Нарушение правил обгона. Что такое обгон и что считать нарушением ПДД? Что подразумевается под обгоном

В городах с интенсивным движением каждая минута бывает на счету, а если перед спешащим водителем неспешно двигается машина, то возникает естественное желание совершить обгон. Мы расскажем, когда можно совершать обгон, а когда не стоит этого делать, и что грозит тем, что обгоняет, невзирая на запреты.

○ Как правильно обгонять?

Обгон вполне оправданный маневр, если перед вами неспешно едет «тихоход». Но даже в таком случает нужно совершать его в установленном порядке.

В первую очередь речь идет о безопасности маневра. Водитель, решивший его совершать, обязан лично убедиться в его безопасности по п. 11.1 ПДД:

  • «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.»

Если произойдет ДТП, по умолчанию будет виноват обгоняющий. Исключение из правила содержится в п. 11.3 ПДД:

  • «11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.»

Если выяснится, что водитель впереди идущего транспортного средства специально мешал обгону, что повлекло ДТП, то он будет признан виноватым. При всей абсурдности ситуации сеть полна роликов, где особенно обиженные обгоном автомобилисты, препятствуя обгону, создают опасные ситуации не только в городе, но и на скоростных трассах. Частенько они делают это вполне законно, пользуясь п. 11.2. ПДД:

  • «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
  • Транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
  • Транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.
  • Следующее за ним транспортное средство начало обгон.
  • По завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.»

Достаточно изобразить что вы собираетесь совершать обгон, включив левый поворотник, и вот вас уже нельзя обгонять. Обгоняющий должен видеть где сможет встроиться в «свою» полосу.

○ Где запрещен обгон?

Некоторые водители уверены, что нельзя совершать обгон, только если при этом придется пересекать сплошную линию разметки, на самом деле п. 11.4. ПДД приводит список мест, где обгон запрещен:

  • «Обгон запрещен:
  • На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
  • На пешеходных переходах.
  • На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
  • На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  • В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.»

Если с запретом на обгон на пешеходных переходах и переездах все предельно ясно, то с перекрестками все немного сложнее. Он в любом случае запрещен на регулируемом перекрестке.

На нерегулируемом могут обгонять только те транспортные средства, которые двигаются по главной дороге, при условии что она не четырехполосная. В таком случае она будет обозначена специальными знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7.

Что касается мостов, то нужно быть внимательными. Они не обязательно будут обозначены специальными знаками, но, тем не менее, обгонять под ними не стоит.

Нельзя обгонять в конце крутого подъема или в закрытом повороте. Они обозначаются знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2.

Один из самых сложных вопросов – обгон в условиях ограниченной видимости, но что такое эта «ограниченная видимость»? П. 1.2 ПДД дает довольно расплывчатое определение:

  • «"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.»

Видимость на дороге в любой момент может стать ограниченной благодаря изменению дорожной обстановки расположением транспортных средств. В таких условиях обгон становится крайне опасным маневром, а значит лучше отказаться от него.

Обратите внимание, что обгон на всем протяжении от выезда из занимаемой полосы считается единым, а потому и начинаться и завершаться он должен только на разрешенных участках дороги.

И разумеется, ни в коем случае не стоит игнорировать разметку, пересекая сплошную линию или знаки «обгон запрещен». Любое из этих нарушений карается серьезным штрафом.

○ Штрафы за неправильный обгон.

КоАП не содержит отдельного штрафа для каждого из возможных случаев нарушения правил при совершении обгона. Но за любое из них виновник будет привлечен к ответственности по ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП:

  • «4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»
  • «5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Это происходит потому, что теперь любой обгон - выезд на полосу встречного движения.

Некоторые водители уверены, что 5000 р штрафа по п.4 ст. 12.15 КоАП грозят только за обгон под запрещающим знаком или пересечение сплошной. На самом деле, она может применяться за любое из описанных нарушений. То есть, достаточно начать обгон, создавая помеху другому транспорту чтобы лишиться прав на 4 – 6 месяцев .

Вторичное нарушение гарантированно будет стоить водительского удостоверения на год если вас заметит инспектор ГИБДД. Если же водитель попадет в объектив камеры, то получит «письмо счастья» со штрафом в 5000р .

Если же инспектор ГИБДД заснял нарушение на камеру, то так же поставил протокол и передаст дело в суд на лишение прав, так как в данном случае запись просто доказательство. Тем не менее, инспектор так же может ограничиться штрафом. И не важно, что в прошлый раз вас оштрафовали за неправильный объезд препятствия или просто езду по встречной, нарушение будет считаться повторным.

Обгоном принято называть такой этап движения на дороге, когда одним автомобилем осуществляется опережение других транспортных средств. Для этого ему необходимо выехать на встречную полосу, а после вернуться на занимаемую им ранее зону. Обгон не может быть совершен без выезда на встречную полосу, а это делать можно только в установленных правилами дорожного движения ситуациях.

