Снежный крейсер. Антарктический снежный крейсер - история в фотографиях

Антарктический снежный крейсер (англ. Snow Cruiser) — вездеход, который был создан в 1939 г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду Иллинойсским технологическим институтом в Чикаго. Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.

Так началась одна из самых интересных авантюр в истории освоения Антарктиды.

Цветная кинохроника:

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения.
Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса — диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л.с. Колеса размешались в нишах, подогреваемых выхлопными газами.
Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд).

На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки. Для того, чтобы снять его с крыши, требовалось насыпать пандус из снега.

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.

Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено — внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период.

С тех пор машину никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов, которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.

— вездеход, который был создан в 1939 г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду Иллинойсским технологическим институтом в Чикаго. Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.

Так началась одна из самых интересных авантюр в истории освоения Антарктиды.

Цветная кинохроника:

Крейсер на дороге в штате Огайо 1 ноября 1939 года:

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения. Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса — диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л.с. Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд). На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки.

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.


Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено — внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. С тех пор машину никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов, которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.

Между мировыми войнами умами многих военных инженеров завладела безумная идея сухопутного крейсера. Еще в 1915 году российский изобретатель всерьез предлагал поставить списанные броненосцы Черноморского флота на гусеницы. Позже концепция «Ландкрейзера» была разработана в фашистской Германии. Гитлер одобрил проект, и фирма Krupp начала работы по созданию танка Р-1000 Ratte (Крыса) - монстра весом в 1000 т с броней в 25 см, корабельными орудиями и дизелями с подводных лодок. «Крысе» не суждено было появиться на свет, но один сухопутный крейсер все-таки был создан в 1939 году, только по другую сторону Атлантики.

Антарктический мечтатель

История сохранила имя Snow Cruiser за машиной, построенной американцем Томасом Поултером. Поултер тоже был мечтателем. В 1934 году он участвовал в антарктической экспедиции, которая чуть было не стоила жизни ее руководителю - адмиралу Бэрду. Поултер с третьей попытки смог пробиться к запертому снежной бурей Бэрду на гусеничных тракторах и спасти его. Тогда-то доктор Поултер и загорелся идеей постройки специального антарктического транспорта.

В США Поултер работал научным руководителем Исследовательского фонда Института брони в Чикаго. Он смог убедить директора фонда в целесообразности своего проекта и коллектив этой организации в течении двух лет разрабатывал конструкцию «антарктического снежного крейсера», как назвал Поултер свое детище.

Если не считать низких температур, нехватки кислорода и сложного снежно-ледяного покрытия, главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента, которые зачастую были незаметны под слоем снега или фирна, и потому были особо страшны.

Главной опасностью путешествий по Антарктике были трещины в ледниковом покрове континента.

Поултер решил эту проблему по-кавалерийски: достаточно сделать машину настолько длинной, а свесы настолько большими, чтобы нос «корабля» уже преодолевал трещину к тому моменту, как в нее попадает переднее колесо. Да-да, крейсер передвигался на четырех колесах! Почему Поултер решил избрать такую схему, неизвестно - вероятно, посчитал гусеничные движители избыточными и слишком прожорливыми.

В 1939 году Поултер смог «зажечь» сенаторов США своей идеей и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду.

В 1939 году Поултер презентовал проект «Снежного крейсера» в Конгрессе США, да так, что смог «зажечь» сенаторов этой идеей, и они согласились финансировать экспедицию по доставке машины в Антарктиду. Средства же на постройку «крейсера» - без малого $150 000 (а доллар был тогда примерно в 10 раз «тяжелее») - Поултер смог собрать у неких частных инвесторов.

Итак, одобрение Конгресса было получено, и экспедиция была назначена на антарктическую весну - 15 ноября 1939 года. Между тем, на дворе было 8 августа. Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

Технологии 1930-х гг.

Конструктивно «крейсер» Поултера смотрится весьма интересно и сегодня. Он представлял собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением.

Уникальную машину предстояло построить и доставить на корабль за 11 недель!

