Как оценить эффективность работы автосервиса и дилерских центров? Поиск автосервиса онлайн: как это работает? Варианты развития бизнеса.

Эффективность деятельности коммерческих предприятия можно оценить по набору стандартных показателей, при этом, специфика функционирования предприятия и виды его деятельности, могут потребовать дополнительных критериев, показателей и методов оценки эффективности его деятельности.

Показатели эффективности деятельности автосервисов и дилерских центров

В качестве основных показателей , характеризующих дилерского центра, в т.ч. и станции технического обслуживания, можно выделить следующие:

— количество постов для обслуживания автотранспортных средств;

— уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств;

— выручка в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств;

— прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств;

— уровень технической обеспеченности и качество оборудования станции технического обслуживания;

— соответствие оборудования станции технического обслуживания, требуемым стандартам;

— уровень подготовки специалистов;

— производительность труда работников;

— объем продаж автомобилей;

— удельный вес продаж автомобилей в различных комплектациях;

— объем продаж автомобильных запасных частей;

— количество обращений покупателей по гарантийному ремонту и обслуживанию;

— уровень удловлетворенности клиентов качеством обслуживания и сервисом;

— оборачиваемость запасов;

— уровень эффективности использования оборудования;

— доля рынка;

— качественные показатели (наличие комнаты клиента, возможности интернет записи, наличие интернет сайта компании).

Оценка имиджа автосервисного предприятия

Показателем измерения имиджа автотранспортного предприятия является показатель среднего темпа роста доли его маржинального дохода, за определенный период времени, полученного за счет привлечения новых клиентов. Формула расчета данного показателя может быть представлена следующим образом:

ТРмд%=МД1/МД0*100%

где ТРмд – темп роста маржинального дохода от привлечения новых клиентов, %; МД1 – маржинальный доход от привлечения новых клиентов отчетного периода, ден.ед.; МД2 – маржинальный доход от привлечения новых клиентов предыдущего периода, ден.ед.; ТРср – средний темп роста маржинального дохода от привлечения новых клиентов, %.

Формула расчета уровня загруженности постов автосервиса

Уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств определяется как отношение количества времени занятого поста для ремонта транспортных средств к общему количеству времени рабочей смены:

Пз=ЗВ/Во *100%

где Пз – уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств, %; ЗВ — времени занятого поста для ремонта транспортных средств; Во — общее количество времени рабочей смены.

Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания

Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств:

Прpost = ПР / Npost

Рpost = Прpost / З

где Пр post — прибыль в расчете на 1 пост обслуживания, руб.; ПР – общая прибыль от обслуживания автомобилей на всех постах, руб.; N post — количество постов обслуживания; Р post – рентабельность одного поста обслуживания, %; З – затраты на один пост обслуживания.

Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания

Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания, может рассчитываться как в натуральном, так и в стоимостном выражении:

ПТ нат = N av / ССЧ

где ПТ нат — производительность труда в натуральном выражении, ед./чел.; N av – количество обслуженных автомобилей в анализируемом периоде, ед.; ССЧ – среднесписочная численность работников.

ПТ= В / ССЧ

где ПТ — производительность труда в стоимостном выражении, руб../чел.; В – выручка от реализации услуг автосервиса, руб.

В дилерских центра, показатель производительности труда торгового персонала, представляет отношение величины товарооборота (выручки от реализации автомобилей) к среднесписочной численности торгового персонала:

ПТ дц = В (ТО) / ССЧ (ТП)

где ПТ дц — производительность труда в дилерском центре в стоимостном выражении, руб./чел.; В (ТО) – выручка (товарооборот) от реализации автомобилей, руб.; ССЧ (ТП) – среднесписочная численность торгового персонала, чел.

Составляющие качества услуг автосервиса

Или станции технического обслуживания автомобилей, понимается как совокупность трех составляющих:

— полнота выполнения работ или требований клиента, предусмотренных технологией на данную работу;

— соответствие системе нормативных значений и соответствие условий выполнения работ;

— время (продолжительность) выполнения услуги.

