Всё про салонный фильтр. Для чего нужен салонный фильтр и когда его нужно менять? Как часто менять салонный фильтр

На большинстве моделей современных автомобилей – обыденная процедура, необходимая для обеспечения нормальной работы системы отопления и вентиляции.

  • При эксплуатации техники на территории больших городов или промышленных центров с атмосферой, насыщенной внутренними выбросами.
  • В регионах, где воздух сильно загрязнён из-за природных факторов – песчаных бурь или вулканической активности.
  • В районах с увеличенной влажностью, благоприятствующей образованию болезнетворных бактерий.

Во всех этих случаях необходимо если не полностью исключить возможность попадания загрязнений в салон, то хотя бы значительно сократить их количество.

Для чего нужна замена?

Частицы вредных для здоровья веществ, вредоносные микроорганизмы и даже обычная пыль причиняют вред не только при непосредственном попадании внутрь дыхательных органов. Следует учитывать и другие факторы:

Чтобы избежать описанных проблем, следует регулярно производить замену недорогой детали.

Замена фильтра салона. Видео:

Какие бывают салонные фильтры и на что обращать внимание при выборе?

Конструкторы автомобилей разработали и опробовали различные системы для очистки воздуха , отличавшиеся размерами и принципом работы. На сегодняшний день наибольшее распространение получили устройства в виде одноразовых сменных картриджей. Они бывают двух типов:

Угольные фильтры не только очищают воздух от твёрдых частиц. Они поглощают вредные вещества и устраняют неприятные запахи. Ресурс деталей, вне зависимости от их особенностей, ограничен. Необходимо производить их своевременную замену.

Выбирать тип картриджа следует с учётом условий, в которых эксплуатируется автомобиль. В регионах с высокой влажностью, высокой вероятностью вредных химических выбросов в атмосферу имеет смысл отдать предпочтение угольным фильтрам. В остальных случаях будет достаточно бумажных сменных элементов.

На характеристики картриджа влияет длина фильтрующих лепестков и плотность материала, из которого они изготовлены. Более длинные и плотные лепестки лучше очищают воздух и служат дольше. Но скорость прохождения воздуха через них снижается, что сказывается на эффективности работы вентиляционной системы.

Важно! Следует учитывать, что на окончательный выбор материала и варианта исполнения картриджа могут влиять аллергические заболевания.

При покупке новой детали уделите внимание её размерам, которые должны точно соответствовать установленным. В противном случае фильтр просто не встанет на место или будет пропускать грязный воздух через зазоры и неплотности.

Как узнать, что пора менять?

Сроки замены картриджей оговариваются в инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно это 10 – 15 тыс. км .

Однако нередко необходимость в установке нового фильтрующего элемента возникает раньше. На дорогих моделях машин иногда устанавливаются датчики запылённости фильтров. Владельцам техники попроще придётся ориентироваться на признаки , по которым можно определить, что настало время провести необходимое обслуживание. Среди этих признаков:

В некоторых случаях необходимость в замене салонного фильтра возникает из-за попадания на него влаги.

Наиболее распространённая причина – засорение каналов, предназначенных для отвода воды от мест забора воздуха в вентиляционную систему.

Избежать этого удаётся, производя регулярную очистку водостоков от попавшего в них мусора. Чаще всего это опавшие с деревьев сухие листья.

Замена фильтра салона на Приоре без кондиционера. Видео:

Где находится салонный фильтр?

Разумеется, хотелось бы иметь свободный доступ к месту расположения фильтра салона. Однако разработчики размещают деталь в самых разных, при этом не всегда удобных местах. Хорошо, если она расположена в мотоотсеке. Тогда, в большинстве случаев, добраться до неё можно без особых проблем.

Но иной раз компоновка системы отопления и вентиляции такова, что фильтр размещают внутри салона, под панелью приборов. В этом случае доступ к нему бывает затруднён, а для проведения замены приходится производить частичную разборку панели приборов.

Оптимально, если картридж расположен в месте, откуда воздух поступает внутрь вентиляционных каналов. Но иногда разработчики пренебрегают этим правилом, жертвуя эффективностью системы очистки ради решения других проблем.

В зависимости от модели автомобиля может устанавливаться не один сменный картридж, а два или более. Точно определить, где находится салонный фильтр на вашей машине, вы сможете, ознакомившись с технической документацией по её обслуживанию.

Как заменить салонный фильтр?

Проще всего для этого посетить станцию технического обслуживания и доверить работу профессионалам. Это позволит избежать лишних проблем. Но если по каким-либо причинам сделать это нет возможности, решить проблему можно самостоятельно .

