Что такое рабочая тормозная система. Основные типы колесных тормозных механизмов. Как работает усилитель тормоза.

Тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения и остановки автомобиля (рабочая тормозная система ). Она также позволяет удерживать автомобиль от самопроизвольного движения во время стоянки (стояночная тормозная система ).



Общая схема тормозной системы
1 - передний тормоз; 2 - педаль тормоза; 3 - вакуумный усилитель; 4 - главный цилиндр гидропривода тормозов; 5 - трубопровод контура привода передних тормозов; 6 - защитный кожух переднего тормоза; 7 - суппорт переднего тормоза; 8 - вакуумный трубопровод; 9 - бачок главного цилиндра; 10 - кнопка рычага привода стояночного тормоза; 11 - рычаг привода стояночного тормоза; 12 - тяга защелки рычага; 13 - защелка рычага; 14 - кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 15 - возвратный рычаг; 16 - трубопровод контура привода задних тормозов; 17 - фланец наконечника оболочки троса; 18 - задний тормоз; 19 - регулятор давления задних тормозов; 20 - рычаг привода регулятора давления; 21 - колодки заднего тормоза; 22 - рычаг ручного привода колодок; 23 - тяга рычага привода регулятора давления; 24 - кронштейн крепления наконечника оболочки троса; 25 - задний трос; 26 - контргайка; 27 - регулировочная гайка; 28 - втулка; 29 - направляющая заднего троса; 30 - направляющий ролик; 31 - передний трос; 32 - упор выключателя контрольной лампы стояночного тормоза; 33 - выключатель стоп-сигнала

Рабочая тормозная система приводится в действие нажатием на педаль тормоза, которая располагается в салоне автомобиля. Усилие ноги водителя передается на тормозные механизмы всех четырех колес.

Условия дезактивации системы. Когда рычаг переключения передач является нейтральным или нейтральным. Система временно прерывается. В этом случае припаркуйте автомобиль и выключите двигатель. При следующем запуске двигателя сигнальная лампа гаснет, и сообщение больше не появляется. Помощь по обновлению в гору.

В зависимости от наклона система помогает водителю при поднятии. Предотвращает втягивание автомобиля, вмешательство в автоматическое торможение тормоза, когда водитель поднимает ногу от педали тормоза, чтобы активировать ускоритель. Он работает только тогда, когда рычаг переключения передач не находится в нейтральном положении и когда автомобиль полностью неподвижен.


Стояночная тормозная система нужна не только на стоянке, она также необходима для предотвращения скатывания автомобиля назад при старте на подъем. С помощью рычага стояночного тормоза, который располагается между передних сидений автомобиля, водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колес.


Рабочая тормозная система состоит из:

Система удерживает автомобиль около 2 секунд. Позже тормоза ослабли. Эта функция обеспечивает дополнительную помощь вождению. Однако эта функция никоим образом не заменяет бдительность и ответственность водителя, которые всегда должны контролировать автомобиль.

В случае столкновения выравнивание радара может измениться, что может повлиять на его эффективность. Любое вмешательство в область, где расположен радар, должно выполняться квалифицированным специалистом. Установка аксессуаров, которые могут заслонять радар, запрещена.

Некоторые условия могут препятствовать работе системы, например. Неполный риск торможения. Пределы работы системы. Система реагирует только на движущиеся транспортные средства или обнаруживается как движущаяся. Транспортное средство, которое циркулирует в обратном направлении, не активирует никаких аварийных сигналов или каких-либо операций системы.

  • тормозного привода,
  • тормозных механизмов колес.

    Привод тормозов служит для передачи усилия ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам колес автомобиля. На современных легковых автомобилях применяется гидравлический привод тормозов, в котором используется специальная тормозная жидкость.



    Схема гидропривода тормозов
    1 - тормозные цилиндры передних колес; 2 - трубопровод передних тормозов; 3 - трубопровод задних тормозов; 4 - тормозные цилиндры задних колес; 5 - бачок главного тормозного цилиндра; 6 - главный тормозной цилиндр; 7 - поршень главного тормозного цилиндра; 8 - шток; 9 - педаль тормоза

    Привод тормозов гидравлический состоит из:

    Чтобы обеспечить хорошую работу системы, радиолокационная зона должна оставаться чистой и ее не следует подделывать. На небольших транспортных средствах, таких как велосипеды и велосипеды, система могла реагировать менее эффективно, чем на других транспортных средствах.