Основными критериями оценки качества, предоставляемых автосервисом услуг, являются:

— доведение до минимального значения невыполненных работ;

— сокращение до минимума количества работ, выполненных не качественно;

— минимизация фактических отклонений выполненных работ по ремонту услуг и агрегатов от нормативных требований;

— минимизация потери клиентом времени фактического использования транспортных средств.

Обычно эффективность автосервиса определяют показателями выработки цеха, валовой прибылью и уровнем удовлетворенности клиентов. Часто прибегают к анализу среднего чека, средней наполняемости наряд-заказа, среднего расширения наряд-заказа доп. услугами и остальными показателями, индивидуальными для каждого предпринимателя. Но все-таки, эти данные не способны отразить полной картины происходящего.

Схема комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра

Исходя из этого можно построить схему комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра.

Комплексный подход к анализу эффективности деятельности автосервиса

Таким образом, анализ эффективности деятельности автосервиса (дилерского центра), проводится на основе качественных и количественных показателей.

Пример оценки эффективности деятельности автоцентра «Камаз»

В таблице представлены качественные показатели эффективности деятельности компании.

Таким образом , по состоянию на конец 2016 года, в компании: уровень соответствия оборудования СТО требуемым стандартам находится на уровне 7 баллов из 10; уровень квалификации сотрудников станции требуемым характеристикам на уровне 7 баллов из 10; уровень качества обслуживания клиентов на максимально уровне – 10 баллов. При этом в компании имеется свой, довольно развитый интернет сайт, на котором есть возможность записи на техническое обслуживание через интернет.

Услуги автосервиса в сжатые сроки - настоящее спасение при поломке автомобиля. Получить квалифицированную помощь по ремонту автомобилей в Москве можно в техцентре «Сервис-Авто» по доступной цене.

Ваш автомобиль обслужат грамотные специалисты по техническому обслуживанию и кузовному ремонту, автослесари и электрики. Современное техническое оснащение, богатый опыт работы и выбор оригинальных комплектующих позволят быстро вернуть Вас за руль четырехколесного «друга».

Все виды ремонтных работ в одном месте

Наш автоцентр специализируется на ремонте легковых автомобилей марок Ford и Mazda. Также мы обслуживаем большинство немецких, японских, корейских иномарок и машины отечественного производства. Список доступных услуг автосервиса включает:

  1. Слесарные работы: ремонт и обслуживание КПП, тормозов, подвески, рулевого управления.
  2. Диагностика и обслуживание топливной системы.
  3. Починку двигателя.
  4. Услуги автоэлектрика.
  5. Услуги шиномонтажа и работы по балансировке колес.
  6. Настройка развала схождения.
  7. Рихтовка и замена кузовных деталей.
  8. Замену сервисных жидкостей.
  9. Промывку радиатора охлаждения.

Диагностику систем автомобиля проводят при помощи современных автосканеров и дилерского оборудования.

Подходит срок проведения ТО - заезжайте к нам

Прохождение ТО отнимет лишь 40 минут Вашего времени, а очередь формируется отдельно от диагностики и ремонтных работ. Более того, станция ТО работает по удлиненному графику и без обеденных перерывов. Услуги автосервиса по оформлению диагностических карт для техосмотра доступны физическим и юридическим лицам, владельцам транспортных средств категории М1.

Почему москвичи выбирают «Техцентр Сервис-Авто»

Наш автосервис в Москве обладает рядом преимуществ:

  1. Мы минимизировали производственные траты за счет современного оборудования, закупка запчастей и расходных материалов ведется оптом от производителей.
  2. На все услуги автосервиса действует гарантия 6 месяцев.
  3. Точно определяем причину поломок, а не просто устраняем последствия.
Работают в компании профессиональные ребята! Попал в Дтп, обратился за независимой экспертизой, так как страховая закрылась, документы нужны были для РСА, Сергей сразу сориентировался, подсказал что и как, Виктор на следующий день приехал, сфотографировал все до мелочи, через неделю экспертиза была готова, через две недели была получена компенсация в полном объеме и затраты на оценку... Так что если кому нужно-смело обращайтесь! Рекомендую😉

Анатолий С.

