За что отвечает контактная группа замка зажигания. Несколько слов о принципе работы. Меняем контактную группу

Поворот ключа в замке зажигания и запуск двигателя – казалось бы, нет ничего проще. Однако это взгляд со стороны водителя, а внутри автомобиля в этот момент за считанные секунды происходит множество очень важных процессов. Система зажигания состоит из десятков деталей, но в этой статье речь о механизме, который связывает провода и замыкает контакты, необходимые для запуска и остановки двигателя. Такой механизм называется контактная группа замка зажигания.Контактная группа – это соединительная система контактов электропроводов, которая позволяет их замыкать в нужной последовательности, тем самым обеспечивается распределение подачи тока от источника питания к различным электроприборам автомобиля.

Как устроена контактная группа замка зажигания

Сам по себе замок зажигания представляет собой банальный прерыватель электрической цепи. Ключ замка зажигания выполняет функцию регулировки положения контактов, тем самым, можно выбрать несколько вариантов соединения цепей: запуск двигателя, питание электроприборов, остановка двигателя.Если снять крышку замка зажигания, то можно увидеть сам механизм: замок и множество проводов, которые соединяются по принципу «вилка – розетка». Провода тянутся от источника питания (аккумулятора) и соединяют в одну цепь все электроприборы автомобиля. Контактная группа выступает в роли соединителя для электропроводов. Для изоляции и разграничения контакты проводки закрепляются в пластиковом корпусе контактной группы.

Для чего нужна контактная группа

По сути, контактная группа необходима для удобства соединения всех электрических цепей автомобиля, их группировки и замены в случае износа. Очень часто в результате износа изоляции проводов может возникнуть замыкание и рабочая цепь электропроводов разомкнется. Можно было бы подключить контакты напрямую к замку зажигания, но в таком случае приходилось бы всякий раз разбирать корпус замка и спаивать новые контакты. Заменить контактную группу гораздо проще и дешевле.

Как работает контактная группа замка зажигания

Существует две разновидности систем зажигания: батарейное и генераторное. Разница в том, что батарейное зажигание имеет автономный источник питания и электроприборы автомобиля можно включить без запуска двигателя. Генераторное зажигание позволяет пользоваться электроприборами только после запуска двигателя, когда запускается выработка электрического тока.При повороте водитель замыкает электрическую цепь от клеммы «минус» на аккумуляторе к индукционной катушке зажигания. Электрический ток проходит через систему проводов к замку зажигания, через контакты замка идет к индукционной катушке и возвращается на клемму «плюс». В тот момент, когда ток проходит через катушку, она вырабатывает высокое напряжение и подает его на свечу зажигания. Таким образом, ключ замыкает контакты цепи зажигания и запускает двигатель. Кроме цепи зажигания в автомобиле есть масса других электрических цепей, которые передают ток от источника к электрооборудованию. Для разграничения этих цепей используется контрольная группа.Контакты проводов замыкаются друг с другом с помощью контактной группы. Каждый из них отвечает за свою группу электрооборудования. Ключ в замке поворачивается на несколько положений. В положении А замыкается цепь от источника питания к распределителю напряжения и электроприборы активируются. При батарейном зажигании в этом положении можно включить фары, свет внутри салона и пользоваться всеми электрическими приборами. Напряжение будет подаваться напрямую от аккумулятора к распределителю. Если повернуть ключ в следующее положение, то произойдет запуск двигателя по схеме, описанной выше. Поворот в обратное положение остановит двигатель.На разных автомобилях замки зажигания могут отличаться режимами работы в том или ином положении ключа. Многие автомобили подают напряжение уже в тот момент, когда ключ оказался в замке. В этом случае само наличие ключа замыкает цепь подачи напряжения. За счет положения ключа в замке работают многие сигнализации, противоугонные системы и блокировка дверей автомобиля.

