Можно ездить на шипованной резине летом. Почему нельзя летом ездить на зимней резине? В чем состоит различие сезонных покрышек

Забегая вперёд, сразу оговоримся, езда зимой на летней резине, равно как и летом на зимней на 2019 год запрещена. Но запрет этот действует не с 1 ноября 2019 года, а с декабря и по февраль включительно. Но давайте обо всём по порядку! Итак, зимой на летней резине: какой штраф за это на сегодняшний день, какие условия, требования и тонкости автозакона о летней резине зимой?

Можно ли ездить на летней резине зимой?

Нет, это запрещено. Такой запрет регулирует Технический регламент Таможенного союза в своём пункте 5.5 в своих "требованиях к транспортным средствам в эксплуатации" (приложение 8 регламента). При этом, этот нормативный акт чётко регламентирует зимние месяцы и летние. К первым относятся декабрь, январь и февраль, к последним - июнь, июль и август.

При этом, данные месяцы могут отличаться, если какой-либо регион России установит свои правила, что вполне логично; и только в сторону увеличения, что... совсем нелогично. Ведь в том же Краснодарском крае зимние шины могут вообще не потребоваться. Но увы, таков закон!

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами , удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль) . Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, зимой запрещено ездить на летней резине - в декабре, январе и феврале (сроки могут менять регионы). Не обязательно переобуваться на зимние шины с 1 октября и с 1 ноября.

Где узнать об увеличении запрета в моём городе?

Увы, но однозначно ответить на данный вопрос нет возможности. На 2019 год пока ни один регион и город не изменили положения Техрегламента касательно летней резины зимой.

Правда, что езда летом на зимней резине увеличивает устойчивость автомобиля? Насколько это соответствует действительности? Действительно, от состояния шин напрямую зависит уровень безопасности, управляемости транспортным средством, стабильность движения и длина тормозного пути. Российская Федерация, как и множество других стран, относятся к той категории, где существует четкое деление шин на государственном уровне в зависимости от температуры окружающей среды на зимние и летние.

Визуально эти два типа шин существенно отличаются только по рисунку протектора. У зимних он напоминает форму елочки с ответвлениями. Это сделано для того, чтобы протектор, надавливая на снег, расплескивал его, цеплялся за лед, тем самым обеспечивая постоянное сцепление с дорогой. Структура резины достаточно мягкая, несмотря на использование в критических минусовых температурах. Шина словно прилипает к зимнему дорожному покрытию, напоминая щупальца осьминога с присосками. Установленные металлические шипы только усиливают эффект сцепления.

Административная ответственность

Можно ли ездить летом на зимней резине? Поездки в летнюю пору на резине не по сезону теперь под запретом. Начиная с января текущего года Правительство РФ внесло изменения в Кодекс правил дорожного движения. Предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию покрышек не по сезону. Иными словами, штраф за установленные летние шины зимой, и наоборот.

Автомобиль в таких случаях будет задержан, доставлен на штрафплощадку, водителю выписан штраф. В итоге владелец потеряет массу времени, денег и нервов. А оно того стоит? Согласно правилам дорожного движения, на лобовое стекло должен быть наклеен белый треугольник с красным фоном и буквой «Ш», означающий шипованную резину. Это не обязательное правило, а рекомендательное, для предупреждения водителей. За его отсутствие водители не будут подвержены штрафу, а только профилактической беседе.

Характеристика шин летнего типа: Для летней резины ситуация немного иначе. Протектор существенно проще, представлен в виде двух канавок с множеством водоотводов от центра. В процессе движения, главная задача шины держать дорогу, поэтому соприкасающееся пятно должно быть максимально большим. В случае выпадения дождя в летнее время, водоотводные канавы способствуют удалению воды из пятна соприкосновения. Таким путем риск скольжения существенно уменьшается, а управляемость повышается. На ощупь летняя резина тверже зимней.

