Система платон и таможенный союз. Бортовое устройство системы взимания платы Платон

С середины ноября прошлого года в России начала работу отечественная система взимания платежей. Она была создана с целью получения дополнительной платы с грузоперевозчиков, которые используют транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн . Поэтому владельцы компаний по перевозке грузов интересуются, кто стоит за инновациями в этой сфере.

Система Платон вызвала большое обсуждение в обществе и желание узнать о ее владельцах

Причины создания системы Платон

Название данного механизма взимания платы является аббревиатурой от «плата за тонны». Поскольку именно тяжеловесные транспортные средства способствуют быстрому изнашиванию дорожного полотна. В странах Европы система взимания платы с компаний-перевозчиков существует давно. Полученные средства направляют в службы обслуживания дорог для устранения поврежденных участков.

Российские дороги испытывают огромную нагрузку. Поскольку страна является одной из крупных развязок всех видов транспорта. Автомобили, которые перевозят тяжелые грузы, разрушают дорожное покрытие в тысячи раз быстрее легкового автомобиля. Государство не способно покрыть все расходы на ремонт дорог. Из-за этого правительство вынуждено было искать способы справиться с проблемой.

Образцом для наследования стала европейская система взимания платы с грузоперевозчиков. Идея состоит в том, что компании-перевозчики должны тоже платить за ремонт дорог, поскольку они на них зарабатывают деньги. Это своеобразная арендная плата за пользование дорогой.

Большегрузы своим весом наносят большой урон дорожному покрытию

Создатели системы Платон

Вопрос об улучшении дорог был актуальным всегда. В 2013 году Росавтодор объявил тендер на создание системы взимания платы с тяжеловесных транспортных средств. Началась подготовка к созданию крупного проекта, в который были втянуты государственные и частные учреждения.

Разработчик был определен в 2014 году. Право на создание системы взимания платы получило . Общество принадлежит в равных частях «РТ-Инвест» и Ротенбергу Игорю Аркадьевичу (сыну миллионера). Собственник «РТ-Инвест» – Шипелов Андрей (почти 75% акций). Ему также принадлежит ООО «Царицын Капитал» , которое вместе с «Ростехом » создало .

В этом же году российское правительство утвердило ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» законным оператором системы Платон. Через несколько месяцев эта компания и Росавтодор подписали концессионное соглашение сроком на 13 лет. По истечению термина систему передадут в государственное владение.

«РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператор Платон

Принцип работы системы взимания платы

Оператору поручено создать все условия для взимания платы с грузоперевозчиков, которые используют дороги федерального значения. Стоимость проезда учитывает только скоростное движение без остановок. Оплата была установлена на уровне 1, 529 рублей за километр. С 1 марта 2016 года проезд вырастет до 3,06 рублей.

Для контроля за дорогой компания планирует построить специальные рамки (481 шт.). Они уже на месте дадут информацию о состоянии оплаты проезда. Готовыми к использованию являются только 18 таких рамок в Московской области.

Для быстрой фиксации нарушителя учредители Платона будут располагать специальными транспортными средствами. Они будут напрямую связываться с информационными центрами компании и мгновенно передавать информацию органам внутренних дел. Штрафовать до мая 2016 года планируют только в Московской области.

Владелец системы взимания платы также обязан создать базу для обработки данных, управления региональными представительствами, наблюдения за качеством работы и так далее. Компания производит регистрацию всех грузоперевозчиков, которые используют автомобили с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн.

Под регистрацию подпадают грузовики массой более 12 тонн

Использование системы Платон

Чтобы начать работу, компания-перевозчик или водитель регистрируется в системе Платон. Для этого отправляют необходимые данные на электронную почту. Перечень информации и адрес почты доступен всем на официальном сайте системы взимания платы (http://platon.ru/ru/).

В течение 1–2 недель Платон обрабатывает данные и высылает подтверждение регистрации на указанную почту водителя. В письме должен быть указан логин для входа на личную страницу в системе.

Водителю также предстоит выбрать, каким способом он будет использовать Платон. Разработчики предлагают бесплатно заказать и установить на автомобиль специальное бортовое устройство БУ 1201 . Оно будет считать пройденные километры. Устройство работает через прикуриватель, онлайн, и показывает состояние счета, связи и спутники. Перед выездом водитель обязательно пополняет счет в системе, поскольку деньги списывают в режиме реального времени.

Если Вы не хотите дополнительное устройство, сделайте специальную маршрутную карту . Она рассчитает маршрут, и укажет стоимость проезда, которую нужно оплатить. Если грузовик отклоняется от заданного в системе маршрута и появляется на другой федеральной трассе, он будет оштрафован.

