"какой бывает транспорт". Работа над новым материалом

Технологическая карта

Учебный предмет:

Окружающий мир

УМК «Школа России» А.А Плешаков

Тема урока:

«Какой бывает транспорт»

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель урока:

Учебно- познавательные: познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Интеллектуально-развивающие: развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение порученной работы.

Планируемые результаты

Предметные:

    называть виды транспорта, определять их назначение, способ передвижения, принадлежность;

    знать специальный транспорт и телефоны экстренных служб;

    иметь первоначальное представление об истории развития транспорта;

Метапредметные:

    понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    работать в группах: составлять план ответа на вопрос и рассказ по плану;

    классифицировать виды транспорта по различным признакам;

    анализировать схемы, определять основания для классификации;

    делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

Личностные:

    уважать труд людей;

    проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (выбор транспортных средств, поведение в экстренных ситуациях)

Межпредметные связи:

Русский язык, история

Ресурсы:

Карточки с изображением транспорта, цветные карандаши, альбомные листы, толковый словарь, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point

Формы работы:

Фронтальная, групповая

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Читает стихотворение, создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают стихотворение, желают друг другу успешной работы на уроке.

Коммуникативные: слушают учителя.

Регулятивные: принимают учебную цель и задачу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся, развивать личностные УУД через развитие внимания, памяти, воображения

А урок мы начнем с прочтения отрывка из известной сказки К.И.Чуковского «Тараканище» Слайд 1

На чем ехали звери? Слайд 2

А как одним словом все это можно назвать? Слайд 3

А каким транспортом пользуемся мы с вами?

Создает условия для организации мыслительной деятельности обучающихся с помощью вопросов

Слушают учителя, строят понятные высказывания для собеседника и учителя

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют правильность ответов;

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

3.Формулирование темы урока и постановка цели.

Цель: организовать работу по определению темы урока учащимися; организовать постановку цели урока.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Тема нашего урока так и называется «Какой бывает транспорт»

А что бы вы хотели узнать о транспорте?

Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы в рамках урока мы ответить не сможем, поэтому мы возьмем только три вопроса. Слайд 4 (Что такое транспорт? История развития транспорта. Какой бывает транспорт?)

Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

Составляют вопросы, с помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания)

Регулятивные: умение ставить цель урока

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные: умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями.

4.Этап приобретения учащимися новых знаний

Цель: формировать понятие «транспорт», познакомить с историей развития транспорта

Где или как мы можем получить ответ на первый вопрос?

Попробуем ответить на первый вопрос, а для этого поработаем в группах.

Что такое транспорт. (Дать

определение)

1 группа – работает со словарем

2 группа - составляет определение с помощью слов-помощников

3 группа – формулирует

определение самостоятельно

Транспорт – это многозначное слово, но в рамках урока интерес представляет следующее значение.

Слайд. 5

- Вот мы с вами и ответили на первый вопрос. А сейчас я предлагаю «окунуться» в историю развития транспорта и узнать с чего же все началось.

Подготовленные дети читают стихи Приложение 1

Слайд 6-12

Зачем человеку пришлось изобретать каждый раз новый вид транспорта? Для чего служит транспорт?

Организует, помогает, направляет, дает советы. Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию обучающимся

Дети добывают знания в соответствии с заданием, обсуждают в группе, докладывают на класс

Слушают историю развития транспорта в стихах, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации при решении задач; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: умение планировать последовательность выполнения действий.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

5.Физкультминутка

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся

«Самолет» Приложение 2

Организует выполнение движений

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях

Коммуникативные: умение выполнять физические упражнение по команде, все вместе

6. Самостоятельная работа. Первичное закрепление

Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, их особенностях

А теперь давайте ответим на последний вопрос. Предлагаю снова поработать в группах.

У вас на столах картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы, для этого на конвертах даны основания для разбиения на группы.

