Колесная формула газ 66 11. "шишига"- это зверь с лебедкой и на колесах

ГАЗ-66 – популярный советский грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над силовой установкой, колесной формулой четыре на четыре и грузоподъемностью 2000 кг. Модель считается наиболее массовым полноприводным 2-осным грузовиком. Пик популярности автомобиля пришелся на 1960-1980-е годы.

Дебютные образцы машины были представлены в 1962-ом году. Грузовик позиционировали в качестве улучшенного варианта 1,2-тонного ГАЗ-62, которому была необходима замена. Также модель вытеснила и другой продукт Горьковского автозавода – ГАЗ-63, производство которого окончательно завершилось к 1968-му году.

В серию ГАЗ-66 поступил летом 1964-го года. Спустя 4 года модель обзавелась функцией регулирования давления в шинах. В этот период автомобиль получил главный приз на московской выставке современной техники. В 1967-ом году грузовик признали и за рубежом, наградив «золотом» в Лейпциге. Еще через два года модель получила национальный Знак качества. Автомобиль экспортировался практически во все социалистические страны.

Большой популярностью грузовик пользовался в народном хозяйстве и советской армии. Позднее его приняли на вооружение в российскую армию.

Видео о истории создания

Массовый выпуск ГАЗ-66 был прекращен в 1995-ом году. На смену ему пришла модель ГАЗ-3308 «Садко». Окончательно производство автомобиля завершилось летом 1999-го года. Всего Горьковский автозавод собрал свыше 965000 экземпляров ГАЗ-66.

Модель отличалась повышенной проходимостью и предназначалась для работы в тяжелых дорожных условиях и на бездорожье. Улучшали ходовые качества большой дорожный просвет, самоблокирующийся дифференциал двух мостов и функция регулировки давления в шинах. Другой важной особенностью автомобиля стало сбалансированное расположение центра тяжести, обеспечивающее практически одинаковую нагрузку на заднюю и переднюю оси. К минусам автомобиля можно было отнести ограниченный объем кабины и ее расположение над колесами. Это сделало модель более компактной, но менее защищенной. Осмотр мотора осуществлялся путем откидывания кабины. Двигатель также был защищен несъемным кожухом. Перегружать машину было нельзя, поскольку в ее конструкции использовались одинарные рессоры.

Для отдыха в автомобиле можно было использовать брезентовую койку, применяемую по аналогии с гамаком.

Горьковский автозавод выпускал следующие модификации ГАЗ-66:

  1. ГАЗ-66-1 – версия без функции настройки давления воздуха в шинах. Ее производство завершилось в 1968-ом году;
  2. ГАЗ-66А – модель с лебедкой;
  3. ГАЗ-66Б – авиадесантная модификация с откидной рамкой основного стекла, телескопической рулевой колонкой и складной крышей;
  4. ГАЗ-66Д – шасси, оборудованное коробкой отбора мощности;
  5. ГАЗ-66П – опытный седельный тягач;
  6. ГАЗ-66Э – модификация с экранированным электрооборудованием. Снята с производства в 1968-ом году;
  7. ГАЗ-66-01 – базовый вариант с функцией регулирования давления воздуха в шинах;
  8. ГАЗ-66-02 – версия с лебедкой;
  9. ГАЗ-66-03 – модель с экранированным электрооборудованием;
  10. ГАЗ-66-04 – шасси с экранированным электрооборудованием;
  11. ГАЗ-66-05 – модификация, получившая лебедку и экранированное оборудование;
  12. ГАЗ-66-11 – улучшенная базовая версия;
  13. ГАЗ-66-12 – улучшенный вариант с лебедкой;
  14. ГАЗ-66-14 – улучшенная модификация с коробкой отбора мощности и экранированным электрооборудованием.

На экспорт выпускались модификации ГАЗ-66-51, ГАЗ-66-52, ГАЗ-66-81 и ГАЗ-66-91.

Также потребителям предлагались и специализированные варианты:

  1. АС-66 – санитарная машина;
  2. АП-2 – главный автомобиль медицинского пункта;
  3. ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
  4. ГЗСА-731 – фургоны «Хлеб», «Почта» и «Медикаменты»;
  5. Р-142 – командно-штабная машина;
  6. МЗ-66 – маслозаправщик.

Технические характеристики

ГАЗ-66 благодаря необычной компоновке получился довольно компактным.

Габариты автомобиля:

  • длина – 5806 мм;
  • ширина – 2322 мм;
  • высота по кабине с полной массой – 2490 мм;
  • высота по тенту – 2520 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • колея задних колес – 1750 мм;
  • колея передних колес – 1800 мм.

