Крупнейшие автомобильные альянсы. Справка

Современные автомобильные концерны реализуют свою продукцию по всему миру. Но для того, чтобы занять свою долю рынка, вовсе не достаточно производить качественную продукцию, учитывающую потребительские запросы. Не менее важным фактором в производстве автомобилей является удачное с маркетинговой точки зрения название, ведь одно и то же слово в разных странах может звучать по-разному.

За примером не нужно далеко ходить. Вспомним собственную историю, когда в самом начале 70-х годов прошлого столетия был объявлен конкурс на название автомобиля, выпускаемого в Тольятти — было предложено неоднозначное слово «Жигули». В России оно имеет сугубо географическое значение, а вот на экспортных рынках оно было созвучно нелицеприятному слову «жиголо» или «альфонс». Кроме того, такое название для иноязычных граждан было труднопроизносимым, и его заменили на более лаконичное « », которое впоследствии распространилось и на внутрироссийскую продукцию.

С аналогичной проблемой столкнулись и американские производители. Так, довольно популярную на внутреннем рынке Chevrolet Nova пришлось переименовать ввиду того, что на испанском языке сочетание No va дословно означает «это не пойдёт». Рассмотрим 10 наиболее известных моделей машин, которые подверглись ребрендингу при поставках в другие страны.

10. Chevrolet Spark / Opel Karl

В случае с моделью Spark мы имеем дело не только с изменением названия, но и со сменой марки. Дело в том, что концерну General Motors принадлежат права на Daewoo, и , поэтому используя сочетания наименований моделей и логотипов, можно подобрать оптимальное сочетание для каждой из стран.

Первоначально название Spark было придумано для рестайлинговой версии Daewoo Matiz и использовалось только для стран третьего мира. Затем, с выходом нового поколения, концерн позволил выпускать машину под более респектабельной маркой и в Европе, так появился Chevrolet Spark II. Как показали продажи, консервативные европейцы с большим доверием относятся к традиционной немецкой продукции, в результате чего третье поколение получило название , хотя в ряде стран по-прежнему продаётся под маркой Chevrolet Spark.

Стоит отметить, что в Великобритании этот же автомобиль получил название Vauxhall Viva, производное от австралийского бренда Vauxhall, который является подразделением Opel, и маркой Viva, изначально придуманной для России, где в течение некоторого времени выпускалась Chevrolet Viva, представляющая собой второго поколения.

9. Chevrolet Bolt / Opel Ampera-e


Opel Ampera-e — по существу немецкий аналог Chevrolet Bolt с незначительными изменениями в дизайне, позволяющими соответствовать корпоративному стилю Opel. Название Ampera также используется для европейского варианта , который в то же время продаётся под маркой Vauxhall в Великобритании.

8. Chevrolet SS / Holden Commodore

В отличие от большинства моделей Chevrolet, SS в действительности является австралийской разработкой и произведен концерном Holden. На его внутреннем рынке спортивный седан известен как Commodore Holden. Агрессивный дизайн и заднеприводная платформа в совокупности с элементами аэродинамического обвеса создают эффектный образ, который находит своего покупателя.

Помимо уже перечисленных названий автомобиль продаётся под маркой Chevrolet Lumina, Chevrolet Omega и даже под брендом Pontiac. К сожалению, его будущее на сегодня не определено, поскольку уже заявлено о закрытии подразделения Holden в Австралии.

7. Dodge Dart / Fiat Viaggio


Fiat Viaggio - хороший пример того, как автомобили модифицируют для повышения конкурентоспособности на внешних рынках. Известный как Dodge Dart в Северной Америке, Viaggio на самом деле создан в Китае для внутреннего рынка и вместо 2,0- или 2,4-литрового двигателя, используемого в Dart, Viaggio выпускается с 1,4-литровым четырехцилиндровым бензиновым мотором меньшей мощности. /Fiat Viaggio на самом деле построен на платформе Giulietta и произведен в тесном сотрудничестве Fiat с китайским автомобилестроителем Guangzhou Automobile Group.

