Первые бронеавтомобили. Бронирован и вооружен пушкой

Статья о бронеавтомобилях, состоявших на вооружении германской императорской армии во время Первой мировой войны. Отмечена специфика бронеавтомобилей, охарактеризовано применение германских бронеавтомобилей в годы войны.

В германской императорской армии бронеавтомобили появились еще в мирное время. Первые эксперименты в данной сфере относятся к 1905 году.


После долгих испытаний (прежде всего в отношении вопросов бронирования, типологии вооружения и способов его установки) был изготовлен и принял участие в маневрах Гвардейского корпуса бронеавтомобиль Мерседес (броня 3,5 мм, шасси для омнибусов Бюссинга, вооружение - 1 пулемет).

Кстати говоря, на этих же маневрах приняли участие два французских броневика (фирм Шаррон и Жирардо-Фогт), предназначенные для России и случайно попавшие в Германию.

По результатам этих маневров специалистами было высказано мнение, что бронеавтомобиль получит лишь ограниченное тактическое применение, сводящееся к обороне границ, горных проходов и разрушению речных переправ. Но мировая война опрокинула эти расчеты.

Уже в начале Первой мировой войны на правом фланге наступающей на Западном фронте германской армии англичане применили бронеавтомобили в бою.

Несмотря на то, что еще в октябре 1914 года начальник полевого Генерального штаба германской императорской армии дал по этому вопросу соответствующие указания, лишь в июне 1916 года (!!!) были наконец готовы 3 бронеавтомобиля (Даймлер, Бюссинг и Эрхард). Эти машины и составили 1-й пулеметный бронеавтомобильный взвод кайзеровской армии.

Илл. 1. Бронеавтомобиль фирмы Даймлер. Машина имела 4-цилиндровый двигатель, 4-скоростную коробку передач, двойные колеса предохраняли от погружения в грунт. Цилиндрическая башенка имела 4 бойницы, через которые могли действовать 3 пулемета Максим, имевшиеся на вооружении броневика. Радиатор бронированного капота был защищен оригинальными горизонтальными бронежалюзи. Приняв решение о необходимости охлаждения двигателя, водитель, находясь на своем рабочем месте, поворотом специального рычага мог открывать и закрывать бронежалюзи на радиаторе. Экипаж - 8 человек. В течение всей войны было изготовлено лишь 3 (!) таких машины.


Илл. 2. Бронеавтомобиль фирмы Эрхард. Полноприводной Эрхард, так же как и Даймлер, имел 4-цилиндровый двигатель в передней части кузова. Но большие углы наклона броневых листов представляли этому броневику лучшую защиту, чем его «собрату». Вооружение - 3 пулемета, причем башенка оригинальной конструкции позволяла вести даже зенитный огонь. Экипаж - командир, 6 пулеметчиков (включая вторые номера) и водитель.


Илл. 3. Бронеавтомобиль фирмы Бюссинг. Это наиболее мощный по своим габаритам и весу германский бронеавтомобиль. Был оснащен 6-цилиндровым двигателем с 10-ступенчатой коробкой передач (5 скоростей переднего хода и 5 заднего). Все колеса - ведущие. К услугам 3-х пулеметов, бывших на вооружении этой машины, были 10 огневых позиций - 4 амбразуры в башенке и 6 - в корпусе. Броня - 7 мм.

(Все фото: Освальд В. Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг. - М., 2002.)

Таким образом, приходится констатировать, что в деле производства и применения броневиков немцы оказались позади не только русских, англичан, французов, бельгийцев, но и своих союзников австрийцев.

Первое боевое испытание германских броневиков состоялось в Верхнем Эльзасе и дало благоприятные результаты. В отчете, посвященном использованию бронеотряда, было отмечено, что отряд явился ценным мобильным резервом командования, особенно при контратаках для локализации прорывов противника.

Но, как ни странно, дальнейшее изготовление броневиков было приостановлено «с целью использования рабочих рук для более важных целей». Производство бронеавтомобилей не относилось к приоритетным задачам германского командования.

Броневзвод № 1 принимал участие в операциях против Румынии в том же 1916 году, где сослужил отличную службу: именно в условиях маневренной войны скоростные и подвижные броневики смогли проявить свои лучшие качества. Особенно он отличился в Кронштадской операции (сентябрь - октябрь 1916 г.) и в Трансильванских Альпах. Именно результаты Румынской кампании побудили немцев приступить к постройке еще 14-ти бронеавтомобилей, изготовление которых затянулось до января 1918 года. Эти машины укомплектовали бронеотряды №№ 2-7. Один из них участвовал в боях на Итальянском фронте в конце 1917 года, но в силу допущенных технических и тактических ошибок должным образом проявить себя не смог.

В 1918 году немцы использовали свои бронеотряды на бывшем Восточном фронте, для полицейской службы на оккупированной Украине, подавления крестьянских волнений и охраны коммуникационных линий.

Из трофейных русских (в основном брошенных деградировавшей после революции и стремительно откатывающейся на восток после Брестского перемирия русской армией) и итальянских (после разгрома итальянцев при Капоретто) бронеавтомобилей (производства заводов Лансиа, Путиловского, Минервы, Пежо, Аустин) летом 1918 года были сформированы бронеотряды №№ 8-11. Они себя ничем не зарекомендовали (тем более в условиях отсутствия оригинальных запчастей).

Всего за войну немцы построили 17 бронемашин, захватили еще 40 (из них 20 восстановили). И это при том, что, имея опыт производства бронеавтомобилей с 1905-го года, они вполне могли их массово изготавливать и использовать в бою. Особенно широкий простор для применения бронеавтомобилей имелся в начале войны на Французском фронте: в наиболее стратегически ответственный период большого германского наступления через Бельгию (конечно, с установлением жестких реалий позиционной войны возможности для применения бронеавтомобилей существенно снизились, но это произошло лишь в конце осени 1914 года), а также на Русском фронте - в течение почти всей войны.

