные фильтры не смогут задержать все примеси и частицы грязи и пыли, в итоге пострадает двигатель - а менять его будет куда накладнее!;
  • Не экспериментируйте с присадками и добавками - чаще всего их действие недолговременно, а вот вступить в химическую реакцию с основным маслом они могут, потом придется перебирать всю топливную систему;
  • Проверяйте при замене и ходовую часть - на СТО все равно автомобиль поднимают на подъемнике, зато вы будете уверены в полной безопасности своего транспортного средства.

Со временем любой мотор будет потреблять больше масла, и замену придется производить чаще. После 80-100 км пробега проверяйте уровень масла и доливайте по необходимости. Многие современные модели оснащены датчиками, оповещающими о том, что состав пора менять - эти системы вычисляют время по характеру езды и пробегу.

Если моторное масло не менять долгое время, то можно «убить» двигатель. Поэтому стоит обсудить, как заменить моторное масло, какой интервал замены и зачем ставят новый масляный фильтр.

Замена масла в двигателе различных марок авто не сильно отличается и проходит по одинаковой схеме. Сначала выбираем подходящее масло по типу и марке двигателя. Далее прогреваем мотор до рабочей температуры. Если прогрет, то подождать несколько минут, чтобы не обжечься. Потом находим подходящую емкость, куда будем сливать отработанную жидкость. Подойдет старая канистра, если отрезать ножиком боковую крышку.

Далее откручиваем пробку на картере двигателя. Как правило, это самая нижняя точка на поддоне или для большей уверенности сверьтесь с инструкцией по эксплуатации. Откручиваем пробку гаечным ключом, а в конце руками, потому что масло польется сразу и быстро (заранее подставьте емкость для слива), иначе сливную пробку потеряете. Масло сливается быстро, обычно не больше пяти минут. Но на 100% слить не получится. Это не страшно, т.к. обычно в моторе остается не более 2-3% старой жидкости.

Старое масло сливается, оценивается цвет, наличие посторонних примесей. По этим факторам определяют, требуется ли промывка двигателя или необходима замена без промывки. После, заливается новое, меняют масляный фильтр. На этом работы завершены.

Когда заливаете масло, постоянно следите за уровнем при помощи масляного щупа - оно должно быть между отметками "min" и "max". Залейте 80% от общего объема и после доливайте, корректируя с помощью щупа.

Интервал замены

Следует ли придерживаться рекомендациям завода-изготовителя? Для современных моторов при повышении качества масел рекомендуют замену производить через 10-15 тысяч километров. Эта величина определяется производителем при нормальных условиях эксплуатации. Чем хуже условия, тем ранее нужно менять.

Что считать тяжелыми условиями? Сюда относят: морозы, частую смену температур, влажный климат, большую запыленность воздуха. Частые перегрузки мотора (например, в горной местности или при перевозке тяжелых грузов) тоже не способствуют сохранению работоспособности. Обычно, если условия вождения определены как тяжелые, рекомендуют пробег до замены уменьшать на 25-30 процентов.

Эксплуатация автомобиля в городе приравнена к тяжелой - вяло текущая пробка убивает масло так же активно, как бездорожье, езда в горах или автоспорт. Средние сроки замены: 5000 - 7000 км для «минералки» и 10 000 - 12 000 км для «синтетики».

Нужно ли менять масляный фильтр?

Да, обязательно. Работа с засоренным фильтром двигателя эквивалентна работе без него, т.к. масло пропускается мимо фильтрующего элемента. Это предусмотрено его конструкцией. При пробеге 10 000 км он будет забит, что приведёт к открытию перепускного клапана и масло пойдет неочищенным. Отсюда - интенсивный износ двигателя. Хотя лампочка аварийного давления гореть не будет.

Если меняете фильтр самостоятельно, не забудьте залить в него масла примерно до половины объема (для лучшего «первого» запуска) и смазать резинку на корпусе фильтра.

1. Тщательно выбирайте моторное масло. Покупайте те, которые соответствуют допускам и одобрениям авто концерном. Помните, вязкость - не самый важный параметр. В выборе поможет статья - «выбираем масло для двигателя ».