Придётся заранее запастись пластиковыми клипсами, которыми крепятся многие детали кузова. Обеспечить их сохранность при разборке не всегда удаётся даже специалистам, хорошо знающим, как поменять салонный фильтр .

Нет ничего страшного в том, если, извлекая старый картридж, вы его повредите. Но новую деталь приходится вставлять предельно аккуратно. С этим из-за ограниченного пространства салона и неудобного доступа к месту монтажа часто возникают сложности. Людям, имеющим солидные габариты или недостаточно ловким, такая работа может оказаться не по плечу.

Не совершайте ошибок

Некоторые автовладельцы не видят особой необходимости в очистке воздуха и просто снимают картридж. Это плохая идея. Даже если человек не дорожит своим здоровьем, ему стоит задуматься о том, что попавшая внутрь воздуховодов грязь станет причиной поломки компонентов вентиляционной системы, ремонт которых может оказаться сложным и дорогостоящим.

Куда дешевле и проще производить необходимое обслуживание и наслаждаться чистым воздухом в салоне своего автомобиля. Зная, как поменять салонный фильтр , это не так уж и сложно.

Салонный воздушный фильтр устанавливается практически на все современные автомобили. Салонный фильтр несет в себе важные функции. К сожалению многие автовладельцы не знают где он находится в автомобиле и, как часто требуется его замена.

Воздушный фильтр очищает воздух, далее поступает в салон автомобиля и тем самым задерживает пыль, сажу, песок и другие вредные вещества присутствующие в воздухе на автомобильных дорогах, не позволяя последним проникать в автомобиль. Если у водителя и пассажира есть аллергия на какие-то вещества, то этот фильтр незаменимый помощник для того, чтобы воздух в автомобиле был чистый и без вредных примесей.

Когда менять салонный фильтр?


У разных производителей автомобилей рекомендации по сроку замены салонного фильтра заметно отличаются. Некоторые производители рекомендуют регулярную замену фильтра каждые10,000 километров , когда как другие рекомендуют менять фильтр каждые 25,000 километров . В большинстве случаев автопроизводители рекомендуют замену салонного фильтра в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Это значит, что если автомобиль эксплуатируется в южной полосе, где в воздухе присутствует повышенное содержание песка и других мелких песчаных веществ, то салонный фильтр необходимо менять намного чаще, чем на автомобиле, который эксплуатируется в регионе, где воздух намного чище.

Так, если вы большую часть времени управляете автомобилем в городских условиях с плотным потоком автомобилей, то вам необходимо менять фильтр на много чаще, чем тем автомобилям, которые ездят загородом и не стоят часами в многокилометровых пробках. Например, в крупных городах салонный фильтр намного быстрее приходит в негодность. Запомните, не зависимо от рекомендаций производителя по замене фильтра, вы должны менять его не реже чем 1 раз в год, не смотря на маленький пробег. В любом случаи проверяйте рекомендации производителя устанавливающего регламент по замене салонного фильтра, чтобы знать, когда придет срок замены воздушного элемента салона автомобиля.

Какие признаки того, что салонный фильтр пора менять?


По косвенным признакам вы можете самостоятельно определить, пора ли менять салонный фильтр . Так, если на улице воздух свежий и чистый, а в салоне вы чувствуете такой чистоты и свежести воздуха, то возможно ваш фильтр уже достаточно загрязнен, и он уже не справляется со своими функциями по очистки кислорода от вредных веществ. Еще это может подтверждаться тем что, если вы включите на максимальную мощь кислородную систему вентиляции салона и при этом не ощутите сильного обдува воздуха, то со 100 процентной вероятностью можно утверждать, фильтр салона пришел в негодность и не может пропустить через себя большое количество воздуха.

Где находится салонный фильтр в автомобиле?


У многих автомобилей самое распространенное место нахождения салонного фильтра, это место за перчаточным ящиком ("бардачком"), или под ним. Как самостоятельно достать оттуда салонный фильтр можно посмотреть в инструкции по эксплуатации автомобиля.

В некоторых автомобилях салонный фильтр находится под приборной панелью. В этом случаи поменять самостоятельно фильтр будет проблематично. Так же есть автомобили, в которых фильтр находится под капотом автомашины, в специальных кассетах.

Сколько стоит воздушный салонный фильтр?


