Установка грм на тойота 4а фе. Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей

Святослав , Киев ([email protected])


Явление и ремонт "дизельного" шума на старых (пробег 250-300 тыс.км.) двигателях 4А-FE.

"Дизелный" шум возникает чаще всего в режиме сброса газа или в режиме торможения двигателем. Он отчетливо слышен из салона при оборотах 1500-2500 об/мин., а также при открытом капоте при сбросе газа. Первоначально может показаться, что этот шум по частоте и по звуку напоминает звук неотрегулированных клапанных зазоров, либо болтающегося распредвала. Из-за этого желающие его устранить, часто начинают ремонт с ГБЦ (регулировка зазоров клапанов, опускание бугелей, проверка взведена ли шестерня на ведомом распредвале). Еще один из предложенных вариантов ремонта - замена масла.

Все эти варианты я испробовал, но шум остался без изменения, в результате чего я решился заменить поршня. Даже при замене масла на 290000 залил масло Хадо 10W40 полусинтетика. И успел вдавить 2 ремонтных тюбика, но чуда произойти не успело. Осталась последняя из возможных причин - люфт в паре палец-поршень.

Пробег моего авто (Toyota Carina E XL универсал 95 г.в.; английской сборки) составлял на момент ремонта 290200 км (если верить одометру), более того, могу предположить, что на универсале с кондеем, двигатель объемом 1.6 л был несколько перегружен по сравнению с обычным седаном или хетчбэком. То есть время подошло!

Для замены поршневой необходимо следующее:

- Вера в лучшее и надежда на успех!!!

- Инструменты и приспособления:

1. Ключ торцевой (головка) на 10 (под квадрат на 1/2 и 1/4 дюйма), 12, 14, 15, 17.
2. Ключ торцевой (головка) (звездочка на 12 лучей) на 10 и на 14 (под квадрат на 1/2 дюйма (обязательно не меньший квадрат!) и из качественной стали!!!). (Необходимы для болтов крепящих ГБЦ и гаек крепления шатунных вкладышей).
3. Вороток торцевых ключей (трещетка) на 1/2 и 1/4 дюйма.
4. Ключ динамометрический (до 35 Н*м) (для затяжки ответственных соединений).
5. Удлинитель торцевых ключей (на 100-150 мм)
6. Ключ накидной на 10 (для откручивания труднодоступных крепежей).
7. Разводной ключ для проворачивания распредвалов.
8. Пассатижи (снимать пружинные хомуты со шлангов)
9. Тиски слесарные небольшие (размер губок 50х15). (я в них зажимал головку на 10 и откручивал длинные винты-шпильки, крепящие клапанную крышку, а также с их помощью выпрессовывал и запрессовал пальцы в поршнях (см. фото с прессом)).
10. Пресс до 3 т. (для перепрессовки пальцев и зажатия головки на 10 в тисках)
11. Для снятия поддона несколько плоских отверток или ножей.
12. Крестовая отвертка с шестигранным жалом (для откручивания болтов бугелей РВ возле свечных колодцев).
13. Шаберная пластина (для очистки поверхностей ГБЦ, БЦ и поддона от остатков герметика и прокладок).
14. Измерительный инструмент: микрометр на 70-90 мм (для измерения диаметра поршней), нутромер, настроенный на 81 мм (для измерения геометрии цилиндров), штангенциркуль (для определения положения пальца в поршне при запрессовке), набор щупов (для контроля зазора клапанов и зазоров в замках колец при снятых поршнях). Еще можно взять микрометр и нутромер на 20 мм (для замера диаметра и износа пальцев).
15. Фотоаппарат цифровой - для отчета и дополнительной информации при сборке! ;о))
16. Книга с размерами ЦПГ и моментами и методиками разборки и сборки двигателя.
17. Шапка (чтобы масло при снятом поддоне не капало на шевелюру). Даже если поддон давно снят, то капля масла, собиравшаяся капнуть всю ночь, капнет именно тогда, когда Вы будете под двигателем! Многократно проверено проплешиной!!!

- Материалы:

1. Очиститель карбюратора (большой баллончик) - 1 шт.
2. Герметик силиконовый (маслостойкий)- 1 тюбик.
3. ВД-40 (или другой ароматизированный керосин для откручивания болтов приемной трубы).
4. Литол-24 (для закручивания болтов крепления лыжи)
5. Ветошь х.б. в неограниченных количествах.
6. Несколько картонных коробок для складывания крепежа и бугелей распредвалов (РВ).
7. Емкости для слива антифриза и масла (по 5 литров).
8. Ванночка (с габаритами 500х400) (подставить под двигатель при съеме ГБЦ).
9. Масло моторное (согласно инструкции двигателя) в необходимом кол-ве.
10. Антифриз в необходимом кол-ве.

- Запчасти:

1. Комплект поршней (обычно предлагают стандартный размер 80,93 мм), но я на всякий случай (не зная прошлого машины) взял (с условием возврата) еще и ремонтный размер, больший на 0,5 мм. - 75$ (один комплект).
2. Комплект колец (взял оригинал тоже 2-х размеров) - 65$ (один комплект).
3. Комплект прокладок двигателя (но можно было обойтись одной прокладкой под ГБЦ) - 55$.
4. Прокладка выпускной коллектор/приемная труба - 3$.

Перед разборкой двигателя очень полезно помыть на мойке весь моторный отсек - лишняя грязь ни к чему!



Разбирать решил по минимуму, поскольку был очень ограничен во времени. Судя по набору прокладок двигателя, он был для обычного, а не обедненного двигателя 4А-FE. По этому решил впускной коллектор не снимать с ГБЦ (чтобы не повредить прокладку). А раз так, то и выпускной коллектор можно было оставить на ГБЦ, отстыковав его от приемной трубы.

