Как не допустить эвакуации автомобиля, оставленного без номеров. Могут ли эвакуировать машину без номеров с платной парковки

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Немногим более месяца прошло с тех пор, как в Москве был утвержден и начал действовать весьма загадочный документ, представляющий собой регламент эвакуации автомобилей, . Буквально сразу после этого соцсети запестрели сообщениями автомобилистов о массовой эвакуации таких машин, при том что ни одна из норм действующего законодательства не запрещает оставлять находящийся на стоянке автомобиль без государственных регистрационных знаков.

Как показывает практика, перед законом равны далеко не все, и по отношению к другим кто-то всегда будет равнее. Попытка эвакуировать автомобиль без номеров сотрудниками ГКУ «АМПП» была предпринята и в отношении одного из сотрудников «Ридуса». О том, как это происходило, чем закончилось и какие из всего этого можно сделать выводы, читайте ниже.

Террорист или жертва кражи?

В тот день сотрудник издания по имени Алексей припарковал свою машину на привычном месте - на платной парковке у здания редакции. Рабочий процесс был в самом разгаре, когда его слух уловил знакомый многим автомобилистам тревожный звук работающего эвакуатора. Подлетев к окну и увидев свою машину, окруженную сотрудниками ГКУ «АМПП», Алексей устремился на улицу, где его авто было уже погружено на эвакуатор. Вежливо, но твердо владелец машины разъяснил сотрудникам службы эвакуации, что, несмотря на отсутствие на стоящем автомобиле номеров (что не запрещено законом), парковка им оплачена, а машина находится в установленном законом месте, предназначенном для стоянки. После этого он попросил сотрудников АМПП объяснить причину эвакуации и вернуть ему автомобиль.

Основанием для эвакуации, по словам сотрудника, является некое решение Антитеррористической комиссии города Москвы. На требование Алексея вызвать на место сотрудников ФСБ, что вполне логично при выявлении объекта, представляющего террористическую угрозу, пусть даже и в воображении работников не совсем профильного ведомства, эвакуаторщики отреагировали без энтузиазма. Возвращать машину владельцу они также не собирались.

Алексей, чувствуя за собой правоту, также не был намерен отступать. В результате на место были вызваны сотрудники полиции и ГИБДД, а работники АМПП предпочли скоротать время в кабине эвакуатора.


Работники АМПП предпочли скоротать время в кабине эвакуатора

Представители органов прибыли на место где-то через час. Все это время эвакуатор с погруженной на него машиной Алексея практически полностью перекрывал и без того узкий переулок.

Представители полиции не смогли внести ясность в ситуацию о правомерности эвакуации машины Алексея. Правоохранители лишь пожали плечами, кивнув в сторону сотрудника ГИБДД, - мол, пусть разбирается специалист, после чего удалились.

Действительно, сотрудник ГИБДД довольно быстро расставил все точки над i в данной ситуации. После проверки водительских документов Алексея и данных автомобиля никакого криминала в действиях его владельца обнаружено не было. По требованию инспектора автомобиль был моментально сгружен с эвакуатора и возвращен владельцу без каких-либо дополнительных условий.

Напоследок Алексею даже удалось взглянуть краем глаза на тот самый «секретный документ», на основании которого предполагалось увезти в неизвестном направлении его автомобиль. Документ, как выяснилось, действительно существует, но кем он подписан и насколько легитимен, из протянутой работником АМПП бумажки выяснить так и не удалось.


Автомобиль был моментально сгружен с эвакуатора и возвращен владельцу без каких-либо дополнительных претензий

На каком основании?

Оставлять дело, не добившись полной ясности, журналисты «Ридуса» не собирались. За разъяснениями редакция обратилась в АМПП и МАДИ, а также к независимым экспертам.