Конструктивные особенности германских бронеавтомобилей заключались в том, что, если французские и итальянские броневики (легкие по своей сути) имели шасси легковых автомобилей с мощным мотором и двумя ведущими колесами, то тяжелые немецкие броневики имели шасси грузовых машин с четырьмя ведущими колесами (благодаря этому они могли двигаться не только по дорогам, но и по твердому грунту). Вооружение состояло из 2-3 пулеметов с максимальными углами обстрела. Некоторые германские машины были также вооружены огнеметами и даже орудиями (например, 20-мм бекеровской пушкой). Толщина брони «броневиков-немцев» колебалась между 6 и 11 мм, причем 11-мм броня давала защиту от винтовочных пуль даже при стрельбе с близких дистанций. Противопульной броней были надежно защищены мотор, вооружение, экипаж машины. Численность экипажа зависела от размера броневика и колебалась от 4 до 8 человек.

Имея качественные и оригинальные тактико-технические характеристики и возможности для применения на практике, германские броневики так и не стали полноценным мобильным тактическим бронересурсом в руках кайзеровского командования.

5:03 / 13.07.16
Бронеавтомобили России: от первых машин до современных. Часть 1. Бронеавтомобили Русской императорской армии.

История автомобиля. В конце Х VIII века многие замечательные умы задумывались над созданием автомобиля. В 1806 году появились первые машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания на горючем газе, что привело к появлению в 1885 году газолинового или бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Немецкий инженер Карл Бенц - изобретатель автомобиля / Фото: 2mir-istorii.ru


Немецкий инженер Карл Бенц, изобретатель множества автомобильных технологий, считается изобретателем современного автомобиля. В Немецком историческом музее, в Берлине, я в 1970 году имел удачу видеть выставленный первый серийный автомобиль Бенца.


Первый серийный автомобиль Бенца / Фото: megabook.ru


Работу над ним Карл Бенц завершил в 1885 году, а запотентовал его только 29 января 1886 года.() Прокатился Бенц на своём детище 3 июля 1886 года в своём родном городе Мингейм.


Параллельно с Бенцем над созданием автомобиля работали немецкие инженеры Готтлиб Вильгельм Даймлер и его коллега Вильгельм Майбах.

Готлиб Даймлер / Фото: autohis.ru

Вильгельм Майбах / Фото: krasfun.ru

Первый четырёхтактный двигатель они сконструировали в 1885 году. Тогда же они изобрели первый карбюратор. В 1886 году, Бенц в это время использовал двухтактный двигатель, они установили двигатель на четырёх колёсную карету, привод на колёса осуществлялся ремённой передачей.

Первый четырёх колёсный автомобиль Даймлера и Майбаха / Фото: www.avtovzglyad.ru


Первые автомобили плохо «держали дорогу». На поворотах из-за разницы в радиусах поворота колёс, при неразрезной оси колёса, проскальзывали, сцепление с дорогой нарушалось. Решение проблемы было найдено просто: конструкторы позаимствовали у французского инженера Оливера Пекке-Рома дифференциал, который тот применял для паровых повозок.


Устройство дифференциала / Изображение: avtoexperts.ru


Много внимания совершенствованию дифференциалов уделял Фердинанд Порше - немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники.


Фердинанд Порше - немецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники / Фото: avtoexperts.ru

В частности, им изобретён кулачковый дифференциал ограниченного проскальзывания. Данный тип дифференциала в настоящее время используется на автомобилях Горьковского завода и бронетранспортёрах Арзамасского завода.

Следующим шагом в создании полноценного автомобиля стало применение рулевой трапеции. 28 февраля 1893 года Карл Бенц запотентовал шкворневую систему поворота, благодаря чему управляемые колёса приобрели способность при повороте прокатываться по разновеликим радиусам.


Карл Бенц запатентовал собственную шкворневую систему поворота / Изображение: motor.kz

Таким образом, применение на колёсной повозке двигателя внутреннего сгорания, дифференциала и рулевой трапеции позволило окончательно обозначить образ современного автомобиля. Без этих элементов конструкции автомобиль просто не возможен.

С появлением достаточного количества автомобилей возник вопрос о их применении для нужд армии. Первое массовое использование автомобилей относиться к 1916 году, когда французы мобилизовали 6000 автомобилей, включая парижское такси, и в период с 27 февраля по 6 марта перебросили под Верден 190 тыс. солдат и свыше 25 тыс. тонн различных военных грузов.

В России применение автомобилей для армии являлось предметом исследования. В 1902 году проводились Большие курские маневры - учения Русской императорской армии (РИА).

Впервые в русских войсках использовались автомобили: в Южной армии - три грузовых автомобиля, в Московской армии использовались два легковых и два грузовых автомобиля.() Исследования показали целесообразность и необходимость применения автомобилей в РИА.


Автомобиль Фрезе и Яковлева / Фото: 4gear.ru


Следует отметить, что в России в 1896 году в Петербурге был построен первый российский автомобиль фирмой «Фрезе и Ко», двигатель для него построен С.-Петербургским заводом газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева.

Автомобиль был представлен на Нижегородской выставке в 1986 году. Автомобиль имел складываемый комканый верх (что наиболее важно для российского климата), использовался бензиновый двигатель горизонтального расположения мощностью в 2 лошадиные силы и имел резиновый ленточный привод на ось ведущих колёс. Запас хода по топливу составлял до 10 часов.



