Отечественное оружие и военная техника. ГАЗ Водник — Горьковский броневик из Арзамаса ГАЗ "Водник": техданные


БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ГАЗ-3937 «ВОДНИК»
THE ARMOURED VEHICLE GAZ-3937 «VODNIK»

31.01.2017


В сирийский порт Тартус доставлено большое количество российских автомобилей «Водник», обеспечивающих защиту экипажа от стрелкового оружия. Как пишет иранское агентство Fars, техника вскоре будет передана подразделениям армии Сирии.
Снимки с данными автомобилями, на фоне которых стоит человек в военной форме, начали появляться в социальных сетях 28 января.
В начале января 2017-го на снимке, сделанном в Сирии, был замечен бронированный модульный автомобиль «Тайфун-К». Техника находится позади мирных жителей, которым российские военные полицейские раздают продукты и еду.
ГАЗ-3937 («Водник») предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Рассчитан на 10-11 пассажиров. В качестве вооружения на автомобиль можно установить пулемет. Используется российскими военными и спецподразделениями МВД.
Лента.ру

Российский высокоманевренный военный автомобиль ГАЗ-3937 «Водник» предназначен для многоцелевого использования. Это полностью бронированная колесная армейская машина с несущим модульным корпусом, что в полевых условиях позволяет быстро производить смену хозяйственных и боевых модулей различного вооружения. Такой боевой внедорожник рассчитан для перевозки экипажа с обеспечением максимальной защиты, для огневой поддержки пехоты, транспортировки грузов и выполнения функций топливозаправщика в труднопроходимой местности.

История создания.

ГАЗ 3937 Водник впервые был разработан в 1997 году в ОКБ ОАО «ГАЗ» и по сей день изготавливается на машинном заводе г. Арзамаса. Предшественником данного автомобиля является НАМИ-0281 – плавающий, разработанный в 1985г, который претерпел огромное количество изменений, в том числе и наличие средств для передвижения по воде. Изначально на выставке «Средства спасения» в 1994 г. машина была представлена как гражданский вариант так называемого «русского хаммера». А уже в 1995 г. на пресс-конференции главный конструктор серийного производства Масягин А.Г. пояснил, что вездеход «Водник» нельзя сравнивать с Хаммером, хотя он и стал одним из прародителей автомобилей нового класса.

Бронеавтомобиль ГАЗ 3937 прошел многоцелевые испытания во многих институтах и при различных климатических условиях, рекомендован и поставляется в вооруженные силы РФ и спецподразделения МВД. Особой популярностью Водник пользуется у гражданских водителей. Съемные модули позволили переконструировать автомобиль под более широкие массы покупателей. АрМЗ совместно с АОЗТ «Полакс» выпустили ГАЗ-39371 по индивидуальному заказу. Модернизацию претерпели интерьер заднего модуля (улучшен комфорт) и шумоизоляция броневика. Имеется возможность выбора мощности двигателя, коробки передач на «автомат» и способ переключения скоростей с различной жесткостью (жесткий, тросовый, типтроник).


Вооружение броневика.

Всего известно 2 типа машин данного семейства: ГАЗ 3937 и ГАЗ 39371 с общими характеристиками, кроме количества посадочных мест (на 39371 их 3). Корпус автомобиля имеет 2 объемных модуля, в переднем расположено моторное отделение, в заднем – управление. Оба отдела разделены герметичной перегородкой. В настоящее время броневик насчитывает 26 сменных модулей, за счет которых можно быстро и четко переоборудовать один вариант автомобиля в другой. Основное вооружение «Водник» 3937 включает в себя:

class="eliadunit">

  • Пулеметы ПКМС (7,62мм).
  • Башенная пулеметная установка от БТР-80.
  • Пулеметы КПВТ (14,5мм).
  • Пулеметы ПКТ (7,62мм).
  • Гранатометы дымовые 902V «Туча» (81мм).

