Отечественные автомобили. История марки LADA (ВАЗ) Где находится завод лада

Полное название: Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ».
Другие названия: Волжский автомобильный завод.
Существование: 1967 - наши дни
Расположение: Россия, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, 36
Генеральный директор: Комаров Игорь Анатольевич.
Продукция: Легковые автомобили.
Модельный ряд: Заднеприводная классика: ВАЗ-2101/ВАЗ-2102; ВАЗ-2103/ВАЗ-2106; ВАЗ-2104/ВАЗ-2105/ВАЗ-2107;
Переднеприводные легковые: ВАЗ-2108; ВАЗ-2109 / ВАЗ - 21099; ВАЗ-2110/ВАЗ-2111/ВАЗ-2112; ВАЗ-2113/ВАЗ-2114/ВАЗ-2115; ВАЗ-2170/ВАЗ-2171/ВАЗ-2172; ВАЗ-1111; ВАЗ-1117; ВАЗ-21123; ВАЗ-Э1101; LADA Vesta;
Внедорожники и минивены: ВАЗ-2121; ВАЗ-2131; ВАЗ-2120; ВАЗ-Э2121 ч.1 / ВАЗ-Э2121 ч.2 ; LADA Xray

Является крупнейшим автомобильным заводом, как на территории стран СНГ, так и во всей Европе. Российское предприятие, которое специализируется на выпуске легковых автомобилей, среди которых такие известные марки, как «Лада», «Жигули», «Нива». Начиная с 1970-х годов и по 2007, автогигантом было выпущено несколько десятков миллионов авто (за офиц. данными 23 млн.). За этот период значительно вырос сам потенциал производства, который сейчас позволяет производить ежегодно более 7 тысяч машин. Марку «Жигули» на самом начале было задумано, как народную. Предполагалось, что при более-менее доступной цене, данный автомобиль станет доступным каждому и должен будет заполнить национальный рынок. Но все сложилось иначе, дело в том, что стала актуальной проблема цены, то есть с новым выпуском авто дорожало на неопределенную сумму и идея о доступности в скором времени исчерпала себя… Наиболее популярными стали 1-я, 6-я и конечно же 9-я модели. Прототипом «копейки» стал Фиат, который был избран международными экспертами лучшим автомобилем 1966 года.

Предыстория.

4 мая 1966 года был подписан договор с итальянским автогигантом. Руководитель итальянского концерна настаивал на укомплектование по типу модели №124, так как она имела массу преимуществ. Решающую роль сыграло именно расположение деталей и механизмов на данной модели. Для производства нового ВАЗ 2101 в глобальных масштабах был построен завод-гигант в г. Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). Предполагалось выпускать более полмиллиона машин в год.

Фундамент будущего предприятия-гиганта был заложен в 1967 г. Управляющим заводом был назначен Поляков В.Н. – тогдашний заместитель министра автомобильной промышленности СССР. 19 апреля 1970г. была выпущена первая модель, а уже осенью того же года было налажено массовое производство легковых малолитражек. Данный автомобиль получил прозвище «Жигули».


Через четыре года был выпущен миллионный автомобиль данного концерна.

Ваз 2101 в скором времени обрел огромную популярность, и слава о советской «копейке» ходила по всей Европе. В1973 году она победила на выставке в Соединенных Штатах, еще через год в Англии. Интересно то, что за два года до этого была выпущена ВАЗ 2103, которая мощностью значительно превосходила первую модель. В 1975 году на международной авто-выставке в Германии, которая проходила в Лейпциге, первенство взяла одиннадцатая модель. Первая полноприводная модель категории ВАЗ, так называемая «Нива» появилась через два года после выставки. Вообще за весь советский период производства был воплощен в жизнь выпуск девяти моделей, одной из которых была и усовершенствованная ВАЗ 2105, которая была названа «Лада» и производилась в первую очередь именно на экспорт. После развала Союза, было принято решение о замещении ВАЗ 2106, машинами категории ВАЗ 2109.

Финансовые трудности.

В декабре 1987 года была выпущена первая камская малолитражка «Ока-1111» Волжского производства. В начале 1990-х на предприятие прибыло модернизированное оборудование, которое так и осталось лежать на складах. Груз был оплачен правительством СССР, но на выпуск автомобилей уже не хватало средств, так производство было временно приостановлено. Следующей проблемой фирмы стала выплата налогов.

Так как инвестиций ждать было неоткуда, а государство уже не могло ни чем помочь, пришлось работать в условиях недоплаты налогов. Ради выпуска новой десятой модели, завод был вынужден пойти на риск и выплачивать в бюджет федерации половину назначаемой суммы. А на 1996г. в связи с выборами президента было перечислено всего 4%. Благодаря такому рискованному ходу удалось наладить выпуск «десятки». Однако уже через год сумма задолженности государству составляла около 2 млрд. долларов. Акции были переданы в залог федерации, могло начаться разорение, но России было экономически невыгодно терять цветущий концерн, и власть пошла на уступки. Была подписана договоренность о долговой реструктуризации.


После распада СССР предприятие оказалось в состоянии производственной перестройки. Кризис оказался слишком долгим, но уже на середину 90-х удалось полностью наладить производство выпускаемой продукции. «Одиннадцатая модель» была выпущена уже в девяносто восьмом, а предыдущая ВАЗ 2110 стала оснащаться новым типом двигателей. Через два года был выпущенный первый отечественный хэтчбек, что представлял собою «двенашку». Так началась новая эпоха производства.

Современное положение дел.

