Как подключить реле поворотов ваз 21011. Схема электропроводки легендарной «Копейки»: доступно о главном

Став символом новой эпохи в автомобилестроении, ВАЗ 2101 с годами превратился в культовый автомобиль отечественного автопрома. Некоторые модели можно встретить до сих пор на дорогах страны, а все благодаря тщательному уходу владельцев за их техническим состоянием.

Понятно, что время никого не щадит, и многие элементы автомобиля требуют замены. В частности, проводка ваз 2101 была изначально рассчитана на 15 лет эксплуатации.
Сегодня в продаже можно встретить множество вариантов готовых комплектов проводки на классику, но:

  1. Нужно знать параметры предлагаемых изделий;
  2. Их соответствие техническому регламенту автопроизводителя (а инструкция редко у кого сохранилась);
  3. Соответствие разъемов и клеммных колодок оборудования, установленного на авто.

Первенец Волжского автозавода ВАЗ 2101 впервые появился на отечественных дорогах в 1970 году. Тогда с апреля про декабрь собрали более 21 000 автомобилей, а в 1974 году годовой выпуск составил более 370 тысяч автомобилей.

Автопроизводитель постоянно совершенствовал модель, и в результате на свет появился ВАЗ 21011, на который:

  1. Устанавливался более мощный мотор объемом 1,3 л (у ВАЗ 2101 – объемом 1,1л);
  2. На задние стойки вынесли вентиляционные решетки салона;
  3. Устанавливались повторители поворотов и стоп-сигналы со специальными отражателями.

Справочно: схема электропроводки ваз 21011 отличалась от «донорской» из-за изменения панели приборов и добавления в задней части кузова фонаря заднего хода.

Кроме упомянутой модификации ВАЗ 21011 автопроизводитель выпустил модель ВАЗ 21013, а основным отличием был:

  1. двигатель объемом в 1,2 литра;
  2. подвесная педаль газа;
  3. управление омывателем лобового стекла с помощью ножного привода.

Особенности модели ВАЗ 2101 и ее модификаций

На автомобилях семейства ВАЗ применялась однопроводная система электропитания. Ее особенностью было то, что роль второго провода «-» отводилась кузову автомобиля. Поэтому минусовые выводы всех приборов и исполнительных механизмов должны были иметь качественный контакт с металлическим кузовом.

Блок предохранителей

Электропроводка ваз 2101 была защищена плавкими предохранителями, объединенными в цепи по силе тока:

  1. Предохранитель №1 (16А) защищал клаксон, розетку для аварийной переноски, плафоны освещения в салоне, прикуриватель и стоп-сигналы;
  2. Предохранитель №2 (8А) обслуживал электрическую цепь реле и двигателя стеклоочистителя, электрический двигатель отопителя салона;

Справочно: у моделей ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 на второй предохранитель выводился и мотор омывателя. Соответственно и электропроводка ваз 21011 отличалась дополнительным проводом в подкапотном пространстве. На классике он приводился в действие резиновой грушей, а кнопка управления располагалась на панели приборов.

  1. Предохранитель №3 (8А) – контрольная лампа включения дальнего света и левая фара (дальний свет);
  2. Предохранитель №4 (8А) – правая фара (дальний свет);
  3. Предохранитель №5 (8А) – ближний свет левой фары;
  4. Предохранитель №6 (8А) – ближний свет правой фары;
  5. Предохранитель №7 (8А) – контрольная лампа габаритного света, левая лампа подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, освещение багажника, заднего номерного знака, лампа подсветки комбинации приборов;
  6. Предохранитель №8 (8А) – габаритный свет правого подфарника, подсветка прикуривателя, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа освещения подкапотного пространства;
  7. Предохранитель №9 (8А) защищал контрольные лампы на приборной панели: лампу давления масла, лампу температуры охлаждающей жидкости, контрольную лампу уровня топлива и уровня тормозной жидкости, указатели поворота и лампу низкого заряда АКБ;
  8. Предохранитель №10 (8А) защищал цепь обмотки возбуждения генератора и регулятор напряжения.

Справочно: На моделях ВАЗ 21011 и 21013 устанавливалась крышка расширительного бачка тормозной жидкости с поплавком. Схема электропроводки ваз 21013 предусматривала цепь с прерывателем и контрольной лампой. И при уменьшении уровня жидкости до критической отметки, на панели приборов зажигалась контрольная лампа.

Панель приборов

Внутреннее убранство автомобилей ВАЗ 2101 и их модификаций ВАЗ 21011 и 21013 постоянно совершенствовалось. Так, например, сидения имели иную конфигурацию, позволяя владельцу образовать спальное место, чем выгодно отличались от итальянского варианта. А в панели приборов появился отечественный радиоприемник А-370.

Это привело к тому, что цена автомобиля выросла на 100 рублей. Но это не останавливало покупателей, т.к. сулило новый комфорт за рулем.

Благодаря этому схема проводки ваз 21011 обзавелась новыми электрическими цепями:

  1. Экранированный шнур внешней антенны проходил от левого переднего крыла под торпедо к радио;
  2. От блока предохранителей №8 осуществлялось питание радио.

На моделях ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 стали устанавливать электромотор омывателя ветрового стекла.

Это отразилось на функциональности панели приборов;

  1. Ручной привод омывателя больше не устанавливался;
  2. Для активации омывателя управление перенесли на подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей («дворников»);
  3. Цепь мотора омывателя была защищена плавким предохранителем №2.

