УАЗ для оффроуда. Подготовка

Почти всегда одинаков. Разница лишь в исходном автомобиле.

Каждый, кто сидел в грязи на мостах или смотрел на такие вот колеса думал: " Эх, мне бы побольше и позубастее."

Например вот такие:

Итак, первое что делает внедорожник более проходимым - это большой размер колес. Но прежде всего он ограничен геометрией кузова и колесными арками, во вторых он ограничен возможностями двигателя и трансмиссии.

Не будем сразу браться за болгарку, давайте поднимем кузов и посмотрим, что получится. А поднять его можно двумя способами для рамной машины и лишь одним для несущего кузова.

Первый, подходящий для обоих типов - это лифт подвески. Он делается разными способами или установкой проставок под элементы подвески, или установкой удлиненных (усиленных) элементов – амортизаторов, пружин, торсионов, рессор. Бывает оба метода сочетаются. Это для сохранения заводских параметров углов установки колес.

Второй - это лифт кузова над рамой. Способ прост до безобразия - штатные проставки заменяются на более высокие и прочные. В связи с такой переделкой бывает необходимо удлинить тормозные шланги, ручки КПП и раздатки, различные тяги, иногда даже кардан и т.д. и т.п. Но это нужно не всегда и зависит от машины и высоты лифта.

Теперь, установив большие колеса, мы столкнемся с тем, что их масса значительно увеличилась. Гидроусилитель руля хоть и справляется, но при езде по бездорожью толчки и удары на руль существенно возрастут. Нужно установить рулевой демпфер, по сути, просто амортизатор между кузовом и рулевым управлением.

Ну что же, кузов поднят, колеса влезли, и мы даже можем двигаться, тяги хватает. Но как убого выглядит автомобиль на огромных колесах с жалкими пластмассовыми бамперами и хлипкими порогами.
Ведь желание пробраться туда, где и трактор не найдешь, увеличилось, а препятствий на пути тоже – лес, камни, болота, песок, вода.

Обезопасим любимое авто от фатального контакта с кустами, деревьями и прочими твердыми предметами.

Меняем бампер и пороги на СИЛОВЫЕ:

Зачем нужен бампер, наверное, понятно всем, а вот зачем нужны пороги?

Забираться в машину они не помогают, геометрическую проходимость уменьшают, брюки пачкают. Да, что я о брюках, чай не на вечеринку собираемся. А вот поднять машину сбоку без них можно, только за колесо, что не всегда удобно.

Ведь колесо может быть необходимо заменить.

А вот с ними очень удобно. Примерно так.

Кстати о домкрате. То, что вы видите надо купить и положить в машину, даже если ее доработка отложена на потом, а в грязь залезть очень хочется. Зовут его Hi-Lift Jack, в народе Хай-Джек, запомните его имя, это икона и легенда бездорожья, но о нем отдельно.

Едем дальше, а скорее ползем. Без дорог быстро не ездят. Если просвета и сцепления с дорогой уже не хватает, продвигаться вперед нам может помочь домкрат и лопата, но это долго и муторно. В итоге почти 99% подготовленных машин оснащены лебедкой.

И почти все они электрические. Есть еще гидравлика или механические системы с отбором мощности от двигателя, но это скорее экзотика или спецтехника.

Лебедка спереди обычно позволяет двигаться вперед, пока не иссякнет ваш энтузиазм и ее силы. Частенько раньше бывает первое. А вот тогда очень поможет лебедка сзади. Но редко кто ее ставит стационарно. Чаще это съемная конструкция.

Вот героиня бездорожья в авангарде:

А вот она же прикрывает тылы...

К средствам защиты кузова нужно добавить веткоотбойники:

В основном автомобиль готов, но это если не лазить в реки и не отъезжать дальше часа пути от ближайшего магазина «Вина-воды».

Для преодоления бродов нам понадобится не хитрое, но очень нужное приспособление «шноркель». Изначально он использовался вовсе не для преодоления водных преград, а для езды по пустыням. Чтобы поднять забор воздуха к двигателю максимально высоко от песка и пыли, особенно актуально при движении в колонне. Наверное, поэтому большинство современных шноркелей не имеют 100% герметизацию и при монтаже это необходимо учитывать.

Еще одна очень распространенная ситуация. Окрыленный «джипер» даже не задумывается, что воздух потребляет не только двигатель, но и коробка с мостами. Делают они это через сапуны. У некоторых моделей они уже снабжены трубками, которые выведены повыше, но этого не достаточно, если вы хотите делать такие нырки...

Тогда вывести дыхательные трубки агрегатов в тот же шноркель или салон просто обязательно, а то они наглотаются холодной воды и.. не будем о грустном. Сделаем вот так:

Как правильно доработать «козла» для бездорожья

В прошлом номере нашего журнала (ОРД № 11/2011) мы начали разговор об УАЗе и нюансах его выбора и приобретения. Теперь мы обсудим следующую стадию - доработку для эксплуатации на бездорожье. Ведь грамотная подготовка значительно увеличит проходимость, а неправильная лишь израсходует денежные средства.