Технические характеристики

  • Максимальная скорость - 112 км/ч
  • Максимальная высота барьера - 40см
  • Максимальный угол барьера - 30 градусов
  • Максимальная глубина водных препядствий - 1,2м
  • Полная масса - 7,5т
  • Буксир - до 2,5т
  • Десант - 11 человек

Водник может быть оснащен различными модификациями дизельного двигателя: 175л от ГАЗ-562, 160л от ЯМЗ-460 и 165л от HINOJ07C, имеет пятиступенчатую коробку передач, 2 ведущих моста с передними управляемыми колесами, торсионную независимую подвеску с гидравлическими амортизаторами.

Техническое оснащение

  • Переговорное устройство Р-174
  • Радиостанции Р-163-50У
  • В распоряжении наводчика имеются такие прицельные комплексы как 1PZ-9 (дневной) и ТПС-3 (ночной).
  • Отопительное оборудование
  • Средства навигации
  • Оснащение броневика так же предусматривает наличие кондиционера и средств пожаротушения.


Преимущества

  • Основной особенностью машины является его возможность передвижения по горной (преодоление перевалов), болотистой и переувлажненной местности (вброд 1,2м) в различных климатических условиях (с t воздуха -50?+50?C и скоростью ветра до 30м/с).
  • Преимущества модульной конструкции заключаются в унифицировании шасси для передвижения разного назначения, а также выживаемости боевых установок, что способствует в случае попадания переустановить вооружение.
  • Один из важных моментов заключается в существовании нескольких вариантов бронирования корпуса в зависимости от выполняемых задач. Оба модуля, передний и задний, могут быть как не бронированными, так и бронированными сталью с уровнем защиты от пуль калибра 7,62мм. Главное преимущество такой техники заключается в использовании многослойных неприкрытых бронированных стекол. Именно на броневиках впервые стало использоваться такое остекление.

Недостатки

Но есть и ряд отрицательных моментов в использовании данной модификации броневика как боевой машины.

  • Деление на отсеки очень ограничивает возможности техники в бою. Передвижение с места командира на место стрелка и наоборот, совершенно невозможно не покинув защищенную броней машину.
  • За неимением глушителя на двигателе с выхлопной трубой, расположенной выхлопом вниз, шумовая амплитуда отражения выхлопа от дороги, возвращаясь обратно, делает практически невозможной внутреннюю связь.
  • Нерациональный корпус в виде «кирпича» исключает возможность рикошета при огневой атаке с фланга, а также плоское днище машины полностью принимает на себя ударную волну при взрыве.
  • Название боевого автомобиля «Водник» должно говорить само за себя, но здесь не реализована функция плавучести автомобиля, независимо от его модификации. Но в некоторых случаях конструкция корпуса пригодна для амфибии и за счет вращения колес позволяет передвигаться по воде со скоростью 5км/ч.

Выше перечисленные отрицательные нюансы очень портят общую картину ГАЗ-3937 Водник как броневой военный автомобиль на замену БТР. И так как автомобиль является достаточно новой моделью, находится в разработке и пока еще не имеет широкого распространения, то будущее этой машины еще не определено. Но все недостатки боевого автомобиля совершенно не имеют значения в использовании его как гражданского транспортного средства.

class="eliadunit">

ГАЗ-3937 "Водник" — российский бронеавтомобиль многоцелевого назначения. Автомобиль предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости - с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия, а также для огневой поддержки пехотных подразделений. Боевой расчет машины состоит из 10-11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек.

Далеким прародителем ГАЗ-3937 "Водник" считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку. Отсек силового агрегата располагался в задней части кузова, а грузопассажирский отсек размещался посередине. Данное решение позволяло сохранять дифферент на плаву практически независимо от перевозимого груза. Современный ГАЗ-3937 не сохранил практически ничего от своего предшественника. Сам НАМИ-0281 имеет некоторое внешнее сходство с БРДМ. Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе. Принят на вооружение Министерства обороны России в 2005 году.


Особенности конструкции

Автомобиль построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съёмных модуля. Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой.