Справочно: спустя годы замена проводки ваз 2101 вызывала недоумение у владельцев. Поскольку, в комплекте проводов был «лишний» провод с разъемом. На самом деле этот провод подавал питание через подрулевой переключатель на мотор омывателя.

Рис.1

Cхема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21011,ВАЗ-21013

Рис.2

Cхема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2101,ВАЗ-2102

Рис.1,2:
1 . Фары; 2 . Подфарники; 3 . Боковые указатели поворота; 4 . Аккумуляторная батарея; 5 . Реле контрольной лампы заряда aккумуляторной батареи; 6 . Генератор; 7 . Стартер; 8 . Подкапотная лампа; 9 . Свечи зажигания; 10 . Датчик контрольной лампы давления масла; 11 . Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 . Звуковые игналы; 13 . Распределитель зажигания; 14 . Электродвигатель теклоочистителя; 15 . Датчик контрольной лампы уровня тормозной сидкости; 16 . Катушка зажигания; 17 . Регулятор напряжения; 18 . Выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя ветрового стекла; 19 . Электродвигатель отопителя; 20 . Лампа освещения вещевого ящика; 21 . Добавочный резистор электродвигателя отопителя; 22 . Штепсельная розетка для переносной лампы;23 . Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 24 . Выключатель сигнала торможения; 25 . Реле-прерыватель укзателей поворота; 26 . Выключатель света заднего хода; 27 . Блок предохранителей; 28 . Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 . Реле стклоочистителя; 30 . Переключатель электродвигателя отопителя; 31 . Прикуриватель; 32 . Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 33 . Выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 34 . Плафоны; 35 . Выключатель зажигания; 36 . Комбинация приборов; 37 . Указатель температуры охлаждающей жидкости; 38 . Контрольная.лампа дальнего света фар; 39 . Контрольная лампа наружного освещения; 40 . Контрольная лампа указателей поворота; 41 . Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 42 . Контрольная лампа давления масла; 43 . Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости; 44 . Указатель уровня топлива; 45 . Контрольная лампа резерва топлива; 46 . Лампа освещения комбинации приборов; 47 . Выключатель звукового сигнала; 48 . Переключатель света фар; 49 . Преключатель указателей поворота; 50 . Выключатель наружного освещения; 51 . Выключатель освещения приборов; 52 . Переключатель стеклоочистителя; 53 . Датчик указателя уровня и резерва топлива; 54 . Лампа освещения багажника; 55 . Задние фонари; 56 . Фонарь освещения номерного знака; 57 . Фонарь света заднего хода; 58 . Штепсельные колодки заднего пучка проводов автомобиля ВАЗ-2102; 59 . Плафон освещения задней части салона автомобиля ВАЗ-2102.

СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

На всех автомобилях "Жигули" применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования, т.е. ко всем потребителям электроэнергии подходит только один провод. Вторым проводом, соединяющим по требителей с источниками электроэнергии, является кузов автомобиля или "масса". Такая схема позволяет значительно уменьшить количество проводов и упростить их монтаж. С массой соединяются отрицательные выводы источников электроэнергии и потребителей. При таком соединении уменьшается разъедание металлических деталей кузова из-за электрохимической коррозии.
Источниками электроэнергии на автомобиле являются генератори аккуму ляторная батарея, включенные параллельно. Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий мо жет колебаться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работоспособность.
Все электрооборудование автомобилей можно условно разделить на следующие основные системы:
1) система питания, включающая в себя аккумуляторную батарею и генератор с регулятором напряжения;
2) система пуска двигателя, куда тоже можно отнести аккумуляторную батарею, затем стартер и соответствующие контакты выключателя зажигания;
3) система зажигания, состоящая из катушки зажигания, распределителя и свечей зажигания, проводов высокого напряжения и соответствующих контактов выключателя зажигания;
4) система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле; 5) контрольные приборы с датчиками;
6) дополнительное электрооборудование, куда входят стеклоочиститель и, омыватель ветрового стекла, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковые сигналы.
Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключа тели и реле.Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания. Включаемые цепи при различных положениях ключа приведены в таблице 1.
Цепи питания тех узлов электрооборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся звуковые сигналы 12 (см. рис. 24), прикуриватель 31, нити ламп сигнала торможения в задних фонарях 55, штепсельная ро зетка 22 для переносной лампы и плафоны 34 освещения салона.
При эксплуатации автомобиля возможны случайные короткие замыкания как в проводах, так и самих узлах электрооборудования. Они вызывают резкое увеличение силы тока в короткозамкнутом участке цепи и, если не при нять защитных мер, могут привести к быстрому разряду аккумуляторной батареи, перегреву проводов, оплавлению их изоляции и к загоранию обивки салона автомобиля.
Цепи питания большинства узлов электрооборудования защищены деся тью плавкими предохранителями, установленными в пластмассовом блоке 27. Он расположен под панелью приборов с левой стороны рулевой колонки Предохранитель представляет собой тонкую пластинку из легкоплавкого ме талла, закрепленную на пластмассовой основе. Девять предохранителей (черного цвета) рассчитаны на максимальную силу тока 8 А, а один (зеленого цвета) - на 16 А. К этому предохранителю подсоединены указан ные выше цепи питания тех узлов электрооборудования, которые подключены непосредственно к источникам питания, минуя выключатель зажигания.
Для удобства работы с электропроводкой автомобиля при поисках неисправностей или замене проводов провода, присоединяемые к разным предохранителям, имеют определенный цвет.