1группа – в зависимости от того где работает транспорт

2 группа – в зависимости от того какую работу выполняет

3 группа – в зависимости от количества пассажиров и владельца транспорта.

Слайд 14-16

- А что значит «специальный» транспорт?

Вспомните, по каким телефонам вызывают эти машины

Слайд 17

Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет. Организует проверку

Дети работают в группах, затем один представитель от группы докладывает на класс.

Познавательные: умение самостоятельно разобрать способ решения; умение обосновывать выбор своего решения; осознанно строить речевое высказывание.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; умение вносить необходимые дополнения и коррективы.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении задания.

7.Этап включения изученного в систему знаний

Цель: закрепить знания о видах транспорта; описать транспорт по определенной схеме

Сейчас мы еще раз поработаем в группах и закрепим полученные знания. А для этого вы выполните мини-проект.

Каждая группа получает картинку с транспортом. Описывают свой транспорт по определенному плану, красочно оформляют проект.

Слайд 18

Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет.

Применяют полученные знания и выполняют проект, выходят к доске и выступают

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: строить рассуждения, понятные для собеседника; умение использовать речь для регуляции своего действия.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать новое содержание урока.

Достигли ли мы цели, поставленные в начале урока? Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые нас интересовали?

Закончите предложения.

Я узнал…..

Я научился…

Мне понравилось….

Организует итоговую беседу; организует самооценку учебной деятельности; организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя; подводят итог урока и ставят задачи к следующему; дают самооценку своей деятельности на уроке; рассказывают что узнали.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками; умение давать оценку деятельности на уроке; умение выявлять и осознавать то, что усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9.Этап сообщения домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения

Инструктаж выполнения домашнего задания

Придумайте и нарисуйте необычное транспортное средство, опишите по уже известному плану

Дает комментарий к домашнему заданию

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Приложение 1

Когда был каменный век

Весь груз на себе носил человек.

А если он что-то не мог унести,

То звал он на помощь, чтоб помогли

Потом он подумал и в помощь себе

Груз решил возить на слоне.

Также лошадки и даже ослы

В этом деле ему помогли

Потом, для того чтоб ходить по морям,

Он лодку и парус придумал сам.

Под ветром лихим он ходил далеко

И грузы большие возил он легко

Затем он небо решил покорить

И шар он воздушный решил смастерить.

На шаре он много грузов перевез,

Но двигатель все же придумать пришлось.

Двигатель он изобрел для машины,

Потом паровоз, колеса, турбины

Так появился транспорт на свете

Знайте историю транспорта дети!

Приложение 2

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны)

Появился самолет. («Полетели» как самолет)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны вправо-влево)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево - вправо)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево – вправо)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (Опустили руки)

И на место все садись! (Сели на места)

1. Выполни задания.

1) Отметь (закрась кружок) разным цветом наземный, водный, воздушный и подземный транспорт на с. 74-75.

2) Отметь на тех же страницах пассажирский, грузовой и специальный транспорт первыми буквами этих слов (впиши букву в квадратик).
В этих рамках расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом или буквой обозначен каждый вид транспорта.


2. Приведите примеры транспорта, который одновременно является:

а) наземным, пассажирским, личным: легковой автомобиль;

б) наземным, пассажирским, общественным: автобус, пассажирский поезд, трамвай, троллейбус;

в) водным, пассажирским, личным: лодка, катер, водный мотоцикл;

г) водным, пассажирским, общественным: теплоход, речной трамвай.

3. Запиши номера телефонов, по которым вызывают:

а) пожарных — 01

б) полицию — 02

в) «Скорую помощь» — 03

Запиши единый номер телефона экстренной помощи: 112

4. Сравни размеры транспортных средств, изображённых на рисунке. В красных квадратиках пронумеруй их в порядке увеличения размеров, а в синих квадратиках - в порядке уменьшения размеров. Попроси соседа по парте проверить тебя.