Интересно! Маневрировать на дорожном полотне разрешается при наличии на нем прерывистой осевой линии или комбинированной разметкой. Если же речь идет о трехполосной трассе, то если на ней есть прерывистые линии, совершать обгон могут водители обоих направлений.

Опережение автомобилей , связанное с выездом на встречную полосу, это всегда опасно, поэтому ПДД содержат в себе ряд ограничений. О каждом из них должен знать любой водитель, это помогает избежать аварийных ситуаций.

Основные правила обгона, о которых важно знать

  1. Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
  2. Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
  3. Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
  4. Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.

Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.

Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.

Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен

В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.

  • Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
  • Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.

Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.

Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.

Внимание! Описанное выше правило действует при наличии специальных знаков, отражающих направление и градус наклона дороги.

Не стоит нарушать ПДД, потому что это «удовольствие» дорого стоит, а иногда может привести к трагическим последствиям. По состоянию на нынешний год размер штрафа достигает 5 тысяч рублей. В некоторых ситуациях предусматривается даже лишение прав на управление авто сроком на 4-6 месяцев.

Раздел 11 ПДД регламентирует осуществление сразу трех маневров – обгона, опережения и встречного разъезда. Прежде чем детально рассмотреть каждый из них, необходимо четко их разграничить и понимать их отличие.

Особенно это касается «обгона» и «опережения» и следует точно знать в чем разница между этими понятиями.

Опережение – это такое движение ТС, когда его скорость больше скорости попутно движущегося ТС. В результате таких действий одно ТС и опережает другое, то есть оказывается впереди.

Обгон – это один из видов опережения, обязательно связанный с выездом на полосу встречного движения (или же сторону дорогу, которая предназначена для такого движения).

Обгон – это очень сложный и опасный маневр. Последствия неправильно выполненного обгона могут сказаться на водителе двояко: с одной стороны, в виде значительного административного взыскания; с другой, — в форме ДТП, связанного, как правило, с жестким лобовым столкновением.

Наверное, поэтому в реальной практике движения в России и укоренилось следующее отличие понятий «обгон» и «опережение»: обгон связан с выездом на «встречку», а опережение – с движением в пределах своего направления без выезда на «встречку» .

Понятие «встречный разъезд» специально не рассматривается в ПДД и не регламентируется. Но понять его несложно: встречный разъезд — это движение встречных ТС в одном сечении дороги (или на его ограниченном участке).

Проблема встречного разъезда является актуальной только в случае возникновения препятствий для прямолинейного движения транспортных средств.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения .

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Общие правила запрещения обгона

Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:

2) специальные.

Рассмотрим первоначально первый вариант.

К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.

1. Знак «Обгон запрещен» (3.20)

Очень наглядный и информативный способ запрещения обгона.

Важно помнить ряд обстоятельств, связанных с .

— Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков 5.24.1, 5.24.2), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31). Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» (3.21).

— Знак «Обгон запрещен» имеет три исключения: в зоне его действия разрешается обгон тихоходных ТС, гужевых повозок, мотоциклов без бокового прицепа.

— Знак «Обгон запрещен» не запрещает опережения.

2. Сплошные линии горизонтальной дорожной разметки

Еще один наглядный способ запрещения обгона.

Сплошная линия разметки (например, 1.1 или 1.11) запрещает себя пересекать; следовательно, обгон в таких условиях тоже запрещен.

3. Требования раздела 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части»

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре и более полосы для движения, выезд на полосы встречного движения запрещен. Следовательно, запрещен и обгон.

А на дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения (когда принадлежность средней полосы не определена), использовать для обгона можно только среднюю полосу.

Выезжать на крайнюю левую полосу категорически запрещается.

Указанные выше случаи запрещения обгона – достаточно наглядны: ограничение на совершение данного маневра здесь подтверждено реальными объектами (знаками или разметкой), а также здравым смыслом и логикой безопасности. Поэтому и запомнить эти случаи совсем не трудно.

Специальные правила запрещения обгона: пункт 11.4 ПДД

Создатели ПДД РФ, заботясь о безопасности участников дорожного движения, не особо полагаются на сознательность российских водителей, которые смогут трезво оценить опасность предполагаемого обгона. И поэтому специальный пункт раздела 11 Правил посвящен перечислению участков дорог, на которых категорически запрещено совершать этот маневр. Рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Обгон запрещен на регулируемых перекрестках

Зададимся вопросом: А почему на регулируемом перекрестке обгон не допускается?

Ответ элементарен и прост. Сам факт наличия регулируемого перекрестка означает, что на данном пересечении проезжих частей достаточно велика интенсивность движения транспортных средств во всех направлениях. И регулирующий механизм (в виде светофора или регулировщика) здесь организован для создания нормальной, эффективной очередности проезда со всех направлений. Такая очередность позволит исключить длительное простаивание транспортных средств на каких-то направлениях (как это вполне возможно при организации движения с помощью знаков приоритета или вообще без таковых).