2. Не злоупотребляйте «экспресс» заменами. Вакуумная замена плоха тем, что в двигателе остается намного больше отработанного масла, чем при традиционной замене методом слива. Поэтому, такой способ чередуем с традиционным, сократив при этом сервисный интервал или вовсе от него отказаться.

3. Меняйте масло чаще! Ни один воздушный фильтр не задержит всей пыли и грязи, которые присутствуют в воздухе. Соответственно, ни один топливный фильтр не задержит примеси, которые продаются на заправках вместе с топливом в виде бесплатного бонуса.

4. Не пользуйтесь никакими присадками и добавками в моторное масло! Присадки могут навредить, положительный эффект от таких примесей бывает кратковременным (какие бывают присадки).

5. Следите за уровнем масла по меткам на щупе. Недолив до нижней метки способен привести к масляному голоданию трущихся деталей, что приведет к их быстрому износу. Перелив также отрицательно сказывается на работе трущихся деталей. Что делать, если залили масла больше уровня .

6. Не покупайте масло у сомнительных продавцов! Поддельная продукция 100% не будет соответствовать требованиям производителя, поэтому мотор достаточно быстро выйдет из строя. Покупайте только оригинальное на фирменных АЗС или найдите ближайший магазин, где торгуют надёжной продукцией. Также защитой от подделки служат металлические канистры.

Хорошо известно, что замена масла в двигателе автомобиля является регулярной и обязательной процедурой. От правильного подбора и своевременной замены смазки напрямую зависит не только исправная работа, но и общий любого силового агрегата. Отметим, что на состояние масла в двигателе сильно влияет целый ряд факторов: качество смазки и заливаемого топлива, исправность мотора, индивидуальные особенности эксплуатации конкретного автомобиля и т.д.

На территории СНГ настоятельно рекомендуется менять моторное масло каждые 10 тыс. пройденных километров. Данное утверждение справедливо как для бензинового, так и для дизельного двигателя. В моторах с или агрегатах, которые постоянно находятся в тяжелых условиях эксплуатации, указанный интервал замены рекомендуется дополнительно сократить на 20-40%. С учетом важности процедуры замены смазки, в этой статье мы рассмотрим, как правильно поменять масло в двигателе самому.

Читайте в этой статье

Что нужно, чтобы поменять масло в двигателе

Процесс замены моторного масла не является сложной процедурой, особенно если дополнительно не планируется промывать мотор перед такой заменой. Если вы приняли решение самостоятельно обслужить автомобиль, но не знаете, как самому поменять масло в двигателе, понадобиться выполнить ряд простых условий:

  1. Нужно поставить авто на ровную площадку и иметь возможность свободного доступа к нижней части двигателя (поддон картера). Для этих целей лучше всего подойдет гараж с ямой. Также можно воспользоваться эстакадой или подъемником.
  2. Далее понадобиться заготовить емкость для слива отработки. Объем такой емкости будет зависеть от количества смазочного материала в конкретном двигателе.
  3. Следующим шагом становится прогрев двигателя до рабочей температуры, после чего необходимо открутить крышку маслозаливной горловины, снять масляный фильтр и выкрутить сливную пробку в поддоне картера.
  4. Что касается снятия фильтрующего элемента, многие для его откручивания и последующей установки используют специальный ключ-съемник масляного фильтра. Также следует заранее учесть, что в большинстве случаев для слива смазки понадобиться снять защиту картера двигателя (при наличии). По этой причине следует заранее подготовить дополнительные инструменты.
  5. После отвинчивания сливной пробки необходимо позволить отработавшей смазке в максимальном объеме вытечь через сливное отверстие. Параллельно можно оценить состояние и степень загрязненности, что может послужить повод для принятия решения о смене типа или производителя смазочного материала, дополнительной промывке системы смазки и т.д.

    По окончании слива рекомендуется плеснуть около 0.5 или 1.0 литра свежего масла, которое смоет остатки, после чего можно закрутить сливную пробку в поддоне с рекомендуемым усилием, параллельно учитывая то, что пробка может также иметь уплотнительное кольцо. Указанное кольцо на некоторых автомобилях оптимально менять при каждой замене.