Замена контактной группы

Выгорание контактной группы – достаточно распространенное явление. Обычно это происходит из-за перепадов напряжения с одного контакта на другой. При повороте ключа зажигания наблюдаются резкие скачки напряжения, особенно во время запуска двигателя, что приводит к повышению температуры материала электропровода - происходит выгорание изоляционного материала.Чтобы обезопасить контактную группу от выгорания, можно установить дополнительное разгрузочное реле, которое будет снимать часть нагрузки при запуске двигателя. Однако для некоторых автомобилей, , выгорание контактной группы является «хронической болезнью». В таком случае нужно производить замену.Заменить контактную группу достаточно просто: необходимо демонтировать старую группу и поставить новую, при этом все контакты должны подключаться по той же схеме, что и на старой. Схема подключения есть в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Зажигание необходимо для того, чтобы осуществлять запуск автомобиля и блокировать рулевое колесо. От длительной эксплуатации данный элемент или его группа контактов становятся непригодными к дальнейшему использованию, авто на повороты ключа никак не реагирует, личинка перестает свободно впускать в себя ключ. Поэтому возникает необходимость осуществить замену замка, чтобы восстановить работоспособность автомобиля.

  1. стержень запорного типа;
  2. корпусная часть;
  3. валик с контактным диском;
  4. втулка;
  5. выступ на контактах;
  6. широкий выступ контактной части.

Замковый механизм контактирует с большим количеством проводков. Они тянутся до аккумуляторной батареи, соединяют в единую цепочку автомобильные электроприборы. В момент поворота ключа замыкается электрическая цепь от «минусовой» клеммы АКБ, как определяет схема подключения замка зажигания ваз 2106, приходящая на катушку. Если ключ начинает плохо проворачиваться или клинит, это означает, что поломался секрет. Специалисты рекомендуют брызнуть в личинку ВД-40, но результативность от этого низкая, довольно непродолжительная.

Перегорела контактная группа, после чего возникли сложности запустить стартер? Меняйте замок зажигания.

Порядок подключения проводов к замку зажигания

Рассмотрим все этапы работы поочередно. Для начала следует снять кожух с верхней и нижней части колонки рулевого управления. Теперь с помощью маркера или обычной краски наносим метки на проводки, подсоединенные к задней замковой части, после чего их разрешается аккуратно отсоединить.


С помощью отвертки «под крест» отворачивается пара винтов, расположенных снизу и фиксирующих непосредственно замковое устройство:

Теперь вставляем ключ и проворачиваем его в нулевое положение для отключения противоугонки, блокирующей рулевое управление. Одновременно тонким шилом либо отверткой надавливаем на фиксирующий элемент, при помощи которого замок удерживается на своем месте:


Выполнив данные действия, следует потянуть за ключ, чтобы извлечь замковый механизм из кронштейна:


Чтобы установить новый замок, следует все операции осуществить в обратной последовательности.

Последовательность подсоединения проводки

Если вам повезло, и для подключения замка имеется специальная фишка – все просто. Но если такой элемент отсутствует, то проводки придется подключать поочередно. Для этого необходимо взять клеммную колодку вставляемого замка таким образом, чтобы одна клемма двойного вида расположилась справа и стояла вертикально. К верхней части этой клеммы должен подходить проводок черного цвета.



Далее работать следует по направлению движения стрелки часов. Вторым будет подключаться розовый провод, за ним последуют синий, коричневый, а все дело завершит проводок красного оттенка.
Следует заметить, что на задней колодке замка возле клемм имеются цифры, каждая из которых соответствует определенному проводу.



Запомните, что нижняя зона клеммы двойного вида должна оставаться пустой. Итак, контакты подсоединены.

Проверяем результаты работы

Закончив устанавливать замок, необходимо удостовериться, что в машине все элементы работают без перебоев. Подсоединяем аккумуляторную батарею. При правильности работы в момент вставки ключа в нулевое положение автомобильные системы должны быть обесточены. В первом положении начинает питание поступать на систему, которая управляет ДВС, генераторное устройство, фары, сигналы, омыватель и очиститель стекла, подъемники и приборы контроля. После перехода во второй сектор напряжение поступает на перечисленные выше системы и выполняется запуск стартерного устройства. Если замок установлен и работает правильно, то запирающий стерженек противоугонки выдвигается и убирается при переключении ключа из положения «ноль» в первую позицию и назад.