Зимние и вездеходные шины: Для любителей внедорожников и паркетных джипов будет полезной информация о том, что зимняя резина подвергается разрезам и вздутиям чаще внедорожной. Несмотря на большую стоимость, внедорожные шины наилучший вариант для активного отдыха в зимний период. Они способны выдерживать значительные нагрузки, повышенная прочность, проходимость авто становится лучше, устойчивость на сыпучих грунтах прочнее. Зимние шины отлично подойдут на джип только в условиях эксплуатации на бездорожье легкой категории, асфальтном и бетонном покрытии.

Экономическая составляющая: Если водитель думает, что он сможет сэкономить на покрышках, используя летом зимние, то он глубоко ошибается. Жесткое и твердое дорожное полотно летом, словно нож разрезает зимнюю мягкую резину. Даже при условии, что передвигаться не более 60 км/час. Как правило, всевозможные химические присыпки на дорогу, щебень мелкой фракции убивают зимние скаты меньше чем за 3 месяца.

А если водитель где-то буксовал, вследствие чего было повышенное трение об асфальт, протектора можно считать, что нет. Бетон или асфальт его скушали. Шипы вырваны, металлокорд оголился. Помните, что зимняя обувь легковой машины также вредна для дороги, как и вред от большого седельного тягача. Так, что с экономичностью можно еще поспорить.

Аспекты безопасности

Наверное, каждому понятен исход, когда проехаться зимой на летней резине. ДТП неизбежно. Так вот аналогично летом на зимних скатах да еще в дождь. Процент управляемости существенно снижается, риск аварии повышается. Главная причина: резина иного состава, отсутствие канавок для водоотвода. Зимняя резина боится больших скоростей, которые снижают сцепление с дорогой и машина становится неуправляемой. Возможен перегрев и прострел.

Рекомендуется использовать покрышки зимнего типа при температуре от +6 до +15°C. Статистика показывает, что при наступлении +11-12°C автомобиль теряет свое привычное управление, отзывчивость рулевого колеса уже недостаточна, маневренность слегка «заторможенна». Вряд ли водитель сможет полноценно и быстро остановить транспортное средство при экстренном торможении.

Статистические данные: Согласно проведенных исследований, зимние шины в летнюю погоду имеют тормозной путь в два раза больше чем летние в летнее время на скорости в 90 км/ч. Аквапланирование начинается уже от 75 км/ч., при положенных 110 км/ч. Вывод таков: использовать зимние в летнее время можно, но на короткие дистанции и в случае крайней необходимости.

Универсальный тип шин: Покрышки для ленивых, так прозвали универсальные в народе. Они очень хорошо подойдут для умеренных климатических условий с некритическими минусовыми температурами. Срок эксплуатации покрышек существенно ниже аналогов в виде сезонных. Стоимость также выше.

Потребление топлива: Каждый водитель знает, сколько кушает его верный конь. Теперь добавьте 9-11% к расходу за езду на зимних скатах летом или 3-4% на всесезонных в такую же пору года. В итоге цифра получается не маленькая.

Комфортность поездки: Водитель и пассажиры не будут испытывать комфорт при езде на зимних покрышках в летнюю погоду из-за повышенного шума, издаваемого протектором. Если установлены шипы металлические, то добавьте в салон машины еще несколько децибел шума. А теперь подытожив всю информацию, каждый водитель для себя может дать полноценный ответ по поводу поездок летом на зимней резине.

То что летние шины нельзя использовать в зимний период начинающий водитель убеждается очень быстро. Для этого достаточно попробовать проехать на них после небольшого снегопада. Неуправляемое движение автомобиля занос и невозможность сразу остановиться убедит в этом кого угодно. А вот в том, что на зимней резине передвигаться летом также не безопасно, скептиком убедить сложнее. Мы попробуем это сделать наглядно при помощи тестов.

С наступлением потепления и началом сезона смены резины цоканье шипов от потока постепенно сменяется мягким качением по асфальту. Но даже летом периодический гул, характерный для шипованных шин, доносится от соседних автомобилей. Все потому что у ряда водителей сложилось твердое мнение: летом уместно ездить и на зимней резине, особенно если она уже потеряла изрядную часть шипов.