Попал в ДТП, эксперты страховой дважды приезжали на осмотр (внешние повреждения, затем скрытые) в итоге выплатили сумму, которую на восстановление машины явно не хватит, обратился к ребятам, всё было сделано на высшем уровне! Очень оперативно и, самое главное, я сам ни куда не ездил, осмотрели машину в сервисе, сами составили и отправили претензию в страховую! Мне оставалось только дождаться выплаты) Рекомендую! Ребята работают профессионально, быстро, за ОЧЕНЬ приемлемые деньги!👍🏼👍🏼👍🏼

Сергей С.

Понравилось компания. Без надувания щёк, пафоса и бла-бла.. Всё по существу. Работают оперативно. Цены в пределах. Никаких предоплат. Впечатления — очень положительные.

Андрей Ш.

Ребята профессионалы с большой буквы, особенная благодарность Алексею. Судилась с росгосстрахом около года, а на последнем заседании, благодаря профессионализму и знанию своего дела,мы выиграли суд. Буду рекомендовать своим родным и близким. Спасибо за квалифицированную помощь.

Наталья М.

У меня машина старше 10 лет. После ДТП страховая компания выплатила по ОСАГО меньше половины суммы необходимой для ремонта в самом дешевом месте. Я слабо надеялся на то, что мне удастся получить еще какие-либо деньги со страховой. Представитель СК-оценки очень терпеливо и профессионально отвечал на все мои вопросы (возможно глупые). При осмотре машины сразу указал что не так оценила страховая копания и на что можно рассчитывать. Экспертизу сделали быстро, через день заключение было в страховой и еще через 10 дней перевели деньги. Сама экспертиза обошлась дешевле, чем в других местах (я узнавал). Я очень доволен тем как все прошло. Безо всяких понтов, но по всем позициям оказалось лучше, чем я ожидал. Всем рекомендую.

Дмитрий М.

Попал в ДТП, страховая компания Ингосстрах сделала расчет по ремонту в 2 раза ниже фактической стоимости восстановительного ремонта по РСА, автосервис ремонтировать без доплаты отказался. Обратился в СК-Оценку, там оперативно (на следующий день) осмотрели автомобиль, проконсультировали, рассказали нюансы взаимодействия со страховой компанией. Через пару дней получил отчет по независимой экспертизе, все подтверждающие документы, претензию в страховую. И снова страховая отказалась платить. Алексей (огромное спасибо) съездил со мной в страховую и добился подписания договора о выплате денежной компенсации. Через 7 дней получил полную сумму, включая компенсацию за экспертизу. Рекомендую компанию СК-Оценка, т. к. их сотрудники реально болеют за ваше право получить справедливое страховое возмещение.

В теории для подбора автосервиса в режиме онлайн требуется лишь выбрать марку автомобиля и тип ремонта. На деле же, чтобы получить желаемое, следует учесть множество нюансов. Мы оценили работу нескольких таких онлайн-сервисов. В качестве автомобилей для ремонта взяли:

  • , которому нужна замена масла;
  • дизельный с необходимостью диагностики двигателя;
  • , которому требуется ремонт и диагностика гидропневматической подвески.

Авторешение

Этот онлайн-подборщик ищет сервисы только на территории Москвы. За пределами столицы сайт бесполезен. Пробуем найти СТО для замены масла в двигателе Фокуса. Какой-либо специализации для этого не требуется. В первой десятке предложенных сервисов все универсальные, а первым номером некий «Трейдинвест», у которого в списке обслуживаемых марок весь мировой автопром. Рейтинг высокий, но на других ресурсах и форумах к этой конторе есть много вопросов.

Пробуем подобрать сервис дизельному Volvo XC90. Для необходимых нам работ с машиной нужна фирменная программа диагностики Vida, да и сам дизельный двигатель требует особого внимания. Но среди предложенных контор вновь одни универсальные сервисы. Причем список очень похож на тот, что был предложен для Форда. А специализированных дизельных сервисов, не говоря о тех, что ориентированы именно на марку Вольво, нет в списке вовсе.

«На десерт» ищем станцию для диагностики и ремонта сложной гидропневматической Citroen C5. Но результат все тот же. Лишь универсальные СТО, причем те же самые. На первое место выставляются станции с самым высоким рейтингом. А составлен он исключительно по оценкам и отзывам на самом сайте.