Машина имеет дорожный просвет в 315 мм. Грузоподъемность модели составляет 2000 кг, а максимальная масса – 5940 кг.

Прочие характеристики автомобиля:

  • глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
  • минимальный радиус поворота – 9,5 м;
  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • время разгона до 60 км/час – 30 сек;
  • тормозной пусть при скорости в 50 км/час – 25 м;
  • выбег с 50 км/час – 500 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем – 31 градус.

В сравнении с предыдущими версиями модель стала более устойчивой. Оптимальное расположение центра тяжести помогало преодолевать различные препятствия во время движения. При этом машина легко проезжала 80-сантиметровые сугробы и брод, показывая себя как настоящий вездеходный грузовик.

Расход Топлива

При скорости 60 км/час показатель расхода топлива у ГАЗ-66 составляет 20 л/100 км. В качестве горючего для автомобиля используется бензин А-72, A-76 и АИ-80. Объем топливного бака модели равняется 210 л.

Двигатель

ГАЗ-66 комплектовался V-образным 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным дизельным агрегатом «ЗМЗ-66-06» с жидкостным охлаждением (производитель – Заволжский моторный завод). По многим параметром он был схож с предшественниками, но имел определенные отличия. Мотор был более компактным и выделялся рядом уникальных решений.

Характеристики мотора «ЗМЗ-66-06»:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.

В 90-х появились версии с дизельным ДВС «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм. Данные модификации получили индекс «66-41». Вскоре Горьковский автозавод начал выпуск дизельных моделей с мотором «ГАЗ-5441» с турбонаддувом. Агрегат имел улучшенные характеристики и номинальную мощность в 116 л.с.

Фото












Устройство

ГАЗ-66 применялся не только для военных нужд. В строительстве, горном деле и при добыче полезных ископаемых маневренные, неприхотливые и выносливые полноприводные автомобили пользовались большим спросом. Широкая линейка модификаций, построенных на базовой версии, заметно увеличивала сферу применения автомобиля. В 60-80-х годах прошлого века грузовик использовался повсеместно. Он нашел применение и в сельскохозяйственной отрасли.

Базовые версии модели оборудовались стандартным кузовом, представляющим собой металлическую платформу с откидными скамейками. Дополнительно его закрывали тентом.

ГАЗ-66 комплектовался цельнометаллической кабиной. В ней располагались два унифицированных кресла – водительское и пассажирское. Салон предусматривал организацию спального места. Внутреннее пространство отличалось лаконичностью. В зимнее время в кабине было довольно жарко. Капот сильно нагревался, передавая часть тепла салону.


Автомобиль оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, которая отличалась нестандартным расположением. Ее установили сзади и справа от водителя. В состав трансмиссии также входили сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Грузовик имел ведущие мосты гипоидного типа и передний мост с шариковыми шарнирами. ГАЗ-66 оснащался барабанными тормозами с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.

Раздаточная коробка, установленная на автомобиле, помогала усиливать крутящий момент, а также распределять его на задний и передний мосты. В некоторых модификациях модели предусматривался механизм отключения (включения) переднего моста, конструктивно включающий:

  • ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи;
  • промежуточный вал с зубчатыми колесами;
  • вал привода заднего моста;
  • управляющий механизм;
  • вал привода переднего моста.

Некоторые версии автомобиля получили механическую лебедку, усилие на которую подавалось посредством коробки отбора мощности. По своим параметрам она значительно превосходила электрический вариант. Длина троса равнялась 50 метрам, а тяговая нагрузка составляла 3,5 тонны.

Стоимость ГАЗ-66 б/у и с консервации

Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999-ом году, но в продаже и сейчас присутствует немало автомобилей данной модели. Довольно часто можно встретить грузовики, снятые с консервации. Версии последних годов выпуска с КУНГами доступны по цене от 400000 рублей. Бортовые модификации можно приобрести по более низкой стоимости – от 250000 рублей. При этом на рынке присутствует и более дешевые варианты (70000-100000 рублей). Однако их состояние оставляет желать лучшего.

Аренда автомобиля популярностью не пользуется.

Аналоги

Аналогами ГАЗ-66 можно назвать модели ЗИЛ-131, ГАЗ-63 и ГАЗ-3308.

Газ 66 — широко известный полноприводный грузовик с двумя осями и высокой грузоподъемностью. Долговечность и несравнимая проходимость отличают данную модель от аналогичной техники.
В Советском Союзе создавались легендарные автомобили, которые пользуются популярностью до сих пор. Одной из таких уникальных машин является Газ 66. Эта техника была создана для преодоления бездорожья. Техника с компактными размерами и простым устройством используется для перевозки грузов и людей по непроходимым трассам.

