Автомобили, тракторы, мотоциклы. Грузавтоинфо

К началу войны в СССР было три завода, выпускавших грузовые автомобили: Ярославский (ЯАЗ), Горьковский (ГАЗ) и Завод имени Сталина (ЗиС). Но с утратой огромной территории и перемещением многих заводов, производивших комплектующие, вглубь страны производство автомобилей резко упало.

24 июня 1941 года администрация президента США Ф. Рузвельта официально заявила о готовности оказать СССР поддержку в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В конце июля в Москву прибыла правительственная делегация США для изучения потребностей СССР в вооружении, сырье и материалах. В ноябре президент США подписал распоряжение о распространении закона о ленд-лизе на СССР. По этому закону, принятому 11 марта 1941 года, сенат и палата представителей предоставляли полномочия президенту оказывать помощь, давать кредиты той стране, действия которой отвечают интересам обороны Соединённых Штатов.

Первые партии автомашин прибыли в СССР осенью 1941 года. Технический комитет Главного автомобильного управления Красной Армии при содействии НАМИ организовал испытания, на которых выяснялись вопросы пригодности различных марок для службы в Красной Армии и специфики их эксплуатации в различных условиях. С 18 июля 1942 года по 15 мая 1943 года в условиях тылового обслуживания фронтовых нужд Красной Армии проводилась контрольная эксплуатация 74 машин: 11 моделей восьми американских фирм и пяти моделей трёх английских производителей. Выводы, сделанные на основе полученных данных, определяли дальнейшие поставки.

Практически сразу же специалисты обратили особое внимание на Студебекер. В отличие от большинства своих аналогов, он не увязал в русской грязи и вместо номинальных 2,5 тонн легко тащил на себе пять. Всего же на испытаниях удалось довести грузоподъемность до 7,1 тонны, после чего лопнули рессоры.

Главным автомобильным управлением был поднят вопрос об обучении личного состава автомобильных подразделений правилам эксплуатации и ремонта импортной техники. Были выпущены брошюры с упрощенным изложением правил эксплуатации.

Тем не менее, тысячи ленд-лизовских автомобилей были загублены советскими водителями – в отличие от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива и смазки и более культурного обслуживания. Например, фильтр маслосистемы при замене масла было необходимо выбрасывать и ставить новый, но наши водилы ухитрялись его использовать повторно.

Однако по сравнению с немецкими грузовыми Опелями надежность Студеров была гораздо более высокой. Студебекер лучше всех своих аналогов подходил для советско-германского фронта. Невысокие металлические борта были наращены деревянными решетками, которые вставлялись в специальные гнезда металлического кузова. Решетки были устроены так, что, раскладываясь, могли образовывать скамейки для перевозки людей – как и на наших послевоенных ЗиЛ-157, и, позднее, ЗиЛ-131.

В задней части кузова на уровне верхних досок решетки навешивался предохранительный ремень. Откидной задний борт удерживался цепями в горизонтальном положении, составляя как бы продолжение платформы. На верхней части борта имелись две ручки-скобы для облегчения посадки и высадки людей.

Но, самое главное, Студебекер мог послужить самоходным шасси для установки БМ-13, более известной под названием «Катюша». Первоначально «Катюши» устанавливали на шасси автомобиля ЗиС-6 – трехосного варианта знаменитого «Захара» ЗиС-5. Однако осенью 1941 года ЗиС из Москвы эвакуировали частично в Ульяновск, частично в Миасс, и выпуск ЗиС-6 временно прекратился. «Катюши» начали ставить на танки Т-60, на трактора и на трофейные немецкие грузовики, но проблему это не решало. Студер же оказался в этой связи как нельзя кстати.

Поэтому-то Студебекер и оказался самым распространенным ленд-лизовским автомобилем. За время войны в Советский Союз было поставлено 152 тысячи Студеров. А если прибавить к этому числу внешне и внутренне ничем не отличающиеся грузовики фирмы REO, то это число дойдет до 197 тысяч. Объем поставок второго по массовости автомобиля – Виллиса – составил 50501 штуку.

Автомобили поставлялись в СССР в основном через территорию Ирана, южная часть которого была оккупирована англичанами, а северная – нами. Из-за отсутствия железных дорог шли они своим ходом, доходя при этом почти без поломок. Те же Студеры, которые поставлялись морским путем, поступали не в виде готовых автомобилей, а в виде машинокомплектов – такой способ транспортировки был в шесть раз дешевле. Сборка же грузовиков осуществлялась на ЗиСе.

Длина автомобиля без лебедки составляла 6365 мм. Ширина – 2240 мм. При этом внутренняя длина платформы кузова равнялась 3660 мм, а ее внутренняя ширина – 2040. Несмотря на 1660-миллиметровую колею, радиус поворота составлял всего 10 метров. Управление автомобилем также не требовало больших усилий, несмотря на отсутствие гидроусилителя. Дело в том, что рулевое управление было устроено так, что при увеличении угла поворота увеличивалось и передаточное число в рулевом управлении.

В отличие от основного грузовика американской армии, на котором стоял верхнеклапанный 4,42-литровый 104-сильный мотор GMC-270, на Студебекер устанавливался нижнеклапанный двигатель “Геркулес” JXD. При 2800 оборотах в минуту этот двигатель развивал 94 л.с. Правда, на советском авиационном бензине Б-70 мотор выдавал всего 69,2 л.с., а на обычном бензине II сорта с октановым числом 56 и того меньше – 66,2 л.с. Но падение мощности, как ни странно, не приводило к заметной потере скорости – вместо указанных в инструкции 45 миль в час (72 км/ч) на 70-м бензине Студер развивал 69, а на 56-м – 65 км/ч. А на средних эксплуатационных скоростях это вообще не сказывалось – с полной штатной нагрузкой он шел по шоссированной дороге с 30-километровой скоростью, а порожняком, едва разогнавшись до сорока, был вынужден плестись за ЗиСом или полуторкой.