    Функция должна быть деактивирована, если. Стоп-сигналы не работают. Передняя часть автомобиля имеет аварию или была повреждена. Транспортное средство буксируется. Вы можете заблокировать активный тормоз в любое время, быстро нажав на педаль газа. Система помощи на подъеме не может полностью предотвратить отступление автомобиля во всех случаях.

  • педали тормоза,
  • главного тормозного цилиндра,
  • рабочих тормозных цилиндров,
  • тормозных трубок,
  • вакуумного усилителя.

    Когда нога водителя нажимает на педаль тормоза, то ее усилие, через шток передается на поршень главного тормозного цилиндра. Давление жидкости, на которую давит поршень, от главного цилиндра по трубкам передается ко всем колесным тормозным цилиндрам, заставляя выдвигаться их поршни. Ну, а они, в свою очередь, передают усилие на тормозные колодки, которые и выполняют основную работу тормозной системы.

    Водитель может, однако, управлять педалью тормоза и, таким образом, препятствовать отходу автомобиля. Усиление помощи не должно использоваться для длительной остановки: используйте педаль тормоза. Тормозная система - это термин, описывающий набор всех деталей в транспортном средстве, которые уменьшают скорость, полностью останавливают транспортное средство или удерживают его на старте. Современная тормозная система является продуктом разработки и усовершенствования уже более 100 лет и стала очень надежной и эффективной системой.

    Типичная тормозная система состоит из дисковых тормозов спереди и дисковых или барабанных тормозов сзади, соединенных вместе набором тормозных шлангов и труб, соединяющих каждое колесо с главным тормозным цилиндром. Дисковые тормоза - лучшие тормоза, которые были изобретены до сих пор. Они используются в велосипедах, мотоциклах, автомобилях, локомотивах и даже самолетах. Дисковые тормоза более износостойкие, более водостойкие, самонастраивающиеся, самоочищающиеся, менее подвержены затягиванию и тормозятся лучше, чем любая другая система.


    Современный гидропривод тормозов состоит из двух независимых контуров, связывающих между собой пару колес. При отказе одного из контуров, срабатывает второй, что обеспечивает, хотя и не очень эффективное, но все-таки торможение автомобиля.


    Для уменьшения усилия при нажатии на педаль тормоза и более эффективной работы системы, применяется вакуумный усилитель. Усилитель явно облегчает работу водителя, так как использование педали тормоза при движении в городской цикле носит постоянный характер и довольно быстро утомляет.

    Основными компонентами дискового тормоза являются тормозные колодки, тормозной диск, тормозная система. Почему тогда, если дисковые тормоза настолько хороши, все еще есть машины с барабанными тормозами. Все автомобили, выпускаемые на долгие годы, имеют передние дисковые тормоза, но для задних колес, требующих гораздо меньшего торможения, некоторые более мелкие и малые автомобили оснащены гораздо более дешевыми барабанными тормозами. Сам тормозной блок не намного дешевле, но реальная экономия идет с добавлением ручного тормоза.

    Для барабанных задних тормозов, добавление стояночного тормоза не требует ничего больше, чем рычаг и кабель, пока диск необходим весь механизм, а в некоторых случаях даже механический барабанный тормоз интегрирован в тормозной диск. Стояночный тормоз обязательно должен быть отдельной системой, которая не использует гидравлику. Он должен быть полностью механическим.


    Схема вакуумного усилителя
    1 - главный тормозной цилиндр; 2 - корпус вакуумного усилителя; 3 - диафрагма; 4 - пружина; 5 - педаль тормоза

    Вакуумный усилитель конструктивно связан с главным тормозным цилиндром. Основным элементом усилителя является камера, разделенная резиновой перегородкой (диафрагмой) на два объема. Один объем связан с впускным трубопроводом двигателя, где создается разряжение около 0,8 кг/см2, а другой с атмосферой (1 кг/см2). Из-за перепада давлений в 0,2 кг/см2, благодаря большой площади диафрагмы, `помогающее` усилие при работе с педалью тормоза может достигать 30 - 40 кг и больше. Это значительно облегчает работу водителя при торможениях и позволяет сохранить его работоспособность длительное время.