Следовательно, при включении (подаче) разрешающего движение сигнала светофора (или ) вероятность движения транспортных средств по встречной полосе весьма велика. В этом и суть регулируемых перекрестков. Поэтому обгон на таких перекрестках будет сопряжен с реальной возможностью создания помех тем транспортным средствам, которые двигаются по встречной полосе.

2. Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении не по главной дороге

Попробуем понять это требование «с изнанки». То есть обгон разрешается на нерегулируемом перекрестке, когда водитель въезжает на него по главной дороге.

Это разрешение вполне обосновано. Ведь водитель, двигающийся по перекрестку по главной дороге, пользуется преимуществом перед теми автолюбителями, которые выезжают на него по второстепенным направлениям и должны уступать дорогу. Поэтому обгон на таком перекрестке (при движении по главной дороге) относительно безопасен.

А вот если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, то он, помимо соблюдения правил безопасного обгона, обязан позаботиться еще и о том, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся приоритетом на перекрестке.

Такое положение способствует рассредоточению внимания водителя и может или аварийной ситуации на перекрестке. Поэтому водитель, находящийся на второстепенном въезде на перекресток, обязан воздержаться от планов совершения обгона на территории перекрестка.

Правда, если он хочет совершить обгон до перекрестка, то это не запрещается (если не нарушены иные требования ПДД, и если обгон будет закончен еще до перекрестка).

Запрет на обгон действует именно на самом таком перекрестке, но не распространяется на участок дороги, следующий непосредственно за пересечением проезжих частей.

3. Обгон запрещен на пешеходных переходах

Запрет обгона на пешеходных переходах (как регулируемых, так и не регулируемых) не должен вызывать критики. Все это делается для обеспечения безопасности пешеходов.

Мотивация создателей ПДД, запрещающих обгон на любом пешеходном переходе, понятна и очевидна. Водитель, намеревающийся совершить такой опасный маневр, должен владеть ситуацией на пешеходном переходе. Однако, совершая здесь обгон транспортного средства, он неминуемо сталкивается с «мертвой зоной» на переходе. Его видимость основательно ограничена обгоняемым транспортным средством.

И пешеход, который в такой момент вознамерится пересечь проезжую часть, будет практически обречен. Как это и не печально…

4. Обгон запрещен на железнодорожных переездах и за 100 метров до них

Запрет обгона здесь обусловлен потенциальной опасностью самого железнодорожного переезда. Это очень неудобный участок дороги даже для обычного движения: водителям приходится по-черепашьи двигаться через рельсы, дабы не повредить подвеску, колеса и даже силовой агрегат своего автомобиля.

Особенность пересечения железнодорожных переездов обусловлена и целым рядом запретов, вводимых Правилами при осуществлении здесь разворота, движения задним ходом, остановки и стоянки. И — естественно – обгона.

А вот почему нельзя обгонять за 100 метров до ж/д переезда?

Все просто. Совершая обгон на таком участке дороги, велика вероятность того, что водитель создаст помехи встречно двигающимся транспортным средствам, которые как раз и выезжают с переезда. А это – прямая дорога к возникновению затора на железнодорожном переезде, создающем чудовищную опасность для движения. А вдруг поезд?

А вот после проезда железнодорожных путей ограничение на обгон снимается (если, конечно, не начинают действовать какие-то другие запреты обгона). Например, сплошная линия разметки.

Как показывает многочисленная практика, при организации дорожного движения до и после железнодорожного переезда на проезжей части чаще всего можно наблюдать «одинарную сплошную» линию горизонтальной дорожной разметки. Поэтому даже после проезда железнодорожного переезда водитель должен проявить максимум внимания, чтобы не нарушить правила обгона.

5. Обгон запрещен на мостах, на путепроводах, на эстакадах и под ними

Искусственные сооружения – это изначально опасные участки дороги, на которых ограничивается выполнение целого ряда маневров (разворота, движения задним ходом, частично остановки и стоянки). Поэтому неудивительно, что на них запрещается и обгон.

Запрет на обгон на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними обусловлен ограниченностью пространства. И в случае возникновения аварийной ситуации и необходимости внезапного встречного разъезда водителям будет просто невозможно сманеврировать.

6. Обгон запрещен в тоннелях

Запрет на обгон в тоннелях обусловлен такой же ограниченностью пространства, как и в предшествующем случае.

При возникновении необходимости уйти от столкновения у водителей просто не остается шансов в условиях тоннеля.

7. Обгон запрещен на участках с ограниченной видимостью

Обгон на опасных поворотах, в самом конце подъема и на других участках, на которых существует ограниченная видимость, крайне опасен.

В подобных условиях водитель, вознамерившийся совершить обгон, не обладает всей полнотой информации о безопасности маневра; именно поэтому Правилами категорически запрещается его выполнение.

Опережение транспортных средств

11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.

Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.

Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.

Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов. При их наличии – уступить им дорогу.

В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.

Встречный разъезд

Бывает в жизни водителя и еще один случай – затрудненный встречный разъезд. Наличия препятствия на проезжей части вынуждает объезжать его по «встречке». И здесь действует «правило здравого смысла»: водитель, на полосе которого находится препятствие, обязан уступить дорогу встречному автомобилю.