Последовательность разборки опишу кратко:

На этом месте во всех инструкциях идёт снятие минусовой клеммы аккумулятора, но я преднамеренно решил ее не снимать, дабы не сбрасывать память компьютера (для чистоты эксперимента)... и чтобы время ремонта слушать радио;о)
1. Обильно залил ВД-40 ржавые болты приемной трубы.
2. Слил масло и тосол, открутив снизу пробки и крышки на заливных горловинах.
3. Отстыковал шланги вакуум систем, провода датчиков температуры, вентилятора, положения дроссельной заслонки, провода системы холодного пуска, лямбда зонда, высоковольтные, свечные провода, провода форсунок ГБО и шланги подвода газа и бензина. В общем, все, что подходит к впускному и выпускному коллектору.

2. Снял первый бугель впускного РВ и вкрутил временный болт через подпружиненную шестерню.
3. Последовательно ослабил болты крепления остальных бугелей РВ (для выкручивания болтов - шпилек, на которых крепится клапанная крышка, пришлось использовать головку на 10, зажатую в тиски (с помощью пресса)). Болты, находящиеся возле свечных колодцев откручивал маленькой головкой на 10 с вставленной в нее крестовой отверткой (с шестигранным жалом и надетым на этот шестигранник накидным ключом).
4. Снял впускной РВ и проверил, подходит ли головка на 10 (звездочка) к болтам крепления ГБЦ. К счастью - идеально подошла. Помимо самой звездочки, важен еще и наружный диаметр головки. Он не должен быть больше 22,5 мм, иначе она не влезет!
5. Снял выпускной РВ, сначала открутив болт крепления шестерни ремня ГРМ и сняв ее (головка на 14), затем, последовательно ослабляя сначала крайние болты крепления бугелей, затем - центральные, снял и сам РВ.
6. Снял трамблер, выкрутив болты бугеля трамблера и регулировочные (головка на 12). Перед снятием трамблера желательно нанести метки его положения относительно ГБЦ.
7. Снял болты крепления кронштейна ГУР (головка на 12),
8. Крышку ремня ГРМ (4 болта М6).
9. Снял трубку масляного щупа (болт М6) и вынул его, также открутил патрубок помпы охлаждения (головка на 12) (трубка масляного щупа как раз на этом фланце крепится).

3. Поскольку доступ к поддону был ограничен из-за непонятного алюминиевого корыта, соединяющего коробку передач с блоком цилиндров, решил снять его. Открутил 4 болта, но корыто не вынималось из-за лыжи.


4. Думал открутить лыжу под двигателем, но не смог открутить 2 передние гайки крепления лыжи. Думаю, что до меня эта машина была битая и вместо положенных шпилек с гайками там стояли болты с самоконтрящимися гайками М10. При попытке откручивания - болты проворачивались, и я решил оставить их на месте, открутив только заднюю часть лыжи. В итоге открутил основной болт передней подушки двигателя и 3 задних болта лыжи.
5. Как только выкрутил 3-ий задний болт лыжи, она отогнулась, и алюминиевое корыто с проворотом выпало…мне в лицо. Было больно… :о/.
6. Далее, я открутил болты и гайки М6, крепящие поддон двигателя. И попытался его сдернуть - а дудки! Пришлось взять все возможные плоские отвертки, ножи, щупы для отдирания поддона. В итоге, отогнув передние борта поддона, я его снял.

Также я не заметил какой-то разъём коричневого цвета неизвестной мне системы, находящийся где-то над стартером, но он удачно расстыковался сам при снятии ГБЦ.

В остальном, снятие ГБЦ прошло успешно. Я ее вытащил сам. Веса в ней не более 25 кг, но надо быть очень аккуратным, чтобы не снести торчащие - датчик вентилятора и лямбдазонд. Желательно прономеровать регулировочные шайбы (обычным маркером, протерев их предварительно ветошью с карбклинером) - это для случая выпадения шайб. Снятую ГБЦ положил на чистую картонку - подальше от песка и пыли.



Поршня:

Поршня снимал и ставил поочередно. Для откручивания шатунных гаек необходима звездочная головка на 14. Открученный шатун с поршнем перемещается пальцами вверх, до выпадания из блока цилиндров. При этом очень важно не перепутать выпадающие вкладыши шатуна!!!

Демонтированный узел я осмотрел и по мере возможности обмерял. Поршня менялись до меня. Причем их диаметр в контрольной зоне (25 мм от верха) был точно такойже, как и на новых поршнях. Радиальный люфт в соединении поршень - палец не ощущался рукой, но это за счет масла. Осевое перемещение вдоль пальца - свободное. Судя по нагару на верхней части (до колец) некоторые поршни были смещены вдоль осей пальцев и терлись о цилиндры поверхностью (перпендикулярной оси пальцев). Замеряв штангелем положение пальцев относительно цилиндрической части поршня, определил, что некоторые пальцы были смещены вдоль оси до 1 мм.





Далее, при запрессовке новых пальцев, я контролировал положение пальцев в поршне (выбирал осевой зазор в одну сторону и замерял расстояние от торца пальца до стенки поршня, затем - в другую сторону). (Приходилось пальцы гонять туда-сюда, но в итоге добился погрешности в 0,5 мм). По этой причине я считаю, что посадка холодного пальца в горячий шатун возможна только в идеальных условиях, с контролируемым упором пальца. В моих условиях это было невозможно и я не стал заморачиваться с посадкой "на горячую". Запрессовывал, смазав моторным маслом отверстие в поршне и шатуне. Благо на пальцах торец был заправлен гладким радиусом и не покоцал ни шатун ни поршень.

Старые пальцы имели заметный износ в зонах бобышек поршня (0,03 мм по отношению с центральной частью пальца). Выработку на бобышках поршней точно померять не удалось, но особой эллипсности там не было. Все кольца были подвижны в канавках поршней, а масляные каналы (отверстия в зоне маслосъёмных колец) свободны от нагара и грязи.