6. Ford F-150 / Ford Lobo


5. Ford Fusion / Ford Mondeo


Среднеразмерный седан, известный по всему миру как Ford Mondeo, на североамериканском рынке продаётся под названием , заимствованном у компактного пятидверного семейного хэтчбэка. Само слово Mondeo происходит от латинского mundus, означающего «мир». Поэтому решение о переименовании вовсе не кажется таким уж необходимым. Именно автомобиль четвёртого поколения, представленный в 2012 году, и получил такое перекрёстное наименование для европейского и североамериканского рынков.

4. Infiniti Q50 и Q60 / Nissan Skyline


В течение многих десятилетий тщетно пытался разработать модель, которая бы соответствовала запросам потребителей в США, но традиционная продукция на находила должное число приверженцев.

Но все изменилось, когда Nissan решил использовать известный по всему миру бренд , использовав название для более респектабельных моделей, ставших известными под цифровыми индексами G35 и G37 в США. Впоследствии, принял решение о переименовании ряда моделей, и теперь автомобиль известен как и , но в Японии он все еще несет на себе шильдик Skyline.

3. Infiniti Q70 / Nissan Fuga


Как и в случае с моделями Nissan Skyline и Infiniti Q50/Q60, автомобиль Infiniti Q70 имеет разные названия в Японии и США. Модель была ранее известна как Infiniti M и была флагманом для Infiniti с 2006 года. Первоначально автомобиль выпускался под именем Gloria или Cedric, в зависимости от страны, и является типичным представителем японских седанов бизнес-класса. Стоит отметить, что Infiniti является люксовым подразделением более демократичного бренда .

2. Mazda2 / Mazda Demio


Автомобиль с названием Mazda2 в Северной Америке больше не продается, но это не мешает модели успешно реализовываться на других рынках. В Японии она известна как Mazda Demio. Более того, претерпев некоторые стилистически изменения, автомобиль продаётся и в США как Scion iA. Однако теперь, когда бренд Scion подлежит ликвидации, она будет переименована в Toyota Yaris iA. Название Demio, в свою очередь, было придумано для внутреннего рынка и известно за его пределами только благодаря «серому» экспорту и кратковременным официальным поставкам.

1. Scion iM / Toyota Auris


Первоначально, создавая бренд , Toyota страмилась уйти от имиджа производителя респектабельных автомобилей для представителей среднего класса и ориентировать продукцию новой марки на молодую аудиторию, для которой и была выпущена модель Scion iM. Но даже тогда всем было очевидно, что речь идёт только о стилистических изменениях, а в качестве платформы будет использован Toyota Auris, который инженеры постарались сделать максимально агрессивным и спортивным. К сожалению, усилия дизайнеров и маркетологов не принесли должного результата — европейский Toyota Auris с минимальными изменениями так и не стал популярен у молодёжи. А после того, как было принято решение о ликвидации бренда Scion, автомобиль переименуют в iM.

Таким образом, ребрендинг - распространённое явление, направленно на то, чтобы в условиях глобализации продукция автозаводов отвечала потребностям локальных рынков. Принимаются во внимание не только звучность, но и особенности менталитета, поскольку грамотно подобранное название - самый дешёвый способ поднять продажи.

Одна из крупнейших мировых автомобильных компаний, основана в 1908 году Вильямом Дюрантом. Международная штаб-квартира компании расположена в Детройте; на предприятиях GM, находящихся почти в 120 странах мира, трудятся 209 тысяч человек.

GM и ее стратегические партнеры производят легковые и грузовые автомобили в 35 странах мира. Подразделения компании General Motors в том числе обслуживают и продают группу следующих брендов: "Баоджун" (Baojun), "Бьюик" (Buick), "Кадиллак" (Cadillac), "Шевроле" (Chevrolet), "Джи Эм Си" (GMC), "Дэу" (Daewoo), "Холден" (Holden), "Исузу" (Isuzu), "Опель" (Opel), "Воксхолл" (Vauxhall) и "Вулинь" (Wuling).

Компания выпускает широкий спектр легковых и коммерческих автомобилей под марками Форд" (Ford), "Линкольн" (Lincoln), "Меркьюри" (Mercury). Ford имеет долю в японском производителе автомобилей Mazda.