Следует отметить, что в Риге на возникшем в 1869 году филиале немецко-голландской фирмы Van der Zypen und Charlier, производившем железнодорожные вагоны, в 1874 году создали открытое акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ). На этом заводе в 1908 году создали Автомобильный отдел. На этом заводе производили «Русский Остин» - грузовик и легковой автомобиль «24/30».


Первый «Руссо-Балт» с движителем Кегресса (модель С 24/30, шасси № 21) / Фото: www.gruzovikpress.ru


Последний был разработан на основе машин бельгийской фирмы Fondu. Автомобили производились в Риге вплоть до 1915 года, когда по решению Николая11 завод был эвакуирован в Москву, в Фили. Сейчас это предприятие принадлежит ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.

4 апреля 1902 года английский инженер Фредерик Симмс продемонстрировал в Лондоне свой «моторный военный вагон», по существу первый реальный бронеавтомобиль в мире.


1-й в мире Симмс Мотор Уор Кар 1899 год / Фото: fishki.net


Летом 1898 года его проект приобрела фирма «Виккерс, сын и Максим», которая и осуществила его постройку () В России лучшие умы так же задумывались над созданием бронеавтомобилей.

Серьёзным препятствием для внедрения перспективных военных изобретений стала закостенелость Верховного главнокомандования, в частности, Артиллерийского комитета. Так в 1900 году Луцкий Б.Г. запотентовал бронеавтомобиль, созданный на основе им же созданного грузовика. Бронеавтомобиль не был принят военными, хотя и был одобрен царской семьёй. Определённый интерес для Армии представлял бронеавтомобиль подъесаула Сибирского казачьего полка Михаила Накашидзе. Князь Накашидзе был одним из акционеров французской фирмы «Шаррон, Жирардо э ВУА». Шла Русско-японская война. Князь заказал в фирме изготовление бронеавтомобиля для нужд фронта. Требуемый князем объект был разработан. Патент на бронемашину с пулемётной башней был получен автором Гюйэ. Но машина известна как «бронеавтомобиль Накашидзе»


Бронеавтомобиль «Накашидзе-Шаррон» на испытаниях. Россия, 1906 год / Фото: ru.wikipedia.org

Бронеавтомобиль имел на вооружении 8-мм пулемёт Гочкисса, установленный во вращающуюся на 360 градусов башню. Запасный пулемёт размещался внутри корпуса. На бортах закреплялись переносные мостики, обеспечивавшие преодоление траншей и рвов шириной до 3 метров. Поучаствовать в боевых действиях машина не успела, так как война с Японией закончилась. Машина заслужила низкую оценку у военных, она застревала в размокших грунтах и имела склонность к опрокидыванию на бездорожье из-за высокого расположения центра тяжести. Но в истории автомобиль запомнился как первый бронеавтомобиль «Накашидзе - Шаррон».


План автомобиля. 1 — прожектор; 2 — броневые крышки окон; 3 — пулемёт «Гочкисс»; 4 — броневые колпаки колёс / Изображение: ru.wikipedia.org


Производство опытной партии броневиков было намечено на Ижорском заводе Путилова - главного производителя брони для флота. Ещё 10 машин министерство заказало во Франции. Заказ был выполнен в 1908 году, но до России дошли только 8 машин, 2 были «потеряны» при транспортировке через Германию и позже обнаружились на маневрах ландвера.

К реализации производства заставила перейти война. Первую автобронероту направили на Северо-Западный фронт уже 19 октября 1914 года. Рота укомплектовывалась бронеавтомобилями Русско-Балтийского завода, а бронирование выполнили на Ижорском заводе. Из-за поспешности пришлось отказаться от вращающейся башни. Недостаток маневра возмещался применением трёх пулемётов «максим», расположенных в переднем и боковых броневых листах (спереди - 37-мм пушка Максима-Норденфельда, по бокам два пулемёта 7,62 мм «максим». Бронезащита: лоб и корма - 5мм, борт 3,5 мм, крыша - 3мм.

Успех применения броневиков послужил толчком к созданию новых конструкций. Осенью 1914 года Путиловский завод выпустил пушечный бронеавтомобиль. Проект бронирования разработал начальник офицерской стрелковой школы генерал-майор Н.М. Филатов. Машина предназначалась для усиления на поле боя пулемётных броневиков. В качестве базы применили грузовой автомобиль «Гарфорд» американского производства. Машина получила название «Гарфорд-Путиловец».

Пушечный бронеавтомобиль "Гарфорд-Путилов" / Фото: www.aviarmor.net

Всего за 1915-1916 годы Путиловским заводом были созданы 48 таких броневиков. Бронезащита: 6,5 мм (7-9 мм - корпус и 8-13 мм - башня). Вооружение было: три пулемёта 7,62 мм «максим» и пушка калибром 76,2 мм. Корпус из броневых листов устанавливался на специальную стальную конструкцию, приклёпанную к раме шасси. Корпус делился на три отделения: управления - над мотором, пулемётного - в средней части и орудийного - в задней части с вращающейся башней. Орудием являлась противоштурмовая пушка обр. 1910 года, качающаяся часть заимствована у горной пушки обр. 1909 года. В стенах бронекорпуса имелись круглые амбразуры для наблюдения за местностью, закрывающиеся заслонками. Пулемётные амбразуры и окно орудийного прицела также закрывались заслонками.


Бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд»: 1 - бронедверца отделения управления, 2 - заслонка люка обзора водителя и командира машины, 3 - спонсон пулемета, .../ Изображение: hobbyport.ru


Изнутри корпус обшивался войлоком и холстом для исключения явления заброневого эффекта, то есть поражения людей осколками, отлетающими с внутренней поверхности бронекорпуса, при ударах по нему с наружи боеприпасов. Орудие могло вести огонь в секторе 260 градусов, поэтому водитель устанавливал машину обращённой к противнику кормой или под углом. Это потребовало, кроме коробки передач, применить реверс. При этом достигалась возможность движения с использованием четырёх передач как вперёд, так и назад. Для удобства движения задним ходом на машине впервые применили зеркало заднего вида. Однако, опыт боёв показал, что водителю нелегко вести неповоротливую машину задним ходом. Логичным выходом стало оснащение «Гарфордов» задним постом управления. В середине 1915 года полевые ремонтные мастерские провели модернизацию четырёх броневиков оснастив их дублирующими задними постами управления.