Дать ответ на этот вопрос одним небольшим предложением довольно сложно. За тот длительный период, что прошёл от начала выпуска автомобилей, в устройство внесено много различных усовершенствований. Если первым транспортным средствам достаточно было замкнуть пару проводов для возможности начала движения, то современные системы коммутируют уже несколько проводов.

На первый взгляд кажется всё просто. Вставил ключ в выключатель зажигания, повернул его и поехал. Так думает большая часть водителей, но на деле это не так. Для возможности осуществления машиной движения задействовано несколько узлов и механизмов, работа которых нуждается в координации и управлении. Таким управляющим элементом является контактная группа замка зажигания.

Группа контактов в замке зажигания, это система соединения проводов в нужной последовательности и очерёдности, для этого имеется положение старт, зажигание и стоянка. Этим достигается правильное распределение бортового напряжения от источника тока, коим в автомобиле является аккумуляторная батарея, к потребителям. Их в современном транспортном средстве много, к ним относят системы зажигания и пуска мотора, освещения, сигнализации, управления, контроля, охраны.

Контактная группа работает совместно с замком зажигания, в некоторых случаях, когда сломана личинка замка зажигания, существуют варианты её самостоятельной работы, или устанавливается дополнительная кнопка старт. Ниже показано как устроен замок зажигания ВАЗ 2101-2107.

1. Стержень защиты от угона; 2. Корпус изделия; 3. Вал со шлицами для проворачивания контактной группы; 4. Диск с контактами; 5. Втулка с контактами; 6. Контактный разъём.

Буквой «а» показан направляющий выступ правильной сборки узлов замка. Как видно из рисунка, схема устройства сравнивается с обычным прерывателем электрических контактов. Ключ в нём выполняет роль своеобразного регулятора очерёдности коммутации тех или иных цепей. Первые устройства включения зажигания были выполнены как одно целое, это упрощало и удешевляло их производство, но при этом имелся один существенный минус. Если вдруг происходило подгорание, поломка или окисление контактов, приходилось полностью менять замок. Поэтому была разработана конструкция легко меняемой контактной группы.

Несколько слов о принципе работы

Современные легковые и грузовые автомобили имеют батарейную систему зажигания, в которой источником тока служит аккумуляторная батарея. При повороте ключа напряжение питания подаётся на панель приборов машины, электронный блок управления и другие системы электросхемы автомобиля. Дальнейший поворот ключа, производит подключение через дополнительное реле стартер для пуска двигателя.

Практически вся коммутация потребителей производится контактной группой замка. Разные модели машин имеют выключатели, отличающиеся друг от друга алгоритмом работы. Встречаются модели у которых уже только установка ключа, подаёт напряжение питание на отдельные системы. В последнее время получила распространение кнопка старт, а также кнопка стоп. Такая установка позволяет использовать её вместо замка, производится запуск силового агрегата и одновременно разгружается схема пуска. Применяемая кнопка не должна иметь фиксации включенного положения.

Такая же кнопка старт часто устанавливается автовладельцами самостоятельно, особенно теми, у которых отсутствует разгрузочное реле. Обычно кнопка с функцией старт имеет мощные силовые контакты, только они смогут разгрузить от пускового тока втягивающего реле стартера контактную группу. Коммутация цепей с большой силой тока, требует применения высококачественных материалов для изготовления устройства, способного выдержать высокую температуру от нагрева и иметь хорошие изоляционные качества.

Что нужно знать о неисправностях узла

Они встречаются двух разновидностей:

  • Поломка замка или его личинки;
  • Отказала контактная группа замка зажигания.

Поломка переключателя достаточно редкое явление для «фирменных» деталей, что нельзя сказать о «ширпотребе» из Китая или Гонконга, которые способны преподнести сюрпризы владельцам машин. Не будем рассматривать проблемы с выключателями, остановимся на неисправностях узла коммутации. О поломках свидетельствует также несколько факторов:

  1. Не включаются потребители электроэнергии машины;
  2. Не работает система запуска мотора.