У этого ресурса площадь охвата чуть больше. Кроме Москвы можно найти сервис в Московской области и Санкт-Петербурге. Список видов работ схож, зато есть другие критерии подбора: статус сервиса - официальный или неофициальный, а также режим работы.

В отличие от первых двух ресурсов, этот сайт - сама скромность. Дизайн простенький и невзрачный. Зато поисковик работает по всем регионам России и уже этим выгодно отличается от первых двух.

Для замены масла в Фокусе нам предлагают большой список универсальных станций. С дизельным двигателем Вольво уже немного иная история. В списке по-прежнему много универсальных станций. Но есть и те, у которых перечень предлагаемых услуг весьма ограничен. Есть и такие, которые специализируются на ремонте исключительно дизельных двигателей. Уже за это спасибо!

А как насчет Ситроена? Тут нам снова предлагают исключительно универсальные сервисы. Сильно сомневаюсь, что для ремонта Hydractive можно ехать в первую попавшуюся контору, пусть и с высоким рейтингом. Кстати, в данном случае список отсортирован не по рейтингу, а по алфавиту.

3auto

«Три-авто» также работает не по всей России, но в списке есть 27 городов. Для замены масла в Фокусе ресурс отыскал чуть больше пятидесяти сервисов в Москве. Предыдущие сайты выдавали в три-четыре раза больше. Список формируется по очередному непонятному рейтингу. Минус в том, что у предложенных компаний не указан перечень марок, с которыми они работают. Потому узнавать, специализированный это сервис или нет, придется дополнительно.

Разумеется, мы быстро выяснили, что предложенные сервисы оказались универсальными. Для ремонта дизеля Вольво сайт предложил два десятка станций. Все - универсальные, ни одного специализирующегося на марке. И только один сервис, да и то в самом конце списка, оказался ориентирован на дизельные машины. С Ситроеном С5 схожая история - чуть меньше пятидесяти сервисов, из которых ни одного специализирующегося на сложной французской технике. Кстати, у этого ресурса есть и мобильные приложение.

А вот онлайн-сервис позволяет выбрать и марку, и модель автомобиля. Список доступных работ по ремонту скудный, как на других онлайн-ресурсах. Разница лишь в том, что после всех вводных нужно подождать некоторое время. С вами свяжется оператор и расспросит подробно о проблемах и автомобиле (модель, тип двигателя и т.д.). И, о чудо, подберет нужный сервис, делая упор на профильные станции. В этом я убедился, когда мне стали приходить СМС с предложениями о ремонте на том или ином сервисе согласно моему запросу. Среди этих станций действительно были профильные - как в случае с Вольво, так и в случае с Ситроеном. При этом CarFix работает не только в Москве, но и в других городах.

Мобильные приложения

Существуют подобные поисковики и в виде мобильных приложений. В частности, есть такая версия у 3auto . Такие приложения тоже помогут найти нужный сервис. Правда, большинство из них просто ищут ближайший к вам и не позволяют выстроить фильтр по марке автомобиля или типу требуемого ремонта. Так, к примеру, работает приложение CareWay . Запись на ремонт осуществляется по предварительной заявке.

Небольшое исследование показало, что подобные онлайн-сервисы удобны, но могут быть полезными только при несложных универсальных операциях. Редкий случай, когда подбор сервиса работает за пределами Москвы и Питера. Все сайты предлагают выбрать марку, но не модель. А в случае необходимости ремонта, который требует специализированного оборудования и персонала, продолжают настаивать на универсальных станциях техобслуживания. Куда эффективней система с оператором, как в случае CarFix, - предварительная заявка и последующее общение с оператором. Здесь хотя бы предлагают действительно профильные сервисы. Все-таки в случае необходимости сложного ремонта, да еще если автомобиль редкий, без живого общения никак не обойтись. Может, оно и к лучшему. Не исключено, что в будущем такие ресурсы станут учитывать куда больше критериев, нежели марка машины и тип работ, и научатся подбирать сервис уже без помощи оператора. Вот тогда и вернемся к этой теме.