Таблица 1

Положение ключа

Контакты под напряжением

Включено

Выключено

Зажигание

Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель* ветрового стекла, отопитель.

Система зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы, сигнализации поворота.

Наружное освещение, стеклоочиститель и омыватель* ветрового стекла, отопитель.

* На автомобилях ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013
Так, от первого предохранителя к потребителям идут красные провода, от второго желтые с черными полосками или голубые с черными полосками, от третьего - зеленые с черными полоска ми, от четвертого зеленый, от пятого - серый с черной полос кой, от шестого - серый, от седьмого - желтые провода, от восьмого - коричневые, от девятого - тонкие оранжевые прово да и от десятого толстый оранжевый провод. Единственное ис ключение: на автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 к девятому предохранителю присоединяется не оранжевый, а желтый про вод, идущий к выключателю 28 света заднего хода.
В таблице 2 приведены цепи, защищаемые плавкими предохранителями.
При перегорании какого-либо предохранителя рекомендуется просмотреть цепи, которые он защищает, устранить неисправ ность, вызвавшую его перегорание, а затем поставить новый предохранитель. Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля.
Наибольшее число предохранителей установлено в системе освещения, так как она имеет наиболее разветвленную и про тяженную сеть проводов и поэтому больше всего подвержена повреждениям и замыканиям с "массой". Для защиты фонарей принята перекрестная схема, т.е. предохранителем 7 защища ется левый подфарник и правый задний фонарь, а предохрани телем 8 - правый подфарник и левый задний фонарь.
Некоторые системы электрооборудования, работа которых требуется в аварийных ситуациях, не защищены предохраните лями.
Так, не защищена предохранителями система зажигания дви гателя, чтобы не вводить в нее лишний элемент, снижающий надежность системы в эксплуатации. При отказе системы зажигания перестает работать двигатель. Цепь пуска двигателя так же не защещина, что бы не снижать надежность пуска.

Таблица 2

№ предохранителя

Защищаемые цепи

Плафоны. Звуковые сигналы. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель. Нити ламп сигнала торможения в задних фонарях.

Стеклоочиститель и его реле. Электродвигатель отопителя. Омыватель ветрового стекла*.

евая фара (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света.

Правая фара (дальний свет)

Левая фара (ближний свет)

Правая фара (ближний свет)

Левый подфарник (габаритный свет). Контрольная лампа габаритного света. Правый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения багажника. Фонарь освещения номерного знака". Лампа освещения комбинации приборов.

Правый подфарник (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный сеет). Лампа освещения прикуривателя. Подкапотная лампа.

Контрольная лампа давления масла. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Контрольная лампа включения ручного тормоза и уровня тормозной жидкости. Указатели поворота и соответствующая контрольная лампа. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Фонарь заднего хода. Лампа освещения вещевого ящика.

Регулятор напряжения. Обмотка возбуждения генератора.


*Для автомобилей ВАЗ-210211 иВАЗ-21013. **На автомобилях ВАЗ-21013 выпуска до 1983 г., а также на автомоби лях ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 одна лампа фонаря освещения номерного зна ка была защищена предохранителем 7, а другая - предохранителем 8 (к ней подходил коричневый провод).
Кроме того, не защищена предохранителями цепь заряда ак кумуляторной батареи, так как генератор соединяется с аккуму ляторной батареей коротким проводом и введение предохрани теля усложнило бы схему. На автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 еще не защищены предохранителями обмотки реле 6 и 7 (см. рис. 25) включения ближнего и дальнего света фар.
Провода, по которым идет ток от источников электроэнергии к потребителям, работают на автомобиле в тяжелых условиях. Они подвергаются воздействию вибраций и большого перепада температур. На них может попадать бензин и масло. Поэтому на автомобилях применяются гибкие низковольтные провода типа ПВА. Эти провода имеют эластичную поливинилхлоридную изо ляцию, стойкую к воздействию маа;з, бензина и работоспособ ную в интервале температур от -40 до +105 г. Гибкость прово дов обеспечивается за счет изготовления токопроводящей жи лы из большого числа мягких медных проволочек (от 19 для провода сечением 1 мм 2 до 84 для провода сечением 16 мм 2).
Для облегчения поиска необходимого провода в пучках, изо ляция проводов окрашена в разные цвета: белый, голубой, жел тый, зеленый, коричневый, красный, оранжевый, розовый, серый, и черный. Кроме тога, на поверхность изоляции могут быть нанесены продольные-или поперечные полоски белого, красного или черного цветов.
При прохождении тока по проводам происходит падение на пряжения и напрев проводов. Чтобы нагрев и падение напряже ния не превышали допустимых пределов, необходимо выбирать соответствующее поперечное сечение токопроводных жил про водов. Чем большей силы протекает электрический ток, тем должно быть больше поперечное сечение жилы провода. По этому на автомобилях применяются провода с разным сечени ем жилы: 16; 6; 4; 2,5 и 1 мм 2 .
Самыми толстыми проводами сечением 16 мм 2 соединяются с "массой" аккумуляторная батарея и двигатель, а также стартер с аккумуляторной батареей. По этим проводам протекает ток наибольшей силы при пуске двигателя стартером. У провода, которым соединяется с "массой* двигатель, один наконечник приварен к кузову, а другой крепится болтом к кожуху сцепле ния. Наконечник провода, соединяющего аккумуляторную бата рею с "массой", крепится болтом к правому брызговику.
Аккумуляторная батарея и генератор соединяются проводом сечением 6 мм 2 , так как по этому проводу протекает тоже до вольно значительный ток при зарядке аккумуляторной батареи, а также при неработающем двигателе, когда от батареи питают ся все потребители.
Провода сечением 4 и 2,5 мм 2 приведены в таблице 3.
По остальным проводам, не указанным в таблице, протекает электрический ток сравнительно небольшой силы, и они имеют поперечное сечение жилы 1 мм 2 .
Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью удобных быстроразъемных штекерных соединений. Исключением является присоединение проводов к аккумуляторной батарее, к зажиму "30" генератора, к силовому болту стартера и к выводам низкого напряжения ка тушки зажигания. У этих ответственных соединений наконечни ки проводов зажимаются гайками для обеспечения максималь ной надежности соединений.
Для предохранения электрических соединений от воды и гря зи, задняя часть подфарников закрыта резиновыми чехлами. Защитными резиновыми колпачками закрыты наконечники про водов высокого напряжения, датчики температуры охлаждаю щей жидкости и давления масла, клемма "+" аккумуляторной батареи и клемма "30" генератора. Также закрыты колпачками патроны ламп боковых указателей поворота и фонарей освеще ния номерного знака.
Для облегчения монтажа все провода на автомобиле объеди нены в пучки. Отдельные пучки легче устанавливать на конвей ере и проще заменять при ремонте автомобиля. Провода в пуч ках обмотаны липкой лентой или заключены в пластиковые трубки. Между собой пучки соединены с помощью штепсельных разъемов, что уменьшает возможность перепутывания прово дов при монтаже. Пластмассовые колодки штепсельных разъе мов снабжены пружинными защелками, которые не допускают случайных рассоединений проводов от вибрации. Отверстия в кузове, через которые проходят провода, закрыты резиновыми уплотнителями, которые предохраняет провода от повреждения о кромки отверстий и не допускают проникновения через отвер стия воды и грязи.

