Причина замка зажигания зил 4331. Как выставить зажигание на зил

Автомобиль ЗИЛ-130, 131 был одним из самых массовых на наших дорогах. И сегодня их владельцы не спешат списывать авто в утиль, ухаживают за ним, ремонтируют…. Иногда требуется выставлять зажигание на ЗИЛ. Это нужно сделать после ремонта двигателя с заменой деталей поршневой группы, деталей привода газораспределительного механизма, заменой привода самого прерывателя-распределителя или датчика импульсов (в зависимости от того, какая система зажигания установлена на вашем автомобиле – контактная или бесконтактная).

Выставляем зажигание на ЗИЛ 130, 131

Итак, ремонт ЗИЛ 130, 131 завершен: изношенные детали заменены, на двигатель установлено навесное оборудование, а он сам поставлен на место, закреплен, электрооборудование подсоединено, аккумуляторная батарея подключена. Пора приступать к установке зажигания.

Выкрутите свечу первого цилиндра и вставьте в отверстие тампон из бумаги. Медленно вращайте коленвал ручкой (кривым стартером) до момента, когда поршень первого цилиндра придет в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. Об этом нас информирует бумажная пробка, которая с небольшим хлопком будет выброшена из свечного отверстия. Совместите метку на шкиве коленвала с меткой ВМТ на гребенке, установленной на крышке распредшестерен.

Установите привод распределителя (датчика импульсов). Для этого опустите его в отверстие блока цилиндров двигателя и совместите отверстие на нижней пластине привода с резьбовыми отверстиями на блоке цилиндров. При этом ось отверстия на верхней пластине привода не должна отклоняться от паза на валу привода больше, чем на 15 градусов (плюс/минус). Паз расположите со смещением в сторону переднего торца блока цилиндров ЗИЛ 130.

Убедившись, что привод установлен правильно, закрепите его болтами. Коленвал поворачивайте до момента, когда метка на шкиве встанет напротив одной из меток, расположенной между цифрами 3 – 6 гребенки (установочный угол опережения зажигания). Регулировочными винтами установите верхнюю пластину октан-корректора на отметку «ноль» шкалы на нижней пластине. Зафиксируйте это положение, вставьте прерыватель-распределитель в привод так, чтобы октан-корректор был расположен вверху. Положение бегунка укажет вам, где будет находиться провод первого цилиндра на крышке распределителя.

Поворачивая прерыватель за корпус, добейтесь такого его положения, при котором гаснет контрольная лампочка, т.е. до момента отжатия кулачками вала подвижного контакта. Найдите момент подачи искры на свечу первого цилиндра. Зафиксируйте корпус прерывателя-распределителя в этом положении.

Установите крышку и вставьте в ее отверстия высоковольтные провода. Вначале провод первого цилиндра, а затем провода остальных цилиндров в порядке их работы 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8. Подключите центральный провод к катушке зажигания.

Проверьте работоспособность системы зажигания, т.е. наличие искры между центральным проводом и блоком цилиндров. При контактной системе зажигания размыкайте контакты прерывателя. При бесконтактной системе включайте/выключайте зажигание при помощи ключа. Электростартером запустите двигатель ЗИЛ 130. После его прогрева окончательно проверьте работу зажигания. Если остались проблемы, проведите регулировку системы зажигания октан-корректором.

Лучший спортивный автомобиль 2011 года Феррари Италия 458

Инструкция

Итак, ремонт завершен: изношенные детали заменены, на двигатель установлено навесное оборудование, а он сам поставлен на место, закреплен, электрооборудование подсоединено, аккумуляторная батарея подключена. Пора приступать к установке зажигания.
Выкрутите свечу первого цилиндра и вставьте в отверстие тампон из бумаги. Медленно вращайте коленвал ручкой (кривым стартером) до момента, когда поршень первого цилиндра придет в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. Об этом нас информирует бумажная пробка, которая с небольшим хлопком будет выброшена из свечного отверстия. Совместите метку на шкиве коленвала с меткой ВМТ на гребенке, установленной на крышке распредшестерен.

Установите привод распределителя (датчика импульсов). Для этого опустите его в отверстие блока цилиндров двигателя и совместите отверстие на нижней пластине привода с резьбовыми отверстиями на блоке цилиндров. При этом ось отверстия на верхней пластине привода не должна отклоняться от паза на валу привода больше, чем на 15 градусов (плюс/минус). Паз расположите со смещением в сторону переднего торца блока цилиндров.

Убедившись, что привод установлен правильно, закрепите его болтами. Коленвал поворачивайте до момента, когда метка на шкиве встанет напротив одной из меток, расположенной между цифрами 3 – 6 гребенки (установочный угол опережения зажигания).
Регулировочными винтами установите верхнюю пластину октан-корректора на отметку «ноль» шкалы на нижней пластине. Зафиксируйте это положение, вставьте прерыватель-распределитель в привод так, чтобы октан-корректор был расположен вверху. Положение бегунка укажет вам, где будет находиться провод первого цилиндра на крышке распределителя.

Поворачивая прерыватель за корпус, добейтесь такого его положения, при котором гаснет контрольная лампочка, т.е. до момента отжатия кулачками вала подвижного контакта. Найдите момент подачи искры на свечу первого цилиндра. Зафиксируйте корпус прерывателя-распределителя в этом положении.

Установите крышку и вставьте в ее отверстия высоковольтные провода. Вначале провод первого цилиндра, а затем провода остальных цилиндров в порядке их работы 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8. Подключите центральный провод к катушке зажигания.

Проверьте работоспособность системы зажигания, т.е. наличие искры между центральным проводом и блоком цилиндров. При контактной системе зажигания размыкайте контакты прерывателя. При бесконтактной системе включайте/выключайте зажигание при помощи ключа.
Электростартером запустите двигатель. После его прогрева окончательно проверьте работу зажигания. Если остались проблемы, проведите регулировку системы зажигания октан-корректором.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Назначение и принцип действия системы зажигания

2. Характерные неисправности системы зажигания

3. Техническое обслуживание приборов зажигания

4. Охрана труда и техника безопасности при ремонте и техническом обслуживание

5. Экология и охрана окружающей среды

Список литературы

Введение

Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта.

Автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения, отдыха, туризма и работы.

Велико значение автомобиля в Вооруженных Силах. Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с использованием автомобильной техники. От ее наличия и состояния зависят подвижность, маневренность частей, выполнение боевой задачи.

На автомобилях устанавливаются ракетные установки, радиолокационные станции, специальное оборудование; автомобильные тягачи используются для буксировки ракет, артиллерийских систем, минометов, самолетов, специальных прицепов. Созданы специальные машины обеспечения: автотопливозаправщики, кислородозаправщики, пусковые агрегаты, краны, штабные автобусы, ремонтные мастерские, машины химических войск, инженерные, санитарные, пожарные и др. Без участия автомобильной техники ни один самолет не может подняться в воздух. Проверка электрических, гидравлических, пневматических и других систем, заправка горючим, маслом, кислородом, воздухом, боеприпасами, буксировка самолетов, очистка взлетно-посадочных полос все это выполняют автомобили.

Таким образом, автомобиль стал неотъемлемым элементом в сложной деятельности Вооруженных Сил и народного хозяйства. Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.

По назначению они делятся на транспортные и специальные:

* транспортные автомобили служат для перевозки различного рода грузов и личного состава (пассажиров); они подразделяются на грузовые и пассажирские. Первые из них различаются по грузоподъемности и типу кузова, а пассажирские в зависимости от конструкции и вместимости кузова делятся на автобусы и легковые автомобили.

* специальные автомобили предназначены для выполнения специальных работ или приспособлены для перевозки определенного вида грузов. На них монтируются оборудование, вооружение или устанавливается специальный кузов. Сюда относятся подвижные мастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и др. В армии к специальным автомобилям относятся также тактические транспортеры, предназначенные для подвоза боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых в районе переднего края; колесные тягачи для буксировки тяжелых прицепов и полуприцепов; многоосные шасси, применяемые для транспортировки длинномерных неделимых грузов большой массы. К специальным относятся и спортивные автомобили, предназначенные для тренировки и соревнований.

По проходимости автомобили делятся на три группы:

* обычной (дорожной), повышенной и высокой проходимости. Первые из них (ЗИЛ-130) используются главным образом на дорогах.

* повышенной проходимости - ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 - могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог. Автомобили высокой проходимости - по дорогам и вне дорог, к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.

По типу двигателя автомобили делятся на автомобили с:

* дизельными двигателями;

* карбюраторными двигателями;

* газобаллонными двигателями;

* газогенераторными двигателями.

Каждый автомобиль можно разделить на следующие основные части:

* двигатель;

* электрооборудование;

* прочее специальное оборудование.

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Шасси, состоящее из трансмиссии, ходовой части и систем управления, образуют агрегаты и механизмы, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения.

Кузов служит для размещения водителя, личного состава и грузов.

Электрооборудование составляют узлы и приборы, предназначенные для воспламенения рабочей смеси в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питания контрольно-измерительных приборов.

К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, подъемник запасного колеса.

В данной работе будет рассмотрена система зажигания двигателя ЗИЛ-130, которая служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя в строго определённые моменты.

1. Назначение и принцип действия системы зажигания

Развитие современных карбюраторных двигателей связанно с повышением их степени сжатия, увеличением частоты вращения коленчатого вала и числа цилиндров, повышением срока службы до капитального ремонта и работе на обедненных смесях, что требует увеличение искрового зазора в свечах.

Применение в новых двигателях присадок в бензине привело к увеличению отложений на электродах свечи, что увеличивает утечку тока через нагар.

Батарейная система зажигания в этих условиях не обеспечивает надежной работы двигателя. Для повышения вторичного напряжения необходимо увеличение силы тока первичной цепи, которое невозможно из-за снижения срока службы контактов прерывателя. Поэтому все более широко применяется контактно-транзистерная система зажигания, имеющая ряд преимуществ. К ним относятся увеличение вторичного напряжения, энергии и длительности искрового разряда (примерно в 2 раза), устранение износа контактов прерывателя, повышение срока службы свечей зажигания, так как система менее чувствительна к увеличению искрового промежутка свечи.

В цилиндре карбюраторного двигателя рабочая смесь воспламеняется электрической искрой, образующейся между электродами свечи зажигания. Для этого к ним в определенные моменты подводится высокое напряжение. Величина напряжения пробоя тем больше, чем больше зазор между электродами и чем выше давление в цилиндре, составляет примерно 8 - 12 кВ, но для повышения надежности воспламенения рабочей смеси создают напряжение 16 - 20 кВ.

В систему зажигания входят:

* свечи зажигания, установленные в камере сгорания каждого цилиндра;

* распределитель тока высокого напряжения;

* прерыватель цепи тока низкого напряжения;

* катушка зажигания, представляющая собой трансформатор с первичной и вторичной обмотками;

* вариатор (дополнительный резистор);

* выключатель зажигания;

* источники тока - генератор и аккумуляторная батарея;

* стартер.

При замыкании контактов выключателя зажигания ток от источников тока (батареи или генератора) поступает в первичную обмотку катушки зажигания через вариатор и далее на изолированный от корпуса (массы) подвижный контакт прерывателя, с которого через неподвижный контакт проходит на корпус. Подвижный контакт находится на рычажке, который надет на ось и нагружен пружиной, прижимающей подвижный контакт к неподвижному. На рычажок подвижного контакта через подушечку из изоляционного материала воздействует кулачок, имеющий выступы, число которых равно числу цилиндров двигателя. Каждый из выступов кулачка, поочередно набегая на подушечку, размыкает контакты прерывателя в тот момент, когда в соответствующем цилиндре нужно воспламенить рабочую смесь. Так как за два оборота коленчатого вала в четырехтактном двигателе в каждом цилиндре происходит один рабочий ход, т.е. смесь нужно воспламенить 1 раз, то кулачок прерывателя должен вращаться в 2 раза медленнее, чем коленчатый вал, или с той же частотой, что и распределительный вал. Поэтому обычно валик прерывателя приводится во вращение от распределительного вала двигателя.

