О закупках легковых автомобилей иностранного происхождения для государственных (муниципальных) нужд и нормировании в сфере закупок. Какие машины разрешат покупать российским чиновникам

О ПОРЯДКЕ ПОЭТАПНОЙ ПРОДАЖИ НАХОДЯЩИХСЯ

НА БАЛАНСЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ АВТОМОБИЛЕЙ

ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА, А ТАКЖЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ

ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В целях экономии средств федерального бюджета и поддержки отечественных товаропроизводителей и в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 89-рп Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов.

2. Министерству экономики Российской Федерации с участием Министерства науки и технологий Российской Федерации и ведущих российских производителей легковых автомобилей в 2-месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации комплекс мер по повышению технического уровня и улучшению качества легковых автомобилей, выпускаемых отечественной промышленностью на основе широкой международной кооперации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОРЯДОК

ПОЭТАПНОЙ ПРОДАЖИ НАХОДЯЩИХСЯ НА БАЛАНСЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ АВТОМОБИЛЕЙ ИНОСТРАННОГО

ПРОИЗВОДСТВА, А ТАКЖЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЛЕГКОВЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ УКАЗАННЫХ ОРГАНОВ

1. В целях выполнения распоряжения Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 89-рп федеральные органы государственной власти для обеспечения поэтапной замены находящихся на их балансе легковых автомобилей иностранного производства на автомобили отечественного производства представляют в 2-недельный срок в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации графики продажи легковых автомобилей иностранного производства и проведения конкурсов на закупку автомобилей отечественного производства.

Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации обеспечивают контроль за выполнением указанных графиков.

2. Продажа находящихся на балансе федеральных органов государственной власти легковых автомобилей иностранного производства осуществляется путем проведения открытых аукционов на российских товарных биржах.

Координация и контроль за продажей на аукционах находящихся на балансе федеральных органов государственной власти легковых автомобилей иностранного производства осуществляются Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.

3. Продажа легковых автомобилей иностранного производства на аукционе осуществляется по схеме, предусматривающей установление начальной цены, превышающей в 2 - 3 раза действующую на момент продажи среднюю розничную цену автомобиля этой марки, с дальнейшим понижением начальной цены лицом, ведущим торги.

Торги прекращаются в случае понижения цены до минимального уровня, который устанавливается продавцом до начала аукциона в целях недопущения злоупотребления при продаже автомобилей и сообщается только лицу, ведущему торги.

4. Извещение о проведении торгов должно быть помещено в печати не менее чем за 30 дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

5. Участниками аукционов могут быть как физические, так и юридические лица. Не допускается проведение аукционов при наличии менее 3 участников.

Запрещается осуществлять любую координацию деятельности участников аукциона, которая может привести к злоупотреблению и ограничению конкуренции. Исключить из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, можно только в случаях нарушения ими правил проведения аукциона.

Ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе в части доступа к конфиденциальной информации и уменьшения платы за участие в аукционе.

Постановление Правительства РФ от 7 сентября ограничивает покупку автомобилей за счет бюджета, тогда как личный автопарк губернаторов остается дорогостоящим.

ИА «Блокнот» выяснил, что российские губернаторы не пострадают от ограничений, вводящихся на служебный автотранспорт. У многих из них в личном пользовании находятся автопарки, стоимость которых намного превышает размер официального дохода.

Накануне, 7 сентября, было опубликовано постановление правительства N927, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 2 сентября и озаглавленное: "Об утверждении правил в целях исключения возможности государственных закупок с избыточными потребительскими свойствами". Постановление подготовлено Минфином во исполнение закона №44-ФЗ и направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств.

Согласно данному постановлению, начиная со следующего года чиновники не могут заказать на бюджетные деньги автомобиль мощностью более 200 лошадиных сил и дороже 2,5 млн руб.

При этом у многих губернаторов, избирающихся или переизбирающихся на выборах 13 сентября, в декларациях указаны гораздо более дорогие транспортные средства, которые, при желании, могут стать достойной заменой представительским машинам.

Согласно декларациям за 2014 год, наиболее дорогим авто располагает врио губернатора Камчатского края Владимир Илюхин. При годовом доходе 10,3 млн руб. он в прошлом году приобрел Mercedes G-класса. Его минимальная стоимость на официальном сайте производителя составляет 5,9 млн руб.

Бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев (в апреле его место занял Вениамин Кондратьев, не имеющий декларации за прошлый год) при доходе в 9 млн руб. водит Toyota Land Cruiser Prado, минимальная стоимость которого 1,9 млн руб. В собственности его супруги находится Mercedes-Benz GL-класса, его стоимость - 4,8 млн руб.

Предпочтение немецкой марке авто отдает и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Задекларировав всего 2,7 млн годового дохода, он ездит на Mercedes-Benz M-класса стоимостью 3,3 млн руб., а его супруга - на Lexus GX стоимостью почти 3 млн руб.


Автомобиль стоимостью, превышающей годовой доход, - 2,3 млн руб. - имеет врио губернатора Амурской области Александр Козлов. ЕгоToyota Land Cruiser 2012 года стоит минимум 2,9 млн руб.

Самая странная ситуация с доходами и транспортными средствами у врио Брянской области Александра Богомаза. Губернатор задекларировал 3 млн собственного дохода и 695 млн руб. у супруги. Семья обладает солидным автопарком из 90 транспортных средств: 55 единиц сельхозтехники, 13 легковых автомобилей, 10 грузовиков, 4 автоприцепа и 8 других авто.

Неясна ситуация с автопарком врио губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Задекларированный годовой доход чиновника и его супруги составляет 5,1 млн руб. При этом в собственности Артамонова находится ГАЗ 21, от технического состояния которого стоимость может варьироваться от 50 тыс. до 3 млн рублей. Он также располагает снегоходом Turbo Touring (Т-660) стоимостью 220 тыс. руб.В свою очередь, его супруга владеет Lexus RX минимальной стоимостью 2,9 млн руб.

Врио губернатора Александр Дрозденко при задекларированном годовом доходе в 3 млн руб. и 6 млн руб. у супруги имеет в собственности квадроцикл «Ямаха-700» стоимостью 700 тыс руб, мотоцикл «Triumph America» стоимостью 797 тыс. руб, два прицепа и снегоход «SKI-DOO SKANDIC WT 900 ACE» за 1 млн руб. Его жена владеет Land Rover Range Rover Sport, минимальная стоимость которого составляет 3,9 млн руб.


Проверить наверняка, какие автомобили губернаторы приобрели за бюджетные деньги, достаточно сложно. Все госзакупки публикуются на одноименном сайте, однако заказ служебного авто обычно делается от имени администрации региона или отдельной организации (например, ФГУПа), а не от имени чиновника. При этом губернатор может пользоваться автомобилем как личным, а находиться он будет в собственности госорганизации.

Кроме того, постановление не распространяется на большинство автомобилей класса люкс, поскольку их закупка происходит через аренду и лизинг. Под ограничение попадают только автомобили с бензиновым, а не с электрическим или дизельным двигателем. Наконец, стоимость и затраты на обслуживание служебного автомобиля обычно не выкладываются в общий доступ, а отражаются только в закрытых документах организаций, в чьем хозяйстве они находятся.

Это такая огромная брешь, через которую все чиновники продолжат закупать люксовые авто за счет средств бюджета, - полагает юрист РосПила Любовь Соболь.

Наличие у губернаторов (к примеру, Александра Богомаза, Игоря Орлова или Александра Козлова) таких дорогих транспортных средств в личном пользовании, превышающих годовой доход, – повод для тщательной проверки, заявила ИА «Блокнот» Соболь.

Бывает, что чиновник зарабатывает в бизнесе, а потом приходит в политику, и у него остается дорогостоящее имущество за счет предыдущих накоплений. Но зачастую доходы, оказавшиеся ниже стоимости автомобиля, дают повод для проверки. Зачастую госслужащие переписывают свой бизнес, который они ведут по факту, на родственников или супругов. Если это дальние родственники, то их доходы вообще не публикуются в декларации, - говорит юрист.

Таким образом чиновники избегают обвинений в конфликте интересов, могут передавать родственникам средства, заработанные незаконными путями, а также дорогие автомобили, которыми они пользуются сами.

Вчерашнее постановление Медведева устанавливает и общие требования к стоимости смартфонов (для руководителей ведомств и их заместителей - не более 15 000 руб). Мебель ценных пород, отделка натуральной кожей будут разрешены исключительно высшим чиновникам. А требования к компьютерам, ноутбукам, планшетам, принтерам, грузовым автомобилям и автобусам могут быть установлены федеральными государственными органами самостоятельно.

Меньшие требования предусмотрены для глав структурных подразделений, помощников, специалистов и работников территориальных органов.