Некоторые салонные фильтры очень дорогие. В особенности, у премиум брендов и если салонный фильтр имеет не маленький размер (например, как у внедорожников и микроавтобусов). Самые дорогие цены на фильтры и по их замене у официальных дилеров. Так по сравнению с рыночными ценами на салонные фильтры, цены у официальных дилеров могут быть дороже более чем в 2 раза. Покупка и использование оригинального салонного фильтра не обязательна. Вы можете купить не оригинальный салонный фильтр, который будет существенно дешевле, но по свойствам и качеству мало чем отличатся от оригинала. Если вы сможете самостоятельно заменить фильтр, то этим вы также сэкономите свои деньги, что могли бы потратить в автосервисе.

Доверяй, но проверяй.


Если во время технического обслуживания автомобиля в автомастерской вам говорят, что необходимо заменить салонный фильтр, то прежде чем дать свое согласие на замену, попросите показать вам этот элемент. Необходимо визуально убедиться в том, что действительно ли есть необходимость в замене фильтра.

В зависимости от условий эксплуатации автомобиля и его пробега, фильтр может выглядеть по-разному. В случае если фильтр пришел в негодность, вы можете увидеть его очень грязным, что в нем присутствуют листья, ветки, насекомые, сажа, копоть и другие загрязняющие вещества. Если вы увидите такой грязный фильтр, то у вас не будет сомнения в том, что пришло время в его плановой замене. Но помните о том, даже если фильтр достаточно чистый, а последняя замена происходила больше года назад, то желательно поменять его на новый в связи с тем, что фильтр уже не выполняет своих свойств.

Многие автолюбители весьма щепетильно относятся к вопросу технического обслуживания своего автомобиля и в большинстве случаев даже неплохо разбираются в устройстве и принципе работы его основных агрегатов. Однако существует ряд второстепенных деталей и систем, которым автовладельцы не уделяют должного внимания, считая их малозначимыми. Например, практически любой обладатель машины непременно позаботится о своевременной замене воздушного фильтра, являющегося частью впускной системы двигателя. А вот о необходимости замены фильтрующего элемента, ответственного за очистку поступающего в салон автомобиля воздуха, частенько забывают. Некоторые же из водителей вообще не догадываются о его существовании, пока не познакомятся с регламентом технического обслуживания. Итак, в этой статье поговорим об автомобильном салонном фильтре.

Перед тем, как приступить к рассмотрению конструкции и схемы работы современных фильтров салона, кратко вспомним историю появления этих очистителей воздуха. Интересно, что они начали применяться гораздо позже классических воздушных фильтров, предназначенных для очистки поступающих во впускной коллектор двигателя потоков. Осознание необходимости фильтрации попадающего внутрь автомобиля воздуха пришло в конце 70-х – начале 80-х гг, когда количество транспортных средств стало стремительно увеличиваться и начали появляться первые пробки, вокруг которых буквально создавалось облако из отработавших газов. Впервые салонный фильтр был установлен на серийный автомобиль в 1991 году. Он представлял собой фильтровальную бумагу, улавливающую частицы размером более 5 мкм, и был бессилен в борьбе с токсичными газами. Во второй половине 90-х в Европе салонные фильтры стали массово устанавливаться на автомобили средней ценовой категории. Это были уже более продвинутые фильтрующие элементы с добавлением активированного угля, способного поглощать молекулы вредных веществ, таких как оксиды азота, серы и прочих. В настоящее время салонный фильтр является неотъемлемым атрибутом большинства автомобилей. Лишь некоторые бюджетные модели, и то, как правило, в начальных комплектациях, не предусматривают установку подобных элементов для фильтрации воздуха.

Назначение салонного фильтра

Выше мы уже отмечали, что воздушный фильтр салона предназначен для удаления различного рода вредных веществ, проникающих во внутреннее пространство автомобиля по воздуховодам системы вентиляции. Многие, наверное, зададутся вопросом – зачем уделять большое внимание фильтрации воздуха, если он попадает в салон не только через воздухозаборник, а еще и через зазоры в уплотнениях и просто при открывании дверей автомобиля. Это действительно так, однако превышение концентрации опасных для здоровья человека веществ характерно лишь для зоны интенсивного движения, когда поток транспорта достаточно плотный и скорость его перемещения невелика. В этой ситуации выхлопная труба впередиидущего транспортного средства практически вплотную примыкает к воздухозаборнику движущегося следом автомобиля. Именно в непосредственно близости от системы выпуска отработавших газов допустимые нормы концентрации вредных компонентов могут быть превышены в 10-15 раз. Если же сделать замеры в нескольких метрах от работающего на открытом воздухе автомобиля, то здесь превышение будет или несущественным, или его не будет вообще.

Помимо токсичных веществ салонный фильтр автомобиля должен улавливать частицы пыли, сажи, резины. Эти частицы достаточно крупные и проблем с их отсеиванием обычно не возникает даже у простейших фильтрующих элементов, поэтому на них останавливаться не будем, а лучше уделим внимание более трудноуловимым продуктам сгорания.