Задний многоцелевой модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменён в полевых условиях. Иными словами одно шасси автомобиля может выполнять несколько функций в зависимости от установленного модуля:

  • транспортировка людей;
  • транспортировка грузов и технологического оборудования в труднодоступные районы;
  • транспортировка жилых блоков и других коммунальных модулей;
  • выполнение функций технологических машин топливно-энергетического комплекса (топливозаправщиков, ёмкостей и т. д.).

Автомобиль имеет отключаемый привод передних колес, независимую торсионную подвеску, систему централизованной подкачки шин, гидроусилитель рулевого управления, мощную систему отопления и кондиционирования.

Бронирование, вооружение и оборудование

По заявлениям представителей "ГАЗа", предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси "Водника".

Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 "Водник", в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.

Технические характеристики

Видео

На нижегородской фирме «Техносервис» готовится к производству гражданский вариант автомобиля. Он будет представлять собой автомобиль с силовым агрегатом HINO-J07C и улучшенными эргономическими качествами. Выпуск такого автомобиля планируется начать в конце 1999 – начале 2000 года.

Характеристики ГАЗ-3937 ГАЗ-39371 ГАЗ-3934 СИАМ
Длина по корпусу, мм 5380 5740 5640
Ширина по корпусу, мм 2600 2320
Макимальная высота, мм 2560 2250
Клиренс, мм 475 400
Колесная база, мм 3000 N/A
Колея передних и задних колес, мм 2230 N/A
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг 4200 4300 -
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг 4500 5100 -
Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг 5100 5800 N/A
Полная масса, кг 6600 7050 7000
Экипаж, чел 10 11 3-8
Полная масса буксируемого прицепа, кг 2500 N/A
Максимальная скорость, км/ч 110 95
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км 15,4 15,5
Запас хода, км 1000 700
Радиус поворота, м 10 9,5
Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град 30 N/A
Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град 45 N/A
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м 1,2 N/A
Двигатель рядный, 4-х
цилиндровый дизель
ЯМЗ-460
с турбонаддувом
рядный, 5-ти
цилиндровый дизель
HINO-J07C
дизель
Рабочий объем, л 3,988 6,634 2,89
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин 160 (118)/2400 165 (121)/2900 125 (92)/N/A
Крутящий момент, Нм/об/мин 588/1200-1600 451/1500 215/N/A
N/A - нет данных

Коробка передач : 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад.
Раздаточная коробка : механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности.
Ведущие мосты : с кулачковыми, дифференциалами повышенного трения.
Колесные редукторы : одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями.
Подвеска : независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Колеса : с разъемными ободами и внутренними распорными кольцами. Количество колес - 4.
Шины : пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины.
Рулевое управление : Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя.
Тормозные системы : Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом.
Электрооборудование : однопроводная система, 24В, АКБ: 6СТ110А-2 шт. или 6СТ55 - 4 шт.
Средства связи : переговорное устройство Р-174, предусмотрена установка радиостанции Р-163-50У.
Системы обеспечения микроклимата : независимый отопитель, кондиционер.
Корпус : несущий, открытого типа, имеет три отделения: моторное, управления и отделение полезной нагрузки. На верхней кромке корпуса расположен фланец с крепежными отверстиями для установки модулей.
Передний модуль для ГАЗ-3937 : двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте.
Передний модуль для ГАЗ-39371 : трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.
Задний модуль : оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья. По желанию заказчика могут быть разработаны необходимые функциональные модули для установки на автомобиль.
Специальное оборудование : пулестойкие стекла и шины; система кондиционирования; предпусковой подогреватель - отопитель; средства связи: радиостанция, переговорное устройство; измеритель мощности дозы излучения.

ГАЗ Водник, -звучит как амфибия, но эта, Горьковская машина, плавать не умеет! Да, она способна преодолеть брод в 1.2м, но здесь нет ни гребных винтов, ни весел, и что главное, сам кузов этого броневика, не предназначен для заплывов. На глубине, такой Vodnik, просто утонет.

