Беспилотного автобуса - и тогда такое транспортное средство казалось диковинкой. Но уже этой осенью на таких автобусах будут каждый день ездить жители финского пригорода.

Хельсинки - один из нескольких городов, которые планируют провести долгосрочное тестирование беспилотных автобусов. Они будут работать наравне с обычным транспортом.

Беспилотный автобус может перевозить 12 пассажиров, работает на электричестве и передвигается со скоростью около 11 км/ч - медленнее, чем велосипедист. Если его кто-то подрезает на дороге, автобус тормозит - как и любое беспилотное средство передвижения он старается избегать аварий. Во время испытаний за рулем такого автобуса должен сидеть человек на случай непредвиденных обстоятельств, однако в будущем он будет ездить без водителя, и проезд на нем будет стоить достаточно дешево. Кстати, это будущее уже на подходе, поэтому городам стоит к нему подготовиться.

Одной из трудностей, с которой предстоит столкнуться беспилотной технологии, это человеческий фактор. «Машина всегда соблюдает правила дорожного движения, а вот люди зачастую их нарушают, - пояснил Гарри Сантамала, руководитель программы умного транспорта Университета прикладных наук Метрополия в Хельсинки и участник проекта Sohjoa , занимающегося тестированием беспилотных пригородных автобусов. - А еще иногда водители не понимают, как взаимодействовать с такими транспортными средствами на дороге».

В случае опасности беспилотные автобусы ведут себя очень осторожно и двигаются медленно, - сказала Кэрри Мортон, заместитель руководителя проекта MCity , который занимается тестированием беспилотного транспорта в Мичиганском университете. Этой осенью в учебном заведении будут проводиться испытания беспилотных автобусов, которые будут перевозить студентов и исследователей между корпусами по дороге общего пользования. - Возможно, обычные водители будут этим пользоваться. Они смогут легко подрезать беспилотный автомобиль, зная, что он обязательно остановится».

Городам придется адаптировать свою инфраструктуру к новому транспорту. Возможно, беспилотные автобусы смогут высаживать пассажиров именно там, где им нужно, как Uber, поэтому для них потребуются дополнительные остановки. Возможно, на дорогах появится новая полоса для таких автобусов, а у светофоров будет прямое подключение к их операционной системе.

В январе 2017 в Лас-Вегасе (впервые в США) беспилотных электроавтобусов. Беспилотный транспорт курсировал по трем кварталам в течение десяти дней. В конце этого лета или начале осени запланировано еще одно испытание.

В штате Невада уже приняли закон, разрешающий беспилотным автомобилям передвигаться по дорогам наравне с обычным транспортом. Что касается правительства США, то оно работает в этом направлении. Джоанна Уодсворт, менеджер транспортных программ Управления общественных работ Лас-Вегаса, считает, что беспилотные автомобили смогут ездить по городу на постоянной основе «уже через один-два года, а может быть и раньше».

«Мы знаем, что это развивающаяся технология, и потому хотим участвовать в ее разработке и узнать, как стоит изменить планирование дорог, инфраструктуру и какая экосистема нужна для такого транспорта, - сказала она. - Думаю, чтобы он работал эффективно, ему необходимо подключение к системе светофоров и нашей инфраструктуре».

Это не займет много времени, - считает Мортон. - Люди будут пользоваться таким транспортом, потому что у него небольшая скорость и, следовательно, хорошая безопасность. Когда потребители получше узнают и привыкнут к этой технологии, мы с легкостью сделаем первый шаг».

Технология беспилотных автобусов пока что развивается, и дальнейшие испытания помогут производителям найти решение проблем, с которыми сталкивается подобный транспорт, например, вызванными метеорологическими условиями (система лидаров плохо работает во время снегопада). Однако французская компания Navya , которая сделала автобусы, тестируемые в Лас-Вегасе и Мичиганском университете, считает, что технология практически готова, и города уже могут массово ее тестировать.