Поправки в федеральный закон о госзакупках, ограничивающие стоимость автомобилей при покупке и аренде для чиновников, были внесены в Госдуму в июле текущего года парламентариями — членами ОНФ Ольгой Тимофеевой, Виктором Климовым и Вячеславом Лысаковым, сообщает "Актуально ру"

Законопроект единодушно одобрили все члены профильного комитета по земельным отношениям и строительству и Совет Федерации. Сегодня документ принят Госдумой в первом чтении.

Согласно внесенным поправкам, чиновникам нельзя будет покупать и арендовать автомобили дороже 3 млн руб. Автомобили в пределах такой стоимости могут приобретать руководители крупных ведомств, чиновники федерального уровня, главы субъектов. Все остальные государственные служащие, в том числе региональные представители власти, могут ограничиться покупкой автомобиля стоимостью до 1 млн 200 тыс. рублей.

«Это универсальная норма для всех начальников, - уточнил депутат Вячеслав Лысаков. - Ограничения не распространяются только на закупку технического спецтранспорта. Вкупе с существующим законодательным запретом на приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами это будет действенной нормой».

Определить предельную стоимость в 3 млн помог анализ автомобильного рынка, стоимость и качество автомобилей, их потребительские свойства и представительские функции экспертами. По мнению авторов законопроекта, более подробная градация должна существовать, начиная с муниципального уровня, а регионы должны сами ограничивать стоимость авто для чиновников.

Депутаты уверены, что нужно принимать закон как можно скорее. Причина тому - расточительность чиновников в регионах. Как показывает мониторинг антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки», многие регионы, в том числе и дотационные, позволяют себе тратить бюджетные деньги на суперавтомобили.

«Пока мы эти ограничения не поставим, чиновники будут, несмотря на здравый смысл, при полном отсутствии совести и даже инстинктов самосохранения, приобретать дорогие транспортные средства. Лидером по роскошным закупкам стал «мерседес» стоимостью 8 млн рублей, заказанный для правительства Сахалинской области», - считает один из авторов инициативы.

Лысаков рассчитывает, что на региональном уровне в предложенном законопроекте увидят «реальную возможность самостоятельно, на уровне региона, устанавливать верхний предел стоимости машины для чиновника, не только не выходя за пределы общей планки в 3 млн рублей, но и понижая ее в соответствии с финансовыми возможностями региональных бюджетов».

«Наконец-то мы смогли прийти к общему пониманию необходимости ограничить чиновничьи аппетиты», - заявил депутат Госдумы, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков перед рассмотрением законопроекта в первом чтении.

По словам депутата, ко второму чтению есть необходимость подправить некоторые моменты с учетом мнений региональных активистов ОНФ.

К примеру, в заключении профильного комитета говорится: «Из формулировки положений законопроекта об установлении ограничения закупки, предусматривающей заключение договора аренды легкового автомобиля, не ясно, имеется ли в виду ограничение стоимости договора аренды или рыночной стоимости арендуемого легкового автомобиля».

Отметим, что ранее подобные инициативы уже рассматривались. Предложение депутатов Госдумы от КПРФ об ограничении стоимости автомобилей, покупаемых для чиновников за счет налогоплательщиков, сделанное пару лет назад, вызвало критику со стороны Министерства экономического развития России. Авторы поправок коммунисты Владимир Никитин и Александр Куликов предлагали ограничить покупку служебных автомобилей чиновниками за казенный счет свыше 1 миллиона рублей. Минэкономразвития опубликовало на своем официальном сайте проект отрицательного отзыва правительства на внесенные в Госдуму поправки к закону о госзакупках, обнаружив в нем массу недостатков.

«Закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники», - говорится в отзыве на законопроект.

Кроме того, по мнению министерства, сумма в миллион рублей «носит субъективный характер». В документе также отмечается, что внесение таких поправок не решает проблему в комплексе, поскольку чиновники покупают для рабочего пользования многие другие дорогостоящие товары.