Таблица 3

Цвет изоляции

Сечение, мм 2

Штекер "15" выключателя зажигания -штекер "10" блока предохранителей

Голубой с черной полоской

Зажим "30" генератора - штекер "30/1" выключателя зажигания

Коричневый

Зажим "30" генератора - штекер "А" блока предохранителей
Штекер "50" стартера - штекер "50" выключателя зажигания
Штекер "15" регулятора напряжения -штекер "L" блока предохранителей

Оранжевый

Штекер "А" блока предохранителей -штекер "30" выключателя зажигания
Штекер "4" блока предохранителей -штекер "87" реле включения дальнего света фар*
Штекер "6" блока предохранителей -штекер "87" реле включения ближнего света фар*

Голубой с черной полоской

Соединительная колодка - штекеры "30/51" - реле включения ближнего и дальнего света фар*

Коричневый

Штекер "67" генератора - штекер "67" регулятора напряжения
Выключатель сигнала торможения -штепсельная розетка для переносной лампы
Штекер "4" блока предохранителей - переключатель света фар
Штекер "6" блока предохранителей - переключатель света фар

Серый с красной полоской

Штекер "2" блока предохранителей -шитекер "Н" выключателя наружного осзещения
Штекер "1" блока предохранителей - вы-ключатель сигнала торможения
Штепсельная розетка для переносной пампы прикуриватель
Штекер "INT" выключателя зажигания штекер "Н" выключателя наружного ос вещения
Штекер "V" выключателя наружного ос вещения - переключатель света фар
Штекер "1" блока предохранителей - ле вый звуковой сигнал

*Дополнительные или измененные провода автомобилей ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013

Всего имеется пять пучков проводов: передний пучок, задний правый и левый пучки подфарников и боковых указателей пово рота и пучок проводов аккумуляторной батареи.
Основной пучок проводов - передний. Он имеет три ветви. Две из них находятся в отсеке двигателя, а третья - в салоне под панелью приборов. Из салона в отсек двигателя пучок проводов проходит сквозь резиновый уплотнитель и после выхода из негo разветвляется. Правая ветвь пучка проложена на щите передка и правом брызговике кузова, а левая - на левом брызговике. На щите передка и брызговиках провода крепятся стальными ско бами, приваренными к кузову, и пластмассовыми хомутиками. Крепление пучка должно быть таким, чтобы он был не слишком натянут, но и не болтался, так как это может привести к перети ранию проводов при тряске и замыканию их с “массой.”
В салоне автомобиля передний пучок проходит под панелью приборов и имеет небольшие ответвления, идущие к Блоку пре-дохранителей, блоку переключателей, к комбинации приборов, выключателю зажигания и другим узлам электрооборудования. Наконечник трех проводов (одного белою и двух черно-белых), идущих из пучка на "массу", закреплен на болту крепления рe ле-прерывателя указателей поворота.
С задним пучком проводов передний пучок соединен тремя штепсельными разъемами: одноштекерным (для провода к фо нарю света заднего хода), двухштекерным (для проводов к дат чику указателя уровня и резерва топлива) и шестиштекерным (для проводов к приборам освещения и световой сигнализации).
Задний пучок проходит назад по левой стороне пола кузова и; имеет ответвления к плафонам 34 освещения салона и к лампе 54 освещения багажника. Ответвление к правому плафону про ходит за задней поперечной балкой пола кузова. Провода пучка крепятся к полу кузова липкой лентой и пластмассовыми хому тиками.
Наконечники проводов (черных), соединяющих плафоны с "массой", крепятся к стойкам дверей самонарезающими винта ми. Наконечники провода, соединяющего с массой датчик 53 указателя уровня топлива, крепятся под винтами крепления датчика и правого заднего фонаря.
В течение десяти лет выпуска автомобилей ВАЗ-2101 в их схему вносились изменения, направленные «а улучшение каче ства автомобилей и экономию проводов. Поэтому схема авто мобилей ВАЗ-2101 последних лет выпуска несколько отличает ся от первоначальной. Например, с 1977 г, стал устанавливать ся фонарь 57 света заднего хода с выключателем 26 на коробке передач бачок с датчиком 15 уровня тормозной жидкости. К су щественным изменениям можно отнести введение с 1980 г. ножного омывателя ветрового стекла со встроенным выключа телем стеклоочистителя. В связи с этим изменилась схема включения электродвигателя стеклоочистителя.