Примерно в это же время на Путиловский завод поступило распоряжение Комиссии по броневым автомобилям при Главном военно-техническом управлении оборудовать задними постами все «Гарфорды». В конце января 1916 года первый комплект заднего поста управления был испытан. Руль сделан съёмным, задний шофёр, сидя в кресле боком, наблюдает в смотровую щель за местностью, рулит и по рупору переговорной трубки даёт команду на действия с конусом (сцеплением), на переключение передач и управление тормозом и акселератором. Задние управления, по мере изготовления, должны били быть поставлены в армию вместе с инструкторами запасной бронероты, которые должны были их устанавливать на машины и обучать личный состав. За 1916 год такая работа была выполнена.

Следует заметить, что все бронелисты, устанавливаемые на машины Путиловским заводом проверялись на качество брони обстрелом. Завод гарантировал защиту от остроконечных бронебойных винтовочных пуль со 150 шагов и далее, а от обычных пуль - с 75 шагов. Командирам было рекомендовано, для поднятия боевого духа, перед новобранцами проводить обстрел броневиков российской сборки винтовочным патроном в любую плоскость корпуса с дистанции 75-40 шагов.

Бронеавтомобиль «Остин» 1-й серии / Изображение: zonwar.ru


Кроме машин российской сборки, правительство разместило в Англии заказ на производство бронеавтомобилей «Остин» 1-й серии. Осенью 1914 года первые броневики прибыли в Россию. Эти машины обладали не достаточной надёжностью трансмиссии и имели слабую броневую защиту.

Компоновка бронеавтомобиля «Остин» 1-й серии / Изображение: zonwar.ru

Несмотря на это в марте 1915 года была закуплена партия «Остинов» 2-й серии.



Эти машины подвергались перебронировке на Путиловском заводе. У них усиливались передний броневой лист и две пулемётные башни.

Бронеавтомобиль «Остин» 2-й серии / Фото: lib.rus.ec

Компоновка бронеавтомобиля «Остин» 2-й серии / Изображение: zonwar.ru


В августе 1916 года военное ведомство заказало ещё 60 «Остинов» (3-й серии) и столько же шасси для сборки и выпуска автомобилей своими силами. Машины нашей сборки имели двойное рулевое управление. К слову сказать, показной обстрел английских «Остинов» был запрещён.

Бронеавтомобиль «Остин» 3-й серии / Фото: pro-tank.ru


Компоновка бронеавтомобиля «Остин» 3-й серии / Изображение: www.xliby.ru


Несколько слов необходимо сказать об 26-ом автопулемётном взводе под командованием штабс-капитана Поплавко В.Р. Этот взвод был укомплектован одним грузовиком «Джеффери-Куод» американского производства. Это был полноприводный грузовик с колёсной формулой 4Х4, имел мощный двигатель в 36 лошадиных сил и огромной грузоподъёмности (две тонны). Поплавко забронировал кабину, установил два пулемёта (в тыльной части кабины и спереди).


Грузовик «Джеффери-Куод» американского производства / Фото: http://armyman.info


Машина создавалась, как машина поддержки. Она предназначалась для подвоза боеприпасов и для эвакуации подбитой техники. Машина получила наименование «Чарадей». В 1916 году штабс-капитан задумал приспособить «Чародея» под машину прорыва. Весной 1916 года проведены испытания этой машины в бою.

Весной 1916 года проведены испытания этой машины в бою (на подножке В. Поплавко) / Фото: armyman.info


А 8 августа Ижорский завод получил заказ на изготовление 30 таких машин. Корпус машины обшивался стальными листами стали толщиной 7 мм. За кабиной размещался броневой короб (кузов). В коробе можно было перевозить припасы или десант. Вооружение - два пулемёта «максим» с запасом 6000 патронов.


Бронеавтомобиль Поплавко / Изображение: Фото: armyman.info


Компоновка бронеавтомобиля Поплавко / Изображение: Фото: armyman.info


Все собранные машины были объеденены в бронированный дивизион особого назначения и провоевали в нём до революции. В 1920 году большая часть этих машин досталась РККА.

Необходимо заметить, что наряду с бронеавтомобилями, имевшими колёсный тип движителя, в 1916 году по проекту прапорщика Кегресса был создан на базе грузовика «Остин» первый броневик с колёсно-гусеничным типом движителя. В рапорте генерала-майора Филатова отмечалось, что автомобиль шёл из Царского Села в Пулково по дороге со скоростью до 40 вёрст в час, затем свернул на целину, преодолел канаву около 1,5 аршин глубиной и шириной до 2 аршин, затем пошёл со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, плавно преодолевая различные неровности.

Первые броневики первой мировой

«Напутственное молебствие» на Семеновском плацу в день отправки 1-й автопулеметной роты на фронт. 19 октября 1914 года.

Первыми русскими серийными бронеавтомобилями стали машины 1-й автомобильной пулеметной роты, формирование которой началось вскоре после начала Первой мировой войны.

17 августа 1914 года Военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского и предложил ему сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Спустя два дня последовал соответствующий приказ Военного министра.

Из имевшихся в наличии автомашин для бронирования выбрали легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода типа С24/40 с двигателем мощностью 40 л. с. Работами по бронировке занималась бронепрокатная мастерская №2 Ижорского завода Морского ведомства.

Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» после боя. Февраль 1915 года.

Первый серийный выпуск

Вооружение бронемашин состояло из трех пулеметов «Максим», расположенных треугольником, что давало возможность всегда иметь в бою два пулемета. Разработанные полковником ГАУ Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли броневику иметь обстрел на 360°. При этом один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса, один в кормовом, третий же был «кочующим» с левого на правый борт машины и наоборот.

Броневики защищались хромоникелевой броней особой закалки, приклепанной к шасси и стальному каркасу. Толщина передней и задней стенок бронекорпуса составляла 5 мм, бортов – 3,5 мм, крыши – 3 мм. В поперечном сечении корпус броневика представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Наклонное расположение бортов позволило уменьшить толщину брони без ущерба для пулестойкости при стрельбе с расстояния 400 шагов. Экипаж состоял из офицера, шофера и трех пулеметчиков. Боекомплект – 9 тыс. патронов в ящиках с лентами. Боевая масса броневика составляла 2960 кг (185 пудов).

Экипаж «Руссо-Балта» выкатывает подбитый броневик из-под огня. Рисунок неизвестного автора, 1915 год.

Уже в процессе постройки этих машин стало ясно, что они будут малопригодны для действий «против неприятеля скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника». Поэтому в конце октября 1914 года изготовили пушечный броневик на шасси 4-тонного автомобиля фирмы «Маннесманн-Мулаг». Машина имела полностью бронированную кабину и открытый сверху кузов, в котором за коробчатым щитом большого размера была установлена 47-мм морская пушка Гочкиса. Там же находился пулемет, который мог переставляться с борта на борт. Еще один пулемет для стрельбы вперед находился в кабине. Кроме того две 37-мм автоматические пушки Максима-Норденфельда установили на 3-тонные грузовики «Бенц» и «Олдайс», не забронированные из-за недостатка времени.

Контекст

Удачный задел

Первыми на русском фронте бронеавтомобили применили немцы. В качестве ответного шага сначала стихийно стали создаваться и русские броневики. Информация о фактах успешного применения броневиков на фронте как русскими, так и немцами, а также сведения о появлении аналогичных машин у союзников по Антанте, побудили Военное ведомство России поставить вопрос о развертывании заводского производства этих боевых машин.

Формирование автопулеметной роты

1-ю автомобильную пулеметную роту сформировали быстро – всего за полтора месяца. В ее состав вошли четыре взвода бронеавтомобилей и один автомобильный пушечный взвод, включавшие 9 пулеметных и 1 пушечный броневики. 19 октября 1914 года после «напутственного молебствия» на Семеновском плацу в Петрограде рота отправилась на фронт.

Находясь в оперативном подчинении штаба 2-й армии, она вступила в бой уже в ноябре под Лодзью. Об эффекте, который произвело появление броневиков, и об интенсивности их действий можно судить по следующим примерам.

«Во время боев 9 и 10 ноября 1914 года в составе Ловичского отряда шесть пулеметных машин роты прорвались через занятый неприятелем город Стрыков, а два пушечных поддерживали огнем наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Немцы, попав между двух огней, были выбиты из города, понеся очень крупные потери. 20 ноября вся рота была расставлена в засады по дорогам в прорыве между 5-й армией и левым флангом 19-го корпуса у Пабьянице. На рассвете 21 ноября пятью бронеавтомобилями были уничтожены два полка немецкой пехоты, прорвавшиеся в охват левого фланга 19-гожорпуса, а автоматическая пушка взорвала передок выезжавшей на позиции батареи».

«Руссо-Балты» 1-й автопулеметной роты, замаскированные на дороге под Праснышем. Весна 1915 года.

Мужество солдат и офицеров

Несмотря на то, что бронирование машин не обеспечивало экипажам стопроцентной защиты, храбрости и мужества им было не занимать. В полной мере это продемонстрировал взвод штабс-капитана Гурдова.

«Прибыв в Пабьянице, командир 4-го взвода бронированных автомобилей, явившись к командиру 19 корпуса, получил в 3 часа ночи приказание выкатить по Ласскому шоссе,так как обнаружено было стремление немцев нажать на левый фланг нашего расположения. Автомобили подкатили в момент, когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Немцы подступили вплотную к шоссе. В это время штабс-капитан Гурдов врезался в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100-150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния пули решетили броню. Все люди и штабс-капитан Гурдов ранены. Обе машины выведены из строя. Четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов в 7 ч. 30 мин. утра, с помощью раненых пулеметчиков на руках откатил обе машины до наших цепей, откуда они были уже отбуксированы…»

За этот бой штабс-капитан Гурдов был награжден Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени, став первым его кавалером в роте.

Пушечный броневик «Маннесманн-Мулаг» на улице Лодзи. 1914 год.

Пушечные броневики

Пушечные машины хорошо проявили себя в боях ноября – декабря 1914 года. Особенно успешно действовали грузовики с 37-мм автоматическими пушками. И это несмотря на отсутствие бронирования!

«Подойдя к окопам с пушкой на 1500 м, штабс-капитан Миклашевский открыл огонь по окопам, приютившись у стены сгоревшей хаты, под сильным ружейным огнем. Израсходовав все свои патроны (800) на отражение двух отбитых атак противника, штабс-капитан Миклашевский вернулся к перекрестку Папоротня. Докладываю, что штабс-капитан Миклашевский работал пушкою в открытую поставленной на платформе грузовика».

«Маннесманн» же оказался громоздок, неповоротлив, а фугасное действие 47-мм снаряда уступало «Норденфельду». В конце года он был сильно поврежден в бою и вышел из строя.

