Признаки свидетельствующие о направлении движения автомобиля. Сведения о месте расположения транспортного средства, следов торможения, месте наезда (столкновения), границ зоны осыпи отделившихся частиц

  • § 2. Изменения в обстановке осмотра места происшествия
  • § 3. Выдвижение и проверка версий при осмотре места происшествия
  • § 4. Поручения следователя другим членам следственно-оперативной группы (кинолог, оур, ппс, уум и др.)
  • § 5. Общий осмотр места происшествия
  • § 6. Распознавание инсценировок при осмотре места происшествия
  • § 7. Перерыв в производстве осмотра места происшествия
  • § 8. Детальный осмотр места происшествия
  • § 9. Фиксация местоположения предмета, обнаруженного на месте происшествия, и его признаков
  • § 10. Изъятие и упаковка предметов с места происшествия
  • § 11. Проверка и оценка результатов осмотра места происшествия
  • Глава 4. Протокол осмотра места происшествия
  • Глава 5. Изготовление планов и схем места происшествия
  • Глава 6. Технические средства, используемые при осмотре места происшествия
  • § 1. Виды технических средств
  • § 2. Фотографирование, аудио- и видеозапись
  • Фотографирование с масштабной линейкой
  • § 3. Комплекты технических средств для следователя
  • 1. Унифицированный чемодан для осмотра места происшествия «Криминалист»
  • 2. Унифицированный криминалистический чемодан для изъятия объемных следов
  • § 2. Следы ног (обуви)
  • § 3. Следы биологического происхождения (Кровь и иные выделения человеческого организма. Волосы. Запах человека)
  • § 4. Следы зубов человека
  • § 5. Следы транспортных средств
  • 1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости;
  • 2. Расположение пыли около следа. 3. Расположение концов палок, сломанных при переезде. 4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде.
  • 5. Соотношение углов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на повороте.
  • 6. Рельеф дна следа. 7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средства. Стрелкой показано направление движения
  • Глава 8. Осмотр отдельных видов объектов на месте происшествия
  • § 1. Микрообъекты (микрочастицы)
  • § 2. Осмотр огнестрельного оружия и следов его применения на месте происшествия
  • 1. Дульце. 2. Скат. 3. Корпус. 4. Кольцевая проточка. 5. Закраина. 6. Шляпка.
  • 7. Донышко (фланец). 8. Место расположения выбрасывателя
  • 1. Головная часть. 2. Ведущая часть. 3. Хвостовая часть. 4. Кончик пули. 5. Поясок. 6. Желобок. 7. Донышко
  • § 3. Осмотр взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения
  • § 4. Осмотр документов на месте происшествия
  • Глава 9. Особенности осмотра места происшествия по отдельным видам преступлений
  • § 1. Осмотр места происшествия при совершении кражи с проникновением в помещение
  • § 2. Осмотр места происшествия при совершении грабежей, разбоев и умышленного причинения вреда здоровью
  • § 3. Осмотр места происшествия при неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угоны)
  • § 4. Осмотр места происшествия при расследовании умышленного уничтожения или повреждения имущества в результате пожара
  • § 5. Осмотр места происшествия при незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов1
  • § 6. Осмотр места происшествия при совершении незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов1
  • § 7. Осмотр места происшествия при расследовании хищения леса и незаконной рубки лесных насаждений
  • § 8. Осмотр места происшествия при совершении незаконной охоты
  • § 9. Осмотр дорожно-транспортного происшествия2
  • Передние внутренние элементы легкового автомобиля:
  • Узлы и агрегаты моторного отсека легкового автомобиля:
  • Глава 10. Производство судебной экспертизы по результатам проведения осмотра места происшествия
  • Приложения
  • Протокол осмотра места происшествия, связанного с пожаром
  • Осмотр домовладения (иного жилища)
  • Наружный осмотр трупа
  • Осмотр уничтоженного (поврежденного) лесного массива
  • Осмотр поврежденного (уничтоженного) огнем транспортного средства:
  • Осмотр торгового (складского) помещения
  • Протокол осмотра места происшествия, связанного с пожаром
  • Осмотром установлено:
  • Протокол
  • Протокол осмотра транспортного средства1
  • Места наиболее вероятного обнаружения некоторых видов следов и объектов
  • Правила изъятия, упаковки и хранения некоторых объектов и следов
  • Сведения о снаряжении патронов к охотничьим ружьям
  • Определение калибра по диаметру пыжей и прокладок
  • Зависимость между дистанцией выстрела и величиной диаметра круга рассеивания дроби
  • Особенности выбрасывания гильз из некоторых видов пистолетов
  • Определение дистанции выстрела по дополнительным следам
  • Предельная дальность полета пуль для некоторых образцов ручного стрелкового оружия (по материалам е.Н. Тихонова)
  • Осмотр денежных билетов Банка России с целью установления их подлинности
  • Способы выявления признаков полной подделки документов
  • Способы выявления признаков частичной подделки документов
  • Рекомендуемая последовательность назначения и производства судебных экспертиз по объектам, обнаруженным при осмотре места происшествия
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим агротехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим автотехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим баллистическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим биологическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим ботаническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим видеотехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, проводящим взрывотехническую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим геммологическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим дактилоскопическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим искусствоведческую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, проводящим почвоведческую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим трасологическую экспертизу
  • Примерные вопросы, ставящие перед экспертом, производящим экспертизу материалов, веществ и изделий
  • Примерные вопросы, ставящиеся перед экспертом, производящим экспертизу холодного оружия
  • § 5. Следы транспортных средств