Перед запрессовкой новых поршней, я замерял геометрию центральной и верхней частей цилиндров, а также новые поршни. Цель - поставить большие поршни в более выработанные цилиндры. Но новые поршни были практически одинаковы по диаметру. По весу я их не стал контролировать.



Еще один важный момент при запрессовке - правильное положение шатуна, относительно поршня. На шатуне (выше вкладыша коленвала) есть наплыв - это специальный маркер, обозначающий расположение шатуна к переду коленвала (шкиву генератора), (такой же наплыв есть и на нижних постелях вкладышей шатуна). На поршне - на верху - две глубокие керновки - тоже к передней части коленвала.

Также я проверил зазоры в замках колец. Для этого компрессионное кольцо (вначале старое, потом новое) вставляется в цилиндр и опускается поршнем на глубину 87 мм. Зазор в кольце меряется щупом. На старых был зазор 0,3 мм, на новых кольцах 0,25 мм, что говорит о том, что кольца я менял совершенно зря! Допустимый зазор, напомню - 1,05 мм для кольца №1. Тут надо заметить следующее: Если бы я догадался отмечать положения замков старых колец относительно поршней (при вытаскивании старых поршней), то старые кольца можно было бы смело поставить на новые поршня в таком же положении. Тем самым, можно было бы сэкономить 65$. И время обкатки двигателя!


Далее, на поршни необходимо установить поршневые кольца. Устанавливаль без приспособ - пальцами. Вначале - сепаратор маслосъёмного кольца, затем нижний скребок маслосъёмного кольца, потом - верхний. Потом 2-е и 1-е компрессионные кольца. Расположение замков колец - обязательно согласно книги!!!

При снятом поддоне еще необходимо проверить осевой люфт коленвала (я этого не сделал), показалось визуально, что люфт очень малый… (а допустимый до 0,3 мм). При снятии - установке шатунных узлов, коленвал вращается вручную за шкив генератора.

Сборка:

Перед установкой в блок поршней с шатунами, цилиндры, поршневые пальцы и кольца, вкладыши шатуна смазать свежим моторным маслом. При установке нижних постелей шатунов надо проконтролировать положение вкладышей. Они должны стоять на местах (без смещений, иначе возможно заклинивание). После установки всех шатунов (затяжка моментом 29 Нм, в несколько подходов) необходимо проверить легкость вращения коленвала. Он должен вращаться руками за шкив генератора. В противном случае - надо искать и устранять перекос во вкладышах.

Установка поддона и лыжи:

Очищенный от старого герметика, фланец поддона, как и поверхность на блоке цилиндров, тщательно обезжиривается карбклинером. Затем на поддон наносится слой герметика (см. инструкцию) и поддон откладывается на несколько минут. Тем временем устанавливается маслоприемник. А за ним - поддон. Сначала наживляются 2 гайки по середине - потом все остальное и затягивается от руки. Позже (через 15-20 мин) - ключом (головка на 10).

Можно сразу поставить шланг от маслорадиатора на поддоне и установить лыжу и болт крепления передней подушки двигателя (болты желательно смазать Литолом - чтобы замедлить ржавление резьбового соединения).

Установка ГБЦ:

Перед установкой ГБЦ необходимо тщательно очистить шаберной пластиной плоскости ГБЦ и БЦ, а также фланец крепления патрубка помпы (возле помпы с задней части ГБЦ (тот, где крепится масляный щуп)). Желательно удалить из резьбовых отверстий масляно-тосольные лужи, дабы не расколоть при закручивании болтами БЦ.

Положить новую прокладку под ГБЦ (я немного промазал ее силиконом в зонах, близких к краям - по старой памяти многократного ремонта москвичевского 412-го двигателя). Промазал силиконом патрубок помпы (тот, что с маслощупом). Далее ГБЦ можно ставить! Тут надо отметить одну особенность! Все болты крепления ГБЦ со стороны крепления впускного коллектора - короче, чем со стороны выхлопного!!! Установленную головку затягиваю болтами от руки (с помощью головки-звездочки на 10 с удлинителем). Затем прикручиваю патрубок помпы. Когда все болты крепления ГБЦ наживлены - начинаю затяжку (последовательность и методика - как в книге), а потом еще контрольная затяжка по 80 Нм (это - на всяк случай).

После установки ГБЦ идет установка Р-валов. Контактные плоскости бугелей с ГБЦ тщательно очищаются от мусора, а резьбовые крепежные отверстия - от масла. Очень важно поставить бугеля на свои места (для этого они промаркированы еще на заводе).

Положение коленвала я определил по метке "0" на крышке ремня ГРМ и зазубрине на шкиве генератора. Положение выпускного РВ - по штифту во фланце шестерни ремня. Если он вверху, то РВ в положении ВМТ 1-го цилиндра. Далее поставил сальник РВ на прочищенное карбклинером место. Шестерню ремня, я поставил совместно с ремнем и затянул крепящим болтом (головка на 14). К сожалению, ремень ГРМ не удалось поставить на старое место (заранее отмеченное маркером), но желательно было это сделать. Далее установил трамблер, предварительно удалив старый герметик и масло карбклинером, и нанеся новый герметик. Положение трамблера выставил по заранее нанесенной метке. К слову, что касается трамблера, то на фото показаны подгоревшие электроды. Это может являться причиной неровной работы, троения, "слабости" двигателя, а следствие - повышенный расход топлива и желание поменять все на свете (свечи, ВВ провода, лямбда-зонд, машину и т.п.). Устраняется элементарно - аккуратно сошкрябывается отверткой. Аналогично - на противоположном контакте бегунка. Рекомендую чистить раз на 20-30 т.км.