Выхлопные газы содержат целую россыпь вредных соединений, при определенной концентрации оказывающих негативное влияние на здоровье человека. Речь идет как о сиюминутных последствиях вроде головной боли, непроизвольного чихания и рези в глазах, так и об опасности возникновения в перспективе серьезных хронических заболеваний. Предельно допустимая концентрация неблагоприятных химических веществ определяется нормативами ГН 2.1.6.1338-03, которые устанавливают максимальную разовую и среднесуточную концентрации, а также класс опасности каждого из веществ. В таблице ниже представлены некоторые из вредных компонентов с указанием ПДК в атмосферном воздухе.

Вещество Химическая формула Класс опасности ПДК разовая, мг/м 3 ПДК среднесуточная, мг/м 3 Физиологическое действие
Оксид углерода (угарный газ) CO 4 5.0 3.0 Кислородное голодание, приводящее к возникновению головной боли, одышки, снижению скорости психомоторных реакций
Оксид азота NO 3 0.4 0.06 Поражение дыхательных путей и легких
Диоксид азота NO 2 2 0.2 0.04
Бензапирен C 20 H 12 1 0.1 мкг/100 м 3 Канцероген, способен накапливаться в организме
Сероводород H 2 S 2 0.008 Головокружение, головная боль, тошнота
Бензол C 6 H 6 2 0.3 0.1 Канцероген, может вызывать головные боли, тошноту, головокружение.
Углерод черный (сажа) C 3 0.15 0.05 Канцероген
Формальдегид CH 2 O 2 0.05 0.01 Канцероген, негативно влияет на дыхательные пути, слизистые оболочки, нервную систему
Метан CH 4 50 Кислородное голодание при высоких концентрациях

Самым опасным из приведенных веществ является угарный газ – бесцветное ядовитое соединение, лишенное вкуса и запаха. Этот газ образуется в результате неполного сгорания топлива, вызывая при больших дозировках сильнейшее отравление. В пробках допустимая концентрация CO может быть превышена в несколько десятков раз, и, что самое неприятное, практически ни один из видов салонных фильтров не способен эффективно бороться с угарным газом. Так что по возможности лучше избегать длительного простаивания в автомобильных заторах, иначе легкое отравление, можно считать, гарантировано. Одним из вариантов борьбы с попаданием угарного газа внутрь салона является активация режима рециркуляции, исключающего забор воздуха извне.

Оксиды азота, негативно воздействующие на органы дыхания, также составляют изрядную долю загрязненного городского воздуха. Соединения NO в результате фотохимических реакций с водой в атмосфере приводят к образованию азотной кислоты, которая вместе с осадками выпадает на землю в виде так называемых кислотных дождей. Для автолюбителей утешением является тот факт, что любые окислы азота успешно нейтрализуются салонными фильтрами, правда, только теми, которые имеют в составе активированный уголь. При этом надо учесть, что адсорбционные свойства угольных фильтров в плане улавливания NO ухудшаются в процессе эксплуатации, что приводит к существенному снижению эффективности их работы.

Формальдегид, относящийся к ряду алифатических альдегидов, является токсичным бесцветным газом с резким запахом. При больших дозировках может привести к отравлениям, однако даже в сильно загазованном выхлопами воздухе его концентрация редко превышает предельно допустимые значения. К тому же угольные салонные фильтры очень даже неплохо справляются с формальдегидами.

На остальных вредных веществах подробно останавливаться не будем. Отметим лишь, что все они, будь то алифатические углеводороды (метан, этилен и другие) или обычная сажа, хорошо отсеиваются угольными салонными фильтрами.

Виды салонных фильтров

Использующиеся в автомобиле фильтры салона подразделяются на две наиболее распространенные группы:

  • Обычные противопылевые фильтры;
  • Угольные фильтры.

Простые пылевые фильтры осуществляют очистку воздуха от пыли и сажи, а также от пыльцы растений и прочих аллергенов. В качестве фильтрующего элемента в таких фильтрах используется бумага или синтетическое волокно, которые способны задерживать частицы размером до 1 микрона. Материалы из синтетических волокон могут быть наэлектризованы, поэтому кроме механического удержания имеют способность улавливать частицы посредством притягивания. Основным отличием пылевых салонных фильтров от воздушных фильтров системы питания двигателя является более низкая плотность фильтрующего материала. Это обусловлено тем, что система вентиляции автомобиля не способна создать столь сильную тягу, которую обеспечивает разрежение во впускном коллекторе. К минусам пылевых салонных фильтров стоит отнести их абсолютную беспомощность в борьбе с токсичными газами и неприятными запахами.

