Что лучше тосол или антифриз: сходства и различия жидкостей. Что лучше: тосол или антифриз

Что лить Тосол или Антифриз?

Что лучше - тосол или антифриз ? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом - что лучше заливать, тосол или антифриз ? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С , то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные . Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет .
  • Карбоксилатные . Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей - красный .

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Тосол и антифриз, в чем разница

В чем разница между тосолом и антифризом

Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze - незамерзающий) - это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.

“Тосол” - это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.

Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производителя выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.

Антифриз - это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол - одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” - тосолом.

Существует два основных типа тосолов - обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго - -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола - использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты - это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.

Зарубежные антифризы, как правило, создаются при помощи органических присадок, которые предназначены для снижения уровня окисления рабочих поверхностей при высокой температуре. То есть, выполнены по более прогрессивной технологии.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

  • Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997...2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid) . Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13 . В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Антифриз G12, его особенности и отличие от антифризов других классов

Антифриз G12 предназначен для системы ОЖ современного двигателя. Имеет свои характеристики и отличия от антифризов G11, G12+, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой ОЖ в стабилизирующих присадках

Можно ли смешивать тосол и антифриз

Эксперимент по смешиванию тосола и антифриза

В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол - это тоже антифриз, то правильнее будет спросить - какие марки антифризов можно смешивать между собой?

Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11 . В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.

Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.

Смешивание антифриза и тосола с водой

Зависимость температуры замерзания от концентрации антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос - можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать - можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие - вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.

Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды - 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.

Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.

Соотношение охлаждающей жидкости

Что лучше заливать, тосол или антифриз?

Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем , Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов , аминов и нитритов . Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ - 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла - можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором - лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3 . Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7...9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1...6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10...13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) - щелочи.

В заключение скажу что...

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя . При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет , то необходимо провести ее замену . Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

Тосол или антифриз разница этих веществ заключается в технологии их производства. Первый состав является видом второй охлаждающей жидкости. ТОСОЛ - это аббревиатура, первые три буквы которой обозначают технологию изготовления, а последние две - применяют в химии.

1 Особенности составов

Отличие тосола от антифриза заключается в их составах. Первая жидкость состоит из этиленгликоля и воды. В нее добавляют специальные присадки, которые созданы на основе солей неорганических кислот. отличается от тосола тем, что в него дополнительно входят следующие вещества:

  • спирт;
  • глицерин;
  • пропиленгликоль.

Присадки, входящие в состав антифриза, увеличивают его антикоррозийные свойства. Их создают с помощью солей органических кислот. Как отличить рассматриваемые составы знают автомеханики. Они рекомендуют водителям обращать внимание на отличительные характеристики этих жидкостей. С помощью полученной информации, автовладелец сможет выяснить, что лучше тосол или антифриз.

Тосол способствует формированию защитного слоя на поверхности. Его толщина составляет 0,5 мм. К минусам такой защиты специалисты относят сравнительно невысокую теплопередачу, что приводит к уменьшению срока службы мотора и повышению расхода топлива. Тосол отличается от антифриза продолжительностью выполнения своих функций - 30-40 тыс. км пробега. По истечении указанного срока жидкость заменяется новым аналогом.

2 Химический состав

Так как, тосол состоит из неорганических кислот, поэтому его применение приводит к появлению осадка в радиаторе. Жидкость охлаждает мотор машины до тех пор, пока его температура не превысит 105 градусов. Антифриз способствует формированию специального защитного слоя на участках с коррозией. На оставшихся элементах подобный налет отсутствует. Такая технология обеспечивает оптимальную теплоотдачу. Антифриз рекомендуется использовать в течение 250 тыс. км пробега. Жидкость закипает при температуре в 115 градусов.

