Скачать бесплатно Ким А. Органическая химия - Ким А.М

Название: Органическая химия
Ким А.М.
Год издания: 2002
Размер: 17.23 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

Учебное пособие "Органическая химия" под ред., Кима А.М., излагает теоретические основы природы химической связи, строения и реакционной способности интермедиатов и молекул, влияния электронных эффектов на протекание химических реакций; основные материалы физической химии (термодинамика, кинетика химических реакций, дисперсные и буферные системы, электролиты и их растворы, понятие константы). Каждая глава книги содержит тестовые задачи, практические примеры применения химических основ в клинической практике. Изложены основы аналитической и неорганической химии. Издание содержит методические рекомендации с практическими примерами. Для студентов-медиков, химиков.

Название: Таблицы-схемы по неорганической химии
Турова Н.Я.
Год издания: 2009
Размер: 5.29 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Таблицы-схемы по неорганической химии" под ред., Туровой Н.Я., рассматривает материалы неорганической химии в виде систематизированных таблиц. Изложены характеристики химичес... Скачать книгу бесплатно

Название: Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов
Попков В.А., Бабков А.В.
Год издания: 2001
Размер: 4.96 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: "Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов" под ред., Попкова В.А., и соавт., рассматривает практические и теоретические задания и вопросы, которые необходимы студенту-ф... Скачать книгу бесплатно

Название: Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии
Тюкавкина Н.А.
Год издания: 1999
Размер: 6.45 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: "Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии" под ред., Тюкавкиной Н.А., рассматривает практические и теоретические задания и вопросы, которые необходимы студенту-фармацевту, студенту... Скачать книгу бесплатно

Название: Введение в химию природных соединений
Племенков В.В.
Год издания: 2001
Размер: 3.08 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Введение в химию природных соединений" под ред., Племенкова В.В., рассматривает вопросы характеризующие основные классы природных соединений. Описаны характерные химические р... Скачать книгу бесплатно

Название: Основы органической химии лекарственных веществ
Солдатенков А.Т., Колядина Н.М., Шендрик И.В.
Год издания: 2001
Размер: 1.27 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Основы органической химии лекарственных веществ" под ред., Солдатенкова А.Т., и соавт., рассматривает базовые материалы органической химии в фармации. Изложено влияние органической хи... Скачать книгу бесплатно

Название: Общий практикум по органической химии
Черных В.П.
Год издания: 2002
Размер: 18.52 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: "Общий практикум по органической химии" под ред., Черных В.П., рассматривает практические и теоретические задания и вопросы, которые необходимы студенту-фармацевту для усвоения предмета. Также предста... Скачать книгу бесплатно

Название: Лекции по органической химии
Черных В.П.
Год издания: 2003
Размер: 30 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Лекции по органической химии" под ред., Черных В.П., рассматриваются основные вопросы изучаемого материала по органической химии. Изложены вопросы основных классов органических вещест... Скачать книгу бесплатно

Название: Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях
Гаршин А.П.
Год издания: 2011
Размер: 92.91 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях" под ред., Гаршина А.П., рассматривает общие вопросы указанных в названии разделов химии. Изложены осно...


Малолитражный автомобиль КИМ-10-50 выпуска 1940 года.
Малолитражные автомобили всегда интересовали массового покупателя своей относительной дешевизной, компактностью и простотой конструкции. Привлекали они и автопроизводителей - низкой себестоимостью, технологичностью и повышенным спросом.

В России первым опытом создания малолитражки стал автомобиль НАМИ-1, спроектированный в Центральном Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте Константином Шараповым и выпускавшийся в небольших количествах на московском заводе «Спартак» с 1927 по 1930 год. Компактная четырехместная машина с хребтовой трубчатой рамой оснащалась 22-сильным двигателям и могла разгоняться до скорости 75 км/ч. Однако выпуск подобного транспортного средства, предназначенного в основном для индивидуальных покупателей, оказался явно не ко времени в период, когда вся государственная идеология была ориентирована, в первую очередь, на продукцию коллективного пользования. Да и возможности завода «Спартак» (до 1917 года это была автомобильно-экипажная фабрика Петра Ильина) позволяли производить автомобили лишь небольшими сериями (за три года заводом было выпущено лишь около 400 машин).

К идее создания малолитражного автомобиля для покупателя-индивидуала в Советском Союзе вернулись в относительно стабильное - с точки зрения экономики - предвоенное время. Производственной базой для изготовления такой машины был избран Московский автосборочный завод имени КИМ - Коммунистического интернационала молодежи (до 1938 года он занимался сборкой «полуторок» FORD-AA и ГАЗ-АА из машинокомплектов, поставлявшихся Горьковским автозаводом) - решение об этом в январе 1939 года было принято Глававтопромом Наркомата среднего машиностроения.

Чтобы не «изобретать велосипед», за основу отечественной малолитражки взяли отработанную и проверенную временем английскую легковую машину Ford Prefect образца 1936 года.

Автомобиль-прототип имел рамную конструкцию и неразрезные мосты на перевернутых поперечных рессорах. Двигатель Ford Prefect был рядным, 4-цилиндровым, нижнеклапанным, с рабочим объемом 1,172 л, мощность его составляла 26 л.с., а максимальная скорость автомобиля достигала 98 км/ч. Надо сказать, что Ford Prefect выпускался как в двухдверном, так и в четырехдверном варианте. Однако для советского автомобиля была выбрана только двухдверная модификация - дело в том, что двери представляют собой достаточно сложный элемент автомобиля, не говоря уже о том, что подгонка их к проемам в условиях серийного производства - операция непростая и канительная.

Конструирование шасси и двигателя нового автомобиля было поручено группе конструкторов НАТИ, которую возглавлял А.Н.Островцев, главный конструктор Московского автозавода имени КИМ, а проектированием кузова занялись специалисты Горьковского автозавода.

Дизайн кузова разрабатывал художник кузовной группы ГАЗа В.Я.Бродский, создавший обобщенный облик «по мотивам» автомобилей Ford Prefect и Buick Roadmaster Многие специалисты того времени утверждали, что в процессе работы художнику-конструктору удалось спроектировать более удачный кузов, чем у автомобиля-прототипа. Так, у машины исчезли становившиеся уже архаичными подножки, лобовое стекло из плоского превратилось в V-образное, а капот впервые в отечественном автостроении стал аллигаторным. Отметим, что у прототипа последний состоял из пары складывающихся створок - как на «Эмке» М-1.

И еще - впервые в отечественном автостроении передние сиденья стали раздельными, оснащенными механизмом их регулировки. Кстати, у автомобилей ГАЗа раздельные передние сиденья появились лишь на «Волгах» ГАЗ-21 в варианте такси.

Штампы и отладочная партия из 500 комплектов кузовных панелей были заказаны американской фирме BUDD. В дальнейшем их изготовление, равно как и литых заготовок планировалось осуществлять на Горьковском автозаводе. Поковки, рессоры и рамы должен был делать московский ЗиС. Производство множества комплектующих, необходимых для новой машины, предполагалось организовать на 42 предприятиях-смежниках. Ну а собирать малолитражку должен был Автозавод имени КИМ.

Серийное производства машины было намечено на начало 1941 года, при этом планировалось выпускать 2500 автомобилей в месяц, соответственно, в год - 30 тысяч! В дальнейшем предполагалось довести годовой выпуск до 50 тыс. машин.

28 апреля 1940 года было торжественно отмечено окончание строительства первой очереди завода, а на первомайской демонстрации в Москве по Красной площади в колонне автозаводцев прошли три новеньких опытных экземпляра автомобиля.

Сроки поджимали, на заводе вовсю шла подготовка к серийному выпуску КИМ-10 - именно так назвали малолитражку. К концу сентября сборочный конвейер был смонтирован и на 1 октября были назначены его технологические испытания. Для этого три опытных экземпляра КИМа были разобраны для того, чтобы можно было осуществить пробную сборку автомобилей на конвейере, определив при этом оптимальное время монтажа на различных сборочных постах и согласовать время сборки различных агрегатов.

Когда конвейер доставлял собранные заново машины к концу сборочной линии, произошел незапланированный казус. Присутствовавший при пробной сборке фотокорреспондент «Известий» сделал серию снимков главного конвейера, и на следующий день в газете на первой странице появилась фотография, сопровождаемая подписью: «Вчера с главного конвейера завода имени КИМ сошли первые малолитражки». Наутро газета попала на стол к «лучшему другу автостроителей» товарищу И.В.Сталину. Надо сказать, что в то время ни один самолет, ни один танк и ни одна машина не запускались в производство без личного его одобрения, а тут - «сошли первые малолитражки», и никто даже и не доложил…

Немедленно последовал звонок наркому среднего машиностроения И АЛихачеву с требованием доставить машины к 12 часам в Кремль. Поспешные попытки «поставить на ход» прошедшие через конвейер малолитражки к успеху не привели - привести их в рабочее состояние удалось только после полудня. И, как следствие, - в этот день «лучший друг автостроителей» отказался осматривать новые машины.

Несостоявшийся осмотр имел и более отдаленные последствия - директор завода А.В.Кузнецов получил 15 лет лагерей, а И.А.Лихачева разжаловали - с должности наркома перевели директором Автозавода имени Сталина. Позже смотрины на высшем уровне все же состоялись. Правда, не слишком удачные. Двухдверная машина не понравилась Сталину - последовало распоряжение доработать малолитражку, снабдив ее еще одной парой дверей. При этом вождь дал все же «добро» на выпуск 500 двухдверных машин из уже закупленных в США кузовных панелей. Ну а переделка двухдверного кузова в четырехдверный была поручена специалистам Горьковского автозавода Два опытных экземпляра четырехдверных малолитражек КИМ-10-52 на ГАЗе все же собрали - на одну из них можно полюбоваться в столичном Политехническом музее.

Мелкосерийное производство двухдверных КИМ-10-50 началось в конце 1940 года. К сожалению, до начала войны удалось собрать из американских кузовных панелей лишь 498 седанов и небольшое количество фаэтонов КИМ-10-51.

Как же в дальнейшем сложилась судьба репрессированных командиров автомобильного производства? В 1942 году при вручении ЗиСу ордена Ленина за выполнение ответственного оборонного заказа Сталин поинтересовался у Лихачева, что ему необходимо для ритмичной работы производства. В ответ директор ЗиСа попросил вернуть на завод A.B.Кузнецова, бывшего некогда начальником производства на ЗиСе. Зека Кузнецова моментально доставили в Москву и определили на ЗиС, где он и проработал всю свою жизнь. Ну а Лихачев смог вернуться в кресло наркома (точнее - министра автомобильной промышленности) лишь после смерти Сталина. По иронии судьбы, в 1956 году, уже после смерти И.А.Лихачева, ЗиС - Автозавод имени Сталина был переименован в ЗиЛ - Московский автомобильный завод имени Лихачева.

После окончания войны, когда решался вопрос о развертывании на Московском заводе малолитражных автомобилей (так стали называть бывший Автозавод имени КИМ) серийного производства компактных автомобилей, Сталину показали три прототипа - трофейные Opel Kadett и Opel Olimpia, а также довоенный отечественный четырехдверный (!) КИМ-10-52. Очевидцы утверждали, что «лучший друг автомобилистов» на КИМ даже не посмотрел, остановив свой выбор на Opel Kadett, будущем «Москвиче-400»…

Конструкция автомобиля КИМ-10-50

Малолитражный двухдверный четырехместный автомобиль КИМ-10-50 стал самым прогрессивным предвоенным отечественным автомобилем, конструкция которого вобрала в себя наиболее передовые технические и технологические решения мирового автопрома.

Так, новая машина имела цельнометаллический «полунесущий» кузов с легкой рамой, которая получала необходимую жесткость лишь после соединения ее с кузовом, что приближало конструкцию к современным несущим кузовам. Для удобного доступа к задним сиденьям двери были сделаны увеличенной ширины, а спинки передних кресел откидывались вперед. Сами же кресла оснащались механизмом регулировки их положения. Машина оборудовалась указателями поворотов семафорного типа.

КИМ-10-50 комплектовалась трехскоростной коробкой переключения передач с синхронизаторами на третьей и второй ступенях, система зажигания имела центробежный механизм изменения угла опережения, а двигатель чуть ли не впервые в СССР оснащался вкладышами в подшипниках на шейках коленвала - до этого шейки просто заливались легкоплавким баббитом. Поршни изготавливали из алюминиевого сплава, а свечи - впервые в отечественном автостроении - имели 14-мм резьбу.

К сожалению, нижнеклапанный мотор имел существенные недостатки - его клапанный механизм не имел устройств для регулировки зазоров, а в системе охлаждения не предусматривалось водяного насоса - она работала по изжившему себя на современных машинах термосифонному принципу. Запасное колесо у малолитражки размещалось не снаружи, а в специальной нише багажника.

У первых образцов КИМ-10 каплевидные фары закреплялись на крыльях, а на серийных машинах они были интегрированы в кузов.

Тормоза у КИМ-10 были механическими, барабанными. Педали, в отличие от современных машин, были не подвесными, а напольными. Подвеска переднего и заднего мостов была зависимой, на поперечных полуэллиптических рессорах.

Технические характеристики малолитражного автомобиля КИМ-10-50

Кузов………………………….……………2-дверный

Длина, мм………………………….……………3960

Ширина, мм…………………………………….1480

Высота, мм………………………..…………….1650

База………………………………………………….2385

Колея, мм…………………………..…………….1145

Число мест, чел…………………………………….4

Снаряженная масса, кг……………………….840

Максимальная скорость, км/ч……………….90

Число цилиндров двигателя………………….4

Диаметр цилиндров, мм…….………………63,5

Ход поршня……………………………………….92,5

Рабочий объем, см3…………………………. 1172

Мощность, л.с. …………………………………..30

Коробка передач……………….механическая, 3-ступенчатая

Подвеска…………..на поперечных рессорах

Тормоза…………………………….барабанные, механические

И. ЕВСТРАТОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Малолитражный автомобиль КИМ-10-50 выпуска 1940 года. Малолитражные автомобили всегда интересовали массового покупателя своей относительной дешевизной, компактностью и простотой конструкции. Привлекали они и автопроизводителей – низкой себестоимостью, технологичностью и повышенным спросом.

В России первым опытом создания малолитражки стал автомобиль НАМИ-1, спроектированный в Центральном Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте Константином Шараповым и выпускавшийся в небольших количествах на московском заводе «Спартак» с 1927 по 1930 год. Компактная четырехместная машина с хребтовой трубчатой рамой оснащалась 22-сильным двигателям и могла разгоняться до скорости 75 км/ч. Однако выпуск подобного транспортного средства, предназначенного в основном для индивидуальных покупателей, оказался явно не ко времени в период, когда вся государственная идеология была ориентирована, в первую очередь, на продукцию коллективного пользования. Да и возможности завода «Спартак» (до 1917 года это была автомобильноэкипажная фабрика Петра Ильина) позволяли производить автомобили лишь небольшими сериями (за три года заводом было выпущено лишь около 400 машин).

К идее создания малолитражного автомобиля для покупателя-индивидуала в Советском Союзе вернулись в относительно стабильное – с точки зрения экономики – предвоенное время. Производственной базой для изготовления такой машины был избран Московский автосборочный завод имени КИМ – Коммунистического интернационала молодежи (до 1938 года он занимался сборкой «полуторок» FORD-AA и ГАЗ-АА из машинокомплектов, поставлявшихся Горьковским автозаводом) – решение об этом в январе 1939 года было принято Глававтопромом Наркомата среднего машиностроения.

Чтобы не «изобретать велосипед», за основу отечественной малолитражки взяли отработанную и проверенную временем английскую легковую машину Ford Prefect образца 1936 года.

Прототипом первой советской массовой малолитражки стал английский автомобиль Ford Prefect

Автомобиль-прототип имел рамную конструкцию и неразрезные мосты на перевернутых поперечных рессорах. Двигатель Ford Prefect был рядным, 4-цилиндровым, нижнеклапанным, с рабочим объемом 1,172 л, мощность его составляла 26 л.с., а максимальная скорость автомобиля достигала 98 км/ч. Надо сказать, что Ford Prefect выпускался как в двухдверном, так и в четырехдверном варианте. Однако для советского автомобиля была выбрана только двухдверная модификация – дело в том, что двери представляют собой достаточно сложный элемент автомобиля, не говоря уже о том, что подгонка их к проемам в условиях серийного производства – операция непростая и канительная.

Конструирование шасси и двигателя нового автомобиля было поручено группе конструкторов НАТИ, которую возглавлял А.Н. Островцев, главный конструктор Московского автозавода имени КИМ, а проектированием кузова занялись специалисты Горьковского автозавода.

Дизайн кузова разрабатывал художник кузовной группы ГАЗа В.Я. Бродский, создавший обобщенный облик «по мотивам» автомобилей Ford Prefect и Buick Roadmaster. Многие специалисты того времени утверждали, что в процессе работы художнику-конструктору удалось спроектировать более удачный кузов, чем у автомобиля-прототипа. Так, у машины исчезли становившиеся уже архаичными подножки, лобовое стекло из плоского превратилось в V-образное, а капот впервые в отечественном автостроении стал аллигаторным. Отметим, что у прототипа последний состоял из пары складывающихся створок – как на «Эмке» М-1.

И еще – впервые в отечественном автостроении передние сиденья стали раздельными, оснащенными механизмом их регулировки. Кстати, у автомобилей ГАЗа раздельные передние сиденья появились лишь на «Волгах» ГАЗ-21 в варианте такси.

Штампы и отладочная партия из 500 комплектов кузовных панелей были заказаны американской фирме BUDD. В дальнейшем их изготовление, равно как и литых заготовок, планировалось осуществлять на Горьковском автозаводе. Поковки, рессоры и рамы должен был делать московский ЗиС. Производство множества комплектующих, необходимых для новой машины, предполагалось организовать на 42 предприятиях-смежниках. Ну а собирать малолитражку должен был Автозавод имени КИМ.


Геометрическая схема малолитражного автомобиля КИМ-10-50


Опытный экземпляр автомобиля КИМ-10 – внешне он отличался от серийного образца фарами, установленными на крыльях машины






Серийный КИМ-10-50

Серийное производство машины было намечено на начало 1941 года, при этом планировалось выпускать 2500 автомобилей в месяц, соответственно в год – 30 тысяч! В дальнейшем предполагалось довести годовой выпуск до 50 тыс. машин.

28 апреля 1940 года было торжественно отмечено окончание строительства первой очереди завода, а на первомайской демонстрации в Москве по Красной площади в колонне автозаводцев прошли три новеньких опытных экземпляра автомобиля.

Сроки поджимали, на заводе вовсю шла подготовка к серийному выпуску КИМ-10 – именно так назвали малолитражку. К концу сентября сборочный конвейер был смонтирован, и на 1 октября были назначены его технологические испытания. Для этого три опытных экземпляра КИМа были разобраны для того, чтобы можно было осуществить пробную сборку автомобилей на конвейере, определив при этом оптимальное время монтажа на различных сборочных постах и согласовать время сборки различных агрегатов.

Когда конвейер доставлял собранные заново машины к концу сборочной линии, произошел незапланированный казус. Присутствовавший при пробной сборке фотокорреспондент «Известий» сделал серию снимков главного конвейера, и на следующий день в газете на первой странице появилась фотография, сопровождаемая подписью:

«Вчера с главного конвейера завода имени КИМ сошли первые малолитражки».

Наутро газета попала на стол к «лучшему другу автостроителей» товарищу И.В. Сталину. Надо сказать, что в то время ни один самолет, ни один танк и ни одна машина не запускались в производство без личного его одобрения, а тут – «сошли первые малолитражки», и никто даже и не доложил…

Немедленно последовал звонок наркому среднего машиностроения И.А. Лихачеву с требованием доставить машины к 12 часам в Кремль. Поспешные попытки «поставить на ход» прошедшие через конвейер малолитражки к успеху не привели – привести их в рабочее состояние удалось только после полудня. И, как следствие, – в этот день «лучший друг автостроителей» отказался осматривать новые машины.

Несостоявшийся осмотр имел и более отдаленные последствия – директор завода А.В. Кузнецов получил 15 лет лагерей, а И.А. Лихачева разжаловали – с должности наркома перевели директором Автозавода имени Сталина. Позже смотрины на высшем уровне все же состоялись. Правда, не слишком удачные. Двухдверная машина не понравилась Сталину – последовало распоряжение доработать малолитражку, снабдив ее еще одной парой дверей. При этом вождь дал все же «добро» на выпуск 500 двухдверных машин из уже закупленных в США кузовных панелей. Ну а переделка двухдверного кузова в четырехдверный была поручена специалистам Горьковского автозавода Два опытных экземпляра четырехдверных малолитражек КИМ-10-52 на ГАЗе все же собрали – на одну из них можно полюбоваться в столичном Политехническом музее.

Мелкосерийное производство двухдверных КИМ-10-50 началось в конце 1940 года. К сожалению, до начала войны удалось собрать из американских кузовных панелей лишь 498 седанов и небольшое количество фаэтонов КИМ-10-51.


Единственный из дошедших до нашего времени снимков фаэтона КИМ-10-51 был сделан в осажденной Москве в конце 1941 года

Как же в дальнейшем сложилась судьба репрессированных командиров автомобильного производства? В 1942 году при вручении ЗиСу ордена Ленина за выполнение ответственного оборонного заказа Сталин поинтересовался у Лихачева, что ему необходимо для ритмичной работы производства. В ответ директор ЗиСа попросил вернуть на завод A.B. Кузнецова, бывшего некогда начальником производства на ЗиСе. Зека Кузнецова моментально доставили в Москву и определили на ЗиС, где он и проработал всю свою жизнь. Ну а Лихачев смог вернуться в кресло наркома (точнее – министра автомобильной промышленности) лишь после смерти Сталина. По иронии судьбы, в 1956 году, уже после смерти И.А. Лихачева, ЗиС – Автозавод имени Сталина был переименован в ЗиЛ – Московский автомобильный завод имени Лихачева.

После окончания войны, когда решался вопрос о развертывании на Московском заводе малолитражных автомобилей (так стали называть бывший Автозавод имени КИМ) серийного производства компактных автомобилей, Сталину показали три прототипа – трофейные Opel Kadett и Opel Olimpia, а также довоенный отечественный четырехдверный (!) КИМ-10-52. Очевидцы утверждали, что «лучший друг автомобилистов» на КИМ даже не посмотрел, остановив свой выбор на Opel Kadett, будущем «Москвиче-400»…


Опытный образец четырехдверного автомобили КИМ-10-52, разработанный в конструкторском бюро Горьковского автозавода

Конструкция автомобиля КИМ-10-50

Малолитражный двухдверный четырехместный автомобиль КИМ-10-50 стал самым прогрессивным предвоенным отечественным автомобилем, конструкция которого вобрала в себя наиболее передовые технические и технологические решения мирового автопрома.

Так, новая машина имела цельнометаллический «полунесущий» кузов с легкой рамой, которая получала необходимую жесткость лишь после соединения ее с кузовом, что приближало конструкцию к современным несущим кузовам. Для удобного доступа к задним сиденьям двери были сделаны увеличенной ширины, а спинки передних кресел откидывались вперед. Сами же кресла оснащались механизмом регулировки их положения. Машина оборудовалась указателями поворотов семафорного типа.


Приборная панель КИМ-10


Моторный отсек автомобиля

КИМ-10-50 комплектовалась трехскоростной коробкой переключения передач с синхронизаторами на третьей и второй ступенях, система зажигания имела центробежный механизм изменения угла опережения, а двигатель чуть ли не впервые в СССР оснащался вкладышами в подшипниках на шейках коленвала – до этого шейки просто заливались легкоплавким баббитом. Поршни изготавливали из алюминиевого сплава, а свечи – впервые в отечественном автостроении – имели 14-мм резьбу.



Передняя подвеска КИМ-10


Задняя подвеска КИМ-10

Рулевой механизм автомобиля и з адний мост


Ходовая часть автомобиля КИМ-10

К сожалению, нижнеклапанный мотор имел существенные недостатки – его клапанный механизм не имел устройств для регулировки зазоров, а в системе охлаждения не предусматривалось водяного насоса – она работала по изжившему себя на современных машинах термосифонному принципу. Запасное колесо у малолитражки размещалось не снаружи, а в специальной нише багажника.

У первых образцов КИМ-10 каплевидные фары закреплялись на крыльях, а на серийных машинах они были интегрированы в кузов.

Тормоза у КИМ-10 были механическими, барабанными. Педали, в отличие от современных машин, были не подвесными, а напольными. Подвеска переднего и заднего мостов была зависимой, на поперечных полуэллиптических рессорах.

Технические характеристики малолитражного автомобиля КИМ-10-50

Кузов

2-дверный

Число мест

4 человека

Силовая установка:

Число цилиндров двигателя

Диаметр цилиндров

Ход поршня

Рабочий объем

Мощность

Размеры:

Снаряженная масса

Максимальная скорость

Коробка передач

механическая, трехступенчатая

Подвеска

на поперечных рессорах

барабанные, механические

источники:

  • И. ЕВСТРАТОВ «НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ» «Моделист-конструктор» 03/2007

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Учебное пособие

Издание третье, исправленное и дополненное

Учебно-методическим объединением университетов

Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений педагогического, биологического, медико-биологического и других профилей

СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

НОВОСИБИРСК 2002

Рецензенты:

Директор Института органической химии УрО РАН; академик РАН О. Н. Чупахин Кафедра органической химии Новосибирского государственного университета Заведующий кафедрой органической химии Томского политехнического университета, заслуженный химик РФ, доктор химических наук, профессор В. Д. Филимонов

Заведующий кафедрой химии Красноярского государственного педагогического университета, доктор химических наук, профессор Л. М. Горностаев; кандидат химических наук, доцент В. Т. Сакилиди Заведующий кафедрой химии Сибирского государственного университета путей сообщения, доктор химических наук, профессор С. А. Кутолин

К40 Органическая химия: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 971 с.

ISBN 5-94087-036-8

Рассматриваются современные теоретические представления, синтетические аспекты органической химии, экологические проблемы производства и применения органических продуктов.

Большое внимание уделено методологии изучения органической химии. Пособие снабжено многочисленными методическими рекомендациями, примерами, задачами и упражнениями.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей, а также учащихся химико-биологических классов средних учебных заведений.

© Ким А. М., 1996 ©КямА. М., 2002

УДК 547 (075.8) ББК 24.2

ISBN 5-940#Г4)36-8

Предисловие к третьему изданию 13

Предисловие ко второму изданию 14

Предисловие к первому изданию 17

Введение 20

Предмет органической химии 21

Краткий исторический обзор органической химии 22

Первые теоретические воззрения 22

Теория химического строения А. М. Бутлерова 25

I. АТОМЫ, МОЛЕКУЛЫ, ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ 28

1.1. Введение 28

1.2. Электронная теория строения атомов 28

1.3. Корпускулярные свойства света и волновые свойства

1.4. Квантовая или волновая механика 34

1.5. Многоэлектронные атомы 41

1.6. Природа химической связи 46

1.7. Типы химической связи 48

1.8. Межмолекулярные взаимодействия 61

1.9. Химические связи элементов второго периода 69

1.9.1. Углерод 69

1.9.2. Другие элементы второго периода 74

1.10. Физические свойства ковалентной связи 75

1.10.1. Длина связи 75

1.10.2. Валентные утлы 76

1.10.3. Энергии разрыва связей 79

1.10.4. Дипольные моменты 79

Задачи и упражнения 82

II. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ 86

2.1. Межмолекулярные электронные взаимодействия 86

2.2. Внутримолекулярные электронные взаимодействия...... 87

2.2.1. Индуктивный эффект 87

2.2.2. Сопряженные системы, особенности строения 91

2.2.3. Мезомерный эффект 99

2.2.4. Гиперконъюгация 102

2.2.5. Пространственные эффекты 103

Задачи и упражнения 105

III. ИЗОМЕРИЯ 108

3.1. Структурная изомерия 109

3.2. Пространственная изомерия ПО

3.2.1. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия 110

3.2.2. Оптическая изомерия 111

3.2.2.1. Термины, используемые при рассмотрении оптической изомерии 113

3.2.2.2. Структуры, способные существовать в виде энантиомеров 116

3.2.2.3. Способы изображения трехмерных объектов.... 120

3.2.2.4. Относительная и абсолютная конфигурация.... 121

3.2.2.5. Соединения с несколькими хиральными центрами. . 125

3.2.3. Конформационная изомерия 130

Задачи и упражнения 133

IV. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ 137

V. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ 143

5.1. Термодинамика химических реакций 143

5.2. Кинетика химических реакций 148

5.2.1. Порядок простых реакций 148

5.2.2. Энергия активации: ... 151

5.2.3. Влияние температуры на скорость реакции 152

5.2.4. Влияние растворителя на скорость реакции 154

5.2.5. Катализ в органической химии 156

5.3. Типы элементарных процессов 166

5.4. Классификация химических реакций 168

5.4.1. Классификация по числу реагирующих частиц 169

5.4.2. Классификация по результатам реакции 169

5.4.3. Классификация по природе реагирующих частиц.... 171

5.5. Реагирующие органические частицы 172

5.5.1. Свободные радикалы 172

5.5.2. Электрофилы 173

5.5.3. Нуклеофилы 174

5.5.4. Карбены 175

5.5.5. Катион-радикалы 175

5.5.6. Анион-радикалы 176

5.5.7. Илиды 177

Задачи и упражнения 178

VI. КИСЛОТНО-ОСНОВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 180

6.1. Теория электролитической диссоциации 180

6.2. Протолитическая теория Бренстеда-Лоури.181

25 апреля 1940 — На московском автозаводе им. КИМа собран первый опытный советский малолитражный автомобиль «КИМ-10».

Этот автомобиль должен был стать советским Фольксвагеном. В планах советских вождей к концу третьей пятилетки (1938-1942 годы) этот автомобиль должны были иметь 10 процентов семей, а к концу четвертой, предполагавшейся на 1943-47 года, на его улучшенной версии должны были ездить уже 80 процентов советских семей. Однако война прервала эти планы. Тем не менее, незадолго до войны, в мае 1941 года, автомобиль поступил в свободную продажу, и вся пробная партия в 500 экземпляров была полностью распродана. Сегодня из этой партии в живых остались лишь четыре экземпляра.


К концу 1930-х годов в СССР было объявлено о том, что социализм наконец-то построен. Жить стало лучше, жить стало веселее. Жить действительно стало веселее - каждую ночь исчезал то один, то другой сосед, и каждое утро человек радовался, что в эту ночь исчез очередной сосед, а не он сам. Но жить стало еще и лучше. А вот насколько лучше, можно даже и подсчитать. Если в 1929 году - в год начала коллективизации и индустриализации - средняя зарплата составляла 75 рублей, то в 1940 году она уже составляла 339 руб. Правда, при этом умалчивалось, что рубль если в 1929 году стоил 0,51456 доллара, то в 1940 за него давали уже 0,1887 бакса, который, к тому же в 1934 году был еще и девальвирован в 1,7 раза. Таким образом, рубль 1940 года был дешевле рубля 1929 в 4,65 раза, и если мы разделим эти 339 рублей на 4,65 раз, то получим цифру в 72 рубля 90 копеек - именно столько в 1940 году составляла средняя советская зарплата в рублях 1929 года.

Тем не менее, внутренние цены на продовольствие были довольно низки, а потратить деньги в Стране Советов на что-то, кроме еды или одежды, не представлялось возможным. Поэтому в карманах населения скапливались остатки прежней получки, которые за месяцы и годы превращались в приличные суммы. Ни нести эти деньги в сберкассу, ни покупать на них дополнительные облигации (в дополнение к добровольно-принудительным) советский народ никак не желал. Вытянуть из него эти деньги на нужды родины и предстояло госплану.

Именно для этого в начале 1940 года кто-то из госплановских умников и предложил запустить в производство массовый советский автомобиль. Идея была заимствована из практики германского национал-социализма. Там, в Германии, успешно осуществлялась идея снабдить каждую семью простеньким народным автомобильчиком, стоимость которого не превышала тысячу марок.

Те 990 марок, которые стоил Фольксваген, равнялись тогда 2100 советских рублям, в то время как «эмка» стоила в СССР девять тысяч. Поэтому неудивительно, что сначала в Советском Союзе хотели просто скопировать немецкий автомобиль или приобрести на него лицензию. Однако «пылесос» с двигателем-воздушником, да к тому же расположенным сзади Сталину не понравился, и тогда ему представили два английских автомобиля. Первый из них - Austin 7 - был довольно дешев в производстве. Однако его конструкция и дизайн были к тому времени уже довольно отсталыми. Другой же - Ford Perfect, производившийся британским филиалом фордовской корпорации, был по тем временам последним словом в развитии автомобильной техники, и хотя он не вписывался в двухтысячерублевый ценовой предел, выбор Сталин остановил именно на нем. Единственное, что он пожелал переделать, так это снабдить кузов, который на Префекте был двухдверным, дверями для задних пассажиров.

Наладить производство было поручено заводу КИМ, расположенному в тогда еще подмосковных Текстильщиках. Назван этот завод был в честь Коммунистического Интернационала Молодежи - молодежной секции тогдашнего Коминтерна. Свою деятельность завод начал в ноябре 1930 года, приступив к сборке легковых и грузовых автомобилей Ford. С 1933 года, на полную мощность заработал Горьковский автозавод, завод КИМ становится филиалом ГАЗа и переходит на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА из горьковских машинокомплектов. Именно на этот завод и пал выбор Госплана.

Горьковский дизайнер Бродский переработал дизайн Префекта, и в США фирме BUDD были заказаны кузовные штампы для этого автомобиля.

Пробная партия из 500 автомобилей, названных КИМ-10-50 была выпущена к 25 апреля 1941 года. Штампы для четырехдверных кузовов пока еще запаздывали, и в первомайском параде участвовали автомобили в двухдверном варианте.

Длина автомобиля при 2385-миллиметровой колесной базе составляла 3960 миллиметров; ширина - 1480 мм; а высота -1 метр 65 сантиметров. Колея передних и задних колес была одинакова и равнялась 1145 миллиметрам. Таким образом, советский вариант автомобиля был на 16 сантиметров длиннее британского оригинала, на 3,6 сантиметра шире на и на четыре сантиметра выше. Длина же колесной базы была больше чем у прототипа на 185 миллиметров. До 210 миллиметров был увеличен и дорожный просвет, составлявший на британской модели лишь 139,7 миллиметра.

На автомобиль был установлен нижнеклапанный четырехцилиндровый двигатель. При 63,5-миллиметровом диаметре цилиндра и 92,456-миллиметровом ходе поршня рабочий его объем был равен 1171 кубическим сантиметрам. Его степень сжатия в оригинале составляла 6,16:1, и при 4000 оборотах в минуту мотор выдавал 32 лошадиных силы. Однако в Советском Союзе такую степень сжатия выдерживал лишь авиационный бензин Б-70, и степень сжатия в моторе понизили до 5,75 единиц. Мощность тут же упала до 30 лошадиных сил. Но по тем временам это считалось вполне достаточным - послевоенный «Москвич» имел на восемь сил меньше. Тем не менее, максимальная скорость, составлявшая у британской модели 95 километров в час, упала лишь до 90 км/ч, чего было тогда вполне достаточно - по большинству советских дорог автомобили тогда ездили на 40-километровой скорости, а после 50-километрового рубежа машины начинало трясти так, что рулить было уже невозможно.

Кроме того, мотор с меньшей степенью сжатия было легче завести ручкой, ведь емкости 6-вольтового аккумулятора хватало лишь на три-четыре запуска двигателя.

На КИМ-10 впервые в отечественном автомобилестроении нашел применение капот аллигаторного типа вместо распространенных тогда капотов с подъемными боковинами.

Салон малолитражки был оснащен часами и механизмом, регулирующим установку передних сидений - и то, и другое встречалось только на автомобилях высшего класса. Кузов КИМ-10 имел немало новшеств. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом, - конструкция, позднее принятая на послевоенных автомобилях. Среди других новинок надо назвать тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя, центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разряжения во впускной трубе двигателя.

Существовала также модификация автомобиля с кровом типа «фаэтон». Называлась она Была выпущена в 1941 году промышленной партией. Ее кузов имел матерчатые складывающийся тент и боковины с целлулоидными окнами. Автомобиль предназначался главным образом для эксплуатации в южных районах Страны Советов. Однако с началом войны все выпущенные фаэтоны передали в Красную Армию, и потому ни одного экземпляра не сохранилось.

Как и базовая модель, КИМ-10-51 имел две двери. Для доступа к задним сиденьям спинки передних откидывались вперед. Кстати говоря, вперед открывались и сами двери, что по тем временам было не совсем обычно и даже несколько экзотично, как если бы сейчас запустили в массовое производство автомобиль с дверями, поворачивающимися параллельно кузову на одном навесе.

До конца 1941 года предполагалось выпустить 50 тысяч экземпляров. Однако через два месяца после развертывания серийного производства началась война, и производство было свернуто. Автомобилизация советского общества затянулась на многие десятилетия.


Когда с автомобилем КИМ-10-50 ознакомили И.В.Сталина, то, как рассказывали свидетели, Иосиф Виссарионович остался недоволен ее двухдверной конструкцией. Именно после этих событий на базовом КИМ-10-50, что называется, поставили крест, а на ГАЗе срочно перепроектировали кузов в четырехдверный, получивший обозначение КИМ-10-52. Началу серийного выпуска КИМ-10-52 помешала война. Всего было сделано 2 экземпляра. В настоящее время сохранившийся до наших дней экземпляр КИМ-10-52 экспонируется в Политехническом музее г.Москва.

Листайте странички и смотрите наш тизер!