  6. Теперь можно устанавливать новый масляный фильтр. Перед его установкой необходимо налить немного свежей смазки внутрь фильтра. Это необходимо для того, чтобы пропитать фильтрующий элемент маслом. Также рекомендуется смазать тем же самым маслом и уплотнительную резинку на масляном фильтре. Данные операции позволяют быстрее поднять давление в системе смазки во время первого запуска (двигатель меньше будет работать «на сухую», быстрее погаснет лампочка давления масла), а также обеспечат надежное прилегание фильтра в месте контакта с уплотнительной резинкой.
  7. Завершающим этапом становится заливка свежего смазочного материала через маслозаливную горловину в том объеме, который необходим для данного типа двигателя. Уровень масла необходимо контролировать по меткам на щупе. Оптимальным считается показатель между отметками «min» и «max». Лучше всего сразу залить не весь рекомендуемый объем, а немного меньше, после чего дать смазке некоторое время (5-10 мин.) растечься по поверхностям внутри двигателя и стечь в поддон. Затем проверяется уровень и далее смазка доливается до нужной отметки. Такой подход позволяет избежать перелива смазки в двигатель и избавляет владельца от дополнительно операции по удалению лишнего смазочного материала из ДВС.
  8. После заливки необходимо закрутить крышку маслозаливной горловины. Процедура плановой замены масла считается завершенной, двигатель можно запускать. После запуска должна через небольшой промежуток времени погаснуть. Двигателю дают поработать на холостых оборотах, параллельно осматривая место установки сливной пробки и масляного фильтра на предмет возможных подтеков масла. Если все в порядке, тогда ваш автомобиль готов к дальнейшей эксплуатации.
  9. Также уровень масла следует проверить после нескольких километров езды, а еще желательно провести повторный осмотр пробки и масляного фильтра. Дело в том, что езда на средних и высоких оборотах означает, что в давление рабочей жидкости (смазки) повышается. Другими словами, возможные течи или брак фильтра может проявиться именно в таких условиях, а не на ХХ.

Чтобы разобраться, как поменять масло с промывкой двигателя, нужно четко представлять, какое средство для такой промывки вы намерены использовать. Среди наиболее распространенных вариантов отмечены:

Как поменять масло в двигателе без ямы

Начнем с того, что существует несколько способов поменять масло без ямы. Отметим, что замена масла в двигателе традиционным способом (то есть путем слива смазки) в подобных условиях вполне возможна. Основной сложностью является то, что доступ к сливной пробке будет сильно затруднен.

В подобной ситуации большинство автолюбителей пользуются домкратом, некоторые ставят машину на бруски или кирпичи. После поддомкрачивания или фиксации приподнятого авто другим способом нужно подставить под сливное отверстие плоскую емкость для слива отработки, после чего можно отвинчивают сливную пробку.

Для облегчения задачи можно также поискать участок дороги, где имеется относительно глубокая колея (например, проселочные дороги). Водителю остается лечь под переднюю часть автомобиля и производить все необходимые манипуляции. С учетом того, что машина может стоять не на ровной поверхности, одни водители поддомкрачивают сначала одну, а затем другую сторону во время слива масла. Другие советуют дополнительно вставить в сливное отверстие полоску чистой ткани, по которой остатки масла из поддона стекут более эффективно. Главное, не забыть потом удалить ткань.

Еще одним способом является так называемая «экспресс-замена» моторного масла. Суть данной операции заключается в том, что смазка не выливается из поддона, а откачивается из него через отверстие для масляного щупа. Для удаления отработки можно использовать специальное оборудование для откачки вакуумом или воспользоваться обычным шприцем для откачки масла.

Стоит отметить, что данный способ при условии наличия спецоборудования является менее эффективным по сравнению с традиционной заменой, а в случае со шприцем считается и вовсе вынужденной мерой. По этой причине опытные водители и автомеханики крайне не рекомендуют часто пользоваться услугой экспресс-замены масла. Вакуумная замена означает, что в моторе остается большее количество отработанного масла по сравнению с заменой путем слива через сливное отверстие в поддоне. В результате старое масло в больших количествах смешивается со свежей смазкой, сокращая его срок службы и ухудшая полезные свойства.