В марте 1915 года 1-я автопулеметная рота получила четыре бронеавтомобиля, заказанные Ижорскому заводу еще в ноябре 1914 года. По типу «броневики», они напоминали «Маннесманн-Мулаг», но в качестве базы использовались более легкие 3-тонные грузовики: два «Паккарда» с двигателем мощностью 32 л. с. и два «Маннесманна» с двигателем в 42 л. с. Вооружение этих машин состояло из 37-мм автоматической пушки, размещенной в кузове за щитом, и пулемета для обороны в ближнем бою. Пулемет не имел специальной установки и мог вести огонь как из кузова, так и из кабины, через открытый смотровой люк. Возимый боекомплект состоял из 1200 снарядов, 8000 патронов и 3 пудов (48 кг) тротила. Масса машины с экипажем из 7 человек равнялась 360 пудам (5760 кг), толщина брони – 4-5 мм.

В первых же боях новые пушечные бронеавтомобили показали отличные боевые качества. Так, 18 апреля 1915 года у деревни Бромерж два таких броневика, подойдя к проволочным заграждениям, огнем из пушек почти в упор разрушили и сожгли опорный пункт противника, перебив его гарнизон силой в роту. 1-я автопулеметная рота в течение почти всей войны не выходила из боев, за исключением трехмесячной передышки, вызванной ремонтом машин. Она активно участвовала в сражениях под Лодзью и Сохачевым, под Праснышем и Пултуском. В сентябре 1916 года рота, переформированная в 1-й бронедивизион, была передана в распоряжение 42-го армейского корпуса, дислоцировавшегося в Финляндии. Это объяснялось слухами о возможности высадки там германского десанта. Летом 1917 года 1 -й дивизион перевели в Петроград для подавления революционных большевистских выступлений, а в октябре, незадолго до переворота, отправили на фронт под Двинск, где в 1918 году часть его машин захватили немцы. Впоследствии несколько «руссо-балтов» и «Маннесманн-Мулаг» входили в состав автобронеотрядов Красной Армии и принимали участие в Гражданской войне.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

ДИВЕРСИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ Одной из наиболее значительных диверсий времен Первой мировой войны можно считать поджог дирижаблей – «цеппелинов» на Альхорнском аэродроме. В то время «цеппелины» имела только Германия, и они казались довольно грозным оружием.

Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

Изменения, вызванные первой мировой войной Мировая война 1914–1918 годов опровергла все предсказания. Развившись в «тотальную войну», она довела военные расходы до размеров, считавшихся дотоле невозможными, втянула в борьбу все крупные государства и продолжалась более 4

Из книги Техника и оружие 1995 03-04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Ошибки первой мировой войны Ошибки первой мировой войны в области продовольственного снабжения заключались главным образом в различных упущениях. То, что сегодня, после 40 лет всяких тревог и недоразумений, принято как первая необходимость всеми зависящими от импорта

Из книги «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров автора Шавыкин Николай Александрович

ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ 1. Фонк (Франция) 752. Маннок (Англия) 733. Бишоп (Англия) 724. Удет (Германия) 625. Манфред фон Рихтгофен (Германия) 60 (80)6. Гннемер (Франция) 547. Мак-Кэдн (Англия) 548. Левснгард (Германия) 539. Фаллард (Англия) 4810. Фосс (Германия) 4811. Румеи (Германия) 4512.

Из книги Мины российского флота автора Коршунов Ю. Л.

Роль Японии в Первой мировой войне Описывая события Первой мировой войны, происходившие в океане, нельзя не сказать несколько слов о роли японского флота. Обычно, когда разговор идет о действиях Японии в той войне, ограничиваются утверждением, что она, покуда в Европе

Из книги Боевые машины мира № 6 Автомобиль MA3-535 автора

Накануне первой мировой войны Опыт применения мин в русско японской войне определил два основных направления в их совершенствовании. Прежде всего, требовалось обеспечить безопасность обращения с минами при постановке в случае повреждения гальваноноударных колпаков.

Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

Германские броневики первой мировой К постройке броневых машин в Германии приступили задолго до Первой мировой войны.В 1906 году был изготовлен и успешно прошел испытания бронеавтомобиль «Эрхард БАК», вооруженный 50-мм противоаэростатной пушкой. За ним последовало еще

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Глава 2 Потери в Первой мировой войне

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Диверсионные операции первой мировой Одной из наиболее значительных диверсий времен Первой мировой войны можно считать поджог дирижаблей – «цеппелинов» на Альхорнском аэродроме. В то время «цеппелины» имела только Германия, и они казались довольно грозным оружием.

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

Глава 10. В огне первой мировой

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

Короткоклинковое оружие Первой мировой войны 413. Эрзац-кинжал с клипсой на рукояти - «французский гвоздь»414. Австрийский укороченный штык к винтовке Маузера, 1889 г.415. Германский окопный штык М1916 к винтовке Маузера, «коммерческий» выпуск416. Германский окопный нож417.

Из книги Брусиловский прорыв автора Бобров Александр Александрович

Часть IV. В годы Первой мировой войны

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

ПОЭТЫ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ В самом начале революции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать или же пока меня не сменят. Позднее я говорил всем, что считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы

Из книги Линейные корабли типа “Куин Элизабет” автора Михайлов Андрей Александрович

I. На фронтах Первой мировой и Гражданской Крестьянское детство Георгий Жуков родился 19 ноября (1 декабря) 1896 года в деревне Стрелковщина (сейчас Стрелковка) Угодско-Заводской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии.Ближайший населенный пункт назывался

Из книги Дипломаты в погонах автора Болтунов Михаил Ефимович

Модернизация в годы Первой мировой войны В ходе первой мировой войны и вскоре после нее линкоры типа "Куин Элизабет" подверглись следующим модернизациям, кроме вышеупомянутых:На линкорах "Геркулес", "Колоссус", "Нептун" и в меньшей степени на кораблях типа "Орион" было