Имеют ли право бюджетное, казенное учреждение и органы местного самоуправления приобретать бывший в употреблении автомобиль у юридических, физических лиц или у индивидуальных предпринимателей? Если имеют право, то каков механизм приобретения? Каков порядок приобретения указанного автомобиля в случае, когда его цена будет находиться в пределах 100 тыс. руб., и в случае, когда его стоимость будет превышать указанный предел?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субъекты, указанные в вопросе, не лишены права приобрести автомобиль, бывший в употреблении. Осуществление закупки должно производиться в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения осуществляют любые закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 15 указанного Закона).
В свою очередь, N 44-ФЗ предусматривает возможность закупать товар, не являющийся новым (то есть бывший в употреблении). Эта возможность буквально следует из ст. 33 указанного закона, устанавливающей правила описания заказчиком объекта закупки в документации о закупке. В соответствии с Закона N 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Каких-либо особых требований для случаев приобретения автомобильного транспорта не содержит ни N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик вправе приобрести транспортное средство, бывшее в употреблении (с пробегом), при условии, что соответствующие указания о товаре содержатся в документации о закупке, а также в проекте контракта (смотрите также Министерства экономического развития РФ от 31.07.2015 N Д28и-2235, Министерства экономического развития РФ от 30.12.2015 N Д28и-3862).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также - контрагент).
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 этого федерального закона.
Таким образом, приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с N 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований N 44-ФЗ.
Соответствующий Перечень (утвержден Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р) включает позицию "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы" (код 29 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Поэтому мы полагаем, что закупка автомобиля должна производиться заказчиками, указанными в вопросе, путем проведения электронного аукциона либо путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента в случаях, когда это возможно в соответствии с положениями N 44-ФЗ. Применение открытого конкурса в этой ситуации неправомерно (смотрите также Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28И-1440, ФАС России от 02.12.2015 N К-1659/15, от 14.05.2015 N ).
Относительно возможности использования в приведенной ситуации иных способов определения контрагента, помимо проведения электронного аукциона, отметим следующее:
1) В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 этого Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей.
2) Закупка товара путем проведения запроса предложений может осуществляться лишь в случаях, перечисленных в Закона N 44-ФЗ. Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с Закона N 44-ФЗ.
3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков - четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Правительство РФ опубликовало постановление, которое ограничивает приобретение автомобилей для федеральных чиновников суммой в 2,5 млн руб. Об этом на заседании дискуссионной площадки «Общество и власть: прямой диалог» второго «Форума действий» ОНФ при обсуждении темы развития инструментов общественного контроля сообщил заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутат Госдумы Виктор Климов, добавив, что таким образом реализована одна из инициатив Народного фронта по ограничению стоимости автомобилей для государственных служащих. Активисты ОНФ намерены добиться реализации аналогичных ограничений также на региональном и муниципальном уровнях. А руководитель Контрольного управления президента Константин Чуйченко выступил за создание системы проведения таких закупок централизованным образом.

Виктор Климов рассказал, что 24 октября 2014 г. на сайте правительства без всякого анонсирования было размещено подписанное председателем правительства РФ постановление «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в т.ч. подведомственных им казенных учреждений». В соответствии с этим документом, который вступает в силу с 1 января 2015 г., устанавливается, что стоимость автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа должна быть не более 2,5 млн руб., для руководителя федерального агентства, заместителя руководителя федерального агентства или федеральной службы – не более 2 млн руб., для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа – не более 1,5 млн руб. Мощность всех этих транспортных средств ограничивается 200 лошадиными силами.

В июле 2013 г. группа депутатов Государственной думы, в числе которых были активисты ОНФ Виктор Климов и Ольга Тимофеева, внесли в нижнюю палату парламента законопроект, устанавливающий планку в 3 млн руб. для закупок легковых транспортных средств для чиновников и госкомпаний. В данный момент законопроект прошел первое чтение в Госдуме. После взаимодействия экспертов Народного фронта с правительством была достигнута договоренность решить этот вопрос на уровне правительственного подзаконного акта о нормировании госзакупок, в этом случае депутаты обещали отозвать свой законопроект.

Виктор Климов отметил, что в данном правительственном постановлении, которое первоначально чиновники обещали принять почти год назад, не содержится никаких ограничений для региональных и муниципальных чиновников. В Министерстве финансов РФ уверяют, что в данный момент там ведется разработка отдельного постановления, которое также ограничит стоимость закупки автомобилей для региональных и муниципальных чиновников. Активисты ОНФ намерены обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить принятие данного нормативного документа.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта предположил, что правительство РФ затягивало с принятием постановления о нормировании госзакупок по причине того, что сами федеральные чиновники никак не желали пересаживаться на недорогие автомобили. «И обнаруженные нами закупки это наглядно демонстрируют. В частности, Министерство экономического развития в конце 2013 г. закупило автомобиль BMW 750 Li xDrive почти за 5 млн руб. В это же время Министерство юстиции РФ закупило три автомобиля за 11,5 млн руб. (3,8 млн руб. за одну единицу), – отметил Гетта. – До сих пор эксперты нашего проекта находят тендеры по приобретению дорогостоящих машин региональными и муниципальными чиновниками. И хотя в целом и наблюдается положительная тенденция – сокращение покупок автомобилей и переориентация заказчиков на более дешевые марки, мы всё же настаиваем на нормировании закупок для чиновников всех уровней».