В 2018 году в США будут работать 50 беспилотных пригородных автобусов: и это еще по нашим самым пессимистичным прогнозам, - утверждает Пьер Эллиот Пети, начальник отдела эксплуатации Navya North America. - А вообще мы надеемся, что к этому времени их будет более ста».

В этом году Navya планирует открыть новый завод в Мичигане, чтобы удовлетворить спрос на растущем рынке Северной Америки.

Беспилотные автобусы станут более дешевым и удобным способом ездить из пригорода на работу в город и обратно, особенно если такой транспорт будет двигаться не по стандартному маршруту, а подбирать пассажиров по запросу.

Мы можем создать новый вид транспорта, который будет стоить значительно дешевле, чем поездки с реальным водителем, - считает Сантамала. - Автоматическое такси с гибким маршрутом будет отлично сочетаться с трамваями, метро и крупными автобусными маршрутами».

Представьте, что вы едете на умном автобусе и опаздываете на электричку. На улице холодно или идет дождь, так что когда вы приедете, вам, скорее всего, придется мерзнуть на открытой станции. Автобус проанализирует эту информацию и повезет вас на следующую станцию, чтобы вам не пришлось покидать теплый салон. Все эти приятные мелочи могут улучшить качество общественного транспорта и уменьшить количество машин на дорогах.

Беспилотные автобусы помогут людям отказаться от машин - они будут использовать их только за городом, - считает Пети. - Ситуация слегка напоминает появление Uber и Lyft. Сначала люди не понимали, как ими пользоваться, но все изменилось. Теперь пришла пора беспилотников».

Хочу в первых строках предупредить читателей, что текущее состояние беспилотного транспорта пока ещё не совсем напоминает идеальные картинки из фантастических романов. Да, роботизированные автобусы ездят сравнительно медленно, и доверяют им пока только самые простые маршруты. Но уже само их появление - очень важный шаг к полностью автоматизированным пассажирским и грузовым перевозкам, которые, я уверен, совсем скоро станут обыденной реальностью нашей жизни.

Лозанна, Швейцария

Начиная с июня этого года шесть автобусов EZ10, разработанных в рамках проекта EasyMile , начали регулярное движение по маршруту длиной около 2,5 километра. Он предназначен для транспортировки студентов и преподавателей от ближайшей станции метро до разных корпусов местного университета. Предварительно в течение шести месяцев производилась пробная эксплуатация, во время которой не было зафиксировано ни одного дорожного инцидента.

Трикала, Греция

Этот крошечный город в северной Греции с населением около 80 тысяч человек стал первым местом, где в реальных условиях начала использоваться французская система общественного транспорта CityMobil2 . Десятиместные автобусы, приводимые в движение электричеством, перевозят пассажиров по самым обычным городским улицам, заполненным автомобилями, велосипедистами и пешеходами.

Чжэнчжоу, Китай

Китайская компания Yutong проводит заключительные испытания беспилотного автобуса, который будет курсировать между двумя городами по маршруту протяжённостью более 30 километров. Пока что за работой искусственного интеллекта присматривает обычный водитель, но совсем скоро перевозки будут производиться в полностью автоматическом режиме.

Вагенинген, Нидерланды

WEpods - это модифицированная версия EZ10, упоминавшегося чуть выше. Он уже работает в небольшом голландском городке на маршруте, который интересен тем, что состоит полностью из обычных дорог общественного пользования. Ранее для беспилотного транспорта в основном применялась специально созданная инфраструктура, исключающая сложные развязки и непредвиденные дорожные ситуации.

Милтон-Кинс, Великобритания (2018)

Английские власти готовятся реализовать амбициозный проект, который полностью перевернёт существующую систему общественных перевозок. Для его тестирования они выбрали небольшой городок Милтон-Кинс, который планируют оснастить 40 беспилотными двухместными автомобильчиками, готовыми отвезти любого жителя в любую точку города. В полную силу эта система должна заработать в 2018 году.