Перемещение автомобилей без номеров производится на основании решений Антитеррористической комиссии города Москвы (№ 13−80−1/15 от 13.03.2015 и № 4−13−7596/7 от 27.04.2017), - сообщили изданию в АМПП. - Согласно им, сотрудники правоохранительных органов, а также инспекторы МАДИ могут принять решение о перемещении таких автомобилей из 400-метровой зоны от мест массового скопления людей. Автомобили отправляют на охраняемые стоянки на специально отведенные места, где их должны проверить сотрудники правоохранительных органов.

Даже не юристу в глаза бросается тот факт, что данный документ является подзаконным актом, подменяющим КоАП РФ, при том что в случае противоречия положений подзаконного акта положениям закона приоритет остается за законом. В самом же законе о возможности эвакуации автомобилей без государственных регистрационных знаков, если они припаркованы без нарушения ПДД, не говорится ничего.

На вопрос «Ридуса» о том, насколько законна такая эвакуация, был получен следующий ответ:

Антитеррористическая комиссия приняла соответствующие решения, не затрагивающие правоотношения, регламентированные КоАП РФ. Присутствие неопознанных автомобилей в местах массового скопления людей затрудняет работу сотрудников правоохранительных органов в части проведения необходимых оперативно-разыскных мероприятий. Именно поэтому мы получаем отклик от граждан, которые поддерживают решение принимать меры в отношении подозрительных автомобилей. Ведь идентифицировать владельцев таких транспортных средств практически невозможно.

Тихий переулок в центре Москвы, откуда пытались эвакуировать автомобиль Алексея, назвать местом массового скопления людей не поворачивается язык. Про какие-то сообщения граждан о подозрениях, вызываемых этим транспортным средством, сотрудники АМПП ни владельцу машины, ни даже прибывшим на место полицейским не сказали ни слова.


История с Алексеем ничему не научила сотрудников АМПП, эвакуация автомобилей без номеров в переулке продолжается и поныне

А ну как рванёт?

На первый взгляд, все это можно было бы списать на ухищрения парковщиков, не особо заморачивающихся формулировками поводов для эвакуации, если бы не одно «но». А именно, что в качестве основания для эвакуации рассматривается террористическая опасность, что, как известно, далеко не шутки. Москвичам, пережившим не один теракт, не надо объяснять, чем может грозить хотя бы одна пропущенная специалистами бомба или смертник.

По этой причине жители столицы всегда с пониманием относятся к ситуациям, когда на место предполагаемой террористической угрозы прибывают группы разминирования, кинологи и представители различных специальных служб. Благодаря их профессионализму, количество терактов в Москве в последние годы резко сократилось.

На этом фоне ситуация, когда автомобиль, по чьему-то мнению представляющий террористическую опасность, без эвакуации людей, выставления оцепления, вызова взрывотехников, кинологов и представителей спецслужб грузится на эвакуатор и куда-то везется через всю Москву, вообще не поддается никакому описанию.

О том, что будет, если условная машина с заложенным взрывным устройством взорвется от тряски при погрузке или движения по оживленной магистрали, страшно даже подумать.

Не меньше вопросов вызывает и то, как и кто определяет, представляет ли данный автомобиль террористическую угрозу или нет.

Решение о перемещении автомобилей без номеров, а также с нечитаемыми или подложными номерами могут принять сотрудники правоохранительных органов или инспекторы МАДИ, - пояснили „Ридусу“ в АМПП и МАДИ. - Неопознанные автомобили перемещаются из 400-метровой зоны от станций метро, остановок общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, парков.

Заявление выглядит по меньшей мере странно, учитывая, что определить угрозу, исходящую от того или иного подозрительного автомобиля, и порядок дальнейших действий в этой ситуации способен далеко не каждый представитель специальных служб, не говоря уже обо всех остальных.

Любой человек, который имеет принадлежность к оперативной службе, знает совершенно точно, что в тех случаях, когда в отношении какого-либо объекта возникает подозрение, что он может нести террористическую угрозу, к нему категорически нельзя приближаться и уж тем более дотрагиваться до него или куда-то его перемещать, - пояснил „Ридусу“ спасатель 1-го класса, ветеран МЧС с 20-летним стажем работы Андрей Туманов.