Особенности схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2102


Схема электрооборудования передней части автомобилей и монтаж передних пучков проводов на автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 одинаковы. В связи с другой формой задней части ку зова на автомобилях ВАЗ-2102 изменен только задний пучок проводов. Вместо лампы 54 освещения багажника установлен плафон 59 для освещения задней части. Задние фанари 55 и фонарь 56 освещения номерного знака - другой конструкцииции.
Так же, как и на ВАЗ 2101,задний пучек проводов проходит сначала по левой стороне пола кузова и имеет ответвление к левому плафону 34. Затем за задней поперечной балкой пола кузова он разделяется на две ветви: одна - к правому плафону и правому заднему фонарю 55, а другая - к левому заднему фо нарю и к датчику указателя уровня и резерва топлива. От лево го заднего фонаря пучок идет вверх вдоль задней стойки кузова и около левой петли задней двери разделяется на две ветви. одна - вдоль задней кромки крыши к заднему плафону 59 осве щения кузова, а другая по двери спускается к фонарю 56 осве щения номерного знака. Наконечник черных проводов, соеди няющих с "массой" плафон 59 и фонарь освещения номерного знака, крепится самонарезающим винтом на задней кромке крыши на расстоянии 260 мм от плафона 59. Наконечники чер ных проводов, соединяющих с массой задние фонари, крепятся самонарезающими винтами к боковинам кузова на расстоянии 200 мм от фонарей.
За годы производства автомобилей ВАЗ-2102 одновременно с изменением схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2101 менялась и схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-2102. Поэтому у автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 одного года выпуска нет отличий в схеме электрооборудования передней части автомобилей. С 1983 г. у части выпускаемых автомобилей ВАЗ-2102 схема электрооборудования передней части автомо биля выполнялась по схеме автомобиля ВАЗ-21013.

Особенности схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013.


С самого начала выпуска этих автомобилей они отличались конструкцией фар и подфарников. В фарах устанавливалась лампа габаритного света, а подфарник имел оранжевый рас-сеиватель и одну только однонитевую лампу, т.е. выполнял функцию переднего указателя поворота. Первоначально авто мобили ВАЗ-21011 отличались еще установкой фонаря света заднего хода и бачков с сигнализацией об уровне тормозной жидкости, но потом эти узлы стали устанавливаться и на авто мобили ВАЗ-2101, однако с другой схемой включения контроль ной лампы уровня тормозной жидкости. На автомобилях ВАЗ-21011 при низком уровне тормозной жидкости контрольная лам па горит постоянным светом, а на ВАЗ-2101 - мигающим.
Отличия имелись в схеме включения стеклоочистителя. Первоначально на автомобилях ВАЗ-21011 устанавливался ножной омыватель ветрового стекла с дополнительным выключателем стеклоочистителя, а на ВАЗ-2101 ручной омыватель. Затем ножной обыватель стал устанавливаться на автомобилях ВАЗ-2101, а на ВАЗ-21011 появился омыватель ветрового стекла с приводом от электродвигателя 19 (см. рис. 25).
С 1980 г. на автомобилях ВАЗ-21011 на рулевой колонке стал устанавливаться трехрычажный переключатель, у которого третий рычаг предназначен для управления стеклоочистителем и омывателем ветрового стекла. В связи с этим был аннулирован клавишный переключатель стеклоочистителя. Одновременно стали устанавливаться реле 6 и 7 (см. рис. 25) включения ближнего и дальнего света фар.
Автомобили ВАЗ-21013 начали выпускаться в 1981 г. и с самого начала их схема имеет вид, показанный на рис. 25. Существенных изменений в схеме электрооборудования ВАЗ-21013 не проводилось.

Кликните по картинке чтобы ее увеличить

В отличие от схемы электрооборудования основной модели ВАЗ-2101 на ВАЗ-21011 устанавливаются: измененные фары, 3, подфарники 2, задние фонари 56 и заимствованный с модели ВАЗ-2103 фонарь 60 сигнализации о движении автомобиля задним ходом с включателем 48; измененный щиток приборов 39; ножной насос 33 омывателя ветрового окна с встроенным включателем электродвигателя стеклоочистителя; сдвоенный бачок 13 для тормозной жидкости с электрическим датчиком сигнализации о недопустимом снижении уровня тормозной жидкости.

На автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021 последних выпусков также устанавливают (заимствованные от ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106): электровентилятор системы охлаждения; электродвигатель вентилятора отопителя; переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового окна с рычагом управления, смонтированным на рулевой колонке.

На автомобилях ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021 установлены фары ФГ140 Б. Подфарники УП148 только сигнализируют о повороте, для чего в них установлена однонитевая лампа А12-21-3 мощностью 21 Вт. Задние фонари ФП140Б в отличие от ФП140 имеют пластмассовые светосигнальные катафоты 63 красного цвета, отражающие падающий на них свет. Фонарь ФП148 сигнализации о движении задним ходом имеет бесцветный прозрачный рассеиватель из пластмассы, в нем установлена однонитевая лампа А1 2-21-3 мощностью 21 Вт. Фонарь включается штоком 47 вилки включения заднего хода коробки передач и включателем 46, укрепленным в крышке коробки передач.

На автомобилях ВАЗ-2102 и ВАЗ-21021, имеющих грузопассажирские кузова типа «Универсал», в задней части кузова устанавливают отдельные приборы освещения и сигнализации, отличающиеся от применяемых на ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011.

1 - боковой указатель УП140 с трубчатой лампой (4 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета
2 - подфарник УП148 передний указатель поворота с однонитевой лампой (21 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета
3 - фара ФГ140 Б с дополнительной лампой (5 Вт) габаритного света и основным элементом фары с двухнитевой лампой дальнего (45 Вт) и ближнего (40 Вт) света
4 - шумовой электрический сигнал С 304 низкого тона
5 - шумовой электрический сигнал с 305 высокого тона
6 - аккумуляторная батарея 6-СТ-55ЭМ ВАЗ 21011
7 - генератор переменного тока Г221 (500 Вт, 42 А) ВАЗ 21011
8 - электромагнитное тяговое реле включения стартера ВАЗ 21011
9 - стартер СТ221 (1,3 кВт) со смешанным возбуждением ВАЗ 21011
10 - свеча зажигания А17ДВ ВАЗ 21011
11 - катушка зажигания Б117-А (Б117) ВАЗ 21011
12 - распределитель Р125 тока высокого напряжения с прерывателем цепи тока низкого напряжения ВАЗ 21011
13 - бачок тормозной жидкости с электрическим включателем сигнализации о недопустимом снижении уровня тормозной жидкости
14 - подкапотная лампа ПД140 (ПД526)
15 - датчик ТМ106 электрического указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе ВАЗ 21011
16 - датчик ММ120 контрольной лампы сигнализации о падении давления масла в двигателе ВАЗ 21011
17 - блок плавких предохранителей ПР11 2
18 - реле-прерыватель РС491 указателей поворота ВАЗ 21011
19 - включатель ВК41 2 сигнала торможения (стоп-сигнала)
20 - электродвигатель (МЭ241 или МЭ241-А) стеклоочистителя СЛ191-А или СЛ191-Б
21 - электромагнитное реле РС514 стеклоочистителя ВАЗ 21011
22 - электродвигатель вентилятора отопителя с добавочным резистором ВАЗ 21011
23 - автоматический двухступенчатый электромагнитный регулятор напряжения РР380 ВАЗ 21011
24 - реле РС702 контрольной лампы сигнализации о прекращении зарядки аккумуляторной батареи ВАЗ 21011
25 - реле-прерыватель РС492 контрольной лампы сигнализации о включении ручного тормоза ВАЗ 21011
26 - лампа ЛВ21 1 освещения вещевого ящика
27 - кнопочный выключатель ВК407 плафона сигнализации об открытии передней двери ВАЗ 21011
28 - кнопочный выключатель ВК407 плафона сигнализации об открытии задней двери ВАЗ 21011
29 - плафон ПК140 с трубчатой лампой (5 Вт) освещения в салоне автомобиля
30 - лампа (4 Вт) освещения гнезда прикуривателя
31 - электроприкуриватель ПТ10
32 - трехпозиционный переключатель ВК408 электродвигателя отопителя
33 - ножной насос омывателя ветрового окна с встроенным электрическим выключателем электродвигателя стеклоочистителя
34 - включатель (кнопка) звукового сигнала
35 - переключатель П35 света фар и указателей поворота
36 - рычаг переключения света фар и световой сигнализации миганием светом фар
37 - рычаг переключения указателей поворота
38 - включатель (замок) зажигания и стартера ВК347 с противоугонным устройством
39 - щиток (комбинация) приборов типа КП191 модернизированный для ВАЗ-21011
40 - магнитоэлектрический указатель температуры охлаждающей жидкости
41 - шкала спидометра ВАЗ 21011
42 - счетчик пройденного пути ВАЗ 21011
43 - магнитоэлектрический указатель уровня топлива в баке
44 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации об остатке в баке резерва топлива (4,0-6,5 л)
45 - патрон подключения переносной лампы
46 - включатель контрольной лампы ручного тормоза
47 - шток вилки включения ЗХ коробки передач
48 - включатель ВК415 световой сигнализации о включении заднего хода в коробке передач
49 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации мигающим светом о включении ручного тормоза и постоянным светом о недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке
50 - контрольная лампа (с красным светофильтром) о падении давления масла в двигателе ниже 0,2- 0,6 кгс/см2
51 - контрольная лампа (с красным светофильтром) сигнализации о прекращении заряда аккумуляторной батареи
52 - лампа (4 Вт) ЛБ218 багажника
53 - контрольная лампа (с зеленым светофильтром) включения указателей поворота
54 - контрольная лампа (с зеленым светофильтром) включения габаритного или ближнего света фар
55 - контрольная лампа (с синим светофильтром) включения дальнего света фар
56 - задний фонарь ФП140Б
57 - включатель ВК343 наружного освещения
58 - включатель ВК344 освещения щитка (комбинации) приборов
59 - трехпозиционный переключатель ВК345 электродвигателя стеклоочистителя
60 - фонарь ФП148 световой сигнализации о включении заднего хода
61 - фонарь ФП141 освещения номерного знака
62 - секция стоп-сигнала торможения (21 Вт) и обозначения габарита (5 Вт) с двухнитевой лампой и рассеивателем красного цвета
63 - катафот ФП312 красного цвета, отражающий падающие на него лучи света
64 - секция заднего указателя поворота с лампой 21 Вт и рассеивателем оранжевого цвета
65 - датчик БМ150 указателя уровня и запаса топлива в баке ВАЗ 21011
66 - задний фонарь ФП142
67 - фонарь ФП143 освещения номерного знака
68 - плафон освещения багажного отделения и задней части салона с лампой 5 Вт и встроенным включателем