В обоих случаях для принятия окончательного решения по устранению поломки, следует проверить исправность узла. Это нетрудно сделать, если имеется автомобильный тестер и сохранились знания из области электротехники. Для проверки нужна электросхема замка, которую сегодня легко можно отыскать в сетях Интернета. Если всё это имеется, приступают к работе.

Для выполнения этой «затеи» нужно иметь доступ к её контактам или разъёму с проводами. В некоторых случаях придётся выполнить демонтаж прибора. Это в большей мере относится к машинам семейства автомобилей «Жигули». Ключ переводят в первое положение, а прибором измеряют сопротивление соответствующих контактов, об этом подскажет схема замка. Их сопротивление должно быть близким к нулю. Далее следует произвести измерение во втором положении ключа. В положении стоп питание должно подаваться на автомагнитолу, часы и другие устройства. Всё это также покажет схема. Если показания прибора приближаются к бесконечности, группу придётся заменить.

Помните! Очистка контактов при помощи мелкой наждачной бумаги восстановит работу на короткий промежуток времени.

Во времена СССР водители использовали для восстановления контактов монеты, покрытые серебром, это решало проблему на некоторое время. Можно и сегодня применить этот дедовский способ. Контактная группа замка вещь деликатная, поэтому следует относиться к ней с осторожностью.

Как продлить срок службы

Это легко осуществить на тех автомобилях, где отсутствуют реле на положение старт или стоп. Самостоятельная установка вспомогательных реле хорошо помогает этому.


На рисунке схема подключения. Обычно такие реле монтируют в цепи «30» и «15» замка, что практически одинаково для всех моделей. Исключение составят автомобили «Москвич», «Волга», выключатели которых выполнены несколько по-иному. В качестве вспомогательных реле подходят 30 амперные реле от ВАЗ 2108 или 50 Амперные от ВАЗ 2110. В «старых» моделях в основном используют кнопки старт. Подобным образом разгружается схема по цепи «30» — «50». Встречаются варианты самодельной модернизации, когда вместо одного реле устанавливают по параллельной схеме два прибора. Схема несколько усложняется, но срок службы реле продлевается.

Ещё несколько слов об этих устройствах

Уже несколько десятилетий замки совмещают с устройствами блокировки руля машины. Это делается с целью защиты от угона транспортного средства. Эти системы также непрерывно совершенствуются и примером такой модернизации может служить комплекс «Барракуда». Блокираторы этого типа предназначены для использования на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, Москвич. Применение не даёт полную гарантию защиты от угона, но сильно противодействует этому. По мнению многих специалистов такие системы как «Барракуда» относятся к одним из самых эффективных устройств.

В комплекте предусмотрена кнопка старт, что становится очень модным в последнее время среди автолюбителей. Кожух устройства изготовлен из качественной стали, что даёт дополнительную защиту штатному изделию при силовой попытке взлома блокировки. Блокировка «Барракуда» срабатывает сразу после установки ключа в положение стоп, механизм блокировки разрабатывается конкретно под модель автомобиля.

Механическая блокировка «Барракуда» никак не связана с электронными системами охраны и степенью зарядки аккумуляторной батареи. Кнопка старт устанавливается в любом месте по желанию владельца машины, схема монтажа устройства простая, времени для сборки потребуется около 15 минут. Предусмотрена защита от возможного высверливания крепёжных элементов и штифта личинки замка.

Производятся блокираторы этой системы для рычага переключения передач. Схема установки предусматривает использование штатных мест транспортного средства. Никаких сварочных или других дополнительных работ по подгонке не потребуется. Установка его не портит внешний вид интерьера, прост в обслуживании и удобен в эксплуатации.

Замена замка зажигания своими руками не требует больших слесарных навыков и специализированного оборудования. Рассмотрим в деталях, как меняется замок в сборе, личинка и контактная группа.