По словам специалиста, не обладающие нужными знаниями и навыками сотрудники ГКУ «АМПП» или МАДИ не имеют компетенции ни для того, чтобы точно определить исходящую от объекта угрозу, ни уж тем более для того, чтобы ее обезвредить.

Максимум, что они могут, - это до приезда специальной оперативной группы саперов или сотрудников силовых ведомств попросить полицию выставить оцепление возле подозрительной машины.

Любое взрывное устройство обезвреживается исключительно на месте, - говорит Андрей Туманов. - Для этих целей обычно под управлением опытнейших сотрудников минно-взрывных подразделений МВД, МО или МЧС используется робот-сапер, который выстрелом из водяной пушки разрушает взрывное устройство, не допуская его взрыва.

По его словам, осуществлять действия по разминированию, предотвращению взрывов могут только специально обученные люди из инженерно-саперных подразделений силовых ведомств и никто более. Научить этим навыкам в рамках курсов повышения квалификации или каких-то дополнительных занятий с непрофильными специалистами невозможно.

То, чем занимается, принимая подобный регламент, московский антитеррористический комитет, можно назвать не просто самодеятельностью, а вредительством, которое может стоить жизни не только сотрудникам службы эвакуации, но и обычным москвичам, оказавшимся неподалеку от места, где работникам АМПП не повезет эвакуировать машину, действительно начиненную взрывчаткой, - резюмирует Андрей Туманов.

Закон что дышло?

Массу вопросов вызывает эвакуация автомобилей без номеров и с правовой точки зрения. Тот же КоАП не требует от автовладельца обеспечивать сохранность номерных знаков во время стоянки автомобиля. Более того, еще в начале 2013 года Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ вынесла соответствующее определение (N 5-АПГ13−20).

Тогда судебную тяжбу затеял некий гражданин В. Л. Вэскер, который, как и положено, пройдя со своей жалобой все судебные инстанции столицы, включая Мосгорсуд, и получив там отказ, добрался с апелляцией до Верховного суда РФ, где и добился победы здравого смысла!

Суд в частности отметил, что граждане имеют полное и неотъемлемое право в любой момент оставлять машину на платной парковке с нечитаемыми номерными знаками (ездить так нельзя, но это совсем другой вопрос) или вообще без номеров.

Штрафовать их, как прописано в части 3 статьи 8.14 КоАП (теперь уже города Москвы), за это никто не имеет права. То есть абсолютно никто: ни бог, ни царь, ни уж тем более московское ГКУ «АМПП».

Патовая ситуация

Настоящим беспределом считает применение «антитеррористического регламента» и координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов:

Московские власти в очередной раз показали, что считают принятые ими законы значимее федеральных. Это индикатор полной деградации правовой системы в РФ, ведь выходит, что один регион де-факто может жить по собственным правилам, отличным не только от законов всей страны, но и от норм, принятых российской Конституцией. Практически единственный шанс для автомобилистов добиться соблюдения законов - попытаться отстоять это в Верховном суде РФ, поскольку никакие суды низших инстанций (которые тем не менее будет необходимо пройти искателям справедливости) просто не посмеют перечить столичным властям.

Местные суды не смогут, до высших - путь долог и тернист. Ситуация патовая, ведь пока суть да дело, в сухом остатке сегодня мы имеем конкретную угрозу. Правда, исходящую не от оставленных без номерных знаков авто, а от чиновников, легким росчерком пера предоставивших настоящим террористам отличный шанс воспользоваться случаем и бросить начиненную взрывчаткой машину без номеров под стопроцентную эвакуацию. Хоть на платной парковке в нескольких метрах от Кремля, хоть у выхода из метро в час пик или детского досугового центра.