Ток, проходящий по первичной обмотке катушки зажигания, создает магнитное поле. При размыкании цепи первичной обмотки прерывателем магнитное поле катушки исчезает, при этом его силовые линии пересекают витки первичной и вторично обмоток и во вторичной обмотке индуцируется ток высокого напряжения, а в первичной обмотке - ток самоиндукции. Последний имеет то же направление, что и прерываемый ток, т.е. замедляет исчезновение магнитного поля. В то же время вторичное напряжение зависит от скорости исчезновения магнитного поля, и поэтому желательно, чтобы оно исчезло как можно быстрее. Ток самоиндукции первичной обмотки вызывает также искрение между контактами прерывателя, что приводит к их обгоранию. Чтобы избежать эти отрицательные явления, параллельно контактам прерывателя включается конденсатор.

При размыкании контактов прерывателя ток самоиндукции первичной обмотки заряжает конденсатор. При этом уменьшается искрение между контактами прерывателя. Разряжаясь через первичную обмотку, конденсатор создает в ней ток обратного направления, что ускоряет исчезновение магнитного поля. Таким образом, конденсатор повышает высокое напряжение во вторичной обмотке катушки.

Работа расширения газов используется наиболее эффективно, если давление газов в цилиндре достигает максимального значения через 15 - 20° поворота коленчатого вала после ВМТ. Так как рабочая смесь сгорает не мгновенно, то ее следует воспламенять с некоторым опережением, т.е. раньше, чем поршень подошел к ВМТ. Опережение воспламенения смеси называют опережением зажигания и обычно измеряют в градусах угла поворота коленчатого вала.

Угол опережения зажигания должен меняться с изменением частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя (открытие дроссельной заслонки). Это объясняется тем, что при увеличении частоты вращения коленчатого вала сокращается время, отводимое на процесс сгорания, и воспламенять смесь необходимо раньше, т. е. с большим углом опережения зажигания. Таким образом, угол опережения зажигания должен увеличиваться при возрастании частоты вращения коленчатого вала двигателя и уменьшаться при ее понижении. При постоянной частоте вращения коленчатого вала угол опережения зажигания должен изменяться в зависимости от нагрузки двигателя. Во время работы двигателя с частичной нагрузкой в цилиндры поступает меньшее количество свежей смеси и, следовательно, содержание отработавших газов в ней выше. Количество этих газов практически не зависит от количества свежей смеси, поступающей в цилиндр двигателя. В то же время, чем больше свежая смесь разбавлена остаточными газами, тем ниже скорость ее сгорания и тем раньше нужно ее воспламенять. Таким образом, угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя должен быть тем больше, чем меньше открыта дроссельная заслонка.

Изменение угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя осуществляется с помощью центробежного регулятора, а в зависимости от нагрузки двигателя вакуумного регулятора.

После замыкания контактов прерывателя сила тока в первичной обмотке катушки зажигания возрастает не сразу, а постепенно. Это объясняется наличием индуктивности в цепи первичной обмотки катушки. Чтобы сила тока в первичной обмотке была наибольшей, желательно, чтобы контакты прерывателя возможно большее время находились в замкнутом состоянии. Это время зависит от формы выступов кулачка, от зазора между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии и от частоты размыканий, т.е. числа цилиндров двигателя и частоты вращения коленчатого вала. Обычно зазор между контактами устанавливают минимально допустимым (0,3 - 0,4 мм) из условия искрения между ними.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала сила тока в цепи первичной обмотки катушки не успевает достигнуть максимального значения, и это приводит к снижению высокого напряжения. Таким образом, с ростом частоты вращения коленчатого вала высокое напряжение, а следовательно, и мощность искры в свече зажигания уменьшаются. Чтобы уменьшить разницу в мощности искры при разной частоте вращения вала, в цепь первичной обмотки катушки включают вариатор. Вариатор изготовлен из материала, сопротивление которого возрастает с повышением температуры, т. е. с увеличением силы тока, проходящего через вариатор. Так как средняя сила тока, проходящего через первичную обмотку катушки, понижается с увеличением частоты вращения коленчатого вала, то сопротивление вариатора в этом случае соответственно уменьшается, что приводит к некоторому увеличению силы тока в цепи.

Для повышения мощности искры между электродами свечи зажигания при пуске двигателя стартером выключатель стартера отключает вариатор, что приводит к увеличению силы тока и первичной обмотке.

Ток высокого напряжения, полученный во вторичной обмотке катушки зажигания, подводится к ротору распределителя зажигания. Ротор надет на кулачок прерывателя и вращается вместе с ним. В момент размыкания контактов прерывателя токоразносная пластина ротора подводит ток высокого напряжения к одному из контактов распределителя зажигания, соединенному со свечой зажигания того цилиндра, в котором в это время заканчивается процесс сжатия рабочей смеси. Контакты распределителя зажигания должны быть соединены со свечами в последовательности, соответствующей порядку работы двигателя.

Карбюраторный двигатель останавливают путем выключения зажигания. Для этой цели предусмотрен выключатель в первичной цепи катушки зажигания. Выключатель зажигания обычно выполнен за одно целое с замком зажигания, управляемым ключом. С помощью выключателя зажигания обычно не только включают зажигание, но одновременно и радиоприемник и контрольно-измерительные приборы. Часто при дополнительном не фиксируемом повороте ключа зажигания осуществляется включение стартера.

2. Характерные неисправности системы зажигания

Техническое состояние аппаратов системы зажигания оказывает существенное влияние на мощность и экономичность двигателя. Рассмотрим основные часто встречающиеся неисправности в системе зажигания.

Не запускается двигатель. При вращении коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой не возникает искры между электродами у всех свечей зажигания. В результате этого не воспламеняется рабочая смесь в цилиндрах двигателя.