Четыре колеса были сдвинуты к центру кузова - база равнялась лишь примерно половине общей длины машины. Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины.

Перед передней осью стояли два шестицилиндровых дизеля Cummins объемом 11 л и мощностью по 150 л.с. Они приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric (по 75 л.с. каждый), стоящие каждый в своей ступице - благо, места в двухметровых ступицах было предостаточно.

Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом: два шестицилиндровых дизеля Cummins приводили в движение два электрогенератора, а те уже питали четыре электромотора General Electric, стоящие каждый в своей ступице.

Таким образом, Snow Cruiser был дизель-электрическим гибридом. По такой схеме сейчас делают карьерные самосвалы.

Подвеска машины была тоже необычной. Она имела, так сказать, регулируемый клиренс. Точнее говоря, колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки. Таким образом, во-первых, можно было отогревать резину и очищать ее от намерзшего льда (в колесные ниши подавались горячие выхлопные газы от дизелей), а во-вторых, подобным способом предполагалось преодолевать трещины.

Подвеска машины была тоже необычной: колеса могли втягиваться на 1,2 м в арки.

Сначала Snow Cruiser достает передним свесом до противоположного края трещины, затем втягивает передние колеса в кузов, и, «гребя» только задними, заталкивает переднюю ось на «берег». Затем передние колеса опускаются, а задние, напротив, втягиваются в кузов. Теперь передняя ось должна вытащить машину. Предусматривалось, что эта процедура проходит в 20 приемов (ведь все действия нужно было выполнять вручную) и занимает примерно полтора часа. Кроме того, все четыре колеса были управляемыми - можно было двигаться боком или разворачиваться «на пятачке».

Покрышки диаметром 120 дюймов (больше 3 м) и шириной 33 дюйма были изготовлены фирмой Goodyear из 12-слойной морозостойкой резины.

Внутри корпуса хватило места не только для машинного отделения, трехместной рубки управления, вынесенной наверх, и топливных баков на 9463 л солярки, но и для пятиместной спальни, кают-компании с креслами, кухни с мойкой и плиткой на четыре конфорки, мастерской со сварочным аппаратом и комнатой для проявки фотографий, склада провизии и снаряжения и двух запасных колес (они располагались в специальном отделении в заднем свесе).

Внутри корпуса хватило места и для кухни с мойкой и плиткой на четыре конфорки, мастерской, склада провизии и снаряжения...

Мало того, на крыше предполагалось разместить небольшой самолет-биплан, который выполнял бы роль GPS-навигатора для «крейсера». На крыше же хранилось еще 4000 л топлива для самолета. Спускать биплан и поднимать его обратно, а также менять колеса можно было с помощью специальной лебедки, выдвигавшейся из крыши.

Дорога в порт

История умалчивает, уходили ли сотрудники завода Pullman с рабочих мест, и как долго они спали. Так или иначе, постройка «сухопутного крейсера» была завершена уже через полтора месяца!

Конструктивно «крейсер» Поултера представлял собой пространственную трубчатую раму, обшитую металлическими листами с многослойным утеплением.

24 октября 1939 года машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона, где уже ждало судно North Star.

Габариты Snow Cruiser действительно позволяли считать его сухопутным кораблем. Длиной 17 м, шириной больше 6 и высотой от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески), он возвышался над толпой неизменно окружавших его зевак, как авианосец возвышается в порту над остальными судами.

24 октября 1939 г. машину впервые завели, и в тот же день она отправилась своим ходом из Чикаго в военный порт Бостона.

Выкрашенному в ярко-красный цвет (чтобы быть заметнее в снегах Антарктиды), ему предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

Snow Cruiser"у предстояло проехать в сопровождении полицейских машин 1700 км.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч, но в некоторые повороты в один прием он не вписывался, и не все мосты были способны выдержать массу в 34 т - приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

Максимальная скорость крейсера составляла вполне достойные 48 км/ч.

В одной из них Snow Cruiser повредил усилитель рулевого управления, в результате чего провел под мостом три дня в ремонте. В целом при движении по трассе машина показала себя неплохо. По бездорожью, в том числе рыхлому песку, она также передвигалась достаточно уверенно.