Сейчас на заводе проведена полная комплектная модернизация по производству и выпуску пластмассовых деталей и покрасочных работах. Серийно с конвейера начали выпускаться современные модели, такие как «Лада Самара» или «Лада Классик» - одноприводные седаны. Так же было налажено производство семейств «Лада 110» и «Лада Нива». Новое поколение автомобилей данной категории было поставлено на конвейер в 2004 году, это новая модель «Лада Калина». Поскольку фирма начала получать огромный процент от производства, структуры ВАЗ были переброшены и в другие регионы. Сейчас по продажам продукция данного концерна занимает все лидирующие места на постсоветском пространстве. Фирма прошла долгий этап интеграции.

Благодаря этому, был подписан контракт с «Дженерал Моторс» (“General Motors”) и Европейским банком о финансировании совместного производства новой модели «Shevrolet-Niva».

Первая партия прогрессивных автомобилей типа «Калина» была запущена еще в 2004 году и добилась значительных успехов производства.

Через три года был налажен конвейерный выпуск «Приоры» (ВАЗ 2170). После этого последовали производственные проекты данной марки в таких категориях, как «хэтчбек» и «универсальная». Так же говорится о налаживании выпуска новой модели «Classic» уже к 2011 году.

Ни для кого не секрет, что в Тольятти, родине автомобилей ВАЗ, можно купить не только автомобили этой компании. Тому подтверждение

20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» отметил 50-летний юбилей. Обозреватель сайт из Тольятти рассказал историю крупнейшей автомобильной компании России - от строительства предприятия до наших дней.

Строительство завода и первые годы работы

К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.

В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность - недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).

Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.

В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» - ВАЗ 2101. Её прообраз - автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.


24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.

Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.


В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 - ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность - 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.

Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра

В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас - Lada 4x4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 - одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».

Страница из рекламного буклета «Нивы»

В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году - первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.


В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай - впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба » - программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.

В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.

До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля - ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.

В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году - автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.

В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.

Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»

Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур - они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.

Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.

К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей.

К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.

Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства - ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 - «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.

В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.

В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели - Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.


До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».

Кризис 2008-2009 годов, государственная поддержка и партнёрство с Renault

С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора: Игорь Есиповский, Владимир Артяков и Борис Алёшин. В 2007 году «АвтоВАЗ» начал производство Lada Priora. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тысяч автомобилей в год.


В конце 2007 года Сергей Чемезов на совете директоров «АвтоВАЗа» сообщил о намерении французской Renault приобрести 25% акций предприятия. Весной 2008 года сделка состоялась и к осени основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» - у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.

В 2009 году предприятие оказалось в сложном положении. Из-за экономического кризиса и снижения спроса, «АвтоВАЗ» произвёл всего 295 тысяч автомобилей, что в 2,74 раза меньше, чем в прошлом году. Из-за этого значительную часть сотрудников отправили в частично оплачиваемые отпуска, в августе конвейер завода был остановлен.

За 2009 год убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году превысили 37 млрд рублей.

30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Также модельный ряд «АвтоВАЗа» попал под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Ещё одной мерой по спасению завода стали крупные сокращения. Во второй половине 2009 года численность персонала была сокращена на 27,6 тысяч человек, среднесписочная численность сотрудников составила около 75 тысяч человек.

При этом, многие эксперты и ведомства сходились во мнении, что крупнейший российский автомобилестроительный завод нежизнеспособен, а его поддержка государством не имеет смысла. Так, в ноябре 2009 года Минпромторг признал предприятие «де-факто банкротом». А Герман Греф заявлял , что автозавод не способен самостоятельно справиться с кризисом и предполагал, что единственный шанс для компании - продать её иностранному партнёру.

К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.

В 2011 году главным дизайнером «АвтоВАЗа» стал Стив Маттин - бывший дизайнер автомобилей Volvo и Mercedes-Benz. В 2012 году открылась московская дизайн-студия «АвтоВАЗа». Именно под руководством Маттина были созданы новый фирменный стиль компании и внешний вид новых моделей - Lada Vesta и Lada XRAY.

В 2013 году Игорь Комаров покинул должность генерального директора «АвтоВАЗа» в связи с переходом в «Роскосмос». Его кресло занял Бу Андерссон, который до этого 4 года возглавлял «Группу ГАЗ».

В том же году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% - госкорпорации «Ростех».

Бу Андерссон, Lada Vesta и XRAY, сокращения и новое руководство

Бу Андерссон запомнился необычной для «АвтоВАЗа» манерой ведения дел - так, в свои первые рабочие дни он распорядился обеспечить идеальную чистоту во всех помещениях завода. Ветераны завода находили сходства в стиле руководства между шведом и первым директором ВАЗа Виктором Поляковым.

Также Бу Андерссон заставил своих подчинённых использовать в служебных целях автомобили «АвтоВАЗа», а корпоративные иномарки Infiniti приказал продать. Сам швед пользовался автомобилем Lada Largus Cross.

В профиле Андерссона на Linkedin указано , что за 2 года работы удалось запустить две новые модели - Lada Vesta и Lada XRAY, сократить количество уровней менеджмента на предприятии с девяти до пяти, сократить численность персонала компании с 70 до 44,4 тысяч человек.

Одной из важнейших проблем предприятия на момент прихода Андерссона считался имидж компании. Весной 2015 года компания новый логотип и фирменный стиль, который должен был обозначить новую веху в развитии бренда.

В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada - Vesta и XRAY. Lada Vesta - автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей.

В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь , было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально «АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.

Lada Vesta.