Двигатель не запускается, если неисправны следующие аппараты и элементы электрической цепи:

1. Свечи зажигания могут иметь следующие неисправности: трещину в изоляторе, отложение нагара, замасливание и нарушение зазора между электродами. Обнаружить неисправную свечу можно при помощи вольтоскопа. Яркие, равномерно чередующиеся вспышки газа, видимые в глазке вольтоскопа, свидетельствуют об исправности свечи; тусклое или неравномерно чередующееся свечение газа указывает на неисправность свечи. При отсутствии вольтоскопа работу свечей проверяют поочередно отключением провода высокого напряжения. Если отсоединенная свеча исправна, то перебои в работе двигателя увеличиваются. При отключении неисправной свечи перебои останутся неизменными. Неисправную свечу вывертывают и осматривают. Нагар удалят чисткой электродов в нижней части изолятора свечи и промывают ее бензином. Лучшим способом удаления нагара является очистка на специальном приборе. Зазор между электродами регулируют подгибанием бокового электрода, а свечу с поврежденным изолятором заменяют.

2. Высоковольтные провода: обрыв или пробой изоляции провода, соединяющего катушку зажигания с центральным вводом крышки распределителя. Неисправный провод заменяют. Наконечники проводов должны плотно входить в отверстия выводов крышки распределителя и катушки зажигания.

3. Катушка зажигания: обрыв первичной обмотки или дополнительного резистора, пробой крышки катушки. При обрыве цепи двигатель не будет работать. Обрыв цепи определяется контрольной лампой.

В случае обрыва дополнительного резистора двигатель будет запускаться стартером, а после выключения стартера -- глохнуть. При обугливании крышки искровым разрядом происходит утечка тока высокого напряжения на корпус автомобиля, что вызывает перебои в работе цилиндров или прекращение работы двигателя.

4. Транзисторный коммутатор ТКЮ2. В результате теплового разрушения транзистора сопротивление перехода эмиттер-коллектор равно нулю, а поэтому транзистор запираться не будет и, следовательно, не будет прерываться ток низкого напряжения. Тепловое разрушение транзистора возникает при перегреве током большой силы, например при завышенном напряжении генератора или длительном включении зажигания при неработающем двигателе.

Проверка транзистора на автомобиле производится с помощью контрольной лампы, которую подключают к безымянному зажиму коммутатора и корпусу автомобиля. Отсоединяют провод от зажима коммутатора и включают зажигание. Затем соединяют проводником зажим коммутатора с корпусом; если при этом лампа гаснет, а при отключении провода от корпуса лампа горит, то транзистор исправен. Если лампа не горит, то транзистор пробит.

5. Перебои в работе различных цилиндров двигателя могут быть вызваны следующими неисправностями прерывателя-распределителя: обгоранием или загрязнением контактов и нарушением зазора между ними; замыканием рычажка прерывателя или его провода на «массу»; трещинами в крышке распределителя и ротора или плохим контактом центральной клеммы; неисправностью конденсатора; повреждением изоляции вторичной обмотки катушки зажигания.

Обгоревшие контакты зачищают при помощи пластинки для чистки контактовили надфилем, а загрязненные - протирают концами, смоченными в бензине. Зазор регулируют способом, описанным ранее. В случае замыкания рычажка прерывателя или его провода на «массу» нужно осмотреть провод и рычажок, протереть их тряпкой, смоченной в бензине, и в случае оголения провода изолировать его изоляционной лентой.

При наличии трещин в крышке распределителя или ротора их необходимо заменить, проверить состояние угольного контакта и пружины. Поломанный угольный контакт или пружину заменить, а загрязненные прочистить. Неисправность конденсатора обнаруживают по несильному искрению на контактах прерывателя, вследствие чего они обгорают, двигатель работает с перебоями, а в глушителе появляются резкие хлопки.

Конденсатор проверяют следующими способами. Провод конденсатора отсоединяют от зажима и, включив зажигание, размыкают контакты прерывателя рукой, при этом между ними появляется сильная искра. Незначительное искрение между контактами при их размыкании после присоединения провода конденсатора свидетельствует о том, что конденсатор исправен. Если же искра между контактами остается сильной и после присоединения провода конденсатора, то конденсатор неисправен. Неисправный конденсатор необходимо заменить. Конденсатор можно проверить «на искру», для этого провод высокого напряжения нужно держать на расстоянии 5 - 7 мм от «массы». Интенсивная искра между проводом и «массой» при размыкании контактов также является признаком исправности конденсатора.

6. Контакторы: пробой изоляции, обрыв соединительного провода и плохой контакт между конденсатором и зажимом прерывателя или массой. Неисправность конденсатора вызывает сильное искрение между контактами прерывателя.

3. Техническое обслуживание приборов зажигания

При техническом обслуживании автомобиля необходимо выполнять следующее:

1. Проверять крепление проводов к аппаратам зажигания.

2. Очищать от грязи и масла поверхности распределителя, катушки, свечей, проводов и особенно клеммы проводов.

3. Так как контактно-транзисторная система зажигания развивает более высокое вторичное напряжение, чем стандартная, следует тщательно следить за чистотой внутренней и внешней поверхностей крышки распределителя во избежание образования перекрытий между выводами высокого напряжения. Нужно протирать крышку снаружи и внутри чистой тряпкой, смоченной в бензине, а также протирать электроды крышки, ротор и пластину прерывателя.

4. Проверять и в случае необходимости регулировать зазор между контактами прерывателя, который должен быть равен 0,3-0,4 мм.

Зазор необходимо регулировать в следующем порядке: повернуть валик распределителя так, чтобы установился наибольший зазор между контактами; ослабить винт, крепящий стойку неподвижного контакта; повернуть отверткой эксцентрик так, чтобы в зазор между контактами плотно входил щуп толщиной 0,35 мм, не отжимая рычажок; затянуть винт; проверить зазор чистым щупом, предварительно протерев его смоченной в бензине тряпочкой.

Во избежание поломки ребер, центрирующих крышку распределителя в корпусе, необходимо при снятии крышки освобождать обе пружинные защелки, крепящие ее. Крышку нельзя перекашивать.

5. Заливать (в сроки, указанные в таблице смазки) во втулку кулачка, в ось рычага прерывателя, на фильц смазки кулачка масло, применяемое для двигателя. Для смазки валика распределителя нужно проворачивать крышку колпачковой масленки, заполненной консистентной смазкой, на 1/2 оборота.

Слишком обильная смазка втулки, кулачка и оси рычага прерывателя вредна, так как возможно забрызгивание контактов маслом, что вызывает образование нагара на контактах и перебои в зажигании.