В противном случае, двигатель автомобиля быстро выйдет из строя, при этом полученная жидкость вспенится. Антифриз, в отличие от тосола, обладает следующими преимуществами:

  1. Защита алюминия при высокой температуре.
  2. Длительный эксплуатационный срок водяного насоса.
  3. Высокое качество и отсутствие образования гелей или осадков. Традиционные аналоги обладают отрицательным свойством образования гелей.
  4. Отсутствие агрессивности к пластику, силикону и другим подобным материалам.
  5. В радиаторе отсутствуют засоры и отложения.
  6. Экологичность.
  7. Стабильность при высоких температурах - современные моторы рассчитаны на высокую нагрузку в процессе их эксплуатации. Максимальная рабочая температура достигает 135 градусов, а давление 3 атмосфер. Полезные свойства традиционной жидкости теряются при достижении температуры в 105 градусов. При этом наблюдается распад ингибиторов, снижается защита мотора. Карбоксилатные антифризы не теряют своей стабильности при достижении максимальной температуры.

3 Правила самостоятельной замены

Автомеханики советуют заливать в транспортное средство качественный антифриз или тосол. Предварительно рекомендуется ознакомиться с существующими марками охлаждающей жидкости (Mobile Advanced, Shell, Motul).

Прежде чем , либо наоборот, потребуется промыть систему охлаждения. Для этого сливают старую жидкость из бачка, радиатора и блока цилиндров. Предварительно автомобиль ставят под наклоном. Затем в систему заливают дистиллированную воду с незначительным количеством очистительной смеси. Пробки закрывают, мотор и печку включают до момента, пока жидкость не пробежит по всем трубкам. Отработанная смесь сливается. Описанная процедура повторяется несколько раз.

Автомобиль ставят на наклонную поверхность. Передняя часть поднимается вверх. В машину заливают полный объем антифриза. Крышка радиатора должна быть открытой. Мотор запускают. Подобная технология способствует выгонке воздушных пробок изнутри. Затем мотор глушат, жидкость доливается доверху, крышка закрывается.

Перед покупкой охлаждающей жидкости водители должны учесть, что концентрат антифриза разводят с учетом пропорций, указанных на упаковке. Замена охлаждающего вещества производится после изучения руководства по его эксплуатации. В транспортное средство можно заливать охлаждающие жидкости следующих видов:

  1. Традиционные - присадки, в основе которых находятся соли неорганических кислот.
  2. Карбоксилатные - присадки из солей органических кислот.
  3. Гибридные - присадки, в основе которых находятся соли карбоновых кислот и добавки силикатов.

Большим спросом среди владельцев авто пользуются смазочно-охлаждающие составы, изготовленные по стандартной либо карбоксилатной методике.

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Охлаждающая жидкость призвана обеспечивать нормальную работу мотора автомобиля. Без охлаждающей жидкости двигатель подвергается перегреву и может выйти из строя. По этой причине следует ответственно отнестись к выбору антифриза и всегда знать, какая марка производителя используется в конкретном автомобиле.


Что залито в бачек — тосол, антифриз, вода

Почему автовладелец должен уметь отличать охлаждающие жидкости в бачке

Если автомобиль используется одним владельцем постоянно, то он, как правило, в курсе, какой антифриз залит в данный момент. Но ситуации бывают разные: к примеру, автомобиль был куплен недавно, и связаться с бывшим владельцем невозможно. При таком положении дел и надо уметь отличать тосол от антифриза в бачке авто. Аналогичных причин может быть множество:

  • При обнаружении неисправностей в системе охлаждения (к примеру, неадекватная работа печки, кипение мотора и прочее). Может выясниться, что причиной всему – неподходящая марка охлаждающей жидкости. В этом случае, автовладелец должен обязательно установить, какую марку антифриза приобретать больше не стоит
  • Либо ситуация противоположная: антифриз работает без перебоев, безукоризненно. Автовладелец, в этом случае, должен узнать, какая марка охлаждающей жидкости используется, что купить ее и в следующий раз

Чем отличается тосол от антифриза

Тосолом называют охлаждающую жидкость, которая была создана в семидесятых годах прошлого столетия в Советском Союзе. Впоследствии, любую охлаждающую жидкость отечественные автолюбители стали именовать тосолом, хоть это и было неправильно. Тосол – это один из видов антифризов.