Через Сеть сегодня можно сделать почти все. В том числе и подобрать СТО для ремонта или обслуживания автомобиля. Но если раньше приходилось искать нужную станцию самому, то теперь есть онлайн-помощники. Попробуем разобраться, все ли так просто и удобно?

Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.

В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.

Описание проекта автосервиса

На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.

Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.

Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.

Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.

Актуальность бизнеса по ремонту авто

Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.

Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.

Высоким спросом пользуются следующие услуги:

  • автомойка;
  • кузовной ремонт;
  • шиномонтаж.

Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.

Ситуация на рынке

На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.

Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.

Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.

Анализ рынка и конкурентов

На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.

В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.

У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.

Разновидности СТО

Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.

  1. Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
  2. СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
  3. Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
  4. Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.

Выбор основного направления деятельности

Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.

Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.

В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:

  • шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
  • диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
  • кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
  • автомойка.

Что нужно для начала?

Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» - покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.

Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.

Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, продвижение, подготовку помещения и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.

Юридические вопросы

Сначала нужно выбрать организационно-правовую форму: ИП (физическое лицо) либо ООО (юридическое лицо).

При регистрации указываются коды ОКВЭД-2, основные из них:

  • 45.3 «Topгoвля aвтoмoбильными дeтaлями, yзлaми и пpинaдлeжнocтями»;
  • 45.20 «Teхничecкoe oбcлyживaниe и peмoнт aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв»;
  • 45.20.3 «Moйкa aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв, пoлиpoвaниe и пpeдocтaвлeниe aнaлoгичных ycлyг».

На часть работ не требуется получение лицензии. Например, мойка и смазочно-заправочные работы. Для контрольно-диагностических работ, окраски, ремонта тормозного управления, тонирования стекол и др. сертификация обязательна. Для нормальной работы СТО должно получить нужные разрешения. Полный список услуг, подлежащих сертификации, указан в ОКУН.

Необходимо получить разрешения от Пожарной службы, Санэпидстанции.

Правила аккредитации

Если запланировано открытие автосервиса с пунктом техосмотра, потребуется получить аккредитацию от государства.

Правила аккредитации станции тех. обслуживания указаны ниже.

1. Наличие сооружений и средств, необходимых для технического диагностирования.

2. Возможность для передачи сведений о результатах проведенного ТО в единую автоматизированную систему.

3. Наличие не менее одного технического эксперта.

Для получения аккредитации необходимо иметь достаточные материально-технические ресурсы и разобраться во множестве нормативных актов. Чтобы запустить такую СТО, потребуется не менее 4-6 месяцев. За это время нужно получить все документы и разрешение от государства (РСА), закупить и монтировать технику, трудоустроить технический персонал, включая дипломированного специалиста, создать систему документирования и передачи данных.

Выбор помещения

Для открытия мультифункционального автосервиса потребуется площадь в 800-1000 кв. м. Кроме рабочих, складских и административных помещений, полезно оборудовать место для небольшого кафе, где клиенты смогут отдохнуть, купить напитки и закуски.

Выбирать помещение нужно исходя из требований СЭС:

  • минимальное расстояние до жилых домов, общественных зданий, водоемов - 10-50 м;
  • наличие всех систем коммуникации (водоснабжения и канализации, вентиляции, отопления, электричества, освещения);
  • оборудовать раздевалку для персонала, душевую и санузел;
  • при отделке рабочего пространства использовать мacлoбeнзocтoйкие мaтepиaлы;
  • смотровую яму и 2/3 стены (от пола) выложить керамической плиткой либо масляной краской;
  • пол выложить кафельной плиткой.

Нюансы расположения СТО

Где выгодно разместить автосервис?

Во-первых, в местах вблизи основных автотрасс и магистралей. Здесь больше поток автомобилей, то есть выше вероятность притока новых клиентов. Грамотное расположение рекламы в таких местах обеспечит высокую посещаемость.

Во-вторых, вблизи автозаправок. Сервис в таком месте будет привлекать внимание водителей. Можно сотрудничать с заправкой, использовать ее для продвижения своей СТО.

В-третьих, поблизости или непосредственно в гаражных комплексах, где высока плотность автомобилей и потенциальных клиентов.