6. Через одно ТО-2 или в случае возникновения перебоев в работе системы зажигания осмотреть свечи. При наличии нагара очистить их, проверить и отрегулировать зазор между электродами, подтягивая боковой электрод. зажигание технический автомобиль неисправность

При ввертывании свечей в те гнезда, доступ к которым не вполне свободен, для обеспечения правильного направления резьбовой части целесообразно использовать ключ. Для этого свечу вставляют в ключ и слегка заклинивают в нем кусочком дерева (хотя бы спичкой), чтобы она не выпала из ключа. После того как свеча ввернута в гнездо и затянута, ключ с нее снимают. Момент затяжки свечи 3,2-3,8 кгс-м (32-38 Н-м).

7. Катушка зажигания, добавочное сопротивление и транзисторный коммутатор не нуждаются в специальном уходе. В процессе эксплуатации по мере необходимости надо протирать пластмассовую крышку катушки и оребренную поверхность корпуса коммутатора, а также следить за исправностью проводки и надежностью крепления наконечников к зажимам катушки, сопротивления и коммутатора.

8. Следует также проверять надежность фиксации проводов высокого напряжения в гнездах крышки распределителя и катушки зажигания, особенно центрального провода, идущего от катушки к распределителю.

Транзистор и большинство других узлов транзисторного коммутатора залиты эпоксидной смолой, поэтому коммутатор разборке и ремонту не подлежит.

При возникновении каких-либо неисправностей в работе системы зажигания нельзя менять местами провода, присоединенные к коммутатору или к сопротивлению.

В момент пуска двигателя одна из секций добавочного сопротивления замыкается накоротко, так как питание к коммутатору подается в это время по проводу, соединяющему вывод „КЗ" тягового реле стартера со средним выводом „ВК" добавочного сопротивления. Этим компенсируется снижение напряжения на аккумуляторной батарее во время пуска двигателя из-за заряда ее током большой силы (это снижение напряжения особенно заметно зимой при пуске непрогретого двигателя). В случае короткого замыкания в проводе или при неисправности контактной системы тягового реле одна из секций сопротивления СЭ107 имеет большую силу тока; сопротивление перегревается и может перегореть.

Если сопротивление или его вывод „ВК" сильно перегреется, надо отсоединить провод от сопротивления и обмотать наконечник этого провода изоляционной лентой. Присоединить провод можно только после тщательной проверки всей цепи и устранения неисправности, вызывавшей большой нагрев сопротивления.

Если сопротивление СЭ107 (или одна из его секций) перегорело, нельзя допускать движения автомобиля с перемычкой, замыкающей накоротко сгоревшую часть сопротивления, так как при этом может выйти из строя транзисторный коммутатор.

При большом вторичном напряжении, развиваемом контактно-транзисторной системой зажигания, увеличение зазора в свечах (даже до 2 мм) не вызывает перебоев в работе зажигания. Однако в этом случае изоляционные детали высокого напряжения системы (крышка распределителя и катушки зажигания, изоляция вторичной обмотки катушки и т. п.) длительное время оказываются под повышенным напряжением и выходят преждевременно из строя. Поэтому необходимо проверять и в случае необходимости регулировать зазоры в свечах, устанавливая рекомендованный инструкцией зазор (0,85-1 мм).

Предупреждения:

1. Нельзя оставлять зажигание включенным при неработающем двигателе.

2. Нельзя разбирать транзисторный коммутатор.

3. Нельзя менять местами провода, подключенные к коммутатору или сопротивлению.

4. Нельзя замыкать накоротко сопротивление или его части перемычками.

5. Необходимо поддерживать нормальный зазор в свечах зажигания.

6. Необходимо следить за правильностью включения аккумуляторной батареи на автомобиле.

Установку зажигания необходимо производить в следующем порядке:

1. Вывернуть свечу первого цилиндра (номера цилиндров отлиты на впускной трубе);

2. Установить поршень первого цилиндра перед в.м.т. хода сжатия, для чего:

* закрыть отверстие для свечи бумажной пробкой и провернуть коленчатый вал до выталкивания пробки;

* продолжая медленно поворачивать коленчатый вал, совместить метка на шкиве коленчатого вала сриской (опережение зажигания 9° до в.м.т.) на выступе указателя установки зажигания.

3. Расположить паз на верхнем торце вала привода распределителя так, чтобы он находился на одной линии с рисками на верхнем фланце корпуса привода распределителя.

4. Вставить привод распределителя в гнездо в блоке цилиндров, обеспечивая к началу зацепления шестерен соосность отверстий под болты в нижнем фланце корпуса привода и резьбовых отверстий в блоке. После установки привода распределителя в блок угол между пазом на валу привода и линией, проходящей через отверстия на верхнем фланце, не должен превышать ±15°, а паз должен быть смещен к передней части двигателя. Если угол отклонения паза превышает ±15°, то следует переставить шестерню привода распределителя на один зуб относительно шестерни на распределительном валу, что обеспечит после установки привода в блок величину угла в заданных пределах. Если при установке привода распределителя между его нижним фланцем и блоком остается зазор (что свидетельствует о несовпадении выступа на нижнем конце вала привода с пазом на валу масляного насоса), то необходимо провернуть коленчатый вал на два оборота, одновременно надавливая на корпус привода распределителя.

После установки привода в блок следует удостовериться в совпадении метки на шкиве коленчатого вала с риской у установки зажигания, расположении паза в пределах угла ±15° и в его смещении к передней части двигателя. Выполнив перечисленные условия, привод необходимо закрепить.

5. Совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской 0 шкалы на нижней пластине и это положение зафиксировать гайками.

6. Ослабить затяжку болта крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора так, чтобы корпус распределителя провертывался относительно пластины с некоторым усилием, и расположить болт посередине овальной прорези. Снять крышку и установить распределитель в гнездо привода так, чтобы вакуум-регулятор был направлен вперед (электрод ротора должен находиться под контактом первого цилиндра на крышке распределителя и над зажимом вывода низкого напряжения на корпусе распределителя). При данном положении деталей проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя.