Рабочий объем двигателя составлял 320 кубических дюймов, что в наших литрах равняется 5,244. Диаметр цилиндра у этого двигателя был тот же, что и у GMC-270 – 101,6 мм – ровно четыре дюйма. Но ход поршня был побольше, чем у GMC – 107,95 мм вместо 96,04 мм. Расход топлива достигал 43,3 литра на 100 километров, в то время как у «Джимми» он не превышал 38,24 л/100 км. Однако преимуществом двигателя «Геркулес» было то, что его степень сжатия была не 6,75:1, как у GMC-270, а 5,82:1, что и позволяло заливать в 151-литровый бензобак наш родной второсортный бензин. Правда, при этом, чтобы не было детонации, приходилось изменять угол опережения зажигания – делать его более ранним. Это-то и приводило к падению мощности. В картер же двигателя в летнее время можно было заливать обыкновенный автол-10. Зимой же вместо рекомендованного SAE-80 использовали нигрол, на 20% разбавленный соляркой.

Удобным оказалось и то, что вся электрика Студера была шестивольтовой – это позволяло вместо штатного аккумулятора SW5-153 использовать аккумуляторную батарею от ЗиС-5.

Последний Студер типа US6 был произведен в августе 1945 года. Довольно большое количество было поставлено на Тихоокеанский театр военных действий, но опять же не для американской армии, а для вооруженных сил Австралии, Новой Зеландии и Голландии.

Когда война закончилась, мы по условиям ленд-лиза вернули большую часть машин американцам. Однако вернули не все, и многие Студеры простояли на вооружении до середины 70-х годов, а некоторые использовались и в народном хозяйстве.

Остается добавить, что Минавтопром СССР за годы войны выпустил около 240 000 машин, а общее число полученных английских, американских и канадских автомобилей за этот период составило 477 785 единиц, не считая огромного количества запчастей, которых хватило бы на сборку еще нескольких тысяч машин.

И последнее. Когда мы видим на постаменте "Катюшу", она обязательно или на ЗиС-6, или ЗиС-151, который по причине возраста повоевать не успел. Не его в этом вина, а вот памятник "Студебекеру", как незримому труженику той войны поставить не мешало бы. Я так думаю.

Советский истребитель американской постройки Р-39 «Аэрокобра» (Airacobra), поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза, в полете. 48 из 59 сбитых немецких самолетов Александр Покрышкин записал на свой боевой счет, летая на «Аэрокобрах»:


Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели (Donald H. Connolly), командующий сервисной службой США в Персидском заливе пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу:

Ликующие жители Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн» (Valentine), поставлявшихся в СССР по ленд-лизу:

Советская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн». Истребители этой модели поставлялись в СССР по ленд-лизу:

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год:

Советские танкисты с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Американская техника поставлялась по ленд-лизу полностью укомплектованной — с экипировкой и даже стрелковым оружием для экипажа:

Советские летчики принимают американский средний бомбардировщик А-20 (Douglas A-20 Boston), передаваемый по ленд-лизу. Аэродром Ноум (Nome), Аляска:

Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу:

Советский бронетранспортёр-разведчик M3A1 Scout Car, поставлявшийся по ленд-лизу, в бою на улицах Вены, Австрия. Машина 1-го гвардейского механизированного корпуса 3-го Украинского фронта:

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Иране:

Рота американских танков М3с «Генерал Ли», поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, выдвигается к переднему краю обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 г.:

Знаменитые русские реактивные миномёты "Катюша" на шасси американского грузовика "Студебеккер":

Bell P-39 Airacobra перед отправкой из Эдмонтона в СССР:

P-63 "Кингкобра" готовят к отправке в СССР:

Советские летчики на фоне самолета А-20G «Бостон»:

Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра»:

Летный состав 51-го минно-торпедного авиаполка ВВС БФ, на фоне самолета «Бостон» A-20G:

Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя P-39 «Аэрокобра»:

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по ленд-лизу, для передачи советской стороне:

«Андрюша» на огневой позиции в Германии. БМ-31 на Студебекере:

Советские артиллеристы на марше (Джипы тянут 45-мм пушки):

Танк М-3 Ли на одном из участков фронта, 1943-44 г.:

Подбитые американские танки М-3 на улицах Керчи. Июнь 1944 г.:

Танки «Шерман» II Украинского фронта на марше. 17.03.1945 г.:

Части 1-й Чехословацкой. бригады Л.Свободы на марше. Доджи ¾ тянут орудия ЗиС-3. I Украинский фронт, 1944 г.:

БТР М-3 "Скаут" в Берлине. Май 1945 г.:

Части 1 Украиского фронта на марше в р-не г.Розенберг. Январь 1945 г. Автомобили Ford G8T:

Бой в Данциге в марте 1945 г. БТР М-17 с 4х12.7 пулеметами:

На фронтовой дороге: БМ-13 на «Студерах» и Виллис. Украина, 1943-44 гг.:

1-я эскадрилья 13-го Гвардейского Краснознаменного Рославльского бомбардировочного полка Дальней Авиации на фоне самолета B-25 Mitchell. Аэродром Умань, 1944 год:

Группа А-20 Boston под командой кпт.И.И.Проценко возвращается на базу. Северный Кавказ, апрель 1943 г.:

Самолеты A-20 Boston 63-го бомбардировочного Керченского Краснознаменного авиационного полка на боевом вылете, 1943 г.:

Самолеты A-20 Boston 244-й бомбардировочной Лозовской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого авиационной дивизии в первые дни после войны:

Жители Белгород-Днестровского приветствуют советских солдат-освободителей, сидящих в автомобилях-амфибиях Ford GPA:

Советские солдаты вступают в освобожденный город Вязьму. Впереди американский средний танк М3 «Генерал Ли», поставлялся в СССР по ленд-лизу:

Торпедные катера Северного флота типа A-2 «Хиггинс» (Higgins), ошвартованные к пирсу. Эти катера поставленные по ленд-лизу из США, были построены в 1943 году на судоверфи «Higgins Indastri, Inc. Wood» в Нью-Орлеане:

Солдаты вермахта с обозами сдаются в плен на косе Фрише-Нерунг войскам советского 3-го Белорусского фронта. Справа советские солдаты на джипе Dodge WC-52, предоставлявшегося по ленд-лизу:

Американский бомбардировщик B-25J-30/32-NC «Митчелл» (серийный номер 44-31162) с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской, во время перегона в СССР по ленд-лизу:

Снимок советских и американских летчиков на фоне первых принятых СССР по ленд-лизу американских истребителей P-63 «Кингкобра» («Kingcobra»). Фэрбенкс (Fairbanks), Аляска:

Экипаж британского среднего танка Mk II Matilda II, поставленного в СССР по ленд-лизу. Брянский фронт, лето 1942 года:

Полученный по ленд-лизу американский истребитель Curtiss P-40 126-го ИАП на зимнем полевом аэродроме:

Спаренный 12,7-мм пулемет Кольт-Браунинг M2 американского производства на корабле советского флота. Эти пулеметы в больших количествах поставлялись в СССР по ленд-лизу и широко использовались в военно-морском флоте:

Ефрейтор Степан Овчаренко за пулеметом «Максим», установленным в задней части «Виллиса». Американский армейский автомобиль повышенной проходимости «Willys» поставлялся в Красную Армию по ленд-лизу с лета 1942 года (модификации Willys MB и Willys MА) . Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин:

Советские моряки демонстрируют свою готовность к бою. Все вооружены знаменитым «гангстерским» пистолет-пулеметом Томпсон М1928А1 (Thompson M1928A1), поставлявшимся в СССР по программе ленд-лиза:

Англия отправляет танки. 1941 год. "СЕЙЧАС ВСЯ ПОМОЩЬ РОССИИ":

Одна советская пуговица времён Второй мировой скажет больше о ленд-лизе, чем все учебники:

Американское продовольствие, поступавшее в СССР по ленд-лизу:

«Студебеккеры» — грузовые автомобили из американских поставок в транспортном резерве командования Красной Армии. Время съемки: май 1944. Место съемки: Можайск:

«Если у соседа в доме пожар, мы одолжим ему шланг, а когда он справится с огнем – заберем его обратно». Примерно так 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт объяснил журналистам суть принятого Конгрессом закона о ленд-лизе.

Среди номенклатуры ленд-лизовских поставок грузовики занимали особое место. Именно с их помощью миллионы тонн стратегических грузов перевозились из морских портов прямиком на фронт или же на тыловые склады и базы.

Хронология

Строго говоря, закон о ленд-лизе был принят конгрессом США еще 11 марта 1941 г., то есть до нападения Германии на Советский Союз. Первоначально этот закон был разработан для оказания помощи Великобритании, и только потом его применили к СССР. Правда, применили довольно быстро.

Справедливости ради необходимо отметить, что в Советский Союз технику по ленд-лизу поставляли не только США, но и Канада с Великобританией. Первой помощь прислала как раз Великобритания, которая сама тратила огромное количество сил и средств на борьбу с авианалетами Люфтваффе.

В самый напряженный период боевых действий, связанный с обороной Москвы в конце 1941 г., в северные порты прибыли первые корабли с английскими автомобилями. Примерно в это же время стали появляться и первые машины из американских поставок. Часть из них успели принять участие в заключительных операциях битвы за Москву. В 1942 г. количество поставок значительно возросло. Главным путем доставки грузов поначалу являлись арктические морские караваны, но после гибели печально знаменитого конвоя PQ-17 логистику поставок значительно переработали. После знаменитой трагедии основной поток автомобильной техники стал попадать в Советский Союз через Иран.

В иранские и иракские порты автомобили доставлялись по морю в виде машинокомплектов. На берегу их собирали и своим ходом через Иранское нагорье отправляли к южным границам СССР, и далее на фронт. Для этих целей в портах Хорремшехр, Бушир и Рафадайя были созданы автосборочные заводы.

1943-й год принес с собой дальнейший рост поставок автомобилей по ленд-лизу. Мощности автосборочных заводов в Иране и Ираке были увеличены. К вышеперечисленным местам сборки добавились производственные площадки в Шуйабе и Андимешке.

Главенствующая роль основного поставщика теперь принадлежала США, активно поставлять технику также начала Канада.


Легендарные реактивные минометы БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker US6. Этот экземпляр – из экспозиции мемориального комплекса Парк Победы в Москве.

В 1944 г. объем поставок был снова увеличен почти наполовину, а вот номенклатура значительно сократилась. Красная Армия определилась с наиболее подходящими моделями, и упор делался именно на них. Произошли и изменения в логистике. Иранский маршрут стал терять свое значение. Победы союзников на море позволили вновь вернуться к арктическим конвоям, а сборка организовывалась непосредственно на территории Советского Союза.

Сборочные предприятия были созданы на всей европейской части СССР. Занимались сборкой ленд-лизовских машин и крупные автозаводы - ГАЗ, ЗИС, КИМ. Сборочная площадка в Минске со временем трансформировалась в еще один столп отечественного автомобилестроения - МАЗ.

В этом же году был отработан и дальневосточный путь поставок ленд-лизовских грузов. Автосборочные заводы в Иране были закрыты, успев собрать для СССР более 184 тыс. автомобилей.

По официальным данным, к 1 мая 1945 г. в Красной армии находились 218 тыс. автомобилей, полученных по ленд-лизу. Это составляло более трети всего военного автопарка. Что это были за машины?

Номенклатура

К середине войны настоящий автомобильный интернационал трудился на фронтовых дорогах СССР. Грузовики фирм Dodge, Chevrolet, GMC, Ford, Mack, International, Albion, Austin, Marmon, Reo, Bedford, джипы Willys и Bantam на отечественных дорогах стали столь же привычным явлением, как легковые иномарки сейчас.


В СССР ввозились более полусотни моделей от пяти английских и семи американских фирм. Среди них были не только бортовые грузовики, но и спецтранспорт, например, авиационные топливозаправщики и шнекороторные снегоочистители. Естественно, разномарочность парка доставляла огромное количество эксплуатационных хлопот. Ленд-лизовские автомобили были технически сложнее советских «полуторок» и ЗИСов, зарубежная техника требовала качественного топлива. Тысячи машин выходили из строя не по боевым, а по сугубо «бытовым» причинам. Неудивительно, что действительно массово применялись в итоге всего лишь несколько наиболее жизнеспособных моделей.

Самым знаменитым и живучим был, безусловно, трехосный полноприводный грузовик Studebaker US6.

Легендарный «Студер»

Studebaker US6 был, пожалуй, самым удачным ленд-лизовским грузовиком.
Разработанная в 1941 г. модель US6 была запущена в серийное производство на заводе фирмы Studebaker в городе Саут-Бенд, штат Индиана. Но так как производственные возможности материнской фирмы были ограничены, к производству машинокомплектов US6 подключили фирму Reo из Мичигана.


Американский 2,5-тонный полноприводный трехосный автомобиль Studebaker US6 – самый знаменитый грузовик ленд-лиза.


На одном из опытных образцов горьковского полноприводного двухосника ГАЗ-63 использовали кабину от ленд-лизовского грузовика Studebaker US6.