Транспортное средство может быть эвакуировано на штрафную стоянку по огромному множеству причин. Но лидерство в этой сфере вот уже несколько лет занимает такое нарушение правил дорожного движения, как неправильная или неоплаченная парковка. Владельцы автомобилей, которые из-за этого уже успели испытать на себе все прелести эвакуации (главной является довольно крупный денежный штраф), стремятся избежать повторения и идут на самые разнообразные хитрости. Одна из них – это снятие или сокрытие номерных знаков.

Можно ли машину без номеров забрать на штрафстоянку? Этот вопрос является довольно популярным на специализированных сайтах и форумах, поэтому попробуем разобраться в нем как можно подробнее.

Зачем водители прячут номер автомобиля

Откуда взялась традиция снимать номера транспортного средства или скрывать его под специальной пленкой, слоем грязи и другими «экранами»? На этот вопрос имеется два варианта ответа:

  • на многих платных парковках устанавливается специальное оборудование – парконы, – которое считывает номер. На основании этой информации владельцу авто потребуется платить за его стоянку. Если же устройство не сможет определить все цифры номерного знака, реально сэкономить деньги;
  • подобное оборудование устанавливается и в зоне действия многих запрещающих знаков. Оно также предназначено для считывания номерных знаков и для передачи информации для начисления штрафов нерадивому водителю;
  • наконец, согласно действующему законодательству, забрать на штрафстоянку транспортное средство без номеров нельзя. Водители, скрывающие номерной знак, просто рассчитывают на то, что представители ГИБДД будут в точности соблюдать эту норму.

К огромному сожалению для владельцев автомобилей, сотрудники автоинспекции отлично знают все подобные хитрости. Поэтому ими выработан целый ряд мер, позволяющих противодействовать «экономным» водителям.

Эвакуация авто из-под запрещающих знаков

Если владелец припарковал свою «ласточку» без номеров аккурат под знаком «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена», инспекторы МАДИ не будут тратить свое драгоценное время на выяснение обстоятельств такого поступка. Они вполне имеют правоэвакуировать машину на штрафстоянку.

При этом инспектор даже не будет разбираться в том, кому принадлежит авто. Так как сотрудник не имеет права сдирать закрывающую номерной знак пленку и даже чистить грязь (подобные действия по закону квалифицируются как нарушение неприкосновенности частной собственности или порча имущества), он просто перепишет видимые цифры и отправит транспортное средство на штрафплощадку. Если же хитрый водитель вообще снял номерные знаки, проблемы возникнут исключительно у него, так как затем придется долго искать автомобиль, выяснять, на какую именно стоянку его эвакуировали. Это может занять довольно много времени и душевных сил.

Эвакуация автомобиля с платной парковки

Вполне законные средства могут использоваться и против тех водителей, которые прячут или снимают номерные знаки, чтобы не платить за парковку. Нет, забирать машину, которая находится в зоне платной стоянки без номеров, соответствующие службы действительно не имеют никакого права. Но им это и не нужно.

Информация о таком автомобиле передается в ГКУ «Администратор парковочного пространства. У этой организации, в отличие от МАДИ, есть в штате пешие сотрудники. Причем они имеют все полномочия для того, чтобы срывать любые посторонние предметы, которые закрывают все или несколько цифр номерного знака. После этого номер записывается и с водителя взимается плата по полной программе.

Эвакуация авто, припаркованных без нарушений правил дорожного движения

Эвакуировать транспортное средство без идентификационных знаков специальные службы могут лишь в экстремальных случаях. К примеру, когда она стоит в зоне действия какого-либо запрещающего знака. Но если автомобиль припаркован во дворе, где нет никаких запретов на стоянку, инспектора обычно оставляют его на своем месте.

Впрочем, это правило также имеет целый ряд своих нюансов. К примеру, если водитель оставляет машину на участке, под которым проложены подземные коммуникации – газовые или водопроводные трубы, канализационная сеть, то ее вполне могут отбуксировать на штрафплощадку. Все дело в том, что в случае аварийной ситуации соответствующие службы должны будут иметь быстрый доступ к коммуникационным сооружениям. Если прямо над ними расположился автомобиль, о таком доступе не может быть и речи.