Далее устанавливается впускной РВ, обязательно совместив нужные (!) метки на шестернях валов. Сначала ставятся центральные бугеля впускного РВ, затем, сняв временный болт с шестерни, ставится первый бугель. Все болты крепления затягиваются необходимым моментом в соответствующей последовательности (согласно книги). Далее ставится пластиковая крышка ремня ГРМ (4 болта М6) и только потом, тщательно протерев ветошью с карбклинером зону контакта клапанной крышки и ГБЦ и нанеся новый герметик - сама клапанная крышка. Вот, собственно и все хитрости. Осталось - повесить все трубки, провода, натянуть ремни ГУР и генератора, залить антифриз (перед заливкой рекомендую протерев горловинуна радиаторе, создать на ней ртом вакуум (так для проверки герметичности)); залить масло (не забудьте закрутить сливные пробки!). Установить алюминиевое корыто, лыжу (смазав болты салидолом) и приемную трубу с прокладками.

Запуск был не мгновенным - надо было прокачать пустые емкости с топливом. Гараж наполнился густым масляным дымом - это от смазки поршневой. Далее - дым становится более горелый по запаху - это с выхлопного коллектора и приемной трубы выгорает масло и грязь… Далее (ежели все получилось) - наслаждаемся отсутствием "дизельного" шума!!! Думаю, полезно будет при езде соблюдать щадащий режим - для обкатки двигателя (хотя бы 1000 км).

Бензиновый четырехцилиндровый рядный 16-клапанный двигатель, объемом 1,1 л (1094 куб. см). Mitsubishi 4А31 производится с 1999 г. по настоящее время.

Разработан на базе предшественника 4А30 объемом 660 куб. см, оснащенного в первой версии карбюраторной, а в более поздней – инжекторной системой подачи топлива.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Двигатель Mitsubishi 4А31 выпускается в двух модификациях. На одной версии ДВС была реализована обычная многоточечная система впрыска топлива ECI, на другой – система GDI (позволяющая мотору наиболее эффективно использовать обедненную смесь). Последняя – почти на 15% повышала экономичность транспортных средств, на которые устанавливалась.

Сравнительные характеристики двух модификаций:

История создания

Mitsubishi Motors требовался более мощный, чем 4А30, и в то же время экономичный двигатель для того, чтобы занять «нишу» между популярным key-car Minica (микролитражками с мотором до 700 куб. см), и силовыми агрегатами объемом 1,3–1,5 л. Конструкторы компании приняли решение дорабатывать первый в линейке четырехцилиндровых моторов, оснастив его системой GDI.

Предшественник «тридцать первого» – двигатель 4А30 был поставлен на поток в 1993г. Он устанавливался в малолитражный городской автомобиль Mitsubishi Minica, демонстрировавший показатель расхода 1:30 (30 км пути на одном литре топлива). Процентный показатель высокой экономичности успешно закрепили, параллельно нарастив объем и мощность мотора, и оставив прежнюю компоновку агрегата.

Конструктивные изменения коснулись объема цилиндра, диаметра цилиндра (с 60 до 6,6), расположения клапанов и форсунок. Степень сжатия была увеличена с 9:1 до 9,5:1 и 11,0:1.

Характеристики

Расчетный ресурс эксплуатации силового агрегата 4А31 до капитального ремонта составляет приблизительно 300 000 км пробега авто. Мотор оборудован 4 клапанами на каждый цилиндр, приводимыми одним общим распределительным валом с верхним расположением. Блок цилиндров выполнен из чугуна. Корпус насоса ОЖ и головка блока цилиндров выполнены из алюминиевого сплава. Охлаждение мотора жидкостное.

Характеристики КШГ, ЦПГ:

  • Последовательность работы цилиндров: 1–3–2–4.
  • Материал клапанов: сталь.
  • Материал поршня: алюминий.
  • Посадка поршня: плавающая.
  • Материал колец: чугун.
  • Количество колец: 3 (2 рабочих, 1 маслосъемное).
  • Коленчатый вал: кованый 5- опорный.
  • Распределительный вал: литой 5- опорный.
  • Привод ГРМ: зубчатый ремень.

Номинальное значение зазора в приводе клапанов:


Объем моторного масла в двигателе 4А31 составляет 3,5 л. Из них: в масляном картере – 3,3 л; в фильтре 0,2 л. Оригинальное масло Митсубиси 10W30 (SAE) и SJ (API). В мотор с большим пробегом допускается заливать аналоги с индексом вязкости 173 (Texaco, Castrol, ZIC и др.). Использование синтетических масел предотвращает быстрое «старение» материала маслосъемных колпачков. Допустимый заводом изготовителем расход смазывающей жидкости – не более 1 л на 1000 км.

Достоинства

Мотор Mitsubishi 4А31 — надежный и долговечный силовой агрегат, обладающий высокой ремонтопригодностью. При соблюдении периодичности ТО, своевременной замене приводного ремня и ремня ГРМ, применении качественных смазочных материалов и топлива его практический ресурс (по отзывам) составит 280 000 км и более.

Слабые места

Судя по отзывам владельцев, существует специфическая проблема характерная для «пожилых» Паджеро Джуниор – повышенный расход горючего. От вибраций трескается выпускной коллектор и кислородный датчик задает системе управления расходом топлива неверные параметры.

Характерные неисправности:

  • Склонность к повышенному расходу масла после отметки в 100 000 км пробега. Потеря нередко достигает 2000–3000 мл на 1000 км.
  • Частый выход из строя лямбда-зонда.
  • Склонность к залеганию поршневых колец (зависит от качества топлива и преимущественных режимов эксплуатации – высокие или малые обороты).

Заявленный производителем ресурс ремня ГРМ 4А31 до замены составляет от 120 до 150 тыс. км (специалисты рекомендуют регулярно контролировать его состояние, начиная с пробега 80 000 км, и менять его при появлении значительных потертостей). Замена ремня ГРМ рекомендуется при замене неисправного двигателя Mitsubishi 4А31 на контрактный, независимо от его пробега.




Автомобили, на которые устанавливался двигатель Mitsubishi 4a31

Все автомобили, на которые устанавливался двигатель Mitsubishi 4А31, строились на базе 6 поколения модели Mitsubishi Minica (E22A) 1989 г. Машина комплектовалась 40-сильным двигателем объемом 0,7 л. Наследники Митсубиси Миника «праворульные», изначально ориентированные на японский рынок.