Из книги автора

На пороге Первой мировой Однако для того, чтобы осуществить такие масштабные послевоенные преобразования, восстановить армию и флот, нужен был мир. Премьер-министр С. Витте считал, что для этого России понадобится покой как минимум на 20–25 лет. Увы, граф замахнулся на

Броневик

Армейский Хамви»

Бронированный автомобиль (уст. блиндированный автомобиль , простореч. броневик ) - тип специального военного автомобиля с бронированным корпусом и пулемётным или пушечным вооружением. В период первой и второй мировой войн бронеавтомобиль в отличие от колесного бронетранспортёра , не был предназначен для перевозки десанта и по комплексу выполняемых задач был сходен с лёгким танком этого периода (особенно в СССР). Также в то время эти машины были зачастую разработаны на базе автомобилей, например английский бронеавтомобиль «Роллс-Ройс »

Лёгкий 1930-е

Выражение «бронеавтомобиль»

В СССР выражение «бронеавтомобиль» вышло из употребления после Второй мировой войны. В рамках кампании механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 - вариант американского «разведывательного автомобиля» «M3 Scout car» поставлявшегося в СССР по программе ленд-лиза и являвшегося универсальной колесной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2 которые по компоновке схожи с советскими пулеметными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определенное сходство с ними имеют самоходные гаубицы на 8х8 базе БТР -ов (2С23 «Нона-СВК»). Само по себе выражение «бронеавтомобиль» В СССР в последний раз применялось по отношению к миниатюрному БА-64 . По мнению экспертов по терминологии советских /российских ВС, по отношению к современой колесной бронетехники следует использовать выражение БКМ то есть Боевая Колесная Машина. Однако такая терминология не относится к военным структурам других стран, например в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо » называется боевой машиной пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР так как в машине есть десантное отделения на 2 человека. По отношению например к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви» используется выражение «uparmored HMMWV» то есть «экранированный хамви». Экранированные вездеходы в Ираке используются по политическим причинам - использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 и с тех пор эти машины усиливаются броней, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению к же к колесным БТР-ам используемым в качестве разведовательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например «АТФ Динго ») используется выражение «Infantry Mobility vehicle» - то есть «Мобильная Машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище- что значительто улучшает защиту пассажиров от последствий наезда на мину.

Сравнение бронеавтомобиля и танка

Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами - применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.

  • Преимущества бронеавтомобиля :
    • Относительно высокая скорость . Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60-70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
    • Дешевизна . Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём пулемёт. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
    • Надёжность . За счёт этих факторов бронеавтомобили, особенно в -30-е годы, как правило, были и значительно надёжнее танков, хотя после Второй мировой , развитие танков почти свело на нет это преимущество.
    • Преимущества в миротворческих операциях - простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
  • Недостатки бронеавтомобиля :
    • Плохая проходимость . Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более эффективным, зачастую многоосным, шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости.
    • Недостаточные защищённость и вооружение . Являются прямым продолжением предыдущего недостатка. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением или толстой бронёй.

История развития конструкции и боевого применения бронеавтомобилей

Появление бронеавтомобилей

Бронеавтомобили межвоенного периода

Бронеавтомобили Второй мировой войны

Послевоенное развитие бронеавтомобилей

В настоящее время преимущественно распространены боевые разведывательные машины (БРМ) и боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ), служащие для вспомогательных военных операций, разведки, патрулирования и в качестве базы для машин специального назначения: пусковых установок тактических ракет малой дальности и ПВО , противохимической и антирадиационой защиты и т. д.

В ряде иностранных армий на вооружении находятся пушечные бронеавтомобили, т. н. «колесные танки », отличающиеся от гусеничных аналогов меньшей стоимостью, меньшим весом, повышенной скоростью передвижения и меньшим воздействием на дорожное полотно при сравнимой проходимости благодаря многоосной полноприводной схеме (не менее трех и не более пяти осей) и системе централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

Patria AMV (AMV - Усовершенствованная модульная машина) представляет собой 8x8 или 6x6 многоцелевой военный автомобиль, разработанный финской компанией «Патрия» в 2001 г.

Конструкция бронеавтомобиля

Российские бронеавтомобили

Спецавтомобиль "Федерал" на базе войскового грузовика "Урал-55571". Предназначен для перевозки сотрудников милиции или военнослужащих. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторы защищены усиленной броней, в кузове размещена бронекапсула, рассчитанная на перевозку 12 человек. В ней устроены обзорные бронестекла и бойницы. Капсула обеспечивает защиту от взрыва осколочно-фугасного устройства массой шесть килограммов тротила и от поражения пулями снайперской винтовки и автомата Калашникова

Первый бронеавтомобиль вышел на поля сражения Первой Мировой войны в самом ее начале. И хоть в России он был известен с 1905 г., (с испытаний бронеавтомобилей «Шарон-Жирардо э Вуа», построенных по настоянию подъесаула Накашидзе), первыми в мировой войне легкобронированные автомобили, вооруженные пулеметом, применили немцы. В Восточной Пруссии такие боевые машины успешно действовали с самого начала боевых действий в составе конных отрядов, с которыми они проникали через линию фронта, сея растерянность и наводя панику на тыловые части русских войск.

Бронеавтомобиль «Шарон-Жирардо э Вуа» в ходе испытаний в России, 1905 г.