При создании модели конструкторы ориентировались желания военной сферы. Машина использовалась в армии для транспортировки десантных войск. А также были другие области применения:

  • нефтяная промышленность;
  • газовая промышленность;
  • лесное хозяйство;
  • геология.

Техника перевозила буровые инструменты, тяжелую аппаратуру, приборы.
В современных условиях машина используется для активного отдыха туристов на побережье.

Технические характеристики

При разработке автомобиля стояла задача изготовить устойчивое, мощное изделие. Авто Газ 66 обладает такими техническими показателями:

  • грузоподъемность – 2 т;
  • наибольшая масса транспортируемого груза – 5,9 т;
  • габариты – 5,8х2,32х2,52 м;
  • дорожный просвет – 315 мм;
  • колея передних колес – 18 см;
  • колея задних колес – 17,5 см;
  • наибольшая углубленность преодолеваемого брода – 8 м;
  • наибольшая скорость – 90 км/час;
  • давление в колесах – 0,5-3,0 кг/см2.

Технические показатели автомобиля рассчитаны для езды по плохой местности.

Характеристики двигателя

При разработке модели было принято решение об ее оснащении мотором Заволжского моторного завода. Военный Газ 66 имел четырехтактный двигатель с восьмью цилиндрами карбюраторного вида. Вследствие V-образной конструкции агрегат был небольших размеров.

Основные характеристики:

  • марка мотора – ЗМЗ-66-06;
  • тип двигателя – бензиновый;
  • объем – 4,254 л;
  • мощность – 120 л.с.;
  • тип охлаждения – жидкостный;
  • наибольший крутящий момент – 284,4 Нм;
  • частота вращения – 2500 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 9,2 см;
  • ход поршня – 8 см;
  • разновидность карбюратора – К-126, К-135;
  • материал изготовления – алюминиевый сплав;
  • вес мотора – 262 кг.

Для запуска в холодное время года предусмотрен предпусковой подогреватель ПБЖ-12. В конце 80-х годов автомобиль комплектовался мотором марки ЗМЗ-513-10 с мощностью 125 л.с. Позднее разрабатывали силовые агрегаты, работающие на дизельном топливе с турбосистемой. Модификация с таким мотором значилась как Газ 6641.

Кабина

Кабина Газ 66 имеет наддвигательное расположение. Конструкция выполнена из цельного металла. В кабине оборудованы два кресла для водителя и пассажира. Они разделены металлическим кожухом, предназначенным для покрытия мотора. При отрицательных температурах кожух служил дополнительным устройством подачи тепла из-за нагретого двигателя. Для комфорта длительных поездок установлено подвесное спальное место, состоящее из гамака, крючков. Присутствует вентиляционные отверстия и отопители. Передние стекла снабжены очистителями, механизмами обмыва. А также предусмотрен обдув лобового стекла.
Чтобы подобраться к мотору, кабину необходимо откинуть вперед. Это производится легко благодаря наличию шарниров. Из-за несъемного кожуха мотора переключатель передач находится поодаль от водителя: справа внизу. Размер кабины Газ 66 – 2,42х2,49х2,32 м с учетом высоты колес.

Расход топлива

Бак машины рассчитан на 210 литров. При средней скорости передвижения 70 км/час расходуется 20-25 литров на 100 километров.

Устройство

Автомобиль состоит из кабины и кузова. Кузовная часть покрыта тентом. Внутри находятся скамейки с функцией откидывания. Кузовная часть изготовлена из цельной металлической платформы. С обоих боков находятся борта с решеткой. Сзади расположен откидывающийся борт. Размеры кузова Газ 66 соответствуют 3,31 м по длине и 2,05 м по ширине.
Вездеходность техники обеспечивается полноприводной системой, укороченными свесами и шинами односкатного типа. Задний мост делится на составляющие:

  • картер;
  • сборный редуктор;
  • две полуоси;
  • пара цапф.

Для редуктора предусмотрено определенное утолщение в картере. Передний мост содержит:

  • редуктор (как и в заднем мосту);
  • шарниры равных угловых скоростей.

Периодическая смазка шарниров продляет срок эксплуатации мостов.
Торможение автомобиля осуществляется за счет гидросистемы с вакуумным усиливающим устройством. Этот механизм препятствует выключению мотора при перемещении по спуску. Для рулевого механизма, также, установлен гидроусилитель. В 1968 году Газ 66 оборудовался централизованной системой для регулировки воздуха в шинах. Изменение давления воздуха производится с места водителя. Можно это делать во время движения и во время стоянки. Эта система предполагает сохранение движения при малых шинных повреждениях.