Одним из факторов успеха машины на Восточном фронте стал двигатель фирмы Herkules. Довольно компактный шестицилиндровый 5,4-литровый карбюраторный мотор развивал очень приличные по тем временам 95 л.с. Кроме того, этот двигатель отличался низкой степенью сжатия - 5,6 против 6,1-6,75 у других ленд-лизовских иномарок. Именно этот фактор позволял «Студебеккерам» относительно беспроблемно работать на низкокачественном советском топливе.

Сцепление для машины поставляла фирма Lipe-Rollway, коробки передач и демультипликаторы - компания Worner, ведущие мосты - Timken, а электрооборудование - Autolite. Все это - премиум-бренды тех лет.

Из выпущенных 207 тыс. машин этого типа более половины попали в СССР. Они использовались не только как грузовики общего назначения, но и в качестве самосвалов, тягачей, топливозаправщиков, ремлетучек. Но самой «забойной» модификацией, в прямом смысле слова, была комбинация «Студер + Катюша».

Абсолютное большинство легендарных советских гвардейских реактивных минометов БМ-13 «Катюша» было смонтировано на шасси американских полноприводных трехосников.


Chevrolet G7107 грузоподъемностью 1,5 т – самый известный двухосный полноприводный грузовик Ленд-Лиза.


Гвардейский миномет «Катюша», пусть не массово, но все же монтировался и на шасси Chevrolet G7107.


Двухосник Chevrolet G7107, переоборудованный в пожарную автоцистерну, служил в Западной Белоруссии.

«Катюшу» ставили и на другие ленд-лизовские шасси, например на двухосник Chevrolet G7107, но только «Студер» со своим мощным двигателем и тремя ведущими мостами давал батареям «Катюш» высокую мобильность, проходимость по бездорожью и приличную скорость передвижения по асфальту.

Советско-американский оружейно-автомобильный тандем олицетворял собой гремучую смесь дерзкой русской смекалки и расчетливого гения американской инженерии.

Все четыре колеса

Еще один выдающийся автомобиль ленд-лиза - «Додж три четверти» (Dodge 3/4), перевозивший 750 кг - те самые «три четверти» тонны груза. Это был этакий «большой джип». Подобного типа автомобилей в СССР не было, а именно он оказался наиболее подходящим для разведрот и артполков.


Китайский народ приветствует своих освободителей – воинов Красной Армии. Освободители передвигаются на Dodge WC-51 с самодельными дугами. Манчжурия, август 1945 г.

Самые известные модификации Dodge WC51 и Dodge WC52 отличались друг от друга наличием/отсутствием лебедки. Буквы WC - это сокращение от слов Weapons Carrier, то есть «носитель оружия». Двигатель «Доджа» развивал 92 л.с., что было весьма прилично даже для большого грузовика, а для автомобиля такого типоразмера - вообще отличный показатель.

В Красной Армии «Доджи» начинали службу как тягачи дивизионных противотанковых пушек, а затем значительно шире стали использоваться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны. В их кузовах устанавливались радиостанции и зенитные пулеметы. Использовались автомобили Dodge WC и в качестве аэродромных тягачей.


Willys MB на захваченном Красной Армией японском аэродроме. Манчжурия, город Дунь-Хуа, сентябрь 1945 г.

Ну, и конечно, нельзя не упомянуть легендарный Willys MB – родоначальника всех современных внедорожников. Исключительно удачная, рациональная конструкция и продуманная форма кузова придавала легкому командирскому внедорожнику неповторимое обаяние. Willys MB с 60-сильным двигателем обладал отличной динамикой, большой скоростью, хорошей маневренностью и проходимостью. Его малые габариты, особенно ширина, позволяли ездить, например, по партизанским тропам, где могла пройти только пехота.

Оценка

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза? В советской историографии утверждалось, что, конечно же, мог, поэтому и про сам ленд-лиз, и про его составляющие вспоминали редко.

Но сейчас мы можем смело утверждать - значение ленд-лиза огромно. Ведь это не только военные автомобили. За годы войны «пожарный шланг» Рузвельта, помимо 400 с лишним тысяч автомобилей, «прокачал» через себя 22150 самолетов, 12700 танков, 35170 мотоциклов, более 8000 тракторов, почти 2000 железнодорожных локомотивов, 105 противолодочных кораблей, 3 786 000 шин, 123 150 т тротила, 4 478 000 т продовольствия и сотни тысяч тонн металла. Известно даже количество поставленных пуговиц. Их ввезли 257 723 498 шт.

Маршал Жуков говорил: «Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну…»

«Или возьмем поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учетом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и «амфибии». Вся наша армия фактически оказалась на колесах, и каких колесах! В результате повысилась ее маневренность, и заметно возросли темпы наступления. Да-а… Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали», – это уже слова легендарного сталинского наркома Анастаса Микояна.

Кроме того, автомобили ленд-лиза оказали самое непосредственное влияние на облик практически всех советских армейских грузовиков первого послевоенного поколения, о которых мы расскажем в следующих материалах рубрики.

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Ленд-лиз
Часть 5. Авто- и мототранспорт

Самыми массовыми поставками техники по ленд-лизу из США были поставки автомобилей. Здесь американская помощь оказалась очень существенной и важной. Можно сказать, решающей. Особенно, когда летом 1943 немецкая авиация разбомбила Горьковский автозавод (перерыв производства 4 месяца) и Ярославский моторный завод.

Но не следует забывать о том, что массовое производство автомобилей в СССР началось лишь в 1932 году, всего за 9 лет до начала войны. То есть автомобильная промышленность нашей страны находилась в состоянии становления. Ведь до революции Россия автопрома не имела совсем.

США поставили автомобилей больше, чем за годы войны их выпустила отечественная промышленность. По данным Википедии советский автопром за годы войны произвел около 300 тыс. автомобилей, тогда как по ленд-лизу было получено свыше 400 тыс.
К тому же это были в техническом плане передовые конструкции. Достаточно заметить, что грузовые полноприводные (т.е. с приводом на все оси) автомобили в Советском Союзе до войны и в годы войны практически не производились совсем. А именно вездеходность машины особенно важна для военных целей.

Из американских автомобилей самыми известными стали легковые автомобили-вездеходы Виллис, или как их нынче модно именовать - джипы.