Российской дочерней компании Ford (ЗАО "Форд Мотор Компани") принадлежит автомобильный завод в городе Всеволожск (Ленинградская область), осуществляющий сборку автомобилей Ford Focus и Ford Mondeo.

В настоящее время автоконцерну принадлежат такие автомобильные бренды как "Майбах" (Maybach), "Мерседес Бенц" (Mercedes-Benz) и "Смарт" (Smart).

По итогам 2011 года чистая прибыль немецкого автомобильного концерна Daimler выросла на 29%, составив рекордные 6,029 миллиарда евро против 4,674 миллиарда евро годом ранее.

После того, как итальянский концерн Fiat завершил 10 июня 2009 года сделку по приобретению активов Chrysler была сформирована Chrysler Group LLC.

В апреле 2011 года итальянский производитель достиг соглашения с Chrysler об увеличении доли в американской компании до 46% с 30%, а в июле Fiat завершил покупку у канадского и американского правительств 7,5% акций группы Сhrysler, увеличив таким образом свою долю в автопроизводителе до 53,5%.

Помимо собственно автомобилей марки Volkswagen, одноименной группе принадлежат такие марки автомобилей, как "Бентли" (Bentley), "Бугатти" (Bugatti), "Ламбордгини" (Lamborghini), "Ауди" (Audi), "Шкода" (Skoda), "Сеат" (Seat) и "Скания" (Scania).

В январе 2009 года Volkswagen AG учредил ООО "Фольксваген Груп Рус"», в которой объединились две российские дочерние компании — "Фольксваген Груп Рус" и "Фольксваген Рус".

С ноября 2007 "Фольксваген Груп Рус" производит автомобили в Калуге, в 170 км к юго-западу из Москвы. Его проектная производственная мощность составляет 150 000 автомобилей в год. Завод производит автомобили марок Volkswagen, Skoda .

Чистая прибыль немецкого автомобилестроительного концерна Volkswagen AG по итогам 2011 года увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2010 годом - до 15,4 миллиарда евро.

11 февраля 2010 года было подписано соглашение о создании на базе завода "Sollers-Набережные Челны" совместного предприятия по разработке и производству автомобилей между "Соллерсом" и Fiat.

Более пользующейся популярностью маркой посреди опрашивае-мой молодежи оказалась Ауди. Быть обладателем авто-мобиля с 4-мя кольцами на капоте желал бы каждый 3-ий учас-тник опроса. При всем этом отмечалось, что моло-дых завлекают только модели A3 и А4. Вто-рое место в перечне хотимых авто занял VW Golf — у него 19%, а вот 3-я позиция у Бмв -16,5%. На 4-ое и 5-ое места попали машины кон-цернов Форд (5,9%) и Daimler (5,3%). При этом мировой автогигант в 10-ку самых фаворитных автомобилей «делегировал» всего одну модель малогабаритного Мерседес. Как считают аналитики, настолько холодное отношение юных автовладельцев к машинам из Штутгарта разъясняется малопривлекательным, по воззрению молодежи, дизайном «мерсов» и утвердив-шимся представлением о том, что автопроизводитель «за-двигает» свои «тачки» по завышенным ценам.

Экономные (по идее — пользующиеся популярностью у молодежи) марки автомобилей Опель, Dacia и Fiat, как узнай-лось, не много завлекают юных людей в Европе. В случае с Опель, как растолковал управляющий ис-следования, в качестве главных обстоятельств безразли-чия участники опроса окрестили кислый дизайн и нехороший стиль марки. Но, как было отмечено, со-кратилось количество негативных отзывов относи-тельно свойства автомобилей Опель по сопоставлению с предшествующим аналогичным опросом.

Что все-таки, если у вас есть шенгенская виза и финан-совые способности, то можно поехать и поглядеть на улицы западноевропейских городов. Там вы пой-мете, как популярны у юных автолюбите-лей легковушки марок, которые принадлежат авто-концерну Фольксваген. По статистике каждый четвер-тый шофер в возрасте от 18 до 25 лет разъезжает на автомобиле VW, Ауди, Seat либо Skoda. На Опель катают-ся 16,6% юных автолюбителей, а 12,6% предпочи-тают Форд.