Также был распространен миф о том, что Тосол отличается от других антифризов синим цветом. Это в корне неверно. Краситель в охлаждающую жидкость может быть добавлен какой угодно, на свойства это не влияет. Некоторые антифризы в настоящее время также имеют синий цвет, поэтому по цвету различить данные жидкости не представляется возможным.

Главное различие тосола и антифриза кроется в составах этих жидкостей. В тосол добавляется этиленгликоль, а также дистиллированная вода. Помимо этого, в тосоле есть и солевые присадки, относящиеся к неорганическим кислотам – фосфаты, силикаты, нитриты, нитраты. Антифриз же включает в себя тот же этиленгликоль, а также добавления пропиленгликоля и спиртов. Различаются и присадки, которые используются в составе антифриза, они препятствуют возникновению пены и коррозии.

Минусы тосола перед антифризом в следующих аспектах:

  • При использовании тосола, на металлических деталях системы охлаждения создается слой защиты толщиной где-то в половину миллиметра. Данный факт влияет на теплопередачу, что, в свою очередь, приводит к повышению расхода бензина
  • Ресурс двигателя при постоянном взаимодействии с тосолом неизменно сокращается
  • Тосол требует замены уже через тридцать или сорок тысяч пробега, тогда как антифриз не теряет свои свойства более длительный срок

Также тосол, по причине наличия в составе фосфатов и силикатов, образует осадок, который может остаться на стенках системы охлаждения, что приведет к загрязнению радиатора.

Антифриз же создает слой защиты только в наиболее уязвимых участках системы охлаждения. Помимо этого, теплопередача остается неизменной, что ведет к более безопасной эксплуатации двигателя автомобиля.

Как уже упоминалось, по цвету эти два вещества различить нельзя. Также распространено мнение, что можно определить жидкость, попробовав ее на вкус. К примеру, антифриз имеет сладкий привкус. Но это заблуждение, так как на вкус охлаждающие жидкости очень похожи. К тому же, попадание антифриза в организм человека может привести к появлению проблем со здоровьем, так как это очень сильный яд.


Итак, отличить тосол от антифриза в бачке можно по следующим признакам:

  • По запаху и на ощупь. Тосол на ощупь не напоминает масло, тогда как антифриз – это маслянистая жидкость. К тому же у антифриза нет запаха
  • По сопротивлению низким температурам. При помещении данной охлаждающей жидкости в холодильник, некачественный тосол замерзнет, а антифриз – нет
  • По соединению с водой. Если взять некоторое количество жидкости из расширительного бака и добавить туда воды, то можно увидеть отчетливый результат. Образование слоев, наличие мутностей и осадка будет свидетельствовать о присутствии тосола. Антифриз такую реакцию показать не должен
  • По ареометру. Этот прибор замеряет плотность вещества. Анализ следует проводить при комнатной температуре. Если получены цифры от 1,072 г/cм3 до 1,080 г/cм3, то в расширительном баке залит антифриз

Есть еще один менее распространенный способ:

  • Потребуется металлическая пластина и кусок резины
  • Следует наполнить небольшую тару охлаждающей жидкостью из бака и поместить в нее пластину и кусок резины
  • По истечению двадцати пяти минут надо произвести проверку. Тосол создаст слой защиты и на резине, и на пластине. Антифриз же должен создать слой только на пластине
  • Чтобы установить точно факт наличия защитного слоя, нужно достать обе материала из охлаждающей жидкости и внимательно прощупать их пальцами

Более точный анализ можно воспроизвести только в специальной лаборатории при наличии химического оборудования. В случае покупки нового автомобиля, рекомендуется сразу же поменять охлаждающую жидкость на новую, чтобы не тратить время и силы на проверку. Такая рекомендация дается по простой причине: замена охлаждающей жидкости в автомобиле не является дорогостоящей операцией. И именно это действие обезопасит двигатель от неправильной температурной нагрузки в дальнейшем. Починка двигателя более дорогостоящее мероприятие, чем замена антифриза.

Что лучше использовать — тосол или антифриз? Этот вопрос беспокоит многих автовладельцев, заботящихся о своей машине.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Хозяев транспортных средств волнует тот факт, что на первый взгляд различий между расходными материалами не существует.