7. Установить момент зажигания по началу размыкания контактов, которое можно определить при помощи контрольной лампы напряжением 12 В (сила света лампы не более 1,5 св), присоединенной к выводу низкого напряжения распределителя и массе корпуса.

Для установки момента зажигания следует:

a) включить зажигание;

b) медленно поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до положения замкнутого состояния контактов прерывателя;

c) медленно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до момента загорания контрольной лампы. При этом для устранения всех зазоров в сочленениях привода распределителя следует отжимать ротор также в направлении против часовой стрелки.

В момент загорания контрольной лампы вращение корпуса прекратить и мелом отметить взаимное расположение корпуса распределителя и верхней пластины октан-корректора.

Правильность установки момента зажигания проверить повторным выполнением пунктов a) и b) и в случае совпадения меловых отметок осторожно вынуть распределитель из гнезда привода, затянуть болт крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора (не нарушая взаимного расположения меловых отметок), и вновь вставить распределитель в гнездо привода.

Болт крепления распределителя к пластине можно затянуть, не вынимая распределитель из гнезда привода, если применить специальный ключ с укороченной рукояткой.

8. Установить на распределитель его крышку и присоединить провода высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком зажигания цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8), учитывая, что ротор распределителя вращается по часовой стрелке.

Момент зажигания в двигателях, с которых снимали распределитель, но не снимали его привод, следует устанавливать в соответствии с указанием пп. 1-3, 6-8.

Установку зажигания на двигателе необходимо уточнять с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) следующим образом:

1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью 30 км/ч.

2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч; при этом надо прислушиваться к работе двигателя.

3. При сильной детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указательную стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком «-».

4. При полном отсутствии детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком «+».

В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.

Каждое деление на шкале октан-корректора соответствует изменению угла опережения зажигания в цилиндре, равному 4°.

4. Охрана труда и техника безопасности при рем онте и техническом обслуживание

Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка карбюратора, реле-регулятора и т.д.) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать - работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.

Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.

При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревянные ручки.

Отвертывание и завертывание гаек должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.

Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тормозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.

При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует

выполнять следующие требования: при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса; пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В; не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним. Бензин - легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилирозапным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество - тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма.

Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин - ядовит». Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода.

Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость

содержит в себе сильнодействующий яд - этилен-гликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться.

Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.

Тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.

Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими газами.

Приборы системы питания двигателя должны быть правильно отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.

Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравлениям.

При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током напряжением 127---220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.

При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:

Монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу (помосте), а в полевых условиях -- на разостланном брезенте или другой подстилке;

Перед демонтажем шины с обода колеса воздух из камеры должен выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин;

Производить монтаж шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не соответствующие размеру обода колеса, запрещается; -во время накачивания шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно колесо положить замочным кольцом вниз.

Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.

5. Экология и охрана окружающей среды

Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах. Если в среднем в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.

Во всех странах мира продолжается концентрация населения в крупных городских агломерациях. С развитием городов и ростом городских агломераций всё большую актуальность приобретает своевременное и качественное обслуживание населения, охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. В настоящее время в мире насчитывается 300 млн. легковых, 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1 млн. городских автобусов.Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Согласно данным статистики в США, все виды транспорта дают 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность - 17%, энергетика - 14%, остальные - 9% приходятся на отопление зданий и других объектов и уничтожение отходов.

Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на горожан является организация пешеходных зон с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее эффективное, но более реальное мероприятие - это введение системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки. При этом должен быть полностью исключён сквозной проезд автотранспорта через жилой квартал.

Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется вынос из городской черты грузовых транзитных потоков. Требование это зафиксировано в действующих строительных нормах и правилах, но практически соблюдается редко.

Один из основных источников шума в городе - автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ. Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектразвуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя - это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Даже невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в ядовитые окислы азота.

В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 - производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в конечном итоге видом и условиями сгорания топлива.

Отработавшие газы, продукты износа механических частей и покрышек автомобиля, а также дорожного покрытия составляют около половины атмосферных выбросов антропогенного происхождения. Наиболее исследованными являются выбросы двигателя и картера автомобиля. В состав этих выбросов, помимо азота, кислорода, углекислого газа и воды, входят такие вредные компоненты, как окись углерода, углеводороды, окислы азота и серы, твёрдые частицы.

Состав отработавших газов зависит от рода применяемых топлива, присадок и масел, режимов работы двигателя, его технического состояния, условий движения автомобиля и др. Токсичность отработавших газов карбюраторных двигателей обуславливается главным образом содержанием окиси углерода и окислов азота, а дизельных двигателей - окислов азота и сажи.

К числу вредных компонентов относятся и твёрдые выбросы, содержащие свинец и сажу, на поверхности которой адсорбируются циклические углеводороды (некоторые из них обладают канцерогенными свойствами). Закономерности распространения в окружающей средетвёрдых выбросов отличаются от закономерностей, характерных для газообразных продуктов.

Крупные фракции (диаметром более 1 мм), оседая поблизости от центра эмиссии на поверхности почвы и растений, в конечном счете, накапливаются в верхнем слое почвы. Мелкие фракции (диаметром менее 1 мм) образуют аэрозоли и распространяются с воздушными массами на большие расстояния.

В таблице основных загрязнителей воздушной среды, составленной Организацией Объединённых Наций, окись углерода, помеченная силуэтом автомобиля, стоит на втором месте. Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля - это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3.

Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины.

Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться последним.

Список литературы

1. «Устройство автомобилей» Ю.И. Боровских, Ю.В. Буралёв, К.А Морозов;

2. «Устройство и эксплуатация автомобилей» В.П. Полосков, П.М. Лещёв, В.Н Хартанович;

3. «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» В.Н. Карагодин, С.К. Шестопалов;

4. «Двигатели внутреннего сгорания. Автомобили, тракторы и их эксплуатация» Г.П. Панкратов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Назначение, устройство и работа системы зажигания автомобиля ЗИЛ-131. Устройство катушки зажигания, добавочного резистора, транзисторного коммутатора, распределителя, свечи зажигания. Неисправности и их устранение, техническое обслуживание системы.