Транспортное средство могут эвакуировать на штрафстоянку по огромному количеству причин . Но вот уже несколько лет в этой сфере неуклонно занимает лидерство такое нарушение ПДД, как неоплаченная или неправильная парковка.

Те автомобилисты, которые уже испытали на себе все тяготы эвакуации (главный недостаток — крупный денежный штраф), всеми силами стремятся избежать ее, поэтому и прибегают к самым разнообразным хитростям. Одна из них – сокрытие или снятие номерных знаков.

Возникает закономерный вопрос: могут ли эвакуировать машину без номеров? Обсуждение данной темы довольно популярно на специализированных форумах и сайтах, поэтому в этой статье она будет обсуждаться как можно подробнее.

Такой нехитрый способ предупреждения эвакуации автомобиля кажется невинным и простым. Но так ли это на самом деле?

Интересно, что прятать номерные знаки начали с тех пор, как появились цифровые фиксаторы . «Фены» - это приспособление, фиксирующее скорость движущейся машины, заставило некоторых водителей снимать табличку с идентификационным знаком.

Одними из первых средств в борьбе с ними стали лак для волос и женские колготки. Такие средства блокировали отражение света, поэтому не позволяли фиксировать номер. Однако в борьбе с эвакуацией подобные древние средства абсолютно бессильные .

Если благодаря этому радар мог просто не зафиксировать данные, то инспектор вполне может заметить, а затем идентифицировать нарушение закона, проявившегося в виде фальсификации или скрытия номерной таблички.

Стоит признать, что даже снять табличку с номерами и взять ее с собой или оставить ее в багажнике не так просто. Для этого водителю необходимо постоянно при себе иметь инструмент, позволяющий не только демонтировать, но и монтировать номера назад.

При этом важно научиться выполнять подобные действия без лишнего шума и максимально быстро, поскольку в противном случае прохожие могут в этом заподозрить преступление и вызвать инспектора ГИБДД.

Но почему некоторые автомобилисты все-таки прибегают к этим хитростям? Откуда появилась традиция снимать номера или скрывать их с помощью специальной пленки, слоя грязи и других «экранов»?

На этот вопрос есть несколько вариантов ответа:

Однако, к большому сожалению для автовладельцев, сотрудники автоинспекции прекрасно знают подобные хитрости . Именно поэтому они выработали целый ряд мер, которые позволяют противодействовать нечестным водителям.

Замечали ли Вы на штрафных стоянках машины без номерных знаков? Имеют ли право эвакуировать машину без номеров? Необходимо исходить из обстоятельств каждого конкретного случая.

Напомним, что действующий закон не предусматривает эвакуацию автомобиля без номеров, но, несмотря на это, столичные службы повысили безопасность на период проведения международных мероприятий, поэтому не один десяток автомобилей с замаскированными номерными знаками отправился на штрафную стоянку.

Могут ли эвакуировать машину без номеров с платной парковки? С платных стоянок авто без номеров запрещается эвакуировать, поскольку этот участок — частная собственность.

Так, эвакуатор не имеет права заезжать туда без разрешения хозяина парковки, а уж тем более увозить транспортное средство. Данное правило дает возможность убегать правонарушителям от правосудия.

Интересно, что пеший инспектор ГИБДД не может дать право на эвакуацию, однако отсутствие номерных знаков он классифицирует как правонарушение, поэтому хозяину незарегистрированного авто придется понести ответственность.

Следует отметить, что в настоящее время московские власти серьезно занялись этим вопросом, чтобы понизить уровень преступности в городе. Выдвигаются даже предложения по поводу ужесточения или совершенствования закона для изобретательных водителей.

