Тормозная жидкость. Течёт тормозная жидкость: в чём причина утечки? Работает ли полиуретан в тормозной жидкости

Динамика жидкостей в тормозной системе автомобиля

Вы мчитесь вниз по длинной прямой, нажимаете на педаль тормоза, но того, что должно произойти не происходит, педаль вяло проваливается до полика, и автомобиль неуправляемый вылетает за поворот… Мгновения и в лучшем случае автомобилю потребуется ремонт, в худшем… Даже говорить не хочется. Единственный вопрос, который хочется задать бедолаге, пережившему подобный финал: Когда ты в последний раз менял тормозную ?

Гидролиния заполненная тормозной жидкостью является важнейшим элементом, посредником между вашей ногой и тормозными колодками, и, как правило, она выполняет свою работу идеально. При «гражданском» использовании автомобиля, тормозная жидкость не теряет своих свойств в течение нескольких лет.

Совершенно иное дело, когда используется на более интенсивных скоростях. Любители погонять от светофора к светофору или автовладельцы имеющие возможности использовать своих железных коней на треке должны помнить несколько важных нюансов. Современная тормозная жидкость, какая бы она ни была качественная имеет свои уязвимости.

Почему закипает тормозная жидкость?


Во-первых, химический состав тормозной жидкости изменяется при перегреве под воздействием многочисленных интенсивных торможений. Если ее вовремя не сменить, свойства жидкости многократно ухудшатся и она больше не сможет выполнять свои важные функции.

Также жидкость гигроскопична, что означает ее способность поглощать водяные пары из атмосферы. Вода понижает температуру кипения жидкости. Закипевшая жидкость выделяет газ. Если в тормозной линий появились пузырьки газа- вы потеряете тормоза, педаль уйдет в пол.

Продолжительность «жизни» тормозной жидкости зависит от того, на чем вы едете, как вы едете, и даже где вы едете. Мощный, тяжелый в жарком и влажном климате на треке может приговорить тормозуху за один гоночный уик-энд. Тогда как MX-5, в сухих и прохладных погодных условиях может продержаться гораздо дольше. В условиях стритрейсинга ситуация ненамного лучше. Сколько было написано историй о перегретых тормозах на тяжелых и мощных седанах, и хорошо, если эти истории заканчивались не трагически.

Каждый раз после покатушек перезаливать новую тормозную жидкость, прокачивая тормоза, конечно же, бренд, да и визуальная проверка расширительного бачка ни к чему не приведет, там может не быть пузырьков, воздух может скопиться в других частях тормозной системы.

Как предотвратить закипание тормозной жидкости?


Ваш автомобиль и ваш стиль вождения подскажут, что залить в тормозную магистраль. Стандартные DOT 3 или 4 подходят для большинства обычных спокойных водителей. Если вы испытываете тормоза на прочность, осаживая машину с большой скорости до нуля, вам стоит присмотреться к жидкости с повышенной точкой кипения, таким как ATE Typ 200 (190 °C) или Castrol React SRF Racing (270 °C). Жидкости действительно хорошие, но есть пару нюансов, их непросто достать в России, может, придется заказывать из-за рубежа и они стоят совсем не дешево. Castrol, например, обойдется в $78, примерно 6000 рублей.

ВАЖНО! Некоторые тормозные жидкости категорически нельзя смешивать! Пример- DOT 5, обладая высокой точкой кипения, этот вид тормозной жидкости нельзя перемешивать с менее стойкими к перегреву жидкостями для тормозов.


Итог: Залив качественную тормозную жидкость, в экстремальных условиях использования вы сможете избежать непредвиденных ситуаций с отказавшими тормозами. Тщательно изучите инструкцию применения и техническую документацию, прежде чем переходить на более стойкую тормозную жидкость, некоторые из видов DOT смешивать НЕЛЬЗЯ! Также тех. документация поможет вам определится с интенсивностью замены тормозной жидкости.

Не используйте жидкость из уже открытой бутылки, помните про ее гигроскопичность.

И . После водителя это, пожалуй, одна из самых важных систем во всем автомобиле.

Жидкость, как нам известно, вещество текучее. Тормозная жидкость, как и все технические жидкости автомобиля, не являются исключением. С той лишь разницей, что утечка тормозной жидкости, равно как и любой другой технической жидкости, грозит как минимум – выходом из строя какого-нибудь агрегата, а как максимум…аварийной ситуацией во время движения.

Контроль уровня тормозной жидкости

Именно по этой простой причине, чтобы постоянно визуально контролировать уровень тормозной жидкости, а также моторного масла и антифриза, вы должны ежедневно перед началом движения из гаража, заглядывать под капот автомобиля. Таким образом, вы сможете наблюдать, сколько тормозной жидкости в системе, и гарантировать себе относительную безопасность во время движения.