    Изучение следов транспортных средств при осмотре места происшествия позволяет:

    выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы (контакт с пешеходом и т. п.);

    идентифицировать транспортное средство по его следам;

    определить обстоятельства, связанные с событием преступления;

    установить скорость движения транспортного средства перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, направление движения транспортного средства, наличие в кузове груза и его характер;

    выяснить техническое состояние отдельных агрегатов транспортного средства;

    определить вид и марку транспортного средства по ширине колеи и размерам базы;

    установить модель шин транспортного средства по следу, оставленному на дорожном покрытии.

    Виды следов транспортных средств. Следы транспортного средства представляют собой следы контактного воздействия ходовых и неходовых его частей, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально фиксированные изменения на проезжей части дороге, связанные с движением транспорта.

    Следы транспортного средства могут быть:

    следами-предметами – различные осколки (фар и других фонарей) и обломки (кузова, бампера, облицовки радиатора, номерной знак, фары и подфарников, крылья и иных частей), шины от транспортного средства и иные части транспортного средства, а также элементы одежды потерпевшего, подозреваемого и т. п.;

    следами-веществами – протечки горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости, антифриза и т.п., которые остаются на дорожном покрытии в виде лужиц и брызг горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости; объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество); частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, переносящегося при взаимодействии в ходе столкновения на другое средство; скопление частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой;

    следами-отображениями – следы, оставляемые на другом объекте, с которым оно находилось в контактном взаимодействии (на другом транспортном средстве, теле или одежде человека, преграде, а также на дорожном покрытии и прилегающих к дороге предметах), в том числе след торможения, который возникает в результате прекращения движения колеса, образуя след скольжения, называемый тормозным путем.

    В зависимости от характера дорожного покрытия следы делятся на:

    объемные отображают внешнее строение следообразующего объекта в трех измерениях,представляющие углубления ивозникают при движении на мягком, пластичном веществе (грунте, глине, снеге, песке);

    поверхностные – отображают внешнее строение следообразующего объекта в двух измерениях (длина, ширина) и возникают на дорогах с твердым покрытием(бетон, асфальт), на плоских предметах, лежащих на дороге, на одежде потерпевшего, и, в свою очередь, делятся на:

    следы-наслоения, образующиеся при переносе следообразующего вещества с колеса на дорогу (например, при выезде автотранспорта с обочин на дорогу с твердым покрытием);

    следы-отслоения, возникающие при переносе следообразующего вещества с поверхности дороги на колесо (например, остаются после соприкосновении шины колеса с разлитым красящим веществом на дороге).

    Поверхностные следы также классифицируются на:

    позитивные, отображающие только выступающую часть рисунка протектора на твердых поверхностях, покрытых пылью, грязью;

    негативные, образующиеся за счет наслоения грязи, застрявшей в углублениях протектора и наблюдаются в следах шин с мелким рисунком протектора, когда следообразующее вещество, выпадая из углубленных участков протектора, отображает их строение.

    По степени видимости следы транспортных средств подразделяют на видимые, маловидимые и невидимые.

    В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте следы могут подразделяться на:

    локальные следы, которые возникают в результате изменений следовоспринимающего объекта в пределах ее контакта со следообразующим объектом (покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остается в прежнем состоянии);

    п ериферические следы. Такие следы образуются при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги.