Более того, возрастает риск в случае смены типа смазки и/или производителя, использования промывочных составов перед заменой и т.д. Если вы пользовались услугой экспресс-замены масла или осуществляли такую процедуру самостоятельно, тогда межсервисный интервал следует обязательно сократить на 3-5 тыс. пройденных километров. Последующую замену необходимо в обязательном порядке осуществить традиционным способом.

Подведем итоги

Решение вовремя поменять масло в двигателе (через каждые 10 тыс. км) или даже произвести такую замену немного раньше срока является залогом чистоты и исправной работы силового агрегата. Это справедливо при условии регулярного выполнения таких действий, а также в том случае, если водитель пользуется одним и тем же маслом. Такая эксплуатация означает, что дополнительно промывать двигатель перед заменами нет никакой необходимости.

Добавим, что если подходит срок замены и вы решили сменить тип масла, но нет возможности и условий произвести промывку и замену качественно, тогда лучше отстрочить такой переход. Другими словами, оптимально сменить масло в полевых условиях на аналогичное без промывки мотора, а затем квалифицированно произвести следующую замену и другие манипуляции в гараже или сервисе.

Читайте также

Виды и принцип действия промывочных жидкостей. В каких случаях нужно промывать двигатель. Когда не следует использовать промывку мотора перед заменой масла.

  • Быстрое потемнение и почернение моторного масла: неисправность или нормальное явление. По каким причинам масло темнеет, как быстро чернеет смазка в моторе.
  • Стук или шум двигателя после замены моторного масла. Чем вызвано повышение уровня шума, масло или неисправность самого мотора. Что делать в такой ситуации.
  • Не каждый из нас может самостоятельно отремонтировать свой автомобиль, но некоторые плановые работы по техническому обслуживанию может сделать любой водитель, даже у которого отсутствуют какие-либо углубленные знания. Замена масла в двигателе является самой простым регламентным обслуживанием в автомобиле, которое Вы можете сделать самостоятельно. Поменяв без посторонней помощи масло, Вы сэкономите денежные средства, которые бы отдали бы на автосервисе за замену масла в автомобиле.

    2. Поместите воронку в отверстие, в двигателе предназначенное для залива масла

    3. Начините заливать масло в мотор, залив именно тот объем, который указан в руководстве на автомобиль

    4. Залив необходимое количество масла закройте крышку масленой горловины


    После того как Вы заполнили двигатель маслом подождите несколько минут и запустите двигатель, чтобы дать пройти маслу через всю систему силового агрегата. Дайте двигателю поработать несколько минут и заглушите мотор. Проверьте с помощью масленого щупа уровень масла, который должен быть на максимальной отметке. Для этого вытащите щуп и протрите его сухой чистой тряпкой или бумажным полотенцем. Далее вставьте на короткое время щуп обратно в двигатель и, вытащив его, снова проверьте уровень масла.

    Даже если масло находится на отметке между MIN и MAX, то не доливайте масло, поскольку это считается нормой.

    Шаг 5: Утилизируйте отработанное масло


    Внимание помните, что отработанное масло ни в коем случае нельзя выливать в дренажные системы или сточные колодцы города. Используемое моторное масло необходимо сдать в специальный пункт приема. Если Вы не знаете, где в Вашем регионе принимают отработанное масло, то обратитесь на любой автосервис и Вам подскажут куда обратиться.

    Отработанное машинное масло Вы можете слить в пустую тару которая у Вас осталась от нового моторного масла.


    Теперь Вы можете эксплуатировать Ваш автомобиль еще 10,000-15,000 километров без замены масла, не забывая каждые 1000-2000 км контролировать уровень масла в двигателей с помощью масленого щупа. Если уровень масла будет находиться на минимуме, то обязательно долейте масло до среднего или максимального уровня.

    Обращаем Ваше внимание, что если Ваш автомобиль является новым или не старше 3 лет то, скорее всего транспортное средство находится на заводской гарантии, поэтому не советуем Вам менять масло самостоятельно, так как это может привести к снятию машины с гарантии. Поэтому замену моторного масла и масленого фильтра необходимо проводить у авторизированного дилерского центра.

    Сразу отметим, что замена масла в двигателе - обязательная процедура для всех транспортных средств.