Представители среднего и старшего поколения предпочитают экономные авто. При всем этом непременно снаряженные кондюком и лучше неброского цвета. Таковы представления о желае-мом автомобиле, изготовленные на базе опросов, про-веденных германским нефтеперерабатывающим кон-церном Aral и клубом автовладельцев ADAC. По данным опросов, только каждого шестого автолю-бителя в реальный момент интересует экологичный гибридный привод либо новомодный электромобиль. Больше половины ответивших респондентов окрестили расход топ-лива очень принципиальным показателем при выборе нового тс. Притом что две третьих опро-шенных скептически глядят на числа расхода топ-лива, которые указывают автоконцерны. Пос-ледние, по воззрению автолюбителей, обожают приукрасить и непосредственно занижают реальные данные.

Говоря про современные вкусы в области форм машин, нужно отметить, что у европейских автолюби-телей предпочтения на данный момент изменяются. Популярность набирает кузов автомобиль, хотя на этот момент автомо-лупили микро- и малого классов все еще пользуются огромным спросом. А вот кузов универсал как-то со-всем не стал нравиться. Ходовой расцветкой кузова остаются неброские цвета: в Германии, к примеру каж-дый 4-ый заказчик выбирает автомобиль цвета «серебристый металлик».

Что касается оснащения, то европейцы привыкли к безопасности и комфорту. Потому абсолютное большая часть автовладельцев ставит крестики в блан-ке заказа напротив антиблокировочной системы (Абс), кондюка и электронных стеклоподъем-ников. А вот спрос на беспроводные устройства (hands free) и новомодные авто системы сигнализации начал понижаться.

Благодаря вниманию прессы и усилиям автокон-цернов в Европе водители ждут возникновение не-дорогих электромобилей. Но в ожидании движков, использующих другие источники энергии, три четверти автовладельцев все таки будут брать в последнее время автомобиль с бензиновым либо диз-ельным мотором. Только каждый 3-ий готов приобрести электромобиль, но при условии, что разница в стоимости меж машиной с нулевой эмиссией и традиционной с ДВС составит менее 2000 евро. При всем этом 71% опрошенных заявили, что припас хода электромоби-ля с одной зарядки должен составлять более 300 км. И только каждый 4-ый возможный электромобилист удовлетворился бы расстоянием меж подзарядками в 150 км, которые соответствуют способностям современных электро-мобилей. Здесь нужно отметить еще одну категорию — по данным опросов, каждый 5-ый будущий покупатель новейшей легковушки в Германии продолжает терпеливо ездить на старенькой машине в ожидании возникновения на массовом авторынке электромобилей.

Воздействие кризиса оказало воздействие на психоло-гию автовладельцев. По воззрению аналитиков Aral, се-годня европейцы вдвое пореже думают о смене машины, чем это было 10 годов назад. Потому в настоя-щий момент средний возраст автомобилей на европейских дорогах достигнул восьми лет. Естественно, германская авто индустрия еще далека от докризисных характеристик, но воздействие кри-зиса по-разному сказалось на авто мар-ках. Самой пользующейся популярностью маркой автомобилей в Европе посреди представителей среднего и старшего поколения является Фольксваген. Он оказался в выигрыше — почти во всем благо-даря экологичному стилю бренда его популяр-ность за 10 лет возросла на 22%. Опель чуток утра-тил привлекательность. Ненамного выросла популяр-ность автомобилей Форд и Мерседес-бенз. А вот спрос в секторе премиум-класса на такие модели, как Бмв и Ауди, немножко снизился — на 6-9%.

Америка – основной игрок на мировом авторынке. Именно американец Генри Форд считается основоположником автопрома США, сделавших транспортные средства доступными для массовых потребителей. За более, чем вековую историю, американские марки машин завоевали всемирную популярность и до сих пор прочно удерживают лидирующие позиции в ежегодных ТОП-рейтингах.