    В зависимости от механизма следообразования следы разделяются на:

    с татистические следы, представляющие собой ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом один непрерывный оттиск следообразующей поверхности в развернутом виде (след качения);

    динамичес кие следы , которые образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса (отображаются в виде пучка трасс).

    Следы торможения отличаются от статических следов качек тем, что они растянуты, смазаны элементы рисунка протектора, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении. Если колеса совсем перестают вращаться до полной остановки транспортного средства (блокировка колес), то следы торможения превращаются в следы скольжения (юза), т.е. сплошные смазанные следы, где отдельные элементы уже неразличимы.

    На транспортном средстве в результате контактного взаимодействия могут образоваться следующие виды следов (повреждений):

    вмятины – повреждения различной формы, размера, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, возникающие вследствие ее остаточной деформации;

    задиры – следы скольжения с приподнятостью кусочков (частиц) следовоспринимающей поверхности, образующиеся при контакте жесткой поверхности частей одного объекта с менее жесткой поверхностью другого или с поверхностью иной природы;

    царапины – неглубокие, поверхностные повреждения, длина которых больше их ширины;

    пробои – сквозные повреждения шины размером более 10 мм, образующиеся от внедрения в нее какого-либо предмета (например, гвоздя, камня, болта и т.п.);

    проколы – сквозные повреждения шины размером до 10 мм, образующиеся от внедрения в нее тонкого предмета (например, куска проволоки, осколка стекла и др.);

    соскобы (отслоения) – удаление верхнего слоя поверхности деталей или части транспортного средства.

    Следы на теле и одежде человека могут оставляться частями и деталями, колесами транспортного средства. Обычно они имеют характер повреждений или поверхностных наслоений различных веществ (грунта, грязи, ГСМ и др.).

    Обнаружение следов транспортных средств. Для выявления маловидимых и невидимых следов, используются различные технические средства (набор луп НДЛ-3, прибор ОЛД-41 и т. п.). Слабовидимые поверхностные следы транспортных средств (например, на асфальте) выявляются с помощью косо-падающего освещения (например, в темное время суток при свете фар автомашины) осмотром места возможного расположения следов с различных сторон под острыми углами к следовоспринимающей поверхности. Четкие поверхностные следы остаются после пересечения транспортным средством влажного или загрязненного участка дороги.

    При поиске следов транспортного средства, оставленных при столкновении на другом транспортном средстве, рекомендуется, прежде всего, осмотреть бампер, облицовку передней части автомашины (трактора и т.п.), поверхности капота и крыльев, лобовое стекло, все выступающие части осматриваемого транспортного средства.

    Следы транспортных средств остаются на поверхности дорожного покрытия, на обочине, в кювете, на участках местности, прилегающих к дороге, на сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия, на теле и одежде пострадавшего человека, с которым произошло столкновение или соприкосновение.

    Микроскопические осколки фарного стекла, чешуйки краски, волокна ткани отыскиваются с помощью лупы. Возможные следы, оставляемые посредством наслоения маслянистых веществ (прежде всего на одежде человека), могут быть обнаружены с помощью ультрафиолетовой лампы.

    Фиксация следов транспортных средств. Следы, обнаруженные при осмотре фиксируются в протоколе, планах (схемах), путем фото-, видеосъемки, а также посредством изготовления слепков и копий следов протекторов шин.

    В зависимости от характера и обстоятельств совершенного преступления фотографируются участок дороги, где произошло происшествие, общий вид центра места происшествия (машина, труп), следы колес, грузы. С помощью ориентирующей и обзорной фотосъемки производится фотографирование общего вида места происшествия и его окружающей обстановки (обычно с двух противоположных или большего числа сторон).

    Панорамная фотосъемка применяется при необходимости запечатлеть участок, ширина которого более 10-15 м.

    Узловая фотосъемка применяется для фотографирования в крупном масштабе отдельных участков места происшествия, на которых сосредоточено наибольшее количество признаков преступления (например, транспортное средство, труп).

    Способом детальной фотосъемки запечатлеваются отдельные следы и предметы на месте происшествия. Измерительная фотосъемка применяется в целях последующего определения размеров самих предметов и следов.