Mitsubishi Pajero Junior (H57A) 1995–1998 г. Популярный полноприводный внедорожник – третий после Mini в семействе Pajero. Выпускался в двух комплектациях: ZR-1 более бюджетный, и ZR-2 – оснащенный центральным замком, гидроусилителем и декоративной отделкой салона «под дерево». Комплектовался 3-ст. АКПП, 5-ст. МКПП. Версия с механической КПП стала наиболее популярной среди любителей off-road.

Mitsubishi Pistachio (H44A) 1999 г. Название переводится как «фисташка». Экономичный переднеприводный трехдверный хэтчбек. Конструктивные изменения коснулись кузова в передней части – для подгонки его к пятой размерной группе, а также трансмиссии – оснащение 5-ст. МКПП. Экспериментальная модель, выпущенная всего в 50 экземплярах, не попала в розничную сеть, а поступила в обслуживание госструктур.

Mitsubishi TB Wide (U56W, U66W) 1999–2011г. Пятидверный полноприводный минивэн с 4-ст. АКПП или 5-ст. МКПП, выпускаемый для японского внутреннего рынка. В 2007 году продавался под брендом Ниссан (Clipper Rio). Также выпускается по лицензии в Малайзии под маркой Протон Juara.

Переднеприводный либо full time 4WD, минивэн с 4- ст. АКПП. Модификация Mitsubishi Toppo BJ, отличающаяся от него, кроме двигателя, увеличенным числом мест в салоне (5) и комплектацией.

Замена двигателя

Mitsubishi 4А31 используется в качестве SWAP-донора для установки в Mitsubishi Pajero Mini, взамен отжившего свое 660-сс агрегата. Замена осуществляется вместе с выпускным коллектором, проводкой и электронным блоком управления. Шестизначный (2 буквы и 4 цифры) номер двигателя нанесен на плоскость картера в 10 см ниже выпускного коллектора.

Замена ремня на Ауди А4 двигатель 1.6 литра 1996 по 2008

модель двигателя AHL, ALZ

При обрыве ремня повреждение двигателя - ДА

Снимаем ремень ГРМ Ауди А4

1. Поднимите перед автомобиля и установите его на опорные стойки.

2. Снимите:

□ ALZ: крышку двигателя.

□ Нижнюю защиту двигателя.

□ Передний бампер.

□ Воздуховод к воздушному фильтру.

□ Болт (1) передней панели.

3. Установите в переднюю панель направляющие (2) №3369. U

4. Снимите болты (3) и (4) передней панели.

5. Выдвиньте переднюю панель вперед.

6. Снимите ремень привода навесных агрегатов.

7. AHL: Заблокируйте вязкостную муфту вентилятора пальцем (17) диаметром 5 мм.

8. AHL: С помощью шестигранника отверните вязкостную муфту.

9. Снимите:

□ Натяжитель (5) ремня привода навесных агрегатов.

□ Верхнюю крышку (6) ремня привода ГРМ.

10. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ.

11. Проверьте совмещение меток (7) или (18) с репером.

12. Проверьте совмещение метки (8) с реперами.

13. Снимите:

□ Болты (9) шкива коленчатого вала.

□ Шкив (10) коленчатого вала.

□ Центральную (11) и нижнюю (12) крышки ремня.

14. Ослабьте гайку (13) натяжителя. Отведите натяжитель от ремня и слегка затяните гайку. "

15. Снимите ремень привода ГРМ.

Если предполагается повторная установка ремня, то пометьте направление вращения ремня мелом.

Устанавливаем ремень ГРМ Ауди А4

1. Проверьте совмещение метки (8) с репером.

2. Наденьте ремень на зубчатый шкив коленвала

3. Установите:

□ Нижнюю (12) крышку ремня привода ГРМ

□ Шкив (10) коленчатого вала.

□ Болты (9) коленчатого вала.

4. Слегка затяните болты (9).

5. Проверьте совмещение метки (7) или (18) с репером

6. Наденьте ремень в следующей последовательности:

□ Водяной насос.

□ Натяжитель.

□ Распределительный вал.

При установке старого ремня соблюдайте направление вращения согласно нанесенным меткам.

7. Убедитесь в правильности зацепления натяжителя за выступ (14).

8. Ослабьте гайку (13) натяжителя.

9. AHL: отрегулируйте натяжитель:

Примечание: двигатель должен быть холодным.

□ Ключом V.159 максимально поверните натяжитель против часовой стрелки.

□ Сбрасывайте натяжение ремня до тех пор, пока отметчик (15) не окажется ниже прорези (16) на 10 мм.

□ Увеличивайте натяжение до совмещения отметчика (15) с прорезью (16)

□ Затяните гайку (13) моментом 15 Н м.

10. ALZ: отрегулируйте натяжитель:

Двигатель должен быть холодным.

□ Ключом Т10020 5 раз поверните натяжитель от упора до упора.

□ Максимально натяните ремень.

□ Сбрасывайте натяжение ремня до тех пор, пока отметчик (15) не окажется напротив прорези (16).

□ Затяните гайку (13) моментом 20 Н м.

11. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота к ВМТ поршня первого цилиндра.

Последние 45° поворота проворачивайте медленно и без остановок.

12. Проверьте наличие совмещения отметчика (15) с прорезью (16). П

13. Проверьте совмещение меток (7) или (18) и (8) с реперами.

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 6

4. Установите поршень первого ци­

линдра в ВМТ конца такта сжатия.

4.1.

а) Проверните шкив коленчатого ва­

ла и совместите канавку на шкиве с

меткой "О" на защитной крышке №1

ремня привода ГРМ.