Если автовладелец припарковал своего «железного коня» без номеров под знаком «Стоянка запрещена» или «Остановка запрещена», инспекторы МАДИ не станут тратить драгоценное время на дополнительное выяснение обстоятельств этого поступка.

Они имеют законное право эвакуировать авто на штрафстоянку за неправильную парковку. При этом инспектор не станет разбираться, кому принадлежит машина.

Поскольку он не имеет права чистить грязь с номерного знака или сдирать специальную пленку (по закону подобные действия можно квалифицировать как порчу имущества или нарушение неприкосновенности частной собственности), то он перепишет видимые цифры, а затем отправит автомобиль на штрафную площадку.

Если хитрый водитель вовсе снял номерные знаки, то проблемы появятся исключительно у него, так как он не будет знать, что делать дальше, где искать автомобиль, на какую стоянку он эвакуирован. Это вполне может затратить много душевных сил и драгоценного времени.

В последнее время можно заметить эвакуацию авто без номеров под предлогом борьбы с терроризмом.

Транспортное средство увозят из 400-метровой зоны от МЦК, наземных вестибюлей станций, сооружений метрополитена, остановок наземного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, парков, а также других общественных мест, в которых скапливается большое количество людей.

Согласно новому регламенту, такие машины перемещают на специализированные стоянки, на которых они проходят проверку сотрудниками правоохранительных органов.

Благодаря этому они могут установить, не представляет ли автомобиль террористическую угрозу, не находится ли он в розыске. После этой проверки эвакуированные машины возвращают хозяину или же его законному представителю.

Законна ли эвакуация автомобиля без номеров, который припаркован без нарушений?

Как мы уже отметили, эвакуировать машину без идентификационных знаков могут специальные службы только в экстремальных случаях.

Например, если транспортное средство находится в зоне действия запрещающего знака . Однако если автомобиль был припаркован во дворе, в котором нет запретов на стоянку, то инспектора ГИБДД обычно не трогают его.

Впрочем, данное правило тоже имеет ряд своих нюансов. Например, если водитель оставил авто на участке дороги, под которым расположены подземные коммуникации (водопроводные, газовые трубы или канализационная сеть), то ее могут эвакуировать на штрафную площадку.

Дело в том, что при аварийной ситуации определенные службы должны иметь быстрый доступ ко всем коммуникационным сооружениям . В случае, если над ними расположен автомобиль, доступ к ним остается заблокированным.

Итак, согласно вышесказанному, несмотря на то, что в большинстве случаев эвакуация автомобиля без номеров запрещена, законодательство предусмотрело ряд исключений, которые не позволяют быть полностью уверенным в этом.

Поэтому снятие или сокрытие номерного знака часто не имеет практически никакого смысла.

Стоит признать, что с номерными знаками шутки плохи, так как тут запросто можно либо прав лишиться, либо нарваться на внушительный штраф, вариантов несколько.

Вот, какое наказание для ушлых водителей предусмотрено в 2019 году:

Согласно вышесказанному, штраф за стоянку машины без номерного знака невелик . Но все же он больше в несколько раз, чем оплата за парковку.

Для того, чтобы себя не подвергать лишним расходам, лучше всегда платить за парковку. К тому же платные стоянки защищают вашу машину от угона и других неприятностей.

Также не имеет абсолютно никакого смысла снятие или сокрытие идентификационных знаков, чтобы машину не эвакуировали в результате нарушения правил ПДД.

Ведь автомобиль все равно заберут, но, помимо штрафа в размере 2,5 000 рублей, вам придется еще оплатить ее пребывание на штрафстоянке.

Гораздо экономнее и практичнее постараться не нарушать правила, парковать авто только в положенном для этого месте.

В Москве в течение двух-трех месяцев, то есть к июню-июлю 2017 года, будет доработан порядок эвакуации с платных парковок автомобилей, водители которых на время парковки снимают регистрационные номера или прикрывают на них цифры и буквы.