Не все мосты были способны выдержать массу в 34 т - приходилось объезжать их «низом», попутно форсируя небольшие речки.

Впрочем, тяжелым офф-роудом «крейсер» не испытывали, ведь главной задачей было прийти в порт вовремя. Если бы Поултер опоздал на погрузку, корабль бы отправился в плавание без него.

Если бы Поултер опоздал на погрузку, корабль бы отправился в плавание без него.

Однако дорога до Бостона в итоге была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт. Для того, чтобы гигантская машина уместилась поперек палубы «Северной Звезды», задняя часть (кожух запасок) была снята.

Дорога до Бостона была преодолена успешно и 12 ноября, за три дня до отплытия, Snow Cruiser прибыл в армейский порт.

Поултер самостоятельно заехал по трапу на палубу. 15 ноября 1939 года корабль отправился к берегам Антарктиды.

Фиаско Поултера

11 января 1940 года судно причалило к берегу шестого континента в Бухте Китов. Согласно схеме маршрута, нарисованного Поултером для Конгресса, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км!

Согласно схеме маршрута, Snow Cruiser должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе.

Для спуска «крейсера» на сушу была построена специальная рампа из дерева. Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил. Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег.

Во время спуска чуть было не случилась катастрофа: одно колесо проломило настил.

Но Поултер вовремя надавил на газ и Snow Cruiser успешно съехал на снег.

Но настоящая катастрофа наступила сразу после этого. Оказалось, что «Снежный крейсер» не предназначен для движения по снегу! 34-тонная махина на четырех абсолютно гладких колесах мгновенно легла на днище. Колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер».

В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а задние колеса одела в цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться вперед-назад.

«Снежный крейсер» оказался не приспособленным для движения по снегу!

Запасные колеса присоединили к передним, задние одели в цепи, машина хоть как-то смогла двигаться вперед-назад.

После ряда тщетных попыток Поултер обнаружил, что при движении задним ходом Snow Cruiser ведет себя гораздо увереннее - сказалось «кривое» распределение массы по осям.

В путешествие по Антарктиде команда мечтателей Поултера отправилась задним ходом. Кроме того, что колеса без протектора постоянно буксовали, открылись и другие проблемы. Так, гигантские свесы, которые хороши для аэродромных тягачей, в Антарктике оказались помехой - никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла даже в самом верхнем положении подвески, упираясь в снег носом или хвостом.

Гигантские свесы оказались помехой - никакой мало-мальски заметный излом поверхности машина преодолеть не могла.

Кроме того, двигатели, несмотря на температуру в десятки градусов ниже нуля, постоянно перегревались. После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, распрощался с мечтой объехать весь континент и отправился в США. К тому моменту Snow Cruiser смог проехать лишь 148 километров.

Остальной экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции. Snow Cruiser оказался отвратительным внедорожником, зато неплохим домом. Система отопления салона была хорошо продумана. Охлаждающая жидкость и выхлопные газы дизелей циркулировали в специальных каналах, обеспечивая практически комнатную температуру внутри машины, а также растапливали снег в специальном бойлере. Запаса солярки для дизелей и провизии в складе «крейсера» было достаточно на целый год автономного существования.

После двух недель мучений Поултер бросил свое творение в снегах Антарктиды, проехав лишь 148 километров. Экипаж «крейсера» остался жить в нем в качестве научного персонала полярной станции.

Экипаж закрыл «крейсер» деревянными щитами, окончательно превратив его в дом, и занялся научными исследованиями - измерениями космической радиации, проведением сейсмологических экспериментов и т.д. Через несколько месяцев, до наступления антарктической зимы, Snow Cruiser был окончательно оставлен людьми.

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940 года. Исследовав ее, они пришли к выводу, что она абсолютно работоспособна - нужно лишь накачать колеса и смазать механизмы. Однако США уже вступали во Вторую мировую войну и романтические приключения были не в приоритете.

В 1958 году международная экспедиция нашла Snow Cruiser.

С тех пор сухопутный крейсер никто не видел.