5. Составьте и запишите общий план рассказа об истории различных видов транспорта.

1) Транспорт в древности.
2) Изобретение парового двигателя.
3) Появление транспорта на двигателе внутреннего сгорания.
4) Появление авиации.
5) Полёты в космос.
6) Электродвигатели – будущее транспорта.

История различных видов транспорта

В древние времена люди тоже использовали различные виды транспорта. Большинство из них люди используют до сих пор. Например и сейчас можно увидеть лошадь, тянущую телегу, а деревянные лодки, выдолбленные из стволов деревьев, участвуют в спортивных соревнованиях. Также люди ездили и перевозили грузы на собаках, верблюдах, слонах, ослах и других домашних животных.

В 19 веке произошло событие, которое резко изменило транспорт — изобретенный в 17 веке паровой двигатель начал применяться и в транспорте. Так в 1801 году построили первый в истории паровоз и были сооружены несколько повозок, ездящих на паровой тяге. Также примерно в это время был построен первый пароход.

В конце 19 века был изобретен и более совершенный двигатель — двигатель внутреннего сгорания. В 1885 году был построен первый мотоцикл, а в 1886 году — первый автомобиль. Чуть позже началось стали массово выпускаться более совершенные, по сравнению с пароходами, теплоходы. Через несколько десятилетий по железным дорогам поехали и тепловозы.

В 20 веке развитие транспорта пошло семимильными шагами. в 1903 году братья Райт впервые подняли в воздух самолет. Самолёты быстро усовершенствовались. Стали появляться самые разные виды авиационного транспорта: спортивный, пассажирский, грузовой, военный. Двигатели, на которых работали самолёты тоже быстро становились все более мощными. Сейчас самолёты летают на реактивных двигателях, некоторые из которых способны преодолеть скорость света.

12 апреля 1961 года произошло величайшее событие — первый полёт человека в космос. Российский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил один оборот вокруг земли и благополучно приземлился. Это событие стало началом эпохи космического транспорта.

Сейчас, в начале 21 века, человечеством используются самые разные виды транспорта, работающих на различных двигателях. Увеличивается скорость их передвижения, удобство использования и экологичность (безопасность для природы). Кстати, на экологическую безопасность транспорта сейчас обращается особое внимание. Именно поэтому сейчас на улицах городов самым лучшим транспортом считаются троллейбусы и трамваи, в железнодорожном транспорте используется электровозы и электрички, а в качестве личного транспорта все больше становится электромобилей.

6. Наш жизнерадостный Попугай предлагает тебе раскрасить воздушный шар так, чтобы он стал красивым и весёлым. Можно провести в классе конкурс на самый весёлый воздушный шар.
Приходилось ли тебе видеть настоящие воздушные шары? Если да, расскажи о своих впечатлениях. В рамке справа ты можешь наклеить фотографию воздушного шара.

В нашем мире су-ще-ству-ет боль-шое ко-ли-че-ство раз-лич-ных видов транс-пор-та. Все их вы хо-ро-шо зна-е-те. Это са-мо-ле-ты и по-ез-да, ма-ши-ны и ко-раб-ли.

2. История развития транспорта

С чего же все на-ча-лось? Из-на-чаль-но че-ло-век ходил по земле са-мо-сто-я-тель-но и на себе пе-ре-но-сил раз-лич-ные грузы. Они были раз-но-го раз-ме-ра и веса, по-это-му ино-гда че-ло-ве-ку было тя-же-ло. А неко-то-рые грузы он во-об-ще не мог пе-ре-дви-нуть. Тогда на по-мощь че-ло-ве-ку при-шли до-маш-ние жи-вот-ные - осли-ки, ло-ша-ди, а в неко-то-рых стра-нах - слоны, стали пе-ре-во-зить грузы, и у че-ло-ве-ка по-яви-лась воз-мож-ность пе-ре-дви-гать-ся на более даль-ние рас-сто-я-ния.