Коробка передач техники имеет 4 ступени с синхронизацией на 3 и 4 передачах. Сцепление однодискового вида с гидравлическим приводом. Трансмиссию еще образует раздаточная коробка с 2 ступенями. Эта коробка усиливает крутящий момент, отвечает за распределение его по мостам.
Подвеска образована продольными рессорами полуэллиптической формы. Амортизаторы рессор телескопического вида симплексным шагом и гидравликой. Загрузка автомобиля сверх нормы невозможна из-за наличия на заднем мосту одинарных рессор. А также перегрузу препятствуют дифференциалы с автоблокировкой в главных передачах. Все о Газ 66 можно найти в глобальной сети.

Преимущества и недостатки

К основным преимуществам техники Газ 66 относятся:

  • преодоление ухабистых местностей и неглубоких рек;
  • полный привод;
  • высокая способность совершать различные маневры несмотря на большую грузоподъемность;
  • отличная балансировка благоприятствует распределению нагрузки на обе оси;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • централизованная балансировка в шинах;
  • продолжительный срок эксплуатации.

К недостаткам техники относится расположение кабины над колесами. Такое расположение снижает защищенность водителя. Подобная конструкция кабины уменьшает габариты Газ 66.

Чем может комплектоваться

На различные модификации предусмотрена установка дополнительного оборудования. Модификации 02,05,12,15,52 оборудованы механической лебедкой. Лебедка производит движение за счет коробки отбора мощности посредством 2 карданов и соединяющей опоры, находящейся в промежутке.
Газ 66 05 имел лебедку длиной 50 м и толщиной 1,6 см. Благодаря наличию этого приспособления тяговая нагрузка увеличивается до 3,5 тонн.
Модификации Э,04,05,14,15 оборудовались экранированным оборудованием.
Изготовитель также разрабатывал специальные модификации для северных и южных территорий. Газ 66 92 выпускался в 1987-1995 годах и пользовался популярностью в северных регионах. Разновидность 91 выпускалась для жарких широт и шла на экспорт.
Технические характеристики Газ 66 15 позволили соединить лебедку и помехозащищенное электрооборудование. Эта разновидность производилась с 1985 года.

При 3200 об/мин

Максимальный крутящий момент: 284,5 Н·м, при 2000 об/мин Конфигурация: Цилиндров : 8 Клапанов: 16 Диаметр цилиндра: 92 мм Ход поршня: 80 мм Cтепень сжатия : 7,6 Система питания: двухкамерный карбюратор К-135 Охлаждение: жидкостное Клапанной механизм: OHV Материал блока цилиндров : алюминий Материал ГБЦ (англ.) русск. : алюминий Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8 Рекомендованное топливо: А-76 Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача - 1,982; 2 передача - 1,00. Главная передача - одинарная, передаточное число - 6,83.

Характеристики

Массово-габаритные

Ширина: 2342 мм

Динамические

Макс. скорость: 90 км/ч

На рынке

Другое

ГАЗ-66 (в просторечии «шишига») - советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960-1990-е годы.

Конструктор машины - А. Д. Просвирнин.

История

Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62 , выпускавшегося в - гг. и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63 , выпускавшегося в - гг. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с июля 1964 года . В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации). В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве . В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге . В апреле ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества . ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

ГАЗ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, принят на вооружение в Советской армии , после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии , в основном в ВДВ и пограничных войсках.

В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко» . Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года . Всего было выпущено 965.941 автомобилей семейства ГАЗ-66.

ГАЗ-САЗ-3531

Описание

Своей высокой проходимостью автомобиль обязан самоблокирующимся дифференциалам переднего и заднего мостов и шинам с регулируемым давлением

ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система - гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная - барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.

Важная особенность этого автомобиля - сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане . В 1990-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.

ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя.