Однако это ошибочное мнение. Чтобы понять, чем отличается тосол от антифриза, необходимо внимательно изучить их особенности.

Важные моменты

Перед тем, как принимать решение о том, какое вещество лучше, нужно разобраться, что представляют собой тосол и антифриз.

Понимание особенностей продуктов позволит автовладельцу совершить правильный выбор.

Необходимые термины

Антифриз – это жидкость, которую заливают в систему охлаждения транспортного средства с целью предотвратить перегрев двигателя во время работы.

Тосол имеет аналогичное определение. Иногда антифризами называют все расходные материалы, использующиеся для работы системы охлаждения авто.

Однако это неправильно. Тосол и антифриз имеют существенные отличия между собой. Жидкости имеют разный срок эксплуатации и различное воздействие на двигатель авто.

С какой целью заливают в систему охлаждения

Важность расходных материалов для работы системы охлаждения неоценима. Циркулируя, жидкость помогает выводить лишнее тепло. С ее помощью предотвращается перегрев двигателя.

Незаменимы специальные продукты для работы системы охлаждения и в морозы. Температура их замерзания значительно ниже, чем у воды.

Обычная жидкость может замерзнуть, если температура опустится ниже 0. Тогда как антифриз или тосол смогут сохранить свои свойства и продолжат обеспечивать исправное функционирование двигателя авто и при –60.

Расходные материалы для системы охлаждения имеют и дополнительные свойства. Они позволяют защитить двигатель авто от коррозии.

Кроме того, тосол и антифриз имеют смазывающие свойства, что тоже благотворно отражается на работе всей системы.

В чем разница между тосолом и антифризом

Несмотря на то, что расходные материалы для работы системы охлаждения очень похожи, они имеют ряд существенных отличий.

Выявив их, владельцы транспортных средств смогут самостоятельно понять, какой продукт лучше подойдет для их машины.

Технические характеристики

Если мы считаем, что делаем правильный выбор, необходимо четко знать технические характеристики расходных материалов.

Эксперты советуют не экономить время на внимательном изучении сходств и отличий жидкостей для системы охлаждения авто.

Тосол – советская разработка. Продукт предназначался для автомобилей ВАЗ. Он появился, когда начался выпуск первых «копеек». Тосол можно использовать для ВАЗ 2107.

Фото: сравнительные данные незамерзающих охлаждающих жидкостей

Для жигулей подходит 2 типа данной жидкости «–40» и «–65». В названии скрывается их температура замерзания. Тосол имеет плотность от 1.060 до 1.090 г/см в куб.

Показатель считается хорошим для этого типа расходного материала для системы охлаждения. Обычно тосол рассчитан примерно на 3 года использования или на пробег в 80 000 км.

Сигналом для замены является изменение стандартного цвета. Антифриз был разработан за рубежом. Обычно жидкость используется для заливки в систему охлаждения иностранных авто.

Температура замерзания антифриза составляет около –60 градусов. Плотность хорошего антифриза составляет от 1.073 до 1.079 г/см3.

Температура кипения

Тосол и антифриз специально предназначены для предотвращения кипения двигателя. По этой причине параметр их закипания выше, чем аналогичный показатель воды.

Однако отличия не так существенны, как хотелось бы. Тосол начинает закипать, если температура поднимается выше +110 градусов по Цельсию.

Аналогичный процесс начинает происходить с антифризом, если показатель превысит отметку +120 градусов по Цельсию.

Отличия несущественны, однако в условиях жаркого лета могут сыграть важную роль в защите автомобиля.

Автовладелец должен понимать, что вышеуказанные показатели верны только в том случае, если система охлаждения машины полностью исправна.

Однако жидкости могут закипеть и при меньшей температуре, если:

  • в них присутствуют примеси;
  • крышка утратила герметичность;
  • целостность системы нарушена.

Автовладелец должен тщательно следить за системой охлаждения авто и качеством расходных материалов, которые он туда заливает, чтобы не допустить перегрева.

В чем их отличие

Чтобы понять, какой охлаждающей жидкости отдать предпочтение, необходимо выявить разницу между ними.

