Самобытная густонаселенная Индия обладает собственным автопромом, весьма своеобразным. Ознакомимся с основными игроками грузового сектора.

Главных марок в стране три. Вместе они занимают 90% рынка, выпуская в год около миллиона грузовиков.

01 . Типичный индийский грузовик – одиночный, с узкой самодельной раскрашенной кабиной. На ней обязательные надписи – “Goods carrier ” (перевозчик грузов) и “All India permit ” (всеиндийское разрешение). Причем никакого разрешения не нужно.


Фото Лена Райта

02 . Счастливый владелец гонит новый грузовик к месту обретения кабины и кузова в родной деревне. Уникальное, чисто индийское явление – машина продается именно в таком виде, даже без кабины, остальное добавляет сам владелец.

03 . Особо продвинутые строят кузова из контейнерного листа. Местная марка Ashok Leyland существует с 1948 года, начинала с партнерства с английским концерном, затем был IVECO, сейчас Hino. Массовая модель – Comet (4x2) и Super Comet (6x2). Рессорные шасси, барабанные тормоза, 6-литровый маломощный дизель – машины третьего мира.

04 . Более передовая модель 90-х, Ashok Leyland Ecomet с собственной фабричной кабиной. В ней нетрудно узнать старичка Ford Cargo . Права на него перешли к IVECO, после снятия его с производства итальянцы передали его в Индию.

05 . Очередная реинкарнация – новейшее поколение на тех же агрегатах зовется Ashok Leyland Newgen (от New Generation). Настоящий прорыв: 49-тонный тягач предлагается с двигателем мощностью аж 210 л.с.

06 . Фирма производит грузовики всех классов. В среднетоннажниках Boss тоже узнаются знакомые черты. Все верно – это чешские Avia . В свое время марка была выкуплена корейцами из Daewoo, а после банкротства последней перешла индийцам.

07 . Мерседесы лицензионно (под маркой Tata) собирали в Индии с 1954 года. А с 2011 концерн начал собирать собственные модели под специально созданной маркой Bharat-Benz (Индийский Бенц). В основе – упрощенные модели Axor с элементами предыдущих серий. Уже собрано около 30000 машин 17 моделей, от 9- до 49-тонных.

08 . Кстати, машины первого поколения еще встречаются на дорогах. Техническое состояние оставляет желать лучшего – резина лысая, вместо «ручника» - булыжник, вместо двери – веревка.

09 . Mercedes в Индии зачем-то устроил внутреннюю конкуренцию. Такие же машины собираются здесь и под маркой Fuso (только двигатели у них, конечно, японские).

10 . Крупнейший игрок местного рынка – концерн Тата . Производит массу всего, от чая до тепловозов. Грузовая программа обширнейшая, основана на лицензионных моделях Mercedes, иногда сорокалетней давности. Это – «облагороженный» капотник L типичного для Индии класса одиночек. Мощность – аж 130 «лошадей». Про 16 тонн полной массы никто даже не догадывается.

11 . Его собрат «передового» бескапотного дизайна LPT – основная рабочая машина Индии. С перегрузом здесь вообще все в порядке, как и положено в стране третьего мира. Для прокорма 1,2-миллиардного населения нужно перевозить много-много всего.

12 . У нас продукт Тата тоже известен – среднетоннажники 613 собирали на заводе «Амур », и дорабатывали на «Чайке-сервис».

13 . С покупкой корейской Daewoo у Таты появились передовые тяжелые модели – бейдж-инжиниринговые тяжелые машины Novus .

14 . Впрочем, индусы и сами разработали новейшее тяжелое семейство Prima , вполне современных очертаний. Увы, внутри страны продажи микроскопичны, в основном машина идет на экспорт.

15 . Неизвестный за пределами Индии Eicher много лет выпускал сверхпопулярные здесь мотороллеры, затем делал легкие грузовики по лицензии Mitsubishi.

16 . Недавно объявил о запуске тяжелой серии Pro – сборной азиатской солянки из лицензионных покупных узлов. Но сохраняя традиции – мощность двигателя 40-тонного самосвала – 220 л.с.

17 . Другой известный местный производитель, Mahindra (знаменит джипами - копиями Willys) создал СП с американцами из International . В результате родились типично местные машины – с азиатской бескапотной кабиной, упрощенной конструкцией и «младшими» дизелями серии MaxxPro.