    Поверхностные следы фотографируются с помощью рассеянного света, объемные следы – с использованием косопадающего света для высвечивания деталей рельефного рисунка. Следы передних и задних колес фотографируются вместе, а затем отдельно с использованием приемов масштабной съемки. По возможности необходимо запечатлеть расположение следов колес относительно предметов окружающей обстановки. Съемка производится вдоль следов с некоторого возвышения (например, из кузова грузового автомобиля).

    В протоколе осмотра места происшествия и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы: дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей; транспортное средство; следы транспортного средства; признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля. При описании участка дороги, где произошло происшествие, в протоколе осмотра указывается рельеф дороги, поперечный и продольный уклон, состояние обочин, кюветов, дорожного полотна, повороты и закругления, а также фиксируются следы смазки и жидкостей, применяемых для транспортных средств. Кроме того, фиксируются детали транспортного средства, обнаруженные на участке места происшествия, номера агрегатов транспортного средства и т. д.

    В протоколе следует отразить:

    положение транспортного средства относительно проезжей части дороги, неподвижных ориентиров, других средств, участвовавших в происшествии;

    марка, модель шины, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, модель шины, тип рисунка, остаточная глубина протектора;

    техническое состояние транспорта (определяется «экспресс-методом» при помощи специалиста-автотехника): тормозная система; рулевое управление; ходовая часть; электрооборудование; показание приборов; положение клавиш переключателей света; положение рычагов коробки передач; включение переднего моста; положение главного фрикциона (у гусеничной техники); состояние лобового стекла и зеркал заднего вида;

    повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, их характер и локализация;

    наличие и локализация следов наложений и их характеристику (отслоения лакокрасочного покрытия другого автомобиля, объекты биологического происхождения и т. п.);

    груз (наличие, характер, положение);

    место хранения транспортного средства после обнаружения и осмотра (с указанием лица, ответственного за его хранение).

    В протоколе осмотра следует зафиксировать:

    вид и состояние покрытия дороги;

    место расположения следов относительно неподвижных ориентиров;

    вид и количество следов;

    ширину каждой беговой дорожки;

    глубину объемных следов;

    размер колеи;

    строения рисунка протектора, характер отпечатков особенностей поверхности шины;

    базу транспортного средства;

    длину следа торможения;

    признаки направления движения;

    способ фиксации, изъятия и упаковки следа.

    Установление модели шины осуществляется по следу, оставленному на дорожном покрытии шиной транспортного средства (рисунку протектора, ширине беговой дорожки).

    Идентификация транспортного средства проводится по признакам следов протекторов шин, обусловленных: дефектом протектора; признаками, связанными с производством шин, с использованием средств противоскольжения (шипов, цепей, тpaков), а также случайных признаков (посторонние предметы, застрявшие в углублениях протектора или внедривши в резину и др.).

    Определение технического состояния некоторых агрегатов транспортного средства происходит по оставленным на месте происшествия (например, на месте стоянки) следам моторного масла, тормозной жидкости и т.п.

    Определение вида и марки транспортного средства осуществляется по ширине колеи и размерам его базы.

    Оп ределение направления движения и места стоянки транспортного средства производится по следующим признакам в следах колес и на дороге (см. рис. 21):

    на асфальтовом покрытии с лужами, рассыпанном грунте (брызги воды и частицы грунта выбрасываются вперед, образуя веер в стороны в направлении движения);

    на пыльной или песчаной дороге (частицы пыли (песка) располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде дуг, концы которых направлены в сторону, противоположную движению);

    по высокой траве (стебли ее наклоняются в сторону движения, а при движении по низкой траве при пробуксовке стебли наклоняются в сторону, обратную движению);

    на рыхлой поверхности, например, глине, мокром снегу (на дне объемного следа образуются выступы треугольной формы, пологие края которых обращены в сторону движения);

    при переезде предмета, препятствия (например, ветка, палка ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения);

    по грунту (камень сдвигается, в сторону движения, а выемка от камня остается в стороне, противоположной движению);

    при торможении и юзе на мягком грунте (почва сдвигается в сторону движения);

    острый угол рисунка протектора шин повышенной проходимости направлен в сторону, противоположную направлению движения;

    угол расхождения передних и задних колес в начале поворота больше угла схождения в конце поворота;

    при торможении след юза резко усиливается по ходу движения и резко обрывается;

    разрывы на одежде потерпевшего от протектора направлены в противоположную движению сторону.