    Барабанные тормоза состоят из неподвижной задней пластины, губок, тормозного барабана. Для регулирования этого типа тормоза предусмотрен механизм управления или самонастраивающийся механизм. Когда педаль тормоза нажата, тормозная жидкость находится под давлением в цилиндр, поршень которого выталкивает челюсти наружу, прижимая их к поверхности внутренней части барабана. Когда вы отпускаете тормоз, пружины возвращают челюсти в исходное положение. Когда контактная поверхность барабана и футеровки изношена, челюсти должны сделать большой ход, чтобы запустить тормоз.


    Тормозной механизм предназначен для уменьшения скорости вращения колеса, за счет сил трения возникающих между накладками тормозных колодок и тормозным барабаном или диском. Тормозные механизмы делятся на барабанные и дисковые. На отечественных автомобилях барабанные тормозные механизмы применяются на задних колесах, а дисковые на передних. Хотя в зависимости от модели автомобиля могут применяться только барабанные или только дисковые тормоза на всех четырех колесах.

    Когда это расстояние достигает определенной точки, механизм саморегулирования запускается путем изменения положения выхода челюсти, чтобы быть ближе к барабану. Сервоусилители монтируются на межсетевом экране между отсеком и моторным отсеком сразу за главным тормозным цилиндром и непосредственно связаны с педалью тормоза. Его функция заключается в увеличении силы, прилагаемой к педали тормоза, так что даже самый большой автомобиль останавливается с минимальным усилием на педали. Помощник сервопривода работает с вакуумом, который создается автомобильным двигателем в качестве побочного продукта при нормальной работе.



    Схема работы барабанного тормозного механизма
    1 - тормозной барабан; 2 - тормозной щит; 3 - рабочий тормозной цилиндр; 4 - поршни рабочего тормозного цилиндра; 5 - стяжная пружина; 6 - фрикционные накладки; 7 - тормозные колодки

    Барабанный тормозной механизм состоит из:

  • тормозного щита,
  • тормозного цилиндра,
  • двух тормозных колодок,
  • стяжных пружин,
  • тормозного барабана.

    Тормозной щит жестко крепится на балке заднего моста автомобиля, а на щите, в свою очередь, закреплен рабочий тормозной цилиндр. При нажатии на педаль тормоза поршни в цилиндре расходятся и начинают давить на верхние концы тормозных колодок. Колодки в форме полуколец прижимаются своими накладками к внутренней поверхности круглого тормозного барабана, который при движении автомобиля вращается вместе с закрепленным на нем колесом.

    Этот вакуум можно свободно использовать для перемещения агрегатов, таких как усилитель тормозного усилителя. Сервоусилители в принципе очень надежны и редко создают проблемы сами по себе, но есть и другие вещи, которые могут привести к потере сервотормоза. Для использования сервомотора двигатель должен работать. Если двигатель начинает прерывать или полностью во время движения остановить, вы будете иметь небольшой запас помощь торможения, может быть в 2-3 раза на педаль, то педаль тормоза становится очень трудно, и нужно будет вкладывать большие усилия в продвижении его Остановить автомобиль.


    Торможение колеса происходит за счет сил трения, возникающих между накладками колодок и барабаном. Когда же воздействие на педаль тормоза прекращается, стяжные пружины оттягивают колодки на исходные позиции.


    Схема работы дискового тормозного механизма
    1 - наружный рабочий цилиндр (левого) тормоза; 2 - поршень; 3 - соединительная трубка; 4 - тормозной диск переднего (левого) колеса; 5 - тормозные колодки с фрикционными накладками; 6 - поршень; 7 - внутренний рабочий цилиндр переднего (левого) тормоза

    Дисковый тормозной механизм состоит из:

    Наиболее эффективное торможение наблюдается непосредственно перед замком колеса. Когда вы тормозите тормоз в аварийной ситуации, и колеса блокируются, производя пронзительный звук и оставляя слой асфальта на асфальте, вы не останавливаете автомобиль как можно быстрее. Кроме того, когда колеса блокируются и тянутся вдоль асфальта, вы не контролируете рулевое управление, поэтому, если у вас есть препятствие, и вам предоставляется возможность обойти его, вам это не удастся. Еще одна проблема, связанная с непрерывным перетаскиванием заблокированных шин на асфальте, заключается в том, что они создают плоскую поверхность на протекторах шины, что приведет к утомительному плотному звуку во время движения.