Прибор Платон отслеживает перемещение грузовика

Преимущества и недостатки системы Платон

Среди положительных сторон системы взимания платы с грузоперевозчиков выделяют следующие:

  1. Возможность получения разовой маршрутной карты для тех, кто не хочет или не может зарегистрироваться в системе.
  2. Водитель заранее знает, сколько ему заплатить за проезд, и правильно распределить бюджет.
  3. Хозяин компании предлагает приложение на мобильные устройства.
  4. Терминалы QIWI и топливные карты запрограммированы на оплату услуг Платона. Это упрощает работу водителей.

Введение системы Платон показало проблемы всех задействованных в ней отраслей хозяйства. Главным недостатком есть то, что программа функционирует с многочисленными сбоями. Это происходит от сильной одновременной нагрузки на главный сервер. Компании-перевозчики также имеют индивидуальный график нагрузок: чем больше заказов, тем больше требований от системы.

Если водитель пользуется маршрутной картой , он не может откорректировать на месте маршрут (для непредвиденного ремонта, объезда затора, аварии, зоны бедствия и так далее). За отклонение ему грозит штраф, который он вынужден оплатить из собственного кармана. Здесь разработчик должен учесть непредвиденные обстоятельства.

Поставщики товаров предполагают, что из-за новой системы взимания платы подорожает стоимость доставки. Это приведет к повышению цен на некоторые товары. Но этот вопрос еще обсуждают аналитики.

Возникновение системы Платон повлекло за собой изменение многих сфер жизни грузоперевозчиков и всех, кто с ними связан. Новое всегда воспринимается с опаской. Поэтому владелец системы должен открыто проводить свою деятельность. Людям нужно знать, кто предложил идею о взимании платы с грузовиков, кто разработчик, кто стоит за этим, кому платить деньги и куда они пойдут.

Осенью 2015 года начала функционировать система Платон. В соответствии с Федеральным законом №257-ФЗ от 08.11.2007 владельцы многотоннажных автомобилей должны выплачивать в пользу государства компенсацию за причинение вреда российским федеральным дорогам. Стали часто появляться вопросы после внедрения системы Платон – какие машины под нее попадают, а какие транспортные средства освобождаются от «платы за тонны».

На каких дорогах действует система Платон?

Если речь идет о платных магистралях, то на них «плата за тонны» не применяется вообще, вне зависимости от массы и размерности автомобиля. Такие дороги являются исключением. Если же транспортное средство передвигается по трассам федерального значения, то взимаемая в системе Платон плата направляется в государственный бюджет.

Вырученные деньги используются для восстановления дорожного полотна и развития транспортной инфраструктуры страны. Но плата взимается не со всех автомобилей, а лишь с некоторых его категорий. Вот почему у грузоперевозчиков и других представителей бизнеса возникает вопрос, на какие машины распространяется Платон.

Федеральный закон четко устанавливает, что транспортные средства, максимально допустимая масса которых составляет больше 12 тонн, в обязательном порядке должны быть внесены в Реестр системы Платон. Владельцы таких автомобилей должны пройти процедуру регистрации и верификации, а после оплачивать проезд этих машин по федеральным трассам.

Под максимально допустимой массой транспортного средства понимается масса снаряженного автомобиля вместе с водителем, его пассажирами и перевозимым грузом. Этот параметр указывается сразу в нескольких документах:

  • ПТС машины;
  • ОТТС (выдается в момент сертификации авто и подтверждает соответствие установленным нормам);
  • свидетельство о БКТС (подтверждает безопасность эксплуатации машины и ее соответствие установленным законодательством нормам).

Технический регламент предусматривает отнесение таких многотоннажных фур к особой категории грузовых машин – N3. Такое же определение используется и в ГИБДД для учета и составления статистических данных.

Какие типы средств не подпадают под систему Платон?

Федеральный закон очень четко определяет, что в системе Платон должны быть зарегистрированы грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой в 12 тонн. Перечень таких транспортных средств огромен. В него входят автомобили отечественного и зарубежного производства. Неважно, КамАЗ ли это, МАЗ, Renault, Man или Daf.

Фирма никак не влияет на соотнесение автомобилей к системе. Был разработан Платон для грузовиков, серьезно воздействующих на качество дорожного покрытия вследствие большой массы. Владельцы некоторых типов транспортных средств были все же освобождены от необходимости вносить плату. Речь идет о следующих машинах:

  • военный транспорт, принадлежащий государству;
  • самоходные машины, имеющие вооружение на борту;
  • специализированный транспорт, позволяющий перемещать вооружение;
  • военная боевая техника и имущество;
  • автомобили, эксплуатируемые для перемещения людей (исключением из этой категории являются фургоны, которые можно использовать для транспортировки различных грузов и пассажиров);
  • машины, используемые специализированными службами (полицией, пожарными, работниками медицинских учреждений, оказывающих скорую помощь, и некоторыми другими – все они имеют на борту устройства, позволяющие подавать сигналы участникам дорожного движения при помощи звука и света).