В 1958 году международная экспедиция снова нашла Snow Cruiser. За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но ее расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. В салоне «крейсера» еще лежали сигареты, оставленные американцами.

С тех пор сухопутный крейсер никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой - он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

По одной версии, его занесло снегом. По другой - он оказался на одном из огромных айсбергов, что ежегодно десятками откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул где-то в Южном океане.

Наконец, согласно любимой американцами версии, Snow Cruiser был откопан полярниками из КГБ и увезен в Сибирь для исследований. Тут будет уместным вспомнить о том, что в те же 30-е года в Антарктиде силами военнопленных был создан секретный подземный город «Новая Швабия», в который после войны переправился на подводных лодках Гитлер с верхушкой вермахта. В 1947 году четвертая антарктическая экспедиция адмирала Ричарда Бэрда вступила в бой с летающими тарелками инопланетян, потеряв при этом один корабль и 13 самолетов. А в 1955 году тот же Бэрд встретился на полюсе с цивилизацией атлантов, живущих внутри земного шара...

Оставим эти домыслы на совести желтых газет. По крайней мере, начало истории сухопутного крейсера, хоть и выглядит фантастикой, было абсолютно реальным. Просто тогда было такое время - мечтателей.


Монстр, просто монстр. С незавидной, как это часто бывает у монстров, судьбой. Его любили, им восхищались, на него надеялись. В нём разочаровались, бросили и забыли.
Во многом потому, что идея, родившаяся в горячей голове 70 лет назад, была воплощена впопыхах. Поспешили, но никого не насмешили.

А дело было так. В 1934 году вторая антарктическая экспедиция США едва не стоила адмиралу Ричарду Бирду (Richard E. Byrd) жизни. Отравленный угарным газом он лежал на базе, в занесённой снегом хижине, в то время как заместитель командира экспедиции, физик и исследователь Томас Поултер (Thomas C. Poulter), прилагал героические усилия, пытаясь вывезти адмирала на тракторах-снегоходах.

С третьей попытки Поултеру это удалось, но в технике, еле-еле преодолевшей по снегу несчастные две сотни километров, он разочаровался. Поэтому данный трагический инцидент, как теперь принято считать, и стал той искрой, из которой возгорелась оригинальная концепция «Антарктического снежного крейсера» (Antarctic Snow Cruiser).

Адмирал Ричард Берд

8 августа 1939 года строительство Snow Cruiser началось на пульмановском заводе в Чикаго. Причём сроки поджимали — на то, чтобы полностью построить, испытать и доставить гигантскую машину в порт, у её создателей было меньше 3 месяцев!

Параметры впечатляют и сегодня. Длина – 17 метров, высота — 4,9 метра, ширина — 6 метров. Полный вес — 34 тонны. Максимальная скорость – 48 км/час. Каждое колесо приводилось в движение своим электромотором мощностью 75 «лошадей», а энергию для них поставляли два 6-цилиндровых дизель-генератора по 150 лошадиных сил каждый.

Ожидалось, что «Крейсер» сможет работать в диапазоне восьми с лишним тысяч километров. Что экипаж машины будет состоять из 5 человек, включая пилота, ведь на «спине» Cruiser планировалось разместить самолёт!

На причале в Бостоне, Ноябрь 1939 г.

«Крейсеру» сначала нужно было добраться до Бостона, попасть на борт судна. Это был тяжёлый путь в сопровождении полиции и автомобилей прессы, «автопробег» неизменно собирал на маршруте огромные толпы.

Наконец, 12 ноября «Крейсер», по-видимому, не без божьей помощи, добрался до бостонского причала и погрузился на палубу «Полярной звезды». Чтобы гигант на ней уместился, пришлось на время снять его хвостовую секцию. И 15 ноября корабль отправился в путь.

12 января «Полярная звезда» бросила якорь в Заливе кита. И чтобы Cruiser смог покинуть борт, из тяжёлой древесины был построен специальный скат, который при разгрузке начал разваливаться, так что только мастерство Поултера, сидевшего за рулём и в нужный момент давшего полный газ, позволило монстру съехать на безопасный лёд.