Перед тем как приступить к подготовке УАЗа, следует определиться с концепцией. Потому как построить одновременно экспедиционник, «проходимец» и гоночный болид не получится. Разные марки и модели подходят для определенных условий в большей или меньшей степени. УАЗ 469 и его модификации - машины для тяжелого бездорожья, их стихия минимум асфальта, максимум грязи. В этой статье я дам несколько советов, какие именно доработки следует делать и в какой последовательности. По степени важности разобьем их на несколько групп.

То, без чего никак

Первое, что нужно установить на внедорожник, это грязевые колеса и лебедка . Если вы много путешествуете одной машиной, а возможности сразу купить и колеса , и лебедку нет, лучше начните с лебедки, потому как именно она в состоянии извлечь застрявший внедорожник, колеса же помогают меньше застревать, но не исключают этой возможности, скорее наоборот, провоцируют проехаться по более грязной дорожке, что, как правило, и приводит к необходимости использования лебедки.

Но в окончательном варианте нужны и лебедка , и колеса . С лебедкой все просто - оптимальным для УАЗа будет электромотор мощностью 9,5 л. с. C колесами несколько сложнее, но тоже есть готовые рецепты. Для обычных мостов (спайсер, «колхоз») максимальный размер колес, которые они будут без труда крутить, - 33 дюйма; при установке понижающего кита в трансмиссию можно ставить колеса до 36 дюймов. Военные мосты легко справляются с 36-ми колесами в стоке, а с понижающим рядом запросто крутят колеса размером до 38 дюймов и даже больше.

Хорошо бы сделать

Использование электролебедки повлечет за собой дополнительные расходы электроэнергии, так что желательно установить на автомобиль второй аккумулятор . Места под капотом у УАЗа достаточно, так что, изготовив несложный крепеж, вторую батарею можно расположить рядом со штатной.

Чтобы при движении через броды вода не попадала в трансмиссию, сапуны лучше вывести наверх (в подкапотное пространство или полости кузова).

Штатный свет УАЗа не выдерживает никакой критики, а при движении по бездорожью в темное время суток без хорошей светотехники все может закончиться нехорошо. Поэтому стоит озаботиться установкой дополнительных фар и (или) модернизацией существующих.

Чтобы обезопасить лобовое стекло от веток и сучьев, так и норовящих его разбить при движении по лесу, между крыльями и крышей или, если планируется силовой обвес, между кенгурином и верхним багажником можно натянуть леера (веткоотбойники) из металлического троса. Если на машине изначально отсутствует гидроусилитель рулевого управления, то его обязательно надо поставить при переходе на колеса увеличенной размерности, потому что вращать на бездорожье спущенные до минимального давления грязевые покрышки обычной физической силы может и не хватить. Также не помешает рулевой демпфер. На потолке машины можно сделать несколько сетчатых карманов для снаряжения, боящегося влаги, чтобы наверняка обезопасить его при прохождении глубоких бродов. (Если вы думаете, что УАЗ достаточно герметичен, чтобы не допустить попадания воды в салон, то вы фатально заблуждаетесь.)

И конечно же, туристическому автомобилю не помешает радиосвязь и навигационная система.

Полезные излишества

Если вы поставили перед собой задачу превратить свой УАЗ не только в суперпроходимый, но и в мегакомфортабельный внедорожник и готовы положить на алтарь этой цели внушительные денежные средства, то вот список дополнительных переделок, которые уж точно не окажутся лишними в борьбе с бездорожьем.

Тормозные барабаны удалить и заменить на дисковые тормоза - это поможет сохранить эффективность тормозной системы после прохождения водных преград и избавит от постоянной подводки колодок. Штатные сидения заменить на спортивные со средневыраженной боковой и нижней поддержкой, пол и борта лодки кузова обшить алюминиевым листом через шумо- и теплоизоляцию. Так в салоне будет гораздо комфортнее находиться и к тому же не придется тратиться на пылесос и химчистку салона, пол после поездок по грязи запросто моется керхером. Машину можно оборудовать пневматической системой с подкачкой колес и возможностью использования пневмоинструмента. Задние фонари и габаритные огни переделать на диодные - это поможет избежать постоянного стрясания лампочек и потери контакта - болезни УАЗов.

Столько всего можно сделать, прямо глаза разбегаются, но не стоит спешить со строительством, начните ездить на стандартной машине. Во-первых, это позволит вам отточить навыки внедорожного пилотирования, а во-вторых, вы сможете принимать решения о необходимости тех или иных переделок, исходя из собственного опыта.