История Генри Ройса. Как сын мельника задал стандарт аристократам

Компания Rolls-Royce уже более века выпускает аристократические автомобили. Однако создал ее вовсе не родовитый человек, не имевший специального образования. Кем же был прославленный английский промышленник?

Генри Ройс родился в семье мельника 27 марта 1863 года в английском городе Алваторе. Отец будущего конструктора Джеймс Ройс не очень хорошо вел бизнес и вскоре разорился. Мельницу пришлось продать, и десятилетний мальчик отправился искать работу. Начал он с продажи газет, а когда немного подрос, то отправился на железную дорогу подсобным рабочим. Но мечта о чем-то большем не оставляла подростка. По вечерам он бежал в букинистические лавки и покупал книги по механике и электротехнике. Для знакомства с передовыми техническими наработками ему пришлось учить французский и немецкий языки. Наконец молодому человеку улыбнулась удача и он нашел неплохое место на заводе Хайрема Максима , выпускающем знаменитые пулеметы. Генри Ройсу выпала честь обслуживать сложные подъемники и краны. На оружейном заводе молодой человек и научился всем премудростям, которые и помогли ему впоследствии создавать передовые двигатели.

Оружейное производство на рубеже XIX и XX веков, как и сейчас, являлось самой передовой из всех обрабатыващих отраслей промышленности. Высокие требования по точности обработки металла и строгие допуски творили с техникой чудеса. Пулеметы Максима могли выдерживать чудовищные нагрузки и стреляли на испытаниях по несколько часов без остановки. Уже будучи инженером, Генри Ройс усвоил правило: только строжайшая точность и тщательный расчет помогают создавать безотказную технику.

В самом расцвете сил

К 40 годам Генри скопил небольшой капитал, обзавелся связями и стал подумывать над собственным делом. В те годы активно развивалась электротехника. Спрос на новые приборы оказался велик, и Ройс с привлечением сторонних средств в 1903 году основал небольшую фирму F. H. Royce&Co. С автомобилестроением его связал случай. В те годы автомобильные производства были мелкосерийными и на рынке существовало огромное количество разных марок. Генри Ройс купил себе французский Decauville и тут же столкнулся с проблемами. Машина часто ломалась, постоянно требовала ремонта. Инженер старался чинить ее своими руками, а по ходу процесса придумывал свои конструктивные решения. И вот так между делом он разработал усовершенствованный двухцилиндровый мотор с двухколенчатым валом, где поршни действовали в противофазе. За счет этого удалось погасить лишние колебания и уменьшить вибрации силового агрегата. В итоге машина стала работать намного тише, вызывая восторги у наблюдателей. Изготовив к ней легкий деревянный кузов со складным матерчатым тентом, Генри Ройс решил наладить производство в Манчестере.

Чарльз Стюарт Роллс. Фото: www.globallookpress.com

Встреча двух талантливых людей состоялась в отеле Midland в Манчестере. Чарльз Роллс рассказал о своих увлечениях автоспортом и о продажах французских машин, которыми занимался год. Но он мечтал о большем и — по рекомендации отца — стремился создать механическую обрабатывающую фабрику.

Для начала дела требовался талантливый инженер для разработок собственных конструкций. Генри Ройс с его инженерным чутьем и Чарльз Роллс с его связями отлично подходили друг другу. Они хлопнули по рукам. В 1904 году на свет родилась компания Rolls-Royce.

Качество — всему голова

Получив финансовые вливания, Генри Ройс принялся за дело. За один год он реализовал крупный двигателестроительный проект. Теперь на одно шасси можно было ставить три различных бензиновых двигателя на выбор. Это были версии, развивающие 10, 20 или 30 лошадиных сил. Причем впервые был реализован модульный принцип конструирования двигателей. Из готовых комплектов можно было создавать двухцилиндровые или четырехцилиндровые моторы. Потом к ним добавились шестицилиндровый и восьмицилиндровый рядный агрегаты. Эти машины тут же приняли участие в гонках. Страсть Чарльза Роллса к скорости заставляла его пилотировать спортивные болиды лично. Уже в 1906 году спортивный прототип Генри Ройса завоевал несколько наград в Австралии и в Англии.