Различия между тосолом и антифризом заключаются в составе веществ и их воздействии на двигатель транспортного средства.

Считается, что 2 жидкость имеет следующие преимущества над 1:

  • увеличивает эффективность работы системы охлаждения;
  • имеет больший срок эксплуатации;
  • позволяет лучше защитить алюминий во время работы в условиях повышенных температур;
  • имеет более высокую экологичность;
  • лучше защищает гильзы цилиндров от кавитации.

Однако эксперты утверждают, что все зависит от производителя. Некоторые вещества способны нанести вред.

Сегодня существуют тосолы, которые могут использоваться для всех транспортных средств, а есть антифризы, способные испортить самую надежную систему охлаждения.

ВАЗ 2110 неприхотлив к расходникам, однако даже этому автомобилю использование неподходящего антифриза способно нанести вред.

Среди некоторых автомобилистов бытует мнение, что основное отличие заключается только в цвете.

Некоторые владельцы транспортных средств считают, что тосол может быть только синим, тогда, как цветовая гамма антифриза значительно шире. На сегодняшний день утверждение правдивым не является.

Если внимательно изучить особенности охлаждающих жидкостей, представленных на рынке, автовладелец выяснит, что цветовая гамма тосола существенно расширилась.

Сегодня жидкость для системы охлаждения автомобиля может быть:

  • зеленой;
  • желтой;
  • красной.

Технологии производства веществ для систем охлаждения автомобилей также не имеют отличий.

Различие состоит только в том, что в тосоле присадки разработаны на основе неорганических кислот и не содержат в своем составе дополнительных веществ.

Это приводит к тому, что жидкость имеет ограниченный срок использования. Тосол необходимо менять каждые 1-2 года.

Можно ли смешивать (совместимость)

Изучив информацию и выяснив, что жидкости очень походы, владельцы транспортных средств нередко задаются вопросом, что будет, если смешать антифриз с тосолом?

Эксперты не советуют проводить подобные эксперименты. Такая жидкость будет продолжать способствовать охлаждению автомобиля, однако может нанести вред двигателю транспортного средства.

Если человек задумался, можно ли в антифриз долить тосол и решился на осуществление подобной манипуляции, эксперты советуют обратить внимание на совместимость присадок.

Если жидкости будут иметь разный набор присадок, они могут вступить в реакцию между собой.

Это может привести к тому, что антикоррозийные и смазочные свойства получившейся жидкости могут ухудшиться.

Видео: тосол или антифриз что лучше — использовать, заливать в свой авто

Результат подобного итога будет неприятным – двигатель транспортного средства, охлаждение которого осуществляется с помощью смеси тосола и антифриза, начнет изнашиваться быстрее.

Если необходимо в антифриз добавить тосол, эксперты советуют комбинировать жидкости одного цвета.

Однако даже такую манипуляцию необходимо совершать с осторожностью. Лучше смешивать продукты одного производителя.

Если это невозможно, прежде чем заливать смесь в систему охлаждения автомобиля, необходимо проверить жидкости на совместимость. Для этого необходимо:

  • подготовить отдельную емкость.
  • залить в нее немного тосола и антифриза.
  • смешать жидкости.

Во время процесса необходимо проверить, будет ли выпадать осадок. Если его нет, жидкости смело можно применять совместно.

Как определить, что залито

Не всегда водители знают, какая именно жидкость находится в бачке их автомобиля. Чтобы понять, тосол это или антифриз, человек должен знать, чем отличается один от другого.

Как уже говорилось, обе охлаждающих жидкости могут быть разного цвета. По этой причине различить их по этому параметру не получится.

Среди автолюбителей бытует миф, что определить, тосол это или антифриз, можно по вкусу.

Некоторые владельцы транспортных средств утверждают, что последний продукт имеет сладковатый вкус. Однако это не более чем очередной миф.

Необходимо понимать, что в их состав входят вещества, которые очень ядовиты. Результат подобной дегустации может быть очень плачевным.

Кроме того, существуют и другие способы, позволяющие разобраться, как узнать, что именно залито в бачок.