Угольные салонные фильтры способны очищать воздух от любых вредных соединений, испытывая определенные трудности только с угарным газом. В качестве рабочего элемента данного типа фильтров используется активированный уголь – пористое вещество, обладающее большой удельной поверхностью. Она формируется за счет множества микроскопических пор, самые небольшие из которых имеют размер около одного нанометра. Именно за счет этих пор и осуществляется улавливание молекул контактирующих с активированным углем токсичных газов, причем захват производится имеющими большие размеры макро- и мезопорами, а затем происходит транспортировка к микропорам. Это явление получило название адсорбции. Углубляться в природу возникновения межмолекулярных сил, позволяющих реализовать подобное «засасывание» одних веществ другими, не будем, отметим лишь, что чем крупнее молекулы поглощаемого вещества, тем легче осуществляется их захват и удержание. Эффективность адсорбции угольным фильтром не в последнюю очередь зависит от таких факторов, как скорость проходящего потока и температура воздуха.

Если же обратиться к конструктивным особенностям салонных фильтров, то использующийся для них активированный уголь представляет собой гранулы размером около 0.5 мм, закрепленные на специальной подложке из текстильного материала. Большинство угольных фильтров имеет многослойную структуру, в которой «угольные» слои чередуются со слоями из обычного противопылевого волокна. Каждая из прослоек ответственна за улавливание частиц определенного типа и размера. В итоге подвергшийся многоэтапной обработке воздух поступает в салон в абсолютно чистом и безопасном для вдыхания виде.

Где находится салонный фильтр и как его заменить

Несмотря на то, что автомобили разных производителей имеют существенные конструктивные отличия, они используют, как правило, салонные фильтры одной и той же формы. Обычно это прямоугольная кассета с характерным гофрированным фильтрующим элементом и более или менее жестким каркасом по периметру, обеспечивающим монтаж без перекосов с соблюдением требуемой плотности прилегания кромок. Места установки фильтров салона также не сильно разнятся. Обычно они находятся либо в подкапотном пространстве, либо под передней панелью в зоне сиденья пассажира (часто за перчаточным ящиком). Ответить на вопрос, где находится салонный фильтр в конкретной модели машины, сможет только руководство по ее эксплуатации. В нем же описана последовательность действий при замене.

Сама процедура замены салонного фильтра в зависимости от автомобиля может потребовать разных трудозатрат. Например, владельцам Тойоты Королла для выполнения этого действия не придется прилагать много усилий. В данном случае блок кондиционирования, в который вставляется салонный фильтр, расположен сразу за перчаточным ящиком. Последний можно откинуть, сняв боковой ограничитель и сжав сам ящик с обеих сторон. Доступ к салонному фильтру получен, так что теперь достаточно вынуть старую кассету и заменить ее на новую.

На некоторых моделях есть определенные нюансы, связанные с заменой салонного фильтра. Например, в ряде случаев добраться до места расположения фильтрующего элемента не так просто, поэтому при установке возникает риск замять какую-либо кромку фильтра или недостаточно плотно посадить его в блок фиксации. Понятное дело, что возникновение даже минимальной щели в зоне фильтрации приведет к явному снижению эффективности работы системы очистки. Еще один момент, уже не зависящий от автомобиля, это необходимость учета направления движения воздушных потоков. Установить салонный фильтр должным образом помогут соответствующие стрелки, наносимые на боковые грани элемента.

Периодичность замены воздушного фильтра салона

В процессе эксплуатации салонный фильтр неминуемо засоряется, поэтому рано или поздно потребуется его замена. В руководстве к автомобилю указывается конкретный интервал замены фильтрующего элемента, привязанный к выполнению плановых регламентных работ. Однако целесообразно осуществлять эту процедуру по фактическому состоянию фильтра салона, так как оно зависит от целого ряда факторов. Очевидно, что замену придется производить чаще, если автомобиль эксплуатируется в условиях сильной запыленности или загазованности. Например, фильтр явно быстрее придет в негодность при регулярной езде по грунтовым дорогам, где концентрация в воздухе различного рода частиц значительно выше, чем на мало загруженных городских улицах. Большая нагрузка на салонный фильтр ложится и в крупных мегаполисах, буквально утопающих в смоге от выбросов автомобилей и промышленных предприятий. Также на срок службы воздушного фильтра салона оказывает влияние тип материала, из которого он изготовлен. Более качественные фильтрующие элементы способны нормально функционировать и после 15-30 тыс. км пробега, в то время как подделка не протянет даже и половину этого срока.