  • суппорта,
  • одного или двух тормозных цилиндров,
  • двух тормозных колодок,
  • тормозного диска.

    Суппорт закреплен на поворотном кулаке переднего колеса автомобиля. В нем находятся два тормозных цилиндра и две тормозные колодки. Колодки с обеих торон `обнимают` тормозной диск, который вращается вместе с закрепленным на нем колесом.


    При нажатии на педаль тормоза поршни начинают выходить из цилиндров и прижимают тормозные колодки к диску. После того, как водитель отпустит педаль, колодки и поршни возвращаются в исходное положение за счет легкого `биения` диска. Дисковые тормоза очень эффективны и просты в обслуживании. Даже дилетанту замена тормозных колодок в этих механизмах доставляет мало хлопот.

    Антиблокировочная тормозная система решает проблему обработки при экстренном торможении и помогает водителю достичь максимально короткого тормозного пути. Работа системы выражается в быстром пульсации тормозного усилия, когда система воспринимает скольжение колеса. Если система обнаруживает, что один или несколько колес остановлены или движутся медленнее, чем другие, компьютер немедленно посылает сигнал на колесо, чтобы выпустить тормозное усилие и немедленно повторно применить его, то есть пульсировать давление, чтобы позволить колесу продолжать Рулон.

    Стояночный тормоз приводится в действие поднятием рычага стояночного тормоза (в обиходе - `ручника`) в верхнее положение. При этом натягиваются два металлических троса, последний из которых заставляет тормозные колодки задних колес прижаться к барабанам. И как следствие этого, автомобиль удерживается на месте в неподвижном состоянии. В поднятом состоянии, рычаг стояночного тормоза автоматически фиксируется защелкой. Это необходимо для того, чтобы не произошло самопроизвольное выключение тормоза и бесконтрольное движение автомобиля в отсутствии водителя.

    Этот «пульс» становится десять или более раз в секунду - гораздо быстрее, чем человек может реагировать. Если компьютер обнаруживает неравномерность в системе, он запустит контрольную лампу на приборной панели, чтобы знать, что есть проблема. В случае возникновения проблем антиблокировочная система не будет работать, но тормоза будут работать нормально.

    От своего появления до сегодняшнего дня автомобиль прошел долгий путь эволюции и постоянного улучшения. Оглядываясь назад, мы не можем даже представить, сколько автомобилей выросли как строительство, технологии и, особенно, безопасность. Безопасность является одним из основных направлений, которые все производители автомобилей работают в последние десятилетия, разрабатывая технологии и инновации, которые не просто служат в маркетинговых целях - они спасают жизни! Инженеры развивают безопасность в двух направлениях - пассивном и активном, а при пассивной безопасности заботятся о жизни и здоровье пассажиров, когда катастрофа является фактом, активная безопасность - это та, которая помогает предотвратить ее.


    Основные неисправности тормозных систем

    Увеличенный ход педали или `мягкая` педаль тормоза случается из-за сильного износа накладок тормозных колодок, наличия воздуха в системе гидропривода, утечки тормозной жидкости.


    Для устранения неисправности необходимо заменить тормозные колодки, устранить утечку тормозной жидкости путем замены поврежденных деталей, прокачать систему гидропривода для удаления воздуха.

    В основе активной безопасности лежат электронные системы безопасности, которые неуклонно развивались за последние два десятилетия, с внедрением компьютерных и микропроцессорных технологий в автомобили. В такой ситуации он становится неуправляемым, и тормозной путь значительно возрастает, что может быть фатальным.

    Полученная информация мгновенно обрабатывается и через электромагнитные клапаны управляет давлением тормозной жидкости, приложенным к колесам. Когда тормозное колесо вот-вот закроется, система уменьшит давление на его тормозной механизм, ослабляя и увеличивая давление, сохраняя его на пределе блокировки. Это действие происходит мгновенно. Это дает вам контроль над автомобилем при максимальном усилителе торможения, и система особенно полезна для уменьшения сцепления со льдом и снегом. Работа системы ощущается как торможение в педали тормоза.