Через неко-то-рое время че-ло-век изоб-рел лодку и парус. Тогда че-ло-век на-учил-ся пе-ре-дви-гать-ся по воде, и по-мо-гал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже на-ча-ли стро-ить ко-раб-ли и хо-дить по рекам, морям и даже оке-а-нам и от-кры-вать новые земли.

По-треб-но-сти че-ло-ве-ка росли, грузы ста-но-ви-лись боль-ше и тя-же-лее, и пе-ре-ме-щать их нужно было на более даль-ние рас-сто-я-ния. Жи-вот-ные уже не могли по-мочь че-ло-ве-ку. То-гда-то и при-ш-лось изоб-ре-сти транс-порт-ные сред-ства. Пер-вое, что изоб-рел че-ло-век - это воз-душ-ный шар. Он мог пе-ре-ме-стить до-ста-точ-но боль-шой груз и на даль-ние рас-сто-я-ния, но, к со-жа-ле-нию, был не очень удо-бен, по-то-му что шар летел толь-ко в том на-прав-ле-нии, куда его гнал ветер.

Затем, спу-стя неко-то-рое время, че-ло-век изоб-рел дви-га-тель - серд-це любой ма-ши-ны. Пер-вые дви-га-те-ли были па-ро-вые, то есть ра-бо-та-ли на углях и на дро-вах. Тем не менее, такой дви-га-тель поз-во-лил че-ло-ве-ку при-ду-мать па-ро-воз и успеш-но ис-поль-зо-вать это сред-ство пе-ре-дви-же-ния на про-тя-же-нии дол-го-го вре-ме-ни.

Па-ро-воз был очень удо-бен, по-то-му что мог пе-ре-во-зить людей и грузы на боль-шие рас-сто-я-ния. И все же у па-ро-во-за тоже были свои недо-стат-ки - он мог пе-ре-дви-гать-ся толь-ко по рель-сам, для этого их пред-ва-ри-тель-но нужно было про-ло-жить, а это не все-гда пред-став-ля-лось воз-мож-ным. Ре-ше-ние было оче-вид-ным - убрать рель-сы и оста-вить толь-ко ко-ле-са. Так по-явил-ся пер-вый ав-то-мо-биль.

Рис. 11. Па-ро-вой ав-то-мо-биль (Ис-точ-ник)

3. Виды транспорта

С тех пор виды транс-пор-та по-сто-ян-но со-вер-шен-ство-ва-лись, и со вре-ме-нем по-явил-ся под-зем-ный транс-порт (метро), ра-ке-ты, под-вод-ные лодки.

Итак, мы се-год-ня упо-мя-ну-ли такие виды транс-пор-та:

1. На-зем-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся по земле).

2. Вод-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся по воде или под водой).

3. Воз-душ-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся по воз-ду-ху).

4. Под-зем-ный (пе-ре-дви-га-ет-ся под зем-лей).

Все виды транс-пор-та нужны и важны че-ло-ве-ку. Транс-порт еще можно раз-де-лить по его на-зна-че-нию на такие груп-пы:

1. Гру-зо-вой.

2. Пас-са-жир-ский.

3. Спе-ци-аль-ный.

Гру-зо-вой транс-порт пе-ре-во-зит раз-лич-ные грузы, пас-са-жир-ский до-став-ля-ет пас-са-жи-ров по месту на-зна-че-ния, а для чего нужен спе-ци-аль-ный транс-порт?

Бы-ва-ет так, что че-ло-век по-па-да-ет в беду, и ему нужна по-мощь, ме-ди-цин-ская или спа-са-тель-ная, и тогда че-ло-век об-ра-ща-ет-ся к спе-ци-аль-ным людям, ко-то-рые могут ему по-мочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быст-рее по-пасть к месту про-ис-ше-ствия, чтобы по-мочь че-ло-ве-ку в его беде. В таких слу-ча-ях эти люди пе-ре-дви-га-ют-ся на спе-ци-аль-ном транс-пор-те.