История возникновения ОАО «АвтоВАЗ» уходит своими корнями глубоко в середину XX столетия. Крупный отечественный до сих пор считается одним из самых важных производителей легковых машин не только в России, но и во всей Восточной Европе. Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» подвластно зарубежному альянсу Renault-Nissan. Стоит отметить, что этот завод изначально имел совершенно другое название - Волжский автомобильный завод - однако, оно просуществовало около 5 лет, и было изменено сразу на Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ», а потом - на имя 50-летия СССР. Что было обусловлено указом президиума РСФСР.

Производство автомобилей в компании «АвтоВаз» началось ещё в середине 20-ого века

История завода

История ВАЗ начинается, естественно, с автомобиля LADA - самой первой машины, которая сошла с конвейера ОАО «АВТОВАЗ». За время своего существования концерн претерпел множество обновлений и реконструкций, завод пережил тяжёлые времена кризиса, однако, никогда не останавливал производство. На сегодняшний день компания, владельцем которой считается альянс Renault-Nissan, выпускает уже не одну модель авто, а целых четыре: Renault, Datsun, Nissan и LADA. Главный цех по производству и административный комплекс находятся в крупном российском городе, имеющем итальянское название, - в Тольятти.

Именно здесь в 1966 году был построен первый цех по сборке автомобилей LADA. Руководство СССР после длительных дискуссий решило построить отечественный автомобильный завод, главной функцией которого являлось производство недорогих , которые граждане могли приобретать для личного пользования. На тот момент рынок мог предложить россиянам исключительно дорогостоящие авто, которые поступали из-за границы небольшими партиями, что существенно ограничивало круг владельцев. Произведённые в России автомобили должны были быстро поглотить высокий спрос соотечественников на относительно доступные машины.

Ещё до начала строительства АвтоВАЗа были налажены деловые отношения с концерном Fiat. По заключённому договору итальянский производитель занимался самыми важными элементами возведения: разрабатывал технический проект, предоставлял необходимое оборудование, соответствующую техническую документацию, и, кроме этого, на собственном примере занимался обучением требующихся специалистов. Первые модели АвтоВАЗа, естественно, строились на базе Fiat.

Возведение объекта

В начале 1967 года практически каждый житель России знал о строительстве самого крупного комсомольского объекта - возведении завода по производству отечественных автомобилей. Стоит отметить быстроту, с которой день за днём развивалась стройка. Для обеспечения постройки в ускоренном и крайне сжатом временном периоде было задействовано почти 850 машиностроительных заводов, расположенных в разных городах Советского Союза, а также 900 зарубежных концернов, каждый из которых поставлял необходимое оборудование.

Спустя 3 года с конвейера завода сошёл первый автомобиль - «Жигули», получивший название ВАЗ 2101. Модель во многом скопировала конструкцию Fiat-124. Главным её отличием было применение отечественных комплектующих, которые, по заверению российских конструкторов, подарили ВАЗ 2101 800 существенных различий . Кроме того, машина комплектовалась не дисковыми, а барабанными тормозами, имела значительно больший дорожный просвет, подвеску и мощнейший кузов. Все отличия позволяли сделать ВАЗ 2101 более адаптированным к жёстким реалиям российского климата.

История моделей российского АвтоВАЗа

История завода начинается в 1969 году, когда были сформированы начальные коллективы тружеников завода. Основной состав рабочих представляла молодёжь, принимающая активное участие в возведении строения. Монтаж огромного количества разнообразного производственного оборудования производился с помощью зарубежных коллег. На заводе были задействованы сотрудники из фирм и компаний не только Италии, но и Германии, Франции и Англии.

Знаменательным днём для отечественного автопроизводителя считается 1 марта, в 1970 году именно в этот день было выпущено 10 новых кузовов - основ для будущих машин. Основную роль в этом процессе сыграл цех сварки, спустя всего 1,5 месяца, 19 апреля этого же года, были произведены первые автомобили ВАЗ 2101.

История моделей Волжского автомобильного завода начинается с автомобиля «Жигули» - родоначальницы ВАЗ 2101. Авто имело 5 мест для пассажиров (с учётом водителя). Четырёхдверный седан оснащался карбюраторным силовым агрегатом с объёмом 1,2 л. В далёком 1965 г. Модель была признана автомобилем года.

Отечественный ВАЗ 2101 имел , обладал барабанными тормозами, которые способствовали долговременному бесперебойному функционированию, и задней пятиштанговой подвеской. Кроме того, существенные обновления претерпели:

  • конструкция синхронизаторов в коробке передач;
  • внешний диаметр, комплектованный накладками сцепления;
  • клиренс, который увеличился более чем на 10 мм;
  • ведущий мост, который подвергся полной модернизации.

Однако, самое важное изменение было совершено в конструкции силового агрегата модели «Фиат 124». Мотор ВАЗа обрёл верхний распредвал, увеличенное расстояние между цилиндрами и их внутренним диаметром.

В авто появились: внешнее зеркало для лучшего осмотра вида сзади, буксирные проушины, более обширные двери, вместительный багажник, выемки для дверных ручек, раскладывающиеся сиденья.

Окончательный вес ВАЗ 2101 составлял 945 кг. Эта модель впоследствии стала базой, на которой создавалось всё семейство категории «классика». За всю историю завода было выпущено 2 700 000 моделей.