    Увод автомобиля в сторону (при торможении) возможен по причине выхода из строя одного из колесных тормозных цилиндров, чрезмерного износа или замасливания накладок тормозных колодок одного из колесных тормозных механизмов.


    Для устранения неисправности необходимо заменить неисправный цилиндр и тормозные колодки, а загрязненные колодки следует промыть.

    Если индикатор горит, когда педаль тормоза нажата, это означает, что самодиагностика обнаружила ошибку в системе, и она не работает. Однако принцип действия и цель системы одинаковы. Программа стабилизации запускается в основном в двух критических ситуациях.

    Прикрепление задней части транспортного средства, когда задние колеса теряют контакт с дорогой, и он вращается вокруг своей вертикальной оси, внутрь кривой. Установка передней части, когда передние колеса теряют контакт с дорогой, и транспортное средство вращается вокруг своей вертикальной оси, из-за угла.


    Шум при нажатии на педаль тормоза или вибрации возникают по причине загрязнения тормозных механизмов, чрезмерного износа накладок тормозных колодок, ослабления или поломки стяжных пружин задних тормозных колодок, неравномерного износа тормозных барабанов или дисков.


    Для устранения неисправности следует промыть загрязненные колодки, а изношенные и поврежденные колодки, барабаны, диски и пружины необходимо заменить на новые.

    Система автоматически регулирует слишком резкое или слишком медленное рулевое управление с помощью рулевого управления, останавливая одно или несколько колес и уменьшая скорость отката или скользкую скорость. Вмешательство в работу тормозной системы осуществляется незаметно и быстро.

    Ядром системы стабилизатора является компьютер. Он получает информацию о том, как и как транспортное средство вращается вокруг своей вертикальной оси с помощью гироскопа, а ряд других датчиков доставляют данные по углу поворота и поперечному ускорению. Из этих данных компьютер обнаруживает отклонения между «установленными» и «фактическими» значениями и незаметными для водителя, выполняющего необходимые вмешательства в работе тормозной системы.


    Эксплуатация тормозной системы

    Любая неисправность в тормозной системе может привести к весьма неприятным последствиям. Поэтому при эксплуатации автомобиля следует внимательно относиться к работе тормозов своего автомобиля.


    Конечно, водителю легче заметить изменения в эффективности торможения своего автомобиля во время движения, сидя в салоне. Но бывает смешно и грустно, когда `водитель-наездник` `теряет` тормоза только из-за того, что вовремя не обратил внимание на постоянно уменьшающийся уровень жидкости в тормозном бачке. А ему было лень открывать капот автомобиля и рассматривать какие-то там бачки. В результате чего, уровень тормозной жидкости снизился до нуля и, при очередном нажатии на педаль тормоза, водитель уже `жал` не тормоза, а воздух. Надеюсь уговорил, и вы будете контролировать уровень тормозной жидкости. И вам будет спокойнее и нам, остальным, безопаснее.


    `А куда делся уровень?` - законный вопрос с вашей стороны. К сожалению `ничто не вечно под луной` и детали тормозной системы в том числе. Со временем изнашиваются уплотнительные манжеты поршней цилиндров, от вибраций и ржавчины теряют свою герметичность трубки и шланги гидравлического привода тормозов, да и вообще любая жидкость может понемногу испаряться.


    Если вы заметили подтеки на колесах или мокрые следы на сухом асфальте, совпадающие с местом расположения элементов тормозной системы, то следует отказаться от поездки и устранить неисправность. Машина без тормозов - убийца (как бы жестко это не звучало).


    При работе тормозов все детали рабочих механизмов и пространство вокруг них очень сильно нагреваются. Это естественный процесс, так как торможение автомобиля есть ни что иное, как переход кинетической энергии движущейся машины в тепловую, за счет сил трения в механизмах торможения.


    А что происходит с тормозной жидкостью, которая находится рядом в цилиндрах и трубках? Она заметно нагревается и может наступить момент, когда жидкость закипит. Ну, а дальше - школьная физика. Пузырьки воздуха в отличие от жидкости сжимаются, вместо того чтобы передавать давление ноги водителя от педали тормоза к исполнительным тормозным механизмам. И пока вы не сожмете весь воздух в трубках, шлангах и цилиндрах, многократно и быстро нажимая на педаль тормоза, до тех пор - тормозов у Вас не будет (известное выражение - `тормоза работают с третьего качка`)! Ну, а когда вы все-таки остановите свой автомобиль, стоит разобраться с тем, как же все это произошло и как теперь избавиться от пузырьков воздуха в системе.