    Установление признаков, свидетельствующих об остановке транспортного средства , к которым относятся:

    потеки масла, воды, следы бензина и др.;

    следы ног человека около транспортного средства и на обочине;

    следы домкрата, если производились ремонтные работы или замена колес.

    Рис. 21. Признаки направления движения:

    Необходимость решения вопроса о том, двигалось ли TC в момент удара при столкновении, возникает в тех случаях, когда имеются основания предполагать, что водитель этого ТС, не пропустив другое, водитель которого пользовался преимущественным правом на движение, успел своевременно остановиться, давая другому возможность принять необходимые меры для предотвращения происшествия.

    Если установлено, что в момент столкновения водитель, который должен был уступить дорогу, остановиться не успел, то время, которым располагал другой водитель, определяется путем расчетов, позволяя решить вопрос о наличии технической возможности у него предотвратить происшествие.

    Если же определено, что к моменту столкновения водитель, который должен был уступить дорогу, успел остановиться, то решить вопрос о наличии технической возможности предотвратить происшествие у водителя, пользовавшегося преимущественным правом на движение, невозможно, если время, которым он располагал для принятия необходимых мер, не будет выявлено следственным путем.

    Необходимость в решении этого вопроса возникает также в тех случаях, когда требуется установить, в какой момент произошло столкновение со стоявшим TC - до или после начала движения от места остановки.

    Возможность решения вопроса о том, находилось ли в движении TC в момент удара при столкновении, зависит от конкретных обстоятельств происшествия, точности фиксации признаков, определяющих их, результатов экспертных исследований непосредственно на месте происшествия и причастных к происшествию ТС. Устанавливая комплекс признаков, соответствующих движению TC в момент удара или его неподвижному состоянию, эксперт, как правило, может прийти к категорическому выводу о том, что TC либо двигалось с относительно высокой скоростью, либо было неподвижно (или двигалось с малой скоростью).

    Результаты основанных на законах динамики исследований, свидетельствующие о неподвижном состоянии ТС, не позволяют исключить возможности движения с малой скоростью, значение которой выходит за пределы точности исследований. Поэтому вывод, о том, что TC было неподвижным, может быть сформулирован в категорической форме лишь при наличии соответствующей совокупности установленных признаков.

    В общем случае признаки, соответствующие движению или неподвижному состоянию TC в момент удара, определяются на основании исследования:

    Следов на месте происшествия;

    Следов и повреждений на ТС;

    Расположения TC и отброшенных при ударе объектов после происшествия;

    Положения органов управления ТС.

    Следы колес TC на месте происшествия содержат основные признаки, позволяющие решить вопрос о движении или неподвижном состоянии его в момент столкновения. Однако, как правило, к моменту производства экспертизы эти следы не сохраняются, и эксперт проводит исследование по материалам, полученным при первичном осмотре места происшествия, когда малозаметные, но крайне важные для решения данного вопроса признаки редко фиксируются с необходимой точностью.

    Поэтому в тех случаях; когда может быть выдвинута версия о том, что одно из TC в момент удара находилось в неподвижном состоянии, осмотр места происшествия следует проводить с привлечением высококвалифицированного специалиста.

    Сдвиг следов колес TC от направления удара (с учетом его разворота при эксцентричном столкновении);

    Сдвиг следов колес ТС, которое нанесло удар, от направления его движения перед столкновением. Оба признака легко обнаруживаются, если TC двигались по

    грунтовой дороге, песку, обледенелой дороге и т. п. На асфальте они легко обнаруживаются, если TC двигались в заторможенном состоянии с заблокированными колесами;

    Смазанный отпечаток рисунка протектора в конце следов юза колес ТС, по которому был нанесен удар. Данный признак может свидетельствовать о том, что возникшее при ударе растормаживание происходило в процессе движения ТС. При этом след юза постепенно переходит в смазанный рисунок протектора в отличие от следа, возникающего при смещении заторможенного колеса от места его остановки;

    Несоответствие длины тормозного следа ТС, по которому был занесен удар, до места удара установленной скорости его движения. Этот признак имеет существенное значение, когда длина тормозного следа до места удара намного меньше длины тормозного следа, который должен был бы остаться при торможении ТС, двигавшегося с установленной скоростью;

    Отклонение следов ТС, которое нанесло удар, перед местом столкновения от первоначального направления движения в сторону, где произошло столкновение, при отсутствии помех для движения в прежнем направлении. Это может свидетельствовать о попытке водителя избежать столкновения с двигающимся наперерез ТС, но не соответствует версии о том, что оно было неподвижным. Признаки того, что TC в момент удара могло быть неподвижным, следующие:

    Более четкие отпечатки колес в местах их контакта с поверхностью дороги там, где TC находилось в момент удара. Этот признак особенно хорошо обнаруживается на мягкой, вязкой поверхности (влажном грунте, снегу, размягченном асфальте и др.);

    Резкое окончание следов юза в том месте, где TC остановилось при экстренном торможении перед ударом;

    Смещение следов колес остановившегося TC в соответствии с направлением удара. Этот признак не исключает того, что более легкое TC могло находиться в движении с относительно небольшой скоростью.

    Другие следы на месте происшествия также могут содержать признаки, позволяющие решить вопрос о движении или неподвижном состоянии TC в момент столкновения. К ним относятся:

    Наличие на месте удара незначительного подтекания жидкости (лужицы, потеки, несколько расположенных рядом капель). Этот признак свидетельствует о неподвижном состоянии TC в момент столкновения. Его не следует путать со следами разбрызгивания жидкостей, выбрасываемых из поврежденных емкостей при ударе; наличие на месте удара пятна от выхлопных газов. Признак также свидетельствует о неподвижном состоянии TC в момент удара. Оба признака позволяют решить вопрос о движении или неподвижном состоянии TC в момент столкновения при условии, что место ДТП определяется с достаточной точностью;

    Отсутствие осадков (снега, дождя) на участке, где непосредственно перед ударом находилось ТС. Если этот участок совпадает с местом расположения TC в момент столкновения с достаточной точностью, то это свидетельствует о неподвижном его состоянии в момент столкновения, и наоборот.

    Следы и повреждения на ТС, возникшие при столкновении, имеют большое значение для решения вопроса о движении или неподвижном состоянии их в момент ДТП благодаря тому, что они длительное время сохраняются в неизменном состоянии, а также по своей информативности.

    Для решения этого вопроса необходимо выяснить, совпадает ли направление взаимного внедрения TC при ударе с направлением движения ТС, нанесшего удар. Если оно совпадает, то очевидно, что ТС, по которому был нанесен удар, было неподвижно (или двигалось с очень малой скоростью), если не совпадает - значит, оно двигалось с относительно высокой скоростью. Величина отклонения направления взаимного внедрения TC от направления движения ТС, нанесшего удар, позволяет определить и соотношение скоростей их движения.

    Признаками, свидетельствующими о том, что данное TC в момент столкновения находилось в движении, являются:

    Основное направление первичных трасс и деформаций частей ТС, которым был нанесен удар, не совпадает с направлением его движения;

    Основное направление первичных трасс и деформаций частей ТС, по которому был нанесен удар, не совпадает с направлением движения другого ТС;

    Отсутствуют отпечатки частей одного TC на частях другого в местах их первичного контакта при перекрестных столкновениях и имеются горизонтальные трассы, оставленные контактировавшими частями. При малых скоростях относительного смещения и блокирующем ударе отпечатки контактировавших частей могут оставаться в конце трасс, образованных этими частями;

    На боковинах покрышек и дисках колес располагаются по окружности различные следы и повреждения (притертости, трассы, порезы, разрывы), причиненные в первоначальный момент при столкновении (до того, как TC приобрело движение в плоскости вращения колес);

    Следы шин в виде наслоения резины или стертости грязи на боковых частях ТС, по которому был нанесен удар при продольном столкновении, на высоте радиуса нанесшего удар колеса имеют наклон под углом, существенно отличающимся от 45°. В зависимости от угла наклона таких следов может быть установлено соотношение скоростей движения TC при столкновении;

    Следы шин на боковых поверхностях ТС, которым был нанесен удар при продольном столкновении, отклоняются от горизонтали.

    Основными признаками того, что данное TC в момент столкновения было неподвижным или двигалось с малой скоростью, могут быть следующие:

    Совпадение направления первоначальных трасс и деформаций при перекрестном столкновении на ТС, которым был нанесен удар, с направлениями его движения и продольной оси, если оно двигалось без заноса;

    Совпадение направления первоначальных трасс и деформаций на ТС, по которому был нанесен удар при перекрестном столкновении, с направлением движения другого ТС;

    Наличие четких отпечатков частей одного TC на другом в местах их первичного контакта при отсутствии трасс в местах образования отпечатков или при наличии трасс, возникших после образования отпечатков;

    Расположение по хорде трасс на боковых поверхностях колес ТС, по которому был нанесен удар;

    Расположение следов шин на боковой поверхности ТС, по которому был нанесен удар, под углом, близким к 45°, на высоте радиуса колеса, которым они были оставлены;

    Расположение следов шин на боковой поверхности ТС, которым был нанесен удар, в горизонтальном направлении.