Причины для замены

Многие неисправности, связанные с замком зажигания, можно устранить заменой лишь отдельных частей, а не всего выключателя в целом. Отдельно можно купить контактную группу или личинку замка. Именно поэтому начинать ремонт следует с качественной диагностики. Основные неисправности и их симптомы:

  • стартер не реагирует на поворот ключа. Причина, скорее всего, в контактной группе. Чтобы в этом убедиться, проверьте, приходит ли питания на реле стартера после перевода ключа в положение On (режим включения стартера). Если реле щелкает, значит, система «видит» поворот ключа и к компонентам электрической цепи замка претензий быть не может. На автомобилях, конструкция которых не предполагает наличия реле стартера, питание следует проверять на соответствующем выводе втягивающего реле. Для диагностики можно воспользоваться мультиметром либо контролькой (один вывод на массу, другой на контакт втягивающего, идущий от замка зажигания). Если втягивающее и проводка исправны, то вышла из строя контактная группа;
  • ключ двигается с подклиниванием. Проблема в личинке замка, так как со временем механизм изнашивается и засоряется. В таком случае аэрозольные смазки могут лишь на время устранить неисправность;

Рекомендуем не затягивать с ремонтом, так как заменить изношенный, но еще работоспособный замок зажигания довольно просто. Но вот произвести замену, когда ключ не двигается, обломился либо застрял в определенном положении, уже намного сложнее.

Замена

Вне зависимости от варианта конструкции и модели автомобиля, замену стоит начинать со снятия минусового вывода аккумуляторной батареи. На автомобилях с и множественными электронными блоками управления перед снятием клеммы выждите не менее 3 минут. Этого времени будет достаточно, чтобы блоки переключились в спящий режим, тем полностью исключающий вероятность утери идентификаторов, контрольных сумм или кодов адаптации.

ВАЗ 2110, 2111, 2112, 114 и 2115 Калина, Гранта, Приора

Основная особенность замены в том, что на указанных моделях ВАЗ замок зажигания крепится срывными болтами. Головка таких болтов отламывается от шпильки при усилии, достаточном для крепления корпуса замка зажигания к рулевой колонке. Такая конструкция препятствует быстрому доступу к контактной группе и самому замку, повышая уровень защищенности автомобиля от угона. Помимо крестовой и шлицевой отвертки, вам потребуется небольшое зубило и молоток.

  1. Демонтируйте пластиковый кожух рулевой колонки.
  2. Снимите штекер разъема подрулевого переключателя поворотов. Для большей свободы действий переключатель поворотов также можно вынуть.
  3. Уприте лезвие зубила в шляпку срывного болта таким образом, чтобы легкие постукивания молотком заставили лезвие зацепиться за шляпку и провернуть ее против часовой стрелки (действия отлично показаны на видео). Часто достаточно только сорвать шпильку, после чего она откручивается от руки.
  4. Отсоедините штекер контактной группы. В заводском исполнение провода разъемов соединены в единые жгуты, поэтому будьте крайне аккуратны, перерезая стяжки вблизи проводов.
  5. Установка замка зажигания в сборе с контактной группой проводится в обратном к снятию порядке. Вместо срывных болтов в комплекте с новым замком будут обычные болты и гайки.

Контактная группа, личинка

Для устранения неисправности контактной группы необязательно менять замок целиком. Корпус можно разобрать, чтобы провести дефектовку, очистить нагар на контактах или заменить группу.

Для замены личинки потребуется:



ВАЗ 2101-2107



Для замены контактной группы достаточно плоской шлицевой отверткой подковырнуть стопорное кольцо, удерживающее пластиковый корпус группы (его в момент снятия кольца нужно придерживать, так как корпус подпружинен). При установке новой детали положение паза на корпусе контактной группы должно совпадать с положением отформовки на личинке замка зажигания. Края стопорного кольца должны упираться в цельную часть корпуса замка.

Снятие заклинившего замка

Поскольку для вытаскивания личинки из корпуса ключ должен быть в определенном положении, то при заклинивании либо обламывании ключа в большинстве случаев не обойтись без высверливания личинки либо силового скручивания (именно поэтому ранее мы рекомендовали не затягивать с ремонтов в случае подклинивания).