    контрольная работа , добавлен 03.01.2012

    Технические характеристики автомобилей семейства ВАЗ. Характеристика двигателя, устройство бесконтактной системы зажигания. Установка момента зажигания на автомобилях. Снятие и установка распределителя зажигания. Техническое обслуживание и ремонт.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Назначение, расположение и краткое устройство прерывателя-распределителя. Характерные неисправности, дефектовка и ремонт. Регулировка центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Охрана труда при техническом обслуживании автомобилей.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2013

    Расчет показателей надежности системы зажигания с помощью теории вероятностей и математической статистики. Назначение и принцип действия системы зажигания автомобиля, обслуживание, выявление неисправностей. Изучение основных элементов данного устройства.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    История эмблемы и автомобильной компании Chevrolet. Освещение, световая и звуковая сигнализация, их замена. Оптимальный состав современного комплекса диагностики. Требования безопасности, охрана труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Выбор и корректировка нормативов о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава транспортных средств. Расчет периодичности технического обслуживания и численности рабочих, необходимых для его проведения. Охрана труда и техника безопасности.

    методичка , добавлен 09.04.2009

    Техническая характеристика автомобиля семейства ВАЗ 2110. Бесконтактная система зажигания. Бесконтактная система зажигания. Особенности устройства бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2110. Техническое обслуживание и ремонт. Проверка датчика Холла.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2008

    Конструкция, механизмы и системы двигателя внутреннего сгорания. Устройство, техническое обслуживание, неисправности и ремонт системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106. Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Устройство бесконтактно-транзисторной системы зажигания. Проверка основных элементов системы зажигания на ВАЗ-2109. Основные достоинства бесконтактно-транзисторной системы зажигания относительно контактных систем. Правила эксплуатации системы зажигания.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Отличия автомобильных электронных и микропроцессорных систем зажигания. Бесконтактные системы зажигания с нерегулируемым временем накопления энергии. Функционирование системы при различных режимах работы двигателя. Электрическая схема системы впрыска.

31 32 33 34 35 36 37 38 39 ..

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ПРИБОРОВ КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Для обеспечения безотказной работы системы зажигания, повышения долговечности и снижения трудоемкости при техническом обслуживании приборов применена контактно-транзисторная система зажигания, которая с 1967 г. применяется на некоторых выпускаемых автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 А. С 1968 г. все указанные автомобили, выпускаемые заводом, комплектуются приборами контактно-транзисторной системы зажигания.

Схема подключения приборов в общую схему системы зажигания автомобиля ЗИЛ-130 и ЭИЛ-131А показана на рис. 25.

Прерыватель-распределитель 2 (Р4-Д) по конструкции такой же, как и Р4-В, но он не имеет конденсатора. Катушка 8 зажигания Б114 имеет только два клеммных вывода низкого напряжения и один высокого напряжения. Добавочное сопротивление 4 (СЭ107) отделено от катушки зажигания, оно имеет два последовательно включенных сопротивления. Транзисторный коммутатор 7 ТКЮ2 является главным электрическим прибором, который разгружает контакты прерывателя от электрической перегрузки и увеличивает их долговечность, а также облегчает пуск двигателя в холодное время года.
В новой контактно-транзисторной системе зажигания контакты прерывателя нагружены только током управления транзистора (до 0,8 а), а не полным током первичной цепи катушки зажигания (до 7 а), благодаря чему они почти не подгорают и не подвергаются эрозии и поэтому длительное время не нуждаются в зачистке. В то же время из-за малого тока, разрываемого контактами и не могущего пробить пленку масла и ее окись, следует особенно тщательно следить за чистотой контактов. При замасливании контактов необходимо их промывать чистым бензином (при ТО-2). Если автомобиль эксплуатировали длительное время и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то их нужно осторожно прочистить абразивной пластинкой или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 100, не допуская при этом съема металла, так как это сокращает срок службы контактов.

Зазор в контактах прерывателя Р4-Д рекомендуется проверять не реже чем через 10 тыс. км пробега автомобиля. Beличина зазора между контактами прерывателя должна быть
0,3-0,4 мм. При этом зазор между электродами свечей зажигания остается таким же, как при обычной системе зажигания, т. е. 0,85-1,0 мм.

При проверке работоспособности схемы (ом. рис. 25) приборы контактно-транзисторной системы зажигания должны быть подключены к аккумуляторной батарее 1, стартеру 6 и включателю 5 так, как показано на схеме. Затем следует разомкнуть контакты прерывателя, включить зажигание и проверить напряжение в схеме. При исправной схеме и нормально работающих приборах напряжение должно иметь следующие пределы, в:

На клемме Б......................12,0-12,2

» » ВК......................около 9

» » К..............................................7-8

» » катушки зажигания............................7-8

» » Р транзисторного коммутатора............. 3-4

Провода вольтметра следует присоединять так: один конец к клемме, другой к массе.

Если схема с приборами исправна, а на клемме Р коммутатора при разомкнутых контактах прерывателя нет напряжения, то это будет показывать, что коммутатор неисправен и его следует заменить.

В том случае, когда нет запасного коммутатора, транзисторную систему зажигания можно перевести на нетранзисторную, заменив катушку зажигания Б114 на Б13 со своим добавочным сопротивлением, и установив на прерыватель конденсатор, или заменив прерыватель-распределитель Р4-Д на Р4-В.

Работоспособность системы зажигания и ее приборов можно также проверить по наличию искры в зазоре между массой двигателя и высоковольтным проводом, соединенным с высоковольтным ВЫВОДО.М катушки зажигания. При исправной системе зажигания искра должна пробивать воздушный зазор величиной 3-10 мм.

При проверке работоспособности схемы и приборов, а также в процессе их эксплуатации не рекомендуется менять местами провода, идущие к клеммам катушки зажигания Б114, коммутатора ТК102 и добавочного сопротивления СЭ107, так как этим можно вызвать необратимое повреждение транзисторного коммутатора.

Рис. 25. Схема контактно-транзисторной системы зажигания:
В К, Б, К - клеммы катушки зажигания и добавочного сопротивления; AM - центральная клемма; С Г - клемма стартера; КЗ - клемма провода, отключающего добавочно! сопротивление катушки зажигания во время пуска двигателя; Р - выводная клемме провода, идущего от транзисторного коммутатора к прерывателю распределителя

На автомобиле ЗИЛ-131 установлена экранированная, герметизированная, бесконтактно-транзисторная система зажигания.