Основные модификации ГАЗ-66 и специализированные кузова на его шасси

  • ГАЗ-66-1 (1964-1968) - первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66А (1964-1968) - с лебёдкой
  • ГАЗ-34 - опытный образец с колёсной формулой 6×6
  • ГАЗ-66Б (с 1966) - авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
  • ГАЗ-66Д (1964-1968) - шасси с коробкой отбора мощности
  • ГАЗ-66П - седельный тягач (опытный)
  • ГАЗ-66Э (1964-1968) - с экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-66-01 (1968-1985) - базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
  • ГАЗ-66-02 (1968-1985) - с лебёдкой
  • ГАЗ-66-03 (1964-1968) - с экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-66-04 (1968-1985) - шасси с экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-66-05 (1968-1985) - с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
  • ГАЗ-66-11 (1985-1996) - модернизированная базовая модель
  • ГАЗ-66-12 (1985-1996) - с лебёдкой
  • ГАЗ-66-14 (1985-1996) - шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности

ГАЗ-66. Военный вариант

  • ГАЗ-66-15 (1985-1996) - с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
  • ГАЗ-66-16 (1991-1993) - модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса - односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т
  • ГАЗ-66-21 (1993-1995) - народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.
  • ГАЗ-66-31 - шасси для самосвалов
  • ГАЗ-66-41 (1992-1995) - с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
  • ГАЗ-66-40 (1995-1999) - с турбодизелем ГАЗ-5441
  • ГАЗ-66-92 (1987-1995) - северный
  • ГАЗ-66-96 - шасси для вахтовых автобусов
Экспортные
  • ГАЗ-66-51 (1968-1985)
  • ГАЗ-66-52 (1968-1985) - с лебёдкой
  • ГАЗ-66-81 (1985-1995) - для стран с умеренным климатом
  • ГАЗ-66-91 (1985-1995) - для стран с тропическим климатом
Специализированные
  • АП-2 - автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.
  • АС-66 - санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.
  • ДДА-2 - дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.
  • ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 - фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
  • МЗ-66 - маслозаправщик.
  • 3902, 3903, 39021, 39031 - передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.
  • 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 - передвижные клиники.
  • НЗАС-3964, Волгарь-39461 - вахтовые автобусы
  • ГАЗ-САЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Саранск).
  • ГАЗ-КАЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Бишкек, Киргизия).

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66-11

Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 2000 кг
Разрешенная максимальная масса 5940 кг
длина 5806 мм (с лебёдкой)
ширина 2322 мм
высота по тенту без нагрузки 2520 мм
высота по кабине с полной массой 2490 мм
колёсная база 3300 мм
дорожный просвет 315 мм
Колея передних колес 1800 мм
Колея задних колес 1750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода (по дну) 0,8 м .
Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением
рабочий объём 4254 см³
мощность 120 л.с
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостом
привод задний или полный
колёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; Шины 12,00-18
Давление в шинах 0,5-3 кг/см
максимальная скорость с полной массой 90 км/ч
ёмкость топливных баков 210 л
контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 20
марка топлива А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75

Впервые автомобиль ГАЗ-66 появился на публике в далеком 1962 году, он должен был заменить собой аналогичный грузовик ГАЗ-63, который стоял на конвейере с 1948 года. Новый грузовик обладал повышенной проходимостью благодаря полному приводу с отключаемым передним мостом и понижающей передачей, высоким клиренсом и устойчивостью, которая достигалась грамотной развесовкой компоновки всего кузова, кабины, двигателя, рамы. Нагрузка на переднюю и заднюю ось была практически одинаковой. Для лучшей устойчивости кабину конструкторы поместили прямо над моторным отсеком. Для доступа к двигателю кабину необходимо было откидывать и это давало отличный доступ к любой части двигателя, что повышало его ремонтопригодность в походных условиях.

Основным назначением ГАЗ-66 «Шишига» было и есть эксплуатация в воинских частях сначала советской армии, а затем и российской. Окончательно производство прекратилось в 1999 году, и на тот момент Горьковский АвтоЗавод выпустил более 900 тыс. автомобилей различных модификаций.

Модификации

  • ГАЗ-66-01 - базовая модель с системой регулировании давления воздуха в шинах,
  • ГАЗ-66-02 - дополнительно устанавливалась лебедка и регулировка давления в шинах,
  • ГАЗ-66-04 - регулировка давления в шинах и экранирование всего электрооборудования,
  • ГАЗ-66-05 - оснащалась лебедкой, системой регулирования давления в шинах и экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-11 - обновленная и улучшенная базовая модель,
  • ГАЗ-66-12 - обновленная модель с лебедкой,
  • ГАЗ-66-14 - обновленная модель с КОМ и экранированным электрооборудованием.

Были и другие модификации, к примеру, седельный тягач или авиадесантная машина со складной крышей, с кунгом различного назначения. Автомобиль очень универсальный и его можно использовать для разнообразных целей. Так же он поставлялся и на экспорт в страны во все страны соц.лагеря.