Профессионалы знают, что это неправильно, а главное небезопасно. Специально, чтобы продемонстрировать недопустимость использования зимних шин летом (причем любых), издания и эксперты проводят наглядные тесты, сравнивая поведение зимних и летних шин в теплое время года.

К сезону 2014 года финский исследовательский центр Test World сравнил поведения двух нешипованных покрышек для зимних условий: Continental ContiWinterContact TS850 - для мягкой, европейской зимы и Michelin X-ice Xi3 - скандинавской покрышки. Эксперты специально выбрали «асфальтовые» модели, ведь некоторые водители считают, что «липучка» подходит для летней езды. На самом же деле любая зимняя шина априори неприменима для лета. Почему?

Ключевое отличие летних и зимних шин - в материалах. А если быть точным - в резиновых смесях. Для зимних шин производители используют более мягкие сорта каучука и резины. Для летних - более твердых. Именно потому в холодную погоду летние шины твердеют и теряют сцепные свойства. Обратный процесс происходит с зимней резиной летом. Из без того мягкие шины становятся еще мягче. И не важно - с шипами они или без. Излишняя мягкость наделяет автомобиль вялыми реакциями и на руль, и на тормозную педаль. В итоге машина неуклюже выполняется команды, что в экстренных обстоятельствах решает все. И цифры, полученные в Test World наглядно демонстрируют это.

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 29.5

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 34.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 43.7



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.8

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 44.7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 47.8

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.3

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 38.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 42.7

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 79.4

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 80.8

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 69.5



Летние

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 4



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 10

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 6

Как известно, с помощью цифр можно доказать все, что угодно. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что использование зимней резины летом недопустимо. Достаточно взглянуть лишь на цифры результатов тестов, и станет все ясно. Зимние шины - зимой, летние - летом.

Текст: Роман Харитонов


На этот вопрос многие автолюбители ответят утвердительно, сославшись на то, что ничего особо страшного не случится, ведь не прилипнет же автомобиль к асфальту, в самом деле. К сожалению, такое мнение глубоко ошибочно и что хуже всего, подобное безрассудство может быть даже опасным, и для самого водителя, и для пешеходов. Водители, эксплуатирующие летом зимнюю резину, поступают опрометчиво, учитывая что:

  • 1. Это опасно - при возникновении непредвиденной ситуации в условиях летней жары зимние шины с высокой вероятностью подведут вас.
  • 2. Это дорого - эксплуатация летом зимней резины обойдется вам значительно дороже любых возможных штрафов.
  • 3. Это неприятно - даже ультрасовременная иномарка в условиях жары на зимней резине будет плохо управляемой.

И на этом последствия необдуманной езды не заканчиваются. О прочих неприятностях, которые могут возникнуть, остановимся более подробно.

Аварийность

Зимняя резина совсем не рассчитана на эксплуатацию при температуре, превышающей +7 градусов, и об этом производители заявляют открыто и не дают гарантию на их надежность. На эту тему журнал «За рулем» неоднократно проводил испытания. В итоге: уже при температуре чуть более +10 градусов автомобиль на руль реагирует вяло, при маневрах заносит, ко всему прочему еще и плохо разгоняется. Тормозной путь значительно удлиняется (приблизительно на две длины корпуса).

Статистика ГИБДД неутешительна - поздней весной резко повышается случаи ДТП с летальным исходом для пешеходов, внезапно появляющихся перед машиной, вовремя не переобутой на летнюю резину. Летом ситуация еще более плачевная. В условиях жары зимняя резина имеет свойство размягчаться, и даже небольшой камешек на дороге, совсем незаметный для летней шины, приводит к такой неприятной ситуации как тотальный разрыв шины. И представьте себе, что это произошло на большой скорости, на оживленной трассе?

Расход топлива

Сам принцип устройства зимней шины предполагает применение дополнительного усилия, для максимальной сцепки шины с дорожным покрытием. Если выражаться образно, зимняя шина чем-то схожа с морским ежом с его подвижными шипиками. Где же взять это пресловутое «дополнительное усилие»? Естественно, от мотора, а ему в свою очередь для этого потребуется дополнительный расход бензина или дизтоплива.

