Классические «семерки» по-прежнему популярны у россиян, несмотря на обилие недорогих иномарок. Одни ругают «жигуленка», другие называют его «русским мерседесом». Любой автомобиль, пусть даже не самый престижный, должен быть ухожен – тогда он будет исправно ездить еще много лет, о чем свидетельствует практика.

Ремонт КПП ВАЗ 2107 - 2000 р.

Обмен КПП ВАЗ 2107 с установкой - 4000 р.

Продажа б/у КПП после переборки - 6000 р.

Коробка передач «семерки» не вызывает серьезных нареканий у владельцев. Она бывает двух видов – четырех- и пятиступенчатая. Наличие шума – ее главный минус, и многие водители настолько привыкают к нему, что не обращают на него внимания и продолжают эксплуатировать автомобиль. Это неправильный подход: «шумная» коробка – это не только особенности ее конструкции, но и признак того, что весьма скоро потребуется ремонт КПП ВАЗ 2107 .

Типовые причины неисправностей КПП

Нехарактерный шум говорит о том, что имеется:

  • износ подшипников, шестерен или синхронизаторов;
  • смещение валов по осям;
  • утечка масла.

Диагностика в автосервисе выявит причину шума. Скорее всего, потребуется замена деталей и долив масла с выяснением причин утечки.

Тяжелое переключение передач говорит о:

  • неисправности сцепления;
  • шарнир рычага переключения требует чистки поверхности;
  • деформация рычага переключения.

Выбивает передачи:

  • поломка пружины синхронизатора;
  • износ пружин фиксаторов, шариков, муфты или зубчатого венца синхронизатора;
  • износ гнезд штоков, блокирующих кольца.

Причины утечки масла:

  • ослабление креплений крышки картера;
  • износ сальников;
  • износ или повреждение уплотнительной прокладки.

Конкретные причины можно установить только после проверки на диагностическом оборудовании. По результатам дефектовки специалист автосервиса определит, какой именно ремонт КПП 2107 потребуется.

Самостоятельный ремонт – это не лучший вариант ухода за своим автомобилем. Многие автовладельцы считают себя специалистами и стараются сэкономить на автосервисе. Итогом такой экономии может стать полный выход КПП из строя. Это решаемая проблема: можно произвести обмен КПП ВАЗ на новую или восстановленную. Но это обойдется дороже.

Вариант обмена не так уж плох и может возродить «семерку» к жизни, когда коробка совсем не ремонтопригодна или у хозяина нет времени дожидаться ремонта – машина нужна срочно.

В нашей мастерской можно не только установить причины неисправностей КПП и отремонтировать ее, но и поставить новые, качественные за короткий срок и по доступной цене. У нас работают опытные мастера, имеется все необходимое оборудование.

Пятиступенчатые коробки переключения передач классического исполнения с 2004 года или после 2004 года получили ряд изменений и немного отличаются от предъидущих.

Такими должны быть зубы. Острые сверху до низу!

Новые вилка, муфта и шестерни с синхронизатором 3-ей передачи.


Вилка и муфта 5-ой передачи и передачи заднего хода. Тоже абсолютно новое.

Муфта 1 и 2 передачи и муфта 3 и 4 передачи одинаковые. Муфта 5 и заднего хода отличается. Перепутать их невозможно!


Вторичный вал.


Корпус коробки передач.


Заводим вторичный вал. Устанафливаем пошипник в корпус и прикручиваем скобу.


Теперь устанавливаем первичный вал. Не забываем про стопорные кольца, а так же игольчатый подшиплик внутри первичного вала.


Ставим вилки 1-2 и 3-4 передачи. Вилки ставятся дырками под болты вверх (в данном случае КПП поддоном вверх).

Устанавливаем шток первой-второй передачи, притягиваем вилку болтом (провернуть валы) и закладываем длинный сухарь.

Ставим вилку 3-4 передачи.
Устанавливаем шток третьей-четвертой передачи. Вдеваем его в вилку не до конца и вставляем сухарь в отверстие штока. Вдвигаем шток и затягиваем болт вилки. Аналогично сухарю штока первой-второй передачи устанавливаем короткий сухарь.

Теперь устанавливаем промежуточный вал.

Средний подшипник промежуточного вала имеет нутреннюю обойму подшипника, которая состоит из двух деталей: втулки и кольца. Втулка должна быть ориентирована внутрь картера коробки.


Устанавливаем подшипники. Подшипники не должны болтаться в корпусе коробки. Заходят плотно. Использовал трубку с большой толстой шайбой, имеющие внутренний диаметр как раз позволяющий одеть и х на вал. И при помощи молотка аккуратно запресовавал подшипники.

После установки каждой следующей детали несколько раз проворачиваем первичный и вторичный валы. Они должны вращаться без заеданий.


Болты промежуточного вала разные поэтому их не перепутать. Только запомнить что передний с толстой шайбой, а задний без болт без шайбы и шайбы Гровера.


Собираем задний ход и 5-ую передачу.

Пятиступенчатая коробка переключения передач (КПП) является одним из основных агрегатов автомобиля ВАЗ 2107. Ее устройство и схема сборки отличаются высоким уровнем сложности, из-за чего обслуживание и ремонт обычно доверяют профессионалам. Однако для общего развития и понимания физики процессов, происходящих в вашем автомобиле, изучить устройство коробки не помешает.

Начнем с назначения КПП: пятиступенчатая коробка переключения передач ВАЗ 2107 по своему функциональному назначению призвана выполнять функцию преобразования величины крутящего момента, получаемого от двигателя, с последующей передачей его трансмиссии. Используемая в ВАЗ 2107 КПП имеет всего шесть скоростей – пять передних и одну заднюю. Схема переключения скоростей аналогична стандартной четырехступенчатой, к которой добавлена пятая скорость – влево до упора и вперед. Переключение между ними осуществляется движением ручки переключения скоростей. Схема расположения основных конструктивных элементов выглядит следующим образом:

Коробка ВАЗ 2107 состоит корпуса 3, закрытого с трех сторон специальными крышками. В верхней части установлена ручка переключения 5.

Основные узлы и механизмы коробки передач смонтированы в корпусе 3. Ниже приведена схема расположения деталей КПП.


К ним относятся:

  • Первичный вал 4 с установленными на нем приводными шестеренками и синхронизаторами;
  • Вторичный вал 10 с шестернями;
  • Промежуточный вал 1, в сборе.

Так как схема данного механизма достаточно сложная, остановимся на ней более подробно.

Первичный вал

Является единым целым с шестерней, вращается на подшипнике 3, установленном в картере коробки и уплотненном сальником.

Вторичный вал

Является продолжением первичного в пространстве. На нем собраны шестерни первой (23), второй (24) и третьей(25) передач, свободно перемещающиеся и в определенных положениях входящие в зацепление с соответствующими шестернями промежуточного вала 1. Все шестерни имеют разный диаметр, благодаря чему обеспечивается изменение величины передаваемого крутящего момента.

Вторичный вал вращается на подшипниках 9, 11 и 12. Первый из них – роликовый, устанавливается в первичный вал, остальные запрессованы в картер и заднюю крышку соответственно.

Промежуточный вал

Предназначен для передачи крутящего момента определенной величины от первичного к вторичному. Вращается на подшипниках 2, 22 и 19. Шестерни составляют с валом единое целое. В этом же блоке установлены шестерни пятой скорости 18 и задней 20. Последняя устанавливается на отдельном валу 21, соединенном с вторичным на шлицах.

Для залива масла в коробку передач ВАЗ 2107, слева в корпусе предусмотрено специальное отверстие 11, закрываемое пробкой. Низ корпуса закрывается стальной крышкой, которая крепится десятью гайками. Все соединения крышек с корпусом коробки загерметизированы специальными прокладками, предотвращающими протекание масла. Подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов закрыты сальниками, которые не дают вытекать маслу из поддона коробки передач.

Заправочный объем масла для коробки передач ВАЗ 2107 равен примерно 1,6 литров. Некоторые автолюбителя предпочитают заливать масло через верх, в месте, где ручка вставляется в КПП. Такой метод значительно проще стандартного, так как ручка находится в салоне и получить к ней доступ не составляет особых проблем, чего нельзя сказать о заливном отверстии.

Управление переключением передач осуществляется набором вилок, которые приводит в движение ручка. Устройство и основные детали механизма переключения скоростей наглядно иллюстрирует следующая схема.


Здесь номерами 1, 2 и 16 обозначены вилки переключения скоростей: третьей и четвертой, первой и второй, задней и пятой соответственно. Номерами 5, 7 и 9 обозначены штоки соответствующих вилок, которые приводит в движение ручка 8, выведенной в салон автомобиля ВАЗ 2107.

Схема работы механизма переключения следующая: когда ручка 8 изменяет свое положение, ее шарнир входит в зацепление с выемкой на одном из штоков, другой конец которого жестко сцеплен с вилкой болтом 3. Вилка, в свою очередь, входит в паз на соответствующей шестерне переднего (16, 23, 24, 25) или промежуточной (20) заднего хода. Таким образом, ручка 8 обеспечивает перемещения вилки и происходит зацепление определенной шестерни вторичного вала с соответствующей ей шестерней промежуточного. При этом цепочка передачи крутящего момента замыкается, вторичный вал начинает вращаться со скоростью, соответствующей передаточному числу зацепленных в данный момент шестеренок. При включении задней скорости, в отличие от остальных, ручка при движении «утапливается» вниз.

Как видим, схема устройства коробки ВАЗ 2107 достаточно сложная, поэтому не рекомендуется заниматься ее ремонтом, не имея соответствующих навыков. Лучше доверить это дело специалистам.

Для выполнения работ потребуется фиксирующий клей, ударная отвертка, трехзахватный съемник, сальники первичного и вторичного валов, комплект прокладок, динамометрический ключ.

Разборка

1. Сливаем масло из коробки передач (см. "Коробка передач - проверка уровня и замена масла").

2. Снимаем коробку передач (см. "Коробка передач - снятие и установка").

3. Очищаем щеткой и промываем наружную поверхность коробки керосином или уайт-спиритом.

4. Снимаем с коробки передач муфту выжимного подшипника и вилку выключения сцепления (см. "Детали сцепления - снятие и установка").

5. Отсоединяем эластичную муфту карданного вала от фланца на вторичном валу коробки (см. "Карданная передача - разборка и сборка").

6. Снимаем фланец эластичной муфты с вторичного вала коробки передач (см. "Сальник вторичного вала - замена").

7. Отсоединяем опору силового агрегата с поперечиной от задней крышки коробки передач (см. "Опоры силового агрегата - замена").

8. Снимаем привод спидометра (см. "Привод спидометра - замена").

9. Снимаем выключатель фонарей заднего хода (см. "Выключатель фонарей заднего хода - проверка и замена").

10. Снимаем с шаровой опоры рычага переключения передач манжету.

11. Ключом на 10 мм отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач к задней крышке картера.

12. Снимаем со шпилек корпус рычага и уплотнительную прокладку A под ним.

13. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем две гайки крепления кронштейна приемной трубы системы выпуска отработавших газов.

14. Снимаем кронштейн и вынимаем находящийся под ним закладной болт с четырехгранной головкой.

15. Торцовым и накидным ключами на 13 мм отворачиваем пять гаек крепления задней крышки.

16. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки.

17. Снимаем крышку и находящуюся под ней прокладку.

18. Некоторые гайки могут отворачиваться вместе со шпильками. В этом случае, промыв резьбовые отверстия и шпильки растворителем, наносим согласно инструкции фиксирующий клей и устанавливаем шпильки на место.

19. Ключом на 13 мм отворачиваем оставшуюся гайку крепления задней крышки, расположенную внутри картера.

20. Чтобы облегчить снятие задней крышки, отверткой утапливаем шток включения I-й и II-й передач. При этом включается вторая передача.

21. Обстукивая крышку молотком с резиновым или деревянным бойком по периметру плоскости крепления, отсоединяем крышку от картера коробки.

23. Извлекаем из задней крышки пластмассовую заглушку блока шестерен V передачи и передачи заднего хода, выдавив ее подходящим инструментом через отверстие в подшипнике.

24. Щипцами вынимаем из проточки в крышке упорное кольцо подшипника блока шестерен V-й передачи и передачи заднего хода.

25. Чтобы не повредить заднюю крышку, устанавливаем ее на два деревянных бруска и молотком (через подходящую по диаметру оправку) выпрессовываем подшипник блока шестерен V передачи и передачи заднего хода. Внутреннее кольцо подшипника, как правило, остается на валу блока.

26. Вынимаем подшипник.

27. Извлекаем из отверстия в задней крышке сальник вторичного вала (см. "Сальник вторичного вала - замена").

28. Вынимаем упорную шайбу внутреннего кольца заднего подшипника вторичного вала.

29. Подходящей по диаметру оправкой выпрессовываем задний подшипник вторичного вала и вынимаем его.

30. Снимаем с вторичного вала внутреннее кольцо заднего подшипника.

Собираем подшипник, связав его детали проволокой или бечевкой.

31. Снимаем шестерню привода спидометра и шарик - фиксатор A шестерни, находящийся в пазу вала.

32. Снимаем маслоотражательную шайбу.

33. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения V-й передачи и передачи заднего хода.

34. Для блокировки вращения валов сдвигаем промежуточную шестерню A заднего хода, включая передачу заднего хода. Вторая передача была включена ранее, при снятии задней крышки. Если произошло ее выключение, нажимаем на шток Б. Торцовым ключом на 17 мм ослабляем затяжку болта крепления блока шестерен V-й передачи и передачи заднего хода, не отворачивая болт окончательно.

35. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем одну гайку крепления картера сцепления к коробке передач и торцовым ключом на 17 мм отворачиваем остальные шесть гаек.

36. Отжав отверткой, отсоединяем картер сцепления от коробки и снимаем уплотнительную прокладку.

37. Для замены сальника первичного вала выколоткой выпрессовываем его через отверстие во фланце передней крышки коробки передач.

38. Пассатижами вынимаем сальник из передней крышки коробки передач.

39. Снимаем с первичного вала коробки передач пружинное кольцо. Кольцо имеет коническую форму и меньшим диаметром устанавливается в сторону подшипника.

40. Торцовым ключом на 19 мм отворачиваем болт крепления переднего подшипника промежуточного вала и вынимаем болт вместе с пружинной и зажимной шайбами.

41. Торцовым ключом на 17 мм окончательно отворачиваем и извлекаем болт крепления блока шестерен.

42. Сдвигая вилку включения V передачи по штоку, снимаем блок шестерен с промежуточного вала.

43. Устанавливаем блок шестерен в тиски и двумя большими отвертками спрессовываем с него внутреннее кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Собираем подшипник и связываем его детали проволокой или бечевкой.

44. Снимаем дистанционную шайбу с вторичного вала.

45. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов штоков.

46. Снимаем крышку вместе с прокладкой.

47. Из отверстий в картере извлекаем пружины фиксаторов штоков. Пружина A фиксатора штока включения V передачи и передачи заднего хода отличается от других по жесткости. Для отличия она имеет темный цвет и при сборке ее необходимо установить на свое место.

48. Шарики-фиксаторы удобно извлекать при помощи резиновой груши, создав разрежение.

49. Снимаем с вторичного вала шестерню V-й передачи в сборе с синхронизатором.

50. Снимаем дистанционное кольцо.

51. Сдвинув вилку включения передач, снимаем муфту синхронизатора V-й передачи.

52. Удерживая вилку, снимаем с оси промежуточную шестерню заднего хода.

53. Снимаем шток включения V-й передачи и заднего хода вместе с вилкой включения передач и дистанционной втулкой A штока. Снимаем со штока втулку и вилку.

54. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт креплении головки штока и снимаем ее.

55. Магнитной отверткой или с помощью резиновой груши извлекаем из отверстия A в стенке картера блокировочный сухарь.

56. Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора V-й передачи и снимаем его.

57. Снимаем с вала ступицу.

58. Снимаем пружинную шайбу.

59. Снимаем шестерню заднего хода.

60. Вытолкнув изнутри, вынимаем задний подшипник промежуточного вала.

61. Поддевая двумя отвертками передний подшипник промежуточного вала за установочное кольцо, вынимаем его.

62. Вынимаем промежуточный вал из картера.

63. Поддевая двумя отвертками, снимаем часть внутреннего кольца заднего подшипника с промежуточного вала и собираем подшипник.

64. Торцовым ключом на 10 мм с удлинителем отворачиваем болт крепления вилки включения III-й и IV-й передач к штоку.

65. Вынимаем из отверстия шток включения III-й и IV-й передач, одновременно снимая с него вилку.

66. Из отверстия в штоке извлекаем блокировочный сухарь.

67. Мощным магнитом или с помощью резиной груши извлекаем блокировочный сухарь из отверстия в картере.

68. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения I-й и II-й передач.

69. Вынимаем шток из отверстия, одновременно снимая с него вилку.

70. Ударной отверткой отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и снимаем ее.

71. Поддевая двумя большими отвертками за установочное кольцо подшипника, выдвигаем подшипник из картера.

72. Снимаем первичный вал в сборе.

73. Вынимаем из расточки вала передний роликовый подшипник.

Подшипник может остаться и на конце вторичного вала.

74. Поддевая двумя отвертками за установочное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала, стягиваем подшипник с вала.

75. Вынимаем вторичный вал из картера.

76. Удерживая ключом на 24 мм ось промежуточной шестерни заднего хода от проворачивания, торцовым ключом на 19 мм отворачиваем гайку крепления оси.

77. Зажав вторичный вал вертикально в тисках через мягкие накладки, снимаем с вала муфту синхронизации III-й и IV-й передач.

78. Щипцами разжимаем и снимаем с вала стопорное кольцо ступицы.

79. Снимаем пружинную шайбу.

80. Снимаем ступицу муфты синхронизации.

81. Снимаем шестерню с синхронизатором III-й передачи.

82. Опираем края шестерни I-й передачи на жесткое основание (например, два ключа), толщиной до 5 мм. Через выколотку из мягкого метала выпрессовываем вторичный вал из втулки шестерни.

83. Вынимаем втулку.

84. Снимаем шестерню с синхронизатором I-й передачи.

85. Вынимаем ступицу муфты синхронизации I-й и II-й передач.

86. Снимаем муфту синхронизации.

87. Снимаем с вала шестерню с синхронизатором II-й передачи.

88. Закрепив первичный вал в тисках через мягкие накладки, щипцами раздвигаем и снимаем стопорное кольцо подшипника.

89. Снимаем пружинную тарельчатую шайбу.

90. Оперев края подшипника на жесткое основание, через выколотку из мягкого металла выпрессовываем первичный вал из внутреннего кольца подшипника.

91. Удерживая блокирующее кольцо муфты синхронизации IV-й передачи рукой, щипцами раздвигаем и снимаем стопорное кольцо.

92. Постепенно отпуская блокирующее кольцо, снимаем его и пружину синхронизатора IV-й передачи.

93. Аналогично разбираем механизмы синхронизации других передач.

Примечание

Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений деталей приведены в приложениях (см. "Моменты затяжки резьбовых соединений").

Перед сборкой промываем все детали уайт-спиритом или керосином и продуваем сжатым воздухом. Промываем и продуваем сжатым воздухом подшипники. Осматриваем и заменяем изношенные детали. На деталях не должно быть повреждений и следов чрезмерного износа, а на сопрягаемых поверхностях деталей - следов задиров.

Стенки картера должны быть без трещин, а гнезда подшипников без следов износа или повреждений. На контактных поверхностях разъемов картера коробки передач, картера сцепления и задней крышки не должно быть повреждений, вызывающих расхождения осей валов и недостаточную герметичность.

На валах не допускаются повреждения или чрезмерный износ рабочих поверхностей и шлицев. Незначительные неровности поверхностей допускается устранять мелкозернистой наждачной бумагой, при наличии больших повреждений или деформаций вал необходимо заменить новым.

У подшипников не должно быть признаков разрушения дорожек, сепараторов, шариков или роликов, при повороте колец подшипника качение должно быть плавным. При ремонте коробок передач со значительным пробегом (100 тыс. км и более) целесообразно заменить все подшипники новыми, независимо от их текущего состояния.

Не допускается чрезмерный износ и выкрашивание зубьев шестерен и синхронизаторов, рабочая поверхность зубьев должна быть гладкой.

Также не допускается деформация вилок включения передач, штоки вилок должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях картера.

На ступицах муфт включения передач не должно быть следов заедания.

Фрикционные поверхности блокирующих колец должны иметь насечку. В случае износа насечки блокирующее кольцо заменяем новым.

1. Все прокладки и сальники заменяем новыми.

2. Перед установкой рабочие поверхности сальников смазываем тонким слоем пластичной смазки.

3. При сборке коробки передач все детали смазываем трансмиссионным маслом.

4. При сборке блоков шестерен на валах, устанавливая стопорные кольца, осаживаем их отверткой до полной фиксации колец.

5. При установке подшипников на валы усилие прикладываем к внутренним кольцам, а при установке в отверстия картеров - к наружным.

6. Подходящей по диаметру оправкой запрессовываем сальник первичного вала в переднюю крышку.

7. Дальнейшая сборка коробки передач выполняется в обратной последовательности. Перед установкой коробки на автомобиль проверяем четкость включения всех передач.

Коробка передач

1 – нижняя крышка;
2 – пробка отверстия для проверки уровня
масла;
3 – шестерня II передачи промежуточного
вала;
4 – шестерня III передачи промежуточного
вала;
5 – промежуточный вал (блок шестерен);
6 – передний подшипник промежуточного
вала;
7 – болт зажимной шайбы;
8 – зажимная шайба переднего подшипника
промежуточного вала;
9 – шестерня постоянного зацепления
промежуточного вала;
10 – упорная шайба пружины синхронизатора
IV передачи первичного вала;
11 – первичный вал;
12 – передняя крышка;
13 – сальник первичного вала;
14 – задний подшипник первичного вала;
15 – картер сцепления;
16 – картер коробки передач;
17 – сапун;
18 – шестерня постоянного зацепления
первичного вала;
19 – игольчатый подшипник переднего конца
вторичного вала;
20 – зубчатый венец синхронизатора IV
передачи;
21 – скользящая муфта синхронизатора IV и III
передач;
22 – блокирующее кольцо синхронизатора III
передачи;
23 – пружина синхронизатора III передачи;
24 – шестерня III передачи вторичного вала;
25 – шестерня II передачи вторичного вала;
26 – ступица скользящей муфты
синхронизатора I и II передач;
27 – вторичный вал;
28 – шестерня I передачи вторичного вала;
29 – втулка шестерни I передачи вторичного
вала;
30 – промежуточный подшипник
вторичного вала;
31 – шестерня заднего хода вторичного
вала;
32 – стержень рычага переключения
передач;
33 – упорная подушка;
34 – упругая втулка;
35 – дистанционная втулка;
36 – запорная втулка;
37 – наружный чехол рычага
переключения передач;
38 – внутренний чехол рычага
переключения передач;
39 – сферическая шайба шаровой опоры
рычага;
40 – рычаг переключения передач;
41 – сальник заднего подшипника
вторичного вала;
42 – фланец эластичной муфты
карданного вала;
43 – гайка заднего конца вторичного
вала;
44 – уплотнитель центрирующего кольца
элаастичной муфты карданного вала;
45 – центрирующее кольцо эластичной
муфты карданного вала;
46 – задний подшипник вторичного вала;
47 – ведущая шестерня привода
спидометра;
48 – привод спидометра;
49 – задняя крышка коробки передач;
50 – вилка включения заднего хода;
51 – промежуточная шестерня заднего
хода;
52 – шестерня заднего хода
промежуточного вала;
53 – ось промежуточной шестерни
заднего хода;
54 – шестерня I передачи промежуточного
вала;
55 – магнит;
56 – магнитная пробка