Фото: www.globallookpress.com

В 1906 году был представлен легендарный Rolls-Royce Silver Ghost, ставший символом английской аристократии. Его конструкция представляла собой рамный кузов с двигателем и с трансмиссией в сборе, на которые сверху различные ателье могли устанавливать деревянные и металлические кузовы. Завод Rolls-Royce изготавливал каждый автомобиль под заказ, стараясь придать машинам индивидуальный лоск. Особое внимание отводилось качеству и надежности машин.

Rolls-Royce Silver Ghost. Фото: www.globallookpress.com

Памятен случай, когда сэр Клод Джонсон, секретарь Королевского автоклуба, решил провести испытания на выносливость для Silver Ghost. Автомобиль прошел 15 тысяч миль на пределе возможностей. Порой гонщик разгонял его до 120 км/ч. Почти месяц проходили ресурсные тесты, по результатам которых в журнале поломок оказалась только одна запись. На машине от вибраций отвалился крантик запора топливной системы стоимостью 2 фунта.

Silver Ghost долгие годы был единственной моделью компании. Его закупали королевские дома Европы и очень состоятельные финансисты и промышленники. В 1913 году этот автомобиль был представлен на выставке в Санкт-Петербурге. Николай II приобрел несколько машин для императорского гаража. Затем эти автомобили служили в советском правительственном парке. Был свой Rolls-Royce и у Владимира Ленина .

Несмотря на триумф в автомобилестроении, Генри Ройс ставил для себя новые цели. Основную прибыль фирме приносили совсем не машины.

Рывок в небеса

Молодой Чарльз Роллс, помимо автоспорта, увлекался авиацией. С 1898 года он совершал регулярные полеты на воздушных шарах, а в 1903 году стал соучредителем Королевского аэроклуба и получил вторую по счету лицензию пилота в Англии.

Для новых самолетов требовались мощные и надежные двигатели. Генри Ройс отложил в сторону автомобили и принялся за их разработку. Уже к 1910 году первые авиационные моторы были готовы и проходили испытания. 2 июля 1910 года Роллс поставил мировой рекорд в скоростном перелете через Ла-Манш и обратно. Этот рекорд позволил привлечь внимание к новой продукции фирмы, а личные связи лорда Роллса помогли выйти на военные заказы. В преддверии мировой войны компания включилась в производство самолетов.

Чарльз Роллс был к тому времени уже прославленным авиатором, стараясь быть первым во всем. Это ему удалось даже в трагедии. Он оказался первым британцем, разбившимся в авиакатастрофе. Отважный пилот сам испытывал свои самолеты и во время полета погиб при выполнении сложного маневра. Самолет буквально развалился в воздухе от перегрузок. Это был удар для друзей, близких и деловых партнеров.

Еще одной бедой стали проблемы со здоровьем у Генри Ройса. В 1911 году он фактически слег, а в начале 1912 года ему была сделана сложная операция. Но Генри выкарабкался и продолжил дело фирмы Rolls-Royce.

Фото: www.globallookpress.com

Деловые связи Чарльза Роллса продолжали работать, помогали и его именитые родственники, которые стали наследниками промышленных цехов Rolls-Royce. Политическая обстановка в Европе накалялась, и в Rolls-Royce стали поступать крупные военные заказы.

Двигатели Rolls-Royce ставились на самолеты Антанты и к концу войны поднимали в воздух почти половину всего воздушного флота союзников. Компания Rolls-Royce выпускала также броневики, грузовики и делала двигатели для танков. Из войны фирма вышла с прибылью и продолжила авиационные разработки.

Следующий технологический рывок был совершен в середине двадцатых годов. Инженеры компании разработали принципиально новый агрегат R-R Kestrel мощностью 700 лошадиных сил. Этот двигатель трудился не только в военной авиации. Благодаря ему на крыло встали и гражданские самолеты. Многие страны производили его по лицензии.

За эти авиационные разработки и за большой вклад в победу в Первой мировой войне в 1930 году король Георг V присвоил Генри Ройсу титул баронета.