В виду огромной территории, Америка нуждалась в развитии собственного автопромышленного комплекса. Первые эксперименты по созданию быстрого сухопутного транспорта в США начались в конце XIX века. К 1913 году легендарный промышленник Генри Форд впервые в мире запустил выпуск автомобилей в серийное производство, одновременно изготовив 13 полностью идентичных машин одной модели вручную.

Рыночная экономика в Америке 1920-х годов открывала широкий спектр возможностей для предпринимателей. Примерно в эти годы были открыты многочисленные автостроительные компании, численность которых быстро перешагнула за 1,5 тысячи. Практически в каждом значимом городе США был свой завод по разработке, сборке и выпуску автомобилей. Большинство предприятий не выдерживали конкуренции и закрывались, либо объединяли свои усилия в борьбе за выживание. Путем слияния к середине прошлого века в абсолютные лидеры вырвались три основных игрока: Ford Motors, Chrysler и General Motors.

Примечательно, что в период Второй мировой войны автомобильная промышленность Европы пошла на спад, но американские заводы функционировали в полную силу и смогли существенно увеличить доход за счет производства техники для военных нужд. Для армии выпускались знаменитые Jeep и Dodge. Именно на их базе в дальнейшем были разработаны популярные крупногабаритные и мощные авто высокой проходимости.

Сегодня американские марки автомобилей входят в тройку лидеров, периодически конкурируя с японскими, немецкими и китайскими производителями. Именно в Америке успешно функционируют многочисленные автоконцерны, вместе составляющие мощную мировую империю по производству машин.

Краткий обзор марок машин Америки

Автомобили, произведенные в США, отличаются внушительными размерами и просторными салонами.
К сожалению, ориентируясь на массового иностранного потребителя, автомобили американских марок утратили свою индивидуальность, уменьшив размер двигателя и корпуса. Но любому транспортному средству присущи легкость в управлении, высокие технические характеристики и надежность.

Список известных американских марок машин с названиями и значками

Всемирная глобализация способствовала объединению и поглощению одних мировых компаний другими. На сегодняшний день самыми крупными корпорациями в США являются промышленные группы General Motors, Ford и Chrysler, в состав которых входят многочисленные дочерние предприятия, в том числе, из Европы, Азии и Японии.

Ford

Автолюбителям всего мира знакома фамилия Генри Форда, как и узнаваемый овальный синий логотип с названием автоконцерна. Лаконичная эмблема является символом простоты и практичности. В промышленную группу Ford входят также американские марки Lincoln и Mercury, а также японский бренд Mazda. Автокомпании принадлежат 80 производственных цехов по всему миру. В связи с финансовым кризисом последних лет руководство приняло решение об изменении стратегии, переориентировавшись на выпуск менее габаритных, но более востребованных внедорожников, компактвэнов, субкомпактвэнов, седанов и пикапов.

Lincoln

Специально созданное подразделение корпорации, ориентированное на потребности состоятельных клиентов. Назвав компанию в честь президента Авраама Линкольна, владельцы бросили вызов своим конкурентам марки Cadillac

Модельный ряд представлен лимузинами, родстерами, кабриолетами и кроссоверами. На значке изображен компас со стрелками, символизирующий стремление распространить шедевральную автотехнику по всему миру;

Mercury

Компания занимается выпуском автомобилей преимущественно средней ценовой категории с 1938 года. Имя предприятию дал Эдсель Форд в честь бога Меркурия, что отразилось также на значке. На логотипе автокомпании изображена мифическая кошка, визуально напоминающая букву М. С 2011 года производство грузовых и легковых машин временно приостановлено.

General Motors

Концерн был основан в 1892 г. под названием Olds Motor Vehicle Company. В состав мощной корпорации входят всемирно известные марки по производству машин США Buick, Cadillac и Chevrolet, а также большинство итальянских автохолдигов:

Cadillac

Компания основана в 1902 году. Основная деятельность была связана с выпуском машин класса люкс. Именно авто марки Кадиллак использовали в качестве средства передвижения все президенты США. Предприятие выпускает ограниченное количество роскошных автомобилей, за которыми выстраиваются в очередь статусные клиенты. Примечательно, что в отличие от большинства производителей автомобилей фирма была названа не по фамилии основателя, а в честь французского исследователя Кадильяка, стоявшего у истоков города Детройт, а на эмблему нанесли непосредственно его родовой герб. Именно инженерам Кадиллака пришла идея оборудовать автомобиль кондиционером и синхронизировать электросистемы.