ГАЗ-66 с консервации (военного хранения)

Не смотря на то, что ГАЗ-66 перестали выпускать еще 1999 году, сейчас очень часто можно встретить в продаже новые автомобили с так называемого военного хранения. Такая практика существует во всех армиях мира, когда технику приобретают новую и оставляют законсервированной в гаражах и на складах на случай военных действий. Но время идет и даже такая военная и надежная техника не может ему противостоять и государство в лице воинских частей постепенно начинает распродавать автомобили с консервации. Это так же может быть связано с тем, что пришла новая партия, которая заменяет старую или выпущена новая модель, что от части верно для ГАЗ-66 (его преемником стал ГАЗ-3308 «Садко»).

Автомобили с военного хранения практически ничем не отличаются от новых. Когда их подготавливают к продаже меняются шины и все резинотехнические детали в двигателе и в конструкции, т.к. резина достаточно сильно подвержена старению, аккумуляторы, технические жидкости, фильтры и другие расходники. После такой предпродажной подготовки ГАЗ-66 очень трудно будет отличить от только что вышедшего с конвейера автомобиля, если бы их все еще выпускали. Только шильдик на кузове с годом выпуска будет выдавать его возраст. И сейчас в продаже, как у нас на сайте, так и на аналогичных, можно встретить объявления, где продают автомобили с консервации 80-х годов выпуска прошлого века. Машинам более 30 лет, а они как новые.

Технические характеристики ГАЗ-66

  • Габаритные размеры: 5806*2322*2490(2520) мм. (с тентом).
  • База: 3300 мм.
  • Колея: 1800 мм.
  • Снаряженная масса: 3440 кг.
  • Полная масса: 5770 кг.
  • Привод: полный 4х4 с отключаемым передним мостом, межколесная и межосевая блокировка
  • Дорожный просвет: 315 мм. (по мостам)
  • Грузоподъемность: 2000 кг.
  • Макс.вес буксируемого груза: 2000 кг.
  • Радиус разворота: 9,5 м.
  • Макс.разрешенная скорость: 95 км/ч.
  • Глубина преодолеваемого брода: 80 см.
  • Угол преодолеваемого подъема: 31 град.
  • Двигатель ЗМЗ-66-06
    • V-образный, 8-ми цилиндровый
    • Мощность: 115 л.с.
    • Рабочий объем: 4,25 л.
    • Крутящий момент: 284 Нм
    • Степень сжатия: 7,6
    • Карбюратор: К-135
    • Бензин: АИ-76, АИ-80
    • Средний расход топлива: 24-30 л./100 км.
  • Двигатель ГАЗ-544(1)
    • Дизельный, 4-х цилиндровый с воздушным охлаждением (модификация 5441 это турбированный мотор)
    • Мощность: 85-116 л.с. (в зависимости от модификации)
    • Рабочий объем: 4,15 л.
    • Крутящий момент: 235 Нм
    • Степень сжатия: 16
    • Бензин: АИ-76, АИ-80
    • Средний расход топлива: 17 л./100 км.
  • Двигатель Д-245
    • Дизельный, 4-х цилиндровый, турбированный
    • Мощность: 122 л.с.
    • Рабочий объем: 4,75 л.
    • Крутящий момент: 350 Нм.
    • Степень сжатия: 17,1
    • Средний расход топлива: 14-17 л./100 км.
  • КПП: механическая, 4-х ст.
  • Сцепление: однодисковое, сухое
  • Раздаточная коробка: 2-х ст.
  • Главная передача: коническая, гипоидного типа
  • Топливный бак: 2 штуки по 105 л.
  • Шины: 12.00-18
  • АКБ: 75 Ач.

Рисунок №1. Размеры бортового ГАЗ-66. (в полном размере)


Что касается двигателя Д-245, то его на заводе не устанавливали. Этот силовой агрегат сейчас активно модернизируют и ставят на ГАЗ-66, т.к. он обладает заметно лучшими характеристиками нежели бензиновый ЗМЗ-66-06 или дизельный ГАЗ-5441.

Цена

Что касается текущих цен на ГАЗ-66 и его модификации, тот тут как обычно все зависит от пробега и технического состояния. Автомобиль с консервации можно купить по ценам от 200 000 до 500 000 рублей. Можно и дороже. Модификации с кунгом обычно дороже. На цену еще влияет чем оснащен кунг. Если же вы ищите просто бу ГАЗ-66 и готовы приобрести бортовую версию с тентом, то тут можно найти и за 130 000 рублей вполне подходящий вариант.

Просто история:

Более 50 лет назад ГАЗ начал производство легендарного грузовика ГАЗ-66.

Автолюбители как дети, только игрушки у них подороже, сказал кто-то когда-то. Привычка давать прозвища всем распространенным машинам укоренилась очень давно. «Копейка», «Буханка», «Козлик» все эти милые нашему сердцу прозвища на слуху. АЗ-66 окрестили «Шишигой» за сходство звучания со словом «шестьдесят шестая».