    Для того чтобы не случилась вышеописанная `неприятность`, следует чаще использовать торможение двигателем, а на крутых и затяжных спусках - это вообще единственно разумный вариант торможения! В противном случае, приходится часто нажимать на педаль тормоза, увеличивая нагрев деталей, а к чему это может привести, вы уже знаете.


    После закипания тормозной жидкости или в результате негерметичности гидравлического привода в системе появляются пузырьки воздуха. Как это определить?


    Очевидные признаки наличия воздуха в гидравлическом приводе тормозов следующие:

  • педаль тормоза становится `мягкой` и эффективность торможения снижается,
  • при `накачивании педали` многократными и быстрыми нажатиями, она становится жестче.

    А как от этого воздуха избавиться? И это не очень сложно, но вам понадобится помощник. Он `накачивает педаль`, а вы спускаете порции тормозной жидкости с пузырьками воздуха поочередно из каждого рабочего колесного цилиндра. Операция проводится до полного удаления воздуха из системы, только не забывайте в процессе `прокачки` периодически доливать жидкость в тормозной бачок.


    В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть и другие проблемы с тормозной системой.


    Внезапно педаль тормоза становится тугой и требуется значительное усилие для ее нажатия. Причин может быть несколько. Вот две из них:

  • при неработающем двигателе так и должно быть, поскольку усилитель тормозов сейчас не
  • работает - будьте осторожны при буксировке,
  • при работающем двигателе так быть не должно - усилитель неисправен и требуется его ремонт.

    Если стояночный тормоз не удерживает машину на подъеме, то необходима его регулировка или замена тросов, а может быть пришло время менять задние тормозные колодки. Отрегулированный ручной тормоз, при трех-четырех щелчках фиксатора рычага, должен обеспечивать удержание автомобиля на уклоне до 23%.


    В.А.Молоков, С.Ф.Зеленин


    Неисправности тормозной системы, при которых Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств .
    1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются следующие нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой (для легковых автомобилей): Тормозной

    путь не более 12,2 метра.
    Установившееся замедление не менее 6,8 м/с2.


    Примечание: Испытания проводятся на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием при скорости в начале торможения 40 км/ч. Транспортные средства испытывают в снаряженном состоянии с водителем путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой.


    На вооружении ГИБДД есть прибор, который при испытаниях тормозов жестко крепится к кузову автомобиля. Он показывает интенсивность торможения, которое измеряется в тех же единицах, что и обычные ускорение и замедление. При проведении так называемого `инструментального контроля` за техническим состоянием транспорта, оба вышеуказанных параметра снимаются с показаний испытательного тормозного стенда.


    1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

    Негерметичность трубок, шлангов и цилиндров является одной из причин появления пузырьков воздуха в системе, а чем это грозит - вы уже знаете. Кроме того, незначительное поначалу подтекание может привести к `прорыву плотины` в каком-то конкретном месте гидропривода тормозов. Обычно это происходит при резком и сильном нажатии на педаль тормоза. Педаль `проваливается до пола` и тогда уже никто не знает, кто или что поможет остановить автомобиль.


    1.5.Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
    - транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16% включительно,- легковых автомобилей в снаряженном состоянии - на уклоне до 23% включительно.

    Зачем нужен стояночный тормоз, вы недавно узнали. От его работоспособности зависит безопасность как самого автомобиля и его пассажиров, так и безопасность других участников дорожного движения.


    Представьте себе массу около тонны, которая без участия водителя начинает самопроизвольное движение. Наверное, будет много проблем! Вот почему, водитель при остановке на уклоне обязательно включает стояночный тормоз. А при длительной стоянке с выключенным двигателем грамотный водитель дополнительно включает еще и первую (или заднюю) передачу. Неработающий двигатель, через соединенные узлы трансмиссии, надежно удерживает колеса и сам автомобиль от самопроизвольного движения в отсутствии хозяина.