Но самым известным авиационным двигателем Генри Ройса стал двенадцатицилиндровый R-R Merlin мощностью более 2000 л. с. Эти моторы во Вторую мировую войну были установлены на огромном количестве самолетов союзников. Различными вариантами мотора комплектовались самолеты Avro Lancaster, De Havilland Mosquito, Supermarine Spitfire, Hawker Hurricane, North American P-51 Mustang и многие другие. Всего было произведено более 150 тыс. двигателей R-R Merlin в 55 модификаций.

Но этого триумфа Генри Ройс уже не увидел. В 1933 году, в самый разгар работы над R-R Merlin, он умер, оставив после себя колоссальный технический и технологический задел. В память о великом конструкторе и основателе компании буквы R-R на эмблеме Rolls-Royce приобрели черный цвет. До этого они были красными. Но со смертью основателя дела компании не остановились. Впереди была эпоха реактивных моторов, в которой Rolls-Royce захватил лидирующие позиции. Сейчас корпорация является одной из самых крупных в мире промышленных империй.

Генри Ройс родился пятым ребёнком в семье Джеймса Ройса - мельника, работавшего на арендованной мельнице. Дело шло плохо, семья переехала в Лондон, а в 1872 году отец умер. Ройс, отучившись всего один год в школе, зарабатывал деньги разноской газет и телеграмм.

В 1878 году с помощью тётки мальчик устроился подмастерьем в железнодорожные мастерские в Питерборо. Три года спустя он вернулся в Лондон, работал на электрическую компанию, с 1882 года работал электриком в Ливерпуле.

В 1884 году, накопив 20 фунтов, Ройс совместно с Эрнестом Клермонтом основал мануфактуру по производству электроприборов. В 1894 году была основана компания по производству подъёмных кранов «F.H. Royce & Company», в 1899 разместившая акции на бирже и построившая фабрику в Олд Траффорде. Краны, спроектированные Ройсом, выпускались и после его смерти - вплоть до 1964 года.

Свой первый автомобиль, De Dion, Ройс приобрёл в 1901 году; неудовлетворённый французским качеством, в 1904 году он построил автомобиль по собственному проекту. Из трёх автомобилей, собранных Ройсом, один достался его партнёру, Генри Эдмундсу, который свёл Ройса с богатым спортсменом Чарльзом Роллсом. В декабре 1904 года союз Ройса и Роллза произвёл первый опытный автомобиль под маркой Rolls-Royce, в 1906 году было официально начато мелкосерийное производство Rolls-Royce Ltd., независимое от F.H. Royce & Company.

В 1911 году здоровье Ройса резко ухудшилось, в 1912 году он перенёс операцию, которая считалась безнадёжной, но выжил и вернулся в строй, однако уже не мог посещать заводские цеха. До самого конца он лично инспектировал все чертежи, создававшиеся конструкторами Rolls-Royce, а сам сосредоточился на авиационных моторах. За моторы Rolls-Royce - основу британской авиации в годы Первой мировой войны - в 1930 году Ройс был произведен в баронеты.

Генри Ройс родился в семье мельника, 27 марта 1863 года. Это была бедная многодетная семья, Генри был пятым ребенком в семье. Денег в семье не хватало и мальчику пришлось начать работать уже в возрасте 10 лет. В школе он проучился всего один год, с 11 до 12 лет, а после ее пришлось бросить. После смерти родителей он устроился на железнодорожную станцию телеграфистом, а в свободное время занимался самообразованием. В возрасте пятнадцати лет переехал в Лидс, там он устроился на фирму по производству станков. На данном рабочем месте он основательно взялся за изучение электричества. Набравшись опыта Генри обратил внимание, что как раз началась электрификация Лондона – все стали переходить на освещение от ламп, и он решил переехать туда. Знания 19 летнего юноши были очень обширны – в столице он тут же завоевал уважение, так как умельцев в этой области в то время было крайне мало. Успехи Генри были замечены и его командировали в Ливерпуль работать консультантом в фирму «Maxim Western Electric», где он завел дружбу с Эрнестом Клермонтом. С Эрностом они совместно открыли свой бизнес. Сначала их фирма выпускала цоколи к электрическим лампочкам и магнето, а позднее поднялась до производства рельсовых кранов.