6) (4A-F, 5A-F)

Убедитесь, что толкатели клапанов

1-го цилиндра отпущены. В против­

ном случае проверните шкив колен­

чатого вала на один полный оборот.

4.2. (4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Убедитесь, что отверстие в шкиве

привода распределительного вала со­

вместилось с меткой на крышке его

подшипника.

В противном случае проверните ко­

а) Проверните шкив коленчатого вала

и совместите канавку на шкиве с мет­

кой "0" на защитной крышке №1 рем­

ня привода ГРМ (для моделей АЕ и

AT) или с указательным штифтом

(для модели AW).

б) Снимите крышку маслозаливной

горловины и убедитесь, что Вы мо­

жете видеть выемку на распредели­

тельном валу.

Снятие и установка ремня ГРМ (4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160)). 1 - шкив ко­

ленчатого вала (шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидко­

сти), 2 - болт крепления шкива коленчатого вала (МЗ = 137 Н-м), 3 - клино­

вой ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, 4 - за­

щитная крышка №1 ремня ГРМ, 5 - шкив насоса охлаждающей жидкости,

6 - защитная крышка №2 ремня ГРМ, 7 - защитная крышка №3 ремня ГРМ,

8 - защитный кожух электропроводки двигателя, 9 - прокладка защитных

крышек ремня ГРМ, 10 - натяжной ролик ремня ГРМ, 11 - болт крепления

натяжного ролика ремня ГРМ (МЗ = 37 Н-м) (для модели AW на головке

ГРМ, 13 - пружина натяжного ролика, 14 - зубчатый ремень привода ГРМ

(ремень ГРМ), 15 и 16 - зубчатые шкивы распределительных валов соот­

ветственно впускных и выпускных клапанов, 17 и 18 - болты крепления

зубчатых шкивов распределительных валов соответственно впускных и

выпускных клапанов МЗ = 47 Н-м (АЕ92 до 1987 года, AW11 и AT160).

МЗ = 59 Н-м (АЕ92 после 1987 года). 19 - зубчатый шкив коленчатого вала

для ремня ГРМ.

В противном случав проверните ко­

ленчатый вал на один оборот (360°).

5. Снимите шкив коленчатого вала.

а) Используя подходящее приспособ­

ление отверните фиксирующий болт

б) С помощью съемника снимите

(спрессуйте) шкив коленчатого вала.

4A-F, 5A-F и 4A-FE (АЕ92, АE95

АТ171 и АТ180).

6. Снимите защитные крышки ремня

привода ГРМ.

4A-FE(AE101 И A T 1 9 0) ,
5A-FE И 7A-FE.

4A-GE
7. Снимите направляющую ремня

привода ГРМ.

8. Снимите ремень привода ГРМ.

Внимание: в случае повторного ис­

пользования ремня, нарисуйте

стрелку направления движения ремня

(в сторону вращения коленчатого

вала двигателя) и сделайте метки

на ремне и шкивах, как показано на

рисунках.

а) Отпустите болт крепления натяж­

ного ролика, переместите его до упо­

ра влево и затем временно зафикси­

руйте его в этом положении тем же

болтом крепления.

Снятие и установка ремня ГРМ (4A-GE (АЕ101, АЕ111)). 1 - бачок омывателя,

2 - бачок гидроусилителя, 3 - правая опора двигателя, 4 - защитная крышка

проводов системы зажигания, 5 - крышка маслозаливной горловины,

6 - высоковольтные провода свечей зажигания, 7 - свечи зажигания, 8 - зуб­

Натяжитель ремня ГРМ, 11 - защитная крышка №1 ремня ГРМ, 12 - шкив ко­

ленчатого вала (шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидко­

сти), 13 - правый кожух защиты двигателя, 14 - ремень привода компрессо­

ра кондиционера и насоса гидроусилителя, 15 - ремень привода генератора

и насоса охлаждающей жидкости, 16 - шкив насоса охлаждающей жидкости,

17 - ролик натяжителя ремня привода генератора и насоса охлаждающей

жидкости, 18 - защитная крышка №3 ремня ГРМ, 19 - защитная крышка №2

ремня ГРМ, 20 - разъемы насосов омывателей.

Двигатель - механическая часть

(4A-GE(AE101,AE111))

а) Отверните гайки (болты) и сними­

те натяжитель ремня привода ГРМ.

б) Снимите ремень привода ГРМ.

Внимание: при снятом ремне ГРМ не

поворачивайте распределительные

и коленчатый валы, чтобы избежать

соударения поршней и клапанов.

Двигатель - механическая часть

9. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

Снимите натяжной ролик и натяжную

пружину, вывернув полностью болт

крепления натяжного ролика.

10. При необходимости, снимите зубча­

тый шкив коленчатого вала. В случае

затруднений используйте 2 отвертки.

Внимание: для предотвращения по­

вреждения элементов блока цилинд­

ров подложите ветошь, как показано

на рисунке.

11. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

При необходимости, снимите зубча­

тый шкив привода распределитель­

ного вала (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и

7A-FE) или зубчатые шкивы привода

распределительных валов (4A-GE

(AE92,AW11,AT160)).

Удерживая распределительный вал

от проворачивания, установив раз­

водной ключ на шестигранную его

часть, отверните фиксирующий болт

и снимите шкив.
Примечание: для 4A-GE (АЕ92, AW11,

АТ160) снимите шкив с каждого рас­

пределительного вала.

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE.

4A-GE(AE92,AW11,AT160).

3. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

Проверьте пружину натяжного ролика.

Измерьте длину пружины в свободном

состоянии (см. рисунок), а также уси­

лие, необходимое для заданной де­

формации (растяжки) пружины ("уста­

новочное" усилив).

Внимание: при выполнении этой опе­

рации не повредите разводным клю­

чом головку блока.

(4A-GE(AE101,AE111))

См. соответствующие процедуры

раздела "Проверка и регулировка теп­

ловых зазоров в клапанах" (стр. 9-15).