Существует несколько признаков, говорящих о необходимости замены салонного фильтра:

  1. Снижение производительности системы вентиляции, т.е. поток воздуха из дефлекторов стал менее интенсивным, чем раньше;
  2. Появление стойкого запаха в салоне, явно не связанного с внешними источниками;
  3. Повышенное запотевание стекол.

Многие автолюбители в целях экономии предпочитают чистить салонные фильтры своими руками, а затем повторно их использовать. Затея, надо сказать, неудачная, так как никакая чистка подручными средствами не может на сто процентов восстановить первоначальные свойства материалов. Особенно это актуально для угольных фильтров, принцип работы которых основан на весьма сложных внутренних процессах, происходящих на молекулярном уровне.

Выводы

Из всего вышесказанного можно сделать однозначное заключение: салонный фильтр – необходимый компонент, своевременное обслуживанию которого является залогом сохранения внутри автомобиля приятной атмосферы, исключающей риск возникновения легких недомоганий и серьезных заболеваний. При выборе очистителя воздуха стоит обратить внимание на изделия известных брендов, находящиеся в более высокой ценовой категории. Это как раз тот случай, когда можно переплатить и получить заведомо более качественную продукцию, в разы лучше выполняющую свои функции и в то же время сохраняющую работоспособность при пробеге до нескольких десятков тысяч километров. Выбирая между пылевым и угольным салонными фильтрами, предпочтение следует отдать последним, потому что они эффективнее противостоят токсичным веществам.

Салонный фильтр используется в автомобилях для очистки воздуха, поступающего в салон из окружающей атмосферы через воздуховоды вентилятора. Многие водители не придают им большого значения, считая, что от них мало пользы, так как много воздуха и так проходит в салон, минуя фильтр, при открытии окон, форточек, дверей и через щели в уплотнениях кузова. Это в определённой мере справедливо, однако, как говорят: «бережёного бог бережёт». Поэтому, если посмотреть на результаты исследования, проводимые органами контроля над экологической безопасностью, то становится ясно, какая польза от установки салонного фильтра в автомобиль.

В автомобильных «пробках» наличие салонного фильтра крайне необходимо

Зачем нужен салонный фильтр автомобилю?

Организация Мосэкомониторинг провела исследования по содержанию вредных выбросов на столичных дорогах и их влиянию на состояние водителя. По их данным установлено, что общий фон загрязнённости атмосферы города характеризуется как повышенный относительно принятой нормы 142 дня в течение года. Основу вредных компонентов, содержащихся в воздухе, представляют углеводороды, формальдегид, оксиды серы и азота, угарный газ.

Примерно так выглядят новые фильтры всех автомобилей

При этом даже в те дни, когда экологическая обстановка в городе считается благоприятной, концентрация диоксида азота NO 2 на пешеходных дорожках превышает ПДК в 1,4 раза, на самих дорогах – в 3 раза, в кабине легковых машин – в 7 раз. Ежедневное вождение автомобиля в таких условиях, особенно с многочасовыми пробками на дорогах, способствует развитию хронических заболеваний и появлению стрессов с психическими расстройствами.

В неблагоприятные в экологическом отношении дни превышение допустимых норм может достигать 15-20 кратного значения. Можно сказать, что водитель транспорта весь день в такие дни находится под действием «дозы» токсикомана. По тяжести последствий наиболее опасен угарный газ. Он может привести к внезапному обмороку. На МКАД и Садовом кольце в часы пик превышение нормы в салоне нередко достигает 25 кратной величины, а за бортом автомобиля в 40 раз выше.

Кроме токсических вредных веществ воздух над проезжей частью содержит большое количество обычной и шинной пыли, копоти, солей, которые поднимаются с поверхности дорожного покрытия и напрямую проникают в салон автомобиля. Они незаметно наносят ущерб дыхательным органам водителей и пассажиров. Нередко виновниками ДТП становятся водители, страдающие аллергической реакцией организма на пыль и грязный воздух.

Кроме того, применение фильтров значительно уменьшает концентрацию пыли и гари в салоне, что предотвращает появление , ухудшающего их прозрачность и создающего на них отражения. Тот, кто дорожит своим здоровьем, обязательно купит и установит на автомобиль салонный фильтр, однако знает ли он —

Какой должен быть фильтр и где его нужно устанавливать?