В начале XX века мир начал проявлять интерес к самоходным повозкам и Генри не был исключением. Первый автомобиль он, конечно, собрал не сам, а приобрел самоходную повозку, точнее нечто похожее на квадроцикл от De Dion-Bouton, однако инженерное любопытство не позволяло ему спокойно на нем ездить. Он разбирал и собирал данный аппарат по несколько раз, досконально изучив как он работает и добавляя какие-то свои конструкторские наработки. После он решил приобрести уже то, что считалось автомобилем – французский «Decavile». Данный автомобиль, можно сказать, заставил Генри Ройса заняться конструированием автомобилей самому, так как Decavile ему очень сильно не нравился своей ненадежностью и грубостью. Генри поставил себе задачу - создать совершенный автомобиль.

Decavile был разобран буквально до винтика, и Генри занялся его доработкой. Первым делом он занялся двигателем. Французский 10-лошадный 2-цилиндровый двигатель не понравился Генри, и он его полностью переработал, сделав надежнее и безопаснее, уменьшив его объем и заменив вал с одним коленом на другой, с двумя. Также благодаря алюминию был снижен вес и двигатель стал весить уже не 840 кг, а 735 кг. Так же была придумана новая система зажигания, работавшая более стабильно, нежели старая. А самое главное - это после всех его доработок агрегат перестал вибрировать.

Однако, при всех своих инженерных талантах, Генри Ройс считал, что кузовами должны заниматься отдельные фирмы, а не сами конструкторы автомобиля, и уже после устанавливаться на шасси. Поэтому поручил фирме Barker создать двухместную версию кузова для своего автомобиля, а фирме Canne – четырехместную.

1 апреля 1904 года автомобиль был закончен и мир увидел первый Royce, который успешно проехал 21 километр до дома Ройса от ворот фабрики. Следом, на всякий случай, ехал оригинальный Decavile, однако его помощь не понадобилась. Хотя новый автомобиль можно было считать переделкой Decavile, от оригинала в нем практически ничего не осталось. Работа двигателя практически не ощущалась, даже в «Times» написали: «Когда этот двигатель работает, никто его не может ни слышать, ни ощущать». Вскоре о работах Ройса узнал Чарльз Стюарт Роллс.

Чарльз Стюарт Роллс родился в богатой семье, и у него было все. Получил лучшее образование в Кембридже, и начал увлекаться гонками. Несмотря на свое происхождение, титул лорда от отца ему не полагался, так как Чарльз был четвертым ребенком в семье, и чтоб получить признание надо было стать бизнесменом. Роллс начал продавать французике автомобили в своей фирме CS Rolls&Co., однако он хотел иметь свое производство, а не быть простым продавцом. Его мечтой было создать самый стильный и элегантный английский автомобиль, однако одних денег для этого было мало, и когда он узнает о Ройсе, то желает с ним познакомится.

Так как Чарльз Роллс был гонщиком, опробовав автомобиль Генри Ройса, тот ему сразу понравился. Впечатление было настолько сильным, что Черльз тут же предложил сотрудничество с Генри и 1 мая 1904 года был составлен договор на совместное производство, а в декабре того же года Роллс и Ройс представили на автовыставке свои автомобили. Окончательно предприятие образовалось перед самым рождеством и все автомобили получили название Rolls-Royce, в честь своих создателей и имели эмблему RR, которая в начале была красной.

В течении 1906-1922 года первые Rolls-Royce назывались Silver Ghost, в переводе «Серебряный призрак». Они были очень популярны среди лондонских аристократов. Знатное происхождение Чарльза и его связи в высшем обществе делали свое дело. Даже королевская семья покупала их автомобили. В данный период компания выпускала только модель Silver Ghost, но фирма выпускала только шасси, кузова строили уже кузовные мастерские. А так как объем производства был небольшой, компания делала автомобили по индивидуальному заказу, что делало каждый Rolls-Royce уникальным. В 1920х-1950х годах Rolls-Royce стал ассоциироваться с богатством и роскошью, которую может позволить себе только элитное общество. Это были самые роскошные и комфортные автомобили, славившиеся своей бесшумностью и мягкостью.