Проверка состояния элемен­

тов привода ГРМ

1. Проверьте зубчатый ремень привода
ГРМ.

Внимание:

Ремень нельзя сгибать, скручи­

вать или выворачивать внутрен­

ней стороной наружу.

Ремень не должен контактиро­

вать с маслом, водой или паром.

Нельзя использовать натяжение

ремня при отворачивании или за­

ворачивании фиксирующего болта

шкива распределительного вала.

При наличии ниже перечисленных

дефектов проверьте их возможные

а) При преждевременном расслоении

или обрыве ремня проверьте пра­

вильность установки ремня и его за­

щитных крышек.

б) При повреждении или поломке

зубьев ремня проверьте крепление

распределительного вала.

в) При значительном износе или по­

вреждениях на наружной поверхно­

сти ремня, проверьте наличие по­

вреждений или вмятин на поверхно­

сти натяжного ролика.

г) При наличии износа или повреж­

дений только одной стороны ремня

проверьте состояние направляющей

ремня и/или шкивов.

д) При наличии значительного изно­

са зубьев ремня проверьте состоя­

ние защитных крышек, правиль­

ность установки прокладки и нали­

чие посторонних предметов на

зубьях шкивов.

При наличии отмеченных дефектов

замените ремень привода ГРМ.

2. Убедитесь, что натяжной ролик

вращается плавно, без заеданий. В

противном случае замените ролик.

Длина пружины в свободном состоя-

ранних выпусков 43,3 мм

поздних выпусков 38,4 мм

4A-FE (модели АЕ92, АЕ95,

АТ171.АТ180) 43,3 мм

4A-FE (модели АЕ101,

АТ190) 35,3 мм

5A-FE 36,9 мм

7A-FE 31,8 мм

4A-GE (модели АЕ92, AW11

и AT160) 43,5 мм

Усилие, необходимое для увеличения

длины пружины до "установочного"

состояния:

ранних выпусков (50,2 мм) 69 Н

поздних выпусков

(50,2 мм) 35,5 - 39,5 Н

4A-FE (модели АЕ92, АЕ95,

АТ171, АТ180) (50,2 мм) 65-73 Н

4A-FE (модели АЕ101,

АТ190) (43,6 мм) 35-39Н

5A-FE (43,6 мм) с 34 -38 Н

7A-FE (37,6 мм) 47,5 - 51,5 Н

4A-GE (модели АЕ92, AW11

и АТ160) (50,2 мм) 93 - 103 Н

Если длина пружины и/или "устано­

вочное" усилие не соответствуют

техническим условиям, замените

4.(4A-GE(AE101,AE111))

Проверьте уплотнение натяжителя на

отсутствие утечек смазки, а шток на от­

сутствие износа, трещин или царапин.

Примечание: незначительные следы

смазки на уплотнении штока не сви­

детельствуют о неисправности на­

тяжителя.

Установка ремня ГРМ

Примечание: не допускайте попада­

ния воды или масла на зубчатые

шкивы распределительного и ко­

ленчатого валов и держите их в

чистоте.

1. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

Установите зубчатый шкив привода

распределительного вала (если был

(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

а) Совместите установочный штифт

на носке распределительного вала с

канавкой зубчатого шкива и насади­

те шкив на распределительный вал.

Внимание: для 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE

применяются 2 типа шкивов с одной

или двумя канавками, в последнем

случае установочный штифт на

носке распределительного вала

следует совмещать с канавкой,

имеющей соответствующую метку

("А" - 4A-FE, "К" - 5A-FE, "Е" - 7A-FE).

Двигатель - механическая часть

б) Используя болт крепления зубча­

того шкива коленчатого вала, по­

верните коленчатый вал и совмес­

тите синхронизирующие метки на

зубчатом шкиве и на корпусе масля­

ного насоса.

(4A-GE(AE92, AW11 и АТ160))

а) Устанавливая поочередно развод­

ной ключ на шестигранные участки

распределительных валов, поверните

их и совместите синхронизирующие

метки на зубчатых шкивах распреде­

лительного вала и на защитной

крышке №4 ремня ГРМ.

б) Поверните коленчатый вал и со­

вместите синхронизирующие метки

на зубчатом шкиве и на корпусе мас­

ляного насоса.

(4A-GE(AE101,AE111))

а) Убедитесь в совпадении меток на

крышке головки блока и шкивах.

4A-F и 5A-F.

5. Установите поршень 1-го цилиндра в

положение ВМТ в конце такта сжатия.

(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

а) Установив разводной ключ на

шестигранный участок распредели­

тельного вала, поверните его и со­

вместите метку на крышке подшип­

ника распределительного вала с

центром малого отверстия на шкиве

распределительного вала (4A-F и

5A-F) или с центром отверстия,

имеющего соответствующую метку

("А" - 4A-FE, "К" - 5A-FE, "Е" - 7A-FE).

в) Удерживая каждый- распредели­

тельный вал за его шестигранную

часть разводным ключом, затяните

болт крепления шкива распредели­

тельного вала (МЗ = 59 Н-м).

2. (4A-GE)

Установите крышки головки блока ци­

линдров (см. "Установка головки бло­

ка цилиндров").

б) Временно установите болт креп­

ления шкива.

в) Удерживая распределительный

вал за его шестигранную часть раз­

водным ключом, затяните болт кре­

пления шкива распредвала.

Момент затяжки:

4A-F, 5A-F 47 Нм

4A-FE. 5A-FE и 7A-FE 59 Н-м

(4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))

а) Расположите установочные

штифты распределительных валов,

как показано на рисунке.

б) Совместите установочные штифты

распределительных валов с канав­

ками зубчатых шкивов и насадите"

шкивы на распределительные валы.

При этом установочные метки долж­

ны быть расположены наверху, как

показано на рисунке.

3. Установите зубчатый шкив коленча­

того вала (если был снят).

а) Совместите шпонку на коленча­

том валу со шпоночной канавкой

зубчатого шкива.