Салонный фильтр находится или под капотом или за бардачком

Наружный воздух поступает в салон через входные отверстия воздухозаборников отопительной системы автомобиля. Он может проникать самотёком или нагнетаться принудительно вентилятором. Поэтому фильтр должен устанавливаться в корпус отопительного устройства. Классический фильтрующий элемент выполняется из тонкой бумаги, заряженной электростатическим зарядом и пропитанной фенолоальдегидным раствором.

Такая технология фильтра позволяет ему не только задерживать в себе крупнозернистые примеси в атмосферном воздухе, но и притягивать более мелкие взвеси, а также нейтрализовать неприятные запахи. Его использование особенно эффективно для лиц, страдающих болезнями дыхательных органов, астматиков, аллергиков, которые болезненно реагируют на пыль, запах, растительную пыльцу и другие микроскопические частицы воздуха.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Сегодня производители выпускают большое количество фильтров, использующих разные способы очистки и выполненные из разных материалов, цены на которые колеблются в значительных пределах. В основном по способу очистки их можно разделить на 5 типов:

Видео: Салонный фильтр Toyota Corolla (Axio / Fielder) и его замена

  • барьерные или обычные фильтры, которые изготавливаются из бумаги, натурального или синтетического нетканого полотна и предназначены для задерживания мелких механических примесей в воздухе. Они очищают поступающий в салон воздух только от пыли и насекомых;
  • угольные фильтры на поверхности материала имеют слой активированного угля, который способен абсорбировать вредные газы, содержащиеся в воздухе, а также нейтрализовать неприятные запахи. Они отличаются более высокими фильтрующими качествами по сравнению с обычными фильтрами. Но следует помнить, что со временем абсорбирующие свойства угля истощаются, и они превращаются в обычные фильтры;
  • угольные фильтры с полифенольным антиоксидантным покрытием. Такие фильтры предназначены для нейтрализации аллергенов. Одна сторона пористого материала у фильтрующего элемента покрыта слоем активированного угля, а другая сторона покрыта слоем полифенола – естественного антиоксиданта. Они более дорогие по цене и пользуются спросом в весенне-летний сезон, когда активность аллергенов повышена;
  • электретные фильтры, содержащие кроме обычного барьерного слоя нетканого полотна, осуществляющего механическую фильтрацию, ещё дополнительный электрически заряженный слой тонких волокон, который притягивает мельчайшие частицы примесей в составе воздуха. Производители заявляют, что такой фильтр способен задерживать: 99% взвесей диаметром 5-100мкм, к которым относятся пыльца растений, споры грибов, шинная и цементная пыль; 65-99% веществ диаметром 0,3-1мкм, к которым относятся частицы дыма, сажи и бактерии; до 30% мельчайших частиц размером в сотые доли микрона;
  • комбинированные фильтры, представляющие собой сочетание угольных фильтрующих элементов с электретными слоями и имеющие несколько уровней очистки. Существуют также многослойные фильтры, обладающие слоями механической, электростатической, антисептической и угольной очистки.

Устройство салонного фильтра

Наибольшей популярностью на российском рынке пользуются обычные и угольные салонные фильтры, обладающие минимальными ценами. Антиаллергенные фильтры пока ещё являются товаром премиум класса.

Когда нужно производить замену?

О том, что пришла пора менять салонный фильтр автомобиля, можно узнать по следующим признакам:

  • появление запаха в поступающем в салон воздухе;
  • появление пыли при включении вентилятора;
  • недостаточная сила потока воздуха;
  • повышенное запотевание стёкол.

Степень засорения фильтра можно определить только визуально. Снимать фильтр должен знающий специалист, так как неопытный водитель может легко повредить при демонтаже панели и крепёжные фиксаторы. Некоторые модели автомобилей имеют труднодоступное расположение фильтров, требующее демонтажа окружающих деталей.

Точные сроки замены салонного фильтра при их наличии в базовой комплектации автомобиля указываются в его инструкции по эксплуатации, которые определены для нормальных условий вождения. В среднем периодичность замены составляет 15000 км пробега. В условиях загазованного мегаполиса этот срок должен сокращаться вдвое. Однако наиболее рациональным способом является замена фильтра по его фактическому состоянию, но не реже 1 раза в полугодие.

Несвоевременная замена салонного фильтра приводит к накоплению грязи, которая является благоприятной средой для развития грибков, плесени и других болезнетворных бактерий, быстро распространяющихся по каналам системы кондиционирования и вентиляции. Таким образом, фильтр может превратиться из средства очистки воздуха в средство распространения болезней. Также следует иметь в виду, что стирка, промывка и обработка пылесосом не могут восстановить фильтрующие свойства отработавших материалов.