За время своего существования ВАЗ 2101 претерпел множество модификаций:

  • ВАЗ 21011, хотя и имел отличительный дизайн и мотор, с объёмом 1,3 л;
  • ВАЗ 21013 - аналог ВАЗ 21011, комплектованный силовым агрегатом модели 2101;
  • ВАЗ 21016 оснащался таким же мотором, как модель 21011, но внешними характеристиками напоминал 2101;
  • ВАЗ 21018 и 21019 имели нехарактерные роторные силовые агрегаты, кроме того, некоторое время был налажен выпуск большого числа экспортного варианта с правосторонним рулём;
  • ВАЗ 2101-94, который проектировался для нужд советской милиции, комплектовалась мотором 2103.

ВАЗ 2101-94 выпустили специально для милиции

История создания АвтоВАЗа напрямую зависит от итальянского концерна Fiat, видимо, это обусловило создание модели 2102, которая стала полной лицензионной версией зарубежного автомобиля Fiat 124 Familiare. ВАЗ 2102 впервые появился на российском рынке в 1971 году.

Обновлённое авто многим напоминало оснащение базового варианта седана 2101. Без существенных изменений осталась приборная панель и место для водителя. Упростить погрузку - разгрузку вещей в багажное отделение позволяла удлинённая кромка двери, доходящая до бампера. Увеличение грузовой площадки достигалось благодаря раскладываемому сплошному заднему сиденью. Задняя дверь была оснащена знаком с номером и вертикально расположенными фонарями. Были усилены по сравнению с 2101 пружины подвески и все амортизаторы, благодаря чему можно было перевезти 250 кг груза с парой пассажиров в салоне авто.

Бензиновый силовой агрегат обладал отдачей в 64 л. с. и работал на АИ-93. С 1978 года начала выпускаться модификация предыдущей модели - ВАЗ-21021, которая комплектовалась четырехцилиндровым мотором от модели 21011. Её главное предназначение - удовлетворение экспорта. Направленное на продажу за рубежом авто оснащалось стеклоочистителем и устройством для смывания стёкол пятой грузовой двери, кроме того, сиденьями имели подголовники.

История моделей, начавшаяся с Fiat 124, который стал прототипом не только модели ВАЗ 2101, но и во многом послужил базовой основой для ВАЗ 2103, началась с подписания договора о предоставлении российскому автопроизводителю технического проекта сооружений с полной документацией для создания двух базовых автомобилей. Первый из них должен был отвечать категории «норма», а другой - «люкс».

Первое время на заводе были проблемы, которые не позволяли начать полноценное производство «троек», в частности, не было налажено создание деталей для оформления внутреннего пространства авто, из-за чего новая модель временно комплектовалась салоном 2101 и носила в названии индекс В, обозначающий временное производство. Базовый вариант машины имел силовой агрегат с отдачей 72 л. с., достигал разгона до 100 км/ч всего за 15 с.

Под капотом 2103 появился вакуумный усилитель тормозной системы, а приборная панель обрела «спортивный» интерфейс. Значительно увеличилось пространство от сидения до потолка, оно составило 86 см.

Главная отличительная особенность четвёртой модели АвтоВАЗа - ощутимое обновление предыдущей версии «Жигулей», которое позволило создать заднеприводный универсал. Налаженный с 1984 года выпуск 2104 был ориентирован на создание таких условий, которые способствовали максимальному снижению затрат на производство авто и одновременно увеличивали покупательский спрос.

В первую очередь претерпела изменения крыша кузова, её существенное удлинение способствовало размещению дополнительного багажника. Задняя дверь универсала открывалась вверх, водитель мог обогревать задние стёкла и пользоваться встроенным стеклоочистителем. Заднее сидение обладало функцией сложения, благодаря чему в 4 раза увеличивалось багажное отделение. Появилась возможность нагружать автомобиль до 455 кг. Стандартная комплектация была достаточно скромной, салон имел простейшую отделку, приборную панель только с самыми важными приборами, сидения со съёмными подголовниками и обычные резиновые коврики.

Спустя несколько лет было налажено производство модификации универсала (21047), модель имела пятиступенчатую КПП, электрооборудование и привлекательный внутренний вид с оригинальными анатомическими сидениями впереди, которые были заимствованы у ВАЗ 2107. До 2006 года производили ВАЗ 21045, который комплектовался дизельным силовым агрегатом с объёмом 1,52 л, созданным на «Барнаултрансмаш».

История развития АвтоВАЗа была бы не полной без ВАЗ 2105, который благодаря своему дизайну стал эталоном европейской моды 1980-го года. Именно этот факт способствовал широкому продвижению отечественной машины на мировой рынок, хотя за всё время производства седан в стиле «классика» не стал самой престижной и массовой моделью завода. Однако, до создания ВАЗов с передним приводом, это авто считалось наиболее прогрессивной конструкцией.

Главной особенностью модели считаются угловатые черты крыльев, прямоугольные передние фары и функциональные бампера. Внутреннее оснащение выделялось обновлённой приборной панелью с вольтметром. Вентиляция обрела новые прямоугольные дефлекторы, а заднее стекло - электрообогрев. Автомобиль комплектовался четырёх- или пятиступенчатой КПП. Для удобного расположения водителей высокого роста переднее сиденье сдвигалось назад на 2 см. В базовой комплектации предусмотрен был силовой агрегат с ремённым приводом. Самые распространённые модификации:

  • 21051 - она оснащалась мотором с объёмом 1,2 л;
  • 21053 - комплектовалась силовым агрегатом с объёмом 1,5 л.

ВАЗ 2106

Ещё одной популярнейшей и покупаемой среди отечественных потребителей является модель ВАЗ 2106 - модификация 2103. Этот седан АвтоВАЗа имел четыре двери, пять мест для посадки, одну из двух КПП (четырёх- или пятиступенчатую). Силовой агрегат 2106 - карбюраторный мотор с объёмом 1,6 л. С 1976 до 2002 года на рынок было выпущено порядка 4 млн моделей.