1. Фары. 2. Подфарники. 3. Боковые указатели поворота. 4. Аккумуляторная батарея 5. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. 6. Реле включения ближнего света фар ваз 2101. 7. Реле включения дальнего света фар. 8. Генератор ваз 2101. 9. Стартер ваз 2101. 10. Подкапотная лампа. 11. Свечи зажигания ваз 2101. 12. Датчик контрольной лампы давления масла. 13. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 14. Звуковые сигналы ваз 2101. 15. Распределитель зажигания. 16. Электродвигатель стеклоочистителя ваз 2101. 17. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости. 18. Катушка зажигания ваз 2101. 19. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. 20. Регулятор напряжения ваз 2101. 21. Электродвигатель отопителя ваз 2101. 22. Лампа освещения вещевого ящика. 23. Добавочный резистор электродвигателя отопителя. 24. Штепсельная розетка для переносной лампы. 25. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. 26. Выключатель сигнала торможения. 27. Реле-прерыватель указателей поворота ваз 2101. 28. Выключатель света заднего хода. 29. Блок предохранителей. 30. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза. 31. Реле стеклоочистителя ваз 2101. 32. Переключатель электродвигателя отопителя ваз 2101. 33. Прикуриватель. 34. Выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей. 35. Выключатели плафонов, расположенный в стойках передних дверей. 36. Плафоны. 37. Выключатель зажигания ваз 2101. 38. Панель приборов ваз 2101. 39. Указатель температуры охлаждающей жидкости ваз 2101. 40. Контрольная лампа дальнего света фар 41. Контрольная лампа наружного освещения. 42. Контрольная лампа указателей поворота ваз 2101. 43. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. 44. Контрольная лампа давления масла ваз 2101. 45. Контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. 46. Указатель уровня топлива ваз 2101. 47. Контрольная лампа резерва топлива. 48. Лампа освещения панели приборов. 49. Переключатель света фар. 50. Переключатель указателей поворота ваз 2101. 51. Выключатель звукового сигнала. 52. Выключатель омывателя ветрового стекла. 53. Переключатель стеклоочистителя. 54. Выключатель наружного освещения. 55. Выключатель освещения приборов. 56. Датчик указателя уровня и резерва топлива. 57. Лампа освещения багажника. 58. Задние фонари ваз 2101. 59. Фонарь освещения номерного знака. 60. Фонарь света заднего хода.