Визуальный контроль уровня тормозной жидкости осуществляется по заливному бачку. На нем существуют отметки: «min» и «max». Самый оптимальный вариант – это уровень жидкости между отметками. Если же он стал снижаться к отметке min, то значит, у вас где-то течёт тормозная жидкость и необходимо срочно приступать к выявлению места утечки. Предварительно протестируйте систему. Долив тормозную жидкость проследите, уходит ли она, и с какой быстротой.

Одновременно с визуальным контролем, с периодичностью раз в полгода-год, нужно проводить проверку качественного состава тормозной жидкости. Такая проверка производится . Периодичность проверки зависит от режима эксплуатации вашего автомобиля.

При визуальном наблюдении за уровнем ТЖ, обращайте внимание и на наличие отложений на внутренних стенках бачка. Если вы наблюдаете грязевые отложения, каких-либо посторонних частиц или капель воды, то это ещё один «звонок» в пользу замены тормозной жидкости.

Характерные причины утечки тормозной жидкости

Если во время визуальной проверки уровня по бачку, вы заметили, что у вас уходит тормозная жидкость, приступаем к выявлению утечки. При чём, заметьте, что в случае утечки тормозной жидкости, не обязательны явные её следы, как, например, в случаях с утечкой моторного масла или при .

Итак, низкий уровень тормозной жидкости может быть следствием:

  • Чрезмерного износа тормозных колодок
  • Износ манжет главного тормозного цилиндра (при этой неисправности тормозная жидкость может попадать в вакуумный усилитель). В этом случае трудно сразу визуально определить наличие утечки ТЖ.
  • Износ манжет тормозных цилиндров колес (в этом случае при снятии колеса можно заметить следы от утечки).
  • Дефект в системе тормозных шлангов, трубок

Тщательная дефектовка всей тормозной системы просто необходима. Особенно она нужна в зимнее время года, когда все резино-технические изделия «дубеют» от низкой температуры. Этим самым, потратив время, вы обезопасите себя от закона «падающего бутерброда», когда тормоза откажут в самый ответственный момент.

После обнаружения места утечки тормозной жидкости, естественно требуется произвести ремонт (замену) вышедшего из строя узла, и полную .

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

После ремонтных работ и полной замены тормозной жидкости следует обязательно сделать прокачку тормозной системы. Для этого можно обратиться в любой автосервис, но можно сделать самостоятельно, тем более процедура несложная, понадобится только помощник и соблюдение алгоритма прокачки (в какой последовательности покачиваются колёса). Если такой информации нет (иногда для разных моделей авто используются разные последовательности) начинать нужно с самого дальнего от главного тормозного цилиндра колеса, т. е. с правого заднего.

Если произошла утечка тормозной жидкости, не стоит пренебрегать этим, с неисправными тормозами эксплуатировать автомобиль запрещается, от этого зависит безопасность. Если в автомобиле предусматривается электронное контролирование уровня тормозной жидкости, не следует всецело полагаться на работу датчиков и периодически самостоятельно проверять уровень в бачке. В тех случаях, когда вышел из строя один или несколько элементов тормозной системы рекомендуется сразу их заменить, чтобы не провоцировать аварийные ситуации на дороге.

Удачи вам, при регулярной проверке тормозной жидкости. Пусть её уровень никогда не понижается на вашем автомобиле.

Жидкость не сжимается. Этот закон нам известен со средней школы, и именно на нем основана работа тормозной системы современного автомобиля. А что будет, если у закона появятся исключения? Вы скажете, такого не бывает. Иногда владелец авто создает их своими руками, нарушая периодичность замены тормозной жидкости. Рассмотрим типичные неисправности, которые могут возникать из-за несвоевременной ее замены и несоблюдения правил выполнения этой операции.

Зачем менять тормозную жидкость? Она работает в замкнутом пространстве, и ее свойства измениться не могут.

Тормозная жидкость работает в пространстве, которое замкнутым можно назвать достаточно условно. В системе есть компенсационные отверстия, которые впускают в него воздух при нажатии на педаль, и выпускают при обратном ее ходе. В результате тормозная жидкость, в состав которой входят, кроме прочих веществ, различные спирты, впитывает влагу из окружающего воздуха (тормозная жидкость гигроскопична). Кроме этого, в ней самой происходят необратимые химические реакции, а присадки, входящие в состав тормозной жидкости, со временем теряют свои свойства. Поэтому ее состав со временем изменяется, и довольно значительно.

Современные тормозные жидкости можно смешивать в любых пропорциях.

Действительно, тормозные жидкости можно смешивать, но не все и не со всеми! Смешиваются только те из них, которые соответствуют одним стандартам. Но следует учесть, что жидкости от разных производителей, как правило, имеют разную рецептуру присадок, а иногда и сделаны на разной основе. Кроме этого, вы не всегда можете быть уверены в марке жидкости, залитой в тормозную систему. Поэтому все же лучше не допускать смешивания тормозных жидкостей, так как в случае их несовместимости тормоза могут выйти из строя.

В современных автомобилях могут использоваться любые тормозные жидкости, соответствующие стандартам DOT-4.