От автора. Среди любителей военной истории, особенно тех, кто интересуется военной техникой, не утихают споры относительно самого слова "джип". Одни утверждают, что это слово происходит от аббревиатуры GPV (general purpose vehicles) т.е. транспорт общего назначения. Мол, сначала говорили ДжиПиВи, потом сократили до ДжиПи, ну а затем до Джип. Этой версии придерживался и автор.
Другие утверждают, что слово Jeep это название (имя собственное) марки автомобиля, производившегося американской фирмой Дженерал Моторс.
Существует еще несколько версий происхождения этого слова.

Так или иначе, сегодня слово Джип (Jeep) означает легковой полноприводный автомобиль-вездеход.
В Перечне же этот тип автомобилей обозначен как " Track 1/4 Ton, 4x4, Command (Jeep)", т.е. "Грузовой четверть-тонный автомобиль колесной формулы 4х4, командирский" (Джип)". Т.е. наименование Джип именно в написании Jeep существовало изначально.

Джипы поставлялись нескольких марок и нескольких фирм, внешне довольно схожие друг с другом. Начинала фирма Бантам, но затем производство сосредоточилось в фирмах Виллис и Форд. Из них наиболее известный в СССР джип это машина фирмы Виллис. В армии США эти машины широко использовались как тягачи легких орудий, разведывательно-дозорные и командирские. В Красной Армии почти исключительно как командирские.

От автора. Не отсюда ли пошла традиция в нашей армии, что легковой автомобиль это исключительно привилегия больших начальников, от командира полка и выше. Своего рода символ их высокого положения. И никто никогда не хотел принимать во внимание, что джип не менее нужен, скажем, тому же старшине роты, чтобы не гонять за тремя тюками постельного белья огромный Урал-375, полковому врачу отвезти в госпиталь одного заболевшего солдата, начфину съезить в банк за деньгами, дежурному по гарнизону объехать за ночь пяток гарнизонных караулов. Так нет, гоняли Уралы, Камазы, Зил-131, в лучшем случае Газ-66.

По ленд-лизу Красная Армия получала и легковые плавающие автомобили Ford GPA. Это стало откровением для нас. Плавающие танки, которые для войны оказались совершенно не нужными, у нас были, а вот автомобилей-амфибий не было.
Не то, чтобы в них была огромная нужда, но они очень подходили для целей разведки с преодолением водных преград.

Довольно известны в Красной Армии были американские легкие грузовые автомобили-вездеходы фирмы Додж. Часть из них имела обычный кузов и они имели брезентовый тент.
Они должны были использоваться в качестве тягачей для легких пушек, установки на них вооружения (зенитных крупнокалиберных пулеметов), радиостанций или для целей разведки.

От автора. Вот эта машина, что на снимке слева, фигурирует в известном романе Богомолова "В августе 44". Герои книги называли ее "Додж три четверти". Машина из-за мощного мотора и привода на все колеса была очень проходима и пользовалась популярностью на фронте, хотя фотографий, где машина используется в качестве арттягача встречается очень мало. Все же сложно было разместить в кузове расчет и снаряды. Тесно.
В основном Додж использовался для перевозки личного состава.
При сравнении Доджа с современными американскими армейскими Хаммерами я бы отдал предпочтение
Доджу, хотя, конечно, он менее комфортен.

Часть Доджей имели закрытый жесткий кузов и использовались как радийные, штабные и санитарныые машины. В основном в крупных штабах (штаб армии или фронта) и армейских госпиталях.

Доджей с закрытым кузовом в Советский Союз было поставлено почти 25 тыс. машин.

Больше 90 тысяч было получено полуторатонных грузовиков с приводом только на задний мост (т.е. обычные грузовики). Из них около 3 тысяч без кузовов. Они предназначались под монтаж различного оборудования.
Хотя американские полуторки превосходили наши ГАЗ-АА по всем параметрам и их было поставлено больше любых других, если не считать знаменитейшие Студебеккеры, однако они как то мало известны. Дело в том, что еще до войны Германия получила из США для Вермахта довольно много этих машин. Кроме того, на заводах Германии этот грузовик также производился (очевидно по лицензии) И по некоторым непроверенным данным Форд нелегально через страны Латинской Америки продолжал поставлять немцам эти автомобили и во время войны.
Отсюда, возможно у нас полагали этих американцев просто трофейными немецкими машинами.

Кроме обычных полуторок с приводом только на задний мост Советский Союз получил еще почти 60.5 тыс. грузовых полуторок полноприводных.

Итого 1.5-тонных грузовиков разных типов, включая без кузовов (шасси) было отправлено в СССР 151 053 машины. Назвать это незначительным количеством никак невозможно.

В относительно небольшом количестве мы получили 2.5-тонные плавающие автомобили. В основном это были машины фирмы Дженерал Моторс. У нас их называли амфибиями Джиемси (по литерам GMC выдавленным на щитке приборов, означающим название фирмы-производителя), американцы DUKW-353. Немного, всего 723 машины, но именно они повергали в отчаяние немецких генералов в конце 44 - начале 45 года. Еще бы, русские получили прекрасную возможность совершенно внезапно и в любом месте форсировать реку (там, где нет обороняющихся немецких войск) силами до полка и создавать плацдармы. Причем, на этих машинах можно было переправлять не только пехоту, но и минометы, артиллерию калибра до 85 мм. включительно.

От автора. В общем, не машина, а голубая мечта любого военачальника. Ведь обнаружив дырку в линии обороны на водном рубеже, можно в считанные минуты создать маневренную группу и моментально бросить ее со всем вооружением туда, где легко переправиться без потерь. Мало того, даже в ходе выдвижения колонну легко можно перенаправить в любое другое место. Никакая разведка не поспеет сообщить. А если и поспеет, то пока на угрожаемый участок успеешь перебросить части, противник уже переправился и закрепился.
Вот о таких машинах должен был бы печалиться воистину великий шулер и обманщик В.Резун в своей сенсационно оглушительной и столь же нелепой книге "Самоубийство", а не о плавающих танках, от которых было так мало толку, что немцы их не производили совсем, а у нас прекратили делать летом 1941 и больше уже тоже не строили до самого конца войны.

В послевоенные годы эта машина стала прототипом отечественного плавающего армйеского автомобиля БАВ.

Самый известный и самый почитаемый в Красной Армии трехосный полноприводный грузовик-вездеход Судебекер. Их было поставлено больше 100 тыс. машин. О проходимости и живучести этой машины ходили легенды. Их использовали прежде всего в качестве тягачей для орудий калибра от 76 мм до 122 мм., для подвоза боеприпасов, в качестве транспортеров для мотострелковых частей. В качестве обычных транспортных автомобилей их стали использовать только когда Красная Армия оказалась насыщена автотранспортом в полной мере и значительно стала превосходить Вермахт.