Участники площадки «Общество и власть: прямой диалог» также поделились другими позитивными примерами общественного контроля. Одним из самых действенных инструментов для активистов Народного фронта стал общественный контроль за госзакупками. Экспертам антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» удалось добиться изменения ряда негативных тенденций в проведении закупочной деятельности, рассказал Антон Гетта. «После проведенных в конце 2013 г. экспертами мониторингов тендеров по подготовке новогодних корпоративов, закупке дорогих подарков, роскошных автомобилей ряд расточительных закупок был отменен, заказчики переориентировались на более дешевые модели транспортных средств, выставили на продажу ранее приобретенные за государственный счет дорогостоящие объекты, снизили расходы на информационное освещение органов государственной власти и закупку чартерных авиаперевозок». Недавно антикоррупционный проект ОНФ «За честные закупки» расширил зону общественного контроля, распространив ее на сферу продажи государственного и муниципального имущества.

Член регионального штаба ОНФ в Ульяновской области, руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Рустам Садыков сообщил, что в Ульяновской области с конца сентября 2014 г. по инициативе активистов ОНФ действует постановление правительства об обязательном общественном обсуждении различных закупок товаров, работ и услуг в социальной сфере. «Таким образом, мы ввели в нашей области этот контроль раньше, чем он будет введен на федеральном уровне 1 января 2016 г., – отметил Садыков. – Без согласования с общественностью не могут осуществляться тендеры на строительство и реконструкцию объектов капительного строительства, если начальная максимальная цена контракта выше 100 млн руб., региональных и межмуниципальных автодорог, если начальная максимальная цена выше 500 млн руб., а также услуг общепита для социальных учреждений, организации отдыха детей и их оздоровления, если начальная максимальная цена контракта выше 50 млн руб.». Виктор Климов рекомендовал другим регионам брать пример с Ульяновской области и также внедрить практику общественных слушаний расходов в социально значимых сферах.

Антон Гетта резюмировал итоги дискуссионной площадки, призвав всех желающих к борьбе с коррупцией и расточительством чиновников. «Наше главное направление – максимально привлечь регионы к борьбе против расточительства чиновников, – подчеркнул он. – Региональные активисты ОНФ, участники торгов, журналисты, блогеры и другие общественники уже подхватили повестку проекта «За честные закупки» и стали системно по всей стране отслеживать размещаемые региональными и муниципальными чиновниками тендеры, предотвращать неэффективное расходование бюджетных средств на местах. Они анализируют действующую систему госзакупок, предлагают законодательные поправки, оценивают целесообразность закупок на предмет расточительности и сомнительности, выявляют нарушения в закупочных процедурах, направляют соответствующие запросы в контролирующие органы».

Сразу с несколькими инициативами выступил на дискуссионной площадке помощник президента РФ, руководитель контрольного управления президента Константин Чуйченко. Он предложил проводить закупки централизованно. В этом случае можно будет приобрести товары дешевле и легче проконтролировать сам закупочный процесс. «Сейчас каждый муниципалитет, каждое бюджетное учреждение проводит закупки самостоятельно, – уточнил помощник главы государства. – Непонятно, почему нельзя закупать автомобили сразу с помощью одной структуры, а потом раздавать разным ведомствам. Так можно будет получить скидку за счет большой партии, это будет дешевле для заказчиков и поможет сэкономить бюджетные деньги. Нужно, чтобы закупками занималось меньше структур, чем сейчас. Тогда этот процесс легче будет проконтролировать». При этом Чуйченко уточнил, что такой контроль «нужно осуществлять осторожно, но при этом наступательно и напористо».

По мнению Чуйченко, также должны быть четкие правила для закупок чиновников, «какую кому машину покупать, какой метраж кабинета обустраивать». По мнению помощника президента, осуществляя закупки централизованно и под строгим контролем, можно было бы сэкономить до 10% средств, которые тратятся из бюджета. Общая сумма закупок сейчас – между 11 и 12 трлн рублей.