Производство полноприводного бескапотного грузовика ГАЗ-66 началось в ноябре 1963 года. Как всегда, рождение легендарных машин сопровождает некая тайна, во всяком случае необычная история, щедро приправленная подробностями. Так было и с 66-м. Одна из распространенных баек, это то, что ГАЗ-66 придумала женщина. Мол, неудобный, и переключение скоростей необычное, и колеса под водителем. Это все «легенды».

А началось все вот как: 3 августа 1956 года в экспозиции новых моделей, выставленных на тогдашней ВСХВ (затем – ВДНХ, а ныне ВВЦ) был представлен грузопассажирский внедорожник ГАЗ-62. Внешне он напоминал известный у нас ленд-лизовский армейский Dodge-3/4. Но ни армия, ни сельское хозяйство не проявили к машине особого интереса.

Конструкция ГАЗ-62 была разработана А.Д. Просвирниным, который в то время занимал должность заместителя главного конструктора по грузовикам на объединении ГАЗ. Просвирнин смог учесть пожелания заказчиков и создал грузовой вариант ГАЗ-62, с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью в 1 тонну. Кабина была расположена над двигателем. Различные модификации такого автомобиля испытывались и с самоблокирующими дифференциалами, и с герметичными тормозами, и с двигателем с форкамерно-факельным воспламенением горючей смеси.

Как результат работы был найден оптимальный вариант двигатель с форкамерно-факельным воспламенением, и в 1959-1960 годах ГАЗ выпустил партию из нескольких сотен автомобилей ГАЗ-62. Эксплуатация этой опытной партии показала недостаточную мощность шестицилиндрового двигателя. Мотор от Газ-51 уже не годился. К тому времени завод имел уже конструкцию перспективного V-образного 8-цилиндрового мотора с картером и головкой цилиндров из алюминиевого сплава и велась подготовка к его серийному производству. Работа по дальнейшему развитию конструкции ГАЗ-62 применительно к возможностям нового двигателя была проведена параллельно доводке двигателя.
Первый опытный образец будущего ГАЗ 66 появился в 1956 году. Экспериментальный образец вездехода с модифицированным оперением выпускаемой кабины 51/63. Машина построена на платформе ГАЗ 63В с расширенной колеей.

В 1958 году выходит второй экспериментальный образец, уже более похожий на окончательый вариант Шишиги. Изначально технически модель задумывалась унифицированной с ГАЗ 53 по мотору и шасси. ГАЗ 66 разрабатывался в конце 1950-х гг. параллельно с ГАЗ 62, с которым имел общую компоновку и кабину. Ведущий конструктор машины - Ростислав Григорьевич Заворотный. Автор дизайна кабины - Лев Михайлович Еремеев. На начальном этапе проектирования машина обозначалась как ГАЗ 68 - индекс 66 был закреплен за экспериментальными вездеходами капотной компоновки на базе ГАЗ 63.

Предсерийные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958-1962 годах и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948-1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года.

ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система - гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная - барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.

Машина имела низкий центр тяжести, что делало ее устойчивой на склонах. Практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Такая версия машины имела брезентовый верх кабины и откидывающимся в горизонтальное положение ветровым стеклом.

8-цилиндровый двигатель развивал мощность 115 л.с. Машина развивала по шоссе скорость до 90 км/ч., уверенно брала подъемы крутизной до 30 % и преодолевала брод глубиной до 1 метра. Машина отлично зарекомендовала себя в самых тяжелых условиях эксплуатации, жестких температурных режимах и самых различных сферах на военной и гражданской «службе».

В 1985 году автомобиль был подвергнут модернизации, в последствии было выпущено 2 варианта: с лебедкой и без, соответственно под индексами ГАЗ-66-12 и ГАЗ-66-11.

В планах завода был и выпуск трехосной версии грузовика ГАЗ-34 и ГАЗ-33 колесной формулы соответственно 6х6 и 6х4. Их испытания шли в 1965 году. Но основной заказчик, МО, не счел нужным дать добро на эти модели, полагая, что ЗИЛ-131, грузоподъмностью 3,5 тонны, более подходит для армейских нужд. Так же ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане.