2106, по сравнению со своим предшественником 2103, имел более современный дизайн экстерьера и интерьера. Внешний вид авто приобрёл пластмассовые обрамления передних фар, обновлённую радиаторную решётку и бампера. Кроме того, задние фары оснащались встроенной подсветкой номера. Что касается внутреннего оформления салона ВАЗ 2106, стоит отметить улучшенную шумоизоляцию, подголовники на передних сидениях, рельефность всех кресел и дизайн приборной панели.

Модифицированный седан с четырьмя дверьми и пятью местами для посадки пассажиров комплектовался только пятитиступенчатой коробкой передач. Экстерьер этого автомобиля был отличен от базовой модели ВАЗ 2105 изменённой формой капота, новыми задними блок-фарами, вместительностью багажника, хромированными решёткой радиатора и накладками.

Салон оснащался более практичными анатомическими креслами с новыми слитными подголовниками, удобной приборной доской со спидометром (разметка доходила до 180 км/ч) и тахометром. В машине появились дефлекторы, обеспечивающие подачу холодного воздуха, и улучшенная отделка кресел.

Первоначально модель 2107 комплектовалась только карбюраторным мотором с объёмом 1,5 л, позже, на предназначенный для экспорта ВАЗ 21073, устанавливался инжекторный силовой агрегат с объёмом 1,7 л.

В 2006 году, когда отечественный автомобиль должен был соответствовать европейским нормам экологичности, конструкторы завода начали оснащать авто исключительно инжекторным мотором с объёмом 1,6 л. ВАЗ 2107 до сих пор выпускается в России, являясь одной из самых востребованных моделей АвтоВАЗа. Высокий спрос на автомобиль обусловила невысокая стоимость и хороший уровень комфортабельности. На рынке сейчас представлены ВАЗы 2107, в комплектации «норма» и «стандарт», а также ВАЗы 21074, соответственно в комплектации «норма» и «люкс».

Небольшое авто малого класса, оснащённое приводом на передних колёсах и нестандартным поперечным местоположением мотора. В последние годы его производство остановлено, завод выпускает типовую модель 2113. ВАЗ 2108 - трёхдверный хэтчбек, который больше известен под экспортным названием Lada Samara. Машину от предшественников отличает надёжность и безопасность в управлении, экономичный расход топлива, а также лучшая коррозионная стойкость всего кузова.

Выпускаемое в период с 1987 до 2004 года авто являлось пятидверным переднеприводным хэтчбеком, который был способен при сложении сплошного заднего сиденья превращаться в модель типа универсал. Изначально «Самара» комплектовалась четырехцилиндровыми карбюраторными силовыми агрегатами с восьмью клапанами, которые имели объём 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л. Машину множество раз подвергали различному рестайлингу, «невысокая» приборная доска сразу была сменена «высокой», а потом её вовсе заменила «европанель».

Макет которого был разработан ещё в 1983 году, по типу кузова был седаном, который во многом копировал зарубежные машины Opel и Ford конца ХХ столетия. Руководство завода не смогло одобрить такое авто, ввиду чего все разработки были отправлены на хранение в архив.

Спустя год конструкторы предложили совершенно новый прототип 2110, однако, машина, как и её предшественница не нашла признания у руководящего состава. Внешний вид авто был настолько безликим, что модель так и не попала на производство.

Отечественный производитель на протяжении не одного десятилетия поставлял автомобили на мировой рынок, имея с этого немалые доходы. Не стала исключением и Lada 111 - это первый универсал АвтоВАЗа, который был переднеприводной экспортной моделью, выпускаемой с 1998 года.

Вместительное авто предназначалось для городских и загородных поездок, длительных путешествий, и в качестве авто для перевоза некрупных партий груза. Главные преимущества этого автомобиля: высокая комфортабельность, манёвренность и хорошее сцепление с дорогой. Багажное отделение было увеличено практически в 3 раза (1420 л вместо 490 л), общая грузоподъёмность составила 500 кг.

Ваз 2113 - трёхдверный хэтчбек, который был разработан конструкторами АвтоВАЗа из-за многочисленных заявлений отечественных автолюбителей. Они просили начать производство обновлённых малолитражных переднеприводных авто, которые по типу кузова являлись трехдверными хэтчбеками. Стоит отметить, что прекращение производства модели 21083 не было поддержано россиянами ввиду того, что завод так и не смог создать ему адекватную замену. Даже на сегодняшний день на рынке присутствует внушительный спрос на это авто.

ВАЗ 2114

Лада 2114 - преемник ВАЗ 2109. Этот пятидверный хэтчбек имеет оптику, радиаторную решётку и передний спойлер, заимствованные у ВАЗ 2115. Однако, задняя часть авто значительно изменена, в частности, был обновлён бампер и установлен ещё один стоп-сигнал. Все бампера имели цвет идентичный с кузовом, машина отличалась от предшественниц молдингами и обтекателями порогов. Привлекательными элементами салона являются: приборная панель типа «европанель», рулевая колонка с возможностью регуляции, рулевое устройство, заимствованное у «десятки» и новый отопительный агрегат.

Новая Лада Самара, производство которой было начато в 1990 году, представляла собой полноценный переднеприводный седан. Авто комплектовалось бензиновыми силовыми агрегатами с объёмом 1,5 л и 1,6 л.

Новые модели

С 2006 года на заводе началось производство автомобилей семейства Kalina, которое имело две презентабельные модификации. LADA 11183 по типу кузова создавалась седаном, а LADA 11193 - хэтчбеком. С начала 2007 года началось производство LADA 11173 - вместительного универсала.