Согласитесь, вполне разумное требование.

Однако не все так просто. Согласно ПДД, на участках дорог с крутыми спусками подъемами, обязательно обозначенными соответствующими предупреждающими знаками (1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»), действуют иные правила. Они могут показаться парадоксальными, но это обманчивое впечатление.

Независимо от расположения препятствия на проезжей части водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом; водитель, двигающийся на спуск, обязан уступить дорогу.

Конечно, это очень «опасное» правило. Водитель, двигающийся на спуск, может просто-напросто забыть про свою обязанность в данных условиях уступить дорогу встречному автомобилю, который в этот момент пользуется преимуществом.

Чем же руководствовались создатели ПДД, регламентирую именно таким образом действия водителей? А вот чем!

  1. Остановка на подъеме означает то, что трогаться в горку будет очень сложно.
  2. А вдруг у двигающегося в гору не работает «ручник» (стояночная тормозная система).
  3. Автомобиль, поднимающийся в гору, перегружен. У водителя будет дополнительные сложности с троганием на подъеме.
  4. На дороге гололед. Или влажное дорожное покрытие. В таких условиях можно начать буксовать.

И во всех описанных ситуациях возможно возникновения затора.

Да и чисто по-человечески: в любом случае водитель, двигающийся на спуск, находится в более комфортных условиях, чем его коллега, поднимающихся в горку.

Таким образом, «плюсы» этого правила налицо. Но есть здесь один «минус» — водительская память. Поэтому «золотым правилом» для каждого водителя в описываемых условиях будет следующий «обоюдоострый» принцип:

  1. Едешь вниз – уступи дорогу встречному (вдруг встречный водитель помнит о своем преимущественном праве на проезд).
  2. Едешь вверх – не торопись пользоваться преимуществом (вдруг встречный водитель позабыл о том, что надо уступать дорогу).

Подводя итог рассмотрению этой обширной темы, можно сделать один общий вывод: если водитель заботится о собственной безопасности, то при выполнении маневров обгона и опережения, а также затрудненного встречного разъезда, он будет проявлять максимум внимательности, предупредительности и осторожности. Естественно, присовокупив к этим позитивным качествам и четкое знание требований раздела 11 Правил дорожного движения.

Видео урок поможет закрепить знания по теме обгон, опережение, встречный разъезд:


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Зачастую, не обгоняя движущиеся впереди автомобили, невозможно обеспечить комфортную езду. Однако чрезвычайно важно учитывать порядок обгона, поскольку от этого зависит безопасность пассажиров и пешеходов. На дорогах существуют участки, где обгон запрещен. Об этом водителей предупреждает специальный знак: два автомобиля красного и черного цвета. В 2018 году за нарушение данных правил владельца ТС ждет крупный штраф.

Онлайн-поддержка юриста позволит гражданам понять их права и обязанности, научиться грамотно общаться с сотрудниками ГИБДД и аргументировано отстаивать свою позицию, если вам неправомерно вменяют штраф за запрещенный обгон или выезд на полосу встречного движения.

Дистанционный контроль за соблюдением правил дорожного движения сегодня осуществляют камеры видеофиксации. Важно отметить, что обгонять впереди едущие транспортные средства можно исключительно слева. Обгон справа, значительно повышающий риск возникновения ДТП, в 2018 году карается штрафом в 1500 рублей.

Обгон в 2018 году совершается по строгому алгоритму действий. Сначала необходимо убедиться, что машины, едущие сзади, не собираются вас обгонять. Затем нужно посмотреть, нет ли рядом машин на полосе встречного движения (если обгон совершается именно таким образом). Только потом можно включить левый сигнал поворота и начать обгон. При этом водитель автомобиля, который вы обгоняете, не имеет права вам препятствовать. Нарушением с его стороны будет считаться увеличение скорости, петляние по дороге, попытка совершить обгон.

  • на пешеходном переходе;
  • на перекрестке;
  • на железнодорожных переездах;
  • на мостах и тоннелях.;
  • на участках дороги с плохой видимостью;
  • на дороге, где установлен дорожный знак «обгон запрещен».

Знак «обгон запрещен» устанавливается в местах, где повышен риск столкновения с попутными или встречными автомобилями, на трассах с односторонним движением, на участках дороги с ограниченной видимостью, а также в пределах населенных пунктов.

Об окончании действия знака «обгон запрещен» свидетельствует специальный дорожный знак, обозначающий конец зоны ограничений и разрешающий совершать подобный маневр.

Штраф за обгон в 2018 году


Если водитель проигнорировал дорожный знак «обгон запрещен», сотрудник ГИБДД в 2018 году выпишет штраф в 5000 рублей. В зависимости от обстоятельств, владелец транспортного средства, совершивший опасный маневр, может получить постановление о применении более суровых административных мер – лишении водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Постановление ГИБДД о необходимости оплатить штраф в 10-дневный срок после получения можно обжаловать, если у водителя есть основания полагать, что взыскание применено ошибочно, сотрудник ДПС превысил полномочия или документ составлен с нарушением КоАП.