Chevrolet

Экономически самостоятельное отделение автоконцерна. Является наиболее продаваемой маркой машин США. На протяжении нескольких десятилетий удерживает 4-е место в ТОП-рейтинге, выпуская не менее 4-х миллионов единиц автотехники в год. Предприятие Шевроле названо в честь основателя – известного гонщика и инженера Луи Шевроле. Лозунг компании звучит «Находи новые дороги», а логотипом служит крест, визуально напоминающий галстук-бабочку. После войны максимум внимания руководство уделяет производству добротных автомобилей среднего ценового сегмента. Сегодня с заводских линий сходят стильные по дизайну и технически оснащенные электрокары, спортседаны, компактвэны, вместительные семиместные евроминивэны, дешевые трехобъемники и пикапы, а также малолитражные авто.

Buick

Компания названа по имени основателя Дэвида Бьюика. Каждая новая модель превосходит по роскоши и техническим характеристикам предшествующую. Подразделение производит автомобили премиум-класса, недоступные по цене для большинства автопользователей. В списке выпускаемых под данной маркой машин США значатся легковые кроссоверы, мощные внедорожники и восьмиместные лимузины.

Chrysler

Концерн основан инженером Перси Крайслером в 1924 годую В дальнейшем руководство приняло решение об объединении с немецкой корпорацией Daimler. В список марок американских машин, являющихся частью концерна Chrysler, входят Jeep, Dodge и Plymouth.

Jeep

Автокомпания основана в 1941 г. для военных нужд. Название марке дало словосочетание General Purpose, дословно обозначающее «Общее назначение». Для удобства аббревиатуру GP стали называть просто Jeep. Благодаря уникальному неповторимому дизайну крупногабаритного вездехода слово «джип» стало именем нарицательным. Машины повышенной проходимости выпускаются в различных конфигурациях и славятся высочайшей степенью надежности и безопасности. Модельный ряд включает компактные кроссоверы, среднеразмерные, крупногабаритные, премиально комфортабельные либо утилитарные внедорожники, рассчитанные на покупателя любой ценовой категории. Ежегодно в мире продается более миллиона джипов.

Dodge

Братья Джон и Гораций Додж в 1900 году создали семейное предприятие по выпуску автозапчастей, но спустя годы они основали полноценный цех по сборке машин. На своей эмблеме они изобразили голову сурового быка с огромными рогами. Именно под данной маркой было выпущено первое авто на территории США с цельнометаллическим кузовом закрытого типа. Сегодня минивэны, внедорожники и спорткары Dodge покоряют просторы дорог во многих странах мира.

Plymouth

Расформированное подразделение корпорации. Было основано в 1928 лично Уолтером Крайслером. В качестве значка использован стилизованный корабль синего цвета, что означало надежду на долгое плавание. Под маркой Plymouth выпускали минивэны и легковые автомобили, бывшие популярными в США. На текущий момент подразделение упразднено.