На сегодняшний день АвтоВАЗ производит такие автомобили, как Lada 112 Coupe, Lada 112 (ВАЗ-2112), Chevrolet Niva, LADA Priora (универсал, пятидверный хэтчбек, трёхдверный хэтчбек), LADA Kalina (универсал и седан), LADA Kalina Sport.

Заключение

История создания АвтоВАЗа связана с большим количеством успешных и популярных отечественных автомобилей, которые не одно десятилетие верно служат своим владельцам. Например, Lada Granta, являясь относительно доступным автомобилем практически для любого класса населения, в течение года занимал в России лидирующее место по продажам. В апреле прошлого 2015 года концерн АвтоВАЗ обновил свой логотип, ввиду чего машина Vesta, которая всего за год была поставлена на серийное производство, будет первой моделью завода, выпускаемой с новым логотипом.

История самого популярного в России автомобиля началась в 1966 году в итальянском городе Турине с заключения контракта между министерством автопрома СССР и фирмой FIAT. Спустя год после подписания договора стартовало строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а спустя ещё три года – с главного конвейера ВАЗ сошли первые шесть моделей «копейки» (ВАЗ-2101), построенные на базе итальянского «Фиата-124».

В конце 70-х модельный ряд ВАЗ пополнился полноприводным вездеходом ВАЗ-2121 или «Нива» R12, которая произвела фурор на мировом рынке.

После того, как СССР распался, промышленный гигант АвтоВАЗ вступил в фазу перестройки. Кризис удалось преодолеть к середине 90-х: тогда отечественный производитель стал постепенно наращивать объёмы выпуска продукции.

В 1998 году публике была представлена модель 2111, оснащённая новейшими двигателями с шестнадцатью клапанами.

Начало нового тысячелетия ознаменовалась выходом автомобиля нового поколения Lada Kalina, а также стартом производства ВАЗ-2107 (Lada Priora) – поначалу в кузове седан, а чуть позже – хэтчбек и универсал.

С 2004 года руководство АвтоВАЗа приняло решение о переводе всех выпускаемых машин на единый бренд, писать который стали латиницей, а не кириллицей, согласно нормам русского языка. Так, аббревиатура «ВАЗ» была заменена единым наименованием «Lada», которое применялось ранее лишь для обозначения экспортных вариантов торговой марки. Однако самые метки и запоминающиеся прозвища продукции АвтоВАЗа даёт российский народ. Среди наиболее распространённых жаргонных названий стоит отметить «копейку» или «копьё» (для ВАЗ-2101), «четвёрку» (для ВАЗ-2104), «табуретку» (для ВАЗ-2105), «зубило» (для ВАЗ-2108, 2109), «матрёшку» (для ВАЗ-2112). Пренебрежительным наименованием всех автомобилей АвтоВАЗа является «тазик» (от аббревиатуры ТАЗ – Тольяттинский автомобильный завод).

Среди разработок последнего времени – модель Lada Granta или ВАЗ-2190. Этот автомобиль представляет собой бюджетный седан, сконструированный на базе Lada Kalina.

В настоящий момент ОАО «АвтоВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Известно, что легковые автомобили Lada являются самыми востребованными и самыми угоняемыми на российском рынке, несмотря на чрезвычайно низкое качество производства. Ужасающие технические характеристики Лады уже давно являются объектом насмешек в среде автолюбителей. На одной из своих презентаций бизнес-плана самое предприятие «АвтоВАЗ» признало этот факт и объяснило его происхождение «низким качеством покупных комплектующих».

Работники Тольяттинского завода с трудовым стажем более двадцати лет награждаются званием «Ветерана ВАЗ» с вручением соответствующего удостоверения, значка с логотипом предприятия и одноимённой медали. Автор первой публикации в журнале «За рулём» о строящемся в Тольятти автогиганте также удостоился звания ветерана, хоть он и не был сотрудником ВАЗа. Имя того корреспондента: Бродский Александр Яковлевич.

Модельный ряд Lada

Модельный ряд АвтоВАЗа достаточно разнообразен. В нём вы найдёте порядка десяти моделей малого класса с различными вариантами кузова (седан, хэтчбек, универсал), пять представителей малого среднего класса, две полноприводные «Нивы» в трёхдверном и пятидверном исполнении, а также фургон Lada Largus – экономичное авто для бизнеса.

Стоимость Lada

Стоимость Lada на первичном рынке варьируется от двухсот до пятисот тысяч рублей. Самый бюджетный вариант – олдскульная «семёрка», ведущая свою родословную от самого «Фиата». Небольшая цена Lada 2107 полностью соответствует содержимому. Зато и отремонтировать её можно без лишних трудностей и финансовых затрат, что делает ВАЗ 2107 хорошим выбором для начинающих работников такси.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР производилось несколько марок автомобилей. «Запорожцы», «Волги» и «Москвичи» навсегда останутся в памяти граждан нашей страны как ностальгия о тех далеких временах. Но в на то время не хватало легковушек. Их практически нереально было найти в открытой продаже. Машины распределяли по спискам на больших предприятиях.

Чтобы удовлетворить возрастающий спрос на четырехколесные средства передвижения, было принято решение руководством страны о строительстве нового автозавода. По задумке он должен был занять главное место в отрасли производства легковых машин. Именно с этого момента начинается история АвтоВАЗа. Его строительство проходило очень быстро (в 2 раза быстрее запланированного). Оборудование технологических циклов создавалось не только на заводах СССР, но и ряда других социалистических государств, а также стран США и Европы.