А вы верите в светлое будущее беспилотного общественного транспорта? Или считаете, что водителям за баранкой ещё можно не волноваться по поводу работы?

Беспилотный общественный транспорт может появиться на улицах ряда зарубежных городов в ближайшие годы. Испытания в условиях реальной городской среды отмечаются с 2015 года.

Беспилотные автобусы с 2015 года тестируются в греческом городе Трикала - 6 автобусов, скорость до 20 км/ч. В 2015 году также начали курсировать беспилотные автобусы Wepod между Вагенинген (Wageningen) и Эде (Ede) в области Гелдерланд в Нидерландах. Пока что они будут работать только днем, не в часы пик и не во время дождя. Максимальная скорость - до 25 км/ч. Тестирование продлится с ноября 2015 года до лета 2016 года. Китайцы также собираются в этом году тестировать беспилотные автобусы. В США и Японии намереваются запустить использование беспилотных такси, но точные даты начала коммерческой эксплуатации пока не ясны.

Скептики, между тем, говорят о том, что мы еще не скоро увидим роботизированный транспорт на дорогах - тому есть . Кто окажется прав с прогнозами? Узнаем в ближайшие годы.

Россия

Китай

Объединенное королевство

2014. Пилотная программа роботизированного общественного транспорта стартовала в 2014 году в Милтон-Кинс, Ковентри, Бристоле и Гринвиче, Объединенное Королевство. Здесь планируется запустить в эксплуатацию 40 двухместных беспилотных автомобиля.

Сингапур

Финляндия

Новостной стрим

2015.11.09 . Испытания в городе Трикала, проезд бесплатен, 6 автобусов, скорость до 20 км/ч, в рамках проекта Евросоюза CityMobil 2.

2014. Пилотная программа роботизированного общественного транспорта стартовала в 2014 году в Милтон-Кинс, Ковентри, Бристоле и Гринвиче, Объединенное Королевство. Здесь планируется запустить в эксплуатацию 40 двухместных беспилотных автомобиля в 2016 году.

Я задумчиво смотрю на медленно проплывающий за окном пейзаж. Интересно, через сколько лет это будут не деревья закрытой территории столичного НАМИ, а скверы и аллеи городских улиц? Ведь сижу я не в обычном автобусе, а в футуристическом «шарике» НАМИ Шатл, где какие-либо органы управления не предусмотрены в принципе. Он создан в единственном экземпляре, его кузов пока представляет собой полноразмерный макет, двери лишены электроприводов, а скорость всего 5 км/ч. Но всё-таки он едет - сам! И везет меня на встречу с его создателями.

Кому нужны беспилотники при наших разбитых дорогах без разметки, сложном климате, непредсказуемых водителях и пешеходах? Но отказаться от прогресса - значит обречь себя на постоянное пребывание в таких условиях. А беспилотник - это огромный шаг вперед.

Шатл невелик: 4,6 м в длину и два в ширину. Но это не легковушка, а, по сути, автобус недалекого будущего. Благодаря внушительной высоте (2,5 м) и однообъемному кузову в салоне может разместиться ­дюжина человек: шестеро сидя, остальные стоя. ­Концепция не оригинальна, но и подсмотренной у Запада ее не назовешь. Это общая тенденция.

Москва‑2033

Вы открываете мобильное приложение в своем смартфоне и заказываете транспорт на ближайшую поездку. Буквально через несколько минут машина останавливается под вашими окнами. Это не такси, а электрический Шатл с автопилотом. И в нем уже есть пассажиры. Система собирает заявки от множества пользователей и прокладывает оптимальные маршруты для таких микроавтобусов. Персональным пространством личного автомобиля придется пожертвовать, зато пешие переходы минимальны, равно как затраты времени и денег на дорогу.