Система зажигания состоит: аккумуляторная батарея, включатель зажигания, катушка зажигания, дополнительное сопротивление, распределитель зажигания, транзисторный коммутатор, электромагнитный датчик, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания.

Распределитель Р-351 герметизированный, экранированный, восьми искровой, с центробежным регулятором опережения зажигания, бесконтактный. Распределитель предназначен для управления работой коммутатора и распределения импульсов высокого напряжения по цилинд­рам двигателя в необходимой последовательности.

Для плавной регулировка угла опережения зажигания в зависи­мости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состо­ящий из двух пластин, одна, из которых прикреплена болтом к корпусу распределителя, а другая – двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров).

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса.

Рис.3. Схема системы зажигания ЗИЛ-131.

1-аккумуляторная батарея. 2-включатель зажигания. 3- добавочный резистор. 4-транзисторный коммутатор. 5- катушка зажигания. 6-свеча зажигания. 7-распределитель зажигания.

Распределитель имеет датчик импульсов для управления моментом искрообразования системы зажигания.

Основными элементами датчика являются статор и ротор. Статор представляет собой обмотку, включенную в специальный корпус, а ротор- постоянный магнит с восемью парами полюсов.

Ротор получает вращение от вала распределителя через центробежный регулятор.

Катушка зажигания Б-118 герметичная, экранированная, прикреплена к щиту каби­ны под распределителем.

Катушка зажигания Б118 пред­назначена для работы только с транзисторным коммутатором ТК-200. Применение катушек других типов недопустимо.

Сердечник набран из тонких листов электротехнической стали. Обмотки низкого и высокого напряжения залиты маслом. Катушка представляет собой повыша­ющий трансформатор, первичная обмотка которого содержит 260 вит­ков провода ПЭЛ диаметром 1,04 мм, а вторичная - 30.000 витков провода той же марки диаметром 0,06 мм. Обмотки катушек между собой не соеди­няется, один конец вторичной обмотки выведен на корпус ("массу"), поэтому при установке катушки очень важно обеспечить надежный контакт ее корпуса с шасси автомобиля.

Поверх вторичной обмотки выполнена первичная, чем обеспечивается лучший отвод тепла от катушки.

Коммутатор транзисторный ТК-200 предназначен для необходимо­го усиления и коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Транзисторный коммутатор собран на кремниевых тран­зисторах типа п-р-п и имеет четыре экранированных штепсельных разъема (КЗ, Д и два ВК) и один клеммный зажим, с помощью которых подключается в цепь системы зажигания.

Вибратор аварийный РС331 включается в работу только в ава­рийном режиме при неисправном коммутаторе. Для этого присоединя­ют провод от разъема КЗ коммутатора на разъем КЗ вибратора.

Принцип работы системы зажигания с аварийным вибратором.

При включении замка зажигания в неподвижном коленчатом вале от положительного полюса аккумуляторной батареи будет протекать постоянный ток через фильтр радиопомех, добавочный резистор, разъем ВК-12 транзисторного коммутатора, первичную обмотку катуш­ки зажигания, обмотку и замкнутые контакты вибратора на отрица­тельный вывод аккумуляторной батареи. Под действием силы магнит­ного поля, созданного током в обмотке вибратора, якорь, преодоле­вая усилие пружины, размыкает контакты вибратора. Размыкание при­водит к прерыванию тока и изменению магнитного потока в первичной обмотке катушки зажигания, что наводит во вторичной обмотке импульс высокого напряжения, который подается обычным распреде­лительным устройством на свечи зажигания в необходимой последо­вательности. Частота размыкания контактов вибратора 250...400 Гц, что обеспечивает бесперебойную работу двигателя до 2000 об/мин, коленчатого вала.

Свечи зажигания СН307-В экранированные, герметизированные, имеют резьбу М14х1,25 на ввертной части корпуса и резьбу в верхней части экрана М18х1 (под накидную гайку шланга). В комплект свечи входит уплотнительная резиновая втулка I, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая изоляционная втулка 2 экрана и керамический вкладыш 3 со встроенным а него демпфирующим сопро­тивлением от 1000 до 7000 Ом. Это сопротивление предназначено для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,5-0,65 мм.

Свеча, является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вторичного напря­жения. Подгорание электродов вызывает увеличение пробойного напря­жения искрового промежутка свечи. Пробойное напряжение в некоторых случаях может даже превышать максимальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в результате чего возникают перебои зажигания.

Провода высокого напряжения марки ПЗС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных нержавеющих проволочек. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги с внутренним диамет­ром 8 мм на, участке от свечей до сборных коллекторов и с внутрен­ним диаметром 22 мм от коллекторов до распределителя.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Уста­новлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных, В положении 0 все включено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него.

Положение I - включен зажим КЗ (зажигание) поворотом ключа по ходу часовой стрелки.

Положение II - включены зажим КЗ (зажигание) и СТ (стартер) поворотомключа по ходу часовой стрелки. Положение II не фиксиро­ванное, возврат в положение I осуществляется пружиной после сня­тия усилия с ключа.

Добавочный резистор СЭ-326 включен последовательно с первичной обмоткой катушка зажигания. Поэтому к первичной обмотке приложено напряжение, меньше напряжения сети на величину падения напряжения на добавочном резисторе (около 4 В). Такой режим работы для катуш­ки зажигания является номинальным. Однако для надежного пуска двигателя необходимо увеличить напряжение между электродами свечей, для этого добавочный резистор при включении стартера замыкается накоротко, вследствие чего увеличивается напряжение на первичной обмотке катушки зажигания и между электродами свечей. Такой режим работы должен быть кратковременным, а поэтому необходимо следить за четкой работой контактов, замыкающих добавочный резистор. Добавочный резистор не герметичен и поэтому его крепят выше уровня преодолеваемого автомобилем брода.

Добавочный резистор СЭ-326 отличается от добавочного резистора СЭ-102 только тем, что сопротивление его равно 0,6 Ом.