Подавать жалобу лучше после консультации с юристом, который поможет верно составить документ.

Если водитель согласен с наложенным на него штрафом за игнорирование знака «обгон запрещен», взыскание необходимо оплатить в течение 60 дней после получения документа на руки.

Если не вложиться в указанный срок, дело будет передано в ФССП. Судебные приставы увеличат сумму штрафа в два раза. Если эти меры не помогут, работники ФССП применят более жесткие меры. В их полномочиях удержать сумму штрафа из заработной платы граждан, а также:

  • арестовать имущество;
  • обязать к принудительным работам;
  • запретить выезд из страны.

Если водитель хочет проверить, не числятся ли за ним штрафы, ему будет нужно посетить сайт ГИБДД.

С помощью простой электронной формы, где надо указать номер водительского удостоверения и автомобиля, можно получить полную информацию о данном ТС и нарушениях, которые за ним числятся.

Также информацию по долгам и штрафам ГИБДД можно получить через портал Госуслуги. Сайт удобен тем, что позволяет не только узнать о сумме взыскания, но и оплатить его.

Как получить скидку при оплате штрафа

Если вам выписали штраф за обгон, необходимо в краткие сроки погасить взыскание. Однако сумма, указанная в постановлении, может быть слишком большой, и оплата штрафа станет серьезным испытанием для бюджета водителя. Именно из-за больших штрафов многие водители решаются на уклонение от оплаты. Чтобы создать для автомобилистов более лояльные условия, российскими властями были приняты изменения в законодательстве.

Сегодня автовладельцы могут получить льготу при оплате штрафа за проезд под запрещающий знак – возможность оплаты взыскания частями, с отсрочкой или скидкой 50%. Для этого надо обратиться с заявлением в ГИБДД или суд, вынесший постановление о взыскании штрафа. К заявлению необходимо приложить документы, которые могут подтвердить ваше бедственное материальное положение. Однако не все водители, нарушившие правила дорожного движения в зоне действия знака, могут получить бонус при оплате штрафа. Скидку в 50% от суммы взыскания не удастся оформить, если водитель совершил следующие нарушения:

  • вождение в нетрезвом виде;
  • повторное превышение скорости на 40 кмч;
  • проезд на красный свет;
  • выезд на встречную полосу движения, где стоит запрещающий знак.

Штраф не удастся уменьшить, если водитель создал аварийную ситуацию, совершая маневр, поставил под угрозу жизни и безопасность участников дорожного движения, стал виновником ДТП. Получить льготу при оплате взыскания за обгон в зоне действия знака, запрещающего подобные действия, можно, выполнив еще одно условие – оплата квитанции должна осуществляться в первые 20 дней после получения на руки постановления ГИБДД.

Размер штрафов за нарушение правил обгона в различных ситуациях

Обгон – один из маневров, который представляет определенную опасность. Чтобы свести ее возникновение к минимуму, необходимо соблюдать правила обгона. Большинство водителей идут на риск и забывают о безопасности. Чтобы таких автолюбителей было меньше, закон предусматривает штраф за обгон в 2018 году, совершенный не по правилам. При этом он назначается в соответствии с местом и типом нарушения.

Что значит обгон

Определение обгона дается в пункте 1.2 ПДД. В нем маневр определяется как опережение других автомобилей с выездом на встречную полосу. После того, как другие авто остались позади, водитель занимает свою полосу. Вместе с определением обгона, изменившимся в 2010 году, несколько поменялись и правила обгона с выездом на полосу встречного движения.

Чем отличается от опережения

Существует принципиальное различие между понятиям «обгон» и «опережение». В последнем случае водитель при обгоне не выезжает на полосу встречного движения.

Где разрешен маневр

Согласно ПДД, совершать обгон разрешается на следующих участках дороги, которые расположены вне населенного пункта:

  • автотрассы с двумя полосами, разметка которых выполнена в форме прерывистой линии;
  • дорожное полотно, где для движения оборудованы три полосы (продольная разметка в данном случае должна быть прерывистой);
  • двухполосное дорожное полотно с комбинированной разметкой.

Совершая маневр, нужно тщательно продумать свои действия. Необходимо учесть видимость на дороге, состояние дорожного полотна и автомобиля.

Где запрещено обгонять

Согласно 11.4 пункту ПДД, нельзя совершать обгоняющий маневр на следующих участках дорожного полотна:

  • на регулируемых и нерегулируемых перекрестках неглавных дорог;
  • на переходах, оборудованных для пешеходов, если на них есть люди;
  • там, где расположены железнодорожные переезды (в пределах 100 метров от их места расположения и непосредственно на них);
  • в тоннеле, на мосту, путепроводе, эстакаде и под ними;
  • там, где завершается подъем;
  • в местах, где видимость ограничена.

Совершение маневра на этих участках квалифицируется как нарушение правил обгона.