На базе ГАЗ-66 существовало множество модификаций:

ГАЗ-66-1 (1964-1968) - первые грузовики без системы подкачки шин
ГАЗ-66А (1964-1968) - наличие лебедки
ГАЗ-34 - грузовик на без ГАЗ-66 с колесной формулой 6х6 ФОТО
ГАЗ-66Б (с 1966) - десантный вариант со складной крышей
ГАЗ-66Д (1964-1968) - шасси с регулировкой мощности КПП ФОТО
ГАЗ-66П –опытный образец седельного тягача ФОТО
ГАЗ-66Э (1964-1968) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-01 (1968-1985) - модель с центральной подкачкой шин
ГАЗ-66-02 (1968-1985) - наличие лебёдкой
ГАЗ-66-03 (1964-1968) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-04 (1968-1985) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-05 (1968-1985) - экранированное оборудование, наличие лебедки
ГАЗ-66-11 (1985-1996) - модернизированная вариант
ГАЗ-66-12 (1985-1996) - наличие лебедки
ГАЗ-66-14 (1985-1996) - экранированное оборудование
ГАЗ-66-15 (1985-1996) - экранированное оборудование, наличие лебедки
ГАЗ-66-16 (1991-1993) -с двигателем ЗМЗ-513.10, грузоподъемность 2,3 тонны
ГАЗ-66-21 (1993-1995) - двойные задние колеса для народного хозяйства, грузоподъемность 3,5 т.
ГАЗ-66-31 - самосвальное шасси ФОТО
ГАЗ-66-41 (1992-1995) - дизель ГАЗ-544
ГАЗ-66-40 (1995-1999) - турбодизель ГАЗ-5441
ГАЗ-66-92 (1987-1995) - северный вариант
ГАЗ-66-96 - вахтовый автобус ФОТО
Экспортные модификации ГАЗ-66
ГАЗ-66-51 (1968-1985)
ГАЗ-66-52 (1968-1985) - наличие лебедки
ГАЗ-66-81 (1985-1995) - экспортный вариант для теплых стран
ГАЗ-66-91 (1985-1995) - экспортный вариант для теплых стран
Специализированные модификации ГАЗ-66
АП-2 - автоперевязочная, предназначена для оказания первой медицинской помощи для военных ФОТО
АС-66 - санитарный вариант, для эвакуации и перевозки раненых.
ДДА-66 - дезинфекционно-душевая установка, предназначена для профилактики военных и гражданских во время биологических и химических угрозахФОТО-1, ФОТО-2
ДПП-40 - десантируемый понтонный парк, предназначен для наведения понтонных мостов через реки ФОТО-1, ФОТО-2
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 - фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты»
МЗ-66 - маслозаправщик ФОТО
Р-125 - командно-штабная машина.
Р-142 - командно-штабная машина.
3902, 3903, 39021, 39031 - автомастерская
2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 - передвижные клиники
ГАЗ-САЗ-3511 - сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31, сборка в г. Саранск
ГАЗ-КАЗ-3511 - сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31, сборка в г. Бишкек
Автобусы на базе ГАЗ-66
НЗАС-3964, Волгарь-39461 - комфортные вахтовые автобусы

Автомобили семейства ГАЗ-66 выпускались до июля 1999 года.
Последний автомобиль ГАЗ-66 установлен на постаменте возле сборочного цеха.
На смену им пришли грузовики «Садко» ГАЗ-3308. У этого автомобиля силовой агрегат и узлы шасси сохранены от ГАЗ-66, но компоновка машины выполнена по капотному типу.

ГАЗ 3308 "Садко"

Как ни странно, но ГАЗ-66 не был отмечен Государственной премией, хотя его более чем 50-летняя история пестрит достижениями и подвигами. Работяга «Шишига» остался скромным тружеником на просторах Родины и за ее пределами. ГАЗ-66 до сих пор является одним из лучших образцов отечественной вездеходной техники.

Из почти миллиона выпущенных автомобилей ГАЗ-66, различных модификаций, более 70% поступило на специализированные заводы для дальнейшей комплектации спецтехникой, что объясняется большой популярностью использования его шасси в качестве транспортной базы. Автомобиль ГАЗ-66 с честью выполнил возложенные на него обязанности по перевозке людей, грузов и буксировки прицепов по всем видам дорог и по бездорожью.

На сегодняшний день многие любители трофи-рейдов обратили свое внимание на легендарный грузовик. Претерпевая массу изменений, ГАЗ-66 и сегодня покоряет бездорожье на всех широтах от Арктики до тропиков.

Широко распространено переоборудование ГАЗ-66 с кунгом в кемперы. Конечно, автокемперы в Западной Европе и Северной Америке - это одно, а у нас - совсем другое.
Но приличная дача на колесах из ГАЗ-66 выходит вполне комфортной и не дорогой.

Немного фото переделок:

Предыдущие статьи