Цели : обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития.

Планируемые результаты : учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа.

Оборудование : анаграмма слова «транспорт» на доске, картинки с изображением разных видов транспорта; у учащихся — игрушечные машинки, принесенные из дома, цветные карандаши, стрелки из цветной бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Что нужно, чтобы построить городской дом?

— Что нужно, чтобы построить сельский дом?

— Кто нарисовал свой дом? Какие рисунки у вас получились? (Выставка рисунков и рассказы детей о своем доме. Можно использовать КИМы (тест 25, с. 34—35).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграмма.)

СРТАТПОНР

— Расшифруйте слово, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (Транспорт.)

— Прочитайте тему урока на с. 116 учебника. (Какой бывает транспорт.)

— Что вы уже знаете о транспорте? Что хотите узнать? (Ответы детей.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие виды транспорта вы уже знаете?

— Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда? Мы пользуемся автобусом, трамваем, метро, чтобы в городе добраться до нужного места; едем поездом, плывем на пароходе, летим самолетом в другие города. А сколько приходится перевозить различных грузов по железным, шоссейным, воздушным, морским и речным дорогам!

— Прочитайте вопросы и задания на с. 116 учебника. Обсудите их в парах.

— Какой транспорт называют наземным? (Тот, который передвигается по земле.)

— Приведите примеры наземного транспорта. (Автобус, троллейбус, различные машины и т. д.)

— Какой транспорт называют водным? (Тот, который передвигается по воде.)

— Приведите примеры водного транспорта. (Катер, теплоход, пароход и т. д.)

— Какой транспорт называют воздушным? (Тот, который передвигается по воздуху.)

— Приведите примеры воздушного транспорта. (Самолет, вертолет и т. д.)

— Какой транспорт называют подземным? (Тот, который передвигается под землей.)

— Приведите пример подземного транспорта. (Метро.)

(По аналогии разбираются остальные схемы.)

№1 (с. 42-43).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

3. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение задания на с. 117. Проверка в парах.)

4. Игра «Кто лучше?»

(Учитель предлагает желающим четко и быстро сообщить о пожаре (о драке, о необходимости оказания медицинской помощи). Нужно добиться того, чтобы учащиеся кратко и четко рассказывали о происшествии, называли адрес и свое имя (кто сообщает о происшествии).)

5. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

6. Практическая работа

(Учащиеся рассматривают игрушечные машинки, принесенные из дома, затем показывают их классу и говорят, к какому виду транспорта они относятся.)

V. Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения постепенно продвигаются вперед на полусогнутых ногах и выполняют движения вперед и назад согнутыми в локтях руками.)

Едем, едем, долго едем.

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над загадками

Сам не едет, не идет,

Не поддержишь — упадет,

А педали пустишь в ход —

Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала.

Глядите — побежала

Телега без коня. (Грузовик.)

Не летит, не жужжит —

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

И огни — глядеть во тьму,

И колеса, и мотор,

Мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль.)

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по улице,

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина.)

Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает. (Экскаватор.)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить! (Пожарная машина.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение.)

3. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают тексты на с- 118—119, выполняют задания к ним. В качестве дополнительных источников информации можно рекомендовать использовать справочники, энциклопедии, Интернет.)

Примерный план рассказа

1. Мечты людей о быстром передвижении (по суше, морю, воздуху).

2. Первые попытки изобретения данного вида транспорта.

3. Современные виды транспорта.

4. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

VII. Рефлексия

— Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)

— Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,... (грузовой).

— Какие виды транспорта вы знаете?

— К какому виду транспорта относится автомобиль? (К наземному.)

— Какой транспорт осуществляет перевозки людей? (Пассажирский.)

— Перечислите четыре вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина, машина службы спасения.)

— По каким номерам телефона можно вызвать специальный транспорт? (01 — вызов пожарной команды, 02 — полиции, 03 — скорой помощи, 911 — службы спасения.)