Если обратиться к 11.2 статье ПДД, то обгон запрещен при таких обстоятельствах:

  • совершение автомобилем, который находится впереди обгоняющего, обгона или объезда препятствия;
  • включение движущимся впереди автомобилем левого поворотника;
  • совершение водителем автомобиля, который находится сзади, обгона;
  • отсутствие возможности без помех для других автомобилистов возвратиться на прежнюю полосу.

Иногда происходит нарушение знака «Обгон запрещен» без сплошной линии разметки. В данном случае действительно нельзя обгонять согласно знаку. Разметка в виде пунктира при этом разрешает развернуться или повернуть.

Если говорить про штраф за обгон на мосту, то при назначении наказания принимаются во внимание смягчающие обстоятельства: совершение нарушения впервые, некачественная разметка и присутствие впереди тихоходного транспорта.

Одно из распространенных нарушений – обгон справа. Обгонять безрельсовое средство передвижения, согласно 11.2 статье ПДД, допустимо по левой стороне. Исключение составляет случай, когда автомобиль, движущийся впереди, включил левый поворотник и начал выполнять обозначенный маневр.

Штраф за нарушение

Если водитель нарушил правила обгона, то, согласно административному кодексу, он понесет наказание. Чаще всего сотрудникам ГИБДД приходится выписывать штраф за обгон в неположенном месте. Взыскание назначается в соответствии с местом и обстоятельствами нарушения.

Иногда на дорогах выставляют временный знак, запрещающий обгон, тогда как раньше такой маневр на данном участке был разрешен, о чем говорили и основные знаки. В этой ситуации следует действовать, принимая во внимание временный знак, даже если он противоречит значению основного.

На перекрестке

На пешеходном переходе

Под знак «Обгон запрещен»

Совершив обгон под запрещающий знак, водитель лишается прав и выплачивает штраф. Штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2018 году зависит от обстоятельств нарушения. Максимальная сумма взыскания составляет 5000 рублей. Если говорить о лишении права вождения, то данная мера наказания применяется, если нарушение зафиксировано сотрудником ГИБДД. Если оно было заснято на камеру без участия последнего, то водитель наказывается только штрафом. Что касается срока ограничения в праве вождения, то за первое нарушение водительское удостоверение изымается на 4-6 месяцев, за повторное – на 1 год.

Правила обгона на дороге

Совершая обгон, нужно руководствоваться некоторыми правилами. При этом следует убедиться в следующем.

  1. Обгон будет безопасным для всех участников дорожного движения и полоса, которую водитель займет при завершении маневра, свободна.
  2. Водитель обгоняемого автомобиля не будет препятствовать совершению маневра, он сам не собирается обгонять или поворачивать.
  3. Скоростные показатели обгоняющего автомобиля позволяют совершить маневр.
  4. Дорога не разделена трамвайными путями или разметкой, которая налагает запрет на обгон.

Обгон следует совершать только в условиях хорошей видимости. В противном случае за ним может последовать ДТП. Допускается обгон по левой стороне. Если водитель решит совершить маневр справа, то, скорее всего, его автомобиль проедет по обочине (в случае если для передвижения оборудована одна полоса). Для предотвращения подобных ситуаций закон предусмотрел штраф за езду по обочине.

Какой штраф за «Обгон запрещен»?

В теоретических изданиях правил дорожного движения прописано, на каких участках дорог водителям категорически запрещен маневр «Обгон». При нарушении данного ограничения на нарушителя накладывается обязанность в уплате определенной штрафной санкции. В каких случаях обгон запрещен? По каким правилам обгон совершать правильно? Читайте в статье.

Знак «Обгон запрещен»

Знак «Обгон запрещен» можно довольно-таки часто встретить на дорогах города и загородных трассах. Визуально он выглядит следующим образом: белый круг в красной рамке, посередине изображены два автомобиля, при этом один из них черного цвета, а другой красного.

Тот автомобиль, чей кузов представлен в красном цвете, совершает противоправные действия – обгоняет в неположенном месте.

Ниже мы разберем специфику данного знака.

Где можно встретить такой знак?

  • На опасных поворотах;
  • Крутых подъемах;
  • Перекрестках;
  • Других местах ограниченной видимости, где может произойти столкновение с автотранспортными средствами встречного движения.

Таким образом, знак «Обгон запрещен» устанавливается везде, где у водителей есть шанс попасть в дорожно-транспортное происшествие.

В местах, где установлен данный запрещающий знак, обгон запрещен всем видам транспортных средств (как легковым, так и грузовым автомобилям и т.д.).

Когда обгон снова разрешается?

Когда заканчивается зона действия знака. Происходит это в следующих случаях:

  • Если после знака запрещающий обгон, идет знак, который отменяет его;

Обычно отменяющие действие знака «Обгон запрещен» знак можно встретить на загородных трассах.

Выглядит он также, как и знак «Обгон запрещен», только с перечеркивающей изображенные на знаке автомобили тонкой полоской.