Создание завода

Волжский автомобильный завод решено было построить в г. Тольятти. Для этого руководство страны заключило в августе 1966 года договор с итальянским концерном «Фиат», которые помогали в возведении автогиганта. Они не только должны были возвести огромное производство полного цикла, завести соответствующее оборудование, но и обучить персонал.

История АвтоВАЗа в Тольятти даже на этапе создания познала небольшой казус. Дело в том, что эмблему для новой марки автомобилей придумали советские художники. Идея эскиза принадлежала одному из столичных руководителей А. Декаленкову. Но изготавливать эти логотипы должны были итальянцы. «Фиат» первые тридцать эмблем создал с ошибкой. В названии города «Тольятти» буква «Я» оказалась в итоге буквой «R». Брак очень оперативно заменили.

Название завода было выбрано не по аналогии с другими советскими производствами, которые именовались, например, Ульяновский или Горьковский. Это было сделано из соображений политкорректности. Иначе «неуместных шуток избежать не удалось бы».

Начало работы

Еще до завершения строительства завода началось обучение персонала. Благодаря неустанному труду рабочих, в 1970 году были произведены 6 первых «копеек» - знаменитый автомобиль «Жигули» - ВАЗ-2101.

Спрос на машины был такой, что продажи ограничивали только возможности производства. За первый год их было выпущено в размере 100 тыс. штук.

В 1973 ВАЗ-2101 начали поставлять на мировой рынок. Однако этот бренд пришлось переименовать в Lada. Название «Жигули» на французском языке звучало как «Жиголо» (мужчина, танцующий за деньги).

Со временем марка «Лада» стала производиться и для отечественного потребителя. «Жигули» же производить перестали.

Наращивание оборотов производства

В 1980 году в СССР прошла олимпиада и была поставлена на конвейер «Пятерка» (ВАЗ-2105). Однако эти модели хоть и пользовались завидным спросом, но все же самой популярной за всю историю работы завода стала «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее выпустили в серийное производство в 1976 году.

Производственная мощь АвтоВАЗа обеспечивалась пятью заводами. С 1966 по 1991 года в него входили Белебеевский завод "Автонормаль", Скопинский и Дмитровградский автоагрегатные заводы, ТЭЦ ВАЗ и "АвтоВАЗагрегат".

«Копейка» и «Тройка»

Вспоминая все (за всю историю существования автогиганта), нельзя не отдать дань ее первым детищам. Это были ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. Первую за последние две цифры номера модели в народе прозвали «Копейкой». Вторую же машину начали именовать «тройкой».

«Копейка» была адаптированным под условия советских дорог моделью седана У отечественного автомобиля был увеличен клиренс со 110 до 175 мм. Также разработчики усилили тормоза и подвеску. Эта машина была символом советской эпохи автомобилей 70-х годов. «Копейка» стала родоначальницей седанов с задним приводом и универсальных «классических» моделей.

Спустя короткое время после сошедшей с конвейера первой «Копейки» была запущена в серийное производство «тройка». Ее на то время называли «люксовой» моделью. Это была основательно переработанная «копейка». Особое внимание уделялось имел четыре фары, хромированные элементы и улучшенную приборную панель.

Следующие совершенствования моделей

После выпущенных первых двух история АвтоВАЗа насчитывает еще несколько популярных модификаций «Копейки». После ее серьезного рестайлинга были поставлены на конвейер ВАЗ-2104, 2105, 2106 и 2107. Самой популярной среди них стала «Шестерка». Это был прототип Fiat 124 Speciale. За более чем 30 лет производства этой модели было продано 4,3 млн ВАЗ-2106.

Хорошо продавались и остальные три марки автомобилей. Дизайнерами были разработаны модные на то время прямоугольные фары. Салон также был серьезно переделан. Модернизировали также и двигатель автомобилей. «Шестерка» и сегодня считается довольно популярной машиной.

Модели 80-х годов

История ОАО «АвтоВАЗ» в 80-х годах прошлого столетия рассказывает о новом этапе производства. В это время было разработано совершенно новое поколение автомобилей «Спутник». За соответствующий индекс в номере, как и у предыдущих моделей, народ окрестил машину «восьмеркой». Она характеризовалась клиновидной формой передка. За это ВАЗ-2108 еще называли «зубилом».

Модель обладала новым двигателем, коробкой передач. У нее был передний привод. Форма автомобиля обладала большей аэродинамикой, по сравнению с предшествующими легковушками. Кузов имел силовую структуру. Эту модель автогигант разработал совместно с Porsche. Немцы помогали отечественному производителю в создании всего, кроме дизайна.

Спустя какое-то время в продажу поступили ВАЗ-2108 с пятидверным кузовом типа хэтчбек и седан.

В конце 80-х годов была разработана малолитражная «Ока». Ее прототипом стала Daihatsu Cuore образца 1980 года. Впоследствии, кроме АвтоВАЗа, «Оку» выпускали также ОАО "СеАЗ" и "КаМАЗ".

Завод после распада СССР

Распад тяжело переживало множество крупных и мелких производств, в том числе и АвтоВАЗ. История завода показывает, что гигант автомобильной техники пережил в это время глубокий и затяжной кризис.

Дело в том, что в печальные для АвтоВАЗа дни, завод столкнулся с таким понятием, как «конкуренция». До этого момента советский потребитель приобретал машины, сходящие с конвейера очень быстро. Но теперь в страну хлынул поток модных, хоть и подержанных автомобилей зарубежного производства.