    Чтобы понять важность замены необходимо разобраться, что же происходит с моторным маслом во время работы двигателя. Наверное, каждый автолюбитель знает, что всем деталям ДВС для его нормальной работы нужна смазка. В роли последней и выступает моторное масло, оно же выполняет функцию по защите трущихся между собой деталей покрывая их защитной пленкой, которая сокращает износ и трение. Со временем, масло становится менее вязким, его свойства теряются и двигатель становится не "защищенным". Также во время работы двигателя образуется мелкая металлическая стружка, остатки нагара, которые являются следствие работы поршневой группы - все это может негативно сказаться на долговечности двигателя.

    Далее кратко рассмотрим типы моторных масел. Минеральное масло - это простое масло и используется оно в ДВС,если можно так сказать, с их рождения. Производится методом очистки сырого масла и добавления в него различных присадок, которые улучшают вязкость и предотвращают износ. Стоимость его не высока, но и не на высоте его свойства, чего нельзя сказать о другом типе масел - синтетические масла. Синтетическое масло - это продукт, который разрабатывается и производится в лаборатории путем трудных химических процессов, что существенно увеличивает его стоимость. Синтетические масла имеют большую стойкость к повышенным температурам, за счет этого их вязкость остается неизменна даже при сильном нагреве мотора вызванного высокими оборотами. Также существует полусинтетическое масло. Этот тип масел является смесью 2 первых, в среднем в соотношении 70-80% минерального масла и 20-30% синтетического масла.

    Правильная замена масла в двигателе

    Если не брать в расчет конструктивные особенности двигателей автомобилей, то процесс замены масла остается неизменен. Его можно разделить на три основных операции:

    Подготовка автомобиля к замене масла (установка на подъемник или же на яму)
    - слив отработанного масла
    - заливка нового моторного масла

    В процессе замены масла в двигателе необходимо в правильном порядке произвести некоторые действия.



    Интервал замены масла в двигателе

    Некоторые автомобилисты в последнее время часто задаются вопросом о временном интервале замены масла в двигателе. Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя по многим причинам. Во-первых, двигатель каждой модели и марки автомобиля имеет свои конструктивные особенности, которые могут существенно отличатся от других ДВС. Во-вторых, очень большую роль играет качество топлива, которым мы заправляем своих железных коней. В-третьих, у каждого водителя свой стиль вождения, в время которого двигатель может раскручиваться до максимальных оборотов, а это является серьезной нагрузкой для мотора в ходе которой идет сильный перегрев и потеря свойств масла. Также на периодичность замены масла в двигателе влияет и его тип. Так минеральные масла, нужно менять намного чаще чем синтетические и полусинтетические. Если говорить более конкретно, то средний интервал замены для "минералки" составляет 6000 км - 9000 км, для "полусентетики" - 9000 км - 12000 км, синтетику рекомендуется менять при пробеге от 10000 км до 15000 км. Хочется отметить, что эти цифры в большей мере относятся к автомобилям, которые эксплуатируются на просторах нашей Родины, так как качество топлива и дорог не были учтены производителями иномарок.
    Еще одно причиной, которая может стать поводом для замены масла в двигателя - это истечение срока его годности. Да, моторное масло имеет свой срок годности, о котором можно узнать на заводской упаковке. И если вы поменяв масло наездили в течении года всего 500 км, то рекомендуем произвести замену масла в двигателе, иначе вы подвергаете мотор серьезной опасности.

    Вакуумная или экспресс-замена масла в двигателе автомобиля

    Вакуумная замена отличается от обычной тем, что масло не сливается из картера двигателя самостоятельно, а его, с помощью специального оборудования, высасывают вакуумом через отверстие проверочного щупа. Бытует мнение, что такой способ замены масла, не является правильным. Некоторые профессионалы считают, что с помощью вакуума не возможно выкачать все отработанное масло из двигателя и часть его все равно останется и впоследствии смешается с новым, ухудшив при этом его свойства. Спорить с такими людьми крайне бесполезно. Но в любом случае, при сливе масла, хоть обычным способом, хоть вакуумным часть масла все же остается.

    Исходя из выше сказанного, сделаем вывод: замена масла в двигателе автомобиля процедура обязательная, а периодичность ее, каждый автолюбитель должен определить самостоятельно.