Автомобильная промышленность – одна из ведущих отраслей индустрии Западной Европы. Она зародилась примерно сто лет назад в Германии и во Франции, к массовому серийному производству перешла позже, чем американская, – после Первой мировой войны, после Второй мировой войны превратилась в отрасль с ярко выраженной экспортной ориентацией, после начала энергетического кризиса в 1970-х гг. пережила длительный упадок, но теперь снова находится на подъеме. Производя ежегодно 16–17 млн автомобилей, Западная Европа по этому показателю опережает и США, и Японию. В качестве крупнейших продуцентов выступают ФРГ (5,8 млн автомобилей в 2006 г.), Франция (3,2), Испания (2,8), Великобритания (1,7), Италия (1,2). Всего же в этой отрасли занято около 2 млн человек. Важно, что каждому этапу ее развития соответствовали и свои особенности территориальной структуры.
В течение нескольких десятилетий автомобильная промышленность продолжала развиваться в тех столичных и старопромышленных районах, где она зародилась. Для Франции это был Парижский район (компании «Рено» и «Ситроен») и Юго-Восток («Пежо»), для Германии – районы Франкфурта-на-Майне («Опель») и Штутгарта («Даймлер-Бенц»), для Италии – Турина (ФИАТ), для Великобритании – Западного Мидленда и Юго-Востока («Бритиш Лей-ланд»). В конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. на карте автомобильной промышленности Западной Европы появились новые центры. Это прежде всего Вольфсбург в северной части Германии, где обосновалась фирма «Фольксваген», и Мюнхен в Баварии, где возникли заводы фирмы БМВ («Байерише моторенверке»). К этому перечню можно добавить и предприятия компании «Вольво» в Швеции. По своему производственному типу почти все эти предприятия представляли собой заводы-комбинаты, где наряду со сборочными операциями производили до 3/4 комплектующих частей и деталей.
Перелом в развитии и размещении автомобильной промышленности региона наступил в 1950-е гг., т. е. с началом НТР. Он заключался в переходе от малосерийного к массовому серийному производству автомобилей, от комбинатов – к специализированным заводам, в увеличении их производительности с 50-100 до 500–600 тыс. и более машин в год. Одновременно происходила переориентация с более квалифицированного труда на труд средней и относительно низкой квалификации, который был достаточен в условиях поточного конвейерного производства и внедрения робототехники. В связи с этим и началась миграция автомобильных заводов из столичных и старопромышленных районов в новые районы с более дешевой рабочей силой. Такую децентрализацию размещения можно показать на примерах всех основных стран-производителей.
Во Франции еще в середине 1950-х гг. 4/5 всех легковых автомобилей производилось в границах Большого Парижа. К середине 1980-х гг. его доля сократилась до 1/4, тогда как большинство предприятий переместилось на окраину столичного региона или в такие периферийные районы, как Нормандия, Эльзас, Север, Рона – Альпы. В ФРГ сначала наметился сдвиг на север, в Нижнюю Саксонию (Вольфсбург, Ганновер, Эмден) и Бремен, а затем еще более отчетливо выраженный сдвиг на юг, в Баден-Вюртемберг (Штутгарт) и Баварию. В Италии при сохранении ведущей роли Пьемонта (Турин) произошло передвижение автомобильной промышленности в центральные и южные районы страны. Так, вторым центром автомобилестроения стал Неаполь, где завод фирмы «Альфа-Ромео» перешел к ФИАТу. В Великобритании, которая по общим размерам автомобилестроения отошла с первого места в регионе на четвертое, роль Западного Мидленда и Юго-Востока уменьшилась, а роль Мерсейсайда, Южного Уэльса, Средней Шотландии возросла. В результате размещение автомобильных заводов в перечисленных ведущих странах стало более равномерным.
Это же относится и ко всей Западной Европе. Здесь произошел отчетливо различимый сдвиг на юг – к более дешевой рабочей силе. Наиболее яркий пример такого рода – Испания, где в последние два десятилетия автомобильная промышленность развивается самыми быстрыми темпами, пройдя путь от небольших автосборочных предприятий до крупного серийного производства. Другие примеры – Португалия, Греция (но здесь пока преобладает автосборка), уже упоминавшийся Юг Италии. В середине 1990-х гг. в странах Южной Европы производилось уже более 1/3 всех автомобилей.
Интеграционные процессы в последние два-три десятилетия также оказывают на автомобильную промышленность Западной Европы все более заметное влияние. Оно выражается как в усилении международной специализации и кооперирования производства, так и в увеличении его экспортности. Из 16,6 млн автомобилей, произведенных в этом регионе в 1998 г., на экспорт пошло 12,6 млн (в том числе в другие европейские страны 8,3 млн и за пределы Западной Европы – 4,3 млн).
Еще одна важная черта автомобильной промышленности региона – высокий уровень ее монополизации. В этой отрасли, что называется, задают тон несколько крупнейших автомобильных концернов.
На первом месте среди них – германский «Фольксваген АГ», ежегодно выпускающий 4,8 млн автомобилей (9 % мирового производства) 50 различных моделей. Концерну принадлежат 42 завода, расположенных в разных частях мира, а общее число занятых на них составляет 300 тыс. человек. В 1999 г. именно «Фольксваген» стал первым европейским автоконцерном, выпустившим 100-миллионный автомобиль. Второе место занимает германский «Даймлер-Бенц», который из автомобильного концерна в 80-90-х гг. XX в. превратился в многопрофильный супергигант, по-прежнему широко известный производством машин марки «мерседес», одной из самых престижных в мире. Он выпускает 4,5 млн автомобилей в год (8,5 % мирового производства). Но по грузовым автомобилям его доля значительно больше (17 %); по их выпуску этот концерн уступает только «Форду». На третьем месте – итальянский ФИАТ (2,7 млн автомобилей в год), на четвертом – французский концерн «Рено» (2,3 млн), на пятом – французский же «Пежо-Ситроен» (2,2 млн). За ними следуют германский БМВ, шведская «Вольво» и др. В ходе постоянной борьбы за автомобильный рынок между ними происходит перегруппировка сил. Например, произошло слияние (правда, временное) концерна «Даймлер-Бенц» с американским концерном «Крайслер». А «Фольксваген» фактически поглотил баварскую «Ауди» и испанский «Сеат».
Не менее важно отметить проникновение на западноевропейский рынок американских и японских автомобильных компаний. Американский концерн «Дженерал Моторс» поставил под свой контроль немецкий «Опель», много заводов построил в Европе «Форд». В результате каждая из этих компаний ныне обеспечивает по 10–12 % потребностей западноевропейского рынка. Не менее глубоко внедрились в этот рынок и японские автомобильные компании – «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мазда», «Мицубиси». Их доля в обеспечении западноевропейского рынка также составляет 10–12°%, однако в некоторых малых странах она достигает 20–30 % (Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария), 30–35 % (Австрия, Дания, Норвегия, Греция) и даже превышает 40 % (Ирландия, Финляндия). По соглашению с ЕС в 1990-х гг. ежегодные поставки японских автомобилей в Западную Европу держались на уровне 1–1,2 млн штук в год. На этот же рынок начали проникать и южнокорейские фирмы. В результате автомобильная промышленность некоторых стран региона стала прямо-таки интернациональной по своему характеру. Ярким примером такого рода может служить Испания (рис. 28). В этой стране 14 крупных автосборочных заводов, которые 80 % своей продукции направляют на экспорт.