Так, например, если знак установлен на повороте, после которого идет перекресток, то водителю, согласно правилам обгона, будет запрещено обгонять другое автотранспортное средства только на повороте. После перекрёстка он может совершить правильный обгон (если есть прерывистая линия, отсутствуют транспортные средства на встречной полосе, и никто не пытается совершить обгон сзади).

Если водитель встретил знак «Обгон запрещен», будучи вне населенного пункта, то при въезде в населенный пункт действие запрещающего знака оканчивается. В начале населенного пункта всегда расположен соответствующий знак «Начало населенного пункта».

Если же водитель будет «пойман» на обгоне (зафиксирован аппаратами фото- или видеофиксации), то ему будет выписан штраф.

При это размер штрафа будет напрямую зависеть от места, где был совершен маневр, игнорирующий правила обгона.

От чего зависит размер штрафа?

Обгон под знак с выездом на полосу встречного движения, по статье 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может привести к штрафной санкции в размере пяти тысячи рублей или лишению права управления транспортным средство на период от четырех до шести месяцев;

Последняя мера наказания возможна только в том случае, если нарушение будет занято на устройство видеофиксации.

Стопроцентное лишение водительских прав возможно в том случае, если водитель выехал на встречную полосу движения в месте, где запрещается совершать обгон, столкнувшись при этом с одной из машин.

Еще более отягчающим обстоятельством может стать летальный исход одного из участников движения (водитель, пассажиры, пешеходы).

  • Выезд на полосу встречного движения сквозь двойную сплошную при желании объехать какую-то помеху (которая располагается слева), при возможности объехать его справа.

Таким образом, водитель нарушает сразу три правила: игнорирует сплошную разметку, выезжает на полосу встречного движения, создает помеху для участников встречного движения.

Данное нарушение регламентируются статьей 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Игнорируя правила обгона, водитель должен будет оплатить штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей.

Пример: водитель увидел на своем пути помеху (сломанный автомобиль со включенной аварийной сигнализацией, например) и решил её объехать. Согласно правилам дорожного движения, сделать это надо, согласно правилам обгона, с левой стороны на полосе попутного движения. Если же водитель опережает помеху с правой стороны, выезжая на «встречку», он нарушает ПДД, проезжая там, где обгонять запрещено.

Правильный обгон через встречную полосу водитель совершит только в том случае, если полоса, по которой он движется, перекрыта полностью.

  • Если маневр совершен в месте установки знака «Обгон запрещен» на участке дороги, где отсутствует разметка (или её в данный момент не видно, например, из-за снега;

Данное нарушение регламентируются статьей 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довольно часто водители просто не понимают, что выехали на полосу встречного движения в месте, где обгон запрещен, потому что разделяющей потоки движения разметки нет. Однако, неведение не избавит провинившегося водителя от обязанности уплатить штраф в размере о пятисот до тысячи рублей.

Когда можно избежать штрафа за обгон?

  • Гужевых повозок (прицеп, запряженный животным);
  • Мопедов;
  • Мотоциклов (только если он без коляски);
  • Других транспортных средств, на которых установлен знак, означающий тихоходный порядок управления транспортным средством;

Знак «Тихоходное транспортное средство» выглядит, как яркий красно-желтый треугольник.

Лишение прав за обгон под запрещающий знак 2016

Водители способны выполнять много разных маневров, но самую большую опасность из них являет обгон. Зачастую водители могут быть невнимательны, не придерживаться разметочной линии, выполнять маневры, не надлежащие знакам. Подобные маневры часто приводят в лучшем случае к штрафным взысканиям или изъятию прав, а в худшем – к созданиям аварийных ситуаций с летальным исходом.

Действие знака «Обгон запрещен»

Исходя из его названия - запрещено совершать обгон транспорта, кроме:

  • тихоходного;
  • гужевого;
  • велосипедов;
  • мопедов;
  • двухколесных мотоциклов.

Ставят его в основном в тех местах, где:

  • есть большой риск столкновения с другим транспортом;
  • недостаточность видимости у транспорта, который двигается в противоположном маршруте;
  • есть населенный пункт.

Границы его действия
Начинается с места, в котором он установлен и продолжается вплоть до самого близкого перекрестка. Существуют населенные пункты без перекрестков. В таком случае знак будет действовать до окончания пункта.

Область зоны действия знака может быть меньше. В таком случае в ее окончании должен стоять соответствующий знак.

На сколько лишают прав за оставление места ДТП узнайте тут.

Действие знака будет закончено в том случае, если будут в наличии нижеперечисленные обозначения:

  • сообщающее о том, что закончена зона запрещения обгона;
  • свидетельствующее о наличии некоторого числа ограничений и об их окончании действия;
  • сообщающее о длительности небезопасного участка, будет установлено в населенном пункте или при присутствии такого участка дороги под знаком, которым запрещается обгон.

Что представляет собой тихоходный транспорт и как его выявить?
К нему относятся транспортные средства на механическом ходу, скорость движения которых не может быть выше тридцати километров в час в связи с техническими причинами.