Вот с этого момента транспортное средство стало с фантастической скоростью терять своё очарование. Как только Поултер попытался на нём поехать, сразу стало очевидно, что представления проектировщиков о тяге были ошибочными.

Огромные шины легко крутились вхолостую, погрузившись в снег практически на метр. Кроме того, тут же перегрелись двигатели. Короче говоря, Cruiser оказался в Антарктиде абсолютно беспомощным.

24 января убитый горем Поултер отбыл обратно в Америку, где пресса уже окончательно утратила энтузиазм. Журналисты назвали миссию «полным провалом», а саму машину окрестили «динозавром на колёсах». Оставшиеся с «Крейсером» члены команды несколько раз пытались привести его в чувство, но тщетно.

Который был создан (англ. Armour Institute of Technology ) в г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду . Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.

Описание

Для повышения проходимости по специфическим антарктическим ландшафтам конструкторы использовали два принципиальных решения. Во-первых, «крейсер» поставили на четыре громадных колеса - диаметром 120 дюймов (больше 3 м). Их приводили в движение электродвигатели, стоящие каждый в своей ступице, питаемые от двух дизель-генераторов по 150 л. с. Во-вторых, корпус машины имел 17-метровую длину и лыжеподобное днище, при высоте от 3,7 до 5 м (в зависимости от положения подвески) и ширине 6,06 м. Через трещины шириной до 4,5 м, коими изобилует антарктический ледник, снегоход должен был «переползать», как лыжа, отталкиваясь колёсами; так же предполагалось преодолевать и фирн (зернистый лёд). На крыше вездехода предполагалось разместить небольшой самолет-биплан для ведения разведки.

Технические характеристики

  • Длина: 17 м
  • Ширина: 6,06 м
  • Высота: 3,7-5 м (в зависимости от положения подвески)
  • Масса: 34 тонны
  • Двигатель: два дизель-генератора мощностью 150 л. с. каждый
  • Электротрансмиссия
  • Шины: Goodyear - 3048×838,2, 12-слойная
  • Дальность хода: 8000 км
  • Максимальная скорость: 48 км/ч
  • Экипаж: 5 человек

Применение

В январе 1940 года вездеход доставили в Антарктиду и сам Томас Поултер принял участие в экспедиции. «Снежный крейсер» должен был пересечь Антарктиду два раза, крест-накрест, объехав почти всю береговую линию и дважды побывав на полюсе. Запаса топлива в баках должно было хватить на 8000 км.

Но оказалось, что «Снежный крейсер» не может двигаться по снегу, так как колеса погрузились в снег на метр и беспомощно вращались, не в силах сдвинуть «крейсер». В попытках исправить ситуацию, команда присоединила запасные колеса к передним, увеличив таким образом ширину последних в два раза, а на задние колеса надела цепи. В результате машина оказалась способна хоть как-то двигаться. Причём оказалось, что при движении задним ходом она ведёт себя гораздо увереннее. Но всё равно моторы вездехода то и дело перегревались.

Вездеход смог проехать по Антарктиде задним ходом за две недели лишь 148 километров, после чего его пришлось остановить и экипаж «крейсера» остался жить в нём в качестве научного персонала полярной станции. Через несколько месяцев полярники покинули «Снежный крейсер» из-за того, что финансирование проекта было прекращено - внимание общественности переключилось на Вторую мировую войну .

В следующий раз полярники нашли машину в конце 1940-х годов и выяснили, что машина цела, требует лишь мелкого ремонта и накачки шин. В 1958 году международная экспедиция снова нашла «Снежный крейсер». За 18 лет машину занесло несколькими метрами снега, но её расположение выдавал торчащий на поверхности высокий бамбуковый шест, предусмотрительно установленный экипажем. Измерив количество снега от низа колес, полярники смогли узнать количество выпавших осадков за этот период. С тех пор вездеход никто не видел. По одной версии, его занесло снегом окончательно. По другой, он оказался на одном из огромных айсбергов , которые откалываются от ледяного шельфа Антарктиды, а затем затонул в океане.