Фото Ричарда Стайнера

Есть в Индии и другие производители грузовиков, но особой погоды на рынке они не делают, и новациями тоже не блещут.

Индия у большинства людей ассоциируется с песнями, танцами, чудесной природой. Путешественники с восторгом рассказывают, как они пили восхитительный местный чай, пробовали специфическую кухню, посещали храмы и удивлялись жизни простых индийцев в этой стране контрастов. Но самая интересная и красочная часть их рассказа - грузовики. Почему? Сейчас поймете

Надо сказать, что в Индии движение на дорогах происходит почти круглосуточно. Дороги бывают разные по качеству, но почти у всех есть одна характерная особенность - они узкие. Поэтому бывает сложно представить, как на такой узкой ленте могут разминуться два внушительных размеров "великана" на колесах.

Источник фото: t66x.livejournal.com На узкой дороге грузовиками придется сложно!

С каждым годом индийские заводы увеличивают выпуск грузовиков. Кабины в современных машинах имеют оригинальный дизайн, но, что касается инноваций, то в этой области пока местным автопроизводителям похвастаться особо нечем. Техника выполняется в типичном для стран Азии стиле, который соединил в себе национальные, европейские и американские черты. Тем не менее, сами машины выглядят вполне современно.

Что выберет индийский дальнобойщик?

Один из самых крупных индийских заводов Mahindra Navistar Automotives (MNAL) для своих машин использует моторы американского производителя MaxxForce. Эти 6-цилиндровые рядные дизельные двигатели объемом 7,2 л и стандарта Евро-3 имеют невысокую мощность 210-260 л.с. Для некоторых стран этого было бы мало, но для Индии вышеуказанных показателей вполне достаточно.


Источник фото: http://roadtoday.com Кабина современного индийского грузовика отличается оригинальным дизайном

Обычно местные грузовики оборудованы механической КПП. Это связано с условиями, в которых они эксплуатируются, а также с финансовыми возможностями покупателей. Ручная коробка действительно снижает стоимость авто, а в сочетании с не очень мощным двигателем получается оптимальное решение для работы с учетом специфики рельефа и климата этой страны.


Производитель планировал экспортные поставки в Бразилию, ЮАР и РФ...

Грузовик Tata Prima World стал первой машиной, которую можно назвать полной новинкой. Это собственная разработка индусов, хотя дизайн разрабатывала компания Bertone (Италия). Линейка Prima World удивляет разнообразием: там представлено порядка десяти вариантов исполнения базовой модели. Все они были созданы в сотрудничестве с дочерними компаниями в Южной Корее и Великобритании.


Источник фото: http://www.engine-market.ua ...но из-за кризиса машины пришлось продавать в пяти индийских штатах

Машины укомплектованы моторами Cummins мощностью 150-460 л.с. и поддерживают экостандарты Евро-3 и Евро-4. По желанию заказчика к "ручной" КПП можно добавить автоматическую коробку. В кабине предусмотрены необходимые условия для комфортной работы водителя: сиденья оснащены подлокотниками и ремнями безопасности, есть кондиционер. Для индийских шоферов, не привыкших к подобным условиям, это в новинку.


Многие индийские дальнобойщики работают без ремней безопасности и кондиционера

Надо отметить, что производитель вышеуказанных авто планировал организовать экспортные поставки своей продукции в Бразилию, ЮАР и РФ. Тем не менее, из-за кризиса пришлось реализовывать грузовики в пределах страны, в частности, в пяти индийских штатах.


Источник фото: www.ratt.ru Вот к таким грузовикам дальнобойщики более привычны

Но проблема в том, что технику производства Mahindra MN и Tata Prima World, которые внешне и внутри полностью отвечают современным требованиям, может себе позволить далеко не каждый индийский предприниматель. Поэтому в большинстве случаев грузовик для обычного индийца - это рама, мотор, мосты и колеса. И зачастую даже без кабины. Во-первых, такой грузовик обойдется владельцу значительно дешевле. Во-вторых, индийцы любят сами совершенствовать внешний вид своих машин. Бывает и так, что стальные двери кабины легко заменяются на красивые деревянные.


Источник фото: www.ratt.ru Индийские водители предпочитают самостоятельно совершенствовать свои авто...

Расписать грузовик - прибыльный бизнес

Грузовики в Индии по праву считаются предметом народного творчества и главным украшение местных дорог. Их так назвали неслучайно. Все грузовики, которые колесят по индийским автотрассам, яркие и расписные, и двух одинаковых среди них не найдешь! По оригинальности и красоте грузовых машин Индия занимает второе место в мире (на первом - Пакистан).


Источник фото: http://pulson.ru Роспись грузовиков - прибыльное дело

В Индии есть специальные мастерские, где талантливые умельцы дополняют машину необходимым для водителя оснащением (кабиной, сиденьями), а после этого грузовик попадает в руки автохудожников. Оформление машины зависит от вкусов и пожеланий владельцев, а также от их финансовых возможностей. Роспись грузовиков в Индии считается весьма прибыльным бизнесом. Поэтому хорошие художники никогда не сидят без дела - к ним всегда выстраивается очередь из клиентов.


Этот грузовик может ездить по всей Индии

Сами же разрисованные машины выдают важную информацию о владельце. К примеру, авто расскажет, частный это перевозчик, или государственный, имеется ли у него разрешение (пермит) на проезд через определенные районы страны. Как правило, на каждом грузовике есть надпись "Good Carrier" над кабиной и "Horn, Ok, Please" сзади. "Horn" означает "сигналь, если будешь обгонять с этой стороны", "Ok" - "можешь ехать сзади", "Please" - "обгоняй на здоровье". Обычно на брызговиках есть надпись "Stop", которая предупреждает: обгонять с этой стороны не рекомендуется.


Источник фото: www.ratt.ru "Обгоняй на здоровье, только не забудь посигналить"

А еще грузовик может рассказать о том, какую веру исповедует его владелец. Как правило, вероисповедание водителя обозначено на машине в аллегорической форме. Например, в индийском регионе Мегалая значительная часть грузовых машин имеет христианскую символику.


Источник фото: www.ratt.ru Грузовики в индийском регионе Мегалая имеют христианскую символику

Многие индийские водители создают перед лобовым стеклом мини-алтарь и украшают его статуэтками почитаемых богов, благовониями, четками. Иногда эта атрибутика заслоняет водителю обзор. Правда, в Индии не допускают мысли, что это может отвлекать внимание шофера от дороги. Наоборот, мало какой грузовик не имеет такого мини-алтаря. Кстати, алтарь украшают новогодней мишурой и гирляндами. И судя по всему, местные водители считают, что много украшений для машины не бывает. Поэтому на индийских дорогах вполне естественно встретить ночью светящийся и мигающий разноцветными огнями грузовик.


Источник фото: Margaritka.tourister.ru Вот такой сверкающий огнями грузовик можно встретить на ночной дороге

Защита от злых духов и… европейцев

Кроме новогодних гирлянд водители развешивают по бокам кабины обереги черного цвета, изготовленные из тряпочек, которые предназначены отвлекать злых духов. Развеваясь на скорости, они могут шокировать и даже напугать не только злого духа, но и неподготовленного европейца. Причем обереги используют вообще все индийские водители любого ТС, размещая их в самых неожиданных местах машины - где кому удобнее.


Источник фото: http://pulson.ru Такие обереги отпугивают злых духов

Обязательным для всех индийских шоферов является нанесение на лобовое стекло изображения божества, которому поклоняется он сам и его семья. У многих на лобовом стекле написаны мантры или сакральные слоги на санскрите.


Источник фото: www.ratt.ru У многих на лобовом стекле написаны мантры или сакральные слоги на санскрите.

Надо отметить, что у индийских грузовиков, при всем многообразии их оформления, есть свои каноны красоты. Так, на индийских дорогах никогда не встретишь полностью синий или зеленый грузовик. Зато почти каждый из них может похвастать оранжевыми или рыжими бортами.


Источник фото: Margaritka.tourister.ru У индийских грузовиков есть свои каноны красоты

Дорогу грузовику!

Экологическая обстановка на дорогах является весьма и весьма проблематичной. Большинство грузовых машин при движении выпускают в воздух такие объемы вредных газов, что выглядит это шокирующе. Тем более, что новогодние огоньки и гирлянды, а также сложная роспись авто никак не сочетаются с клубами черного дыма, вылетающими из выхлопной трубы.


Источник фото: Margaritka.tourister.ru Двигатели этих грузовиков явно не соответствуют экостандарту Евро-4...

Что касается ПДД, то по рассказам туристов, о них в Индии вряд ли слышали. Так что на дорогах действует правило: кто больше по размерам - тот и прав.


Источник фото: Margaritka.tourister.ru Кто больше - тот и прав!

Одни из самых творческих и веселых людей в Индии – это дальнобои. Индия уверенно занимает второе место в мире, после Пакистана, по красоте и разнообразию убранства грузовиков. Тата, индийский автомобильный гигант, выпускает их в самой базовой комплектации – рама, двигатель и ходовая часть, оставляя огромный простор для творчества. Специальные мастерские наращивают «мясо» на этот железный скелет, а после грузовик попадает в руки умелых автохудожников.

Расписные грузовики очень оживляют депрессивные угольные ландшафты

В таком жалком виде начинают грузовики Тата свой триумфальный пробег по дорогам Индии. Вглядитесь, даже кресло водителя — пока без обшивки, а сменщик его и вовсе сидит на аккумуляторе!

А через несколько недель работы мастеров превращаются в таких красавцев.

Роспись грузовиков – отдельный прибыльный бизнес, и хорошие художники, знающие все тонкости грузовой символики, всегда нарасхват.

Грузовики можно читать, как открытую книгу: частный это перевозчик или общественный, какие пермиты у него есть (в Индии транспорт обязан иметь пермиты на перемещение в определенных штатах, самые крутые имеют All India Permit – разрешение на проезд по всей стране), кто его расписал.

Но гораздо чаще в штатах Семи Сестер встречается перечисление нескольких разрешенных штатов. Обычно в них не входят штаты с «особым режимом» — Нагаленд, Манипур и Аруначал Прадеш. Там работают свои перевозчики по особым разрешениям.

Ещё один важный элемент: на грузовике почти обязательно обозначено в аллегорической форме вероисповедание его владельца. В Мегалае подавляющее большинство грузовиков имеют христианскую символику.

Иногда она бывает неожиданно канонической

А вот грузовик индуиста с обязательным слогом «Ом» и свастиками на лбу. На его иконостасе – Кришна, «лицом подобный грозовой туче» с флейтой и супругой

Это машина сикха. Гуру Нанак, основатель сикхизма, в обязательной для сикха чалме (мужчины-сикхи никогда не стригут волос и прячут их под чалмой), с четками. В верхнем правом углу – священный символ кханда.

Иногда символы бывают более изощренными. А зачастую – и вовсе непонятными для профанов, далеких от дальнобойного мира.

Вот священная птица Гаруда держит в своих когтях весь шар земной: Гаруда – это транспортное средство бога Вишну, а значит – главный среди перевозчиков. Мир опоясывает лента с надписью: «Сие нарисовал Баруах Бертола, Ассам. Телефон:…»

Если у вас есть догадки, что это могло бы значить – поделитесь с нами?

У индийских грузовиков, при всем их многообразии, есть свои каноны красоты. Например, цвет: грузовики почти никогда не бывают полностью синими, зелеными или, не дай бог, серыми. Чаще всего встречаются веселые рыжие борта:

Традиционный способ погрузки угля – в тазах на голове.

Грузовики Тата гоняют по дорогам Индии в хвост и в гриву. Они не очень дорогие, потому и надежность их может несколько «хромать».

Иногда у них подкашиваются ноги колеса, и они утыкаются мордой в асфальт. Даже священный Гаруда тут не помог.

Первым делом разгружают и увозят дальше по назначению уголь. После уже думают, что делать с загнанным бедолагой.

Иногда случается и печальное:

Этой машинке повезло – кювет здесь не очень глубокий.

Передвигаться на велосипедах среди колонн грузовиков – удовольствие небольшое. Зато многочисленные окружающие водители и механики всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту.

Вы думаете, все современные велосипеды используют эксцентрики? Только не индийские. Как только часть команды с ключом на 15 оторвалась от нас – я проколола заднюю шину. И сразу же образовалась техническая группа поддержки, с ключами и умелыми руками.

С продукцией индийского автопрома российский потребитель почти не знаком. А в редких случаях, когда в российском автолюбительском сообществе речь заходит о машинах, сошедших с конвейеров Индии, данная новость чаще всего воспринимается с ощутимой долей скептицизма и иронии. Но на самом деле не всё так плохо. Однако обо всём - по порядку.

Особенности индийского авторынка

Так уж повелось, что модели, произведенные в данной стране, априори воспринимаются в том же русле, что и бесконечное множество безликих китайских марок, спроектированных и собранных на скорую руку. Но на сегодняшний день Индия является сосредоточением огромнейших индустриальных мощностей. Её промышленность демонстрирует одни из высочайших темпов роста в мире, как и у Китая.

Однако в отличие от автопрома Поднебесной, столь высокая динамика роста промышленного сектора не привела к появлению на индийском автомобильном рынке множества однотипных брендов.

Хотя в большинстве своём машины выдержаны в общем духе. Главные отличия индийских автомобилей - высокая экономичность, комичная компактность, свойственная даже грузовым моделям, и в большинстве случаев - низкое качество продукции.

Не гнушаются местные проектировщики и методами плагиата в разработке своих машин, что особенно ярко проявлялось в период с 1980-х до 2000-х.

Все малогабаритные индийские автомобили до начала 2000-х были выдержаны в консервативном духе. Очертаниями кузова и крышами из тканей они очень напоминали рикши.

Начиная с 2003 года автомобилестроение в этой стране начинает перестраиваться в соответствии с ориентирами на европейского потребителя. Именно с этого момента в индийских машинах начинают прослеживаться черты современных европейских моделей. В основном, конечно, это глянец и плавность линий.

Лидирующие марки

Индийский автопром формирует ряд машин производительных компаний-гигантов регионального уровня, главными из которых являются мумбайский «Чинкара Моторс», «Форс Моторс», «Индастан Моторс», «Махиндра», «Баджадж Авто», и «Тата Моторс».

Модельный ряд автомобилей большинства из указанных производителей, по сравнению с китайскими или корейскими марками, является достаточно узким, за исключением последнего из перечисленных.

Тем не менее в период 2003 - 2012 гг. все они заняли свою нишу на мировом авторынке и наладили изготовление достаточно диверсифицированной продукции. Как по типажу, так по цене и качеству.

Поэтому рассматривать автомобили индийских марок следует исходя из нескольких ключевых характеристик. К ним относится цена, габариты, технические показатели, востребованность, разнообразие модельного ряда. На основе данных критериев будут выстроены соответствующие рейтинги.

Самые дешёвые и малогабаритные модели

С них стоит начать. Самым дешёвым индийским автомобилем является Tata Nano от производителя «Тата Моторс».

Данную машину отличает как низкая цена (в пределах 2500 долларов), так и миниатюрные габариты. В числе основных достоинств авто стоит указать только яркий дизайн, который разрабатывался при содействии итальянских дизайнеров. В остальном даже малая цена за автомобиль нивелируется за счёт таможенных пошлин, возрастая в 2 раза.

На территории Индии модель пользуется огромным спросом за счёт экономичности и маневренности, которые так ценятся в условиях городского движения.

Прочность машины минимальна, как и его масса (600 кг), но и предельная скорость не превышает 100 км/час. Длина автомобиля - 3,1 м, ширина -1,6 м. Низкая цена машины обеспечена минимизацией деталей: болтов, уплотнителей, багажной перегородки, зеркал и рулевого гидроусилителя.

Mahindra Gio зачастую является самым предпочтительным автомобилем у индийских таксистов в сельской местности. Минимум изысков и наворотов - максимум открытого пространства.

В машине отсутствуют двери или кондиционер, используется она в основном для частного извоза или туристических экскурсий как альтернатива индийскому слону. Стоимость - 2800 тысячи долларов. Высота авто - 1,6 м, длина - 2,4 м, ширина -1,5 м. И это при весе в 700 кг.

Машина-квадроцикл и трёхколёсный «Муравей»

Другой индийский автомобиль, который можно приобрести не только на его родине, но и на территории стран СНГ - Bajaj Cute от Bajaj Auto.

Стоит сказать, что данный изготовитель изначально специализировался лишь на производстве мототехники, и это отразилось на выпуске их первого бюджетного автомобиля Bajaj Cute, весящего всего 400 кг, развивающего скорость в пределах 70 км/час и представляющего собой квадроцикл в легком автомобильном кузове.

Цена редко превосходит 320 тысяч рублей. Как и полагается квадроциклу в автомобильном кузове, продукт не располагает особым пространством салона, но вполне годен для поездок по фермерскому угодью. В целом индийский автомобиль Bajaj больше напоминает гольф-кар.

Еще одна дешёвая машина - трёхколесный Force Minidor, производство которого прекратилось в 2009 году. С 1996 по 2009 было выпущено огромное количество этой индийской версии «Муравья». Его цена колеблется от 950-1300 долларов в зависимости от года выпуска. Модель отличается большой грузоподъемностью и плохой устойчивостью на поворотах. Вес «Минидора» столь малый, что его с легкостью поднимают 2 взрослых человека.

Лучшие крупногабаритные автомобили

Теперь стоит уделить внимание и им. Лидером по поставкам индийских автомобилей крупногабаритного класса выступают Force Motors, Mahindra, Tata Motors.

«Форс Моторс» являются крупнейшим производителем грузовых авто и пассажирских микроавтобусов. Два их самых популярных продукта: Tempo Excel Commuter - мощные семиметровые автобусы с количеством мест от 18 до 30. Используются на предприятиях и для рейсовых пассажирских перевозок. Второй - Citiline School Bus. Это крупный школьный автобус вместительностью 24 человека от того же производителя.

Mahindra Maxximo - небольшой, но грузоподъемный автомобиль, востребованный у индийских строительных компаний. Прочное строение грузового отделения и конфигурация колёс в сочетании с надёжной ходовой делает его незаменимым для индийских фермеров и строителей.

Tata Magic - малый микроавтобус причудливого дизайна, который приятно удивляет своим функционалом. Он располагает всего лишь тремя дверьми, но качество сборки автомобиля является довольно-таки высоким для индийского автопрома. За свою необычную форму кузова этот индийский автомобиль, фото которого представлено выше, получил название «Дикий индийский кабан». Основной процент покупателей модели - пекари и владельцы мелких продуктовых магазинов, так как грузовое отделение машины быстро и просто можно оснастить полками под продукты.

Кроссоверы

В Индии большой популярностью пользуются паркетники и внедорожники. Mahindra Bolero, к примеру, обрела репутацию индийского "Джипа". Причём как за счет хорошей проходимости, так и на основе внешних сходств. Полноприводный кроссовер оснащен сиденьями на 7 персон, собран при применении технологии полной автоматической сборки в соответствии с евростандартами, и представляет собой вполне приличный, комфортабельный автомобиль, рассчитанный на некоторые зарубежные рынки.

В экстерьере Tata Safari отчетливо прослеживается образ английского «Лэнд Ровера», особенно бросается в глаза сетчатая решетка радиатора, которой разработчики выдают свой От других кроссоверов данный паркетник отличает наличие трехлитрового турбодизельного двигателя в 150 лошадиных сил, система АБС и качественная механическая трансмиссия. В России индийский автомобиль можно приобрести за 950 тысяч рублей (базовая комплектация).

Модель Scorpio является еще одним творением производства Mahindra. Машина схожа по характеристикам с моделью «Сафари». Обладает дизельным двигателем, представлена версиями коробок автомат и механики. Scorpio располагает самым широким разнообразием модификаций двигателя среди всех индийских кроссоверов. Эта модель тоже пользуется популярностью на российском рынке. Цена на авто в России составляет - от 850 до 950 тысяч рублей.

Tata Sumo Grande - очередной семиместный кроссовер от «Тата». Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с автомобилем - нетипично роскошный для индийских автомобилей интерьер. Впечатляет обивка из качественной кожи, аккуратно отделанные панели и торпеда, полная однородность текстур. Исправно работающий кондиционер, электроподъемники стекол и регуляторы положения зеркал - приятные мелочи, выделяющие автомобиль на фоне других индийских кроссоверов.

Самые продаваемые модели

Лидером по продажам среди индийских авто в 2016 году является Tata Indica - один из самых интересных хэтчбеков (фото выше). Функциональный маленький индийский автомобиль. За 2016 год машина была продана в количестве 48 тысяч штук по всему миру.

Mahindra Bolero в 2016-м разошлась в количестве 100 214 экземпляров.

Tata Vista немногим уступила Indica и продемонстрировала показатель продаж в 42 163 штук.

Другой лидер продаж от Индии - Mahindra Scorpio, составившая уверенную конкуренцию даже массовым китайским внедорожникам. Показатель за 2016 год - 160 тысяч проданных авто.

Самые дорогие модели

Несмотря на то что Индия в автопроизводстве основывается в основном на бюджетных разработках, есть у них некоторые автомобили, выходящие за пределы привычных цен.

Tata Aria является одним из наиболее роскошных индийских кроссоверов, оснащенных системой климат-контроля, подушками безопасности, навигатором, АБС, турбированным дизельным двигателем и кожаной обивкой. Цена - 970 тысяч рублей.

Mahindra Verito - ещё одна машина, характеристики которой более-менее приближают её к международным стандартам автопроизводства. 5 подушек безопасности, относительно достойная электроника и приятный салон. Цена - от 870 до 920 тысяч рублей.

Оставшиеся позиции закреплены за Tata Sumo Grande, Tata Safari, Mahindra Bolero (в диапазоне от 800-950 тысяч).

О конкуренции

Напоследок хотелось бы отметить, что крупнейшие индийские автоконцерны практикуют активное приобретение акций корейских и китайских изготовителей, работающих на территории Индии.

В результате выпускаемые на индийской территории модели SsangYoung и Daewoo позиционируются как продукция местных производителей. Mahindra, к примеру, является держателем 80% акций SsangYoung и 73% акций Daewoo, что позволяет им выстраивать удобную коммерческую политику и контролировать иностранную конкуренцию.

В Индии более 40 заводов по производству или сборке автомобилей, так что, видимо, этот обзор будет не единственным. Так или иначе, перед вами серьёзная «десятка»: самые крупные и известные автозаводы плюс бонусом несколько малоизвестных компаний в качестве приправы.

Mahindra Group — гигантский конгломерат, имеющий более 200 000 сотрудников и производящий абсолютно всё — и автомобили, и мотоциклы, и космические корабли, и суда, и сельхозоборудование. Основан в 1945 году, сегодня является одним из технологических лидеров индийского рынка. На снимке — свежая, 2016-го года модель Mahindra KUV100.


Tata Group — самый большой технологический конгломерат страны, основан в 1945 году, 600 000 (!) сотрудников. Полезные ископаемые, сталь, автомобилестроение, пищевые продукты — всё это Tata. К слову, Jaguar, Land Rover и Daewoo принадлежат Tata. На иллюстрации — одна из свежих моделей, Tata Bolt.


Premier — основанная в 1941 году компания, ныне специализирующаяся на сборке Dodge, Fiat, Peugeot и производящая некоторое количество моделей под собственным брендом. На снимке — вечная классика, Premier Padmini, производившийся по лицензии Fiat с 1964 по 2000 год.


Hindustan — самый, видимо, легендарный индийский бренд. Основанная в 1942 году компания прославилась «вечной» моделью Hindustan Ambassador (на снимке), базировавшейся на классическом Morris Oxford series III и производившейся с 1958 по 2014 год (!), правда, с лёгкими фейслифтами раз в 10 лет. Сегодня Hindustan — это по сути сборочный завод Mitsubishi.


Rajah — забытая ныне компания, с 1981 по середину 2000-х производившая грузовички и микроавтобусы исключительно для внутреннего рынка. На снимке — модель Rajah Kazwa 1981-го года.


Eicher — совершенно неизвестный у нас завод, с 1948 года успешно производящий грузовые автомобили. На иллюстрации — одна из новых моделей, Eicher Pro 6031. Помимо грузовиков, Eicher делает легковой фермерский утилити-мобиль Eicher Polaris Multix.


Force — ещё один не слишком известный производитель легковых и специальных автомобилей. Основан в 1958 году, до 2005-го назывался Bajaj (и под этим названием чуть чаще встречался в прессе). На снимке — внедорожник Force Gurkha.