В-четвертых, недалеко от мегамолов, больших торговых центров и т.п. Можно даже договориться использовать часть территории автостоянки ТЦ для создания СТО.

Полезно выбирать локацию поблизости от крупных транспортных узлов, где нет конкурентов (в непосредственной близости). У автосервиса нужно оборудовать паркинг.

Оборудование

В СТО закупается техника, необходимая для оказания всего перечня ремонтных услуг:

  • диагностический стенд с компьютерным оборудованием, сканером;
  • стенд для регулировки развал-схождения с датчиками;
  • шиномонтажное оборудование;
  • сварочное оборудование;
  • мотор-тестер;
  • оборудование для рихтовки;
  • краскопульт;
  • подъемники;
  • домкраты и др.

Подготавливается весь необходимый ручной инструмент, расходные материалы, рабочая униформа и средства индивидуальной защиты.

Потребуется оборудование для офиса, кассовый аппарат, мебель (включая зону ожидания). Полезно закупить специальное программное оборудование для организации всех видов учета, контроля процесса ремонта каждого автомобиля.

С указанным оборудованием можно открыть многофункциональный автосервисный центр. Примерная стоимость составит 10 млн руб.

Поиск поставщиков запчастей

Каждый клиент ожидает, чтобы его автомобиль привели в порядок как можно быстрее. Однако автодеталей очень много, и запастись ими всеми практически невозможно. Значит, остается один выход - брать конкретную деталь под заказ. Для этого потребуется надежный поставщик, у которого есть нужная продукция, и который может ее доставить в оперативные сроки.

Во-вторых, следует грамотно выбрать поставщика. Это может быть локальный магазин и/или крупная федеральная сеть. Полезно наладить контакт с поставщиком запчастей без лишних посредников.

В-третьих, нужно сотрудничать со службами доставки. Конечно, это дополнительные деньги, но их можно вписать в счет клиента.

Персонал

Для открытия предприятия потребуется различный персонал. Рабочий коллектив будет состоять из:

  • автомехаников;
  • мотористов;
  • шиномонтажников;
  • кузовщиков;
  • маляров;
  • сварщиков;
  • администратора для работы с клиентами;
  • подсобных рабочих.

Услуги бухгалтера можно заказать по аутсорсингу в бухгалтерской конторе. Задачи маркетингового продвижения можно делегировать рекламным агентствам. Также нужно заказать охранные услуги в специализированной фирме.

Важно найти работников с высокой квалификацией; менее квалифицированные сотрудники должны делать ремонт под надзором более опытных коллег. К подбору персонала нужно отнестись очень серьезно.

Штат немаленький - состоит из 17 человек, возможно совмещение нескольких должностей одними специалистами. Фонд заработной платы составит около 500 тыс. руб.

Маркетинговый план и эффективные методы рекламы

Если СТО работает качественно, люди постепенно узнают об этом, и «сарафанное радио» сделает свое дело - клиенты сервиса будут рассказывать о месте своим знакомым, так и будет возникать своя клиентская база.

Однако на первом этапе для более активного привлечения новых людей, необходимо активно действовать в сфере маркетинга. Ниже кратко указаны несколько методов.

  1. Создание бренда со всеми атрибутами.
  2. Установка наружной рекламы, указателей на дорогах, в местах с высокой проходимостью, особенно недалеко от самого центра.
  3. Публикация объявлений в СМИ.
  4. Создание сайта и его продвижение в интернете, ведение группы социальных сетях, реклама на городских форумах.
  5. Партнерский маркетинг с автомагазинами, заведениями общепита и др.

Рентабельность и окупаемость бизнеса

Размер первоначальных затрат - 12,675 млн руб.

При расчете выручки будем исходить из средней по рынку динамики посещения СТО - 15-20 машин в день. Средний чек (без учета автомойки) составляет 3,5 тыс. руб. А также на мойке можно зарабатывать около 15 тыс. руб. в день (450 тыс. руб. в месяц).

Месячный оборот составит 2,025-2,55 млн руб.

Общий размер ежемесячных затрат 1,8 млн руб.

Чистая прибыль (в разработанном состоянии) - 225-750 тыс. руб.