Границы частного и общественного транспорта со временем сотрутся. Тратиться на покупку и содержание персональной машины будет невыгодно, ведь практически эквивалентной ей по удобству станет самоходная капсула на несколько человек. Впрочем, подобная транспортная инфраструктура - это уже следующий шаг. А на первых порах такая техника будет эксплуатироваться на закрытых территориях - в парках, наукоградах, выставочных центрах. Там, где минимум нештатных ситуаций, маршруты стандартны и не слишком сложны для того, чтобы оттачивать умения автопилота.

Двенадцатиместный Шатл - лишь один из возможных вариантов. Покупатель сможет заказать кузов любого типа - от роскошного салон-вагона до грузовика. Кузов водрузят на варьируемое модульное шасси с силовым агрегатом. К примеру, показанный нам первый экземпляр Шатла - переднеприводный, с одним электромотором. А можно установить два двигателя (по одному для каждой из осей) или использовать четыре мотор-колеса - и тогда машина станет полноприводной.

Энергия прогресса

Литий-ионные аккумуляторы расположены под полом и сиденьями. Их количество определяет покупатель, исходя из условий работы. Один модуль емкостью 5 кВт·ч обеспечивает запас хода до 50 км. Управляющий складом или небольшой территорией, скорее всего, ограничится такой конфигурацией. Если же электромобилю предстоят большие пробеги, количество модулей можно увеличить до шести. Автономность вырастет пропорционально - до 300 км. Но такой вариант существенно затратнее, поскольку батареи остаются самым дорогим элементом.

Аккумуляторы разработаны и созданы в НАМИ, как все системы управления, безопасности и обогрева. У института накоплен опыт совместной работы в этой части, в том числе с АВТОВАЗом. Химические элементы - покупные, поставщиками выступили зарубежные и российские компании. Заявленная разработчиками работоспособность - 2000 циклов зарядки-разрядки.

А наш климат? О нем не забыли. Есть жидкостный обогрев на случай холодной погоды. Предусмотрена функция самопрогрева аккумуляторов перед началом работы - за счет отбора небольшого количества электроэнергии из запасенной в батарее. Интенсивность и продолжительность прогрева определяются температурой окружающего воздуха: чем она ниже, тем больше будет потреблять из сохраненного запаса каждый модуль. Это снижает автономность, но благотворно сказывается на сроке жизни батарей: большие нагрузки промерзшим аккумуляторам противопоказаны.

Можно использовать и другой способ прогрева - при помощи штатной жидкостной системы. Получается аналог автомобильного подогревателя для двигателя внутреннего сгорания: незадолго до начала поездки включается циркуляция - и к приходу владельца машина готова к движению. С точки зрения эффективности, затрат энергии и ресурса батарей выгоднее использовать режим самопрогрева.

Сложнее с поддержанием температуры в салоне. В этом вопросе окончательного решения пока нет. Стандартный подход с вентилятором и системой воздуховодов неэффективен из-за высокого энергопотребления. К тому же через огромные двери салон мгновенно выстуживается на остановке. Скорее всего, будет реализовано комбинированное решение: сверху воздух станут подогревать инфракрасные панели, а обогреваемые сиденья, пол и поручни помогут им в создании комфортной температуры. Но и на это нужно немало ­энергии.

Органы чувств

Электромобилем, даже отечественным, нас не удивишь. Система автономного вождения - вот что представляет основной интерес. КАМАЗ полным ходом испытывает беспилотный грузовик . И на корме Шатла значится имя челнинского завода. Один и тот же проект в разной обертке? Нет, КАМАЗ выступает лишь техническим партнером НАМИ в проекте.

Конфигурация автопилота , в целом, стандартная. Ультразвуковые датчики дальностью действия 3–6 м установлены в бампере, за «скорлупой» которого спрятаны радары ближнего и дальнего (до 250 м) действия - с широким и узким углами обзора соответственно. За лобовым стеклом - стерео­камера, «видящая» на расстоянии до 250 м. А вот лидар в комплексе использоваться не будет. На прототипе он есть, но разработчики уверены: комбинация обычных радаров и камеры позволят обходиться без него.