Назначение Водник, заключается в безопасной транспортировке людей, или важных грузов, в зоне боевых действий. Эта, Арзамасская машина, предназначена для эксплуатации, при температурах, от -45-яти, до +50-яти градусов.

Впервые Vodnik , был показан на выставке «Средства Спасения», в 94-ом. И уже тогда, отечественные журналисты, поспешили прозвать Арзамасскую машину, российским Хаммером. Но, конечно это не так, — это совершенно разные машины, и это видно уже по фото.

Серийное производство ГАЗ Водник, началось в 1997-ом. Говорить о том, что это очень редкий, и практически не известный автомобиль, было бы лишним. Стоит лишь сказать, что в российской армии, всего 250-ат таких машин. Еще 48-ем таких броневиков, было закуплено, вооруженными силами Уругвая.

Так хорош, или плох, Водник на самом деле? В чем же, его сильные , и слабые стороны? Почему, он по большому счету, так и не пошел в войска?

  • Внешность ГАЗ Водник

Взгляните на фото GAZ Vodnik , это важно. Сам внешний вид, этой машины, скажет вам о многом. Во первых, Арзамасский броневик, построен по модульной схеме. То есть, на шасси одевается два модуля: передний - командный, и задний - десантный. Оба модуля, могут иметь различную модификацию. Например, командный модуль ГАЗ-3937, — двухместный; и командир в нем, сидит сзади, — за водителем. А вот командный модуль ГАЗ-39371, уже трехместный, где водитель и командир сидят спереди, а радист, за водителем. Задний модуль, может вообще быть снят, и оставлен как аванпост.

При такой компоновке, говорить, о хоть каком то, сходстве с Хаммер, просто неуместно.

Теперь, обратите внимание на то, как вынесены - в стороны, колеса этого броневика. Это также, сделано специально, чтобы при подрыве на мине, удар приходился на колесо, и тоненькое крыло над ним. При этом, явно толковом решении, само днище здесь плоское, что делает машину уязвимой, при подрыве, на радиоуправляемом фугасе. Это же, касается и боковых стенок, которые практически не имеют углов, и практически до нуля, минимизируют вероятность рикошета.

Был случай, когда в 2001-ом, один Водник пострадал от взрыва, установленного на обочине фугаса. Тогда, кузов получил пробоины, были потери среди личного состава, но интересно то, что стекла остались целыми. Тогда, один, высокопоставленный военный заметил, что если водник попадет под серьезный удар, то от него одни стекла и останутся.

ГАЗ-39371, имеет снаряженную массу в 5100кг. При длине кузова в 5100мм, его КБ составляет 3000мм, а клиренс при этом, равен 500мм.

  • О салоне:

Десантный отсек Водника, имеет 8-ем мест. Здесь есть мощная система отопления, и кондиционирования. Примечательно то, что сиденья здесь, не имеют жесткой связи с кузовом, это большой плюс при подрыве. Еще, интересно то, что сиденья, в десантном отсеке Водника, могут устанавливаться как к бортам, солдаты при этом будут сидеть лицом к лицу; так и в средние модуля, солдаты при этом, будут сидеть, спиной к спине.

Особенностью модульной компоновки, есть то, что из одного модуля в другой, не покидая машину, никак не перебраться, а в условиях засады, это просто смертельно опасно. Что делать бойцам в десантном отсеке, если спереди, — все убиты? А враги уже окружили машину…

  • Технические Характеристики ГАЗ Водник

Подвеска у GAZ Vodnik торсионная, это конечно, играет на живучесть. И здесь есть централизованная система подкачки шин.

Дизельная «шестерка» ГАЗ-5621, при объеме в 3.2л, развивает 110л.с мощности, и тягу в 460Н.М. Один такой мотор, весит 310кг, и он позволяет развить скорость в 120км в час.

  • Итоги:

Водник, безусловно сильные стороны, но и слабых мест у него хватает. Во многом, из-за недостаточно хорошей, бронезащиты, он так и не пошел, массово в войска.