Накануне проблемы с парковками в Москве обсуждались на круглом столе в Общественной палате России. Там во время встречи с жителями столицы разобраться с "хитрыми" водителями и пообещал заместитель гендиректора ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Андрей Головатюк.

Отвечая на претензии, почему законопослушные граждане, готовые платить за стоянку, вынуждены накручивать круги по соседним улицам в поисках парковочного места, тогда как машины со скрученными номерами занимают парковки по полсуток, не оплачивая ничего городу, Головатюк заявил, что "вопрос будем решать в ближайшие два-три месяца".

"Сейчас идет разработка регламента по взаимодействию с МВД по эвакуации таких машин с парковочных мест. На штрафстоянках для них будут выделены особые места", - сказал замгендиректора "Администратора московского парковочного пространства", которого цитирует "Коммерсант" .

О том, что власти Москвы намерены начать активную борьбу с нарушителями, которые закрывают или снимают номера на автомобилях, чтобы избежать штрафов за неоплаченную парковку, еще глава столичного департамента транспорта вице-мэр Максим Ликсутов. "Если автомобиль стоит с нечитаемыми номерами, сотрудники Администратора московского парковочного пространства (АМПП) и Центра организации дорожного движения (ЦОДД) будут этот знак освобождать от всяких закрытий, и если парковка не оплачена, будут выписывать штраф", - говорил Ликсутов в ноябре 2016 года.

Однако с тех пор ничего в городе не изменилось - автомобили со скрученными или прикрытыми номерами, большинство из которых - премиум-класса и представительские седаны бизнес-класса, продолжают занимать парковочное пространство на улицах столицы. А с приходом теплой погоды водители таких автомобилей, чтобы не снимать номера, но и не платить за парковку, просто поднимают крышку багажника, на котором крепится регистрационный номер.

В феврале 2017 года телеканал "Москва 24" сообщал, что к борьбе с нарушителями правил платной парковки в Москве будут привлекать сотрудников полиции. Пешие инспекторы "Администратора московского парковочного пространства" должны будут вызывать полицию для проверки автомобилей без номеров. А те уже должны принимать решение, эвакуировать такой автомобиль или досматривать на месте. Однако эта практика так и осталась возможностью на бумаге.

Жители Москвы пожаловались в ОП на платные парковки, занимающие места у их домов

На прошедшем накануне круглом столе в Общественной палате РТ обсуждались также вопросы, связанные с ограничениями парковок автомобилей у домов, где проживают их владельцы.

Жители столичных районов Измайлово, Перово, Ясенево и Строгино пожаловались в ОП, что вокруг их домов размещены многочисленные зоны платной парковки и знаки запрета стоянки.

Сейчас больше всего таких жалоб из района Измайлово. Глава инициативной группы местных жителей сообщила, что знаки о запрете стоянки появились даже на широких улицах, где стоящие вдоль обочин автомобили никому не мешают, а власти намеренно ликвидируют "карманы" для машин. Оставляя машину на ночь, автовладельцы вынуждены фотографировать ее со всех сторон, чтобы были видны знаки, так как велик риск, что ночью ее эвакуируют или выпишут штраф за неправильную парковку.

Жители района Перово и Строгино заявили, что в результате введения платной парковки дворы теперь "напрочь забиты автомобилями", а шлагбаумы не всегда можно поставить. И если раньше это были тихие районы, то теперь машины там во дворах стоят в шесть рядов.

В ответ на это начальник информационно-аналитического управления ЦОДД Максим Щепаков заявил, что все проекты по изменению организации движения "согласуются с управами и депутатами". "Ошибки, конечно, возможны, есть человеческий фактор, - заявил он. - Но уверен, что 90% претензий и вопросов я отобью, объяснив, что решение было верно. Но если ошибки и будут, готовы их устранить".

А замгендиректора ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Андрей Головатюк в ответ на претензии местных жителей сказал, что теперь Москва "лидирует среди европейских городов" по количеству машин - 324 на 1000 жителей, и на каждый автомобиль приходится всего 27 кв. м пространства. Зато с введением жестких парковок выросла средняя скорость движения и сократилось количество аварий.