Мне очень понравилось, как замгендиректора НАМИ Алексей Гогенко и директор институтского центра информационных и интеллектуальных систем Денис Ендачев, с которыми мне удалось пообщаться, высказывались о своем детище. Они не скрывают, что все «органы чувств» у машины пока импортные - достойных аналогов в родном отечестве нет. Опытные образцы российских радаров находятся на стадии разработки, потому на Шатле им места не нашлось. И нечего стыдиться. Лучше подождать, чем устраивать «импортозамещение любой ценой».

На городской маршрут уже в 2018 году. В прошлом месяце его представили в "Сколково" и начали тестировать на закрытой территории инновационного центра. Зачем "Матрешке" игровой пульт от Xbox и на какой скорости машина без водителя успеет объехать человека, разобрался корреспондент портала Москва 24.

"Матрешка" – частный проект российской группы компаний Bakulin Motors Group (BMG). Проект начался в декабре 2015 года. Пока что собраны пять опытных образцов. Испытания проходят на закрытых территориях. Дело в том, что в России пока нет законов, которые разрешали бы беспилотникам выезжать на дороги общего пользования.

Попробуем захватить мир

В сентябре проект представили на крупнейшей мировой выставке коммерческого транспорта IAA во Франкфурте. Помимо бывшего завода "Калибр" и "Сколково", "Матрешку" тестируют в Олимпийском парке в Сочи. Также испытания недавно начались на острове Русский на базе кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

С осени 2016 года Bakulin Motors Group ведет переговоры с правительством Москвы по поводу . "Есть ряд территорий – Лужники, ВДНХ, – где бы мы хотели вести коммерческую эксплуатацию. Но для этого нужно разработать регламенты", –
рассказывает Антон Попель, глава компании-подрядчика BMG "Электротранспортные технологии".

Идея запустить общественный транспорт по ВДНХ не нова. Экскурсии на троллейбусах по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, ныне – ВДНХ) организовали в 1950-х годах. По парку ходили СВАРЗ ТБЭС с увеличенными окнами и барельефом, изображающим рабочего и колхозницу. Просуществовала линия недолго, да и сами троллейбусы, которые в иной комплектации ходили и по городу, полностью списали к 1970-м. Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина

По его словам, в следующем году "Матрешка" впервые выйдет на дороги общего назначения. "Скорее всего, это будет остров Русский. Там не очень большой трафик. Мы сделаем маршрут между ДВФУ и океанариумом, это будет дорога общего назначения", – сказал глава "Электротранспортных технологий".

Первый испытательный полигон в Москве

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

До "Сколково" в Москве был только один полигон для беспилотных автомобилей – на территории бывшего завода "Калибр". Это обычный Г-образный участок дороги длиной 400 метров вдоль складов и невысоких административных строений. Нанесена городская разметка, стоят дорожные знаки, автобусная остановка и даже светофор. Венчает трассу круг-разворот. Все по ГОСТу.

Асфальт неплохой. "Хорошие дорогинеобходимое условие для нашего автобуса, потому что машина низкопольная с небольшим дорожным просветом", – поясняет порталу Москва 24 официальный представитель концерна Volgabus (включает в себя BMG) Кирилл Урванцев.

Роли пешеходов и пассажиров "Матрешки" на испытаниях играют сами создатели беспилотника. По признанию работников технопарка, "Матрешка" выезжает из гаража в среднем раз в неделю.

Техническая скорость этого автобуса больше ста километров в час, однако беспилотная – 20, говорит Антон Попель. Беспилотный автомобиль обязан с дикой скоростью улавливать возникающие на пути цели и высчитывать вероятность столкновения, поясняет автомобильный эксперт Сергей Асланян.

У человечества на сегодня нет программного обеспечения, умеющего работать на реальных скоростях, чтобы принять во внимание все вводные, добавляет эксперт. В этот день машина ехала со скоростью 2,7 километра в час.

Испытание беспилотных автомобилей в технопарке "Калибр"

"Если перед современным беспилотником выбежал ребенок, мячик, птица, собака, и автомобиль, компьютер не в состоянии обсчитать это на скорости 80 ким/ч собственного движения, – говорит Сергей Асланян. – К тому же определять, кто из них живой, а кто неживой, на сегодня не умеет никто".

Скорость движения, при которой мы успеваем обрабатывать данные окружающей среды, – порядка 15 км/ч.

"Из-за большой разнородности окружающей среды очень трудно повысить скорость движения беспилотного автомобиля, – признается Антон Попель. – Скорость движения, при которой мы успеваем обрабатывать данные окружающей среды, – порядка 15 км/ч.

Один из разработчиков софта для "Матрешки" Олег Шипитько объясняет, что автобус уже распознает разметку, считывает дорожные знаки и другие объекты, включая людей. Правда, они пока остаются для "Матрешки" неодушевленными предметами. Несмотря на это, разработчики уверяют, что пешеходов беспилотник спокойно объезжает.

По словам Олега Шипитько, в нынешней версии,машина едет сама по заранее заложенному ей маршруту. Однако у испытателей всегда наготове джойстик от Xbox, чтобы перехватить управление, если что-то пойдет не так.

Что внутри русской "Матрешки"

В "умном" автобусе есть шесть кресел – по три друг напротив друга. И еще четыре стоячих места. В салоне размещены мониторы, которые будут показывать пассажирам время, температуру, местонахождение на маршруте, как это происходит в новых поездах метро.

Одного заряда хватает на 130 километров при максимальной скорости 30 км/ч.

Матрешка работает на электрических аккумуляторах. Одного заряда хватает на 130 километров при максимальной скорости 30 км/ч. Полная зарядка аккумулятора занимает четыре часа.

В автобусе 80 процентов деталей российского производства. Автоматическую коробку переключения передач разработали специально под "Матрешку" и произвели в России. Для отечественного авторынка это приятное исключение из правил. Стойки в салоне, корпуса видеокамер и некоторые другие элементы напечатаны на 3D-принтере.

Фотогалерея


Главное отличие "Матрешки" от иностранных беспилотных автомобилей – в использовании видеокамер вместо лидаров для распознавания окружающих объектов. Лидар – это лазерный дальномер, его еще иногда называют лазерным радаром. Он позволяет создать 3D-карту местности. У русской "Матрешки" вместо лидара шесть камер: две спереди, две сзади и две по бокам.

"Наша машина от других отличается тем, что она ездит на пассивной сенсорике, в основном на камерах. На сегодняшний день в мире аналогичные проекты работают на лидарах. Стоимость хорошей камеры – 60 тысяч рублей, а стоимость хорошего лидара – 60 тысяч долларов. Благодаря цене оборудования этот проект может быстрее выйти в коммерциализацию и стать рентабельным", – объясняет Антон Попель.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Название "Матрешка" автомобиль получил за модульный принцип сборки. Автобус состоит из центрального блока и двух отстегивающихся модулей, в которых находятся электроника, моторы, приводы, аккумуляторы и рулевые механизмы. При этом "Матрешка" может быть не только пассажирским автобусом, есть грузовая комплектация.

Карпулинг за 10 миллионов

"Сейчас "Матрешка" – это транспорт, работающий по четко проложенному маршруту, – говорит глава "Электротранспортных технологий" Антон Попель. – Мы планируем заниматься гражданскими перевозками, наша машина ближе к общественному транспорту. Один из возможных вариантов – это карпулинг (коллективная поездка. – Прим. ред.). Что-то наподобие BlaBlaCar".

"На дорогах же общественного пользования все мировые игроки должны уважать Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Чтобы беспилотникам начать ездить по дорогам общественного пользования, необходимо предварительное разрешение. Кроме того, в салоне обязан находиться компетентный человек, который примет экстренные меры в случае необходимости", – объясняет Шелли.