(Можно также предложить ответить на вопросы учебника (с. 119, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

— На все ли интересующие вас вопросы мы нашли ответы?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 4 (с. 45).

Дополнительный материал

Правила поведения в транспорте

1. Крепко держись за поручни.

2. Не входи в вагон метро, в салон автобуса и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

3. Старайся проходить в середину вагона, салона.

4. Не высовывай руки и голову из окна транспортного средства.

5. Уступай место инвалидам и пожилым людям, маленьким детям.

6. На платформе метро в ожидании поезда стой за ограничительной чертой.

Какой бывает транспорт

Велико значение железнодорожного транспорта. На карте видно, что железные дороги расходятся от Москвы во всех направлениях, соединяют между собой крупные и мелкие города. Это целая сеть. Днем и ночью работают железные дороги. Локомотивы ведут длинные составы пассажирских и грузовых поездов. В пассажирских поездах по 15—20 вагонов, а в грузовых — по 50—60 и даже больше.

Автомобиль — важнейший вид транспорта. Автомобильные дороги соединяют города и поселки, обслуживают сельскохозяйственные районы страны. Грузовые автомобили перевозят собранный урожай на элеваторы и склады, доставляют в село сельскохозяйственные машины и удобрения, везут строительные материалы и много других грузов. Большая часть грузов перевозится на короткие расстояния, но иногда и на дальние — по шоссе в больших прицепах. Автомобили и автобусы перевозят по дорогам огромное количество пассажиров.

Когда нам нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воздушным транспортом. Чтобы доехать поездом от Москвы до Владивостока, нужно несколько дней, а чтобы долететь самолетом — несколько часов. Самолеты перевозят почту, грузы, нуждающиеся в срочной доставке.

Много грузов перевозит речной транспорт — лес, нефтепродукты, строительные материалы. Большое удовольствие можно получить от путешествия по реке на комфортабельном теплоходе.

Морской транспорт обслуживает морские районы нашей страны, соединяет нас с другими странами. Почти вся внешняя торговля идет у нас морем. Но по скорости водный транспорт уступает другим видам транспорта.

Краткая история автомобиля

Человек всегда мечтал о самодвижущихся средствах передвижения. Уже в эпоху Средневековья появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. В 1490 г. Леонардо да Винчи сконструировал повозку с ручным управлением. Независимо от Джеймса Уатта, создавшего в 1769 г. первую паровую машину, появились паровые автомобили француза Никола Жозефа Кюньо (1769—1770), почтовая карета Ричарда Тревитика (1801), легковой паровой автомобиль Уолтера Хэнкока (1822), французский паровой омнибус (1873). Таким образом, тот факт, что пар является вполне подходящей движущей силой для транспортных самодвижущихся средств, получил всеобщее признание.

В 1806 г. в одной из швейцарских мастерских Исаака де Ривазо было создано транспортное средство, которое могло продвинуться на несколько метров за счет двигателя внутреннего сгорания. Французу Этьену Ленуару пришла мысль соединить пары бензина с воздухом и использовать эту смесь как движущую силу. Такой примитивный двигатель дал возможность машине, на которую он был поставлен, преодолеть расстояние от Парижа до Жуанвиля-Ле-Пон (около 9 км) за 3 ч.

Карл Бенц в Мангейме сконструировал в 1885 г. моторизованный трехколесный экипаж, а Готлиб Даймлер создал первый на свете мотоцикл, у которого были деревянные окованные колеса и деревянная рама. Его масса составляла 90 кг, а максимальная скорость — 12 км/ч. Двигатель охлаждался вентилятором и крепился на раме. Осенью 1886 г. Даймлер показывает публике первый скоростной четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который развивал скорость до 18 км/ч.