Отдельно почти 6 тыс было поставлено этих машин без кузовов под монтаж реактивных установок "Катюша".

Некоторое количество Студебекеров было поставлено с колесной формулой 6х4, т.е. передний мост не был ведущим. В таблице Студебекеры формулы 6х4 показаны среди автомобилей других фирм в строке "2.5-тонные грузовые автомобили трехосные 6х4".
Полноприводные Студебекеры оставили самый заметный след в армейском автомобилестроении. В послевоенные годы он послужил прототипом для советского армейского автомобиля ЗиС-151, а затем и ЗИЛ-157.

От автора. В 1976 году автору на Дальнем Востоке довелось увидеть полк Катюш все еще на Студебекерах. Правда, это был кадрированный полк, но комплект установок был полный. Интересующимся и недоверчевым - райцентр Покровка Октябрьского района Приморского края. Рядышком с Центром космической связи Галенки.

Весьма похожими на Студебекеры были грузовые автомобили-вездеходы трехосные 6х6 SWB. Их производила фирма Дженерал Моторс. Внеше они отличались в основном несколько более закругленными крыльями, видом кабины и пулеметной турелью над кабиной. Не вполне ясно, входили 12.7мм. пулеметы в комплект машины или нет, но в Красной Армии их эксплуатировали без пулеметов.

Их было прислано сравнительно немного. Около 6 тыс. Вероятно они шли взамен Студебекеров. В США всего было произведено 197 тыс. "Студеров", и из них более 100 тыс ушло в Советский Союз. Так что даже Великобритании, которая кормилась ленд-лизом куда щедрее, нежели СССР, Студебекеров досталось всего семь тысяч.

Кроме бортовых автомобилей было отправлено около 580 мастерских для ремонта автомомбильной и бронетанковой техники, размещенных на полноприводных 2.5-тонных автомобилях. Значимость этих подвижных ремонтных средств трудно переоценить. В начальный период войны мы потеряли огромное количество тех же танков из-за незначительных неисправностей, которые экипаж не мог устранить своими силами. А армейские мобильные ремонтные средства у нас зачастую просто отсутствовали.

От автора. Оснащение предвоенных ремонтно-восстановительных батальонов было крайне скудным. В основном ручной инструмент, который перевозился на ГАЗ-АА. Мастерских, с размещением станков, сварочногопаяльного и другого полустационарного оборудования внутри кузова типа фургон (такие кузова называют сегодня КУНГ) не имелось совсем.
Да и не в каждой дивизии и корпусе они были в наличии вообще. По большей части более или менее серьезные ремонтные части имелись в механизированных корпусах и танковых дивизиях. Стрелковые дивизии обычно подвижных мастерских не имели совсем, хотя перед войной они стали
насыщаться автотранспортом.
В гражданском же обиходе весь ремонт автомобилей осуществлялся в гаражах силами самих водителей с помощью стационарного оборудования, и про мобилизации мало чем могли помочь армии.

Самосвалов Красная Армия получила более 1200 шт. Причем это были в основном двухосные 5-тонные машины с приводом только на задний мост. По большей части они поступали в дорожные батальоны, занимавшиеся строительством и восстановлением военных автодорог.

Очевидно, для войсковых испытаний было поставлено 90 двухосных полноприводных автомобилей-вездеходов грузоподъемностью от 5 до 6 тонн, на которые весьма похож наш армейский грузовик семидесятых годов ГАЗ-66. Если исходить из данных Википедии, 5-тонников поставлялось несколько различных образцов разных фирм. Перечень дает их общим числом, не разделяя по видам и фирмам.

Также было поставлено и очевидно с этими же целями 14 тяжелых грузоподъемностью 7.5 тонн трехосных полноприводных автомобилей, оснащенных турельным крупнокалиберным пулеметом. В армии США эти машины предназначались для использования в качестве тягачей для крупнокалиберной артиллерии калибром 155мм. и более.
Однако в трудных дорожных условиях советско-германского фронта для тяжелых орудий больше подходили трактора, и от дальнейших поставок столь тяжелых грузовиков командование РККА отказалось.

Для эвакуации с поля боя сильно поврежденных или тяжело застрявших машин, и прежде всего бронемашин, Красная Армия получила 101 специализированную машину-тягач М1 с кран-укосиной.

От автора. Эвакуация боевой техники, потерявшей способность двигаться во все годы войны оставалось самым нерешенным вопросом не только Красной Армии, но и Вермахта. И наверное у немцев этот вопрос оказался в большем загоне, нежели у нас. По причине того, что Вермахт не располагал тяжелыми гусеничными тягачами, танк Тигр по меткому выражению американского военного историка Вилбека стал "самым самоуничтожаемым танком Второй Мировой войны". Большая часть Тигров была добита собственными экипажами только потому, что оказывалось невозможно утащить в тыл обездвиженный танк. Ведь шел уже 1943 год и времена наступлений для Вермахта миновали.

Конечно, американский тягач едва ли мог утащить КВ, ИС-2 или Т-34. Но вот легкий танк свободно.

Для быстрой перевозки по хорошим дорогам гусеничной техники на трейлерах были получены 471 тяжелых 12-тонных колесных тягачей М20 и 234 20-тонных тягача для транспортировки танков.

От автора. А любопытно отслеживать, как выстояв в тяжелые 41-42 годы в условиях острейшей нехватки самого необходимого, когда Сталин лично поштучно распределял по фронтам автомобили и пушки, в дальнейшем с помощью Америки, этого самого лютого врага Советского Союза, Красная Армия стала постепенно превращаться в превосходно оснащенного и вооруженого монстра, которого до икоты стала бояться вся двуличная и коварная Европа. Боится и по сей день, даже когда от былого могущества у нас осталась лишь бледная тень.
А что, мы и сами не знаем на что способны. Как лихо без бряцания оружием и пустопорожних угроз в несколько дней мы оттяпали Крым в марте 2014, что Европа и США просто впали в истерику.

Для перевозки танков Советский Союз получил 531 45-тонных 12-колесных трейлеров. Очевидно, их должны были буксировать 20-тонные тягачи М20. Сегодня быстрая переброска в нужное место танков по дорогам, например, танков, потерявших ход в ремонтные мастерские, с помощью тяжелых трейлеров обычное дело. Но в те времена....