В большей степени система Платон коснулась дальнобойщиков и грузоперевозчиков. Но если и в любой другой организации есть грузовой транспорт, имеющий максимально допустимую массу больше 12 тонн, то владелец такого транспортного средства должен вносить плату за передвижение по федеральным трассам.

Система Платон для грузовиков была запущена 15 ноября 2015 года. С этого момента с владельцев грузовых транспортных средств взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения. На платные участки дорог система не распространяется (ч. 5 ст. 31.1 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). По понятным причинам у многих возник вопрос, связанный с введением системы Платон: какие машины под нее попадают.

Кто попал под плату

В Законе указано, что плата должна вноситься за автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (ч. 1 ст. 31.1 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). Речь идет о массе снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, указанная в паспорте транспортного средства (ПТС), как максимально допустимая. Либо указанная в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции автомобиля (ч. 3 ст. 31.1 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). В терминах технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» и статистики ГИБДД - это грузовые автомобили категории N 3 (Приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011).

Платон: на какие машины распространяется, а на какие нет

Привести полный перечень грузовиков, которые попали под действие системы Платон, — довольно сложно, да и не нужно. Ведь к «платоновским» автомобилям относятся все 12-титонники, начиная от отечественных КамАЗов и заканчивая седельными тягачами производства Volvo, Mercedes-Benz и др.

Вместе с тем от внесения платы в систему Платон освобождаются (ч. 7 ст. 31.1 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ):

  • предназначенные для перевозки людей транспортные средства, кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
  • транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, оснащенные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • самоходные транспортные средства с вооружением, военная техника, транспорт Вооруженных Сил РФ, иной специальный транспорт, с помощью которого перевозится вооружение, военная техника и военное имущество.

Таким образом, обычные организации, имеющие грузовой транспорт, как правило, должны вносить платежи в систему Платон.

«Платон» — это российская система взимания платы за эксплуатацию автомобильных дорог, работающая с 2015 года. Деньги с перевозчиков взимаются для компенсации ущерба, который большегрузные автомобили наносят автомобильным дорогам общего пользования. Деньги переводятся в пользу государственного бюджета и в перспективе направляются на восстановление автомобильных трасс федерального назначения. Давайте рассмотрим, что такое система «Платон», как она действует и чем чревато уклонение от платы.

«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.

Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.

За услуги оператора из федерального бюджета Российской Федерации ежегодно компании выделяется 10 500 млн. рублей. По оценке ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», благодаря работе «Платона» федеральный бюджет должен получать ежегодное пополнение в размере 20-50 миллиардов рублей.

Система взимания платы «Платон» покрывает 50 774 километра федеральных дорог. Для обеспечения стабильной и эффективной работы, она включает в себя:

  • центры информационной поддержки;
  • геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
  • бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
  • системы стационарного контроля;
  • системы мобильного контроля;
  • интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
  • колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.

Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:

  • улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
  • поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.

Проект «Платон» также рассматривается как обеспечивающий реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» программы «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.». Функционирование «Платон» позволяет улучшить состояние дорог и снизить нагрузку на бюджет (муниципальный и государственный), необходимый для сохранения транспортно-эксплуатационных параметров.

Как работает система «Платон»

На данный момент система предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.

Для мониторинга и идентификации автомобилей, попадающих под действие «Платона», используются машины мобильного контроля «Платон» и рамные конструкции, располагаемые над дорожным полотном.

Система «Платон» регистрирует административные нарушения автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн и передаёт данные о них в ГИБДД. При этом штрафы за нарушения выписываются самой госинспецией.

Для оформления разовой Маршрутной карты необходимо обратиться в ЦИПП (центр информационной поддержки пользователей), воспользоваться Мобильным приложением или Личным кабинетом. Перед этим владелец транспортного средства уже должен быть зарегистрирован в системе. Внесение средств на расчётные записи производится в ЦИИП (в кассах и через терминалы), Мобильном приложении и Личном кабинете пользователя на сайте.

Бортовое устройство автоматически передаёт данные о передвижении автомобиля. В соответствии с тем, по каким дорогам двигается транспортное средство, с расчётной записи списывается плата. «Платон» не взимает плату за проезд по платным и дорогам федерального назначения.

Какие машины под нее попадают под систему«Платон»

Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.

Плата за пользование дорогами не взимается:

  • пассажирских автотранспортных средств;
  • военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
  • транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.

Как зарегистрироваться в системе «Платон»

Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.

Перечень документов для российских предпринимателей:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Перечень для крупных юридических лиц из РФ:

  • документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
  • паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.

Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:

  • техпаспорт на большегрузное ТС;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
  • копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
  • персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).

Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.

Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.

Тарифы и штрафы

На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:

  • отсутствия бортового устройства в автомобилей;
  • езды с неисправным или отключённым БУ;
  • когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
  • езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
  • продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.

Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:

  • для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
  • для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.

При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.