    Расположение TC после происшествия определяется многими факторами, учесть суммарное влияние которых с достаточной точностью не представляется возможным, особенно в тех случаях, когда перемещения TC от места удара до остановки достаточно велики (десятки метров). На перемещение TC от места удара влияют направление и скорость их движения, массы, взаимное расположение в момент столкновения, характер движения после удара характеристика дороги и др. Поэтому расположение TC после происшествия во многих случаях может рассматриваться как дополнительный признак к совокупности других, свидетельствующих о движении или неподвижном состоянии ТС, по которому был нанесен удар.

    Признаки того, что TC находилось в движении, следующие.

    При перекрестном столкновении:

    Расположение обоих TC по одну сторону от направления движения ТС, которое нанесло удар. При этом следует учитывать возможность поперечного отклонения от направления их движения непосредственно после удара под воздействием иных причин (поворота рулевого колеса, смещения в направлении плоскости вращения колес, под воздействием профиля дороги и др.);

    Разворот TC в направлении момента, который мог возникнуть при столкновении только в случае движения ТС, по которому был нанесен удар.

    При продольном столкновении:

    Расположение ТС, которым был нанесен удар, до места столкновения, что свидетельствует о смещении его в обратном направлении ударом ТС, двигавшегося во встречном направлении;

    Расположение ТС, которым был нанесен удар, на расстоянии от места столкновения, не соответствующем скорости его движения после столкновения (если оно двигалось в заторможенном состоянии).

    Признаками того, что TC или было неподвижно, или двигалось с небольшой скоростью, являются:

    Расположение TC по обе стороны от направления движения того ТС, которое нанесло удар при перекрестном столкновении. При большой разнице масс столкнувшихся TC этот признак учитывать не следует;

    Разворот TC при перекрестном столкновении, соответствующий направлению момента, который мог возникнуть лишь при ударе в неподвижное ТС;

    Расположение TC после продольного столкновения на расстояниях от места удара, соответствующих наезду с установленной скоростью на неподвижное ТС.

    Расположение на месте происшествия отброшенных объектов, отделившихся от TC (или находившихся внутри него), по которому был нанесен удар, позволяет в некоторых случаях установить, что оно находилось в движении. Основными признаками этого являются:

    Смещение участка падения осколков стекол при перекрестном столкновении в направлении передней части ТС, по которому был нанесен удар. Признак свидетельствует об их отбрасывании по инерции в направлении движения этого ТС;

    Отбрасывание в том же направлении отделившихся от TC при ударе частей, выпавшего груза, других объектов при отсутствии иных обстоятельств, которые могли способствовать смещению этих объектов к месту их расположения после происшествия;

    Смещение груза, пассажиров, других объектов в TC с отклонением в направлении его передней части.

    По положению органов управления можно определить, двигалось или стояло TC в момент столкновения, однако оно не позволяет решить данный вопрос в категорической форме. Так, если рычаг переключения передач находился в нейтральном положении, то это соответствует неподвижному состоянию ТС, но не исключено, что рычаг мог быть поставлен в такое положение после происшествия или перед ударом и TC двигалось по инерции. Если рычаг находился в положении включенной передачи, то это соответствует движению ТС, но не исключает и его неподвижного состояния, если водитель успел остановиться, применив торможение при включенной передаче.

    Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией :

      1. следы ходовой части;
      2. следы выступающих частей транспортного средства;
      3. отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

    Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ , что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование .

    Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

    Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события, т.е. определять:

      • направление и режим движения;
      • место столкновения (наезда);
      • угол и линию столкновения и др.

    Следы ходовой части транспорта

    Виды следов ходовой части транспорта

    Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

    Различают следующие виды следов ходовой части транспортных средств:

      1. следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки;
      2. следы скольжения возникаютпри полной блокировке колес в процессе торможения.

    В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть:

    1) поверхностными:

      • следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту; позитивные - от окрашенных выступающих частей, и негативные - от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса);
      • следы отслоения (следы на загрязненной поверхности).