Весьма значительное количество было получено мотоциклов. Причем это были тяжелые мотоциклы без коляски объемом двигателя 737 и 500 куб. Знаменитые Харлей-Дэвидсоны.

От автора. Этих мотоциклов, наряду с немецкими трофейным BMV и KZ-150 бегало множество по улицам моего города еще и в пятидесятые-щестидесятые годы. Последний из них видел в г.Лесозаводске Приморского края еще в 1972 году. Но все они были с колясками, причем большинство явно с родными колясками. Как объяснить то, что американцы поставляли мотоциклы без колясок, а в городе ездили с колясками, я не знаю.

Относительно немного, всего 174, было получено гусеничных тягачей. Из них 172 13-тонных и всего два 18-тонных. Перечень не разъясняет их предназначение. Можно предположить, что они могли таскать 203-мм. мортиры или же танковые трейлеры. Эти тягачи у нас практически неизвестны. Как то им не везло попадать в объективы фото- и кинокамер.
Впрочем, и сами наши тяжелые орудия калибра 203 мм. и более редко позволяли снимать репортерам. Да и то все больше году к 1945, когда огневые средствыа Красной Армии уже не нужно было скрывать от быстро слабеющего Вермахта.

Собственно, гусеничными тягачами и исчерпывается номенклатура авто-мототехники полученой по ленд-лизу из США.

Ниже в таблице перечислен различный вспомогательный и ремонтный инструмент, ремонтное оборудование и оснащение. Небольшое пояснение терминов "2 эшелон", "3 эшелон".
Ремонтные средства, как и иные вспомогательные средства, имущество и материалы традиционно, еще с 18-19 века распределялись на две-три группы, которые долгое время именовали обозами (первый обоз, второй обоз), потом эшелонами.
В первом эшелоне везли те средства и материалы, которые могут понадобиться боевым частям срочно и которые целесообразно иметь всегда под рукой (патроны, снаряды перевязочные средства, вода, легкий шанцевый инструмент и т.п.).
Во втором эшелоне, который следует за войсками на определенном удалении, перевозятся те средства, которыми возможно пополнять в перерыве между боями, при отводе боевых частей на отдых.

В данном случае инструмент и оборудования второго эшелона это средства, которые используются ремонтными частями в армейских, а третьего эшелона во фронтовых или центральных мастерских.

Что именно входит в комплекты и чем отличаются комплекты инструментов №1 и №2 Перечень не детализирует.

Итак, таблица поставлявшихся в СССР из США по ленд-лизу автомобилей, спецавтомобилей, автошасси, мотоциклов, прочего автомобильного оборудования, запчастей и инструментов. Только то, что было отправлено по ленд-лизу из США! Все тщательно выверено по американскому Перечню.

Легковые пятиместные автомобили-седан 200 маш.
0.25-тонные командирские автомобили-вездеходы (джипы) 4х4 49250 маш.
0.25-тонные плавающие автомобили-вездеходы 4х4 3520 маш.
0.75-тонные автомобили-вездеходы крытые 4х4 300 маш.
0.75-тонные автомобили-вездеходы-тягачи 4х4 24902 маш.
1.5-тонные автомомбильные шасси (автомобили без кузова) 4х2 3096 маш.
1.5-тонные грузовые автомобили 4х2 87452 маш.
1.5-тонные грузовые автомобили-вездеходы 4х4 60475 маш.
1.5-тонные автомомбильные шасси (автомобили без кузова) 4х4 20 маш.
1.5-тонные грузовые автомобили-вездеходы трехосные 6х6 10 маш.
2.5-тонные грузовые автомобили трехосные 6х4 79715 маш.
2.5-тонные автомобили-тягачи трехосные 6х4 1828 маш.
2.5-тонные грузовые автомобили трехосные 6х4 в разобранном виде 1308 комплектов
2.5-тонные плавающие полноприводные автомобили 6х6 723 маш.
2.5-тонные грузовые автомобили-вездеходы трехосные 6х6 Студебекер 104485 маш.
2.5-тонные грузовые автомобили-вездеходы трехосные 6х6 SWB фирмы GMC 5992 маш.
Автомастерские тип А серии М8 на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 90 маш.
Автомастерские тип В серии М8 на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 95 маш.
Электроремонтные мастерские М18 на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 171 маш.
Механические мастерскиеМ16 тип А на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 187 маш.
Механические мастерские М16 тип В на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 35 маш.
Мастерские для ремонта средств связи на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 100 маш.
Мастерские для ремонта стрелкового оружия на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 94 маш.
Транспортеры для перевозки запчастей тип А на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 80 маш.
Автомобили 3-осные 6х6 для слесарного оборудования и инструмента 39 маш.
Сварочное оборудование серии М12 на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 131 комплект
Автоцистерны емкостью 2.84 кубометра на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 426 маш.
Автосамосвалы на 3-осном 6х6 2.5-тонном автомобиле 494 маш.
2.5-тонные грузовые автомобили 3-осные 6х6 с кузовом длиной 5 метров 2 шт.
2.5-тонные грузовые автошасси 3-осные 6х6 5795 маш.
4-тонные автомобили самосвалы 3-осные 6х6 20 маш.
5-тонные автомобили-самосвалы 2-осные 4х2 1243 маш.
5-тонные понтонные автомобили 2-осные 4х4 42 маш.
5-6-тонные автомобили 2-осные 4х4 FWD-SU 90 маш.
7.5 тонные автомобили 3-осные 6х6 14 маш.
10-тонные 3-осные 6х4 автомобили общего назначения 757 маш.
Тяжелые эвакуационно-спасательные автомобили М1 101 маш.
12-тонные 3-осные 6х4 автотягачи для буксировки трейлеров 471 маш.
20-тонные 3-осные 6х4 автотягачи для перевозки танков 234 маш.
0.25-тонные одноосные грузовые прицепы 2 шт.
1-тонные одноосные грузовые прицепы 316 шт.
5-6-тонные двухосные грузовые прицепы 6 шт.
45-тонные 12-колесные трейлеры для перевозки танков 531 шт.
7-тонные полуприцепы 1828 шт.
20-тонные полуприцепы для перевозки танков 198 шт.
Мотоциклы без коляски объемом двигателя 737 куб. см. 26670 маш.
Мотоциклы без коляски объемом двигателя 500 куб. см. 7520 маш.
13-тонные гусеничные тягачи М5 172 маш.
18-тонные гусеничные тягачи М4 2 маш.
Комплекты инструмента и оборудования 2-го эшелона №1 822 комплекта
Комплекты инструмента и оборудования 2-го эшелона №2 250 комплектов
Комплекты инструмента и оборудования 2-го эшелона №7 70 комплектов
Комплекты инструмента и оборудования 3-го эшелона №1 18 комплектов
Комплекты инструмента и оборудования 4-го эшелона №2 19 комплектов
Аккумуляторные батареи для электрофонарей 60 шт.
Электромеханизмы и карбюраторы для автомобилей 440 комплектов
Наборы ручного инструмента для автомобилей 186 наборов
Комплекты систем зажигания двигателей автомобилей 178 комплектов
Станки различные 6 комплектов
Автомобильные моторы 2750 шт.
Детали радиаторов и металл радиаторный 185 комплектов
Вулканизаторы 410 комплектов
Специальгная установка для ремонта тормозов 440 комплектов
Картеры механизмов 223 комплекта
Комплекты автомобильной механики 20 комплектов
Наборы техобслуживания "С" (запчасти серии В) 375 комплектов
Наборы техобслуживания "Е" (инструменты и запчасти) 128 комплектов
Наборы техобслуживания "L" (сварочное оборудование) 70 комплектов
Цепные передачи всех размеров для моторных транспортных средств 33000 комплектов
Аккумуляторные батареи всех типов 16604 шт.
Кузова-платформы с решетчатыми бортами 358 шт.
Моторы в комплекте 6453 шт.
Колеса автомобильные всех размеров 1380 шт.
Электролит для аккумуляторов 85.2 куб.м.
Тормозная жидкость 3.11 тонн
Консистентная смазка для шасси (типа солидола) 1.36 тонны
Консистетная смазка для водяных насосов 227 кг.
Масла смазочные 856.3 куб.м.
Техника для интендантской службы (тыловое обеспечение)
Подъемные краны на электрокарах (складские) 15 шт.
Электротележки разные 115 шт.
Складские тележки и полутележки разные 340 шт.
Полуприцепы-рефрижераторы 1-осные 25 шт.
Электропогрузчики 1.8-тонные 43 шт.
Электропогрузчики 2.7-тонные 75 шт.
Автопогрузчки 2.7-тонные 10 шт.
Автопогрузчики 7-тонные 29 шт.
Электрокары 1.8-тонные 355 шт.
Электрокары 2.7-тонные 202 шт.
Электрокары 4.5-тонные 46 шт.
Электрокары 9-тонные 13 шт.