К счастью владельцев ВАЗ классических моделей, извлечь заклинивший замок можно без актов вандализма. Если извлечению замка мешает блокиратор рулевого колеса, вытащить замок можно после спиливания выступа корпуса, перекрывающего доступ к язычку блокировки. Надпилите его полотном по металлу и отломайте мощной отверткой. После этого вам откроется доступ к запорному механизму. Подденьте его шлицевой отверткой и задвиньте в положение, которое не мешает вытащить корпус замка из посадочного места.

Также выход из ситуации есть, если часть сломанного ключа осталась в замочной скважине. Решение проблемы наглядно показано на видео.

Автомобили иностранного производства

На VW Passat B3-В4 для снятия и ремонта замка зажигания потребуется демонтировать руль и подрулевые переключатели. Также нужно снять втулку, которая очень плотно «сидит» на рулевом валу (для демонтажа потребуется съемник). После выкручивания болта с внутренним шестигранником на 6, который в нижней части корпуса крепит корпус к рулевой колонке, и отсоединения разъема контактной группы, замок должен сняться. Как вы можете увидеть на видео, процесс замены своими руками в случае с VW Passat B3-В4 требует больше усилий, но по прежнему под силу даже начинающему автолюбителю.


Если не работает замок зажигания в автомобиле (плохой контакт), то наверняка пришло время чтобы заменить контактную группу или зачистить её от окисления. Эта процедура не сложная и не требует помощи другого человека, всё можно проделать самому у себя в гараже. Мы производили замену на автомобиле ВАЗ 2110, на других моделях можно делать по этой же схеме.

Процедура по замене контактной группы:

1. Для начала нужно , а потом спокойно себе его разбирать.



2. Теперь нужно отсоединить штекер с проводами от патрона с лампой для подсветки.

3. С любой из стороны следует отогнуть одну защёлку, чтобы снять пластиковую крышку. Удобнее воспользоваться отвёрткой.



4. Теперь можно поочерёдно отогнуть остальные две защёлки.

5. Теперь пластиковую крышку можно снять с замка зажигания.



6. Далее в пластиковой крышке нужно отогнуть ещё две защёлки, чтобы её разобрать и добраться до контактной группы. Это также лучше проделать отвёрткой.

7. Теперь контактную группу можно достать со светодиодом из крышки.



8. На световоде имеются выпуклые контакты, они могут быть окислённые или с чёрным налётом – нагаром. Исправить дефект можно при помощи затирания мелкой шкуркой.

9. Если зачистка контактов не поможет, или после зачистки пришлось много снять, то контактную пластину следует заменить новой. Чтобы снять эту пластинку, её следует повернуть в любую из сторон так, чтобы имеющиеся выступы попали в прорези световода.



10. Теперь она выскочит из световода сама. Вынимаем контактную пластину с возвратной пружиной. Если пружина имеет дефекты, она уже не пружинит нормально, то замените на новую, иначе замок зажигания не исправить.

11. Теперь установите возвратную пружину с контактной пластиной обратно в световод. Только при обратном монтаже обратите внимание на два выступа внутренней поверхности световода, они должны располагаться напротив широкого внешнего выступа контактной пластины.



12. Теперь в контактной группе нужно зачистить мелкой шлифовкой три пластины, если они окислились или поржавели. Если зачистка не поможет, тогда нужно полностью заменить контактную группу новой. Чтобы поставить новую, – отпаяйте от каждой пластины провод.

13. Теперь можно приступить к сборке замка зажигания. Для этого нужно собранный световод установить на основание контактной группы таким образом, чтобы небольшой выступ на контактной пластине располагался напротив упора на основании.



14. Далее одеваем крышку на основание так, чтобы верхушка световода вошла в круглое отверстие крышки. После этого нужно зафиксировать тремя защёлками основание на крышке.

15. Монтируем в порядке, обратном снятию собранную контактную группу на корпус замка зажигания. Только обратите внимание на два выступа на внутренней поверхности световода и на широкий выступ на замке, последний должен находиться между двумя загогулинами на световоде.

16. Установите замок зажигания на место в автомобиле и подсоедините все провода.

Вот и всё, несложная процедура по замене контактной группы замка зажигания завершилась, осталось только попробовать завести машину и насладится проделанной работой.