При таком расчете автосервисный центр окупится за 1,5-4,5 года.

Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес идеи.

Плюсы бизнеса

В условиях увеличения парка автомобильной техники идея открытия автосервиса представляется весьма перспективной. Несколько плюсов этого бизнеса:

  • постоянный спрос на авторемонтные услуги (в широком смысле). За автомобилем нужно ухаживать, вовремя устранять неисправности. На российских дорогах машин, требующих ремонта, предостаточно;
  • высокая наценка на услуги. Заработать можно даже с предоставления мелких услуг, а более серьезный ремонт часто обходится автовладельцам в круглую сумму;
  • благодаря этому дело способно окупиться достаточно быстро;
  • постоянные клиенты автосервиса - отличное «сарафанное радио» - они сами расскажут о качественном СТО своим знакомым, то есть внесут лепту в рекламу и продвижение.

Минусы и риски

Во-первых, квалифицированных работников найти непросто. Персонал, который занимается непосредственным ремонтом, должен хорошо разбираться в механике, эксплуатационных свойствах и рабочих процессах автомобилей. Любая ошибка во время ремонта приведет к проблемам для самого сервиса и его позиций на рынке, как минимум, или к более серьезной поломке, если не аварии.

Во-вторых, кроме того, чтобы найти путных работников, их еще нужно и удержать. Необходимо создать выгодные условия труда, в том числе обеспечить хорошей зарплатой. Все это дополнительные расходы, особенно, в начале работы.

В-третьих, высокая конкуренция. Чтобы привлечь клиентуру, придется приложить дополнительные усилия в рекламе и маркетинговом продвижении.

В-четвертых, сезонность. Сезон на услуги СТО открывается в начале осени и закрывается к середине весны. Летом спрос, хоть и остается, спадает до минимума.

Варианты развития бизнеса

Даже когда бизнес закрепится и начнет приносить постоянный доход, останавливаться на достигнутом не стоит.

Нужно следить за ситуацией на рынке и у конкурентов, анализировать их работу, цены, учитывать это при построении своей маркетинговой политики и предложения.

Продолжать работать возможно и без расширения бизнеса, но такой подход может привести к отрицательным последствиям в перспективе. Если не искать новых возможностей, их найдет и реализует кто-то другой, что может ослабить позиции автосервиса на рынке.

Несколько вариантов расширения:

  • заняться торговлей, например, на территории СТО открыть небольшой магазин автозапчастей, смазочных материалов, спец. жидкостей и др.;
  • открывать новые центры самостоятельно либо в партнерстве с другими СТО;
  • предлагать услуги франчайзинга;
  • расшириться до грузового автосервиса и др.

Фpaншизa aвтocepвиca

Для обладателей достаточного капитала можно пойти по более простому пути - взять за образец готовую бизнес-модель, открыв бизнес по франшизе.

Известные российские компании выступают в роли франчайзеров, и за установленную плату помогают начинающим предпринимателям в открытии автосервисов. Причем поддержка оказывается на всех этапах развития дела. Фактически предприниматель-франчайзи действует по разработанной специалистами пошаговой схеме и получает возможность работать под уже известным брендом. При наличии вопросов он может обратиться за поддержкой в службу поддержки франчайзера либо к личному куратору.

Схема привлекательная, но за нее нужно платить. Во-первых, внести единоразовый платеж, во-вторых, регулярно платить роялти (ежемесячные платежи), определенный процент от выручки. Естественно, при этом нужно иметь определенный объем стартовых инвестиций.

Услуги франчайзинга на российском рынке предлагают несколько компаний, выделим основные:

  • «Белый сервис»;
  • «Бош автосервис»;
  • «Вилгуд»;
  • «Ремик»
  • Fit Service;

Подытоживая статью, можно сказать: чтобы ускорить окупаемость, нужна активная реклама. Чем быстрее люди узнают и оценят новый сервис, станут его постоянными клиентами, тем быстрее бизнес выйдет на ноль. Потому предпринимателю рекомендуется заранее увеличить суммы, которые будут направлены на маркетинг.

Приведенный в статье готовый бизнес план автосервиса доступен для бесплатного скачивания.