Первые состязания и соревнования способствовали техническому совершенствованию автомобилей. В соревнованиях на кубок Гордона Беннета в 1900 г. впервые определились четкие правила: к участию допускались автомобили не легче 400 и не тяжелее 1000 кг.

В Херкомеровых гонках, которые проводились с 1905 по 1907 г., имели право участвовать только четырехместные автомобили. Впервые машины стали подразделяться на классы, в зависимости от мощности двигателя. Аналогично дело обстояло и в последующих гонках принца Генриха.

При производстве машин стали использоваться материалы более высокого качества. К прогрессивным элементам можно отнести шарикоподшипники, управляемые механические клапаны, многоступенчатые коробки передач, улучшенные карбюраторы и многие другие детали, способные увеличивать мощность двигателя и скорость движения.

С 1906 г. проводят так называемые состязания Гран-при. Они продолжались и после Первой мировой войны, вплоть до 1921 г. В эти годы различные автомобильные заводы выпускали автомашины самых разнообразных конструкций.

Классификация транспортных средств

Дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, тракторы и другие самоходные машины. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.

Автомобили, участвующие в движении, можно классифицировать следующим образом: специальные и транспортные (грузовые и пассажирские).

К специальным автомобилям относятся пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и др.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности.

Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на городские, пригородные и междугородние.

Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию.

Мотоциклы и мотороллеры подразделяются: по конструкции — на одиночки и с коляской, по назначению — на дорожные, грузовые, специальные.

Тракторы подразделяются на гусеничные и колесные. Колесные тракторы используются как на сельскохозяйственных работах, так и в качестве средства для буксирования различных прицепов с грузом.

К самоходным машинам относятся самоходные шасси и самоходные дорожно-строительные машины, на которые можно устанавливать кузов для перевозки грузов.

Метро

Под аптеки и заводы,

Под закаты и восходы,

Под вокзалы и цветы,

Под каналы и мосты

И еще под очень много

Сверху вниз ушла дорога.

Где-то там на глубине —

Дивный мрамор на стене.

Там сверкает в подземелье

Россыпь яркая огней.

Там гремучие тоннели

Из железа и камней.

Нас увозит синий поезд,

А над нами в потолке,

Ни о чем не беспокоясь,

Рыбки плавают в реке.

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Какой бывает транспорт» УМК «Школа России» 2 класс

Учитель начальных классов Быстрова Татьяна Валентиновна

Тип урока:

Открытие нового знания

Цель урока:

Обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития

Планируемые результаты:

Учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа

Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания

Оборудование урока :

учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, «Мультимедийный продукт для интерактивных досок» (ООО «Экзамен-Медиа») в начальной школе; карточки для индивидуальной работы, игрушечный транспорт, игрушечный телефон, карточки с номерами телефонов 101, 102, 103, 112.

Организация работы на уроке :

фронтальная, парная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся на уроке

УУД

1. Организационный момент

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Тут затеи и задачи,

Игры, всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Мотивационный момент

Цель:

Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

Какой транспорт использовали животные из сказки К.Чуковского «Тараканище»?

(Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, трамвайчик, метлу)

Личностные:

проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

формулируют учебную задачу

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока: «Какой бывает транспорт?» Прочитайте определение слова «Транспорт».

Слово «Транспорт» пришло в русский язык из греческого языка. В переводе оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.

Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».

Значение этого слова можно найти в толковом словаре С.И.Ожегова.

А какой транспорт вы знаете?

Как много вы знаете! (слайд)

Посмотрите, какое разнообразие транспорта!

Ребята, наш любимый персонаж Муравей Вопросик снова поставил перед нами задачу. Давайте её прочтём в учебнике на стр 116.

Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

4. «Открытие» нового знания

Цель:

организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

5. Физ. минутка.

Цель: создание условий для отдыха и сохранения здоровья

Вспомните зачем нужны автомобили и поезда и д ля чего служат корабли, самолеты? (перевозить людей, грузы)

Где передвигается автомобиль? (по земле)

Какой это транспорт? (наземный)

Какой ещё наземный транспорт знаете?