К сожалению, в 1910 году Роллс разбился, летя на аэроплане. Однако перед гибелью ему удалось наладить выпуск авиамоторов, что позволило компании Rolls-Royce не разорится во времена Первой мировой войны, когда роскошные автомобили были не востребованы. Из-за случившейся трагедии символ Rolls-Royce - RR - был перекрашен в траурный черный цвет, и сохранил данный окрас до сих пор.

Управление фирмой полностью перешло Генри Ройсу, однако смерть компаньона подорвала его здоровье, и он уже не мог работать непосредственно в цеху лично и ему пришлось ограничиться управлением и контролем качества.

В 1930 году Генри Ройса произвели в баронеты.

Генри Ройс

Фредерик Генри Ройс (англ. Frederick Henry Royce ) (27 марта 1863 - 22 апреля 1933) - британский промышленник, конструктор моторов и автомобилей, основавший вместе с Чарльзом Роллс компании "Rolls-Royce".

Генри Ройс родился пятым ребенком в семье Джеймса Ройса - мельника, который работал на арендованном мельнице. Дело шло плохо, семья переехала в Лондон, а в 1872 отец умер. Ройс, отучившись всего один год в школе, зарабатывал деньги разнесением газет и телеграмм. В 1878 с помощью тети мальчик устроился подмастерьем в железнодорожные мастерские в Питерборо. Три года спустя он вернулся в Лондон, работал на электрическую компанию, с 1882 работал электриком в Ливерпуле. В 1884, накопив 20 фунтов стерлингов, Ройс совместно с Эрнестом Клермонт основал мастерскую по производству электроприборов. В 1894 году была основана компания по производству подъемных кранов FH Royce & Company, в 1899 разместила акции на бирже и построила фабрику в Олд Траффорде. Краны, спроектированы Ройсом, выпускались и после его смерти - до 1964 года.

Свой первый автомобиль, De Dion, Ройс приобрел в 1901 году, после этого - автомобиль D?cauville; недоволен французском качеством, в 1904 он построил автомобиль по собственному проекту. Из трех автомобилей, собранных Ройсом, один достался его партнеру, Генри Эдмундс, который свел Ройса с спортсменом и бизнесменом Чарльзом Роллс. В декабре 1904 Ройс произвел первый автомобиль под маркой "Rolls-Royce 10 hp" который продавался через компанию Роллса. В апреле 1906 года балла создана компания Rolls-Royce Limited и в ноябре того же года было официально начато производство автомобиля "Silver Ghost", который производился с улучшениями течение 19 лет.

В 1911 здоровье Ройса резко ухудшилось, в 1912 он перенес операцию, которая считалась безнадежной, но выжил и вернулся к активной жизни, но уже не мог посещать заводские цеха. До самого конца он лично инспектировал все чертежи, создаваемые конструкторами Rolls-Royce.

С началом Первой мировой войны Ройс сосредоточился на авиационных двигателях. Он создал первый двигатель "Eagle", за ним - "Hawk", далее "Falcon" и "Condor". Более половины самолетов союзников использовали двигатели, разработанные Ройсом. После войны был создан двигатель "Kestrel", а также двигатель "R" для гонок на приз Шнейдера 1929 и 1931 лет. На основе двигателя "R" был сконструирован двигатель "Rolls-Royce Merlin", который широко использовался в военных самолетах Второй мировой войны - британских Харриер и Спитфайр. Этой двигатель считался очень важным для ведения войны поэтому для него было найдено альтернативного производителя - компанию Packard в США. Произведенные в США двигатели "Packard V-1650" использовались в истребителях P-51 Мустанг.

По моторы Rolls-Royce - основу британской авиации в годы Первой мировой войны Ройс получил Орден Британской империи. 26 июня 1930 года Ройс получил звание баронета за услуги британской авиации.