Привод переключения передач

1 – вилка включения заднего хода;
2 – оттяжная пружина рычага переключения
передач;
3 – направляющая чашка рычага;
4 – шаровая опора рычага;
5 – рычаг переключения передач;
6 – сферическая шайба;
7 – пружина рычага;
8 – стопорное кольцо;
9 – запорная втулка демпфера;
10 – упругие втулки демпфера;
11 – дистанционная втулка демпфера;
12 – упорная подушка демпфера;
13 – стержень рычага переключения передач;
14 – вилка выключения III и IV передач;
15 – вилка включения I и II передач;
16 – шток вилки включения I и II передач;
17 – шток вилки включения III и IV
передач;
18 – шток вилки включения заднего хода;
19 – блокировочные сухари;
20 – крышка фиксаторов;
21 – втулка;
22 – пружина фиксатора;
23 – шарик фиксатора;
24 – задняя крышка коробки передач;
25 – включатель фонаря заднего хода;
26 – дистанционная втулка штока вилки
заднего хода
На автомобиле устанавливается в основном четырехступенчатая коробка передач (см.
рис. Коробка передач) , а на части автомобилей – пятиступенчатая с синхронизаторами на
всех передачах переднего хода.

Четырехступенчатая коробка передач состоит из первичного 11, вторичного 27 и
промежуточного 5 валов, картера 16 и механизма переключения передач.

Первичный вал 11 изготовлен как одно целое с шестерней 18 постоянного зацепления. Он
вращается на двух шариковых подшипниках, передний запрессован в гнездо торца
коленчатого вала, задний подшипник 14 помещен в картере коробки передач и
уплотняется сальником 13.

Вторичный вал 27 установлен в трех подшипниках. Передний игольчатый подшипник 19
установлен в расточке первичного вала, средний подшипник 30 – шариковый,
запрессован в гнездо картера 16 коробки передач, задний подшипник 46, размещенный в
гнезде задней крышки 49, уплотняется сальником 41. На вторичном валу свободно
расположены шестерня 28 первой передачи, шестерня 25 второй передачи, шестерня 24
третьей передачи; они находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями
промежуточного вала.

На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на которых расположена ступица
скользящей муфты 21 синхронизатора III и IV передач. Ступица 26 скользящей муфты I и II
передач связана с валом аналогично. Шестерня 31 заднего хода крепится на валу
шпонкой. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 47 привода спидометра.
Фланец 42 эластичной муфты карданного вала насажен на шлицы вала и фиксируется
гайкой 43.

Промежуточный вал 5 изготовлен как одно целое с блоком шестерен и опирается на два
подшипника; передний подшипник 6 – шариковый, фиксируется на валу шайбой 8 и болтом
7, задний подшипник – роликовый, цилиндрический. На шлицах вала расположена
шестерня 52 заднего хода.

Промежуточная шестерня 51 заднего хода свободно вращается на оси 53, запрессованной
в отверстиях картера коробки и его задней крышки 49.

Синхронизаторы всех передач имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из
ступицы 26, муфты 21, блокирующих колец 22 и пружин 23.

Ступица жестко связана с вторичным валом. На внешних шлицах ступицы расположена
скользящая муфта. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом соединяется с венцом
синхронизатора шестерни какой-либо передачи переднего хода и постоянно поджимается
в сторону скользящей муфты.

Переключение передач осуществляется при помощи механического привода, состоящего
из трех штоков 16, 17, 18 (см. рис. Привод переключения передач) , на которых закреплены
вилки 14, 15, 1, входящие в выточки скользящих муфт синхронизаторов передач
переднего хода. А вилка 1 входит в кольцевую выточку промежуточной шестерни заднего
хода.

Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на базе четырехступенчатой. Пятая
передача расположена в полости задней крышки, форма которой в связи с этим изменена. На задней
части вторичного вала одной шпонкой крепятся ведомая шестерня заднего хода и
ступица 3 муфты синхронизатора V передачи.

Шестерня пятой передачи вращается на втулке. Привод пятая ступень получает от
блока шестерен, который насажен на шлицы промежуточного вала и крепится на
них болтом. Дополнительной опорой для блока шестерен является роликовый
цилиндрический подшипник.