Летом дела обстоят еще хуже: резина размягчается, от этого сцепляющие с поверхностью шипы ослабевают и требуется еще больше усилий, чтобы привести их в действие. Что мы имеем в итоге? Расход топлива закономерно увеличивается на 5-10 %, если дело касается шин-«липучек», и около 3% - на всесезонной резине. Теперь воспользовавшись простой арифметикой и зная расход топлива своего авто, вы можете подсчитать в какие затраты выйдет вам такая роскошь, как езда на зимней резине летом, и заодно сопоставить полученные значения со стоимостью работ по «переобуванию» вашего верного коня.

Можно ли ездить летом на зимней резине лишь изредка

Предположим, вы вовремя не заменили резину, а дела не терпят отлагательств. Если ехать аккуратно и совсем не часто, возможно ли избежать нежелательных последствий? Ну не облысеют же шины из-за разовой поездки на дачу!

Особенность износа зимней резины в условиях летней жары не ограничивается лишь только таким явлением, как «облысение». Если во время езды едва затронутый износом участок подвергается еще большему воздействию (скажем камень на дороге) запускается процесс так называемого креста напряжений на протекторе. В итоге, не проехав и 100 км, ваша шина может деформироваться и превратиться в «нечто» квадратной формы. Об уровне комфорта езды на таких шинах говорить не приходится. Тряска будет солидной. Плюс прямая угроза, для подвески и ходовой части. Итог, в целом предсказуем, когда вы решитесь и поменяете шины, с высокой степенью вероятности вам придется вплотную заняться устранением разнообразных дефектов, ну и заодно оплатой немаленьких счетов СТО.

Универсальные шины

На так называемых «всесезонках» (универсальных шинах) допускается езда круглогодично. С единственной оговоркой. Климатические условия должны соответствовать среднеевропейским, на этом базируется универсальность данной резины. По статистике уровень аварийности не превышает нормальные значения, если дело касается использования универсальных шин. Однако есть и свои минусы. Во-первых, стоят такие шины дороже, во-вторых, - изнашиваются по сравнению с сезонными шинами заметно быстрее. Говоря простым языком, универсальные шины - это выбор для тех, кто не любит трудности и живет в местах с довольно мягким климатом.

Немного о правовых аспектах вопроса

Запрещает ли езду на зимней резине летом закон? Нет. Пока не запрещает. Хотя в Думе уже подумывают, чтобы сделать такую езду противоправной и наказывать нарушителей штрафами до 2 500 рублей. И для этого есть весомые основания, ведь шипованная зимняя резина в условиях летнего зноя способна прямо-таки «съедать» асфальтовое покрытие (до 2 см за сезон). Добавьте сюда и увеличение случаев ДТП с летальными исходами.

Сегодня во избежание проблем с представителями ГИБДД, вам достаточно налепить на лобовое и заднее стекло наклейку в виде треугольника с литерой «Ш». Хотя, даже нарушив это простое правило, оштрафовать вас не имеют право, лишь только провести разъяснительную беседу и предупредить.

Шипованная резина. Езда летом на шинах с шипами не является явным нарушением закона. Наказывать за это вас не станут. Вы сами себя накажете. К концу сезона такие шины растеряют все свои шипы и, в итоге, станут и не летними, и не зимними, а непригодными для дальнейшей эксплуатации. А расходы на ремонт дорожного покрытия обременят непосредственно вас, дорогие налогоплательщики. Думается, более о шипованной резине на летних дорогах говорить не имеет никакого смысла.

Некоторые автолюбители интересуются, можно ли ездить на шипованной резине летом. Это объясняется особенностями отечественного менталитета, здесь все упирается в попытки экономить, а также природную лень. Но, экономия здесь выйдет однобокой, что связано с определенными техническими характеристиками таких шин. Ко всему прочему, современное законодательство решительно против такого использования шипов. Ниже мы перечислим все основные нюансы эксплуатации зимней резины летом. Но, принятие решения о том имеет смысл переобуваться летом или нет, остается за вами.