Жидкости для охлаждения двигателя различаются:

По запаху и на ощупь Стандартный антифриз запаха не имеет. Если налить немного вещества на пальцы, автовладелец ощутит, что оно маслянистое. Если проделать тот же трюк со стандартным тосолом, он таким маслянистым не будет
Сопротивлению холоду Чтобы определить, какая жидкость залита в систему охлаждения, необходимо слить ее небольшое количество в бутылку и поставить на некоторое время в морозильную камеру. Производители утверждают, что их продукты не замерзают на морозе. Однако результаты экспериментов показали, что некоторые разновидности жидкостей все же обладают небольшой устойчивостью к охлаждению. Если в результате отправки в холодильник продукт замерз – это тосол низкого качества. Если остался в первоначальном виде – это хороший антифриз
Совместимость с водой Для эксперимента необходимо взять немного охлаждающей жидкости и налить ее в бутылку. Затем к ней нужно добавить немного воды из-под крана. Во время действия необходимо соблюдать пропорции. Соотношение веществ должно быть 1:1. Смесь нужно оставить на 1 час, а затем посмотреть результат. Если произошло расслоение веществ, жидкость стала мутной или выпал осадок – это тосол, который был изготовлен российскими компаниями. Зарубежный антифриз не должен поменяться от осуществления манипуляции
По плотности Для выполнения манипуляции потребуется обзавестись специальным прибором – ареометром. Проверку необходимо проводить в теплом помещении. Температура окружающей среды должна превышать 20 градусов. После проведения замера, нужно изучить результат. Если прибор показал значение от 1.073 до 1.079 г/см3, скорее всего эксперимент проводился над хорошим антифризом

Чтобы повысить вероятность правильного определения вещества, лучше осуществлять сразу несколько проверок. Их проведение позволит понять, как отличить один расходный материал от другого.

Ставшая уже древней загадка, что такое тосол и антифриз, какая разница между ними существует, волнует каждого владельца первой машины. В отличие от времен хотя бы 30-летней давности, сейчас есть из чего выбирать охлаждающую жидкость для двигателя, но эти два названия, казалось бы, одного и того же продукта будоражат воображение, а для продавцов это еще и повод продать плохой товар, назвав его подходящим для слуха именем.

Чем отличается тосол от антифриза – исторический очерк

Разница между тосолом и антифризом, несомненно, есть. И об этом мы будем говорить на протяжении всей нашей статьи. Начнем с небольшого взгляда в прошлое. Было время, когда на наших дорогах еще не было иномарок, а на стране висел занавес на любой импорт, в том числе и на расходники для авто. Наша промышленность могла сама все произвести, не обошла она стороной и . Тосол – исключительно советский продукт, и по сути своей является антифризом, потому что действует точно также. Только раньше это было имя собственное, даже аббревиатура, а потом стало нарицательным и вносит раздор в головы начинающих автовладельцев.

Отличие тосола от антифриза видно уже на этапе разработки, их состав придумали независимо, хотя за основу и была взята типичная смесь – спирт (этиленгликоль) и дистиллированная вода. Суть подбора основных компонентов проста: спирт понижает порог замерзания воды, что позволяет охлаждать двигатель даже в мороз, а верхний температурный порог обусловлен свойствами воды, т.е. закипать состав будет около 100 градусов. А вот комплект присадок и является основным различием. Состав антифриза и тосола включает разные по природе добавки и красители, отсюда и несколько иные свойства для каждого из них.

Как отличить тосол от антифриза – разберемся в химии

Свойства тосола и антифриза определяются как раз комплектом добавок. Причем даже цвет жидкости многое нам может сказать о ее качественных характеристиках. Самым главным отличием присадок является их природа, в отечественном тосоле они неорганические, а в импортных антифризах – органические. Это не может не влиять на сроки и качество службы самой жидкости и на ее отношения с системой охлаждения двигателя. К тому же, это приводит к тому, что температура закипания, плотность тосола и антифриза тоже немного различны.