Это неверное представление. Ряд производителей автомобилей допускает применение в тормозных системах только специально разработанных жидкостей. Некоторые из них созданы на минеральной основе, поэтому смешивать их с гликолевыми жидкостями категорически запрещено. Недопустимо и применение гликолевых жидкостей в тормозных системах автомобилей, рассчитанных на «минералку». Ведущие производители тормозных жидкостей обычно прямо предупреждают об этом потребителей.

Поэтому следует обязательно выполнять требования завода-изготовителя автомобиля, и внимательно читать описание той или иной жидкости, которую вы хотите приобрести. В нем, как правило, приводятся ограничения по применению продукта, если таковые существуют.

Даже если тормозная жидкость и впитывает воду, она ведь тоже не сжимаема. Поэтому никакого вреда не будет.

В данной ситуации проблема не в том, что вода может сжаться. Так как температура кипения воды всего 100С, чем больше ее в тормозной жидкости – тем ниже температура кипения. Если учесть, что при торможении тормозные механизмы сильно нагреваются, такой коктейль может закипеть, в жидкости образуются паровые пробки и тормоза становятся слабыми. Говоря по-другому, педаль уходит в пол!. Если учесть, что это явление происходит именно тогда, когда нужно сильно и часто тормозить, опасность очевидна. Именно поэтому следует строго придерживаться рекомендаций по периодичности замены тормозной жидкости.

Жидкость темнеет из-за того, что в ней есть моющие присадки, поэтому изменение цвета не является признаком необходимости замены.

К сожалению, это утверждение справедливо только для моторных масел. В тормозных жидкостях изменение цвета является признаком из загрязнения продуктами износа и микрочастицами пыли. Если жидкость не менять очень долго, в ней происходят и другие необратимые изменения, она становится вязкой и больше напоминает разбавленный битум. Частицы грязи могут привести к заклиниванию тормозных цилиндров и отказу тормозов. Нередки также случаи появления различных лакообразных отложений на внутренних поверхностях деталей тормозной системы. Поэтому потемневшую жидкость нужно менять, не дожидаясь истечения установленного срока.

Если вовремя менять тормозную жидкость, воздух в системе появиться не может.

Жидкость нужно менять не только своевременно, но и правильно. Есть такая операция – прокачка тормозной системы. В процессе прокачки тормозов происходит замена старой тормозной жидкости новой, без попадания воздуха. Чтобы прокачать тормоза, понадобится небольшой запас жидкости, поэтому ее нужно покупать примерно в полтора раза больше, чем емкость системы. Признаком попадания воздуха в систему является ощущение мягкой педали (тормоза берут со второго-третьего раза). И прокачивать систему нужно до тех пор, пока педаль станет жесткой и будет останавливаться в одной и той же точке ее хода. При выполнении этой операции необходимо придерживаться рекомендаций завода-изготовителя автомобиля, обратив особое внимание на очередность прокачки тормозных цилиндров, так как от нее зависит полнота удаления воздуха из тормозной системы.

Вид тормозной жидкости на скорость автомобиля не влияет, поэтому можно заливать любую современную жидкость.

Тормозная жидкость на скорость, конечно, не влияет, но скоростные качества автомобиля могут потребовать другой жидкости. При движении на больших скоростях или с частыми торможениями требуется тормозная жидкость с высокой температурой кипения. Поэтому ряд автомобилей требуют специальных жидкостей. Например, фирмы Ford и Rover Group для заводской заливки тормозной системы рекомендуют жидкости с температурой кипения 260°С. Примером такого продукта является Texaco Universal Brake Fluid DOT 4, в описании которой специально указано значение температуры кипения и соответствие ее требованиям названных выше производителей. А в описании жидкости Texaco Brake Fluid HD, соответствующей требованиям стандартов ISO 4925, FMVSS 116 — DOT 3, 4 и 5.1, SAE J 1703, просто сказано, что она обладает высокой температурой кипения, как в сухом, так и в «обводненном» состоянии.

Подведем итог

Необходимо использовать только те тормозные жидкости, которые рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля. Приобретая тормозную жидкость, внимательно следите за точным соблюдением спецификации к вашему автомобилю, осторожно относитесь к рекомендациям посторонних лиц. Соблюдайте рекомендованные сроки замены жидкостей. Приобретая подержанный автомобиль, лучше сразу заменить тормозную жидкость. Вы будете точно знать, что именно залили и когда. Это позволит избежать гаданий, нужно или не нужно ее заменить, и избежать проблем с тормозной системой. Заменив жидкость, не забудьте прокачать тормозную систему в соответствии с регламентом.

Вверх — Отзывы читателей (3) — Написать отзыв — Версия для печати

Можно ли лить тормазуху в дизель?

sonya 10 марта 2017, 22:40:43
Dima327 4 сентября 2018, 17:16:49

стремно ездить с пустым бачком, лучше вызвать эвакуатор...



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: