Байкеры характеристика. Байкеры: сущность и история развития субкультуры в России

Ба́йкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и Россию[когда?] (в СССР в 1980-х годах их называли «рокеры»), какое-то время входило в состав субкультуры[уточнить], когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

До недавнего времени понятие «байкер» распространялось исключительно на владельцев чопперов и непременно ассоциировалось с вынесенным далеко вперед передним колесом, обилием хрома, кожи, длинными волосами и бородой мотоциклиста. Однако, с конца 90-х годов на дорогах все чаще стали появляться мотоциклы с высокооборотистыми двигателями и улучшенной пластиковыми обтекателями аэродинамикой - спортбайки, или «спортачи». На протяжении долгого времени спортбайкеры не признавались «истинными» байкерами как члены байкерского сообщества, даже такой жест, как приветственное поднятие руки при встрече на дороге, на них не распространялся. За характерную посадку водителя спортбайк и его водитель удостоились звания «креветка». В ответ на это чопперисты были прозваны «чоперастами». Причина такой конфронтации крылась в облике мотоцикла и манере езды. Высокая скорость спортбайка и мотоциклист в полной экипировке, больше похожий на космонавта в скафандре, не вязались в понимании байкеров старой формации с обликом настоящего байкера.

СИМВОЛИКА

Флаг Конфедерации (точнее, его вариант - Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонконформизм байкеров. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению[.

Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому мото-клубу принадлежит байкер. Цвета обычно состоят из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере - страну или город, в котором организован мото-клуб, на центральной - логотип и статус клуба. Распространённой является подпись «МС», свидетельствующая о принадлежности клуба к категории «MC» клубов (аббревиатура от английских слов «Motorcycle Club»). Бывают и другие формации клубов, такие как «MG» или «MCC». Некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав куртки или на грудь на жилетке (с левой стороны), где указан статус или должность (Президент, Вице-президент, Казначей и т. д.) байкера в клубе, название клуба. На груди также помещается нашивка с прозвищем байкера.

1 %. Иногда на жилетах байкеров можно увидеть нашивку «1 %». Этот термин появился после выступления главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором тот сказал, что все мотоциклисты законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws). После этого выступления, на фоне и так существующей жесткой конфронтации между АМА и клубами, которые относились к категории МС, последние избрали «1 %» символом, отличающим их от АМА-клубов. С тех пор нашивка «1 %» означает, что МС или независимый байкер относят себя к outlaw. «1 %» - это не только наиболее известные и крупные МС (Outlaws MC, Hells Angels MC, Bandidos MC, Pagans MC, Mongols MC), но и менее известные клубы и многие байкеры-одиночки. Западные средства массовой информации, в том числе кинематограф, стремятся представить 1 % клубы, как криминальные банды. Иногда это действительно так, иногда не соответствует действительности, но положение outlaw клуба определяется тем, что он живёт по законам МС и сложившимся неформальным традициям.

Татуировка. Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка («biker’s tattoo») есть отдельный вид этого искусства. Очень часто байкеры выбирают татуировки с изображением мотоцикла, символику и логотипы Harley-Davidson, символы свободы и дороги.

Железный крест. Перенят у американских пилотов после Второй мировой войны, когда, собственно, и возникло байкерское движение. Носив награды врага, летчики выражали протест против американской власти.

Свастика. На многих байкерах можно увидеть изображение свастики. Вопрос об этом символе неоднозначен. С одной стороны, большинство американских outlaw-байкеров, в силу многих причин, отличаются правыми взглядами. С другой стороны, есть обоснованные сомнения, что эти байкеры убежденные, «идейные» наци. Во многом (но далеко не во всём) это идет от желания эпатировать «цивилов», то есть обычных, добропорядочных мирных граждан. Однако, нельзя говорить обо всех outlaw в общем - кто-то может действительно быть наци, кто-то вешает знаки просто из эпатажа, кто-то - потому что в их MC так принято или потому что так принято изображать байкеров.

ВНЕШНИЙ ВИД

Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или чёрная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы

МОТО КЛУБЫ

Для байкеров характерно объединение в клубы. Несмотря на достаточно распространённый стереотип, такие объединения в настоящее время носят, в подавляющем большинстве случаев, мирный характер.

Появившись после Второй мировой войны, с течением времени мотоклубы приобрели более или менее стандартную структуру. Она может отличаться в зависимости от конкретных уставов клубов, от страны, от местных условий и традиций, но в целом имеет ряд схожих черт и традиций.

Путь нового члена в состав клуба обычно достаточно долог. Начинается все с личного знакомства с уже действующим членом клуба. Если новичок внушает доверие, то он представляется другим членам клуба, причем на представляющего (поручителя) автоматически возлагается ответственность за все дальнейшие действия протеже. При положительном впечатлении на членов клуба, ему присваивается статус support (поддерживающий). После определенного времени (это может быть и год, и более, в зависимости от ряда обстоятельств), если «саппорт» положительно зарекомендовал себя в клубе, на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. При наличии у «саппорта» поручителя, вопрос может быть решен положительно и ему присваивается ранг hang around.

Hang around - первая, низшая из ступеней в байкерской иерархии, за ней следует prospect и member. Из «мемберов» (полноправных челнов MC) выбираются или назначаются руководители клуба: президент, вице-президент, treasurer (казначей), sergeant-at-arms (начальник службы безопасности и первая инстанция по разрешению споров между членами клуба), road captain (дорожный капитан, выполняет обязанности по проведению «выездов», организации маршрутов, определению необходимых затрат и т. д.) и др. офицеры.

Каждый MC имеет свою символику (colors - «цвета»). Обычно это три нашивки на спине кожаного или джинсового жилета - верхний и нижний «рокеры» и центральная «мишень» (см. выше в разделе «Символика»). «Хэнгэраунд», как правило, имеет право носить только нижний рокер, «проспект» нижний и верхний, «мембер» - все три. Хотя у «Ангелов ада» hang around носит лишь маленькую «ненастоящую» нашивку на левом борту жилета, prospect получает нижнюю нашивку на спину, а member также носит все три. Офицеры носят специальную нашивку с обозначением звания на левом борту жилета. Иногда там же носится нашивка с именем или кличкой владельца.

Отношения в клубе строятся по принципу жесткой иерархии - «хэнгэраунд» подчиняется «проспектам» и «мемберам», «проспект» - «мемберам» и все три категории - требованиям устава, офицерам и президенту. Главная фигура - президент, который возглавляет клуб и ведет собрания. В некоторых клубах он имеет право дополнительного голоса. Президент и офицеры образуют Совет клуба, который обладает исполнительной, законодательной и судебной властью, может вносить изменения в устав и налагать дисциплинарные взыскания на членов клуба и «саппортов». Основные поощрения - это быстрое продвижение по иерархической лестнице и освобождение от членских взносов. Наказания - непопулярные работы, денежный штраф, временное лишение прав и привилегий, применение физических мер и изгнание из клуба. Последнее считается самым серьёзным и происходит на общем собрании клуба, если обвиняемый имеет низкий ранг, или на собрании только «мемберов», если рассматривают проступки «мембера» и тем более «офицера». Все допущенные могут выразить свое мнение, но в любом случае только «мемберы» имеют право голоса. Если принято решение об изгнании члена клуба, то он немедленно снимает жилет с «цветами», оставляет его и покидает здание клуба.

МОТОЦИКЛЫ

Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнинговых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность. Некоторые клубы выставляют определённые требования к объёму двигателя (например, не менее 750 см3) или марке мотоцикла.

КУЛЬТУРА

На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни черта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ культивируется именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в средствах массовой информации, а следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям (цивилам, на жаргоне байкеров), разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями. Образ жизни байкеров и особенно членов мотоклубов (MC) середины 60-х годов XX века серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря массмедиа в сознании обывателя стал формироваться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» - пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно-притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей всячины. На волне популярности Hells Angels и других outlaw-клубов стали в массовом порядке сниматься фильмы, писаться книги и выпекаться жареные публицистические статьи.

Единственное, что не смогли донести до «простых людей» Америки десятки и сотни вышедших в 60-70-е годах байкерских фильмов, книг и репортажей - так это смысл существования outlaw. «Ангелы Ада» и другие MC были названы «отверженными» из-за того, что они были отвергнуты Американской Мотоциклетной Ассоциацией, объединяющей «приличных мотоциклистов», за превышение скорости, неправильную парковку и отсутствие талона техосмотра. Во всеуслышание было сказано, что их всего один процент среди нормальных и аккуратных водителей двухколесного транспорта. Но режиссёры и журналисты не сказали, что outlaw байкер - это не стиль езды на мотоцикле, а стиль жизни. Байкеры презирали окружавшее их общество, и они создали собственное - со своими правилами и моралью. Именно в тот момент глава «Ангелов Ада» Ральф Сонни Баргер произнес гордую фразу «It’s better to rule in hell than serve in heaven» (Лучше править в аду, чем прислуживать в раю). Не все мотоклубы относятся к «1 %» и не все байкеры пришивают себе на куртки этот гордый знак, а только те, что выступают против всего того, что составляет институт «общества» - против цивильных норм, государственного закона и бюрократических ограничений, автоматически становясь «врагами государства номер один» и преступниками.

Наиболее популярной тема байкеров как outlaw в массмедиа была в середине 60-х и начале 70-х годов XX века. К настоящему времени этот образ угасает, постепенно теряя популярность в массах и уступая его более пафосным, «модным», современным молодёжным течениям, особенно связанными с так называемыми «спорт-байками». За редким исключением современные мотоциклисты не имеют даже малейшего представления, как нужно вести себя в той или иной ситуации и как поддерживать имидж истинного байкера. Только некоторые клубы во главе с ортодоксальными руководителями и отдельные free riders (независимые байкеры) пропагандируют «старые добрые» порядки и передают традиции из поколения в поколение

О байкерах и мото-движении в целом уже достаточно долгое время ходят различные слухи и вымыслы. У некоторых мотоциклисты ассоциируются с крепкими бородатыми мужиками, которые постоянно пьют пиво, устраивают дебоши, гоняют на мотоциклах и слушают тяжёлую музыку. Другие же знают, что философия байкеров не ограничивается вышеперечисленным, и сами мотоциклисты, помимо свободного образа жизни, занимаются благотворительностью, а также всегда готовы прийти на помощь .

Стереотипы и влияние кинематографа

По большому счёту отрицательный образ байкера у многих людей складывается при просмотре фильмов о мотоциклистах. Западный кинематограф хорошо постарался в плане создания образа типичного байкера – мотоциклиста, имеющего проблемы с законом, который свободно размахивает оружием, употребляет наркотики, грабит банки и т. д.

Но несмотря на такую пропаганду мотоциклетное движение во многих странах мира разительно отличается от таких стереотипов. К примеру, многие , само понятие которых появилось на западе, сегодня активно помогают различным благотворительным организациям – поддерживают детские дома, сдают кровь, показывают интересные шоу, отдавая вырученные средства на лечение больных детей и т. д. Конечно, в каждой стране байкерское движение имеет свои отличия, но в целом его суть можно выразить в нескольких словах:

честь, братство, взаимовыручка

Байкерское движение изнутри и классификация мотоциклистов

Зачастую люди, которые решились приобрести мотоцикл, сразу же начинают считать себя частью байкерской культуры, сообщества. Некоторые представители молодого поколения Next вообще покупают двухколёсную технику из-за сложившейся стереотипной цепочки: крутой красивый мотоцикл – доступные девушки – зависть у друзей и знакомых.

Таких мотоциклистов настоящие байкеры, ездящие на своём мотоцикле уже несколько десятилетий, а также состоящие в различных мотоклубах, вообще не воспринимают всерьёз. И неудивительно! Ведь философия байкера не заключается в навороченности мотоцикла, агрессивной манере поведения, дорогой мотозащиты и обилии символики.

На сегодняшний день сами байкеры определили несколько типов мотоциклистов, которые принадлежат или считают, что являются частью мотоциклетного сообщества. Стоит перечислить их для того, чтобы развеять некоторые стереотипы.

  • Тип №1 — «Я байкер, потому что у меня есть крутой мотоцикл».
  • К этому типу следует отнести мотоциклистов, покупающих себе навороченную технику, на которой можно покрасоваться перед друзьями на вечеринке, а затем снова поставить в гараж. Ездят на мотоцикле они неохотно, чаще всего одеты в чёрную кожаную одежду, которую считают одним из символов байкерского сообщества. Такие люди редко ведут себя на дорогах грамотно, соблюдая правила дорожного движения, так как главной их целью является показ максимального количества эффектных трюков на мотоцикле.

    Большая часть таких мотоциклистов разбивается во время никому, кроме них самих, ненужных представлений. Существуют также и исключения из правил: мотоциклист начинает через какое-то время задумываться о самом мото-движении, смысле жизни, начинает искать близких по духу людей и, в конце концов, примыкает к какому-либо мото-клубу.

  • Тип №2 — воинствующий байкер
  • Мотоциклисты, выросшие на различных боевиках с участием байкеров, в какое-то время решают, что в реальной жизни можно вести себя как герои любимых фильмов. Именно поэтому они игнорируют законы и ведут себя так, как будто им все обязаны. Такие люди предпочитают оставаться в одиночестве или сколачивают небольшую компанию, которая с течением времени превращается в обычную преступную группировку.

    Философию и культуру байкеров такие мотоциклисты полностью отвергают, поэтому члены мото-клубов не принимают их в своё сообщество и даже не тратят время на общение с ними. В плане внешней составляющей воинствующие сильно походят на байкеров – также небрежно и неряшливо одеты, не любят шумные тусовки, незаметны, одиноки. Такой тип мотоциклистов существует недолго, так как обычно их наплевательское поведение приводит к тюремному заключению или же смерти во время бандитских разборок.


  • Тип №3 — скамейкеры
  • Людей, которые рьяно хотят научиться ездить на мотоцикле, но не имеющих возможности даже приобрести технику, часто называют скамейкерами. Именно они присутствуют на различных мото-представлениях, в барах для мотовладельцев, участвуют в спорах о мото-культуре, хотя мало что понимают в этом. Даже если у скамейкера появляется собственная техника, то влиться в байк-сообщество ему мешают непоколебимость принципов и несоответствие представлений о мото-культере с реальностью. Такие поведение и представления отталкивают байкеров, вследствие чего скамейкеры отходят от мотоциклов и езды на них.

  • Тип №4 — болтуны
  • С популяризацией интернета и появлению большого количество мото-форумов и специализированных сайтов возник ещё один тип мотоциклистов – болтуны. Они время от времени ездят на мотоцикле на работу, вечеринки, байк-фесты, любят покрасоваться перед окружением, но всё же, в большей степени, их активность происходит во Всемирной паутине. Именно там они высказывают свои «неповторимые» мысли, идеи, собственные представления о философии байкеров.

    Если вы встретите такой тип мотоциклистов на дороге – не рассчитывайте на помощь, так как болтуны всегда сошлются на занятость или «не мои проблемы». Мото-клубы никогда не принимают в свои ряды болтунов, так как зачастую за последними наблюдаются отсутствие пунктуальности, ответственности, чувства долга и соблюдения дорожного кодекса.

  • Тип №5, или собственно байкер
  • Люди, которым с самого детства привили любовь к мотоциклам, духу свободы и уважение к дороге зачастую становятся настоящими байкерами. Такой тип мотоциклистов не признаёт езду на мотоцикле как обычное перемещение из пункта A в пункт B.

    Для них дорога и открытие новых горизонтов – смысл жизни, а мотоцикл – самый лучший друг.

    Вся атрибутика и символы, которые любят использовать остальные типы мотоциклистов, у байкеров возникли в связи с особенностью стиля жизни. К примеру, ту же косуху они носят, чтобы защитить себя от холода и пыли, а небрежный внешний вид обусловлен отсутствием возможности привести себя в порядок в долгих поездках.

    Помимо байкеров-одиночек в последние 30 лет в России появилось множество мото-клубов, главным отличием которых являются чёткая иерархия, соблюдение дорожного кодекса и правил клуба, а также строгий отбор будущих членов клуба по возрасту, полу, увлечениям и даже виду мотоцикла (встречаются мото-клубы, где члены ездят исключительно чопперах или спорт-байках). Многие закостенелые мотовладельцы не принимают мото-клубы, оставаясь всю жизнь одинокими странниками, так как по их мнению мото-организации убивают на корню само понятие свободы и движения.

    В заключение необходимо сказать, что не стоит судить о человеке не мотоцикле поверхностно и стереотипно . Как и в любом другом сообществе, в мото-движении есть и плохие, и хорошие представители. Люди, выбравшие для себя определённый образ жизни (мотоциклы, дорога, свобода, братство и взаимопомощь), заслуживают по меньшей мере уважения.

    Байкеры (англ. biker, от bike < motorbike < motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.

    Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни. Байкерами также себя называют поклонники велосипедов, мотоциклистов же они называют мотобайкерами. Тем не менее, традиционно слово «байкер» связывают с мотобайкерами.

    Байкерское движение зародилось в США, проникло в ЕвропБайкерыу и какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок. Наиболее известная группировка - Hells Angels («Ангелы Ада»).

    Стереотипный внешний вид байкера

    Бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер), вязаная шапочка, «косуха» (художественно навороченная кожаная куртка летчика, ведь первые байкеры пересели после окончания войны на Харлеи с самолетов и танков!) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой мотоклуба), кожаные штаны.

    Байкеры как и все рокеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды, для защиты глаз от ветра носят очки, поскольку часто не признают шлемов. Тем не менее, в среде байкеров это не является обязательным атрибутом. Байкер вполне может носить спортивную мотоодежду и экипировку. Кожаная одежда используется в прохладных регионах. В солнечных странах байкеры ездят в джинсовых одеждах.

    Наиболее часто используемая символика

    Флаг Конфедерации (См. Гражданская война в США) (точнее, его вариант - Naval Jack). Традиция его примения пошла от американских байкеров. Его современное Байкерызначение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров (см. Конфедеративные штаты Америки), с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

    Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другое использование символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

    Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому байк-клубу принадлежит байкер. На эмблеме клуба обычно указывают название байк-клуба, страну или город в котором организован байк-клуб и статус байк-клуба, также распространённой является подпись «МС» (аббревиатура от английского слова «Motorcycle Club»). Также, некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав или на грудь на куртке, где указан статус байкера в клубе.

    Например: Президент, Секретарь, Бухгалтер, Претендент, Проспект, Мембер и др.

    Серьёзное влияние на популярность байкерского движения оказал ряд фильмов, которые теперь являются культовыми в этой среде:

    • Дикарь (The Wild One), 1953 г.
    • Дикие ангелы (The Wild Angels), 1966 г.
    • Ангелы ада на колесах (Hells Angels on Wheels), 1967 г.
    • Беспечный ездок (Easy Rider), 1969 г.
    • Безумный Макс (Mad Max), 1979 г.
    • Безумный Макс 2: Воин Дорог (Mad Max 2: The Road Warrior), 1981 г.
    • Крутящий момент
    • Харлей Девидсон и ковбой Мальборо (Harley Davidson and the Marlboro Man)
    • В погоне за тенью
    • Записки мотоциклиста

    Обычно в среде байкеров принято слушать тяжёлую музыку: рок, хард-рок, метал. Музыкальные группы, связанные с байкерской тематикой и байкерским движением:

    • E.S.T. Жан Сегадеев
    • Motorhead
    • Чёрный Обелиск
    • Manowar

    Из истории рок-музыки: слова «heavy metal thunder» впервые появились в песне «Born To Be Wild», которую сочинил Mars Bonfire. Её переиграли Slade на своём первом альбоме.

    Байкеры стали по-настоящему первой белой молодежной субкультурой со своим стилем, языком и манерой поведения. Массовая культура сделала из них миф, настолько притягательный в своей наоборотности и отвратности, что мотоциклетные субкультуры оказались самыми живучими – существуя по сей день, они так и не пережили своего упадка. Есть только два сорта людей,– сказал мне один мой знакомый мотоциклист,– байкер и небайкер. Потому что байкер – это стиль жизни, а не стиль езды на мотоцикле. Cебя они называют также hardcore (настоящие). Они неохотно идут на контакты, нелюбопытны, неразговорчивы. Байкеры или рокеры являются аутсайдерами презираемого ими изнеженного общества, у них считается позором быть такими как все. Они создали свое собственное общество со своими правилами и понятиями о морали (причем секс и преступления далеко не играли ту архиважную роль в их среде – это делала ненавидимая ими пресса).

    Они – пламенные патриоты (абсолютный патриотизм отчасти выражался в признании только отечественных мотоциклов – Харлей Дэвидсон), отчасти расисты (особенно в южных штатах, где одной из байкерских эмблем был старый флаг Конфедерации), уважают (в общем и целом) сильную государственную власть и хотят быть уважаемыми в своей местности. Байкеры явили собой образец субкультуры, в которой ценностный акцент делался именно на вещи, считавшиеся низкими и незаконными. Их ценности формировались спонтанно, на бессознательном уровне, поэтому-то они и остались особой деклассированной, люмпенской молодежной субкультурой, племенем, куда доступ посторонним был, как правило, закрыт. Новичкам необходимо пройти через ряд достаточно суровых испытаний, и только тогда им будет выдана джинсовая жилетка с обрезанными рукавами, с эмблемой той или иной мотоциклетной банды. Байкерская субкультура, пожалуй, явилась единственной эксклюзивной, отвергавшей все, что связано с этническими и иными меньшинствами, а также с женским началом в культуре.

    Их самый святой символ – незаметная нашивка 1%, обозначающая внутренний орден, который объединяет настоящих байкеров против остального мира, что следует понимать буквально. Такой знак нельзя было носить просто так – его надо было заслужить.

    Байкер проходил обряд посвящения, своего рода инициацию, особый ритуал, когда нового члена обливали грязью, бензином, бросали в лужу, а затем объезжали его на мотоциклах по кругу. Не все мотоклубы относятся к 1%, а только те, что совершенно осознанно становятся против гражданских норм, государственных правовых понятий, бюрократической опеки.

    В средние века такие люди, как байкеры, тоже были бы людьми вне закона, вольными стрелками и бунтарями, и такими они видят себя до сих пор. Из-за этого они автоматически становятся не только аутсайдерами общества, но и врагами государства и даже преступниками. Понятие 1% имеет свою историю. 4 июля 1947 года в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотоциклетные гонки, которые проводила ассоциация AMA. В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда мотостиляг. Журналист Фрэнк Рутни написал об этом в газете Сатэрдэй Ивнинг Пост, журнал Лайф сделал фоторепортаж. Так байкеры впервые попали в поле зрения шокированной и напуганной американской общественности (по этому эпизоду режиссер Стенли Крамер снял в 1954 году фильм Дикарь с Марлоном Брандо в главной роли). При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка 1%.

    По стране прокатилась волна солидарности и в порядке протеста возникали мотоциклетные группы, называвшие себя M.C., то есть мотоклуб. Cо временем эта нашивка стала означать не только неподчинение AMA, но и вообще общепринятым законам и правам граждан. Часть байкеров (начиная с шестидесятых) сращивается со своего рода уголовным элементом (распостранение наркотиков, контроль за проституцией). Большинство их них перебивалось случайными заработками, почти все демобилизовались из армии после войны, и им было трудно приспособиться к условиям послевоенной Америки. Они возвращались победителями, ждали заслуженной славы, но оказалось, что ничего не изменилось: страна как и в годы войны замкнулась, сжалась в своем консерватизме, только ухудшавшим общий климат. Они слишком многое упустили, чтобы реагировать на быстрые социальные изменения. Телевидение, реклама, индустрия развлечений навязывали им образ нации: одинаково одетой, одинаково подстриженной, c машиной, детьми, собакой и прочими атрибутами возвращения к нормальной жизни. Для многих после всех лишений военного времени такая стандартизация была альфой и омегой бытия, но для тех, кто привык жить на адреналине, находиться между жизнью и смертью, такой махровый конформизм оказался неприемлем. Эти люди, по обе стороны Атлантики, не чувствовали, что вернулись в дружелюбный дом. Очень трудно работать продавцом в супермаркете, после того как ты был в десантных войсках. Похожая ситуация сложилась в США во время войны во Вьетнаме. Многие ветераны, по возвращении на Родину, значительно пополнили байкерские ряды. Тогда же (даже чуть раньше) в атрибутику байкеров вошла нацистская символика, до глубины души шокировавшая обывателя – ярчайший пример обращения молодежной субкультуры к эмблемам Наобортной Культуры или ненавидимого большинством Враждебного Мира. Мы были посланы правительством на бойню, а когда вернулись, нас стали обзывать убийцами, и не давали стакан пива, если тебе не было 21 года. И эти люди обратились к мотоциклам, которые стали наиважнейшим атрибутом их жизненного уклада. Их в полной мере можно назвать современным кочевым племенем, со своими законами и языком. Байкеры стали объединяться в небольшие, но чрезвычайно мобильные группировки. Одной из первых стала The Booze Fighters – Пьяные Задиры (предшественники Ангелов Ада, названных так, кстати, по имени одного солдатского землячества времен второй мировой войны).

    Послевоенные байкеры стали первой из субкультур, выработавшей свое радикальное отношение к любому аспекту американской действительности. Широкому распостранению образа помогли и кинематографисты, живо чувствовавшие коммерческость темы, и создавшие один из самых притягательных для молодежи культурных мифов. Успеху байкеров отчасти помог и резко отличавшийся от всех стиль. Как правило, субкультурам рабочей молодежи, бедных кварталов было присущ dressing up, то есть сознательное улучшение образа. Байкеры же намеренно одевались в рабочую, грубую и неприхотливую одежду, как бы подчеркивая свою индивидуальность, мужскую силу и гордость. Одежда, казалось, символизировала их беспокойную, полную различных эксцессов жизнь на дороге. Cтиль (западный по сути) определила война. Особенно это касается черных кожаных курток, в которых в годы войны щеголяли даже генералы. Теперь же они стали байкерской униформой (имидж дополняли тяжелые армейские ботинки или сапоги). Байкеры функционировали по ту сторону социальных ценностей. Рожденные Проигрывать сорви-головы использовали любую возможность выделиться среди остальных на грани дозволенного законом, и тем самым практически полностью отошли от жизни в обществе. Cтилистически и идеологически они были аутсайдерами безо всякого желания стать инсайдерами. Если субкультура зутиз символизировала собой мейнстримовское стремление к лучшей жизни, то о байкерах этого сказать нельзя.

    Лучше править в аду, чем служить в раю,– эта крылатая фраза из фильма Ангелы Ада На Колесах стала их девизом. Однако, эта, казалось, чрезвычайно замкнутая субкультура своим резко поставленным альтернативным отношением задала тон многим последующим. Не случайно, что она получила распостранение и в среде хэдбэнгерз (металлистов), и у панков. Черная кожаная куртка с того времени вошла в широкий ассортимент уличной моды, и до сих пор считается одной из самых важных составляющих молодежного стиля – самая безобидная вещь из тех, кои могло безболезненно принять общество, против ценностей которых Байкеры бунтовали. Возникшие впоследствии, как в США, так и в Великобритании, другие мотоциклетные группировки отличались друг от друга только названиями – ценности остались неизменны. C развитием рок-музыки байкеры прочно заняли свое место в популярной культуре – кочевое племя урбанизированного сообщества.

    Байкеры (англ. biker , от bike motorbike motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

    Байкерами также себя называют поклонники велосипедов, мотоциклистов же они называют мотобайкерами. Тем не менее, традиционно слово «байкер» связывают с мотобайкерами.

    Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок. Наиболее известная группировка - Hells Angels («Ангелы Ада»).
    Внешний вид байкеров
    Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке), вязаная шапочка, «косуха» (художественно навороченная кожаная куртка летчика, ведь первые байкеры пересели после окончания войны на Харлеи с самолетов и танков) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры как и все рокеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды, для защиты глаз от ветра носят очки, поскольку часто не признают шлемов.

    Тем не менее, в среде байкеров это не является обязательным атрибутом. Байкер вполне может носить спортивную мотоодежду и экипировку.

    Кожаная одежда используется в прохладных регионах. В солнечных странах байкеры ездят в джинсовых одеждах.
    Символика байкеров
    Наиболее часто используемая символика: Флаг Конфедерации (См. Гражданская война в США) (точнее, его вариант - Naval Jack). Традиция его примения пошла от американских байкеров. Его современное значение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров (см. Конфедеративные штаты Америки), с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.
    Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другое использование символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.
    Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому байк-клубу принадлежит байкер. На эмблеме клуба обычно указывают название байк-клуба, страну или город в котором организован байк-клуб и статус байк-клуба, также распространённой является подпись «МС» (аббревиатура от английского слова «Motorcycle Club»). Также, некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав или на грудь на куртке, где указан статус байкера в клубе. Например: Президент, Секретарь, Бухгалтер, Претендент, Проспект, Мембер и др.

    Мотоциклы байкеров
    Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего класса чоппер, или кастом.
    Крупнейшие мотоклубы
    Для байкеров характерно объединение в клубы. Несмотря на достаточно распространённый стереотип, такие объединения в настоящее время носят, в подавляющем большинстве случаев, мирный характер. Night Wolves MG
    Hells Angels MC
    Outlaws MC

    Крупнейшие мотоклубы России
    Hells Angels MC Russia
    Night Wolves MG Russia
    Outlaws MC Russia
    Night Hunters MC (Санкт-Петербург)
    Легион СПБ MC (Санкт-Петербург)
    Чёрные ножи англ. Black Knives MC (Екатеринбург)
    LIFEROAD (Тюмень)
    MC PHANTOMS, (Тольятти)

    Крупнейшие мотошоу
    Ещё одним немаловажным проявленим байкерской субкультуры являются многочисленные байкслеты, мотошоу и другие мероприятия связанные с мотоциклами. Чаще всего такие мероприятия носят характер шоу с приглашением музыкантов, стриптизёрш, каскадёров, где немаловажной составляющей является употребление спиртных напитков, прежде всего пива. Моторалли в Стурджисе, Южная Дакота, США (Sturgis Motorcycle Rally). Старейшее и крупнейшее байкшоу.

    Крупнейшие мотошоу России
    Байк-фестиваль «Лицом к океану»
    Таманский Байк-Фестиваль
    Мотошоу в Малоярославце
    Мотошоу в Екатеринбурге
    Байк-фестиваль «Сосисочное дерево»

    Байкеры и популярная культура
    Образ байкера как свободного, сильного человека, не очень уважительно относящегося к закону и обывателям, серьёзно повлиял на массовую культуру. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ притягательным и привнесла в него ряд стереотипов и мифов. К настоящему времени этот образ теряет свою значимость, постепенно уступая его другим.
    Фильмы

    Серьёзное влияние на популярность байкерского движения оказал ряд фильмов, которые теперь являются культовыми в этой среде: Дикарь (The Wild One), 1953 г.
    Дикие ангелы (The Wild Angels), 1966 г.
    Ангелы ада на колесах (Hells Angels on Wheels), 1967 г.
    Беспечный ездок (Easy Rider), 1969 г.
    Безумный Макс (Mad Max), 1979 г.
    Безумный Макс 2: Воин Дорог (Mad Max 2: The Road Warrior), 1981 г.

    Другими известными фильмами, в которых обыгрывается эта тематика, являются: Крутящий момент
    Харлей Девидсон и ковбой Мальборо (Harley Davidson and the Marlboro Man).
    В погоне за тенью
    Записки мотоциклиста

    Обычно в среде байкеров принято слушать тяжёлую музыку: рок, хард-рок, метал. В популярной музыке часто обыгрывается образ байкера, притом и в лёгких её формах (т. н. «попсе»). Музыкальные группы, связанные с байкерской тематикой и байкерским движением: E.S.T.
    Motorhead
    Чёрный Обелиск
    Ария
    Manowar

    Из истории рок-музыки: слова «heavy metal thunder» впервые появились в песне «Born To Be Wild», которую сочинил Mars Bonfire. Её переиграли Slade на своём первом альбоме.
    Компьютерные игры

    Интерес к байкерской культуре проявился и в сфере компьютерных игр. «Full Throttle» - наиболее известная среди них.
    Крупнейшие мото-форумы России
    МОТО-РУ Крупнейший мотофорум РОССИИ
    Байкерский форум "Беспечный ездок"

    Википедия

    Ба́йкеры (англ. biker , от bike «мотоцикл») – любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

    История «байк-движения»

    Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и Россию (в СССР в 1980-х годах их называли «рокеры»), какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

    Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или чёрная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы.

    Образ байкера.

    На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни черта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ культивируется именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в средствах массовой информации, а следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям (цивилам, на жаргоне байкеров), разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями. Образ жизни байкеров и особенно членов мотоклубов середины 60-х годов XX века серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря СМИ в сознании обывателя стал формироваться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» – пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно-притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей всячины.

    Несмотря на то, что СМИ создали такой негативный образ в глазах у обычных людей, для меня он остается все равно привлекательным. И не столько внешний образ, сколько внутренний, особую роль в моей симпатии к нему играют такие качества любого настоящего байкера, как взаимовыручка, помощь ближнему и солидарность. Мне привлекательна и сама философия байк-культуры. Самый, на мой взгляд, трудный вопрос байкерской философии, об который уже сломали множество копий, это дать определение самому понятию «байкер». В начале моей статьи дано лишь очень поверхностное определение этому понятию, цель которого ввести в курс дела моего читателя. Меня тоже постоянно волновал вопрос, что такое «байкер». Почему? Понятие этого вопроса лежит в основе других, не менее важных вопросов, и в основе самого существования байкеров. Понимать это значит – разделять.

    Внутренне понимание этого вопроса для себя самого, я могу поделить мир на байкеров и не байкеров и первых очень легко отделять от вторых, даже при неплохом сходстве. Но определение всё равно нужно. Зачем? Зачем усложнять жизнь и искать какие-то определения? Выясняется, что есть зачем. Даже в нашей стране, где история байкерского движения насчитывает не более чем 15 – 20 лет, уже есть несколько поколений «байкеров». И очень часто бывает, что новое поколение мотоциклистов, в понятие «Байкер», вкладывает совсем иной смысл, чем старшее поколение – байкеров. Понятие этого слова очень сложное и включает в себя много значений можно как то формализовать его, обобщить определение. Байкер – это порождение Байкерского Мира, носитель его философии и культуры и никак иначе. Байкер – это не китч, это внутреннее состояние духа, это образ жизни в целом. И, хотя мир меняется, и слово, когда-то обозначавшее одно, сейчас может значить совсем другое, самое основное все равно остается всегда закреплено за ним вместе со всеми его хорошими качествами. Байкер – это не стиль езды на мотоцикле, а стиль жизни. Первые байкеры презирали окружавшее их общество, и они создали собственное – со своими правилами и моралью. В чем то эти правила являются более прочными и справедливыми, на мой взгляд, чем правила основного общества. Да, не все байкеры так близки к идеалу, который я описал. Попадаются среди «псевдобайкеров» весьма недоброжелательные люди, которые действительно очень вредны для общества. Позже я опишу типажи байкеров, на которые я могу их подразделить.

    Идея

    Идея байкерского движения. Идея это стержень, движущая сила. Ни одно движение не может происходить без идеи, ну за исключением броуновского. За идею страдают, сражаются и умирают. Идея – это нечто призрачное, её нельзя пощупать, её можно ощутить только внутренне. Байкерское движение вовсе не исключение, оно тоже имеет свою идею. И что же есть идея байкерского движения? Возможно ответ в одной фразе – Мы непохожи на других, и это повод нам объединиться. Это конечно же общая фраза и только половина смысла. Байкеры избрали средством передвижения мотоцикл, который и стал символом движения. Незащищенность байкера на дороге и страх обывателей перед мотоциклом, сформировало миф о том что, байкеры – это смертники, психи, наркоманы, бандиты, насильники и еще Бог знает кто, ну, в крайнем случае, не нормальные, это точно. А всё, что ненормально, не похоже – настораживает и отталкивает. Итак, цивилизованное общество бросило первый камень в байкеров. И байкеры начали собираться в группы, первые подобия мотоклубов и гонять на мотоциклах вместе, с грохотом и ревом, возвращая камень раздора обществу. Со временем появилась потребность в более сплоченном объединении. Начали появляться первые мотоклубы, мотобанды. Постепенно начало формироваться то, что в последствии, назовут – байкерская культура, байкерская философия. Байкеры были отверженными, чуждыми обществу изгоями, но, оказавшись на обочине мира, они построили свой. Основной идеей их существования стала свобода, свобода оставаться такими, какие они есть. А мотоцикл стал символом этой свободы. Это стало и основной объединяющей силой. И появились байкеры как социальный класс, со своей культурой и философией, а Байкерское движение стало его самовыражением.

    Какие бывают байкеры

    Те, кто решил связать свою судьбу с мотоциклом, воспринимают явление байкерской культуры весьма своеобразно. Чаще всего, молодые люди, как впрочем, и любого возраста, но в меньшей степени, «клюют» на внешнюю форму. Красивые мотоциклы, поклонницы, восхищённые взгляды друзей и соседей. Для их понимания, доступно только внешнее проявление, косуха, цепи черепа…, напыщенная агрессивность и собственная значимость. Абсурдность их увлечения доходит до комичного, прилепленные под шлем волосы, огромное количество заклёпок на косухе, либо мощный «прикид» самой дорогой защиты, самых модных мотофирм. Мотоциклы, от конкретной рухляди, до навороченных иномарок. Чаще всего, увлечение таких заканчивается осторожными поездками до места, где можно покрасоваться и обратно в гараж, где тоже пускается пыль в глаза гостям, и утверждение битьём себя в грудь, что он принадлежит байкерскому сообществу. Они думают что, надев косуху и заимев мотоцикл, становятся автоматически байкерами. К сожалению, такой тип часто гибнет в авариях, пытаясь выделиться перед публикой, или незнанием элементарных норм поведения на дороге. Для многих из них байккультура выражается как – «Я причастен» Бывают исключения, подсев на мотоцикл для красования, человек попадает в зависимость, находит в движении особое удовольствие, задумывается о смысле жизни и стремится найти единомышленников, находя тусовки и вступая в клубы.

    Другой тип можно назвать воинствующим.

    Насмотревшись боевиков с участием мотоциклистов, думая, что можно жить как в Голливуде по примеру киногероев, чихать на законы, вести себя по хамски из-за того, что он на мотоцикле и поэтому его должны боятся. Обычно они всегда в одиночестве, или находится ещё несколько человек такой же направленности, организуется костяк, превращающийся неизменно в обычных преступников. Байк культура для них воспринимается как среда существования, и отвергается как неприемлемая, в тоже время сообщество байкеров отторгает таких от общения, как неприемлемую форму существования в культуре. Внешне они мало чем отличаются от обычных мотоциклистов, небрежно неряшливы, одиноки потому что заносчивы, серы и незаметны. Продолжительность существования на мотоцикле этого типа не велика, гибель в разборках и лишение свободы за нарушение законов.

    Следующий тип, называется скамейкерами.

    Люди страстно желающие ездить на мотоциклах, но не имеющих возможности этого сделать. Активно учувствуют в разных тусовках, ходят по кабачкам, много говорят о байкерской культуре, мало что, понимая в этом вопросе, но напичканы терминами и знающие буквально всё о разных событиях мотожизни. Часто спорят о философии движения, активны и непримиримы во мнении собственного понимания жизни на колёсах, немея таковых. Бывает, что им удаётся заполучить мотоцикл, казалось бы, теоретическая основа должна помочь легко вступить в двухколёсное сообщество, но несоответствие желаемого с действительным, заставляет легко отказываться от езды, и основательно сесть на конька теоретизирования. В этих случаях скамейкер становится агрессивно активным в вопросах байкерской культуры, возможность самостоятельно поездить, даёт ему уверенность в правоте собственных выводов. До смешного необоснованные заключения, без наличия опыта, отталкивают от общения с байкерами, и человек окончательно уходит от байккультуры,

    Буквально недавно появился новый тип мотоциклистов, это балаболы и болтуны, сему явлению очень способствовал Интернет.

    Самый конкретный тип мотоциклиста, это собственно байкер, люди севшие на мотоцикл буквально с пелёнок, либо принявшие по наследству от родичей мотоцикл с багажом знаний о дорожном кодексе, либо пришедшие в мототусовку из-за возможности легкого знакомства с девушками, случайно прокатившиеся самостоятельно на мотоцикле, и понявшие всю суть духа перемещения на двух колёсах. Байкер немногословен, конкретен, прям и чёток в формулировках, неприемлем компромиссов, отвергает политику, и любое давление со стороны любого кто может повлиять на его свободы. Байкер честен и прямодушен, упрям и верен слову. Для байкера процесс езды на мотоцикле, значит намного больше, чем простое перемещение из точки отправления в пункт прибытия.

    Езда для байкера необходима как воздух для дыхания, ветер в лицо – как родной брат, дорога – не асфальтовое покрытие, а целая философия жизни, (дорога жизни) Байк друг, а не механическое транспортное средство. Для байкера, например косуха, не средство показать свою принадлежность к мотопривязанности, а всего лишь средство защиты от холода и пыли. У каждого байкера свой кодекс чести, продиктованный дорожным братством, не приемлющий пустословия. Дорога суровый учитель, постоянный риск и близость смерти или увечья, заставляет дисциплинироваться, не пить за рулём, отвечать за попутчика больше чем за самого себя, не обижать начинающих, и всегда помогать в дороге нуждающимся в помощи. Ни при каких условиях, байкер не будет осуждать своих братьев, особенно при людях «не в теме».