Лишение прав за обгон под запрещающий знак

За подобные действия предусмотрена административная ответственность (статья 12.15 КоАп). Какой штраф за обгон под запрещающий знак? Он может быть, как в денежном эквиваленте, так и часто за это нарушение лишают прав.

В каких случаях бывает наказание.

  1. Если осуществлен выезд по встречной полосе или на трамвайные пути (пункт 4), будет наложен штраф суммой в 5 000 руб. или вполне вероятно будет лишение прав за обгон под запрещающий знак на четыре - шесть месяцев. Это наказание будет применено при наличии факта выезда. Инспектором определяется исходя из данных маневра: длительность, опасность обгона и подобных, какое будет нарушение.
  2. Выезд с целью объезда препятствий не будет оцениваться как маневр обгона.
  3. Если на транспорте установлен знак с ограничением скорости в тридцать километров в час, но оно не является тихоходом, то, обгоняя его, водитель в наказание будет лишен прав, в связи с тем, что знак, не соответствует правилам.
  4. При пересечении сплошной полосы наказание будет однозначно. Только лишь при наличии препятствий, которых невозможно объехать с правой стороны, наказание будет расцениваться согласно 3 части статьи и составлять 1000-1500 руб. штрафа.
  5. По пункту 5 при повторном нарушении 4 части лишение прав за обгон под запрещающий знак 2015 осуществляется на один год. Если же обгон был зафиксирован с помощью специальных технических средств, работающими в автоматическом режиме, на нарушителя будет наложен штраф суммой в 5000 руб.
  6. В случае если на тихоходе нет установленного знака, свидетельствующего о принадлежности транспорта к данной категории, обогнать его возможно, но доказать это будет не так-то просто, так как не существует определенного списка, который утверждает принадлежность средства к этой категории.
  7. Обгон будет разрешен в случае нарисованной на дороге сплошной разметочной линии, стоящего знака, запрещающего обгон в той ситуации, если перед водителем едет тихоходный транспорт.

О том, как обжаловать лишение водительских прав узнайте тут.

В каких случаях возможен обгон, даже если есть запрещающий знак и сплошная линия разметки? Может быть несколько вариантов:

  1. В случае если впереди движется тихоходный транспорт с соответствующим треугольным знаком.
  2. Если транспортом являются иные средства помимо тихоходных, которые можно обгонять.

В любых иных случаях, при нарисованной сплошной разметке и наличии знака, запрещающего обгон, делать это категорически запрещается и наказывается лишением прав или наложением штрафов в зависимости от ситуации.

Лишение прав за обгон под временный запрещающий знак

Этот знак выглядит точно так же, как и запрещающий обгон, только на желтом фоне. Он устанавливается при проведении ремонтно-дорожных работ. Если же есть противоречие между временным и обычным знаком, необходимо ориентироваться по временному.

Например, такая ситуация. На обычной трассе нарисована разметка с прерывистыми линиями. Вдоль дороги размещены два знака: основной, о том, что все ограничения более не действуют и временный знак запрещения обгона. В этой ситуации водитель должен будет ориентироваться на временный знак, так как он преимущественный.

Как избежать лишения прав за обгон под запрещающий знак

В правилах от 2015 года есть некоторые исключения, при которых можно обогнать при знаке «Обгон запрещен». Допускается это в следующих случаях.

  1. Если в том же направлении едет тихоход со специально установленным на нем знаком.
  2. Если перед водителем едет конная или гужевая повозка.
  3. Если впереди находится мототранспорт с двумя колесами.

Но нужно помнить, что обгон подобных средств возможен только в той зоне, на которую распространяется действие знака.

В любых других случаях правила нарушать крайне нежелательно, ибо наказание следует достаточно серьезное.

  • Совет 1. Перед тем как совершать обгон, нужно четко проанализировать всю ситуацию, сложившуюся на дороге, ведь результаты и последствия ее могут быть совершенно различными.
  • Совет 2. При возникновении спорных ситуаций, можно попробовать доказать, что обгон был совершен именно тихоходного средства. Однако сделать это не всегда легко и просто.

На дороге самое главное – следить за ситуацией и за безопасностью маневров. Поэтому если нет уверенности, лучше не обгонять, иначе может выйти себе дороже.

Видео, лишение прав за обгон под запрещающий знак

Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД. Часть 4.

Все статьи серии «Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД.»:

  • Часть 1. Общая.
  • Часть 2. Общая.
  • Часть 3. Поворот налево или разворот
  • Часть 4. Обгон.
  • Часть 5. Маневрирование на перекрестках

Мы продолжаем разбирать ситуации с нарушениями ПДД, которые нам предоставила ГИБДД. До написания этой статьи мы разобрали 15 ситуаций.

В этой части мы разберем один из самых опасных маневров «Обгон».

«Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Правила обгона, опережения, встречного разъезда:

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

3.20 «Обгон запрещен».

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

Статья написана по материалам сайтов: vprave.guru, voditel.guru, dtp.help, 1avtourist.ru, ruspdd.ru.

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!