Русские броневики появились на фронте стихийно, как ответная мера на немецкую инициативу. Так, в августе офицер 5-й автомобильной роты штабс-капитан Бажанов забронировал щитами трофейных германских орудий итальянский грузовик «SPA», который позднее был вооружен двумя пулеметами и применялся в боях частей 25-й пехотной дивизии. Бронеавтомобили своей конструкции в то время делали многие, но применяли их поразному. Поэтому, обобщив информацию о применении на фронте бронавтомобилей немецкого и отечественного производства, а также сведения о подобных машинах у союзников, военное ведомство России подняло вопрос о целесообразности развертывания заводского выпуска подобных машин.

Записка военного министра, положившая начало бронесил в России, 1914г

19 августа 1914 г. военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе временно прикомандированного к канцелярии военного министерства лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского и предложил ему сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Этим самым военный министр «положил начало существованию блиндированных автомобилей» в России.

Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» после боя, 1915г.

Однако для начала производства бронеавтомобилей в России одного распоряжения было мало. Ведь Россия того времени не имела развитой автомобильной промышленности. Мощностей единственного завода по производству автомобилей – Русско-Балтийского вагонного – не хватало для покрытия нужд армии даже в грузовых машинах, что уж там говорить о броневиках. Поэтому их начали изготавливать «из того, что под руками». Это привело к появлению в первый год войны большого числа оригинальных машин, построенных в одном экземпляре. Чтобы нормализовать это положение вещей, осенью 1914 г. приказом Сухомлинова была образована специальная закупочная комиссия, которая вскоре отбыла в Англию с целью приобретения автомобильной техники и имущества, в том числе и броневых автомобилей.

Бронеавтомобили «Остин» по пути на фронт, 1917г.

Однако найти здесь бронеавтомобиль, который бы устроил русских военных, не удалось. Срочно нужен был исполнитель, который взялся бы в сжатые сроки разработать проект бронеавтомобиля, соответствующего русским тактико-техническим требованиям. И такой исполнитель вскоре нашелся. Им стала фирма «Остин Мотор Компани» (Austin Motor Co. Ltd.), с которой 29 сентября 1914 г. был подписан контракт на изготовление 48 машин для нужд русской армии. Кроме того, указанная комиссия закупила во Франции 40 готовых дешевых бронеавтомобилей фирмы «Рено».

Бронеавтомобиль «Чудовище» типа «Гарфорд-Путиловец» между боями, 1916г.

Бронеавтомобили «Остин» стали наиболее массовыми боевыми машинами русской армии того времени. Базой для них послужило легковое шасси «колониального типа» с двигателем 30 л.с. Они были защищены броневыми листами толщиной 3,5-4 мм, имели экипаж 4 человека (командир, водитель и два пулеметчика), их боевой вес составлял 166 пудов (2650 кг), а цена казне достигала 1150 фунтов стерлингов. Но изготавливались они не только за рубежом. После получения первой партии машин русские военные сочли их бронирование слабым и провели перебронирование 7-мм броневыми листами, а начиная с 1915 г. бронирование автомобилей «Остин» осуществлялось уже только в России. На всех бронеавтомобилях русского изготовления по возможности устанавливали второй (кормовой) пост управления. Наличие этого поста позволяло броневикам действовать согласно специальной тактике, когда в бой они шли задним ходом, скрывая от обстрела наиболее уязвимые узлы – радиатор и управляемую ось, а при обстреле вражеской артиллерией быстро выходили из-под обстрела передним ходом, позволявшим развивать большую скорость.

Бронеавтомобиль «Рено» забронирован по проекту штабс-капитана Мгеброва, 1916 г.

Формированием первых пулеметных автомобильных взводов занималась Офицерская стрелковая школа, начальник которой генерал-майор Филатов проявил большой интерес к броневому делу. В начале 1915 г. он предложил забронировать двухосный 4-тонный грузовик американской фирмы «Гарфорд» (Garford Motor Truck Co) и вооружить его пушкой и двумя пулеметами. Первый бронированный «Гарфорд» был готов к отправке на фронт 3 мая 1915 года, а к октябрю закончились работы на всех 30 запланированных к бронировке шасси.

Машина имела очень слабый двигатель, неполноприводное шасси, которое оказалось к тому же сильно перегруженным, не имела поста заднего управления… Но несмотря на все недостатки, у машины было одно достоинство, за которое ей прощали все, – чрезвычайно мощное вооружение.

Всю заднюю часть броневика занимала вращающаяся броневая башня с установленной внутри на тумбе 76,2-мм противоштурмовой пушкой обр. 1910 г. В боекомплекте пушки имелись шрапнели и гранаты, что позволяло использовать ее как против живой силы, так и против полевых укреплений.

Бронирование автомобилей по проекту Мгеброва на Ижорском заводе, 1916г.

Говоря о русских броневиках, нельзя забыть о работах офицера Военной автомобильной школы штабс-капитана Мгеброва. Дело в том, что французские бронеавтомобили «Рено», которые были приобретены в 1914 г. и начали прибывать в Россию весной 1915 г., не имели броневой крыши, что делало их экипаж уязвимым при обстреле шрапнелью.

Бронированный грузовой автомобиль «Паккард» «Капитан Гурдов», 1916 г.

Эти машины редко применяли в боях. В некоторых пулеметных автомобильных взводах они использовались только для подвоза боеприпасов, но это было не рационально. Мгебров предложил перебронировать эти автомобили листами с большими углами наклона. Пулеметы «максим» он расположил в трехместной башне сложной формы. Броневая защита автомобиля улучшилась, но машина оказалась сильно перегруженной. Поэтому весной 1916 г. тяжелая башня Мгеброва была заменена двумя цилиндрическими башнями по типу примененных на бронеавтомобилях «Остин».

Всего Мгебровым было забронировано 11 автомобилей «Рено», а также по одному образцу фирм «Изотта-Фраскини», «Уайт», «Бенц», «Пирс-Арроу», и «Руссо-Балт».

Информация взята из книги Свирина Михаила. История советского танка 1919-1937