В советские времена легковушки отечественного производства совершенствовались мало. Поэтому по сравнению с импортными авто они не выдерживали никакой критики. Завод столкнулся с необходимостью сокращать объемы производства. Более 25% рабочих мест сократили. Не помогала даже господдержка. Чтобы уравнять спрос на зарубежные и отечественные автомобили были введены высокие таможенные пошлины. Но это мало помогало.

Работа в условиях кризиса

История АвтоВАЗа рассказывает о действительно тяжелых днях для компании. Недостаточный спрос на морально устаревшие модели автомобилей, борьба за право владения предприятием не содействовали выходу из кризиса.

Более того, кризис финансовой системы еще более способствовал ухудшению дел. Государство всячески поддерживало умирающее производство. Но накопившиеся внутренние и внешние проблемы не могли быть решены только этими мероприятиями.

Были зафиксированы случаи массового хищения продукции и комплектующих. Это были огромные даже для такого крупного предприятия суммы. В 2009 году снижение продаж было рекордным и составило 39%, по сравнению с 2008 годом.

Чтобы спасти крупнейший автомобильный завод страны требовались огромные инвестиции. Разрабатывались антикризисные мероприятия. Решив свои внутренние и внешние проблемы, предприятие могло снова встать на ноги.

Выход из кризиса

Продолжительный глубокий кризис пережил АвтоВАЗ. История завода насчитывает более 15 лет упадочного, бесперспективного производства в условиях недостаточного спроса. Однако выход все же был найден. В июле 2009 года была достигнута договоренность между «Ростехнологиями» и компанией Renault-Nissan. Уставный фонд «АвтоВАЗа» решено было увеличить. В него вложили 240 млн евро компания Renault-Nissan (это составило 25% всех акций) и в три раза большую сумму «Ростехнология» (при этом увеличив свою долю в уставном фонде на 44%). Компания же «Тройка Диалог» теряла при этом 17,5% своей доли.

Помимо этого, было решено отдать должность главного дизайнера Стиву Маттину, который занимал ранее аналогичную должность в таких мировых компаниях, как "Мерседес" и "Вольво". Начался период постепенного возрождения.

АвтоВАЗ, история создания и работы которого знала множество взлетов и падений, в период кризиса характеризуется небольшим обновлением моделей. Так, в начале 90-х годов прошлого века одной из немногих новых моделей стал ВАЗ-2110. Это был седан, разработанный на основе «Восьмерки». У этого автомобиля был довольно оригинальный кузов, а также дизайн салона.

После него около 10 лет производство не знало существенных обновлений. Кризис, постигший процветающий прежде завод, отразился на всех сферах его деятельности. Лишь в 2003 году на базе совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» ввели в серийное производство Chevrolet Niva. Через год в Тольятти было налажено производство седанов, хэтчбеков и универсалов типа «Калина».

2007 год знаменуется выпуском новой модели автогиганта Lada Priora. Чтобы стимулировать потребительский спрос в 2011 году на смену «Калине» пришла ее удешевленная версия «Гранта». В 2012 году в производство запущена модифицированная версия Renault Logan универсального типа Lada Largus.

Музей АвтоВАЗа

Концерн «АвтоВаз» имеет богатую историю. Поэтому не удивительно, что он имеет свой музей. Он один из самых больших подобных учреждений в нашей стране. Музей истории АвтоВАЗа находится в г. Тольятти. Он посвящен известному не только отечественному, но и зарубежному бренду «Лада».

В этом музее представлены только особенно значимые для истории завода экспонаты. Здесь есть первые произведенные после развала СССР модели «Гранта», «Ларгус», «Калина». Также в музее можно встретить машины, которые уже не то что в производстве нет, а и на улицах городов нашей страны вряд ли удастся увидеть.

Вся история от первого дня работы завода до нынешних времен хранится в стенах знаменитого музея. Первая «вишневая» копейка, реализованная через фирменную сеть предприятия, ныне выставлена здесь. Она эксплуатировалась своим владельцем около 19 лет. Он передал ее музею в 2000 году, за что получил в подарок новый автомобиль, только что начавший поступать в продажу.

Несколько интересных фактов

Краткая история АвтоВАЗа была бы неполной без некоторых интересных фактов. Например, «Нива» (или ВАЗ-2121) была единственным отечественным автомобилем, который когда-либо продавался в Японии.

Город, в котором был построен автозавод, ранее назывался Ставрополь. Но в 1964 году он был переименован в честь генсека компартии Италии П. Тольятти. Он умер во время посещения детского лагеря «Артек» в период переговоров о будущем совместном производстве.

Главный конструктор «Нивы» П. М. Прусов говорит, что это название было присвоено автомобилю по первым буквам имени его дочерей (Нина и Ирина), а также сыновей первого главного конструктора производства (Вадим и Андрей).

Концерн сегодня

Пережив глубокий кризис, концерн постепенно становится на ноги. История АвтоВАЗа заслуживает уважения. Ведь, несмотря ни на что, автомобили, сходящие с его конвейеров, были символом той эпохи. Возможно, сейчас они несколько отстают от своих зарубежных собратьев. Но при правильном подходе усовершенствовать автомобильную промышленность будет возможно.

Будущее у крупнейшего в нашей стране производителя легковых автомобилей есть. При грамотном подходе он может приносить стране большую прибыль. Ведь даже такие давние модели, как "шестерка" и "семерка", до сих пор пользуются спросом как у граждан нашей страны, так и на территории всех постсоциалистических стран. Поэтому, применяя новые технологии, ведя разработки новых моделей с улучшенными качествами как механизмов, так и дизайна, можно вывести автогиганта на новый уровень.