16 марта 2017

Каждый современный автомобиль оснащается системой фильтрации, предназначенной для очистки воздуха, который попадает через систему отопления. Существует несколько разновидностей данного очистителя, поэтому список возможностей каждого варьируется в широких пределах. Угольные, например, дополнительно устраняют неприятные сторонние запахи.

Базовый вариант вбирает в себя всю пыль и грязь, которая поступает извне. Встает вполне закономерный вопрос: как часто менять салонный фильтр? С этой проблемой и постараемся разобраться в данной статье, потому как сам процесс является неотъемлемой частью технического обслуживания автомобиля.

Расположение элемента

Чтобы сменить отработанный фильтр, нужно понять, где он стоит. В большинстве случаев очиститель воздуха монтируется на внутренней стенке бардачка.

В некоторых случаях его можно обнаружить под приборной панелью со стороны водителя.

В советских автомобилях данный компонент устанавливается либо под лобовым стеклом, либо под капотом. В последнем случае его ставит в специальную кассету. Для точного определения местоположения требуется поинтересоваться на СТО, или же самостоятельно заглянуть в паспорт.

Типы фильтров

Впервые воздушные элементы очищения воздуха стали устанавливать на машины еще в начале 90-х годов. На тот момент они были если не идентичны, то очень напоминали стандартные фильтры. В дальнейшем структура и конструкция компонента существенно переделывалась и дорабатывалась. Появлялись первые двухслойные варианты: первый слой задерживал уличную пыль, а второй ликвидировал проникновение в салон микроскопических частиц загрязнения. Через некоторое время на рынке стали появляться модели, снабженные дополнительной прослойкой из активированного угля, что значительно повышало качество фильтрации воздуха .

Условно современные фильтры разделяются по способу очистки воздуха, подаваемого в салон. Существует 2 большие категории:

  • механические;
  • адсорбционные (угольные).

В первом случае воздух преодолевает «препятствие» в виде сетки из очень тонких специальных волокон. Во втором же в работу включен активированный уголь, поэтому дополнительно элемент поглощает вредные вещества и неприятные запахи.

Срок эксплуатации

Когда менять фильтр в салоне? Здесь все упирается в условия эксплуатации автомобиля.

В городском цикле, при езде по грунтовым покрытиям, в сельской местности и пустынных участках фильтр обязательно менять каждые 10 тысяч пробега, потому как повышенная запыленность далеко не лучшим образом сказывается на элементе фильтрации. Чем сильнее в салоне чувствуется характерный запах пыли – тем сильнее и отчетливее сигнал о том, что компонент себя исчерпал.

Как понять, что пришло время?

Разберем причины, из-за которых нужно менять салонный фильтрующий элемент:

  • стойкий неприятный запах внутри автомобиля;
  • кондиционер (летом) и печка (зимой) на максимальной мощности работают крайне слабо;
  • в салоне наблюдается повышенная влажность и запотевание стекол.

Влажность появляется в том случае, если вода попала на сам фильтр. Данная «болячка» относится скорее к китайскому и отечественному автопрому. Это не недостаток, а скорее особенность внутреннего расположения элемента.

Последствия отработанного или отсутствующего фильтра

Очень важно следить за исправностью фильтра владельцам . Если очиститель забьется, или отсутствует вовсе, то чистка на СТО (а иначе чревато) выльется в круглую сумму.

Второй момент, который также критичен – обмерзание радиатора испарителя . Эффект достигается из-за запыленности фильтра, что провоцирует ухудшение работы воздушной системы в целом. Замороженная грязь после оттаивания станет практически идеальной средой для микробов и бактерий.

Надо ли говорить, что фильтром уже не отделаться, поскольку пыль проникла в печку или кондиционер. Придется полностью демонтировать испаритель, на что способен далеко не каждый водитель.

Сколько будет стоить замена?

Практически каждый автомобилист неоднократно задавался вопросом стоимости очистительного оборудования для своего железного коня. Здесь все зависит от бренда и назначения фильтрующего элемента для конкретной машины.

Сразу скажем, что владельцам микроавтобусов, внедорожников, крупногабаритной грузовой техники придется выложить значительно больше средств по той простой причине, что фильтр изначально габаритный. Второй нюанс – место покупки и замены. У официальных дилеров прайс будет высоким , но вы будете уверены в качестве элемента и сможете, в случае чего, предъявить претензию из-за некачественной замены.

Второй вопрос – оригинальность компонента. Современные китайские аналоги, стоящие в 2, а то и 3 раза дешевле подлинников, практически ничем не уступают в качестве. Срок службы в обоих случаях практически одинаковый. Да, есть небольшой риск нарваться на «подделку», но здесь только вам решать.