    2) объемными (являются результатом остаточной деформации грунта - песка, глины, рыхлой земли, и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях).

    По следам ходовой части определяют :

    • направленность и режим движения (торможения, остановки) - диагностическая задача ;
    • вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление - идентификационная задача .

    Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

    Подробнее

    Ширина колеи - это расстояние между центральными линиями следа левых и задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

    База автомобиля - это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

    Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

    Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

    Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

    Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

    Криминалистическое исследование следов ходовой части транспортных средств

    При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.

    Для решения диагностической задачи (определения направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.) можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

      • рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
      • при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;
      • на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;
      • капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;
      • при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;
      • при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);
      • камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;
      • на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;
      • ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

    О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

    Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

    Транспортное средство на гусеничном ходу

    Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу , то замеряют и фиксируют:

      1. ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц);
      2. ширину следов гусениц (траков);
      3. конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков);
      4. количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).

    Гужевой транспорт

    Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

    Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

    Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

    Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем - сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

    Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

    На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы :

      • шиной какой модели оставлен след;
      • тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;
      • в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;
      • не образован ли след данной шиной;
      • какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

    Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

    Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2-3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

    Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

    Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

    Отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы)

    Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

    Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

      • осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;
      • кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;
      • обломки частей транспортного средства;
      • составные части или крепежные детали отдельных узлов.

    Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

    Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся:

    1. трасологическая экспертиза (установление совпадения кусочков по линиям разделения и определение места, где раньше находилась краска);
    2. материаловедческая экспертиза (сопоставление химических и физических свойств лакокрасочного покрытия).

    В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

    Следы выступающих частей транспортного средства

    Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются:

      • при столкновении двух и более автомобилей;
      • при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд);
      • при переезде через тело человека;
      • при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

    Следы контактного взаимодействия изучаются:

      1. для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия;
      2. для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

    Говоря о таких следах, также различают следы:

      • статические;
      • динамические.

    Статические следы

    Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

    Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях - длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

    Динамические следы

    Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

    Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем - левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего - крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека - выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

    При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

      • встречные;
      • попутные;
      • угловые (движение под углом друг к другу).

    Подробнее

    Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

    В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов - соударение, опрокидывание и т. п.

    Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

    Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов - участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

    Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

    Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

    При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, - транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

    Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

    Тормозной след

    след перемещения заторможенного колеса транспортного средства по поверхности дороги в продольном направлении. От заблокированного колеса остается Т. е. в виде сплошной полосы (след юза), от вращающегося заторможенного колеса - след в виде полосы со «смазанными» в продольном направлении отпечатками рисунка протектора. Расстояние, проходимое транспортным средством с начала до конца торможения, именуют тормозным путем (см. ), к-рый измеряется по Т. е. Исследуется автотехнической экспертизой при расследовании дорожно-транспортных происшествий.


    Криминалистическая энциклопедия. - М.: Мегатрон XXI . Белкин Р. С. . 2000 .

    Смотреть что такое "Тормозной след" в других словарях:

      Тормозной путь - Тормозной путь расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Протяжённость тормозного пути зависит от скорости, состояния проезжей части, шин, погодных условий. Особое… … Википедия

      Движение колеса при наличии продольного скольжения. Ю. транспортного средства движение транспортного средства при наличии у ведущих колес продольного скольжения (см. Тормозной след). Исследуется при решении вопросов автотехнической экспертизой … Криминалистическая энциклопедия

      Список эпизодов телесериала «Улицы разбитых фонарей» - Основная статья: Улицы разбитых фонарей Содержание 1 Улицы разбитых фонарей 2 Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов … Википедия

      ЗАДНЯЯ КРЫШКА ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА - устанавливается со стороны рабочей камеры этого цилиндра. В зависимости от расположения воздухораспределителей и устройства рычажной передачи на тормозной единице З. к. т. ц. изготовляются след. типов: обыкновенные или плоские …

      ЖЕЛУДОК - ЖЕЛУДОК. (gaster, ventriculus), расширенный отдел кишечника, имеющий благодаря наличию специальных желез значение особо важного пищеварительного органа. Ясно диференцированные «желудки» многих беспозвоночных, особенно членистоногих и… …

      ВВГБТАТНВЦ-АЯ - HEt BHiH С И С ГОД 4 U ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕГПНАН CIH TFMA III й*гл*. 4411^1. Jinn РИ"И рягцхш^чпт* dj ^LbH }