Где передвигаются поезда? (на земле и под землей) (слайд)

Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный- метро)

- Где передвигаются корабли? (по воде)

- Как называется такой транспорт? (водный)

- а какой транспорт мы ещё не назвали? (воздушный)

- Где передвигаются самолеты? (по воздуху)

- Какой ещё воздушный транспорт вы знаете? (вертолёт, ракета,)

Таким образом, на какие виды делится транспорт? (ученик читает таблицу – (слайд)

Ребята, а для чего транспорт используется? Что на нем перевозят?

(грузы, людей)

Как называют транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)

Какой грузовой транспорт вы знаете?

Как называют транспорт, который перевозит людей? (пассажирский)

Какой пассажирский транспорт знаете?

Самолет

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)

А на каком виде транспорта ездит полицейский? (полицейская машина

А что это за транспорт? (скорая, полиция, пожарная)

Этот транспорт называют специальный.

Прочитайте определение слова «специальный» в учебнике. В переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

В каком случае мы обращаемся к этой службе? (когда что-то случилось)

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, в результате анализа делают вывод, работают со схемой.

Коммуникативные:

способность работать в группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные:

имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

6. Первичное закрепление

Цель: оценивание результатов своей деятельности

Откройте учебник на странице 117.

Какие машины изображены?

Проверьте: соответствует ли иллюстрация номеру телефона.

Ребята, какую службу вызовем по номеру 101, 102, 103

Проверьте –правильно ли вы выполнили это задание (слайд)

Работа по карточкам:

КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ

1. Приведи по три примера.

Личный транспорт - ___________________

Грузовой транспорт - ___________________

Водный транспорт - ____________________

Пассажирский транспорт - ____________

Сам не едет, не идет,

Не подержишь- упадет,

А педали пустишь в ход – он помчит тебя вперед

Была телега у меня, да только не было коня,

И вдруг она заржала, заржала, побежала.

Глядите - побежала телега без коня

Рукастая, зубастая, идет бредет по улице,

Идет и снег грабастает, а дворник только щурится,

А дворник улыбается: снег без него сгребается

Носит хобот, а не слон. Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет. Без лопаты, а копает

Эй, не стойте на дороге! Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить? Как зачем? Пожар тушить!

Не летит, не жужжит- жук по улице бежит,И горят в глазах жука два блестящих огонька.Это дал завод ему: и огни –глядеть во тьму,

И колёса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

Работа в парах : ученики рассаживаются по парам. выбирают игрушечное транспортное средство (самолет, пароход, автомобиль) и составляют описание – к какому типу транспорта данное ТС относится, как называется, для чего используется.

Затем представляют выбранное ТС классу.

И гра «Кто быстрее?» по игрушечному телефону нужно вызвать специальный транспорт и в определенном порядке назвать: происшествие, адрес, имя вызывающего.

Познавательные:

применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя,

достаточно полно и точно выражает свои мысли.

Регулятивные:

формируют умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения, контролируют свою речь при выражении своей точки зрения.

Личностные:

развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

Фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

Игра «Что у кого?»

У человека глаза, а у автомобиля? (фары)

У человека сердце, … (мотор)

У человека ноги, … (колёса)

У человека кровь, … (бензин)

Человек вытирает руками, … (дворниками)

Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)

Человек может заболеть, … (ломается)

Вы справились со всеми заданиями. Молодцы.

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

На все ли интересующие вопросы вы нашли ответы?

Что бы вы ещё хотели узнать о транспорте?

Я прошу вас оценить нашу работу на уроке.

Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрасьте зеленый сигнал светофора.

Кто в чем-то сомневается – жёлтый сигнал светофора.

А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – закрасьте красный сигнал светофора.

Регулятивные:

оценивают результаты своей деятельности.

9.Выставление отметок.

Домашнее задание

Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

Коммуникативные УУД.