Пройдемся кратко по всем показателям. Тосол менее совершенен, чем импортный антифриз, поэтому образует антикоррозийный слой по всей площади системы, чтобы его агрессивные компоненты не сожгли стенки, от этого металл хуже передает тепло, эффективность всего процесса снижается. Из-за этого страдает двигатель, ускоряется его износ, повышается расход топлива. Свои свойства тосол теряет уже через 35 тысяч км. Импортный продукт действует «умнее». Образует защитный слой только на проблемных участках, а не по всей поверхности, от этого теплопередача остается на высоком уровне, проблемы с двигателем становятся менее вероятными, а менять охлаждающую жидкость нужно будет только через 250 тысяч км.

Цвет жидкости говорит нам о том, какова температура кипения антифриза и тосола. Также это позволяет не путаться, докупая новую партию жидкости, ведь смешивать можно только одинаковые цвета.

Замена тосола на антифриз – как сделать это правильно?

Считается, что разнородные жидкости лучше между собой не мешать. Учитывая приведенный выше состав этих жидкостей, понятно, что получить на выходе можно все, что угодно. Хотя многие считают, что тосол и антифриз можно смешивать, но любой химик вам скажет, что это весьма непредсказуемо скажется на вашем двигателе. Во всяком случае, есть простой прием, который покажет вам совместимость тосола с антифризом. Прежде, чем заливать их в автомобиль, смешайте в какой-нибудь емкости и проследите, не образовался ли гелеобразный или хлопьевидный осадок, ведь он забьет все каналы, испортит систему.

Но даже успех предварительной проверки не значит, что можно мешать тосол с антифризом так беззаботно, как вы намеревались. Сюрприз может ожидать вас позже, эта смесь может неожиданно вспениться при достижении какой-то температуры, которую рассчитать невозможно. Также непредсказуем результат экспериментов над разноцветными жидкостями, некоторые смешивают и их. Все же, сегодня нет острой нужды, даже финансовой, чтобы осуществлять смешивание тосола с антифризом, поэтому не поленитесь почистить систему охлаждения и залить качественный состав.

Как заменить тосол на антифриз – порядок действий

Раз мы договорились, что смешать тосол и антифриз – не лучшая затея, разберемся, как грамотно провести замену. Во-первых, следует купить новый состав надлежащего качества. На рынке вы часто можете услышать эти оба названия, употребляемые в равной степени, хотя часто это лишь уловка. Ведь тосол действительно является антифризом, но обратная связь между понятиями исключена. И вот вроде бы вы пришли за антифризом, а вам под его маркой продают отечественный аналог. Чтобы знать, как определить, тосол или антифриз вам пытаются продать, приходите за покупкой после качественного ликбеза со стороны опытных автомобилистов или форумов Интернета . Также изучите популярные марки охлаждающей жидкости, которые советуют производители самих автомобилей, узнать это можно на официальных сайтах.

А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Теперь рассмотрим порядок действий, как поменять антифриз на тосол или наоборот. Логика подсказывает, что, прежде всего, нужно будет промыть систему охлаждения. Поэтому сливаете старый антифриз полностью (из блока цилиндров, радиатора и бачка), можно поставить автомобиль на какой-нибудь склон, чтобы передняя часть накренилась вниз. Следом берете дистиллированную воду с небольшим добавлением специальной очистительной смеси и заливаете в систему, закрываете все пробки, включаете двигатель и печку на полную мощность, ждете, пока откроются все клапаны, и жидкость пробежит по всем трубочкам. Отработанный состав сливается, а уже описанная операция повторяется пару раз.

Почистить систему удалось, теперь разбираемся дальше, как заменить тосол на антифриз (или наоборот, если есть такие авантюристы). Ставим свой автомобиль на тот же склон, только теперь переднюю часть поднимаем вверх, заливаем почти полный объем антифриза, но крышку не закрываем, а запускаем двигатель. Так мы выгоняем воздушные пробки изнутри. Потом глушим мотор и доливаем жидкость до верха, крышку закрываем. Новичкам следует иметь в виду еще и то, что чаще всего мы покупаем концентрат антифриза, его следует разводить перед заправкой системы, пропорции указываются на этикетке.