Антон Попель признает, что Bakulin Motors Group пытается лоббировать совершенствование законодательства в сфере беспилотных автомобилей. У Агентства стратегических инициатив есть программа – Независимая техническая инициатива (НТИ). "В рамках нее действует рабочая группа AutoNet , участниками которой мы являемся. Там идет активное лоббирование всего, что касается беспилотных автомобилей", – поясняет глава "Электротранспортных технологий".

В России нет законодательной базы относительно беспилотных автомобилей, поясняет ведущий юрист компании "Автоюрист" Дмитрий Бродский. По его словам, прежде чем законы о беспилотных автомобилях появятся в таких профильных органах, как Госдума, обществу предстоит выработать свое мнение относительно беспилотного транспорта.

Дмитрий Бродский

автоюрист

Беспилотные автомобили заставят регистрировать по аналогии с квадрокоптерами, чтобы знать, с кого требовать возмещение.

В конечном итоге беспилотники приравняют к автомобилям с водителем, уверен эксперт. "Тогда после их столкновения ответственность будет распределяться, как и сегодня, по страховке. В каждом конкретном случае страховые компании будут разбираться по ситуации". Кроме того, эксперт считает, что беспилотные автомобили заставят регистрировать по аналогии с квадрокоптерами. В случае коптеров это необходимо, в частности, чтобы знать, с кого требовать возмещение, если они падают на чье-то имущество.

Французский конкурент

За рубежом лидеры рынка беспилотников уже приступили к тестам на улицах. Над созданием беспилотных автомобилей работают Uber, Tesla, Ford и другие. Уже упомянутая компания Narva с октября 2015 года вывела на дороги 45 шаттлов Arma.

Фотогалерея


Французские аналоги "Матрешки" ездят по Франции, США, Австралии, Японии и еще семи странам. На конец июля 2017 года они перевезли более 180 тысяч человек. Об этом порталу Москва 24 рассказала Шелли Гор. По ее словам, компания рассматривает возможность выхода и на российский рынок, что может произойти уже в 2018 году.

Как и в случае с "Матрешкой", скорость Arma пока ограничили до 20 км/ч.

Компания не ставит перед собой задачу подменить общественный транспорт – лишь дополнить его. Arma в состоянии перевозить до 15 пассажиров и развивать скорость до 45 км/ч. Но, как и в случае с "Матрешкой", скорость пока искусственно ограничили до 20 км/ч из соображений безопасности.

Шаттл французской компании обойдется покупателю в 260 тысяч евро (более 18 миллионов рублей). Автомобиль можно взять даже в кредит – за 9,5 тысячи евро в месяц на пять лет. За эти деньги можно купить две Arma и еще останется, однако компания дополнительно обещает страховку, техобслуживание и наблюдение за автобусом 24 часа в сутки.

Разработчики из Navya уверяют, что создали автомобиль последнего, пятого уровня беспилотности. Это когда со стороны человека не требуется никаких действий, кроме старта системы и указания пункта назначения.

Arma пока тоже ездит только по заранее заложенному маршруту.

Однако, как утверждает издание InsideEvs , шаттл пока что ездит по аналогии с российской "Матрешкой" только по заранее заложенному маршруту.

Российский конкурент

В России разработкой беспилотных автомобилей активно занимается "Яндекс.Такси". "Яндекс" создал прототип беспилотника, который умеет без вмешательства водителя передвигаться по заданному маршруту. Машина умеет определять и объезжать препятствия, в том числе другие машины и людей. Беспилотник может останавливаться и продолжать движение в случае необходимости.

Пока что прототип ездит по закрытому полигону, однако до конца года компания планирует начать испытания в городе. При этом "Яндекс.Такси" не планирует испытаний на незаасфальтированных дорогах и пересеченной местности. В компании затруднились уточнить, когда автомобиль впервые выйдет на улицы. Сообщили только, что, скорее всего, технологию впервые опробуют на собственном сервисе "Яндекс.Такси".