Второй вариант электрооборудования ВАЗ 2101

1 - боковой указатель УП140 поворота с трубчатой лампой (4 Вт) и рассеивателем оранжевого цвета.
2 - передний габаритный фонарь ПФ140 (подфарник) с двухнитевой лампой (5 + 21 Вт) для обозначения габарита и указания поворота.
3 - датчик ММ120 контрольной лампы о падении давления масла в двигателе ВАЗ 2101.
4 - датчик ТМ106 электрического указателя температуры охлаждающей жидкости в двигателе.
5 - фара ФП40 с двухнитевой лампой (45+40 Вт) дальнего и ближнего света.
6 - катушка зажигания Б117.
7 - прерыватель-распределитель зажигания Р125 с центробежным регулятором опережения зажигания и октан-корректором.
8 - электрические звуковые сигналы высокого и низкого тона С305 и С304.
9 - свеча зажигания А7.5ХС или А7.5БС с резьбой М14Х1.25.
10 - подкапотная лампа ПД140 с кнопочным включением.
11 - электрический стартер СТ221 (1,77 л. с.) со смешанным возбуждением.
12 - электромагнитное тяговое реле включения стартера.
13 - генератор переменного тока Г221 (500 Вт, 42 А) со встроенным кремниевым выпрямителем.
14 - аккумуляторная батарея 6-СТ-55 ЭМ.
15 - автоматический, двухступенчатый, электромагнитный регулятор напряжения РР380.
16 - реле РС702 контрольной лампы сигнализации о прекращении зарядки аккумуляторной батареи.
17 - резистор (добавочное сопротивление - 1 Ом) электродвигателя вентилятора отопителя.
18 - электродвигатель МЭ240 вентилятора отопителя.
19 - реле-прерыватель РС492 контрольной лампы сигнализации о включении ручного тормоза.
20 - электромагнитное реле РС514 стеклоочистителя ВАЗ 2101.
21 - электродвигатель МЭ241 (МЭ241А) стеклоочистителя СЛ191.
22 - реле-прерыватель РС491 указателей поворота ВАЗ 2101.
23 - включатель ВК412 сигнала торможения.
24 - блок плавких предохранителей ПРИ 2 (девять вставок по 8 А и одна - 16 А).
25 - лампа ЛВ211 освещения вещевого ящика.
26 - лампа (4 Вт) освещения гнезда прикуривателя.
27 - электроприкуриватель ПТ10.
28 - трехпозиционный переключатель ВК408 электродвигателя отопителя.
29 - включатель ВКЗЗЗ (замок) зажигания и стартера или ВК347 с противоугонным устройством.
30 - трехпозиционный переключатель стеклоочистителя.
31 - включатель освещения щитка приборов.
32 - включатель наружного освещения.
33 - включатель (кнопка) звукового сигнала.
34 - переключатель П135 света фар и световой сигнализации миганием света.
35 - переключатель П135 указателей поворота.
36 - щиток (комбинация) контрольных приборов КП191.
37 - патрон ПС500 переносной лампы.
38 - включатель ВК409 контрольной лампы ручного тормоза.
39 - датчик БМ150 уровня и запаса топлива в баке.
40 - кнопочный выключательВК407 плафона передней двери.
41 - кнопочный выключатель плафона задней двери.
42 - плафон ПК140 с трубчатой лампой (5 Вт) освещения салона автомобиля.
43 - лампа ЛБ218(4 Вт) освещения багажника.
44 - фонарь ФП141 освещения номерного знака с двумя лампами (по 5 Вт).
45 - стоп-сигнал торможения и габаритный фонарь с двухнитевой лампой стоп-сигнала (21 Вт) и обозначения габарита (5 Вт) с рассеивателем красного цвета.
46 - задний фонарь П140.
47 - задний указатель поворота с лампой 21 Вт с рассеивателем оранжевого цвета.

Думаю, что у посетителей сайта непременно возникнет необходимость в ознакомлении либо подробном изучении схемы электрооборудования. Для этого мы и поместить данную схему с детальным обозначением всех звеньев цепи электрооборудования.

  • 1. Фары освещения.
  • 2. Указатели поворотов, расположенные с передней части автомобиля
  • 3. Указатели поворотов расположенные с боковой части автомобиля
  • 4. Аккумулятор
  • 5. Реле контрольки заряда аккумулятора
  • 6. Реле ближнего света
  • 7. Реле дальнего света
  • 8. Генератор
  • 9. Стартер
  • 10. Лампа освещения подкапотного пространства
  • 11. Свечи
  • 12. Датчик контрольки давления масла
  • 13. Датчик жидкости охлаждения
  • 14. Звуковые сигналы
  • 15. Трамблёр, или распределитель зажигания.
  • 16. Моторедуктор очистителя стекла
  • 17. Датчик контрольки уровня тормозной жидкости
  • 18. Бабина, или катушка зажигания
  • 19. Электродвигатель омывателя лобового стекла
  • 20. Регулятор напряжения
  • 21. Электродвигатель отопителя салона автомобиля
  • 22. Осветительная лампа, бардачка, салона автомобиля
  • 23. Резистор добавочный, элдвигателя отопителя салона автомобиля
  • 24. Розетка штепсельная для переноски
  • 25. Выключатель контрольки, ручного тормоза
  • 26. Выключатель стоп сигнала
  • 27. Реле прерывания сигнала поворотов
  • 28. Выключатель освещения заднего хода
  • 29. Предохранительный блок.
  • 30. Реле прерывания контрольки ручного тормоза
  • 31. Реле очистителя стёкол
  • 32. Переключатель режимов работы элдвигателя отопителя салона автомобиля
  • 33. Прикуриватель
  • 34. Выключатель плафонов освещения салона, на задних стойках дверей
  • 35. Выключатель плафонов освещения салона, на передних стойках дверей
  • 36. Плафоны освещения салона
  • 37. Замок зажигания или выключатель
  • 38. Приборная комбинация
  • 39. Указатель температуры жидкости охлаждения двигателя
  • 40. Контролька дальнего света фар
  • 41. Контролька наружного освещения
  • 42. Контролька включения указателей поворотов
  • 43. Контролька аккумуляторной зарядки
  • 44. Контролька маслянного давления двигателя
  • 45. Контролька ручного тормоза и уровня тормозной жидкости в бачке
  • 46. Указатель количества бензина в баке
  • 47. Контролька резерва бензина, загорается на 5ти литрах остатка.
  • 48. Осветительная лампа освешения приборов
  • 49. Переключатель с ближнего на дальний свет фар
  • 50. Переключатель указателей поворотов
  • 51. Выключатель звукового сигнала
  • 52. Выключатель омывания лобового стекла
  • 53. Переключатель очистителя лобового стекла
  • 54. Выключатель наружного освещения
  • 55. Выключатель освещения приборной панели
  • 56. Датчик указания уровня бензина и минимального резерва топлива
  • 57. Лампа освещения багажного отсека
  • 58. Фонари задние
  • 59. Фонарь освещения номерного знака автомобиля
  • 60. Фонарь заднего хода автомобиля