Закон

Можно ли ездить на шипованной резине летом? С точки зрения закона нельзя. За это полагается штраф в 500 рублей, как за несоответствие техническим требованиям. Некоторые водители возражают, что в законе указана зимняя резина, и нет прямых указаний на шипы. Дело в том, что сейчас понятие «зимняя резина» включает в себя все виды покрышек, предназначенных для использования в холодное время года. Учтите, что летним периодом считается период с 1 июня по 31 августа.

Если вас в мае пытаются оштрафовать за это нарушение, такое действие инспектора неправомочно. Также в летнее время вы не сможете пройти на такой резине техосмотр.

Безопасность

Шиповка предназначена для эксплуатации в зимний период времени, то есть, подразумевается, что окружающий воздух достаточно холоден. Исходя из этого, покрышки делаются достаточно мягкими. Это позволяет машине даже в большой мороз оставаться управляемой. Производители не рекомендуют использовать зимние шины при температуре свыше +7°C.

При высоких температурах покрышка становится мягкой. Из-за чего сцепление с дорогой ухудшается. Многие люди, ездившие на такой резине летом, говорят, что машина очень неохотно слушается руля. В результате, увеличивается риск попасть в аварию. Размягченная резина легко повреждается. Колесо может лопнуть при наезде на препятствие или не острый камень. Если это произойдет на высокой скорости, последствия могут быть очень печальными. Шипованная зимняя резина еще более опасна.

Шипы при торможении, особенно экстренном, значительно удлиняют тормозной путь. Это может оказаться крайне опасным не только для водителя, но и для окружающих его людей. Ради своей безопасности не рекомендуется использовать такую резину.

Комфорт . О высокой комфортабельности автомобиля на шипах в летнее время говорить не приходится. На этом показателе сказывается снижение управляемости. О каком комфорте может идти речь, если руль приходится держать чуть ли не зубами. Шипы на асфальте достаточно сильно шумят, автомобиль с такими покрышками слышно издалека по характерному звуку. Поездка даже в автомобиле с хорошей шумоизоляцией, не покажется вам слишком приятной. Также шипы вызывают вибрацию, даже при движении по хорошему асфальту. Все перечисленное говорит о нежелательности использования такой резины в теплое время года.

Износ

Как уже упоминалось выше, зимняя резина в теплое время года становится довольно мягкой. В таком состоянии она оказывается неспособной противостоять воздействию асфальта. Такие покрышки быстро стираются. В большей части случаев, они элементарно не доживают до осени. К зиме глубина протектора не превышает 4 мм., что делает шины непригодными для использования.

Шипы при постоянном контакте с асфальтом также стираются. Но, летом это происходит значительно быстрее. Причем, большая часть шипов просто выскакивает из своих гнезд. Это случается из-за излишней мягкости нагретой покрышки.

В некоторых случаях, зимняя резина просто деформируется под действием температуры и массы автомобиля. При появлении такого дефекта дальнейшая эксплуатация шины запрещена. Да и затруднительна. Колесо либо спускает, что делает движение невозможным, либо из-за изменившейся формы, будет бить в подвеску.

Дорожное покрытие . Все знают, что качество дорог в нашей стране оставляет желать лучшего. Свою лепту в ухудшение состояния покрытия вносят и шипованные шины. Зимой они для дорог безвредны, но вот летом представляют серьезную угрозу. Дело в том, что при высокой температуре асфальт становится достаточно пластичным. Шипы оставляют в нем небольшие отметины, которые довольно быстро разрастаются. Поэтому, использование шипов летом, ухудшает и без того плохие дороги.


Заключение . Наши люди довольно ленивы и прижимисты, это толкает их к использованию только одного комплекта резины круглый год. Существует мнение, что зимой дорога более требовательна к качеству шин. А летом можно ездить на чем угодно. Более въедливые автолюбители интересуются, можно ли ездить на шипованной резине летом, и правильно делают. Использование шипов летом приведет не только к конфликтам с дорожной полицией. Но, и ухудшению управляемости и прочим неприятным последствиям.