б) Насадите шкив на носок коленча­

того вала до упора отбортовкой во­

внутрь.

4. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

Временно установите натяжной ролик

и натяжную пружину.

а) Закрепите ролик болтом, не затя­

гивая последний.

б) Установите натяжную пружину.

в) Оттяните ролик влево до упора и

затяните болт.


Снятие и установка ремня привода ГРМ 4A-GE 1 - бачок омывателя,2 - бачок гидроусилителя, 3 - правая опора двигателя, 4 - крышка №2 головки блока цилиндров, 5 - крышка маслозапивной горловины, 6 - высоковольтные провода, 7 - свечи зажигания, 8 - ремень привода ГРМ, 9 - направляющая ремня привода ГРМ, 10 - натяжитель ремня привода ГРМ, 11 - крышка №1 ремня привода ГРМ, 12 - шкив коленчатого вала, 13 - правая часть защиты двигателя, 14 - ремень привода компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя, 15 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, 16 - шкив насоса охлаждающей жидкости, 17 - ролик-натяжитель ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, 18 - крышка №3 ремня привода ГРМ, 19 - крышка №2 ремня привода ГРМ,20 - разъемы насосов омьгвателей.

При снятом ремне ГРМ не поворачивайте распределительные и коленчатый валы, чтобы избежать соударения поршней и клапанов. Перед снятием распределительных валов необходимо повернуть коленчатый вал на 45с" против часовой стрелки.

Перед установкой ремня ГРМ сначала совместите метки на шкивах распределительных валов и крышке головки блока, а затем поверните коленчатый вал на 45° по часовой стрелке до совмещения меток.

Снятие ремня ГРМ 4A-GE

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снимите бачок омывателя.

3. Снимите бачок рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления.

4. Снимите правую часть защиты двигателя.

5. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия.

Снимите крышку маслозаливной горловины и убедитесь, что вы можете видеть выемку на распределительном валу.


6. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера.

7. Ослабьте болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.

8. Снимите ремень привода генератора.

9. Снимите ремень привода насоса охлаждающей жидкости.

10. Снимите промежуточный шкив (ремня привода генератора).

11. Снимите шкив коленчатого вала,

А) Используя подходящее приспособление, отверните фиксирующий болт шкива.


б) С помощью съемника снимите (спрессуйте) шкив коленчатого вала.


12. Снимите правую опору двигателя.

13. Снимите крышку №3 ремня привода ГРМ.

14. Снимите крышку №2 ремня привода ГРМ.

15. Снимите крышку №1 ремня привода ГРМ.

16. Снимите крышку ремня привода ГРМ.

17. Снимите натяжитель ремня привода ГРМ, отвернув два болта.

18. Снимите ремень привода ГРМ.

Если планируется повторно использовать ремень, нарисуйте стрелку направления движения ремня (в сторону вращения коленчатого вала двигателя) и сделайте метки на ремне и шкивах, как показано на рисунке.

А) Отверните гайки (болты) и снимите натяжитель ремня привода ГРМ.


б) Снимите ремень привода ГРМ. Внимание: при снятом ремне ГРМ не поворачивайте распределительные и коленчатый валы, чтобы избежать соударения поршней и клапанов.

19. Снимите крышку №2 головки блока цилиндров.

20. При необходимости снимите зубчатый шкив коленчатого вала. В случае затруднений используйте две отвертки. Внимание: для предотвращения повреждения элементов блока цилиндров подложите ветошь, как показано на рисунке.

Установка ремня ГРМ 4A-GE

Не допускайте попадания воды или масла на зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов и держите их в чистоте.

1. Установите зубчатый шкив коленчатого вала (если был снят).

А) Совместите шпонку на коленчатом валу со шпоночной канавкой зубчатого шкива.

Б) Насадите шкив на носок коленчатого вала до упора отбортовкой вовнутрь.


2. Установите ремень привода ГРМ.

А) Убедитесь в совпадении меток на крышке головки блока и шкивах распределительных валов.


б) Убедитесь в совпадении меток на зубчатом шкиве коленчатого вала и на корпусе масляного насоса. Внимание: в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.

В) Установите ремень привода ГРМ.

Г) Убедитесь, что между метками на шкивах распределительных валов расположены 12 зубцов ремня.

Д) Используя тиски или пресс, сожмите натяжитель до совмещения отверстий в штоке и стенках цилиндра. Сжатие производите постепенно, нагрузка на шток не должна превышать 9,8 кН (1000 кг).

Примечание: если отверстия в штоке и цилиндре не совмещены, то в процессе запрессовки штока следует повернуть его для совмещения отверстий.

Е) Используя торцевой шестигранный ключ, зафиксируйте шток.

Ж) Установите натяжитель и закрепите его гайками (болтами) (М3 =9,5 Н м).

З) Снимите торцевой ключ, фиксирующий шток.

И) Убедитесь в наличии натяжения в рабочей ветви ремня привода ГРМ.


3. Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения).

А) Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала.

Б) Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками.

4. Установите направляющую зубчатого ремня отбортовкой наружу, как показано на рисунке.


5. Установите защитные крышки №1, №2 и №3 ремня ГРМ.

Длина болтов защитных крышек №1, №2 и №3 ремня ГРМ различна, ее значение в мм дано на рисунке.


6. Установите правую опору двигателя.

7. Установите шкив коленчатого вала.

А) Совместите шпонку на коленчатом валу с пазом шкива и насадите шкив на вал.

Б) Используя подходящее приспособление, заверните и затяните крепежный болт шкива коленчатого вала.

8. Установите свечи зажигания и подсоедините провода высокого напряжения.

9. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости.

10. Установите ремень привода генератора.

11. Установите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера.

12. Установите правую часть защиты двигателя.

13. Установите бачок рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления

14. Установите бачок омывателя.

15. Подсоедините провод к клемме аккумуляторной батареи.