  • А знаете, в самолете тоже есть тормоза! Правда, работают они не в воздухе, а на взлетной полосе, во время остановки самолета после посадки. Ну а в автомобиле – «сам Бог велел», применить тормозную систему.

    Итак, тормозная система предназначена для изменения скорости движения автомобиля, по команде водителя, или электронной . Второе назначение тормозной системы - удержание автомобиля в неподвижном состоянии относительно дорожного покрытия, на время стоянки. Различают три вида тормозных систем:

    1. рабочая
    2. стояночная , в народе именуемая ручник.
    3. запасная , или система экстренного торможения.

    Рабочая система , это основной узел управления и безопасности в автомобиле, от надежности которого, зависят жизни пассажиров.

    Ручник, или стояночный тормоз приводится в действие, при длительной стоянке автомобиля, для исключения самопроизвольного движения, особенно на участках дороги имеющих уклон. Может использоваться и как система экстренного торможения. А у любителей драйва, устройством блокировки задних колес (для переднего привода) для выполнения резкого разворота, так называемый «полицейский разворот».

    Запасная система торможения стала применяться сравнительно недавно и служит для экстренного торможения во время отказа рабочей системы. Устанавливается, как правило, на автомобилях с электрическим ручником. Так как ручник во время движения не сможет включиться, то простым движением рычага экстренного торможения блокируются колеса и автомобиль остановится. Запасная система может быть реализована как отдельный узел, или как часть рабочей системы.

    Тормозная система автомобиля основана на физическом явлении - трении. Именно из-за трения между неподвижной деталью и вращающейся, достигается эффект торможения, а вот как это происходит, поговорим ниже.

    Во время торможения, трение возникает между фрикционными накладками тормозных колодок из мягкого материала и вращающимся тормозным диском или тормозным барабаном. Из-за этой особенности тормоза подразделяются на и . Но в современном автомобиле, как правило, применяется их симбиоз – передние тормоза дисковые, задние барабанные, но возможны варианты, все зависит от конструкторов.

    По способу привода в действие, тормозные системы подразделяются на:

    • Гидравлические
    • Пневматические
    • Механические
    • Электромеханические
    • Электропневматические


    Рассмотрим работу гидравлической рабочей тормозной системы, которая состоит из:

    1. Педали привода тормозной системы
    2. Главного гидравлического цилиндра
    3. Рабочих цилиндров (для каждого колеса)
    4. Трубок, шлангов высокого давления
    5. Тормозных колодок
    6. Бачка
    7. Тормозной жидкости

    При нажатии на педаль тормоза приводится в действие шток главного цилиндра. Шток толкает поршенек, который нагнетает давление рабочей жидкости в трубках системы, далее в рабочем цилиндре. Поршни рабочих цилиндров нажимают на тормозные колодки (вариант дисковых тормозов). В барабанных тормозах в рабочем цилиндре находятся два поршенька, которые заставляют колодки разойтись по сторонам и прижаться к внутренней стенке барабана.

    Надо отметить, что давление в системе тормозом достигает 20 атмосфер, поэтому для уменьшения усилия водителя при нажатии на педаль тормоза, в систему вводится вакуумный усилитель тормозов , работу которого рассмотрим отдельно.

    Для улучшения характеристик тормозной системы, а так же ее надежности применяются еще несколько усовершенствований. Это:

    • ABS (антиблокировочная система)
    • ASR (антипробуксовочная система)
    • ESP (система курсовой устойчивости)
    • BAS (усилитель экстренного торможения)
    • EBD (система распределения тормоза)
    • EDS (блокировка дифференциала)

    Механическая тормозная система применяется в работе стояночного тормоза и экстренного торможения. Обычно ручник совмещается с гидравлической системой, но если на задних колесах применяются дисковые тормоза, то стояночный тормоз реализован отдельно. В некоторых автомобилях стояночный тормоз блокирует не колеса, а барабан тормозной, который находится на приводе .

    Принцип работы очень прост, приводя в действие рычаг ручника, натягивается трос, который соединен с тормозными колодками. Колодки расходятся и блокируют барабан или диск изнутри.

    Пневматические тормоза схожи с гидравлическими, но вместо тормозной жидкости в системе сжатый воздух. Для этого в систему введены ресиверы для его накопления.

    В электромеханических тормозах трос приводит в действие электродвигатель.