В Центрально-Восточной Европе автомобилестроение как отрасль сложилась в основном уже после Второй мировой войны. Заводы легковых, грузовых автомобилей и автобусов были построены в Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Югославии. В период существования СЭВ между ними осуществлялась специализация и были налажены кооперационные связи; в еще большей мере это относилось к их связям с автомобильными заводами СССР. Однако общие масштабы производства в большинстве стран не достигли того уровня, который мог бы обеспечить максимальную его эффективность. Достаточно сказать, что в 2006 г. в Словении было выпущено 150 тыс. автомобилей, в Венгрии – 190, в Румынии – 215, в Словакии – 300 тыс., а в Сербии всего 10 тыс. И только в Польше и Чехии выпуск автомобилей в последние годы вырос, достигнув соответственно 715 и 850 тыс. штук.
Но нельзя не отметить и того, что в начале XX1 в. автомобильная промышленность стран Центрально-Восточной Европы демонстрирует значительный рост. Общее производство автомобилей уже приближается к 2,5 млн (по сравнению с 900 тыс. в 1990 г.). Впрочем, нужно учитывать, что этот бум объясняется почти исключительно привлечением иностранного капитала. Так, в Польше производство легковых автомобилей было налажено итальянским ФИАТом, южнокорейской «Дэу», американским «Дженерал Моторс», немецким «Фольксвагеном», а грузовиков – шведской «Вольво». В новые автомобильные заводы Венгрии вложили капиталы «Фольксваген», «Форд», принадлежащая «Дженерал Моторс» немецкая фирма «Опель», японская «Судзуки». Под контроль «Фольксвагена» перешла и знаменитая чешская «Шкода».