Не думаю, что в этом американском Перечне что то упущено. Полагаю, что имеющиеся расхождения между этими цифрами и данными, приводимыми в других источниках, связаны с тем, что ряд изделий Советский Союз покупал за золото или получал в обмен на сырье, легирующие добавки в месталлы (молибден, марганец, вольфрам и т.п.) в которых нуждалась промышленность США и Англии, но которые не использовались в полной мере промышленностью СССР.
А то, что в годы войны из СССР в Англию, а оттуда большая часть в США отправлялось золото, и в не столь уж малых количествах, несомненно. Тому пример, потопленный 30 апреля 1942 немецкой подводной лодкой U-456 английский крейсер "Эдинбург", который вез из Мурманска в Англию 5.5 тонн золота. И думается, что это была не единственная отправка.

P.S.
После того, как работа над этой частью статьи была закончена, в мои руки попала интересная книга Роберта Джонса "Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во второй мировой войне 1941-1945." Ее нельзя полагать первоисточником, поскольку сама она не официальный документ, хотя в ней даются ссылки на официальные документы.
Я отношу ее ко вторичным источникам, т.е о степени достоверности приводимых в ней цифр пусть судит сам читатель. Но сама по себе книга любопытна и информативна. Таблицы, приведенные в ней, дают основание полагать, что автор работал с документами и брал сведения из них, а не Бог весть откуда, как это делает именующий себя без ложной скромности историком некий Марк Солонин.

От автора. Я как то обратился с присьмом к М.Солонину с просьбой сообщить мне источники, которыми он пользовался при написании своих работ относительно поставок в СССР продовольствия по ленд-лизу, когда из Lend-lease Shipments World War II. War Departament. 31 December 1946 стало ясно, что по линии военного ведомства продовольствие в СССР не поставлялось.
В ответ я получил лишь истерику из которой я понял, что он никакими весомыми источниками ни первичными, ни вторичными не располагает, а пользуется сомнительными пропагандистскими материалами.

Здесь я хочу привести взятые из этой книги данные о потерях автотехники на пути из США в СССР. Разница между количеством отправленных грузов и полученных в послевоенный период стала одним из камней преткновения относительно размеров задолженности СССР перед США. Советская сторона настаивала на оплате полученных грузов, США настаивали на оплате отправленных грузов. Чье мнение более справедливо тут уж пусть решает кам читатель.

Итак потеряно:

0.25-тонные командирские автомобили-вездеходы (джипы) 4х4 - 3657 маш.
0.75-тонные автомобили-вездеходы - 78 маш.
1.5-тонные грузовые автомобили - 6660 маш.
2.5-тонные грузовые автомобили- 4300 маш.
2.5-тонные плавающие полноприводные - 3 маш.
Специальные автомобили - 8 маш.
Тягачи - -6 маш.
Полевые автомастерские - 9
45-тонные 12-колесные трейлеры для перевозки танков - 26 ед.

Таким образом утонуло, разбилось при перегоне и т.п. 14712 автомобилей и 35 других машин.

Источники и литература.

1. Lend-lease Shipments World War II. War Departament. 31 December 1946
2. Сайт "Википедия" (ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7)
3. М.Барятинский Бронетанковая техника США 1939-1945.№3(12). Москва.1997.
4 Н.Н.Воронов. На службе военной. Военное издательство. Москва. 1963г.
5.T.Gander, P.Chamberlain. Enzyklopeaedie deuts cher Waffen 1939-1945. Motor buch Verlag.Stuttgart. 2008
6. В.Освальд. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982. АСТ. Москва. 2003г.
7.Виктор Суворов. Самоубийство. Зачем Гитлер напал на Советский Союз? АСТ. Москва. 2000г.
8.Р.Джонс. Ленд-лиз Дороги в Россию. Центрполиграф. Москва. 2015г.