В авто без опознавательных знаков мэрия столицы видит террористическую угрозу. На этой неделе на спецстоянку отправили уже 77 машин. Автомобилисты подвергли такую практику резкой критике

Возможность эвакуировать припаркованные автомобили без номеров появилась благодаря регламенту столичной антитеррористической комиссии. Он был утвержден несколько дней назад.

Автомобиль без опознавательных знаков, стоящий возле метро, железнодорожных узлов и в других людных местах, может быть не только эвакуирован, но и проверен сотрудниками правоохранительных органов. Если террористической угрозы нет, а парковка была оплачена, автомобиль бесплатно вернут владельцу. Для этого необходимо позвонить в справочную и уточнить местоположение стоянки, на которой находится машина. На этой неделе уже зафиксировано 77 подобных случаев эвакуации.

Эта практика подверглась резкой критике, некоторые депутаты Госдумы даже направили жалобы в Генпрокуратуру. В чем суть претензий, Business FM рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

— Мы хотим, чтобы прокуратура провела проверку действий структур мэрии Москвы и дала им правовую оценку. В законодательстве нет нормы, которая позволяет эвакуировать автомобили без государственных регистрационных знаков. Вы можете купить новый автомобиль без номеров и потом в течение десяти дней поставить его на учет, то есть получить номера. Но все это время вы можете эксплуатировать транспортное средство. Мэрия долго пыталась придумать, каким образом бороться с автомобилями, которые припаркованы без номеров, и решила использовать аргументы про борьбу с терроризмом. Граждане нашли лазейку в законодательстве, чтобы не платить за парковку, которая теперь стоит местами до 200 рублей в час, а мэрия — чем им ответить.

— Проводится проверка. Что в эту проверку входит?

— К сожалению, мэрия никому не показывает свой административный регламент, согласно которому они и проводят эти действия. Соответственно, если происходит вскрытие автомобиля, это абсолютно незаконно, потому что это — вторжение в частную собственность. Автомобилю может быть нанесен урон. После проверки, которая проводится непонятно кем, непонятно как, непонятно на каком основании с автомобилистов, которые сами сняли свои номера, будет, в конечном итоге, взыматься штраф. Но существует распространенная практика кражи номеров. Лично на моем автомобиле их крали недавно. Соответственно, доказать, что человек сам убрал номера в багажник, невозможно.

Меры, принятые московскими властями, не являются чрезмерными, считает президент Международной ассоциации ветеранов антитеррористического подразделения «Альфа» Сергей Гончаров.

Сергей Гончаров президент Международной Ассоциации ветеранов антитеррористического подразделения «Альфа» «В любом случае во всем, что связано с борьбой с терроризмом, по-русски говоря, я бы лучше перебдел, чем недобдел. Машина без номеров — это сразу признак того, что человек что-то хочет скрыть, это сигнал к тому, что не все в порядке. Хотя, бывает, и без номеров люди по документам перегоняют машину, но это, как говорится, отдельный вопрос. А вообще система совершенно справедливая. Если человек оставил машину без номеров, это, конечно, вызывает большие опасения у сотрудников правоохранительных органов. Особенно в наше время, когда, как говорится, разгул террора».

С введением платных парковок в Москве многие автомобилисты, чтобы избежать штрафов, стали заклеивать часть госномера или же вовсе его снимать. Недобросовестные водители пользовались тем, что автомобиль, припаркованный по правилам, не может быть эвакуирован даже в случае неоплаченной парковки.

В то же время в столице периодически происходят кражи номеров с машин — мошенники снимают их, а затем предлагают вернуть за вознаграждение. При покупке нового авто владельцу дается десять дней на то, чтобы он успел получить номера. В течение этого периода он может абсолютно легально передвигаться без номерных знаков.